Научная статья на тему 'АНАЛИТИКА СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ'

АНАЛИТИКА СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
256
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индустрия туризма / внутренний туризм / информация / аналитика данных / социальные медиа / современное общество / экономическон развитие / интернет технологии.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лукерина О. М., Жмурова С. С., Виноградов А. А.

В статье рассмотрена проблема совершенствования внутреннего туризма на основе анализа медиапространства. В статье раскрыта значимость внутреннего туризма в Российской Федерации, сформулировано понятитие социальные медиа, выявлены основные проблемы и перспективы применения интернет технологий в туристской индустрии. Целью исследования является выявить возможности применения современных технологий аналитики для последующего эффективного практического применения в туристском бизнесе. Для решения поставленной цели было проведено исследоавние с использованием ресурсов аналитики социальных медиа и СМИ одной из ведущих компаний, которое показало эффективность применения автоматизированной системы сбора данных в отрасли туризма, в результате проведенного исследования мы пришли к заключению, что анализ медиапространства способствует совершенствованию и оптимизации деятельности в туристской сфере в рамках внутреннего туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Лукерина О. М., Жмурова С. С., Виноградов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИТИКА СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ»

gs4 толкование права ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-246-252 NIION: 2018-0076-2/23-112 MOSURED: 77/27-023-2023-2-112

ЛУКЕРИНА Ольга Михайловна,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» Высшая школа бизнеса, менеджмента и права Старший преподаватель, e-mail: lukerina@mail.ru

ЖМУРОВА Светлана Сергеевна,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУРИЗМА И СЕРВИСА» Высшая школа бизнеса, менеджмента и права Старший преподаватель, e-mail: 5100710west@inbox.ru

ВИНОГРАДОВ Александр Александрович,

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница имени С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы Методист Учебного центра ГБУЗ ГКБ им. С. П. Боткина ДЗМ,

e-mail: vinogradovaa@botkinmoscow.ru

АНАЛИТИКА СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема совершенствования внутреннего туризма на основе анализа медиапространства. В статье раскрыта значимость внутреннего туризма в Российской Федерации, сформулировано понятитие социальные медиа, выявлены основные проблемы и перспективы применения интернет технологий в туристской индустрии.

Целью исследования является выявить возможности применения современных технологий аналитики для последующего эффективного практического применения в туристском бизнесе.

Для решения поставленной цели было проведено исследоавние с использованием ресурсов аналитики социальных медиа и СМИ одной из ведущих компаний, которое показало эффективность применения автоматизированной системы сбора данных в отрасли туризма, в результате проведенного исследования мы пришли к заключению, что анализ медиапространства способствует совершенствованию и оптимизации деятельности в туристской сфере в рамках внутреннего туризма.

Ключевые слова: индустрия туризма, внутренний туризм, информация, аналитика данных, социальные медиа, современное общество, экономическон развитие, интернет технологии.

ZHMUROVA Svetlana Sergeevna,

Federal State Budgetary Educational Institution

of Higher Education "RUSSIAN STATE UNIVERSITY TOURISM AND SERVICE" Graduate School of Business, Management and Law

Senior Lecturer

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

LUKERINA Olga Mikhailovna,

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "RUSSIAN STATE UNIVERSITY TOURISM AND SERVICE" Graduate School of Business, Management and Law

Senior Lecturer

VINOGRADOV Alexander Alexandrovich,

State Budgetary Healthcare Institution S.P. Botkin City Clinical Hospital of the Moscow City Health Department Methodologist of the Training Center of the State Medical University named after S. P. Botkin DZM

SOCIAL MEDIA ANALYTICS IN THE TOURISM INDUSTRY

Annotation. The article considers the problem of improving domestic tourism based on the analysis of the media space. The article reveals the importance of domestic tourism in the Russian Federation, formulates the understanding of social media, identifies the main problems and prospects for the use of Internet technologies in the tourism industry. The purpose of the study is to identify the possibilities of using modern analytics technologies for subsequent effective practical application in the tourism business.

