Научная статья на тему 'Аналитические умения в структуре готовности к аналитической деятельности будущих специалистов по компьютерной безопасности'

Аналитические умения в структуре готовности к аналитической деятельности будущих специалистов по компьютерной безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ANALYTICAL THINKING READINESS / СПЕЦИАЛИСТ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / COMPUTER SECURITY SPECIALIST / ПРИНЦИП ИДЕНТИФИКАЦИИ / PRINCIPLE OF IDENTIFICATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Меньшенина Светлана Григорьевна

Рассматривается структура готовности к аналитической деятельности специалистов по компьютерной безопасности, основу которой составляют аналитические умения. Цель профессиональной подготовки готовность к аналитической деятельности может быть достигнута, если в ходе образовательного процесса в вузе ведется целенаправленная работа по развитию аналитических умений, базирующихся на аналитических операциях (анализ, синтез, классификация и др.). Структура готовности к аналитической деятельности включает взаимосвязанные компоненты (когнитивный, информационно-аналитический, технологический, рефлексивный), отобранные в соответствии с методологическим принципом идентификации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что сформированные аналитические умения являются показателем готовности к аналитической деятельности специалистов по компьютерной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Меньшенина Светлана Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytical skills of computer security students in the structure of analytical thinking readiness

The article deals with structure of computer security students analytical thinking readiness based on analytical skills. The aim of professional education analytical thinking readiness could be achieved if analytical skills based on analytical operations (analysis, synthesis, classification, etc.) are gradually and purposefully developed in course of educational process. The structure of analytical thinking readiness includes interrelated components (cognitive, information-analytical, technological, reflective), which have been selected according to methodological principle of identification. Research results confirm that developed analytical skills of computer security students represent their analytical thinking readiness.

Текст научной работы на тему «Аналитические умения в структуре готовности к аналитической деятельности будущих специалистов по компьютерной безопасности»

UDC 81.23

PSYCHOLINGUISTIC AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF EKPHRASIS

S. V. Krutskaya1, L.R.Nurtdinova2

Samara State Technical University

244, Molodogvardejskaya st., Samara, 244000

The paper deals with the psycholinguistic and psychological features of reader's artistic images in O. Wilde's novel "The Portrait of Dorian Grey ". The process of reading and images perception is analyzed in the perspective of co-creation. This process is analyzed on the example of the use of stylistic device ekphrasis. The definition of ekphrasis formulated by the authors and the brief historical path of its development in literature are given in the paper. On the basis of the use of this stylistic device the authors of this paper oppose the ethic and the esthetic plans ofperception ofpoetic images in the novel O. Wilde "The Picture of Dorian Gray". It is shown how the usage of ekphrasis manages to form a moral position of the reader.

Key words: psychology, psycholinguistics, co-creation, ekphrasis, ecphrasis, stylistic device, ethics, esthetics.

Original article submitted 11.11.2015. Revision submitted 18.11.2015.

УДК 378

АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

С.Г. Меньшенина3

Самарский государственный университет 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1 E-mail: kafedra_ino@mail.ru

Рассматривается структура готовности к аналитической деятельности специалистов по компьютерной безопасности, основу которой составляют аналитические умения. Цель профессиональной подготовки -готовность к аналитической деятельности -может быть достигнута, если в ходе образовательного процесса в вузе ведется целенаправленная работа по развитию аналитических умений, базирующихся на аналитических операциях (анализ, синтез, классификация и др.). Структура готовности к аналитической деятельности включает взаимосвязанные

1 Svetlana V. Krutskaya, lecturer of Foreign Languages Department

2 Lilia R. Nurtdinova, lecturer of Foreign Languages Department

3 Светлана Григорьевна Меньшенина, старший преподаватель кафедры иностранных языков

компоненты (когнитивный, информационно-аналитический, технологический, рефлексивный), отобранные в соответствии с методологическим принципом идентификации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что сформированные аналитические умения являются показателем готовности к аналитической деятельности специалистов по компьютерной безопасности.

Ключевые слова: готовность к аналитической деятельности, аналитические умения, специалист по компьютерной безопасности, принцип идентификации, профессиональная подготовка.

В современных условиях развития информационных технологий, увеличения объема информационных ресурсов повышается значимость профессиональной подготовки специалистов по защите информации, в связи с возрастающей ролью информации в экономическом, политическом и социальном аспектах общественной жизни. Анализ тенденций профессиональной подготовки специалистов по информационной и компьютерной безопасности и условий их профессиональной деятельности позволили определить, что сегодня необходимы специалисты, способные обрабатывать большие объемы информации и данных в постоянно обновляющейся информационной среде.

Обработка больших объемов информации в условиях информационной среды (специфика профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности) может быть выполнена эффективно, если данный специалист готов к осуществлению аналитической деятельности, которую рассматриваем как вид профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности, характеризующейся применением аналитических умений. Так, аналитические умения являются показателем готовности к аналитической деятельности специалистов по компьютерной безопасности.

Анализ результатов пилотажного исследования выявил низкий уровень сформированности показателей готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности. Таким образом, возникает необходимость разработки концепции формирования готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности.

