Научная статья на тему 'Аналитический обзор регулирования трудовых правоотношений в странах-членах союза Бенилюкс'

Аналитический обзор регулирования трудовых правоотношений в странах-членах союза Бенилюкс Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
460
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗ БЕНИЛЮКС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВОЕ ПРАВО / СОГЛАШЕНИЯ / РАБОТНИК И РАБОТОДАТЕЛЬ / UNION OF BENELUX COUNTRIES / SOCIAL AND ECONOMIC POLICY / EMPLOYMENT / LABOR LAW / AGREEMENTS / WORKER AND EMPLOYER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Артём Владимирович

Целью настоящего научного исследования является анализ реализации политики в области труда и занятости, действующей в союзе Бенилюкс. Кроме того, автор преследует цель повествования о самом союзе, как о крайне интересном и самобытном проявлении международного сотрудничества. Данная статья, в первую очередь, преследует цель показать, что в современных условиях, при постоянно проходящих процессах глобализации и интернационализации, изучение стандартов союзов различных европейских государств в области применения труда представляет собой большой интерес, так как это объясняется и спецификой подобных союзов, отличающей их от разного рода международных организаций, и тем, что указанные стандарты представляют для России определенный интерес, ввиду того, что соответствующие нормы применяются в большинстве стран Европы, где различны уровни социально-экономического развития и правовая система. Именно поэтому подобного рода стандарты проходят серьезную проверку на степень их эффективности на практике в различных условиях. Большое значение для практики правоприменения имеет тот факт, что позитивный обмен опытом способствует качественному улучшению и развитию системы защиты трудовых прав граждан в той или иной стране. По результатам настоящего исследования автор пришел к выводу о том, что союз Бенилюкс, и иные, подобные ему, представляют собой институты, порожденные объективными потребностями, характером и уровнем развития того или иного государства, а также мировыми процессами в целом. Помимо этого, надо отметить, что рассматриваемый союз является одним из лучших способов противодействия разного рода отрицательным последствиям глобализации, в том числе, и в социально-трудовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL REVIEW OF REGULATION OF LABOR LEGAL RELATIONSHIP IN THE BENELUX COUNTRIES

The purpose of the real scientific research is the analysis of realization of policy in the field of work and the employment operating in the Benelux countries. Besides, the author pursues the narration aim about the union, as about extremely interesting and original manifestation of the international cooperation. This article, first of all, pursues the aim to show that in modern conditions, at constantly taking place processes of globalization and internationalization, studying of standards of the unions of various European states in a scope of work represents a great interest as it is explained also by the specifics of the similar unions distinguishing them from any international organizations and the fact that the specified standards are of a certain interest to Russia in view of the fact that the relevant standards are applied in the majority of the countries of Europe where levels of social and economic development and legal system are various. For this reason standards of this sort undergo serious testing for degree of their efficiency in practice in various conditions. The fact that positive exchange of experience promotes high-quality improvement and development of system of protection of the labor law of citizens in this or that country is of great importance for practice of right application. By results of the real research the author has come to a conclusion that the union of Benelux countries, and others, similar to him, represent the institutes generated by objective needs, character and a level of development of this or that state, and also world processes in general. In addition, the author noted that the considered union is one of the best ways of any counteraction to negative consequences of globalization, including, and in the social and labor sphere.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор регулирования трудовых правоотношений в странах-членах союза Бенилюкс»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-12-120-125

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СТРАНАХ-ЧЛЕНАХ СОЮЗА БЕНИЛЮКС

МИХАЙЛОВ АРТЁМ ВЛАДИМИРОВИЧ ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА)», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: artjommik@rambler.ru