To achieve this goal, a study was conducted using the resources of social media analytics and mass media of one of the leading companies, which showed the effectiveness of using an automated data collection system in the tourism industry. As a result of the study, we came to the conclusion that the analysis of the media space contributes to the improvement and optimization of activities in the tourism sector within the framework of domestic tourism.

Key words: tourism industry, domestic tourism, information, data analytics, social media, modern

Введение

Сегодня иформация является одним из основных факторов производства. Классические производственные ресурсы в их понимании уже не играют первостепенную роль в современном мире. Многие виды деятельности перешли на онлайн площадки и не нуждаются, например, в основных производственных фондах. Благоприятная среда для перехода на «удаленку», несомненно, образовалась в период пандемии, охватившей весь мир в начале 2020 года. [1,8] По нашему мнению, на второй план производственные ресурсы отодвигать все же не стоит. К примеру, если рассматривать отрасль туризма, как и любую другую отрасль, которая нуждается в фондообеспеченности, можно прийти к заключению, что осуществлять предпринимательскую деятельность без современных, высокотехнологичных, мощных основных средств не представляется возможным. Тем не менее, не стоит оставлять без внимания тот факт, что все основные фонды в рамках эффективной эксплуатации нуждаются в обеспечении положительной информацией: где они находятся, какими качественными характеристиками отличаются от аналогов, как до них добраться, какова стоимость использования и т.д.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

Современный человек получает любую информацию, в том числе и об основных фондах туристской индустрии из медиапространств интернет ресурсов. Достаточно иметь смартфон с выходом в мировую сеть и ввести поисковый запрос об интересующем объекте. Каждое предприятие, организация обзавелись своими официальными страницами в пространстве всемирной паутины, где содержится исчерпывающая информация о деятельности. Кроме того, существует многообразие социальных сетей, групп по интересам, форумов, где пользователи делятся своим мнением и личным опытом, делают личную оценку качества, которая может быть как положительной, так и отрицательной. Такие отзывы дают возможность производителям товаров и услуг учитывать мнения потребителей и развиваться в соответствии с потребностями большинства. Предпринимательству категорично необходимо знать и принимать во внимание и положительные, и отрицательные отзвывы потребителей своего продукта. Это дает возможность совершенствовать, развивать свой продукт или услугу, в зависимости от вида деятельности.

Туристская деятельность является одной из главных отраслей в национальной экономике.

Развитие туризма в целом, во всех его качественных проявлениях давно стало приоритетной задачей политики нашего государства. [10] «Общепризнанно, Российская Федерация располагает огромным потенциалом для развития внутреннего туризма, который на фоне последних событий становится единственным способом получения рекреационных эмоций и впечатлений отечественного туриста. [4, С.387] Каждый человек, несмотря на цифровизацию современного общества, является объектом социальным. Потребности в рекреации и отдыхе считаются неотъмле-мой частью жизненного цикла современного индивида. В 21 веке у людей физическая усталость от работы сменилась на психоэмоциональную истощенность, что считается наиболее опасным для здоровья. В жестких условиях ограниченности, в которых оказалось российское общество удовлетворять указанные выше потребности высшего порядка становится очень сложно, что также оказывает негативное влияние. Известно, что в нашей стране осуществляется поддержка отрасли туризма со стороны государства на всех уровнях управления. Упор делается на развитие инфраструктуры, сервисное обслуживание, уровень квалификации персонала. Как показали проведенные исследования - нам есть куда стремиться. Цели и задачи, указанные в нормативных документах реализуются в соответствии с поставленными сроками. В последние два года можно наблюдать значительно увеличение внутреннего потока туристов. Именнно внутреннему туризму предрекают стремительное развитие в сложившихся непростых условиях в ближайшее время. [5, С.263] Стоит отметить благоприятные факторы, которые необходимо учитывать при становлении внутреннего туризма:

1. Огромные территории, которые могут быть освоены под каждый из существующих видов туризма.

2. Развитая нормативно-законодательная база, которая продолжает совершенствоваться;

3. Национальные проекты в сфере туризма;

4. Поддержка предпринимательской деятельности;

5. Желание граждан заниматься бизнесом.

