Научная статья на тему 'Аналитический обзор деятельности мест заключения РСФСР в период с 1917 по 1930 год'

Аналитический обзор деятельности мест заключения РСФСР в период с 1917 по 1930 год Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитический обзор деятельности мест заключения РСФСР в период с 1917 по 1930 год»

К 135-летию образования УИС

С. И. КУЗЬМИН, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ РСФСР В ПЕРИОД С 1917 ПО 1930 ГОД

Революционные преобразования в России как проявление общей практической задачи были направлены не только на уничтожение старых аппаратов принуждения и подавления, но и прежде всего на отказ от общеполитической линии Временного правительства, в том числе и в области карательной политики.

Обязательным условием построения новой системы мест лишения свободы, отвечающей требованиям социалистического общества, является слом дореволюционной тюремной системы.

Ликвидация старой дореволюционной тюремной системы включила в себя: слом аппарата управления тюремными учреждениями; отмену законодательных актов, регулирующих деятельность мест лишения свободы; полную отмену или существенное изменение основных средств достижения цели наказания (трудовое использование, режим содержания, религиозно-нравственное воздействие); изменение содержания принципов и методов исполнения наказания, связанного с лишением свободы; создание правовой основы деятельности исправительных учреждений, отвечающих требованиям социалистического государства.

Практически слом дореволюционной тюремной системы был возложен на Военно-революционный комитет Петрограда. В сообщении Военно-революционного комитета, подписанном Ф. Э. Дзержинским, указывалось: «Все

исходящие от него распоряжения должны быть исполнены немедленно»*.

Выполнение этой задачи СНК РСФСР поручил губернским (областным) Советам депутатов, возложив на них «заведывание тюремной частью». Местные тюремные инспекции поступали в распоряжение Советов в качестве их исполнительного органа по тюремной части. Тюремные комитеты, их отделения, а также попечительства временно сохранялись в соответствии с ранее принятыми положениями. Назначение новых руководителей мест лишения свободы являлось компетенцией Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Овладение аппаратом управления тюремными учреждениями началось с назначения тюремных комиссаров и передачи карательного дела в ведение местных Советов. В большинстве случаев комиссары назначались Военно-революционными комитетами. В то же время известны факты назначения их решением исполкомов и выбора из состава народного суда. В Белорусской ССР местные партийные работники назначались в качестве временных начальников домов заключения.

Анализ полномочий этих представителей советской власти как в РСФСР, так и в других республиках, позво-

* См.: Архив ИМЛ ЦК КПСС. Ф 76. Оп 1. Д. 1106. Л. 1-2.

ляет сделать вывод о том, что их основными задачами являлись: наблюдение за деятельностью тюремной администрации и порядком в тюрьме; за исправным выполнением всеми службами своих обязанностей; отстранение должностных лиц, которые ранее скомпрометировали себя жестоким обращением с заключенными или явно не соответствуют своему назначению.

Взяв на себя руководство местами лишения свободы, Советы сразу столкнулись с необходимостью решения вопроса о законности содержания в тюрьмах арестованных и заключенных. В тех условиях необходимо было создать компетентные органы, способные внимательно разобраться и правильно решить судьбу каждого человека. Это было особенно важно, поскольку имелись факты как необоснованного направления отдельных лиц в места лишения свободы, так и незаконного освобождения уголовных преступников без распоряжения судебных и следственных органов.

В Петрограде в качестве органов, которые привлекали к ответственности задержанных граждан и отвечали за законность содержания всех лиц, выступали следственные комиссии. Они создавались районными Советами рабочих и солдатских депутатов. Их персональный состав утверждался вышестоящим Советом. Контролируя деятельность комиссии, местные Советы и Военно-революционные комитеты решительно пресекали попытки освобождения из тюрем осужденных за тяжкие преступления.

