1/2010 мв.ВЕСТНИК
АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ
КОМПОЗИЦИИ
Н.П. Никитина
УПИ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Пространственные представления формируются в процессе действий. В развитии объемно-пространственного мышления огромную роль играет макетирование. Эта методика, как показала практика преподавания, является самой наглядной формой обучения закономерностям композиции на первых курсах.
Analytical method of study of the architectural composition» An idea of three dimensions is being formed due to the process of act. Modeling is enormously important, used to develop 3D graphical thinking. This approach, as the instruction has demonstrated, is the most illustrative method of teaching the rules of composition during the first years of university.
Архитектурное проектирование нуждается в логическом инженерном мышлении, которое дисциплинирует процесс творчества, способствует созданию реалистических замыслов. Формированию структурного мышления способствуют технические дисциплины и архитектурный метод макетного проектирования. Архитектурное проектирование — творческий процесс выполнения поставленной в обучении проектной задачи [1]. При выполнении макета абстрактное мышление получает опору в наглядности — студент творчески осваивает метод макетирования. Макетное проектирование преследует следующие цели:
1) содействовать творческому поиску;
2) быть геометрически наглядной проверкой объемно-пространственного, композиционного и конструктивного построения объекта или группы объектов;
3) служить предметной иллюстрацией для контрольной проверки конечного результата проектирования.
Навыки по объемно-пространственной композиции закрепляются на конкретных проектах на основе тщательно разработанных функциональных программ, что обеспечивает методологическую согласованность деятельности. При поиске архитектурного решения используются закономерности изученных композиций. Это развивает аналитический метод изучения архитектурной композиции [1, 5].
Аналитический метод изучения пространственной, объемной и объемно-пространственной архитектурных композиций в макетах начал применяться в нашей стране в 1920 году с подписанием В. И. Лениным декрета о создании Государственных Высших Художественно-технических Мастерских с факультетами: архитектурный, живописи, скульптуры, текстильный, керамический, дерево и железообработки (ВХУТЕМАС). Новое время диктовало новые требования к образованию, архитектурному в том числе. Возникла потребность создания новой архитектурной формы, а не простого копирования исторических стилей прошлого. Анализировать новую объемную и пространственную форму предложили Н. Ладовский, В. Кринский, Н. Докучаев. Первоначальное обучение студенты проходили на основном отделении в течение 2-х лет, деканом отделения был выдающийся художник театра и кино, график, мастер фотографии, один из основоположников конструктивизма Александр Родченко [2]. Здесь преподавали выдающи-
еся ученые и художники: В. Фалилеев, А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др. С 1923 г. обучение пространственной композиции было поставлено во ВХУТЕМАСе на всех факультетах. В Объединенной мастерской этих архитекторов (ОБ-МАС) студенты и преподаватели формировали новые методы и принципы изучения архитектуры и композиции объемно-пространственных форм [3]. Развитие композиционных способностей базировалось на основе общей подготовки в виде новых дисциплин «Пространство», «Объем», «Цвет», которая оставалась в течение всего времени существования ВХУТЕМАСа и оказала большое влияние на формирование специалистов во многих областях промышленности и архитектуры. Целью обучения было овладение закономерностями художественных форм, их свойствами.
Первоначальный анализ творческой задачи в архитектурном проектировании позволяет раскрыть главное содержание будущего объекта, выработать представление о цели проектирования, выделить из условий задачи жесткие ограничения (требования, которым следует удовлетворить в первую очередь) и выявить необходимые функциональные связи. На основе результатов анализа и концептуальной схемы объекта производится синтез выявленных компонентов и вырабатывается идея, органически соединяющая их в единое целое — пространственную структуру [2, 3, 5]. Применяя анализ, синтез в творческом проектировании студент-архитектор тренирует свой ум, развивает интуицию, приобретает способность критического суждения. Ведь архитектурное проектирование - не прямолинейная цепь установленных операций, оно представляет собой циклический процесс, в котором чередуются анализ и синтез на разных уровнях мышления и деятельности: на уровне идей, на уровне модели-макета, на уровне средств графического и иного выражения замысла.
А. В. Луначарский отзывался об этой работе ВХУТЕМАСа следующим образом: «Первое, что я отмечу, это успехи подготовительного курса. В сущности говоря, этот подготовительный курс, на котором молодые люди проходят элементы всех изобразительных искусств (живопись, скульптура, графика) в форме раздельных дисциплин (линии, цвет, пространство, объемы и т. д.), явился прочным остатком наших исканий. И этот остаток прочен... Программа ВХУТЕМАСа, основанная на разделении дисциплин удостоилась высокой награды на Парижской выставке декоративных искусств. Сейчас совершенно очевидно, что это новшество пустило глубокие корни и сделается твердым методическим фундаментом дальнейших успехов нашей художественной педагогики». Основные принципы работы по дисциплине «Пространство» позже были изложены в учебном пособии «Элементы архитектурно-пространственной композиции» [3].
Дисциплину «Объем» вели скульпторы, «Цвет» — художники и психологи, новую дисциплину «Пространственная композиция» вели архитекторы Н. Ладовский, Н. Докучаев, В. Кринский. Особенность этих дисциплин заключалась в новом методе освоения наследия прошлого, аналитическом, основывающемся на объективных законах науки. Дисциплина «Пространственная композиция» изучалась методом композиционного макета: рассматривалось выявление и построение объема. Под выявлением объема понималось выявление геометрической формы и ее трехмерности (параллелепипед, цилиндр, куб и др.); выявление его положения в пространстве по отношению к основным координатам и к зрителю при меняющемся освещении. Задания носили экспериментальный, аналитический характер, свойственный индивидуальному мышлению и творческому характеру его исполнителя [3]. Выполненные в достаточно большом масштабе проектные работы позволяли наглядно продемонстрировать применение закономернос-
1/2010 ВЕСТНИК
тей архитектурной композиции в выявлении формы: ритм и метр в членении поверхности; выявление массы; соподчинение элементов, симметрия или асимметрия в формо-построении; контрастность форм. Выявление формы объема неразрывно сочеталось с основной задачей: достижением композиционной выразительности объема, единства его частей и гармонии целого.