Целью бизнеса и предпринимательства во

все времена являлось извлечение максимальной экономической выгоды, получение прибыли и сверхприбыли. Как указано выше, информация -самый важный ресурс для каждого хозяйствующего субъекта. От ее наличия и качества зависит финансовая деятельность и благополучие организации. Существует множество способов получения информации: СМИ, профессиональные выставки, журналы, газеты. Наиболее эффективным способом, по нашему мнению, является

информация, полученная из социальных сетей, социальных медиа. Это связано с тем, что с каждым днем растет количество пользователей ресурсов интернет и живое общение сменилось виртуальным. Именно в социальных сетях люди пишут свои мнения о той или иной организации, товаре, услуге, бренде и т. д. Бизнесу необходимо иметь информацию о свом потребителе, учитывать его мнение.

Современные технологии дают возможность автоматизированного способа получения информации. Существует множество ресурсов, таких как Google Trends, Wordstat и другие, которые показывают, как часто пользователи ищут информацию о том или ином объекте. Но они дают только поверхностные данные которые, в свою очередь, могут иметь совершенно разные знвчения по одному объекту анализа. Поэтому многие предприниматели, которые осознали значимость интернет пространства, используют платные версии систем аналитики соцмедиа, которые в автоматическом режиме собирают информацию об определенном объекте, за определенный период, используя и геолокацию, в том числе в режиме онлайн. Существует множество положительных примеров, которые благодаря такой аналитике помогли устранить недостатки бизнеса и выйти на новый уровень предпринимательской лестницы.

Проведение любого анализа деятельности всегда связано с временным ресурсом. В условиях стремительных изменений выводы и рекомендации анализа зачастую теряют актуальность быстрее, чем успевают быть применены. Именно поэтому появляется необходимость применять специальные автоматизированные продукты анализа социальных медиа.

Цель. Исследование и анализ необходимости применения бизнес-аналитики в сфере предпринимательства, для эффективного управления, на повышения производительности и оперативной обработки данных на примере туристской индустрии.

Методология исследования. В настоящее время между специалистами в области аналитики соцмедиа возникают многочисленные споры, по поводу четкого определения этого понятия. Ниже приведены некоторые из них.

«Социальные медиа - социальные средства коммуникации, службы сетевого общения, вид массовой коммуникации просредством интернета». [7]

Социальные медиа - это свободное пространство интернет ресурсов, где можно оставить отзыв, поделиться опытом. [6]

Таким образом, социальные медиа - это вид коммуникации с использованием ресурсов

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

интернет в свободном для каждого пользователя доступе.

Аналитика социальных медиа - это способ узнавать мнения людей о товаре, услуге с помощью анализа их медиапространства. Под аналитикой социальных медиа стоит понимать систематический анализ информации социальных средств коммуникаций.

Далее приводится пример анализа социальных медиа с применением автоматизированной системы сбора и обработки информации поиско-

вого запроса «Туризм в Подмосковье» [3], который проводился в июле 2022 года в рамках исследования внутреннего туризма. [9]

Проведенное исследование показало, что сновными источниками информации являются социальные сети (51,5%) «ВКонтакте», «Одноклассники», telegram.org и СМИ (43,6%) - ново-стой канал ru24.net. Именно этими каналами пользуются авторы для обсуждения и поиска необходимой информации. Данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Источники игформации социальных медиа и СМИ

С помощью автоматизированной системы поиска можно выделить целевые аудитории, определить пол и возраст авторов сообщений медиапространства, таким образом сформировать базу «лидеров мнений». На рисунке 2 показано, что поисковые запросы по теме внутреннего туризма в Подмоковье осуществляются преимущественно женской аудиторией - 62%. Это можно объяснить тем, что женщины зани-

маются организацией семейного досуга, отпуска, выходных. Летний период характеризуется окончанием учебного процесса, разгаром отпусков в июле-августе. Эти месяцы считаются самыми пиковыми сезонами внутреннего туризма. Процент авторов мужчин - 37,7%. В возрастном сегменте преобладают авторы 55 лет и старше - 31%; 45 - 54 лет - 24%; 35 - 44 лет - 21%.

