АНДРЕЕВ Степан Николаевич,
доктор физико-математических наук, врио директора ФГБНУ «Экспертно-аналитический центр» Минобрнауки России
e-mail: [email protected]
БЕРЕЖНАЯ Екатерина Николаевна,
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Экспертно-аналитический центр» Минобрнауки России
e-mail: [email protected]
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТИПЕНДИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СТИПЕНДИАЛЬНОГО ФОНДА
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы государственного стипендиального обеспечения, осуществляемого за счет средств субсидий из федерального бюджета, и его правового регулирования. Цель исследования - величина государственных стипендиальных нормативов и их достаточность для обеспечения быта студентов высших учебных заведений. Исследование выполнено на основе методов сравнительного анализа. Проведен анализ действующих нормативов государственных академических и социальных стипендий, их соответствия реальным расходам российского студента, в т.ч. расходам на проживание в общежитии, питание и транспорт. Проведена оценка эффективности и целевого использования средств стипендиального фонда, направленных на материальную помощь нуждающимся студентам.
Статья подготовлена как часть научно-методического проекта в рамках государственного задания на 2019 г., утвержденного Минобрнауки России.
Ключевые слова: стипендия социальная, стипендия академическая, норматив академической и социальной стипендии, стипендиальный фонд, материальная помощь, прожиточный минимум.
ANDREEV Stepan Nikolaevich,
Doctor of Physics and Mathematics, Acting Director of the Expert and Analytical Center, Institution of the Russian Ministry оf Education and Science
BEREZHNAYA Ekaterina Nikolaevna,
PhD in Economics, Leading Researcher of the Expert and Analytical Center, Institution of the Russian Ministry оf Education and Science
ANALYTICAL REVIEW OF THE SCHOLARSHIP SUPPLY OF STUDENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION. SEPARATE PROBLEMS OF USE BY HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS OF SCHOLARSHIP FUND
Annotation. The article discusses current issues of state scholarship provided by subsidies from the federal budget and the legal regulation of such subsidies. The purpose of the study is the size of state scholarship standards and their sufficiency to ensure the life of students of higher educational institutions. The study is based on comparative analysis methods. The analysis of the current standards of state academic and social scholarships, their compliance with the real expenses of the Russian student, including the cost of living in a hostel, meals and transport. The effectiveness
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
УДК 378.3 ББК 65.05
and targeted use of scholarship fund aimed at providing financial assistance to needy students has been assessed.
The article was prepared as part of a scientific and methodological project within the framework of the state task for 2019, approved by the Ministry of education and science of Russia.
Key words: social scholarship, academic scholarship, academic and social scholarship standard, scholarship fund, material assistance, living wage.
1. Анализ правового регулирования стипендиального обеспечения обучающихся в Российской Федерации; анализ установленных нормативов государственных академических и социальных стипендий, их соответствие таким расходам среднестатистического студента как оплата проживания в общежитии, питания,транспорта
Обзорный анализ правового регулирования государственного стипендиального обеспечения свидетельствует о наличии в этой сфере значительного количества законодательных и нормативных правовых актов, и вносимых в них ежегодных изменений. И это неудивительно, т.к. стипендиальное обеспечение и материальная поддержка обучающихся неизменно остаются одним из основных направлений в финансово-хозяйственной и учебно-воспитательной деятельности организаций высшего образования (далее - вузы).
В соответствии с законодательством Российской Федерации вузы, финансирование которых осуществляется за счет федерального бюджета, обеспечивают обучающихся стипендиями, проживанием в общежитиях, а также осуществляют другие меры для их социальной поддержки.
Регламентирует стипендиальное обеспечение ст. 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в которой дано определение понятию «стипендия», определены ее виды и общий порядок назначения [1].
Из числа государственных стипендий целесообразно выделить две основные или самые массовые: академическую и социальную. Как известно, государственная академическая стипендия - это ежемесячная стипендия, которая выплачивается успевающим студентам; государственная социальная стипендия полагается студентам нуждающимся, независимо от успеваемости.