В других регионах РСФСР и советских республиках освобождение по уголовным делам составляло компетенцию следственных органов, комиссий Военно-революционных комитетов по министерству юстиции или специальной комиссии, персональный состав которой объявлялся декретом. Комиссиям предоставлялось право определять законность содержания каждого заключенного, а в отношении тех, кому длительное время не было предъявлено обвинение, - предложить следственным органам срочно разобрать-

ся. Тем самым Советская власть взяла на себя ответственность за проверку и определение законности содержания всех арестованных и отбывающих наказание по приговорам свергнутого правительства.

В первую очередь освобождались политические заключенные. Отдельных лиц, правонарушения которых при новой власти не содержали состава преступления, также освобождали из мест лишения свободы. В переходный период тюремное заключение несовершеннолетних не служило целям их исправления, поэтому все правонарушители в возрасте до 17 лет подлежали условному освобождению с передачей под надзор родственников и опекунов. Что касается лиц, совершивших тяжкие преступления, и профессиональных преступников-рецидивистов, то они оставались отбывать наказание в местах лишения свободы.

Новая власть отменила в местах лишения свободы телесные наказания, номерные знаки заключенных, раздельное содержание представителей имущественных классов от остальных заключенных, привилегии в режиме содержания по национальному признаку, бритье половины головы, телесные наказания, одиночное заключение, ношение казенной одежды и т. д. Декрет об отделении церкви от государства позволил лишенным свободы самим решать вопрос об отношении к религиозным обрядам. Они перестали подвергаться принудительной религиозной обработке.

Слом аппарата управления тюремными учреждениями позволил отменить практическое действие ряда правовых норм, изменить режим содержания, что существенным образом отразилось на внутренней жизни тюрем. Однако преобразования в области исполнения уголовных наказаний, носившие локальный характер, не могли отвечать целям карательной политики государства. К тому же они проводились не на законодательной основе, а путем самостоятельного, не регламентированного документами революционного творчества самих трудящихся

масс и местных советских органов, руководствующихся революционным правосознанием, а для деятельности мест лишения свободы необходима была правовая основа, реформа тюремного дела.

Подготовку реформы в области исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы Народный комиссариат юстиции возложил на созданное 25 декабря 1917 года Тюремное управление, преобразованное в январе 1918 года в Тюремную коллегию.

Результатом деятельности коллегии явилась разработанная по указанию ВРК Петрограда «Инструкция о порядке содержания заключенных в Трубецком бастионе Петропавловской крепости», направленная на гуманизацию режима, изменение принципов и методов исполнения наказания. Она вменяла в обязанность администрации следить за качеством приготовления пищи для заключенных и чистотой в помещениях, четко регламентировала порядок свиданий, медицинского обслуживания, пользования книгами и газетами и т.п.

Другим важным юридическим документом, свидетельствующим о ломке основных средств достижения цели наказания, стало постановление НКЮ РСФСР от 30.01.1918 «О тюремных рабочих командах». В противоположность прежней тюремной системе устанавливалась оплата труда как для подследственных, так и для заключенных в соответствии с нормами той отрасли труда, по которой выполнялась работа. Отмена каторжного труда и введение оплаты свидетельствовали о том, что на заключенных распространялось одно из основных прав, установленных государством для всех граждан.

Слом старой тюремной системы требовал от аппарата мест заключения не только уяснения классовой сущности новых юридических актов, но и правильного их применения. Для этого необходимо было проведение специальной разъяснительной работы со стороны руководства НКЮ РСФСР и территориальных карательных

отделов. О важности ее свидетельствует тот факт, что даже в годы Гражданской войны и иностранной интервенции (19181919 годы) по указанию НКЮ РСФСР были организованы краткосрочные курсы в Москве и некоторых губерниях.

Мысль о необходимости сделать тюрьму местом исправления, а не только наказания проходила во многих докладах и выступлениях на губернских и республиканских съездах работников юстиции и администрации тюрем в апреле-июле 1918 года.

Слом старой и установление новой системы мест заключения юридически были закреплены временной инструкцией «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового». Она имела исключительно большое значение для становления новых мест лишения свободы. В ней сделана попытка наметить, хотя и в самых общих чертах, основные направления дальнейшей перестройки системы и организации отбывания наказания.