Целью настоящего научного исследования является анализ реализации политики в области труда и занятости, действующей в союзе Бенилюкс. Кроме того, автор преследует цель повествования о самом союзе, как о крайне интересном и самобытном проявлении международного сотрудничества. Данная статья, в первую очередь, преследует цель показать, что в современных условиях, при постоянно проходящих процессах глобализации и интернационализации, изучение стандартов союзов различных европейских государств в области применения труда представляет собой большой интерес, так как это объясняется и спецификой подобных союзов, отличающей их от разного рода международных организаций, и тем, что указанные стандарты представляют для России определенный интерес, ввиду того, что соответствующие нормы применяются в большинстве стран Европы, где различны уровни социально-экономического развития и правовая система. Именно поэтому подобного рода стандарты проходят серьезную проверку на степень их эффективности на практике в различных условиях. Большое значение для практики правоприменения имеет тот факт, что позитивный обмен опытом способствует качественному улучшению и развитию системы защиты трудовых прав граждан в той или иной стране. По результатам настоящего исследования автор пришел к выводу о том, что союз Бенилюкс, и иные, подобные ему, представляют собой институты, порожденные объективными потребностями, характером и уровнем развития того или иного государства, а также мировыми процессами в целом. Помимо этого, надо отметить, что рассматриваемый союз является одним из лучших способов противодействия разного рода отрицательным последствиям глобализации, в том числе, и в социально-трудовой сфере.

Ключевые слова: союз Бенилюкс, социально-экономическая политика, занятость, трудовое право, соглашения, работник и работодатель

Перед тем как дать характеристику основным вопросам занятости в союзе Бенилюкс, как мне кажется, стоит сделать небольшую историческую ремарку и пояснить, как же возникло и какова структура этого интереснейшего проявления социально-экономического и политического содружества.

Переговоры об экономическом союзе начались после Первой мировой войны, а первый документ на пути к созданию реального союза был подписан 25 июля 1921 г. Это был договор о создании Бельгийско-Люксембургского экономического союза. Он отменял таможенные пошлины и многие другие препятствия в торговле между этими странами, устанавливал единый тариф для третьих стран и обеспечивал свободную циркуляцию услуг.

А в 1932 г. была подписана Конвенция, в которой Бельгия, Нидерланды и Люксембург предусмотрели возможность ликвидации таможенных пошлин в торговле друг с другом. Однако политические события в Европе того времени и эко-

номический кризис не позволили реализовать первую попытку создания Бенилюкса. Но сама идея никуда не делась. Еще находясь в эмиграции в Лондоне во время Второй мировой войны, правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в 1943 г. подписали валютное соглашение для регулирования взаимных платежей в послевоенный период и укрепления экономических связей.

В 1944 г. была подписана Таможенная конвенция, которая вступила в силу в 1948 г. и освободила торговлю между странами от всех пошлин, а также ввела единый и самый низкий в Западной Европе таможенный тариф на торговлю с третьими странами. Были созданы и органы союза трех стран - Административный таможенный совет Совет Экономического союза, Совет торговых соглашений, с 1947 г. в Брюсселе начал свою работу Генеральный секретариат В 1949 г. появился Договор о предварительном экономическом союзе, который устранял количественные и иные ограничения в торговле и предусматривал координацию валютной политики.

В 1953 г. были подписаны Протокол об ускорении процесса координации экономической и социальной политики и Протокол о проведении единой торговой политики в отношении импорта и экспорта в торговле с третьими странами. В 1954 г. появилось Соглашение о свободном движении капитала между тремя странами, в 1955 г. Соглашение о постепенном урегулировании сельскохозяйственной политики. Межпарламентский консультативный совет Бенилюкса начал свою работу в 1955 г. В 1956 г. Протокол о свободном передвижении рабочей силы и единой политике в сфере социального страхования позволил правительствам трех стран координировать кадровую политику. В этом же году Бельгия, Нидерланды и Люксембург стали заключать договоры о торговле с третьими странами уже совместно как Бенилюкс.

Сам Договор об Экономическом союзе Бенилюкс был подписан в Гааге 3 февраля 1958 г. и вступил в силу с 1 ноября 1960 г. Хотя к тому времени был уже создан Европейский экономический союз - ЕЭС (1957 г.), куда вошли все три страны, решение сохранить Бенилюкс было очевидным этот союз существенно укреплял положение стран Бенилюкса и внутри ЕЭС.

