УДК 316.356.2 ББК 60.561.5 Б 79
Н.И. Болдышева,
кандидат социологических наук, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, e-mail: s.n.k_08@bk.ru С.В. Макеев,
доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, тел. 8(8772) 593-984
Аналитическое обоснование исследования ценностей семьи в социологии культуры
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы социокультурной динамики ценностей современной семьи, выявлены перспективы социологического исследования семейных ценностей молодёжи в социологии культуры.
Ключевые слова: семья, семейные отношения, нравственность, мораль.
N.I. Boldysheva,
Candidate of Sociology, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, e-mail: s.n.k_08@bk.ru S.V. Makeev,
Doctor of Philosophy, Professor of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State University, ph. 8 (8772) 593-984
Analytical substantiation of research on family values in sociology of the culture
Abstract. The paper addresses problematic aspects of sociocultural dynamics of values in a modern family. The authors show prospects of sociological research of family values of youth in sociology of the culture.
Keywords: family, family relations, ethics, morals.
Современная семья, несмотря на вывается совокупность факторов, ока-
сокращенные до минимума разме- зывающих влия ние на этот сложный
ры, в принципе остается все еще той организм, а именно: условия жизни
формой общества, которая способна семейной группы; структура семьи
успешно решать задачи физического, как совокупность отношений между
душевного, духовного здоровь я че- ее членами; основные функции семьи;
ловека, гарантировать человеку ста- образ жизни, который я вляется сово-
бильность в быстро меня ющемся, не- купностью всех видов жизнедея тель-
стабильном мире. ности; духовная основа семьи, отра-
Осуществление значимых выбо- жающая совокупность ее идеальных
ров в жизни — выбора профессии и норм и ценностей; критерии успешно-
образования влечет за собой и выбор сти функционирования семьи; этапы
жизненного стиля, связанного с про- жизненного цикла.
фессией, и возрастающее стремле- В оценках, формируемых на основе
ние реализовывать возможность сво- мнени я респондентов из числа подрост-
бодного выбора в других областя х. ков и молодёжи, интересны получен-
В социологической динамике обосно- ные автором данные (таблица 1).
Учащиеся старших классов Студенты вузов
Считают семью основным источником воспитания и освоения социокультурных ценностей 58% 86%
Считают высшее образование гарантией жизненного успеха 85% 53%
Считают основой жизненного успеха семейные (родственные) связи 45% 90%
Готовы учитывать мнение членов семьи при выборе брачного партнёра 17% 32%
Современные демографические тенденции требуют не только качественной оценки, которая сегодня обще-приня та как негативная, но и анализа демографических последствий таковых тенденций. Два фактора все еще удерживают большинство людей от полного отказа от рождения детей: психологический, когда дети как духовна потребность остаются приоритетной ценностью в системе ценностей личности, и социальный, когда факт появления ребенка становится некоторым фактором социального престижа семьи. В целом, установлено, что в ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно осу-ществля ется решение обозначенных проблем как на федеральном, региональном, так и местном уровн я х. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программна форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и для семьи, и для общества. Важнейшим является положение о том, что государственная семейная и молодежная политика — это внутренн политика государства
по регулированию отношений семьи, молодежи и государства. Молодежь — объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечени развити российского государства и общества. Будущее новых поколений росси я н должно быть неразрывно св зано с задачами сохранени и развити страны, преемственностью исторического и культурного наследи , семейных ценностей.
Семья я вл яется основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребенка, и спользуемой им затем
в качестве инструмента освоения социальной среды. Комплекс мер социальнокультурного, медико-педагогического и духовно-нравственного сопровождени я семьи на разных этапах ее развити поможет возвращению семье функции воспитания детей. То есть успешная социализация личности возможна при условии наличия самого института семьи. При этом семь я должна обладать атрибутами полноценной, здоровой, стабильной структуры. Невыполнение хот бы одного из условий социализации ведет к тому, что социализирующая функци я семьи в полной мере не реализуется, что в свою очередь ведет к росту деструктивных, девиантных в-лений в обществе.
Ориентации на брачное поведение показали более 90% респондентов. Значительную приверженность патриархальным элементам семейных отношений (муж — глава семьи, жена несет ответственность за ведение домашнего хозяйства и т.п.) продемонстрировали 62% юношей и 47% девушек. Также вы снилось, что девушки больше юношей ориентированы на однодетную модель (35% против 20%). В целом же по результатам исследовани в параграфе приведены следующие выводы: — на уровне установок, семейные ценности в молодежных группах о стаются важнейшими, что вл етс позитивным ресурсом при планировании и проведении государственной семейной политики; — в образе идеальной модели семьи, у молодежи своеобразно сочетаются элементы патриархальности с более современными системами брачно-семейных отношений; — установки молодежи на детность выше, чем это зафиксировано в статистике реальной российской семьи конца 90-х годов XX столети я.