Места лишения свободы согласно Временной инструкции делились на мужские и женские, а по их назначению:

на общие места заключения (тюрьмы); реформатории и земледельческие колонии как учреждения воспитательно-карательные в особенности для молодых преступников;

испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются послабления режима или досрочного освобождения;

карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами, дегенератов и т. д.;

тюремные больницы. Принципиально важным и сложным для мест лишения свободы являлся вопрос о распределении заключенных. Суд не выносил решения, в какое учреждение следовало направить осужденного, и не определял разряда в соответствии с объявленной прогрессивной системой, поэтому нужно было создать специальный орган, способный решить данные вопро-

сы. Во Временной инструкции для выполнения этих задач были предусмотрены распределительные комиссии. В развитие соответствующих статей данного нормативного акта Карательный отдел НКЮ РСФСР 16 ноября 1918 года принял Положение об организации распределительных комиссий, которые заменили упраздненные в сентябре 1918 года Общества попечительные о тюрьмах.

В 1918 году принимались меры по организации мест заключения нового типа -сельскохозяйственных колоний и реформаториев. На выбор этого типа исправитель-но-воспитательных учреждений несомненно повлияла та положительная оценка, которую они получили на VII и VIII съездах представителей пенитенциарных деятелей.

В условиях обострения внутриполитической обстановки в период Гражданской войны и интервенции требовалось изолировать классовых врагов как представляющих наибольшую опасность для советского строя, а также иных лиц, наносящих ущерб интересам государства.

В соответствии с декретом ВцИК от 21 марта 1919 года и постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 года стали создаваться концентрационные лагеря, подведомственные ВЧК, и лагеря принудительных работ, подчиненные НКВД, с ярко выраженной классовой направленностью.

В концентрационных лагерях по постановлению ВЧК изолировались на все время Гражданской войны лица из числа иностранных граждан и представителей ранее господствовавших классов, способные при определенных условиях выступить с оружием в руках против Советской власти.

В лагеря принудительных работ заключенные помещались на определенный срок, который мог быть сокращен отделом принудительных работ НКВД. Для лиц, помещенных в лагеря принудительных работ, труд являлся обязательным. Заключенным, проявившим трудолюбие, администрация могла разрешать проживание на частных квартирах и являться в лагерь для выполнения назначенных ра-

бот. Труд заключенных оплачивался по ставкам профессиональных союзов. Из заработка удерживалась стоимость их содержания, но не свыше 75 %.

К декабрю 1921 года в 120 концентрационных лагерях содержалось 30 412 человек и в лагерях принудительных работ немногим более 50 тыс. заключенных.

В первые годы после революции с особой остротой ставился вопрос о законности деятельности мест лишения свободы. В циркуляре Центрального карательного отдела НКЮ от 04.02.1919 «О тюремном режиме и о привлечении к ответственности виновных в притеснении заключенных» указывалось, что необходимо бороться с произволом и беззаконием в местах лишения свободы, не допускать никаких послаблений, придавать суду виновных не только в незаконных притеснениях заключенных, но и в попустительстве и недостаточном надзоре за ними.

Опыт применения первых декретов Советской власти в области исправительно-трудовой политики нашел закрепление в Положении об общих местах заключения РСФСР, принятом НКЮ РСФСР 15 ноября 1920 года. При его подготовке учитывались результаты обследования мест заключения летом того года и предположения практических работников по совершенствованию их деятельности на основе дифференциации контингента и усиления воспитательных начал.

Некоторые уточнения в понятие «наказание» внес Декрет «О лишении свободы и о порядке условно-досрочного освобождения» от 21 марта 1921 года. В нем указывалось, что, лишая свободы лиц, признанных для советского строя опасными, судебные и административные органы Советской республики должны преследовать следующие цели: во-первых, поставить данных лиц в такие условия, чтобы они не могли причинить вред; во-вторых, предоставить им возможность исправиться и приспособиться к трудовой жизни.

