Научная статья на тему 'Аналитический жанр и его роль в деловой журналистике'

Аналитический жанр и его роль в деловой журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1524
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства массовой информации / аналитические жанры / функции СМИ / смешение жанров / деловая журналистика / media / analytical genres / media functions / mixing genres / business journalism.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И В. Кибакин

В статье рассматривается специфика аналитического жанра в деловой журналистике, его значимость для деловых средств массовой информации. Ставится вопрос о необходимости трансформации существующих суждений о жанрах деловой прессы. Приводятся мнения относительно эффективности журналистских текстов на современном этапе развития журналистики, а также мнения авторов касательно жанрового состава современной деловой прессы России, выделяются тенденции развития жанровой системы деловой журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL GENRE AND ITS ROLE IN BUSINESS JOURNALISM

The article provides special analytical genres for business journalists. To raise the question of the need to transform existing judgments about the business press genre. Opinions are given regarding the effectiveness of journalistic texts, as well as the opinions of the authors regarding the genre composition of the modern business press in Russia.

Текст научной работы на тему «Аналитический жанр и его роль в деловой журналистике»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖАНР И ЕГО РОЛЬ В ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

И.В. Кибакин, магистрант

Алтайский государственный университет

(Россия, г. Барнаул)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11913

Аннотация. В статье рассматривается специфика аналитического жанра в деловой журналистике, его значимость для деловых средств массовой информации. Ставится вопрос о необходимости трансформации существующих суждений о жанрах деловой прессы. Приводятся мнения относительно эффективности журналистских текстов на современном этапе развития журналистики, а также мнения авторов касательно жанрового состава современной деловой прессы России, выделяются тенденции развития жанровой системы деловой журналистики.

Ключевые слова: средства массовой информации, аналитические жанры, функции СМИ, смешение жанров, деловая журналистика.

Жанровая иерархия российских изданий значительно изменилась в период с начала девяностых годов двадцатого века, равно как и российская журналистика в целом. Ряд исследователей считают, что в современной журналистской среде нет необходимости формировать новую систему жанров, по их мнению, следует оперировать обобщенными понятиями, например, «текст» или «материал». Другие авторы, напротив, выступают за необходимость разработки такой системы. Вследствие увеличения общественной значимости средств массовой информации в целом и деловой прессы в частности, актуальным становится вопрос изучения деловой прессы, для чего, с нашей точки зрения, необходимо изучение жанровой специфики деловых средств массовой информации.

Понятие «жанр» как исторически сложившееся определение, отражает реально существующий тип текстов, безотносительно мнения теоретиков и профессиональных журналистов на этот счет. Очевидно, что любой текст обладает набором некоторых специфических черт, на основании которых совокупность текстов можно классифицировать, относительно того или иного аспекта изучения. Общепринято считать релевантными принципы объединения текстов, которые строятся исходя из сущностных факторов публикации. Нельзя забывать о том, что конкретизация терминов способствует успешности профессио-

нальной коммуникации журналистов. Так, например, А.А. Тертычный определяет жанр как устойчивый тип публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками [1].

Согласно классической жанровой системе, все жанры журналистики могут быть разделены на три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Важно, что автор считает, что одни и те же жанры, например отчет и интервью, могут быть как информационными, так и аналитическими.

Исследователи приходят к выводу, что оперативно-новостные жанры более типичны для деловых газет, в то время как оперативно-исследовательские жанры более характерны для деловых газет и журналов. Во многом это определено форматом издания, так как журналы предрасположены к аналитике больше, чем газеты. При этом количество интервью в журналах чаще всего достаточно ограничено, в следствие проблематичности обеспечения необходимого уровня информационной насыщенности материала [2].

Тренд на диалогичность журналистики отражается на популярности в деловой прессе такого жанра, как «круглый стол». К тому же, своеобразное интервью с несколькими героями выигрывает у классического варианта в отношении информационной насыщенности текста. Внедрение необходимых мыслей в сознание читате-

лей также упрощается, так как текст иллюстрируется большим количеством фотографий участников разговора.

В деловых изданиях отчет практически вытесняет жанр репортажа, что обусловлено целями публикации и политикой изданий. Освещение общественно-значимых событий в реальном времени предполагает меньшую концентрацию аналитических данных, спрос на которые достаточно высок в деловой среде. Исходя из этого, в деловых изданиях публикуются материалы жанра «социологическое резюме», как интерпретация важных социологических исследований, которые могут быть представлены в том числе в виде рейтингов.