Основной целью и средством процесса воспроизводства общественной жизни было и остаётся производство человеческого сообщества. Характер этого производства, его количественные и качественные показатели (в первом приближении — это качество населени и отдельной личности) опре-дел ютс степенью культуры этого первичного производственного процесса в воспроизводственной общественной жизни. Реальные шансы студенческой молодежи определить самостоя тельные условия жизни часто проявля ются в сфере досуга, котора в духовной культуре играет всё возрастающую роль в попытках молодежи как социальной группы решить структурные противо-речи , возникшие в более широком социетальном контексте. Молодежной субкультуре свойственен динамизм, агресси , свои специфические нормы, зачастую альтернативный образ жизни. Многие я влени я молодежной культуры, распространившись на всю сферу культуры, сделались нейтральной, то есть общей нормой.
Теори семейной социализации рас-сматриваетс в диссертации как совокупность концепций, изучающих закономерности усвоени индивидами
социального опыта, в ходе которого формируется личность. Когда речь идет о жизненном и культурном стиле, всегда налицо выбор. Чем слабее институциональные нормы и регуляторы, тем быстрее и очевиднее место традиционных ролевых моделей занимают жизненные стили, конкурирующие между собой за свободно выбирающего индивида.
Научное осмысление, разработка содержания культуры и духовнонравственного воспитани в конечном итоге направлены на воссоздание и акцентирование различными средствами национально-культурного компонента в идеологии, образовании, искусстве, науке; интеграцию традиционного содержания и мировосприятия в различные области знани ; воссоздание и творческое укоренение традиционного уклада в жизни семьи и общества.
Социально-экономическое небла-
гополучие большей части населени
России создает благоприятную среду для пополнения рядов преступников из числа детей, подростков, молодежи. Снизилась ответственность школ и других учебных заведений за отсев (непосещаемость) несовершеннолетних. От-мечаетс рост всех видов подростковой преступности и негативных форм девиантного поведени : наркомании, пь н-ства, токсикомании, уличных преступлений. Кроме того, средства массовой информации формируют привлекательный образ лидеров уголовного мира, жизнь которых ничем не отличается от жизни «властей предержащих». Про-пагандируютс презрение к ценности человеческой жизни, допустимость применени насили , стремление к получению наслаждени я, будь то сексуальное или наркотическое, необязательность и недолговечность в межличностных отношения х дружбы и любви. О деструктивных процессах в семье свидетельствуют такие показатели в брачном поведении людей, как высокий уровень разводов, низкая рождаемость, выделение сексуальной жизни в отдельную от семейной составл ющую, по вление большого числа изначально неполных семей. Неустойчивость социокультурных моделей поведени , объективные процессы становлени отечественного бизнеса вызвали к жизни тип активного молодого человека, привно-с щего в экономическую и социальную сферу криминальный стиль решения проблем. Апелляции к нравственности, морали и законности имеют слабое действие. Только реальные возможности для широких слоев молодежи обрести достойную жизнь, используя общественно одобр емые институты социализации, социальные лифты, могут изменить сложившуюся ситуацию.
Таким образом, в комплексном вос-при тии, семейные ценности продолжают оставаться стандартом суждений молодого человека о своих собственных поступках и поступках других. В перспективах социокультурного иссле-довани семь и ее ценности продолжают относиться к ценностя м высокого духовного пор дка и свойственны личности, устремленной на реализа-
цию потребностей личностного роста, мики субъективного и объективного, со-
самоактуализации. Такая установка отношения конфликтующих интересов
предполагает, что создание здоровой и тотального (общества), партикул рного
гармоничной семьи требует от партне- (семьи) и индивидуального (личности).
ров серьезного духовного, душевного Институционализация системного под-
труда. В то же врем я реализаци я се- хода предполагает одновременное вклю-
мейных планов в большой степени зави- чение духовно-нравственной компонен-
сит как от общественно-политической и ты в воспитательную де тельность всех
социально-экономической ситуации, так социальных институтов: семьи, разных
и от идеологии в обществе. В социоло- уровней системы образовани я, государ-
гии культуры проблема семьи выступает ственных учреждений и общественных
как проблема соотношени я в ней дина- организаций.
Примечания:
1. Антонов А.И. Семейная политика как объект исследования // Вестник РАН. 2002.
13.
2. Варга А.Я. О некоторых особенностях российской ментальности и их проявления х в процессе семейной психотерапии // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. 13.
3. Донцов А.И. О ценностных отношения х личности // Советская педагогика. 1994.
15.
4. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990.
References:
1. Antonov A.I. Family policy as an object of research // The Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2002. No. 3.
2. Varga A.Ya. On some features of the Russian mentality and their manifestations in the course of family psychotherapy // The Bulletin of the MSU. Series 14. Psychology. 1996. No. 3.
3. Dontsov A.I. On the value relations of the personality // The Soviet Pedagogy. 1994. No. 5.
4. Dorno I.V. Modern marriage: problems and harmony. M., 1990.