Научная статья на тему 'Аналитический обзор статьи Натали Риччи "Психологическое влияние архитектурного проектирования"'

Аналитический обзор статьи Натали Риччи "Психологическое влияние архитектурного проектирования" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / СРЕДА / ВЛИЯНИЕ / СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ARCHITECTURE / PSYCHOLOGY / SOCIOLOGY / ENVIRONMENT / INFLUENCE / HUMAN CONDITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дёмин Александр Борисович, Наволоцкая Анна Валерьевна

В обзоре выявлены и приведены наиболее актуальные научные данные из статьи Натали Риччи «Психологическое влияние архитектурного проектирования». Даются авторские аналитические комментарии и пояснения. Данный обзор, затрагивающий вопросы психологического восприятия архитектуры, имеет информационно-просветительский, критический характер и призывает ознакомиться с оригинальными источниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дёмин Александр Борисович, Наволоцкая Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL REVIEW OF NATALIE RICCI'S ARTICLE "THE PSYCHOLOGICAL IMPACT OF ARCHITECTURAL DESIGN"

This paper identifies and presents the author's translation of the most relevant scientific data from Natalie Ricci's article «The Psychological Impact of Architectural Design». The author's analytical comments and explanations are given. This article is informative, critical, and encourages you to read the original sources.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор статьи Натали Риччи "Психологическое влияние архитектурного проектирования"»

А.Б. Дёмин, магистрант А.В. Наволоцкая, доцент

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

A. Demin, MA student A. Navolotskaya, Associate Professor

Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)

Аналитический обзор статьи Натали Риччи «Психологическое влияние архитектурного проектирования»

Analytical review of Natalie Ricci's article «The Psychological Impact of

Architectural Design»

В обзоре выявлены и приведены наиболее актуальные научные данные из статьи Натали Риччи «Психологическое влияние архитектурного проектирования». Даются авторские аналитические комментарии и пояснения. Данный обзор, затрагивающий вопросы психологического восприятия архитектуры, имеет информационно-просветительский, критический характер и призывает ознакомиться с оригинальными источниками.

Ключевые слова: архитектура, психология, социология, среда, влияние, состояние человека

This paper identifies and presents the author's translation of the most relevant scientific data from Natalie Ricci's article «The Psychological Impact of Architectural Design». The author's analytical comments and explanations are given. This article is informative, critical, and encourages you to read the original sources.

Keywords: architecture, psychology, sociology, environment, influence, human condition

Введение

Цель данного обзора — выявить и привести наиболее актуальные научные данные из статьи Натали Риччи «Психологическое влияние архитектурного проектирования» (Ricci N. The Psychological Impact of Architectural Design. CMC Senior Theses. 2018, No. 1767) [1], а также при необходимости проанализировать и дать комментарий к исходному тексту. В том числе даются рекомендации по применению данных на практике. Изображения приводятся из оригинальной статьи, авторский перевод цитат с английского публикуется впервые.

Актуальность темы, освещённой в статье, объясняется тем, что появляется всё больше научных доказательств того, что архитектура существенно влияет на здоровье и общее состояние человека. Авторами исследований, которые внесли вклад в формирование подобных доказательств, являются Э.М. Штернберг, М.А. Вилсон, К. Эллард, К. Монтгомери, К. Мэррифилд, Дж. Дан-

керт, Ян Гейл, Дж. Бермудес, Д. Крижай, Д. Л. Липшитс, Н. Риччи, М. Дж. Ис-трен, Б.А. Поттер, Р. Дж. Джексон, К. Кочтитски, Р. Ульрих, Р.Ф. Симонс, К.Р. Бэйли, Н.Р. Рустай, Ф. Ледербоген, А. Мейер-Линденберг и другие. На ряд работ этих исследователей будут даны ссылки ниже по тексту.

По данным статьи Э.М. Штернберга и М.А. Вилсона (Sternberg E.M., Wilson M.A. Neuroscience and architecture: Seeking common ground. Cell. 2006, No. 127 (2), pp. 239-242) отсутствие в архитектурной среде новизны (однообразие форм) и знаковых выдающихся элементов (ориентиров, достопримечательностей) вызывает у людей стрессовую реакцию. А хронический стресс от периодического пребывания в пространствах с подобными характеристиками связан со снижением способности к фокусировке внимания, решению проблем, повышением частоты ошибок в принятии решений, ухудшением работы иммунитета и пр.