Главная цель делового журнала - обеспечить потребителя качественной аналитической информацией в экономической сфере. Следуя этой цели, издания активно используют исследовательские жанры.

Желание общественности и специалистов осмыслить происходящие общественные явления определяет возросшие запросы аудитории на тексты, принадлежащие к жанру обзора. Большой удельный вес таких публикаций среди общего числа материалов приводит к значительному разнообразию их форм. Согласно содержательному критерию можно выделить следующие группы обзоров:

- общие;

- тематические. Этот вид обзоров является наиболее популярным, например, обзор рынка труда, разбор локальной ситуации с производственными ресурсами и прочее;

- обзоры СМИ;

- обзоры писем.

Столь же популярным в деловой прессе жанром является статья. Этот жанр также подразделяется на поджанры, такие как:

- проблемная статья, посвященная важной общественной проблеме;

- практико-аналитическая статья, посвященная конкретной практической ситуации;

- рекомендательная [3].

Некоторые деловые издания на регулярной основе публикуют материалы, относимые к жанру рецензии, например, рецензии на книги, которые интересуют де-

ловое сообщество, чаще научно-популярные. Встречаются также рецензии на другие произведения литературы и искусства.

Отметим, что художественно-публицистические жанры не свойственны для деловой прессы в силу своей специфики. Тем не менее, на страницах деловых изданий можно встретить эссе или путевые очерки.

Ряд исследователей заостряют внимание на проблеме определения границ между рекламными, РЯ-текстами и журналистскими с позиций профессиональной этики. Это связано с распространением гибридных жанров, таких как сторителлинго-вая статья, имиджевые интервью и обзоры РЯ-компаний, которые маскируются под независимые материалы. Отметим также, что в деловых изданиях публикуются тексты официально-делового стиля, такие как законы, инструкции, расписания и прочее [4].

В целом, направления развития системы жанров деловой прессы России можно обозначить следующим образом:

- смешение жанров журналистики под воздействием изменений внешней среды публикаций и целей, с которыми они создаются;

- распространение жанров, характерных для западных изданий, например, рейтингов;

- активное использование журналистских жанров для создания рекламных и имиджевых материалов;

- персонификация материалов приводит к смещению стилей текстов к разговорному, например, в комментариях. В деловых изданиях появляются материалы с большим удельным весом автора в тексте, такие как колонка, что ранее было несвойственно качественным информационным изданиям;

- смещение приоритета с содержательной составляющей материала на визуальную, что проявляется в увеличении количества фотографий и иллюстраций. Повышается роль инфографики;

- подверженность деловых изданий влиянию инфотеймента, то есть смешения информативности и «развлекательности»

содержания. Во многом этот тренд обусловлен изменениями в запросах аудитории.

- возрастающая диалогичность средств массовой информации. Печатные деловые издания дублируют большинство своих материалов в онлайн версии журналов, создавая новые площадки для их обсуждения, повышая интерактивность медиа.

Значительная трансформация жанровой системы деловой журналистики, обусловленная изменениями запросов аудитории, видоизменениями каналов передачи ин-

Библиографический список

1. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 135 с.

2. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 319 с.

3. Амиров В.М. Деловая журналистика. - М.: Флинта, 2018.

4. КожбахтеевВ.А. Аналитическая журналистика в России. - М.: Оазис, 2005. - 237 с.

ANALYTICAL GENRE AND ITS ROLE IN BUSINESS JOURNALISM

I.V. Kibakin, Graduate Student Altai State University (Russia, Barnaul)

Abstract. The article provides special analytical genres for business journalists. To raise the question of the need to transform existing judgments about the business press genre. Opinions are given regarding the effectiveness of journalistic texts, as well as the opinions of the authors regarding the genre composition of the modern business press in Russia.

Keywords: media, analytical genres, media functions, mixing genres, business journalism.

формации и общественной жизни в целом требуют внимания как теоретиков, так и профессиональных журналистов, так как успешность взаимодействия элементов общественной системы во многом зависит от профессионализма журналиста. Вместе с тем эффективность журналистских публикаций, достижение целей автора, издания и прочих стейкхолдеров напрямую зависит от правильности выбранной формы подачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.