Выплата стипендий производится из стипендиальных фондов вузов, формирование которых регулируется утвержденными Правительством РФ Правилами формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета [2].
Расчет объема стипендиального фонда для каждого вуза производится по формуле, включающей нормативы (минимальные размеры) каждого
вида стипендии, умноженные на среднегодовую численность студентов и аспирантов.
Нормативы стипендий были введены постановлением Правительства РФ от 10 октября 2013 г. № 899 «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» в следующих размерах: государственной академической стипендии - 1340 руб.; государственной социальной стипендии - 2010 руб. в месяц [3].
Нормативы подлежат индексации в соответствии с уровнем инфляции и утверждаются постановлениями Правительства РФ [1].
Введение нормативов или минимального размера стипендий обязало вузы устанавливать размеры государственных академических и социальных стипендий не меньше установленных нормативов. Поскольку стипендия для большинства российских студентов является важным источником дохода, проследим динамику увеличения нормативов стипендий за последние 6 лет - с 1 сентября 2013 г. до 1 сентября 2019 г.
Федеральными законами от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» была произведена индексация размера стипендиального фонда: с 1 сентября 2014 г. - на 5%; с 1 сентября 2015 г. - на 5.5%. Соответственно и норматив государственной академической стипендии вырос за этот период на 144 руб. и составил в 2015 г. 1484 руб., а социальной - на 77 руб. - до 2227 руб. Эти нормативы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. № 1390 [2].
Очередная индексация на 5.4% была произведена постановлением Правительства РФ от 26 января 2017 г. № 88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году», что увеличило норматив государственной академической стипендии с 1 сентября 2017 г. на 80 руб. - до 1564 руб. [6].
С 1 сентября 2018 г. индексация норматива стипендий составила 3.4% и выросла на 53 руб. -до 1617 руб.
Очередная индексация на 4.3%, предусмотренная Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459 «О федеральном бюджете на 2019 год и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
на плановый период 2020 и 2021 годов», увели- В табл. 1 представлена динамика роста
чила нормативы академической и социальной нормативов государственных академических и стипендий на 70 и 104 руб. соответственно. социальных стипендий с 2013 по 2019 г. (в руб.).
Таблица 1
Вид стипендии с 1.09.2013 с 1.09.2014 с 1.09.2015 2016 г. с 1.09.2017 с 1.09.2018 с 1.09.2019
Академическая 1340 1407 1484 1484 1534 1617 1687
Социальная 2010 2110 2227 2227 2347 2427 2531
Показатели, приведенные в табл. 1, указывают на крайне незначительное увеличение стипендий за последние 6 лет. Так, норматив государственной академической стипендии увеличился за этот период на 347 руб., социальной - на 521 руб.
Поскольку для успешной учебы студента необходимы условия, позволяющие сконцентри-
роваться на получении знаний, а не на поиски подработки между лекциями, вопрос размера стипендии приобретает первостепенное значение.
Мизерность норматива проявляется еще сильнее при сравнении его с величиной прожиточного минимума на душу населения за аналогичный период - с 2013 по 2019 г., динамика которого представлена в табл. 2.
Таблица 2
Период Прожиточный минимум на душу населения (руб.) Нормативный акт, установивший прожиточный минимум Нормативы государственных стипендий (руб.)