Руководствуясь подобными сведениями, мы понимаем, насколько актуальны исследования по теме влияния архитектуры на состояние человека и какими социальными проблемами чревато игнорирование таких данных при проектировании.

К сожалению, в отечественной архитектурной науке и практике наблюдается значительное отставание от мирового опыта в изучении и применении социологических, психологических и медицинских наук для улучшения среды обитания человека. Например, о применении социологии для проектирования Российскими авторами пишет М.Б. Вильковский в книге «Социология архитектуры» на с. 279: «В основном, все вышерассмотренные подходы <...> социологических теорий, носят, зачастую, описательный характер, часто апеллируют к общеизвестным, банальным истинам, не направлены на решение каких-либо теоретических или социальных проблем...».

Поэтому важно развивать данное научное направление и повышать осведомлённость общественности о существующих в его рамках проблемах и эффектах. Читателю настоятельно рекомендуется ознакомиться с оригинальными статьями, ссылки на которые приводятся в тексте данной работы, сделать самостоятельные выводы и способствовать внедрению в проектирование передовых научных знаний о влиянии архитектурной среды на человека.

Ценность обозреваемой работы Н. Риччи в том, что в ней подобраны и систематизированы прежде разрозненные научные данные по теме. Хотя обзор не несёт всеобъемлющего характера, это обобщение позволяет читателю составить более структурированное представление о психологических эффектах от пребывания в архитектурной среде. Авторские комментарии, приведённые для пояснения переведённых текстов с языка носителя, несколько дополняют данные, рассмотренные в статье Н. Риччи, для их более объективного отражения и повышения интереса к оригинальным источникам.

Основная часть

Исходная статья (Н. Риччи «Психологическое влияние архитектурного проектирования») является обзором на различные исследования в области психологического влияния архитектурной среды на человека. Обозреваемые работы в основном междисциплинарны и задействуют методологический аппарат следующих наук: социология, психология, биология, медицинские науки, нейронауки и др.

Научные данные укладываются в логическую структуру повествования. В общем виде её можно представить так: 1) сначала обосновывается, что влияние архитектурной среды на человека в наибольшей степени происходит посредством повышения или снижения уровня стресса; 2) затем доказывается, что красота (эстетичность архитектурного облика здания) архитектуры снижает уровень стресса; 3) объясняется, за счёт чего архитектура способна повышать уровень стресса; 4) демонстрируется, что степень вовлечения человека во взаимодействие со средой также способна влиять на стресс.

Таким образом, исследования, обозреваемые в статье Н. Риччи, классифицированы по четырём группам: 1) исследования, в которых рассматривается, какие психологические эффекты на мозг человека оказывает хронический стресс; 2) исследования, в которых описываются положительные психологические эффекты продуманной архитектуры; 3) исследования, в которых обозреваются негативные психологические эффекты от плохо спроектированных зданий; 4) исследования, в которых обосновывается важность гармоничного взаимодействия человека с окружающей средой. Опираясь на данную классификацию, приведём основные данные из статьи Н. Риччи.

1 группа: исследования, в которых рассматривается, какие психологические эффекты на мозг человека оказывает хронический стресс.

По данным Американской психологической ассоциации (American Psychology Association. (n.d.). Understanding Chronic stress. Retrieved September 01, 2017), «постоянный или хронический стресс может привести к чрезвычайно пагубным, и даже постоянным, проблемам с психическим и физическим здоровьем. Например, это может вылиться в развитие тревоги, бессонницы, депрессии, ослабление иммунной система и появление мышечных болей. Хронический стресс также может привести к развитию более серьёзных проблем со здоровьем, таких как сердечно-сосудистые заболевания и повышенное кровяное давление» [1, с. 9].

По данным С. Лу (S. Lu. 2014, October. How chronic stress is harming our DNA. Retrieved October 01, 2017), «клинически доказано, что хронический стресс напрямую укорачивает продолжительность жизни» [1, с. 9].

Данные статьи Э.М. Штернберга и М.А. Вилсона, подтверждающие связь возникновения хронического стресса у людей с их пребыванием в однообразной архитектурной среде, уже приводились во введении.

Поскольку последствия от избыточного и хронического стресса в мировой практике признаются глобальной проблемой, и для борьбы с ними используются все доступные средства, такие как психотерапия, социальная работа, медитация, медикаменты и многие другие. Н. Риччи считает, что архитектурное проектирование, дизайн интерьеров и их положительные психологические эффекты стали крайне актуальны для снижения хронического стресса. Поэтому рассмотрим работы 2 группы, освещающие потенциал архитектуры по снижению стресса.