Опыт Бенилюкса оказался очень важен при создании и развитии ЕЭС. Тем более, что путь к полной интеграции был непростым и небыстрым -только с 1 января 1974 г. было достигнуто свободное перемещение товаров, капитала и услуг. В Договоре об учреждении Экономического союза Бенилюкс (1958 г.) высокие договаривающиеся стороны - Его Величество Король Бельгийцев Бодуэн I, Ее Королевское Высочество Великая Герцогиня Люксембургская Шарлотта и Ее Величество Королева Нидерландов Юлиана сформулировали основные цели создания союза. Они объявили о решении «укрепить экономические связи между своими странами путем обеспечения свободного передвижения лиц, товаров, капиталов и услуг» и желании «проводить скоординированную политику в экономической, финансовой и социальной сферах» и общую внешнеторговую политику. Все для «роста человеческого и социального благосостояния» их народов [1].

Эти цели были в полной мере реализованы и продолжают оставаться приоритетными и сегодня. Для обеспечения деятельности Бенилюкса создана мощная управленческая инфраструктура. Высший орган Бенилюкса - Комитет министров, состоящий из трех министров иностранных дел, который собирается на несколько заседаний в год. Решения Комитета должны быть приняты единогласно, и они обязательны к исполнению для

всех. Комитету подчиняется Совет Экономического союза, состоящий из представителей министерств и ведомств трех стран, он координирует деятельность отраслевых и специальных комиссий. Отраслевые министры совещаются, по мере необходимости, в рамках рабочих групп.

Административные и организационные функции Бенилюкса исполняет Генеральный секретариат, во главе которого стоит коллегия секретарей. Согласно Договору генеральный секретарь должен быть гражданином Нидерландов, его два заместителя - от Бельгии и Люксембурга. В Межпарламентском консультативном совете Бенилюкса работают депутаты парламентов трех стран, Бельгии и Нидерландам в этом совете отдано по 21 месту, Люксембургу - семь. Совет обсуждает и вырабатывает рекомендации, адресованные правительствам трех стран. А в Консультативный совет по экономическим и социальным вопросам входят 27 представителей экономических и социальных организаций стран-участниц [2].

В задачи Судебной палаты входит выработка единого толкования совместно принятых правовых норм, среди ее полномочий - судебные, консультативные и судебные полномочия по делам государственных чиновников. Также для решения спорных вопросов, возникающих между членами Бенилюкса в связи с выполнением договора или конвенций, создана Арбитражная коллегия.

В 2010 г. договор, подписанный в Гааге в 1958 г., перестал действовать. Но это вовсе не означает, что Бенилюкс исчезнет. Наоборот, отныне Экономический союз Бенилюкс называется просто - Союз Бенилюкс - это должно подчеркнуть, что сотрудничество стран внутри союза не ограничивается исключительно экономикой.

17 июня 2008 г. в Гааге был подписан новый договор между правительствами Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, который должен модернизировать, укрепить и расширить сотрудничество стран Бенилюкса. Вот именно по этому договору и предстоит жить дальше Бенилюксу [2].

После небольшого лирического отступления хотелось бы продолжить и начать со структуры трудового права Бенилюкса.

В нынешнем союзе Бенилюкс не существует и не может существовать общего трудового кодекса или основ трудового законодательства, аналогичных применявшимся в СССР. В Договоре об учреждении экономическом союза Бенилюкс содержаться главы «Об экономическом и социальном консультативном совете», «О национальном режиме, свободном передвижении и осуществлении профессиональной экономической деятель-

А. V. ЫТКИАУЬОУ

ности», «Об общих службах». В них, в частности, указывается, что страны-участницы осуществляют совместную политику в области занятости, а координацией этой политики будет заниматься Экономический и социальный консультативный совет с подотчетной ему Комиссией по социальным вопросам. Все члены Бенилюкса входят и в состав Европейского союза, и в связи с этим учрежденный в рамках ЕС Европейский социальный фонд распространяет свое влияние и на Бенилюкс (стоит отметить, что некоторые нормы, нашедшие закрепление в актах этого фонда были прямо процитированы в отдельных главах договоров между Бельгией, Нидерландами и Люксембургом). В частности, в нормативных документах Бенилюкса говорится, что «улучшение возможности в области трудоустройства путем финансирования повышения квалификации работников и их переквалификации, а также увеличение мобильности рабочей силы в рамках Бенилюкс является одной из важнейших задач этого союза».