Рисунок 2. Пол и возраст целевой аудитории

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

Автоматизированная система поиска данных жает возможность определять геопозицию автора сообщения. Местоположение авторов в основном приходится на Московскую область (41,5%). Также интерес наблюдается у авторов,

находящихся в Москве (38,1%). Интересно отметить, что в первую тройку входят авторы, находящиеся в момент написания сообщений в Санкт-Петербурге (4,0%). Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1. Геопозиция авторов сообщений

Регион Количество сообщений %

Московская область 1 258 41.5%

Москва 1 156 38.1%

Санкт-Петербург 120 4.0%

Свердловская область 27 0.9%

Краснодарский край 26 0.9%

Ульяновская область 21 0.7%

Ярославская область 21 0.7%

Калужская область 16 0.5%

Ростовская область 16 0.5%

Самарская область 15 0.5%

Другие 356 11.7%

Система позволяеь определять позитивные, негативные и нейтральные сообщения. Отрицательные отзывы блогеров и недовольных потребителей товаров, услуг в современных условиях появляются в медиапространстве молниеносно, и могут привести к ослаблению репутации организации и как следствие к снижению ее дохода. Вместе с этим, анализируя негативные отзывы, у предпринимателя появляется возможность выявить качественные недостатки в работе и своевременно их устранить, и усилить положительные стороны деятельности. [6]

Практическая значимость, предложения и результаты внедрений, результаты экспери-

ментальных исследований. Используя автоматизированную систему анализа социальных медиа в современных условиях, у предпринимателей появляется возможность вывести свой бизнес на высокий уровень. Пользователи пишут в социальных сетях, что им нравится или не хватает в продукте, услуге, сервисе той или иной организации и чем привлекают конкуренты. Эта информация позволяет изучить потребности клиентов и предоставить продукт с учетом их ожиданий.

Современные системы аналитики информации позволяют проводить мониторинг по всем типам сообщений и данных (текст, фотография, реклама). Поиск по геопозиции позволяет узнать

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

геогафичекое местоположение. Сообщения, собранные в автоматическом режиме включают необходимые для предпринимателя сферы туризма данные, такие как тональность сообше-ний (позитив, негатив, нейтральность), целевая аудитория, возраст, пол автора.

Автоматизированная система мониторинга классифицирует сообщения по заданной теме, позволяет получать информацию в онлайн режиме удобным для каждого пользователя способом. В системе предусмотрено формирвание информационно-насыщенных графиков, таблиц, диаграмм по указанному параметру, автоматической разметки сообщений по заданным ключевым словам и словосочетаниям, например для анализа каждого вида туризма.

Заключение. Подводя итог, можно сделать вывод, что, назрела необходимость внедрять современные автоматические системы мониторинга и анализа в хозяйственную деятельность организаций сферы туризма. При должном использовании анализа социальных медиа, пользователями которых является большинство российских граждан, предприниматели, осуществляющие деятельность в области внутреннего туризма способны добиться решения задач, предусмотренных Стратегией, много раньше запланированного срока. [3]

Обсуждение результатов. Развитие внутреннего туризма, с использованием аналитических исследований социальных медиа с применением автоматизированных систем, способствует выполнению цели национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». [2. C. 263, 7]

Список литературы:

[1] Жмурова, О. М. Лукерина, М. Г. Репина Меры государственной поддержки сферы туризма в период пандемии 2020 г / С. С. Жмурова, О. М. Лукерина, М. Г. Репина [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2(139). - С. 265274. - DOI 10.34925/EIP.2022.139.2.049. - EDN ORZTLF.

[2] Киреева, Ю. А. Государственные меры поддержки сферы туризма в современных условиях / Ю. А. Киреева, В. И. Шариков // Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 23 апреля 2021 года. - Москва: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2021. - С. 261-267. - EDN MGHLWX.

[3] Концепция развития туризма в Московской области // [Электронный ресурс]. - URL: https://tourism.mosreg.ru/download/document/89729

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

06?ysclid=la8ffq5cef979644244 (Дата обращения 05.12.2022г.)

[4] Лукерина О.М. Проблемы развития регионального туризма в условиях экономической нестабильности / О. М. Лукерина, С. С. Жмурова, М. Г. Репина [и др.] // Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 3(140). - С. 385-388. - DOI 10.34925/EIP.2022.140.03.071. - EDN BZAOMY.