2 группа: исследования, в которых описываются положительные психологические эффекты продуманной архитектуры.

Для начала приводятся работы, объясняющие то, как красота в принципе способна снижать стресс. По данным Эстрен М.Дж. и Поттера Б.А. (Estren M.J. & Potter B.A., Healing hormones: how to turn on natural chemicals to reduce stress. 2013), «хотя понятие „красивое" в корне субъективно, то чувство, что связанно с ним, универсально. Когда мы видим нечто красивое, мы получаем удовольствие. Чувство удовольствия является результатом высвобождения окситоцина, эндорфинов и ДГЭА (DHEA, дегидроэпиандростерона) в нашем мозге» [1, с. 10].

Проще говоря, начиная созерцать нечто красивое, человек невольно улучшает своё состояние и настроение, благодаря выработке соответствующих гормонов (окситоцина, эндорфинов и ДГЭА). Данный эффект в том числе может способствовать снижению стресса. При этом люди несомненно проводят большую часть времени в архитектурной среде. Так почему бы не обогатить простое пребывание множеством благотворных эффектов известных науке? К ним относится не только красота. Обзор подобных эффектов приводится, например, в книге К. Элларда «Среда обитания: как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие».

Н. Риччи же в большей степени описывает влияние красоты зданий на человека: «Мы считаем более красивыми здания, содержащие определённые эстетически приятные паттерны (повторяющиеся элементы в природе и дизайне — прим. автора) или ритмы, так как наш мозг эволюционно, связывает их с безопасностью, защищённостью, благополучием и выживанием. Как отмечалось ранее, восприятие их приводит к высвобождению окситоцина, эндорфинов и ДГЭА, а также подавляет сигнал «бей или беги» симпатической нервной системы (появляющийся в стрессовой ситуации, например, страха — прим. автора), всё это в некотором смысле доставляет удовольствие. Таким образом, красивые здания способствуют восстановлению нашего организма, иммунной системы, теломеров (концевых участков хромосом) и т. д., что полезно как для нашего психического, так и физического здоровья» [1, с. 12].

Далее делается заявление о том, что многие выдающиеся архитектурные произведения заслужили успех благодаря использованию паттернов, подражающих природной среде. После чего, базируясь на книге Д. Рагглза «Красота, нейронаука и архитектура» (Ruggles, D. Beauty, Neuroscience & Architecture.

Denver, CO: Fibonacci, LLC. 2017), излагается как паттерн 9 квадратов (Nine Square pattern) пронизывает выдающиеся здания, среди которых Саграда Фамилия, собор Св. Петра в Риме, Парфенон, Пантеон, Тадж-Махал, купола проекта Эдем, доставляет удовольствие созерцающим и обуславливает их красоту.

Разберём утверждение Д. Рагглза и Н. Риччи о паттерне 9 квадратов. Сутью паттерна является симметричное членение квадратного пространства четырьмя линиями на 9 прямоугольников (разных или равновеликих). Причиной распространённости этого паттерна предположительно является положительный психологический эффект от структурной схожести с лицом человека, которая иллюстрируется на рис. 1.

Рис. 1. Иллюстрация сходства структуры лица человека с паттерном 9 квадратов

Несмотря на многочисленные примеры, приведённые в подтверждение распространённости паттерна 9 квадратов, следует заметить, что этот паттерн является крайне упрощённой моделью, следовательно, его легко постфактум наложить на большую часть зданий и других рукотворных объектов. Руководствуясь методологическим принципом «бритвы Оккама» (в кратком виде гласящим «не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости») форма квадрата как таковая является наиболее устойчивой и простой в воспроизведении. Лишь поэтому она чаще других применяется в строительстве. Даже при условии, что архитектор руководствовался данным паттерном при проектировании, это не обязательно говорит о том, что именно данный паттерн явился залогом красоты здания.

Если бы форма квадрата или прямоугольника была напрямую связана с красотой, то сложно было бы тем самым объяснить красоту любых природных объектов, среди которых зачастую встречаются обтекаемые формы без прямых углов. Напротив, подавляющее большинство зданий должны были бы восприниматься как красивые, благодаря распространённости квадратных форм и членений. К сожалению, с последним утверждением согласиться невозможно. Пропорциональные же соотношения, обеспечивающие как красоту зданий, так и человеческого лица, очевидно гораздо сложнее и многообразнее по своей структуре, чем совокупность 9 прямоугольников, вписанных

в квадрат. Поэтому пункт об универсальности и эффективности данного паттерна в придании зданиям красоты представляется сомнительным.