Специальная архитектурная школа — Московский Архитектурный институт — Государственная академия в своей деятельности развивает тезис об укреплении архитектурной школы художественно-технического типа, опираясь на идеи ВХУТЕМАСа. Образование в институте строится на гармоничном сочетании и совместном использовании средств искусства, науки и техники. Огромная роль отводится применению макетирования в учебном процессе на всех стадиях проектирования. Организация исполнения рабочих макетов студентами на этапах проектного поиска наряду с графическим эски-зированием становится творческим методом вариантного проектирования [3].
Методика архитектурного проектирования, основанная на макете, продолжает свое развитие в Уральской архитектурной школе: Уральской архитектурной Академии и в Уральском Государственном техническом Университете, являясь главной на первых курсах обучения в проектах по основам архитектурного проектирования. В Уральском государственном Техническом Университете—УПИ на первом курсе специальности «Проектирование зданий», которая занимается подготовкой инженеров-архитекторов, введен новый курсовой проект, в котором основное внимание уделяется структурно-композиционной стороне абстрактной формы, ее конструктивности, рельефно-фронтальной композиционной проработке силуэтов исторических и современных архитектурных объектов. Курсовой проект по основам композиции — «Архитектурный макет: основы композиции» — первая макетная работа студентов. Исследования проблемы формирования у человека образов, действий и понятий, проведенные психологами и педагогами, дают основание говорить о дидактическом эффекте предметного моделирования.
Предметное объемно-пространственное моделирование, или макетирование как метод, сопутствующий творческим стадиям архитектурного проекта — активное средство обучения на 1, 2 курсах в УГТУ—УПИ, имеющее преимущества перед графическими средствами. Студент лишь постепенно учится преобразовывать мыслительный образ будущего объекта в графическое изображение, тогда как при проведении предметной деятельности — макетирования — это происходит скорее. В макете творческий замысел материализуется, получает наглядное выражение [2, 3, 5]. Архитектурные макеты делаются из условного материала (бумага, картон, пенопласт, пластик, дерево), они имитируют лишь некоторые свойства оригинала и потому качественно от него отличаются. В основном они отображают пространственные, пластические особенности объекта в условном или определенном масштабе.
В методологическом отношении наиболее продуктивно рабочее макетирование, проводимое с целью поиска композиционного решения. Организация исполнения рабочих макетов студентами УГТУ—УПИ на этапах проектного поиска наряду с графическим эскизированием становится творческим методом вариантного проектирования. Рабочее макетирование вызывает активную деятельность студента, связанную с визуализацией — мыслительным «обмериванием» макета, отыскиванием соотношений между частями, проверкой различных точек зрения и соотношений внутреннего и внешнего пространства. Макетирование развивает способность фиксировать свою мысль, зри-
тельно воспринимать и оценивать решение [4]. Абстрактное мышление получает опору в наглядности — студент творчески осваивает метод макетирования [2, 4, 5]. Макеты в процессе проектного поиска приобретают особую роль, позволяя архитектору произвести зрительный анализ формируемого решения. Это «визуальное мышление» с опосредованными формами деятельности образует особую структуру наглядно-действенного мышления [4]. Навыки по всем видам композиции закрепляются на конкретных упражнениях и проектах, на основе тщательно разработанных функциональных программ-заданий: при градостроительном макетировании достигается единство планировочного замысла и пространственной идеи застройки, связь с природной и градостроительной ситуацией; объемно-пространственное макетирование проектов павильонов, клубов, школ способствует поиску трехмерного пластического представления о сооружении, как и об абстрактной объемной форме; макетирование интерьера позволяет показать многоуровневое развитие пространства [2, 4, 5]. Вариантное моделирование-макетирование оказывает формообразующее действие, важность которого незаменима на всех стадиях архитектурного проектирования и на всех уровнях образования.
Архитектурное проектирование — стержневая дисциплина в обучении профессии архитектора на всех этапах. Именно архитектурное проектирование характеризуется созидательным творческим началом, и с использованием макетного метода оно приобретает аналитический характер на первых курсах обучения и конкретизируется знаниями общих и научно-технических дисциплин на старших курсах.
Литература
1. Мелодинский Д. Л. Архитектурная пропедевтика / Д. Л. Мелодинский. — М., 2000 г. — 170 с.
2. Тимофеева Т. А. Учебное макетирование в МАРХИ / Т. А. Тимофеева. — М.: Ладья, 1997 г. — 219 с.
3. Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС / С. О. Хан-Магомедов. — М., 1995 г. — 287 с.
4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — М., 1974г. — 180 с.
5. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования / Б. Г. Бархин. — М.: Стройиздат, 1982. — 224 с.
Ключевые слова. Архитектура, творчество, ВХУТЕМАС, учебный макет, наглядность, макет-рельеф, художественное мышление, объемная композиция, модель, геометрическая форма. Architecture, creation, Higher Artistic and Technical Workshops, exercise modeling, graphic example, shape model, artistic thinking, 3D graphical presentation, model, geometric form
Рецензент: Мурзина Ирина Яковлевна, доктор культурологи, профессор УрГПУ, зав. кафедрой Культурологии УрГПУ
620137 Екатеринбург, ул Блюхера, д. 57, кв. 115 8 922 13 950 20; 341 02 17