Аналитика рынка труда в сфере транспорта и логистики в России
Ю. И. Сахарова,
директор
по Северо-Западу
HeadHunter
мы проанализировали ситуацию на рынке труда в транспортно-логистической сфере в I полугодии 2017 года в россии и отдельно в москве и санкт-петербурге. в ходе исследования были рассмотрены 101 543 вакансии, созданные на портале hh.ru работодателями в период с 1 января по 30 июня 2017 года.
Санкт-Петербург ■ Москва Россия 50%
45%
23%
II
-18% ■
I
38%
30% ■
I 22%
Ш
-15%
-32%
1 полугодие 2015 2 полугодие 2015 1 полугодие 2016 2 полугодие 2016 1 полугодие 2017 Рис. 1. Динамика вакансий в профобласти «Транспорт, логистика», %
рынок вакансий растёт
Количество вакансий в первой половине 2017 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года в исследуемой профобласти в стране увеличилось на 22 %. При этом в Москве прирост предложений о работе составил 38 %, что на 8 п.п. больше, чем в Санкт-Петербурге (30 %) (рис. 1).
Если посмотреть на динамику вакансий в целом по России по месяцам, то максимальный прирост год к году был отмечен в апреле — 35 %. Далее работодательская активность немного снизилась, и в июне текущего года по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года количество предложений от компаний увеличилось лишь на 9 % (рис. 2).
■ 201в "2017
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
рис. 2. динамика вакансий по месяцам в 2016 и 2017 гг., %
соискательская активность находится примерно на уровне прошлого года
Что касается соискателей, количество резюме в России с января по июнь 2017 г. выросло на 6 % по сравнению с первым полугодием 2016 г. В Северной столице прирост составил 1 %, а в Москве этот показатель сократился на 1 %. При этом нужно отметить, что в 2016 г. специалисты после кризиса 2014-2015 гг. не спешили покидать открытый рынок труда (рис. 3).
Динамика резюме по месяцам схожа с динамикой вакансий. Наибольший прирост к году по России зафиксирован в марте и апреле: 35 и 28 %, соответственно. В июне текущего года к июню 2016 г. рост количества резюме специалистов в профобласти «Транспорт, логистика» по России составил лишь 2 % (рис. 4).
уровень конкуренции в норме
Уровень конкуренции в исследуемой сфере — показатель hh.индекса (количество резюме на одну вакансию) — в июне не превышал рыночную норму. Если январе 2017 г. в Москве он составлял 9,5 п. (то есть на одну вакансию приходилось 9 резюме), в Санкт-
1 полугодие 2015 2 полугодие 2015 1 полугодие 2016 2 полугодие 2016 Рис. 3. Динамика резюме в первом полугодии 2015-2017 гг., %
Петербурге 8,8 п., а в России 7 п., то в первый месяц лета показатель максимально приблизился к оптимальному значению (5-6 п.) и равнялся 7,4 п. в Москве, 6,5 п. в Петербурге и 5,5 п. в целом по России (рис. 5). При этом следует отметить, что на рынок труда ощутимо влияет фактор сезонности: весной и осенью уровень конкуренции традиционно растет, зимой и летом снижается.
Москва -
лидер по вакансиям и резюме
Стоит отметить, что больше всего предложений о работе — 23 % от общего числа вакансий — разместили работодатели из Москвы. В тройку лидеров по количеству открытых предложений о работе в анализируемой профобласти также вошли компании из Санкт-Петербурга (11 %) и Московской области (9 %) (рис. 6).
Самыми активными на рынке труда оказались соискатели из Москвы: 27 % всех резюме на сайте hh.ru в первом полугодии 2017 г. в профобласти «Транспорт, логистика» разместили столичные жители. 13 % «забрали» петербуржцы, в пятерке лидеров по количеству размещенных резюме также соискатели из Московской области, Краснодарского края и Республики Татарстан (рис. 7).
Средняя зарплата составила 35 тысяч рублей
На какой средний уровень оплаты труда может рассчитывать специалист в области транспорта и логистики? В первом полугодии текущего года средняя предлагаемая заработная плата в России, судя по данным из вакансий на HeadHunter, составила 35 тыс. руб., что на 5 тыс. руб. ниже зарплатных ожиданий соискателей. Петербургские
работодатели готовы были предложить соискателям чуть больше — в среднем 40 тыс. руб., что соответствует уровню ожидаемой зарплаты в регионе. В Москве уровень предлагаемой зарплаты составил в среднем 45 тыс. руб. При этом москвичи, искавшие работу в сфере транспорта и логистики, в среднем ожидали оклад в размере 50 тыс. руб. (рис. 8).