Особый интерес представляет генеральная система торговых преференций, которая используется Бенилюкс. Эти преференции вытекают из Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». Эта система представляет собой уникальный механизм, предусматривающий ответственность за нарушение трудовых прав работников в отношении другого государства и касающихся прав работников, находящихся в юрисдикции другого государства [3].

В настоящее время в рамках Бенилюкс действует несколько рамочных социально-партнерских соглашений: о телеработе; о работе на условиях неполного рабочего времени; об организации рабочего времени мобильных работников в гражданской авиации; о работе по срочным трудовым договорам; о некоторых аспектах рабочего времени мобильных работников, направляемых на трансграничные работы в железнодорожной отрасли и другие.

Согласно актам специальной комиссии по содействию общественному здоровью и специальной комиссии по средним классам, Бенилюкс поддерживает и дополняет деятельность по следующим направлениям:

- улучшение рабочей среды с целью охраны здоровья и безопасности работников;

- условия труда;

- социальное обеспечение и социальная защита работников;

- защита работников в случаях прекращения их трудовых договоров;

- информирование и проведение консультаций с работниками;

- представление и коллективная защита интересов работников и работодателей, включая совместное принятие решений, но исключая вопросы свободы объединения, забастовок и локаутов;

условия занятости граждан третьих стран, легально находящихся на территории Бенилюкс;

интеграция лиц, исключенных с рынка

труда;

- равенство мужчин и женщин применительно к возможностям на рынке труда и обращению на работе;

- борьба с социальным остракизмом;

- модернизация систем социальной защиты.

Нормы союза, принимаемые в соответствии с

вышеуказанными положениями, не могут уменьшать установленный в государстве-члене более высокий уровень защиты граждан [4].

Всю совокупность различных норм Бенилюкс в сфере труда можно классифицировать следующим образом:

Индивидуальное трудовое право:

свобода передвижения работников в рамках союза и свобода выполнения работ и оказания услуг в другом государстве Бенилюкс;

- равное обращение и запрет дискриминации в сфере труда и занятости;

- атипичные формы занятости;

- защита работников при реструктуризации и неплатежеспособности предприятий;

- другие нормы.

Коллективное трудовое право:

- информирование и консультации с представителями работников;

- деятельность Европейских производственных советов;

- участие работников в управлении организацией [4].

Для поддержания в постоянной работоспособности всех вышеперечисленных пунктов разработаны и используются некоторые основы социально-экономической политики союза (стоит заметить, что похожие нормы используются и в других странах Европы).

Логически следует начать с политики в области труда и социального обеспечения. В качестве примера реализации активной политики можно назвать стратегию занятости работников союза Бенилюкс. В ней заложены четыре основы:

- потенциал к трудоустройству;

- профессиональное обучение;

- адаптация работников к изменениям на рынке труда;

- равные возможности.

В рамках этой стратегии каждое государство союза ежегодно представляет в Комитет министров, Консультативный межпарламентский совет и Экономический и социальный консультативный совет национальные планы действий в области занятости. На основе этих планов действий разрабатывается ежегодный доклад о занятости в союзе, в котором обобщаются приоритеты политики и делаются рекомендации государствам-членам в отношении их политики в области занятости [5].

Важным шагом в развитии деятельности Бенилюкса в сфере социальной политики стало принятие Единого европейского акта - Хартии фундаментальных социальных прав работников. Она преследовала преимущественно цель борьбы с безработицей.

Наиболее значимым вкладом в развитие трудового права союза Бенилюкс можно считать придание обязательной юридической силы Хартии фундаментальных прав Европейского союза. Признание авторитета данного документа означало его использование в правоприменительной практике на всей территории Бенилюкс.