Приказы Минтруда России
2 квартал 2019 11 004 от 09.08.2019 № 561н 1 осударственная академическая стипендия - 1687 Государственная социальная стипендия - 2531
4 квартал 2018 10 213 от 20.02.2019 № 102н Государственная академическая стипендия - 1617 Государственная социальная стипендия - 2427
3 квартал 2018 10 451 от 12.11.2018 № 695н
2 квартал 2018 10 444 от 24.08.2018 № 550н
1 квартал 2018 10 038 от 25.06.2018 № 410н
4 квартал 2017 9 786 от 13.04.2018 № 232н Государственная академическая стипендия - 1564 Государственная социальная стипендия - 2347
Постановления Правительства Российской Федерации
3 квартал 2017 10 328 от 08.12.2017 № 1490
2 квартал 2017 10 329 от 19.09.2017 № 1119
1 квартал 2017 9 909 от 20.06.2017 № 7307
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
4 квартал 2016 9 691 от 30.03.2017 № 352 Государственная академическая стипендия - 1484 Государственная социальная стипендия - 2227
3 квартал 2016 9 889 от 01.12.2016 № 1275
2 квартал 2016 9 956 от 06.08.2016 № 882
1 квартал 2016 9 776 от 09.06.2016 № 511
4 квартал 2015 9 452 от 10.03.2016 № 178 Государственная академическая стипендия - 1484 Государственная социальная стипендия - 2227
3 квартал 2015 9 673 от 30.11.2015 № 1291
2 квартал 2015 10 017 от 28.08.2015 № 902
1 квартал 2015 9 662 от 04.06.2015 № 545
4 квартал 2014 8 234 от 21.03.2015 № 260 Государственная академическая стипендия - 1407 Государственная социальная стипендия - 2110
3 квартал 2014 8 086 от 05.12.2014 № 1321
2 квартал 2014 8 192 от 06.09.2014 № 905
1 квартал 2014 7 688 от 28.06.2014 № 586
4 квартал 2013 7 326 от 27.03.2013 № 233 Государственная академическая стипендия - 1340 Государственная социальная стипендия - 2010
3 квартал 2013 7 429 от 17.12.2013 № 1173
2 квартал 2013 7 372 от 25.10.2013 № 958
1 квартал 2013 7 095 от 27.06.2013 № 545
Анализ информации, представленной в табл. 2, приводит к следующим выводам.
Норматив академической стипендии в 2013 г. составлял от прожиточного минимума 4 квартала 2013 г. - 13.4%, норматив социальной стипендии - 20.1%;
от прожиточного минимума 4 квартала 2014 г. - 17.0% и 25.6% соответственно;
от прожиточного минимума 4 квартала 2015 г. норматив академической стипендии составил 15.7%, социальной - 23.5%.
В 2016 г. норматив стипендий оставался на уровне 2015 г.
От прожиточного минимума 4 квартала 2017 г. норматив государственной академической стипендии составил 16.0%, социальной - 24.0%;
от прожиточного минимума 4 квартала 2018 г. - 16.0% и 24.0%;
от прожиточного минимума на 1 полугодие 2019 г. - 15.3% и 23% соответственно.
Таким образом, если норматив государственной социальной стипендии сохраняет
последние 6 лет объем, равный четвертой части прожиточного минимума, то норматив государственной академической стипендии остается ничтожно мал.
При этом нужно учитывать, что у студентов есть неотложные расходы. Так, все студенты несут расходы на питание и транспорт, а студенты, вынужденные проживать в общежитии, - на оплату проживания.
Для студента стоимость проживания в общежитии вуза складывается из двух показателей: платы за пользование жилым помещением (плата за наем) и платы за коммунальные услуги.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. было отмечено, что не следует «создавать барьеры для образовательной мобильности наших граждан. Это касается и платы за студенческие общежития. Цены здесь не должны браться с потолка...». Президент призвал Минобрнауки России и органы студенческого самоуправления «жестко контролировать
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
эту ситуацию. Невозможно до небес задирать цены на общежития для студентов» [8].
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 15 августа 2014 г. № 1010 максимальный размер платы за пользование жилым помещением в общежитии устанавливается в размере, установленном соответствующими органами местного самоуправления, с учетом коэффициентов: для общежитий коридорного типа - 0.5, гостиничного - 0.75, квартирного - 1.0 [7].