С другой стороны, согласимся, что как таковое применение природных паттернов в архитектуре исторически зарекомендовало себя как эффективное для произведения эстетического впечатления. Остаётся лишь провести более глубокую работу по изучению подобных паттернов и их связи с ощущениями от зданий.

Также стоит заметить, что красота здания не обязательно должна объясняться присутствием в его структуре природных паттернов. По мнению ряда исследователей, красота здания зависит от совокупности параметров. Например, в статье Н.А. Салингароса (Salingaros N.A. Life and Complexity in Architecture from a Thermodynamic Analogy. Physics Essays, 1997. No. 10, pp. 165-173) красоту составляют: степень детализации, закруглённость (кривизна), цветность, степень согласованности и внутренняя симметрия (от англ. degree of detail, curvature, color, degree of coherence and internal symmetry).

3 группа: исследования негативных психологических эффектов от плохо спроектированных зданий.

«Монохроматические цвета, плохо расположенные окна, отсутствие архитектурных деталей и однообразный внешний вид произвели уникальную форму сенсорной депривации. Эта тенденция приводит не только к отсутствию интеллектуальной стимуляции, она эффективно устраняет все аспекты человеческого контакта, создавая холодную, неприветливую среду, в которой нет возможности получать положительный физиологический отклик или чувство благополучия» [1, с. 24].

По данным статьи Э. Рэйнольдс (Reynolds E. Could bad buildings damage your mental health? Retrieved, October 03, 2017), «городское планирование имеет важное значение для здравоохранения населения, как и архитектура отдельных зданий, которые составляют застроенную среду в городе. Исследования показали, что разрушенные дома и кварталы, заброшенные и полуразрушенные здания заставляют нас чувствовать себя в небезопасности, вызывая тем самым страх и беспокойство» [1, с. 26-27].

«Суссман и Холландер (Sussman A. & Hollander J.B. Cognitive architecture: designing for how we respond to the built environment. New York: Routledge, 2015) исследуют негативное психологическое влияние городов на людей. Они утверждают, что люди, как правило, здоровее, когда окружающая их искусственная среда содержит множество независимых магазинов, уникальных пространств и зданий, а не однообразные, бетонные здания и длинные монотонные витрины сетевых магазинов» [1, с. 27].

По данным К. Элларда и К. Монтгомери (Ellard C. & Montgomery C. Testing! Testing! A psychological study on city spaces and how they affect our bodies and minds, 2011. Retrieved October 3, 2017), «золотой стандарт для городского дизайна — это привносить какие-то новые архитектурные элементы или хотя бы чередовать их каждые несколько секунд (с учётом средней скорости пешехода в 5 км/час, среднее расстояние между элементами 2-3 м — прим. автора), иначе мы становимся когнитивно отключёнными». Такое от-

ключение от реальности нежелательно с психологической точки зрения, в частности вызывает скуку. А исследования, проведённые К. Мэррифилд и Дж. Данкерт (Merrifield C., Danckert J. Characterizing the psychophysiological signature of boredom. Waterloo, Ont.: University of Waterloo, 2010), показывают, что даже небольшое количество скуки может вызвать стресс [1, с. 27-28].

Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости введения градостроительных норм по насыщению улиц разнообразными архитектурными элементами и поддержанию высокого уровня их детализации хотя бы на первом и втором этажах (подробнее эту тему разбирали в своих работах Ян Гейл, Колин Эллард и пр. специалисты), а также по поддержанию городской среды в работоспособном состоянии (например, оперативно решать проблему заброшенности зданий).

4 группа: исследования, обосновывающие важность гармоничного взаимодействия человека с окружающей средой.

В этой части статьи рассматривается то, как характеристики среды, не ограничивающиеся качествами зданий, способны влиять на возникновение и снижение стрессовых реакций. По данным Расселла и Ланиуса (Russel J.A., & Lanius U.F. Adaptation level and the affective appraisal of environments. Journal of Environmental Psychology, 1984, No. 4 (2), pp. 119-135.), «когда обстановка возбуждающая (возбуждение способны вызывать, например, яркие контрастные цвета, острые углы, шум и отсутствие зелёных насаждений — прим. автора), но неприятная (то же самое, что «некрасивая» — прим. автора), мы испытываем панику и напряжение, наша симпатическая нервная система активируется. Аналогично, когда среда неприятна, но не возбуждает (ей присущи, например, бледные цвета, отсутствие деталей, однообразие — прим. автора), мы чувствуем себя раздражёнными и скучающими; скука, как мы уже выяснили, также приводит к стрессу» [1, с. 30-31].