В Хартии нашли свое отражение следующие права и свободы, имеющие непосредственное отношение к правовому регулированию труда, некоторые из которых были напрямую перенесены в акты Бенилюкса:

ст. 5 - запрет рабства и принудительного

труда;

- ст. 12 - свобода собраний и объединений;

- ст. 13 - свобода искусства и науки;

- ст. 15 - свобода профессии и право на

труд;

- ст. 27 - право работников на получение информации и на проведение консультаций на предприятии;

- ст. 28 - право на коллективные переговоры и принятие коллективных мер;

- ст. 29 - право на доступ к услугам по поиску работы;

- ст. 30 - право на защиту от необоснованного увольнения;

- ст. 31 - право на справедливые и надлежащие условия труда;

- ст. 32 - запрет детского труда и защита молодых работников;

- ст. 33 - семейная и профессиональная жизнь;

- ст. 35 - социальное обеспечение и социальная помощь [6].

Именно через все вышеперечисленные документы получила свое развитие стратегия занятости союза Бенилюкс. Целью этой стратегии явля-

ется содействие улучшению способности к труду и предпринимательству, увеличению приспосаб-ливаемости и созданию равных возможностей на уровне рынка труда. В рамках данной стратегии периодически принимаются руководящие положения в области занятости, на основе которых членами союза разрабатываются Национальные планы действий.

С целью реализации союзом Бенилюкс своей политики в области труда и занятости была создана достаточно сложная и разветвленная институциональная система. В нее входят различные образования, занимающиеся вопросами труда и занятости, прежде всего, это различного рода совещательные комитеты, комиссии и советы. Наиболее значимыми из них являются комиссия по социальным вопросам и экономический и социальный консультативный совет.

Так же государства-члены союза тесно взаимодействуют с различного рода агентствами и центрами, созданными под эгидой ЕС. Среди них следует особо выделить Европейское агентство по обеспечению безопасности и здоровья на работе и Европейский центр по развитию профессионального обучения.

Европейское агентство по обеспечению безопасности и здоровья на работе имеет своей задачей оказание помощи государствам, образованиям Бенилюкс и другим заинтересованным лицам путем предоставления технической, исследовательской и экономической информации по вопросам здоровья и безопасности на работе.

Европейский центр по развитию профессионального обучения имеет своей задачей оказание поддержки Комиссии в организации и развитии профессионального обучения на территории Европы.

Отдельным пунктом хотелось бы отметить уже упомянутую ранее Концепцию права работника на безопасные и здоровые условия труда, так как данная тема является «Ахиллесовой пятой» не только российской действительности, но и рассматриваемых стран.

На уровне союза Бельгии, Нидерландов и Люксембурга проблематика безопасных и здоровых условий труда находит отражение в различных нормативных правовых актах. Разработка соответствующих норм, контроль их исполнения, а также координационные, научно-исследовательские и консультативные функции в области охраны труда входят в компетенцию уже знакомых нам Экономического и социального консультативного совета [7], Комиссии по социальным вопросам и Специальной комиссии по содействию общественному здо-

A. V. MIKHAYLOV

ровью. Согласно актам общего собрания указанных органов, Союз Бенилюкс обязан поддерживать и дополнять деятельность входящих в него государств по таким направлениям, как:

социальное обеспечение и социальная защита трудящихся, а также решение задачи модернизации систем социальной защиты;

информирование и консультирование трудящихся, а также представительство и коллективная защита интересов - как трудящихся, так и работодателей, включая участие трудящихся в принятии управленческих решений (за исключением вопросов оплаты труда, права на объединение, права на забастовку и права объявления локаутов);

- улучшение производственной среды для обеспечения защиты здоровья и безопасности трудящихся, а также вопросы обеспечения определенных условий труда;

- защита трудящихся в случае прекращения трудового договора;

- решение задачи по реинтеграции на рынок труда вытесненных с него лиц (с особенностями -в отношении профессиональной подготовки), а также преодоление социального отторжения;

обеспечение равенства мужчин и женщин относительно возможностей на рынке труда и обращения на работе, а также решение проблем в сфере установления определенных условий найма представителей третьих стран, законно проживающих на территории Союза» [8].