Понижающие коэффициенты введены и для размера оплаты коммунальных услуг в общежитии постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1190 «О правилах определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях,
входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии»: 0.9 - на коммунальную услугу по электроснабжению, 0.5 - на отопление. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как видим, косвенная материальная поддержка государства по оплате этих расходов имеет место, но при крайне малом размере стипендиальных нормативов она не имеет решающего значения для бюджета студента.
Анализ данных по общей стоимости одного койко-места в общежитии в ряде регионов представлен в табл. 3.
Таблица 3
№/№ Высшее учебное заведение Размер платы за наем места в общежитии за один месяц (руб.)
1 ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» 591
2 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» 572
3 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (Мининский университет) 469
4 ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» 380
5 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» 539
6 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» 322
7 ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.» 335
8 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» 411
9 ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет» 738
10 ФГБОУ «Уральский государственный горный университет» 743
11 ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова» 657
Из данных таблицы следует, что плата за проживание в общежитии составляет для студента от 30 до 50% от норматива академической стипендии, и от 13 до 31% от норматива социальной стипендии. И это значительный расход, даже если студент получает стипендию выше норматива.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
Теперь рассмотрим вопрос питания студента или наличия возможности ежедневного трехразового питания в расчете на месячную стипендию (для исследования примем показатели нормативов государственной академической и социальной стипендий, действующие в 2018 г.: 1617 руб. и 2427 руб. соответственно).
Каких-либо нормативов стоимости питания для студентов нет, поэтому ориентиром сравнительного исследования взяты нормативы (с учетом территориальных коэффициентов) затрат на питание, принятых на 2018 г. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Значения нормативов затрат материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были утверждены заместителем Министра образования и науки РФ 26 декабря 2017 г. № ВП-307/18ен. Одновременно были
Из информации, приведенной в табл. 4, следует, что месячная стоимость питания студента, независимо от принадлежности его к той или иной категории, превышает нормативы академической и социальной стипендий в разы: к примеру, для Калужской области - в 6.7 и 4.4 раза соответственно; для Томской области - в 6.8 и 4.5 раза; для Брянской области - в 6.9 и 4.5 раза; Липецкой области - в 6.1 и 4 раза и т.д.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что студент вуза при организации своего питания не может рассчитывать на свою стипендию без дополнительного финансирования - или за счет родителей, или вынужденного приработка.
утверждены и корректирующие коэффициенты, отражающие региональные различия в уровне цен на продукты питания и потребительские товары.
Норматив затрат на питание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составлял в 2018 г. 111.21 тыс. руб. в год, или 9.26 тыс. руб. в месяц. Анализ нормативов затрат на питание (в руб.) на примере ряда регионов (выборочно) представлен в табл. 4.
Таблица 4
В этой связи нельзя не упомянуть выступление в октябре 2015 г. вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец в Саратовской юридической академии. Один из студентов поинтересовался, намерено ли Правительство РФ увеличить размер стипендии, и пожаловался на маленькую стипендию. Вице-премьер в ответ напомнила, что в стране кризис, поэтому просить деньги не стоит: «Я думаю вы осознаете, что в России сложная экономическая ситуация. И что вы сами можете себя прокормить. Поэтому вопрос о повышении стипендий не стоит» [10].
Академическая стипендия выплачивается в размерах, которые назначаются самими вузами
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
Регион Норматив на питание, принятый Минобрнауки России (месяц) Корректирующий коэффициент Норматив с учетом корректирующего коэффициента На день (расчетно) Средняя стоимость одного приема пищи (расчетно)
Калужская область 9,26 1,18 10 926,8 364,2 121,4
Брянская область 9,26 1,20 11 112,0 370,4 123,4
Москва 9,26 1,32 12 223,2 407,4 135,8
Санкт-Петербург 9,26 1,28 11 852,8 395,0 131,6
Липецкая область 9,26 1,07 9 908,2 330,2 110,0
Омская область 9,26 1,06 9 815,6 327,1 109,0
Томская область 9,26 1,19 11 019,4 367,3 122,4
Приморский край 9,26 1,3 12 038,0 401,2 133,7
Рязанская область 9,26 1,1 10 186,0 339,5 113,1
Воронежская область 9,26 1,09 10 093,4 336,4 112,1
(не меньше норматива), исходя из объема стипендиального фонда. Отсюда парадокс: чем лучше учатся студенты, тем меньше размер государственной академической стипендии и тем меньше у вуза возможности увеличить стипендию сверх норматива, т.к. средства стипендиального фонда ограничены. И напротив, когда вуз платит государственную академическую стипендию, превосходящую норматив, то, как правило, общий уровень успеваемости в вузе невысокий.