[5] Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства // [Электронный ресурс]. -URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/ plan-deyatelnosti/natsionalnyy-proekt-turizm-i-industriya-gostepriimstva (12.01.2023)

[6] Система мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ [Электронный ресурс]. - URL: https://br-analytics.ru (12.01.2023 г.)

[7] Социальные медиа [Электронный ресурс]. - URL: httpsY/ru.wikipedia.org/wiki/Соци-альные_медиа (12.01.2023 г.)

[8] Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года // [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/ info/35563/ (25.02.2023)

[9] Филиппова О. А. Изменение образовательной среды под влиянием цифровой трансформации/ Филиппова О. А., Лукерина О. М. // Современные проблемы и перспективы развития туризма и сферы услуг: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, 10 ноября 2022 г., Владимир: ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), 2022. - С. 196-200. - ISBN 978-5-8311-1479-9

[10] Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» / Справочная правовая система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/136248/ (Дата обращения: 25.11.2022г.)

Spisok literatury:

[1] ZHmurova, O. M. Lukerina, M. G. Repina Mery gosudarstvennoj podderzhki sfery turizma v period pandemii 2020 g / S. S. ZHmurova, O. M. Lukerina, M. G. Repina [i dr.] // Ekonomika i predprinima-tel'stvo. - 2022. - № 2(139). - S. 265-274. - DOI 10.34925/EIP.2022.139.2.049. - EDN ORZTLF.

[2] Kireeva, YU. A. Gosudarstvennye mery podderzhki sfery turizma v sovremennyh usloviyah / YU. A. Kireeva, V. I. SHarikov // Strategii i sovremennye trendy razvitiya predpriyatij turistskogo i gostinich-nogo biznesa: Materialy IV Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii, Moskva, 23 aprelya 2021 goda. - Moskva: Rossijskij gosudarstvennyj universitet turizma i servisa, 2021. - S. 261-267. -EDN MGHLWX.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Koncepciya razvitiya turizma v Moskovskoj oblasti // [Elektronnyj resurs]. - URL: https://tourism. mosreg.ru/download/document/8972906?ys-clid=la8ffq5cef979644244 (Data obrashcheniya 05.12.2022g.)

[4] Lukerina O.M. Problemy razvitiya region-al'nogo turizma v usloviyah ekonomicheskoj nesta-bil'nosti / O. M. Lukerina, S. S. ZHmurova, M. G. Repina [i dr.] // Ekonomika i predprinimatel'stvo. -2022. - № 3(140). - S. 385-388. - DOI 10.34925/ EIP.2022.140.03.071. - EDN BZAOMY.

[5] Nacional'nyj proekt «Turizm i industriya gostepriimstva // [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// tourism.gov.ru/contents/documenty/plan-deyatel-nosti/natsionalnyy-proekt-turizm-i-industriya-go-stepriimstva (12.01.2023)

[6] Sistema monitoringa i analiza social'nyh media i SMI [Elektronnyj resurs]. - URL: https://br-an-alytics.ru (12.01.2023 g.)

[7] Social'nye media [Elektronnyj resurs]. -URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Sociarnye_media (12.01.2023 g.)

[8] Strategiya razvitiya turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda // [Elektronnyj resurs]. - URL: http://government.ru/info/35563/ (25.02.2023)

[9] Filippova O. A. Izmenenie obrazovatel'noj sredy pod vliyaniem cifrovoj transformacii/ Filippova O. A., Lukerina O. M. // Sovremennye problemy i per-spektivy razvitiya turizma i sfery uslug: sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 10 noyabrya 2022 g., Vladimir: FGBOU VO «Vladimirskij gosudarstvennyj universitet imeni Aleksandra Grig-or'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh» (VIGU), 2022. - S. 196-200. - ISBN 978-5-83111479-9

[10] Federal'nyj zakon ot 24 noyabrya 1996 g. №132-FZ «Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» / Spravochnaya pravovaya sistema GARANT [Elektronnyj resurs]. - URL: https:// base.garant.ru/136248/ (Data obrashcheniya: 25.11.2022g.)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.