По тем же данным: «Независимо от того, на какую сторону спектра попадает среда (возбуждает или не возбуждает), любая из двух крайностей заставляет нас чувствовать себя некомфортно, что, в свою очередь, вызывает физиологическую реакцию, которая заставляет нас искать либо уменьшение возбуждения, либо сенсорное усиление. Разум ищет искусственную среду, которая кажется ему наиболее приятной и наименее стрессовой <...> Одно из преимуществ возбуждающей и приятной окружающей среды — это умственная стимуляция, которую она обеспечивает. Это оказывается важным архитектурным и психологическим соображением об искусственной среде» [1, с. 31].

Таким образом, при формировании городской среды необходимо соблюдать условия, при которых прохожие испытывают средний уровень возбуждения либо равномерно чередовать возбуждающие и успокаивающие участки среды во избежание возникновения у людей чрезмерного стресса.

По данным Белла (Bell, P. A. Environmental psychology. New York: Psychology Press, 2011), «мы предпочитаем среды, которые предоставляют нам достаточное количество информации для обработки. Применяя эти знания в архитектуре, легко понять, почему упрощённые и лишённые творческо-

го вклада здания, строились лишь после Второй мировой войны, затем это течение быстро затухло (к сожалению, на постсовестком пространстве эта тенденция просматривается и в настоящее время — прим. автора). В то время, как более богато украшенная архитектура, использовавшая больше классических элементов, такие, как колонны, колоннады и антаблементы, воспроизводилась веками» [1, с. 31-32].

По мнению С. Каплана (Kaplan S. Aesthetics, Affect, and Cognition. Environment and Behavior, 1987. No. 19 (1), pp. 3-32.), «чем более высокую выраженность каждого из этих 4-х компонентов (взаимосвязанность, читаемость, сложность, таинственность) имеет определённая среда, тем выше вероятность, что человек отдаст ей предпочтение. Другими словами, люди отдают предпочтение окружающей среде, которая обладает теми атрибутами, которые они находят полезными для их конкретных потребностей в выживании, выявленных накопленным опытом» [1, с. 32].

В этой цитате идёт речь о том, что традиционные типы жилища и застройки населённых пунктов формировались и воспроизводились в течение многих столетий. Поэтому, с одной стороны, такие типы зданий и поселений воплотили в себе концепции, способные удовлетворять базовые потребности того или иного народа, в зависимости от его этнических особенностей и кли-

V/ W W f^- V

матических условий той территории, на которой он обитает. С другой стороны, благодаря длительному воспроизведению и использованию традиционные типы жилища и застройки стали привычными, а значит и предпочтительными для среднестатистического человека. К тому же в окружении привычных элементов люди с большей вероятностью чувствуют себя в безопасности, что также может способствовать снижению стресса.

Разные исследователи выявляют различные параметры традиционной архитектуры. Больше всего отличий возникает между образцами представителей разных народов. Судя по всему, эта тема также требует дальнейшего изучения и формирования универсальных обобщений. Здесь ограничимся выводом С. Каплана о том, что использование концепций и элементов традиционной архитектуры способно сделать архитектурную среду более предпочтительной для людей.

Также в данном разделе рассматриваются положительные эффекты от созерцания природной среды и делается заключение, что благодаря этим же эффектам имеют успех природные мотивы, используемые в архитектуре. Комментарий к утверждениям Н. Риччи о необходимости использования в проектировании природных паттернов дан в конце обзора 2 группы. Напомним, что они кажутся сомнительными, а тема требующей дополнительного изучения.

О влиянии природной среды на состоянии человека можно узнать, например, в статье Ф. Куо и В. Салливана (Kuo F., Sullivan W., Environment and Crime in the Inner City: Does Vegetation Reduce Crime? Environment and Behavior, 2001, T. 33, p. 343-67) или книге Рейчел и Стивена Каплан (The Experience of Nature: A Psychological Perspective, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1989). Здесь же сфокусируемся на вопросах, непосредственно касающихся архитектуры.