За достижения в отдельных областях деятельности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурной и спортивной) студент может стать получателем повышенной государственной академической стипендии. Однако численность студентов, которые получают такую сти-
По данным табл. 5, размер повышенной стипендии, назначенной по итогам зимней сессии, в два раза выше повышенной стипендии по аналогичному виду деятельности, которая назначена по итогам летней сессии. С учетом того, что повышенная стипендия предоставляется по результатам конкурса соискателей, а размер стипендии утверждается ректором вуза, подобные ситуации провоцируют социальную напряженность в студенческой среде и налагают на руководителей организаций высшего образования ответственность за непродуманное планирование использования средств стипендиального фонда.
2. Использование средств, выделяемых на материальную помощь нуждающимся студентам
Наряду с косвенной материальной поддержкой обучающихся, выраженной посредством пони-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
пендию, невелика, т.к. не может составлять более 10% от числа студентов, получающих государственную академическую стипендию. Минобрна-уки России всегда указывал подведомственным вузам на необходимость равномерного расходования средств стипендиального фонда, недопущения снижения размеров стипендий. Но, как показала практика, такие случаи имели место.
К примеру, по данным мониторинга, проведенного авторами в рамках функций ФГБНУ «Экс-пертно-аналитический центр», в одном из вузов Смоленской области в 2018 г. размер повышенной стипендии был значительно снижен во второй половине года в связи с нехваткой средств (табл. 5).
Таблица 5
жающих и корректирующих коэффициентов, влияющих на стоимость питания, оплату койко-мест и коммунальных услуг в общежитиях законодательством Российской Федерации предусмотрена и прямая материальная помощь.
Порядок предоставления этой поддержки обычно определяется в вузах отдельным локальным нормативным актом, или является частью общего положения о стипендиальном обеспечении, утвержденного ректором, ученым советом, профсоюзной организацией, студенческим советом.
Так, ст. 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для помощи студентам, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях, «образовательным организациям высшего образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере
п/п Вид повышенной стипендии Размер выплаты стипендии за период с 1 февраля по 31 июля 2016 года (руб.) Размер выплаты стипендии на период с 1 августа по 31 января 2016 года (руб.)
1 За достижение в учебной деятельности 6000 3000
2 За достижения в научно-исследовательской деятельности 7000 3500
3 За достижения в общественной деятельности 6000 3000
4 За достижения в культурно-творческой деятельности 6000 3000
5 За достижения в спортивной деятельности 7000 3500
образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяются средства на оказание материальной поддержки в размере 25% части стипендиального фонда, предназначенной на выплаты государственных академических стипендий студентам и государственных социальных стипендий студентам...» [1].
При этом в ряде вузов имело место достаточно свободное отношение руководства к средствам материальной поддержки, когда они использовались на не соответствующие их выделению цели.
Так, в одном из сибирских университетов имела место практика решения отдельных финансово-хозяйственных вопросов за счет средств стипендиального фонда, а именно - средств, предназначенных на материальную помощь студентам. За счет указанных средств была приобретена военная летняя и зимняя форма для 205 студентов учебно-военного центра университета на общую сумму 2665 тыс. руб. Студентам было рекомендовано написать заявления на материальную помощь в сумме 13 тыс. руб. в связи с тяжелым материальным положением. Выделение средств было утверждено стипендиальной комиссией и оформлено приказом ректора. Таким же образом решались отдельные проблемы ремонта в общежитии университета: разбитого окна, ликвидации трещин в стенах, частичного ремонта нескольких комнат.