Условно-досрочное освобождение распространялось на всех заключенных не-

зависимо от характера совершенного преступления, лишь бы своим поведением они добились права на доверие к ним со стороны общества и государства. Законодатель не ставил никаких ограничений даже для рецидивистов, предоставляя решение этого вопроса исключительно распределительным комиссиям.

К недостатку законодательного акта относили отсутствие классового подхода к преступникам. Не случайно уже в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года был изменен порядок предоставления условно-досрочного освобождения, а в последующие годы ряд декретов ВЦИК РСФСР об условно-досрочном освобождении распространялся только на выходцев из рабочих и крестьян.

С введением в действие уголовных кодексов РСФСР и других союзных республик положение в области организации исполнения наказаний существенно изменяется. Еще более смягчается карательная сущность мест лишения свободы и усиливается воспитательная роль. Этому во многом способствовала классификация заключенных по социальному происхождению, криминальной зараженности; устанавливалась соответствующая степень изоляции для различных категорий заключенных.

Изменение сущности деятельности мест лишения свободы потребовало решения целого комплекса сложных задач, связанных с реконструкцией мест заключения: развитием культурно-просветительной работы, организацией собственного производства, уточнением правового положения заключенных, изысканием материальных средств для решения обозначенных проблем.

Сложившееся к этому времени положение, когда различные ведомства решали одну и ту же специфическую задачу -исполнение наказаний (этим занимались: Центральный исправительно-трудовой отдел в составе Наркомюста, Главное управление принудительных работ в составе НКВД, Главное управление милиции, заведовавшее арестными домами, Государственное политическое управление с

подведомственными ему местами заключения и лагерями), не только приводило к ненужным усилиям, затратам средств, но и вступало в противоречие с единой исправительно-трудовой политикой. Указанное противоречие предстояло устранить путем централизации процесса исполнения уголовных наказаний. Требовалось создать единую систему мест лишения свободы в республиках, единый центральный орган управления и единую правовую базу. В РСФСР такая система должна была отвечать требованиям Уголовного кодекса, который отменил все предшествующее законодательство и определил только три вида лишения свободы: исправительные дома, переходные исправительные дома, трудовые ремесленные и сельскохозяйственные колонии.

Совнарком РСФСР 25 июля 1922 года принял постановление о сосредоточении всех мест лишения свободы в одном ведомстве - НКВД РСФСР. Центральный исправительно-трудовой отдел был выведен из подчинения НКЮ и преобразован в Главное управление местами заключения (ГУМЗ) при НКВД РСФСР. На местах руководство исправительно-трудовыми учреждениями возлагалось на губернские административные отделы, которые подчинялись президиуму губернских исполнительных комитетов и одновременно по вертикали -ГУМЗ НКВД РСФСР (далее - ГУМЗ).

3 ноября 1922 года было утверждено Временное положение о ГУМЗ и его местных органах. На него возлагалось проведение в жизнь карательной политики. В компетенцию ГУМЗ входила задача по организации общих и специальных мест лишения свободы. Через губернские и областные управления местами заключения, которым, в свою очередь, непосредственно подчинялись исправительно-трудовые учреждения, распределительные и наблюдательные комиссии, бюро принудительных работ, ГУМЗ осуществляло общее руководство всеми местами заключения республики.

Образование в декабре 1922 года Союза ССР потребовало определения правильного соотношения между союзным и республиканским законодательствами. До этого в союзных республиках, кроме РСФСР, еще не в полной мере была развернута работа по систематизации законодательства, регулирующего порядок исполнения наказания. Эти республики зачастую брали за основу акты РСФСР и аналогичным образом решали возникшие в практике вопросы. С образованием СССР появилась возможность скоординированно решать вопросы уголовной и исправительно-трудовой политики, систематизировать исправительно-трудовое законодательство в республиках, разработать исправительно-трудовой кодекс. Это, в свою очередь, требовало знания фактического положения дел в местах лишения свободы, выявления общих результатов исправительно-трудовой политики. Наиболее компетентными органами, имевшими свои структурные подразделения на всей территории республики и способными привлечь местные партийные и советские органы и общественность, являлись ЦК РКП(б) и НК РКИ РСФСР. Поэтому Центральный Комитет партии возложил руководство обследованием мест лишения свободы на эти органы.

