Научная статья на тему 'Аналитическая журналистика в корпоративном издании'

Аналитическая журналистика в корпоративном издании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
897
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КОРПОРАТИВНОЕ ИЗДАНИЕ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Поповская София Олеговна

В данной статье рассматривается такой жанр журналистики, как аналитический. Рассмотрены основные аналитические жанры, развитие и характеристика аналитической журналистики. Проводится теоретический анализ понятия «корпоративное издание». Анализируется корпоративное издание на выявление в нем аналитической журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитическая журналистика в корпоративном издании»

В целом, у сотрудничества России и Китая в образовательной сфере большое будущее и огромный потенциал, который может быть реализован путем проработки слабых сторон и укрепления сильных и перспективных.

Список литературы

1. Russia announces plan to boost education, raise number of foreign students. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globaltimes.cn/content/1152997.shtml/ (дата обращения: 15.04.2020).

2. Ассоциация технических университетов России и Китая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mpei.ru/AboutUniverse/Partners/China/Pages/asrtu.aspx/ (дата обращения: 15.04.2020).

3. BRICS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infobrics.org/ (дата обращения: 15.04.2020).

4. Shanghai Cooperation Organisation. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eng.sectsco.org/ (дата обращения: 15.04.2020).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В КОРПОРАТИВНОМ

ИЗДАНИИ Поповская С.О.

Поповская София Олеговна - студент, направление: реклама и связи с общественностью, кафедра политологии, социологии и связей с общественностью, гуманитарный факультет, Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

Аннотация: в данной статье рассматривается такой жанр журналистики, как аналитический. Рассмотрены основные аналитические жанры, развитие и характеристика аналитической журналистики. Проводится теоретический анализ понятия «корпоративное издание». Анализируется корпоративное издание на выявление в нем аналитической журналистики.

Ключевые слова: аналитическая журналистика, корпоративное издание, аналитические жанры.

УДК 009

В первую очередь задача журналистики - сделать информацию общедоступной, но в то же время журналистика является сферой гражданского общества и поэтому она вправе требовать от аудитории участия в дискуссиях и решениях, вынося на ее обсуждение общественно значимые проблемы. Аналитическая журналистика стала активно развиваться в последнее время. Журналисты охотно берутся интерпретировать факты, подталкивая аудиторию к тому, чтобы она сама сделала нужные журналистам выводы. Аналитическая журналистика подразумевает наличие ярко выраженного аналитического начала, приоритетность научного, осмысления проблемы или процесса над простым информированием, констатацией факта. Обязательным признаком жанра в аналитической журналистике является наличие в публикации элементов прогностики, определения путей и методов решения рассматриваемой проблемы.

Основные аналитические жанры - статья, журналистское расследование, версия, обозрение, рекомендация (совет), комментарий, рецензия, социологическое резюме, мониторинг, рейтинг, письмо.

Белякова Л.П. отмечает, что аналитический жанр по своей природе является аккумулятором и генератором новаторских идей. Аналитическая журналистика -сложный сегмент креативного плодотворчества публицистов, творческий поиск которых направлен на выявление общественно-значимых проблем [2, с. 45].

Целью данной работы является анализ корпоративного издания «Университетская панорама» УлГТУ в контексте представленности в ней аналитических материалов.

Многие исследователи считают определяющим для корпоративных изданий аудиторный признак. По этому типологическому признаку М.В. Шкондин, наряду с национальными (общероссийскими) изданиями, выделяет группу внутрироссийских СМИ, в состав которых входит пресса для аудитории низовых СМИ (работников отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, учреждений, науки, культуры, вузов и др.). В свою очередь, эта группа, как и другие, может быть дифференцирована на более мелкие - специализированные - в зависимости от функций и тематики [1, с. 195].

По результатам теоретического анализа выявлено, что корпоративное издание -корпоративная газета или журнал, позволяющие доносить до общественности без искажений позиции и мнения компании, сообщать общественности о своих достижениях и планах. Кроме того, корпоративные издания являются эффективным инструментом формирования корпоративной культуры.

Нами проведено эмпирическое исследование в форме контент-анализа корпоративного печатного издания «Университетская панорама» номера 5 от 26 июня 2017 г., 6 от 24 октября 2019 г. и 7 от 12 декабря 2019 г. Тираж печатного издания «Университетская панорама» 500 экземпляров объемом 4-8 страниц, форматом А3. Данное издание выпускается с 1965 г. коллективом УлГТУ. Целевые группы -студенты и преподаватели УлГТУ, а также абитуриенты и их родители.

Мы знаем, что корпоративные издания выпускаются с целью информирования аудитории о каких-либо событиях, мероприятиях, достижениях и планах. Именно это мы наблюдаем в корпоративной газете «Университетская панорама». Здесь есть рубрика «Новости УлГТУ», которая рассказывает о самых свежих новостях университета. Помимо этой рубрики газета наполнена статьями, в которых описаны последние события и ближайшие планы. Больше всего здесь можно увидеть репортажей (10 в трёх выпусках). Кроме репортажей, можем найти отчеты (5) и заметки (6). Присутствуют небольшие интервью (2) студентов и сотрудников УлГТУ. В одном из выпусков (№7 от 12 декабря 2019 г.) наблюдаем биографическую статью о профессоре УлГТУ, где рассказывается обо всех его достижениях и о вкладе, который он внес в развитие университета. В выпуске № 6 от 24 октября 2019 г. присутствуют 2 статьи, посвященные сотрудникам, празднующим день рождения. В других выпусках такой рубрики не наблюдалось.

Проведенный анализ показал, что, безусловно, главная цель корпоративного издания - информирование. В издании «Университетская панорама» присутствуют различные виды текстов, среди которых мы не нашли аналитического жанра. Аналитические жанры основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. По сравнению с информационными жанрами, аналитические жанры шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу выступлений в информационно пространстве [4, с. 80].

Для дальнейшего развития корпоративного издания «Университетская панорама» УлГТУ помимо информационных жанров изданию стоит обратить внимание и на аналитические тексты. Это могут быть, к примеру, работы студентов или сотрудников УлГТУ на темы, которые их больше всего волнуют. Кроме того, это может быть анализ каких-либо мероприятий, нововведений, проектов, проводимых в УлГТУ, а также результаты анализа достижений за определенный период. Благодаря такому

90

жанру студенты и сотрудники университета могут реализовать свой творческий потенциал и получить качественный контент представленный в инфографике.

Список литературы

1. Средства массовой информации России: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2011. С. 195.

2. Белякова Л.П. Эврический потенциал аналитической журналистики современной медиаиндустрии/ Минск: БГУ, 2013. С. 45.

3. Омуралиева А.И. Жанры аналитической публицистики: Вестник Калмыцкого университета, 2014. С. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.