По нашему мнению, готовность к аналитической деятельности есть инте-гративное свойство личности обучаемого, которое системообразует нацеленность на успешное выполнение функций профессиональной деятельности и аналитические умения, способствующие качественному выполнению этих функций. Следовательно, основу профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности, которую отождествляем с аналитической, поскольку она опирается на ведущий вид деятельности, формируют аналитические умения, которые являются непосредственным показателем готовности к деятельности.

Аналитические умения - действия, направленные на осознанное осуществление аналитических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, классификации, в соответствии с усвоенным алгоритмом

их выполнения [1]. Аналитические умения необходимы для качественного выполнения функций профессиональной деятельности, поскольку они входят в каждый вид профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности: исследовательскую, проектную, контрольно-аналитическую, организационно-управленческую, эксплуатационную [2], что показало изучение требований ФГОС и опрос работодателей.

Разработанная в ходе исследования структура готовности специалиста по компьютерной безопасности к аналитической деятельности состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: когнитивного, информационно-аналитического, технологического и рефлексивного. Компоненты были отобраны на основе методологического принципа идентификации. Были выявлены тождественные педагогические категории и произведено сопоставление их признаков. Так, обнаружили, что компоненты структуры взаимодетерминирует с функциями (поиск, обработка информации), спецификой (обработка информации в информационной среде), особенностью (семиотический характер профессиональной деятельности, проявляющийся в переводе информации из одной знаковой системы в другую в процессе декодирования), ведущим видом(аналитическая деятельность) и инструментом (аналитические уме-ния)профессиональной деятельности специалиста по компьютерной безопасности (см. рисунок).

Функции профессиональной деятельности

Специфика и особенность профессиональной деятельности

Инструмент профессиональной деятельности - аналитические умения

Ведущий вид профессиональной деятельности-

Идентичность компонентов структуры готовности к аналитической деятельности специалиста по компьютерной безопасности

Когнитивный компонент в структуре готовности определяет знание теории основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования) и умение применять их на практике, знание о функциях профессиональной деятельности. Когнитивный компонент обеспечивает актуализацию, расширение, приращение накопленных знаний.

В состав информационного-аналитического компонента входит умение пользоваться различными информационными источниками и работать с информацией в информационной среде. Развитию информационной компетентности способствуют основные виды чтения, отобранные в ходе данного исследования, которые позволяют ориентироваться в информационном пространстве с целью получения данных и осуществлять эффективную обработку полученной информации. Информационно-аналитический компонент отражает умение разбивать и комбинировать элементы целого для установления взаимосвязи между ними с последующим применением в практической деятельности.

Технологический компонент подразумеваем умение пользоваться аналитическими операциями в профессиональной деятельности: анализировать, классифицировать, обобщать факты, делать выводы на основе имеющихся данных, прогнозировать развитие ситуации, строить суждения о полученных фактах. Технологический компонент в структуре готовности к аналитической деятельности определяется на основе инструмента профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности - аналитических умений.

Рефлексивный компонент предполагает, что специалист по компьютерной безопасности должен уметь рефлексировать ситуацию на основе анализа действия, оценки результатов деятельности, анализа полученного опыта. Рефлексивный компонент, таким образом, способствует оцениванию результатов действий и самосовершенствованию при помощи анализа своей профессиональной деятельности.

Практическое применение аналитических умений, представленных частными аналитическими операциями, и показатели каждого компонента в структуре готовности к аналитической деятельности приводятся в таблице. Показатели компонентов готовности к аналитической деятельности определялись на основе анализа квалификационных характеристик Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «компьютерная безопасность», в соответствии с которыми специалисты по компьютерной безопасности должны владеть знаниями теоретических основ мыслительных операций, функций профессиональной деятельности, принципов решения исследовательских задач (когнитивный компонент), что служит основой для формирования умений, необходимых для профессиональной деятельности [5].

Структура готовности к аналитической деятельности Специалиста по компьютерной безопасности

Компонент Функции профессиональной деятельности Показатели компонентов Базовые аналитиче ские операции

Когнитивный - изучение и анализ информации; - изучение и обобщение опыта; - проведение наблюдений - знание функций профессиональной деятельности; - знание сути аналитических умений; - знание о видах чтения анализ обобщение классификация сравнение систематизация

Окончание таблицы

Компонент Функции Показатели Базовые

профессиональной компонентов аналитиче ские

деятельности операции

Информа- - поиск информации; - умение находить тре- анализ

ционно- - сбор и анализ дан- бующуюся / запрашива- сравнение

аналитический ных; емую информацию по абстрагирова-

- поиск рациональных профилю деятельности ние

решений при разра- в различных источниках систематизация

ботке средств защиты информации; обобщение

информации; - умение отделить

- оценка уязвимостей главную информацию

систем; от второстепенной;

- анализ научно- - умение выделить

технической основную мысль текста

информации

Технологичес- - сбор, обработка, - умение классифици- анализ

кий систематизация ровать информацию; синтез

информации - умение группировать классификация

- анализ рисков; факты; сравнение

- проведение кон- - умение обобщить обобщение

трольного анализа; информацию;