Одним из вузов Новгородской области средства материальной помощи студентам, в нарушение принципа адресности (выплаты пособия непосредственно заявителю), перечислялись по безналичному расчету на счет санатория-профилактория вуза на оздоровление студентов и учитывались там в качестве средств от приносящей доход деятельности. Таким образом, на средства субсидии на стипендиальное обеспечение университет финансировал свой санаторий-профилакторий, т.е. на цели, не соответствующие целевому назначению. Суммы, ежегодно перечислявшиеся санаторию-профилакторию, составляли не менее 6 млн руб. Студенты расписывались на бланках с готовым текстом заявления на имя ректора о материальной помощи и ее перечислении в профилакторий. При этом сформированные списки не подтверждались решениями органов студенческого самоуправления, которые требует законодательство, предусматривающее, что использование средств стипендиального фонда осуществляется с учетом мнения выборных студенческих и профсоюзных органов.
Свободно распоряжались средствами, предназначенными для нуждающихся студентов, и в одном из вузов Республики Коми. Там было выплачено студентам в связи с успешными высту-
плениями в соревнованиях - по 18.5 тыс. руб.; за участие в конкурсе «Мисс 2018» - по 23.6 тыс. руб.; за успешные выступления в чемпионате России по баскетболу - по 20.0 тыс. руб.; за выступление на чемпионате по мини-футболу - по 18.2 тыс. руб.; за активное участие в шахматном турнире и в спортивно-танцевальных сборах - по 26.0 тыс. руб.; российском студенческом бале и открытии новогодней елки - по 10.0 тыс. руб. При этом студентам, у которых сложилось тяжелая жизненная ситуация: смерть одного из родителей, проживание на стипендию с малолетними детьми, пребывание в больнице с заболевшим ребенком, отсутствие средств на лечение и лекарства, вузом выплачено по 2 тыс. руб. Всего из средств, предназначенных на материальную поддержку нуждающимся студентам, 93% было выплачено в качестве поощрения и премий за спортивные достижения и участие в различных зрелищных мероприятиях, студентам, оказавшимся в тяжелой ситуации, - 6.5%.
Нарушения в процессе использовании средств материальной поддержки свидетельствуют о недостаточной компетентности юридической службы ряда вузов и, в этой связи, несоответствии действующему законодательству вузовских локальных нормативных актов о стипендиальном обеспечении, что и приводило к отношению к этим средствам, как предназначенным для поощрения или премии.
Вялая динамика увеличения размера нормативов государственных стипендий ухудшает положение студента, ставит на путь преждевременного поиска работы, а зачастую влияет на отказ от продолжения учебы.
Существующее сегодня значительное отставание стипендиальных нормативов от прожиточного минимума на душу населения фактически отменяет определенное в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержание понятия «стипендия» как «денежной выплаты, назначаемой обучающимся в целях стимулирования и поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ» [1].
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] / Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 20.05.2019).
[2] Постановление Правительства РФ от 17 декабря
2016 г. № 1390 «О формировании стипендиального фонда» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 01.05.2019).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
[3] Постановление Правительства РФ от 10 октября 2013 г. № 899 «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 03.05.2019).
[4] Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 02.05.2019).
[5] Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 02.05.2019).
[6] Постановление Правительства РФ от 26 января 2017 г. № 88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 01.02.2019).
[7] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 августа 2014 г. № 1010 «О максимальном размере платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Консультант» (дата обращения: 01.05.2019).
[8] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Консультант» (дата обращения: 01.05.2019).