Суммируя все вышеизложенное и завершая настоящее исследование, стоит заключить, что на современном этапе изучение стандартов союзов различных европейских государств в области применения труда представляет собой актуальный интерес. Во-первых, это объясняется спецификой подобных союзов, отличающей их от международных организаций классического типа; во-вторых, несмотря на то, что Россия не является членом большинства из них, указанные стандарты представляют для России интерес из-за того, что соответствующие нормы подлежат применению в большинстве стран Европы, уровень экономического развития и правовая система каждого из которых различны. Таким образом, эти стандарты изначально проходят серьезную проверку на степень их эффективности и жизнеспособности на практике в различных условиях. Такая политика особенно важна в современном мире, где в условиях финансового кризиса резко обострились проблемы регулирования отношений, складывающихся в социально-трудовой сфере.

Данный союз является наиболее лучшим способом противодействия таким пагубным последствиям в социально-трудовой жизнедеятельности общества, как снижение заработной платы; вынужденные переводы работников на неполное рабочее время; массовое сокращение штата; резкое увеличение уровня безработицы и иным, социально опасным результатам современных процессов.

Литература

1. Шестерякова И. В. Международно-правовое регулирование труда. Саратов, 2004.

2. Швейцер В. Я. Государства Альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе. М.: Изд-во «Весь Мир», 2009.

3. Blanpain R. International encyclopaedia of Labour law and industrial relations. Kluwer law international. 10th edition, Belgium, 2006.

4. Amos J. P. Benelux Economic Union. BRILL. Boston, Massachusetts, 1974.

5. Кашкин Ю. С. Основные этапы формирования трудового права ЕС // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2008.

6. URL: http://eulaw.ru/treaties/charter

7. Atleson J., Compa L. International Labor law: cases and materials on workers rights in the global economy. Thomson-West, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Bercusson B. European labour law. Cambridge university press, 2009.

References

1. Shesteryakova I. V. Mezhdunarodno-pravovoye regulirovaniye truda [International legal regulation of work]. Saratov, 2004.

2. Shvejtser V. Ya. Gosudarstva Аl'pijskogo regiona i strany Benilyuks v menyayushchejsya Evrope [The states of the Alpine region and the Benelux countries in the changing Europe]. M.: Izd-vo «Ves' Mir», 2009.

3. Blanpain R. International encyclopedia of Labor law and industrial relations. Kluwer law international. 10th edition, Belgium, 2006.

4. Amos J. P. Benelux Economic Union. BRILL. Boston, Massachusetts, 1974.

5. Kashkin Yu. S. Osnovnye etapy formirovaniya trudovogo prava ES [Main stages of formation of the labor law of the EU] // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya, 2008.

6. URL: http://eulaw.ru/treaties/charter

7. Atleson J., Compa L. International Labor law: cases and materials on workers rights in the global economy. Thomson-West, 2008.

8. Bercusson B. European labor law. Cambridge university press, 2009.

A. B. MHXAHnOB

125

* * *

ANALYTICAL REVIEW OF REGULATION OF LABOR LEGAL RELATIONSHIP IN THE BENELUX COUNTRIES

MIKHAYLOV ARTYOM VLADIMIROVICH Kutafin Moscow State Law University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: artjommik@rambler.ru

The purpose of the real scientific research is the analysis of realization of policy in the field of work and the employment operating in the Benelux countries. Besides, the author pursues the narration aim about the union, as about extremely interesting and original manifestation of the international cooperation. This article, first of all, pursues the aim to show that in modern conditions, at constantly taking place processes of globalization and internationalization, studying of standards of the unions of various European states in a scope of work represents a great interest as it is explained also by the specifics of the similar unions distinguishing them from any international organizations and the fact that the specified standards are of a certain interest to Russia in view of the fact that the relevant standards are applied in the majority of the countries of Europe where levels of social and economic development and legal system are various. For this reason standards of this sort undergo serious testing for degree of their efficiency in practice in various conditions. The fact that positive exchange of experience promotes high-quality improvement and development of system of protection of the labor law of citizens in this or that country is of great importance for practice of right application. By results of the real research the author has come to a conclusion that the union of Benelux countries, and others, similar to him, represent the institutes generated by objective needs, character and a level of development of this or that state, and also world processes in general. In addition, the author noted that the considered union is one of the best ways of any counteraction to negative consequences of globalization, including, and in the social and labor sphere.

Key words: union of Benelux countries, social and economic policy, employment, labor law, agreements, worker and employer

A. V. MIKHAYLOV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.