- выбор рационального - умение оценить

решения; замысел текста

- систематизация

информации;

- обобщение чужого

опыта;

- поиск методик

решения проблемы;

- применение методик

оценивания

Рефлексивный - составление анали- - умение анализировать анализ

тических отчетов, свои действия; синтез

обзоров, публикаций; - умение критически классификация

- анализ результатов; оценивать результаты сравнение

- выполнение своей деятельности; систематизация

экспериментально- - умение рефлексиро- обобщение

исследовательских вать ситуацию

работ

Показатели информационно-аналитического и технологического компонентов выделены на основе обработки информации при выполнении функций профессиональной деятельности и определяются спецификой и особенностью профессиональной деятельности специалистов по компьютерной безопасности. Важным условием успешного выполнения функций профессиональной деятельности специалистами по компьютерной безопасности является самооценка своей деятельности (рефлексивный компонент).

Иерархия компонентов соответствует таксономии педагогических целей Б. Блума, поскольку отражает [3,4].

Сформированность аналитических умений определяет готовность специалиста по компьютерной безопасности к профессиональной деятельности и обеспечивает возможность эффективно решать профессиональные задачи. Так, показателем сформированности готовности к аналитической деятельности является сформированность каждого из рассмотренных компонентов.

Предположение о том, что целенаправленное развитию аналитических умений, характеризующих готовность к аналитической деятельности специалистов по компьютерной безопасности, подтверждается ростом показателей компонентов в структуре готовности к аналитической деятельности (на основе сравнения результатов констатирующего и формирующего экспериментов). Так, показатели рефлексивного компонента, обеспечивающего профессиональный рост, успешное самосовершенствование на основе рефлексии своей деятельности, возросли на 30 %. Показатели когнитивного компонента, свидетельствующего о повышении уровня знаний о функциях профессиональной деятельности, повысились в среднем на 31%. Прирост показателей информационного - аналитического компонента, способствующего получению и обработке информации, составил более 25%. Показатели технологического компонента, характеризующего эффективное использование аналитических умений в профессиональной деятельности на основе приобретенных знаний, выросли на 32 %.

Итак, полученные результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к аналитической деятельности свидетельствуют об эффективности отобранных средств и технологий развития аналитических умений студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности в ходе образовательного процесса в вузе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Меньшенина, С.Г. Предпосылки разработки системы формирования аналитических умений у студентов - будущих специалистов по компьютерной безопасности [Текст] / С.Г. Меньшенина // Сибирский педагогический журнал, «Новосибирский государственный педагогический университет». - 2014. - № 4. - С. 120.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 090301 Компьютерная безопасность [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/55071201

3. Lorin W. Anderson Rethinking Bloom's Taxonomy: Implications for Testing and Assessment [Электронныйресурс] / L. Anderson. - Режим доступа: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED435630 .pdf

4. Westbrook, C. Using Bloom's Taxonomy to teach critical thinking in Unlock / Cambridge Conversations [Electronic resource]. - URL: http://www.cambridge. org/elt/blog/2014/04/teaching-critical-thinking-using-blooms-taxonomy/.

5. Исследования в области профессиональной педагогики / сост. Т.И. Руднева, Л.В. Куриленко, М.Д. Горячев. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2008. - 436 с.

Поступила в редакцию 15.11.2015.

В окончательном варианте 20.11.2015.

UDC 378

ANALYTICAL SKILLS OF COMPUTER SECURITY STUDENTS IN THE STRUCTURE OF ANALYTICAL THINKING READINESS

S. Menshenina1

Samara State University

1, Ac. Pavlova str., Samara, 443000

E-mail: kafedra_ino@mail.ru

The article deals with structure of computer security students analytical thinking readiness based on analytical skills. The aim of professional education - analytical thinking readiness - could be achieved if analytical skills based on analytical operations (analysis, synthesis, classification, etc.) are gradually and purposefully developed in course of educational process. The structure of analytical thinking readiness includes interrelated components (cognitive, information-analytical, technological, reflective), which have been selected according to methodological principle of identification. Research results confirm that developed analytical skills of computer security students represent their analytical thinking readiness.

Key words: analytical thinking readiness, analytical skills, computer security specialist, principle of identification, professional education

Original article submitted 15.11.2015. Revision submitted 20.11.2015.

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЧЕБНИК В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2 3 4

Н.В. Прядильникова. , Т.Ю. Депцова , А.А. Нечитайло

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет) 443086 г. Самара, Московское шоссе, 34 tempus-samara@mail.ru

Авторы статьи предприняли попытку раскрыть приоритетные направления содержания, структурирования и создания концептуальной модели учебника нового поколения. Опираясь на существующие каноны

1 Svatlana G. Menshenina, senior lecturer of Department of Foreign Languages

2 Наталья Викторовна Прядильникова, кандидат филологических наук, доцент кафедры издательского дела и книгораспространения

3 Татьяна Юрьевна Депцова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры издательского дела и книгораспространения

4 Александр Анатольевич Нечитайло, доктор экономических наук, заведующий кафедрой издательского дела и книгораспространения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.