[9] Значения нормативов затрат для расчета объемов финансового обеспечения исполнения публичных обязательств образовательными организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, в части материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, территориальные корректирующие коэффициенты, районные коэффициенты и порядок их применения на 2018 год (утв. Министерством образования и науки РФ от 26 декабря 2017 г. № ВП-307/18вн)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
[Электронный ресурс] /, Информационно-правовой портал «Консультант» (дата обращения: 10.06.2019).
[10] Выступление в октябре 2015 года вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец в Саратовской юридической академии [Электронный ресурс] // Официальный сайт СГЮА (дата обращения: 1.06. 2019).
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop.) [Elektronnyj resurs] / Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 20.05.2019).
[2] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17 dekabrya
2016 g. № 1390 «O formirovanii stipendial'nogo fonda» [Elektronnyj resurs] // Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 01.05.2019).
[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10 oktya-brya 2013 g. № 899 «Ob ustanovlenii normativov dlya formirovaniya stipendial'nogo fonda za sehet byudzhetnyh assignovanij federal'nogo byudzheta» [Elektronnyj resurs] // Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 03.05.2019).
[4] Federal'nyj zakon ot 2 dekabrya 2013 g. № 349-FZ «O federal'nom byudzhete na 2014 god i na planovyj period 2015 i 2016 godov» [Elektronnyj resurs] // Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 02.05.2019).
[5] Federal'nyj zakon ot 1 dekabrya 2014 g. № 384-FZ «O federal'nom byudzhete na 2015 god i na planovyj period 2016 i 2017 godov» [Elektronnyj resurs] // Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 02.05.2019).
[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 yan-varya 2017 g. № 88 «Ob utverzhdenii razmera indeksacii vyplat, posobij i kompensacij v 2017 godu» [Elektronnyj resurs] // Informacionno-pravovoj portal «Garant» (data obrashcheniya: 01.02.2019).
[7] Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 15 avgusta 2014 g. № 1010 «O maksimal'nom razmere platy za pol'zovanie zhi-lym pomeshcheniem v obshchezhitii dlya obuchay-ushchihsya po osnovnym obrazovatel'nym program-mam srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya po ochnoj forme obucheniya i na period prohozhdeniya promezhutochnoj i itogovoj attestacii obuchayushchimsya po dannym obrazovatel'nym programmam po zaochnoj forme obucheniya v organ-izaciyah, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost', funkcii i polnomochiya uchreditelya kotoryh osushchestvlyaet Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Informacionno-pravovoj portal «Konsul'tant» (data obrashcheniya: 01.05.2019).
[8] Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 12 dekabrya 2013 g. [Elektronnyj resurs] // Informacionno-pravovoj portal «Konsul'tant» (data obrashcheniya: 01.05.2019).
[9] Znacheniya normativov zatrat dlya rascheta ob"emov finansovogo obespecheniya ispolneniya publichnyh obyazatel'stv obrazovatel'nymi organ-izaciyami, v otnoshenii kotoryh funkcii i polnomochiya uchreditelya osushchestvlyaet Ministerstvo obra-zovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, v chasti materi-al'nogo obespecheniya detej-sirot i detej, ostavshi-hsya bez popecheniya roditelej, a takzhe lic,
poteryavshih v period obucheniya oboih roditelej ili edinstvennogo roditelya, territorial'nye korrektiruy-ushchie koefficienty, rajonnye koefficienty i poryadok ih primeneniya na 2018 god (utv. Ministerstvom obra-zovaniya i nauki RF ot 26 dekabrya 2017 g. № VP-307/18vn) [Elektronnyj resurs] /, Informacion-no-pravovoj portal «Konsul'tant» (data obrash-cheniya: 10.06.2019).
[10] Vystuplenie v oktyabre 2015 goda vice-prem'era Pravitel'stva RF Ol'gi Golodec v Saratovskoj yuridicheskoj akademii [Elektronnyj resurs] // Ofi-cial'nyj sajt SGYuA (data obrashcheniya: 1.06. 2019).
V.
ЮРКОМ ПАНИ
www. law-books, ru ^_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-1лЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019