Ко времени обследования в 1922 году в подчинении ГУМЗ имелось: 105 домов заключения и тюрем, 35 сельскохозяйственных колоний; 207 исправительных домов и домов лишения свободы; 3 трудовых дома для несовершеннолетних; 5 больниц. Из них 23 места лишения свободы имели общегосударственное значение. Общее число заключенных достигло 68 297 человек.

Проводимые в 1922-1923 годах преобразования в области исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, разработку Исправительно-трудового кодекса необходимо было обсудить с практическими и научными работниками, сотрудниками правоохранительных ор-

ганов, представителями общественности. В конце 1923 года НКВД РСФСР организует Всероссийский съезд пенитенциарных работников, который сыграл важную роль в последующей реализации основополагающих принципов советской исправительно-трудовой политики.

Утвержденный второй сессией ВЦИК XI созыва 16 октября 1924 года ИТК РСФСР имел большое политическое и практическое значение как законодательный акт, закрепивший основные принципы советской исправительно-трудовой политики и внесший единообразие в практику реализации ее требований. Кодекс обобщил практику деятельности мест заключения и исправительно-трудовое законодательство за прошедшее время, а также отразил изменение целей и задач исправительно-трудовой политики в новых условиях. В нем впервые были сформулированы воспитательные задачи и цель - исправление осужденных.

В ИТК РСФСР 1924 года содержалась глава «Организация помощи заключенным и освобожденным из мест заключения». В развитие норм этой главы ГУМЗ 5 января 1925 года утвердило «Положение о Всероссийском и губернских (областных, краевых) Комитетах помощи содержащимся в местах заключения и освобожденным из них». Основные средства Комитета формировались из 15 % отчислений от чистой прибыли предприятий мест заключения, поступающих в фонд помощи освобожденным.

Комитеты помощи наряду с предоставлением жилья для временного проживания лиц, освобожденных из мест лишения свободы, вынуждены были решать также вопросы их временного трудоустройства, подыскивания им постоянной работы и устройства быта. С этой целью Комитеты помощи на местах стали создавать производственные предприятия, деятельность которых регулировалась «Положением о работе патронируемых производственных предприятий Всероссийского и Губернских Коми-

тетов помощи содержащимся в местах заключения и освобожденным из них», утвержденным Правлением Всероссийского Комитета помощи 9 декабря 1925 года.

Достигнутая в результате принятия кодекса стабильность исправительно-трудового законодательства, его социальная ценность, авторитет создавали предпосылки для единообразного и правильного применения правовых норм не только в республике, но и по всей стране.

Введение в действие ИТК РСФСР 1924 года потребовало разъяснения его основных положений среди всех категорий сотрудников ИТУ Начало этому положил II Всероссийский съезд работников пенитенциарного дела (25 ноября -1 декабря 1924 года). На съезде рассматривались проблемы, связанные с реализацией на практике норм ИТК РСФСР. В выступлениях участников съезда был дан глубокий анализ положения дел в области исполнения уголовных наказаний. Внимание акцентировалось на необходимости стабилизации и укрепления кадров исправительно-трудовых учреждений. Подчеркивалось, что успехов в перевоспитании осужденных можно добиться только в том случае, если удастся привлечь широкие слои советской общественности. Поднимался вопрос об изучении личности правонарушителя в процессе отбывания наказании в целях соответствующего воздействия. Ставилась задача активизации деятельности распределительных и наблюдательных комиссий при реализации требований прогрессивной системы.

В качестве перспективных задач выдвигались: перевод губернских исправительных учреждений на государственный бюджет; переход к планомерному комплектованию руководящего состава мест заключения; направление лиц, впервые осужденных из числа трудящихся, в колонии облегченного типа, а рецидивистов, как нуждающихся в более

длительной изоляции, соединенной с мерами исправительно-трудового воздействия, в исправительно-трудовые дома и изоляторы. Особое внимание уделялось труду заключенных, который выступал как средство не только воспитательного воздействия, но и возмещения затрат на содержание в ИТУ.