Выводы статьи Н. Риччи. «Используя эти знания (о влиянии архитектуры на состояние человека — прим. автора) и технологические инструменты, мы получаем возможность создать архитектуру не только эстетически совершенную, но, что более важно, психологически полезную. Учитывая, что влияние однообразной архитектурной среды связано с такими проблемами со здоровьем, вызванными стрессом, как сердечные приступы, ожирение, высокое кровяное давление, депрессия, беспокойство и т. д., всё более и более терзающими современный мир, не пользоваться выявленными положительными психологическими и восстановительными влияниями архитектуры больше невозможно» [1, с. 36].

«Если положительный психологический и восстановительный эффект архитектуры останется виден только психологам и архитекторам, а не широкой публике, то психологические последствия бездумного архитектурного проектирования никогда не будут преодолены, и у данной сферы по-прежнему не будет хватать ресурсов, необходимых для улучшения мира, в котором мы живём. Короче говоря, это (однообразную архитектурную среду — прим. автора) необходимо признать в качестве общественной проблемы, которая сама по себе является неотложной и важной для общества» [там же].

Вывод

Рассмотренная статья Н. Риччи затрагивает лишь часть аспектов воздействия архитектуры на человека, известных современной науке. К тому же достоверность некоторых выводов Н. Риччи вызывает сомнения. Однако актуальность темы влияния архитектурной среды на человека отрицать невозможно. Поэтому данная статья представляет ценность для читателя как обобщающая, обзорная работа, которая поднимает социально значимые вопросы и намечает пути решения крайне актуальной проблемы избыточного и хронического стресса у городского населения.

Базируясь на разнообразных научных данных в статье подробно описываются возможные последствия от хронического стресса. Также приводятся данные о том, как некоторые параметры архитектурной среды способны вызывать стресс, а другие снижать его. Н. Риччи приходит к заключению, что наиболее эффективным средством по снижению стресса является придание зданиям большей красоты и насыщение их разнообразными архитектурными элементами. Напротив, вызывают стресс однообразие, монотонность и отсутствие архитектурных деталей, заброшенность зданий, чрезмерное или недостаточное количество возбуждающих элементов в городской среде.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что следует поощрять внедрение параметров архитектурной среды, снижающих стресс, а параметры, вызывающие стресс, следует постепенно устранять. Безусловно реализация этих рекомендаций на практике крайне сложна, требует широкого круга дополнительных исследований и будет встречать противоборство со стороны профессионалов-практиков в сферах проектирования и строительства, имеющих усто-

явшиеся на сегодня представления о приоритетности пользы и прочности над красотой (три ключевых параметра из формулы архитектуры Витрувия).

Первым шагом к внедрению этого нового вектора формирования архитектурной среды является информирование о влиянии зданий на состояние и здоровье людей. Затем необходима выработка социального запроса на комфортную с психологической точки зрения среду обитания. В первую очередь этот запрос следует формировать среди профессионалов, вовлечённых в архитектурное проектирование. Далее он начнёт перетекать на более массовую аудиторию.

В так называемых «развитых» странах (США, Европа и т. д.) уже несколько десятилетий идёт постепенная переориентация архитектурной среды с концепции превалирования функциональности и утилитарности на преобладание социальной пользы и прочих положительных эффектов от строительства. Учитывая климатические и политические условия России, стоит признать, что пройти этот путь для нас будет сложнее. Тем критичнее становится отставание отечественной науки и практики на данном пути.

Исходя из всего вышесказанного повторим, что важно развивать данное научное направление и повышать осведомлённость общественности о существующих в его рамках проблемах и эффектах. Читателю настоятельно рекомендуется ознакомиться с оригинальными статьями, ссылки на которые приводятся в тексте данной работы, сделать самостоятельные выводы и способствовать внедрению в проектирование передовых научных знаний о влиянии архитектурной среды на человека.

Список литературы

1. Ricci N. The Psychological Impact of Architectural Design // CMC Senior Theses. — 2018. — №1767.

References

1. Ricci N. The Psychological Impact of Architectural Design. CMC Senior Theses. 2018, No. 1767.

Дёмин Александр Борисович, студент 2 курса магистратуры кафедры архитектуры и реконструкции городской среды НГАСУ. E-mail: ukenz@yandex.ru

Наволоцкая Анна Валерьевна, канд. архитектуры, доцент кафедры архитектуры и реконструкции городской среды НГАСУ. E-mail: sibvernisage@gmail.com

Для цитирования | For citation:

Дёмин А.Б., Наволоцкая А.В. Аналитический обзор статьи Натали Риччи «Психологическое влияние архитектурного проектирования» // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2020. — № 2. — С. 227-236.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 27.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.