Кого ищут работодатели
Самым большим спросом у работодателей из России в первой половине 2017 г. в сфере транспорта и логистики пользовались логисты, кладовщики, водители, курьеры, грузчики, экспедиторы, комплектовщики, операторы, диспетчеры и бригадиры. Если смотреть на заработные платы в разрезе самых попу-
лярных профессий, то на сравнительно большую оплату труда могли рассчитывать водители (43,6 тыс. руб.) и экспедиторы (40 тыс. руб.), а также бригадиры — 38 тыс. руб., логисты — 35 тыс. руб., и курьеры — 32,5 тыс. руб. Скромнее вознаграждение предлагали кладовщикам — в среднем 32 тыс. руб. (рис. 9).
Требования в вакансиях
Общие требования практически ко всем специалистам, кроме сервисного персонала, — высшее или незаконченное высшее образование, опыт работы от одного года в аналогичной отрасли. От управленцев работодатели также ждут опыта работы на аналогичной должности с аналогичным функционалом от двух лет, свободное владение английским языком, глубокое понимание бизнес-процессов и принципов бюджетирования транспортной логистики, высокий уровень личной ответственности и ориентации на результат, лидерские качества.
Вот, например, перечень требований на позицию директора по складской логистике в крупную российскую компанию, работающую на фармацевтическом рынке:
• образование высшее (желательно техническое, экономическое и/или в области логистики);
• повышение квалификации в сфере логистики — как плюс;
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Рис. 4. Динамика резюме по месяцам в 2016-2017 гг. в целом по России, %
^^Санкт-Петербург » Москва ^ Россия
Январь 2017 Февраль2017 Март2017 Апрель 2017 Май2017 Июнь2017 Рис. 5. Динамика hh.индекса в сфере транспорта и логистики в 2017 г.
№4 (71) 2017
«Транспорт Российской Федерации» | 67
■ Москва
■ Санкт-Петербург
■ Московская область
■ Краснодарский край
■ Республика Татарстан
■ Ростовская область
■ Нижегородская область
■ Свердловская область = Самарская область о Новосибирская область
■ Другие
рис. 6. распределение вакансий по регионам россии в I полугодии 2017 г., %
■ Москва
° Санкт-Петербург
■ Московская область
■ Краснодарский край
■ Республика Татарстан Самарская область
■ Ростовская область
• Нижегородская область
■ Новосибирская область
■ Свердловская область ■Другие
рис. 7. распределение резюме по регионам россии в I полугодии 2017 г., %
■ Ожидаемая "Предлагаемая
50
. 45
40 40
II II
Санкт-Петероург Москва
рис. 8. заработная плата в профобласти «транспорт, логистика», тыс. руб.
Предлагаемая ■ Ожидаемая
43,6
рис. 9. зарплата специалистов по россии в профобласти «транспорт, логистика», тыс. руб.
40
Россия
• опыт руководящей работы в производственно-логистической сфере от трех лет;
• опыт работы на должностях операционного директора, директора по логистике;
• знания и навыки в областях IT: анализ данных, построение XLS-анали-тик с использованием макросов-жела-тельно, знание hardware (оборудование складских комплексов);
• навыки работы с WMS- и ERP-сис-темами на уровне проектного менеджера. Знания и навыки профессионального использования графических пакетов, профессиональное владение (до уровня макросов) MS Office;
• знания и навыки в области контрактной логистики, комиссионерского предоставления услуг;
• знания и навыки в области бюджетирования;
• знания и навыки в области производственного планирования материальных и людских ресурсов по разным схемам (12/12, 24/7...);
• умение работать с большим массивом информации в режиме стресса, многозадачности;
• уровень владения английским языком не ниже Intermediate (уверенное прохождение интервью) — желательно;
• личностные качества: аналитический склад ума, способность к руководству и управлению процессами и работниками, коммуникабельность, высокий уровень ответственности, рациональный подход к работе, нацеленный на эффективность, готовность к самостоятельной работе в части проектов;
• активная профессиональная позиция.
В целом следует заключить, что текучесть кадров в профобласти «Транспорт, логистика» не выше, чем в других сферах. Специалисты и менеджеры среднего звена в среднем работают в одной компании 2-3 года, рабочий персонал чаще меняет место работы, поэтому работодатели сегодня создают разнообразные мотивационные схемы, включающие как материальные, так и нематериальные составляющие, которые позволяют удерживать сотрудников и привлекать новые кадры. □
литература
1. Работа в сфере транспорта и логистики. Электронный ресурс https://spb. hh.ru/catalog/Transport-Logistika. Дата обращения 10-12 июля 2017 г.