О положении дел с трудовой занятостью заключенных можно судить по отчету о деятельности отдела работ и эксплуатации ГУМЗ за время с 1 октября

1923 года по 1 октября 1924 года: на местах принимались меры по укреплению существующих производств и мастерских мест заключения, их деятельность осуществлялась на основе хозяйственного расчета. Это позволило увеличить долю занятых на собственном производстве с 16,9 % - в 1923 году до 22,9 % - в

1924 году. В то же время с 33,9 до 23,2 % снизилось число заключенных, занятых на внешних работах. Данное обстоятельство явилось следствием «противодействия местных органов труда к получению местами заключения нарядов, на внешние работы в связи с мероприятиями по ликвидации безработицы».

Несмотря на имеющиеся трудности, усилиями ГУМЗ и администрации на местах к концу 1924 года в исправительно-трудовых учреждениях была создана 1291 мастерская кустарного типа с самым разнообразным производством. Из этого числа 113 мастерских по характеру производства приближались к фабрично-заводским предприятиям.

Создание собственных предприятий промышленного типа не только помогало перевоспитывать заключенных в труде, но и предоставляло им возможность приобретать специальность и повышать квалификацию. Правовой базой для организации профессиональной подготовки заключенных послужили циркуляры ГУМЗ «О профессиональном обучении заключенных» и «Общее положение по проведению профобучения в местах заключения».

Много внимания уделялось становлению сельскохозяйственных колоний. Их развитие в тот период имело большое значение. Исправительно-трудовая политика считалась с тем, что 86 % населения страны составляли крестьяне, а 70 % из числа заключенных были выходцами из сельской местности. Учитывая это обстоятельство, Президиум ВЦИК 21 апреля 1925 года принял постановление, предоставляющее губернским распределительным комиссиям право разрешать в период полевых работ отпуска на срок до трех месяцев заключенным крестьянам, в отношении которых распределительная комиссия устанавливала, что они совершили преступление по несознательности в первый раз или вследствие тяжелых материальных условий, но не внушают опасения в смысле побега, и что их отпуск не вызовет недовольство со стороны местного населения. Для получения отпуска требовалось получить справку от сельского Совета или волостного исполкома о том, что заключенный является жителем сельской местности, крестьянское хозяйство нуждается в его помощи, появление его по месту жительства не вызовет недовольства среди местного населения. Уже в 1925 году на полевые работы были отпущены 14 559 человек, из них не возвратились к сроку 617 человек; в 1927 году отпуск получили 7691 человек, из них с опозданием вернулись 1088 и не вернулись 285 человек.

Наряду с укреплением производственной базы мест лишения свободы и совершенствованием законодательства принимались меры по укреплению кадров сотрудников ИТУ Решению данной проблемы во многом способствовал принятый Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 25 марта 1925 года Устав службы по местам заключения. В связи с введением устава в отдельных регионах проводилась работа по аттестации сотрудников и определению уровня из квалификации.

Осуществляя контроль за положением дел в области исполнения уголовных

наказаний, Совет Народных Комиссаров РСФСР в конце 1926 года поручил НКВД подготовить доклад о деятельности мест лишения свободы в республике после принятия Исправительно-трудового кодекса. В январе 1927 года такой доклад был подготовлен. В мае 1927 года в СНК РСФСР были заслушаны доклады НКЮ «О карательной политике» и НКВД «О состоянии исправительно-трудового дела». Анализ работы правоохранительных органов позволил установить, что основным препятствием, мешавшим нормальной деятельность ИТУ, была их переполненность, осложнявшая деятельность администрации по распределению заключенных в соответствии с объявленной прогрессивной системой и требованиями Исправительно-трудового кодекса. Поэтому во многих случаях там, где не было всех типов ИТУ, заключенные разных категорий и разрядов содержались вместе или распределялись по камерам. Переполненность мест заключения не позволяла полностью реализовывать режимные требования.

На переполнение мест заключения в значительной степени влияло уголовное законодательство. В силу различных субъективных и объективных причин в первом десятилетии после революции оно шло то по пути увеличения сроков наказания, то, наоборот, сокращения.

На осложнение обстановки в местах лишения свободы оказывала влияние судебная политика. В качестве основной меры наказания стало широко применяться лишение свободы. При этом прослеживалась тенденция: чем более краткосрочным становилось применение лишения свободы, тем более широко использовал эту меру суд. По Уголовному кодексу РСФСР 1922 года минимальный срок лишения свободы составлял шесть месяцев, но уже в 1923 году постановлением ВЦИК РСФСР от 7 июля он был понижен до месяца. Постановлением ЦИК РСФСР от 16 октября 1924 года минимальный срок понижается до семи дней.

Уголовный кодекс РСФСР, принятый в 1926 году, установил срок лишения свободы в один день. Не последнюю роль в этом сыграло отсутствие возможности применять наказания, не связанные с лишением свободы (исправительные работы, штрафы и т. д.).

Существовавшая в стране безработица осложняла решение проблемы трудовой занятости заключенных и отрицательно сказывалась на выполнении требования ИТК РСФСР об использовании труда в качестве средства воспитания. В декабре 1926 года Высший совет народного хозяйства РСФСР и ГУМЗ рекомендовали региональным совнархозам, трестам республиканского и местного подчинения и инспекциям мест заключения использовать на лесозаготовительных работах максимальное количество заключенных, не занятых на предприятиях, в мастерских и на хозяйственных работах в местах заключения.

В сентябре 1927 года на совместном заседании коллегии ЦКК и РКИ РСФСР обсуждались итоги обследования деятельности судебно-следственного аппарата и мест заключения, была предпринята попытка ликвидировать разрыв между уголовной и исправительно-трудовой политикой. К этому времени уже были получены оперативные данные переписки заключенных в 1926 году. Они имели исключительный интерес для руководства НКВД и НКЮ РСФСР. Всего в местах лишения свободы содержалось 103 683 заключенных. Из них 52 % имели срок наказания до года. На увеличение числа осужденных к кратким срокам наказания оказала влияние ударная кампания по борьбе с хулиганством. Из 17 тыс. совершивших такие преступления, 14 707 человек имели срок до одного года.

В принятом постановлении излагались конкретные предположения по перестройке работы судебно-следственного аппарата и ИТУ Одна группа предложений сводилась к улучшению их деятель-

ности в рамках действующего законодательства, другая требовала серьезного изменения законов. Осуждалась практика широкого применения лишения свободы. Ставилась задача ликвидировать разрыв между уголовной и исправительно-трудовой политикой.

Освобождение отдельных категорий заключенных и амнистия 1927 года создали объективные предпосылки для разделения основных категорий заключенных в соответствии с требованием прогрессивной системы. В ноябре 1927 года ГУМЗ обязало инспекции и начальников мест лишения свободы приступить к размещению осужденных внутри исправительно-трудовых учреждений в соответствии с требованием кодекса с целью: а) отделить лиц, не связанных с преступным миром, от уголовников; заключенных из рабочих и крестьян с повторной судимостью, если есть основания надеяться на их отрыв от преступного мира, - от преступников-профессионалов; б) рецидивистов подразделить на менее или более опасные группы. Это был первый серьезный шаг к осуществлению требований ИТК РСФСР о принятии всех мер к устранению вредного влияния худших и наиболее опасных заключенных на остальных.

К началу 1928 года в силу объективных и субъективных причин места лишения свободы развивались неравномерно. Наряду с крупными фабрично-заводскими колониями имелись и места заключения с небольшими кустарными предприятиями или вовсе не располагавшие никаким производствам. В крупных промышленных колониях более квалифицированным являлся состав сотрудников. Такие учреждения располагали необходимыми средствами для организации воспитательного процесса. Ф

(Продолжение в следующем номере.)

и

к

Я

«

м

о

т

«

а

ю

о

2

я

Е-

Ф

Ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГО

тЧ

Ы

Гэ?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.