Научная статья на тему 'Аналитическая справка по закону Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике»'

Аналитическая справка по закону Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитическая справка по закону Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике»»

тшмен аударма аркылы Пушкин, Лермонтовтар тшм1здщ касиеттшгш керсететш енер емес пе? казак журтына кещнен таралаганы баршамызга Tin каруы - ой. Ой каруы - сез. Акылды ой, алгыр

аян. Ein6ip хальщта жок улттыК "айтыс" eHepi ана сез адамгершшктщ ец жогаргы касиеть

* * * * *

В настоящее время в связи с ростом требований к знанию государственного языка в каждом учреждении функционируют курсы по обучению казахского языка. В своей статье автор излагает методику эффективного обучения государственному языку.

At present in connection with growing of the requirements of knowledge of the state language in each institution functioning the courses on learning the kazakh language. In this article author consider about methods of the efficient education of the state language

Анализ действующего законодательства

Идрышева С.К.

ведущий научный сотрудник Института законодательства РК,

к.юм., доцент

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ 9 ИЮЛЯ 2004 ГОДА «ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ»

Наименование Закона резко диссонирует с содержанием, где указано, что закон регулирует общественные отношения не только в области электроснабжения, но и теплоснабжения. Очевидно, что это разные виды энергии. Поэтому в статье 1, содержащей определения понятий, предлагается дополнить понятие «электроэнергетика», дополнив его связью указанных двух видов энергии между собой. Представляется, что здесь необходимо воспользоваться помощью специалистов в соответствующей сфере. В Российской Федерации такой закон имеет аналогичное наименование, но логика российского закона заключается в том, что в нем определения терминов расположены в ст. 3 не в алфавитном порядке, а по их значимости. В соответствии с этим вначале первым помещено определение термина «электроэнергетика», под которой имеется в виду «отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения».

Одним из основных институтов сферы электроэнергетики является договор энергоснабжения. В соответствии со статьей 482 Гражданского кодекса

Республики Казахстан договор энергоснабжения -это правоотношение, по которому одно лицо - энер-госнабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Из данного определения следует очевидный вывод о том, что договор энергоснабжения имеет специфические особенности, которых нет у основной массы гражданско-правовых договоров, в том числе и у договора купли-продажи.

Термин «договор энергоснабжения» применяется как на розничном, так и на оптовом рынке энергоснабжения. Однако в Гражданском кодексе Республики Казахстан параграф 6 Главы 25, регулирующий отношения на розничном рынке, не содержит никаких сведений об этом. Напрашивается вывод о необходимости включения в данный параграф хотя бы отсылочной нормы о том, что общественные отношения в сфере оптового рынка энергоснабжения регулируются иными нормами ГК, законодательными и подзаконными актами РК, а не параграфом 6 главы 25.

Под обобщенным названием «договор энергоснабжения» в целях рассматриваемого Закона мы обозначаем совокупность договоров электроснабжения и теплоснабжения через присоединенную сеть. Законодатель также установил, что к отношениям по снабжению газом, водой, нефтепродуктами через присоединенную сеть применяются правила

о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законодательными актами, договором или не вытекает из существа обязательства (п. 2 ст. 492 ГК РК).

Закон четко закрепляет норму о публичности договора энергоснабжения (п. 2 ст. 482 ГК). В соответствии со статьей 387 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (общая часть) публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Организации энергоснабжения отнесены именно к таким коммерческим организациям. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 399 Гражданского Кодекса РК, а именно: другая сторона при этом вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Энергоснабжающая/энергопередаю-щая организация обязана возместить потребителю убытки, вызванные отказом заключить договор. Одной из целей ограничения свободы публичных договоров является защита слабейшей стороны, начиная со стадии заключения договора и заканчивая его исполнением и ответственностью за нарушение. То есть законодатель предоставляет определенные преимущества более слабой стороне. Целью его при этом является в целом защита действующего правопорядка. В этом, на наш взгляд, и должно выражаться назначение права как такового.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Казахстан может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, правила, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие указанным правилам, недействительны (п. 4 статьи 387 ГК РК). Однако важно учитывать, что правила о публичности договора также призваны защищать права потребителей, а не обеспечивать и без того монопольное положение снабжающей стороны, и должны трактоваться только в контексте защиты прав потребителей (абонентов).

В связи с этим следует отметить, что практически ни один НПА в рассматриваемой сфере не содержит ссылки на Закон «О защите прав потребителей».

Гражданский кодекс Республики Казахстан не содержит определение энергоснабжающей организации. В соответствии с пунктом 38 статьи 1 Закона «Об электроэнергетике» к энергоснабжаюшим организациям относятся организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной и/или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

Представляется, что энергоснабжающие организации - это не просто «организации», а именно

«коммерческие организации», более того, обязанные иметь лицензию на соответствующий вид деятельности, поэтому указанный пункт 38 полагаем необходимым дополнить указанными признаками, либо поместить такое определение в параграфе 6 Главы 25 ГКРК.

Один из немногих нормативных правовых актов, содержащих ссылки на возможность применения законодательства о защите прав потребителей в рассматриваемой сфере - это Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9.07.98 г., преамбула которого гласит, что данный Закон регулирует деятельность в сферах естественных монополий в Республике Казахстан и направлен на обеспечение защиты интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Статья 4 названного Закона относит к сферам естественных монополий в Республике Казахстан услуги (товары, работы):

3) по передаче и (или) распределению электрической энергии;

4) по производству, передаче, распределению и (или) снабжению тепловой энергией;

5) по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии.

В связи с этим выявлены следующие противоречия в антимонопольном законодательстве и законодательстве, регламентирующем отношения в электроэнергетике. В частности, проблемы энер-госнабжающих организаций, занимающих доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии.

Так, Приказом министра энергетики и минеральных ресурсов РК от 10.09.2004 г. за № 212 на энергопроизводящие организации возложена обязанность по реализации 30% от объемов отпуска эл. энергии потребителям через централизованные торги. Процедура торгов регламентирована соответствующими Правилами Министерства энергетики. Субъекты оптового рынка, включенные в Реестр в соответствии со ст. 16 Закона РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и постановлением Правительства РК № 1212, обязаны уведомлять антимонопольный орган о предстоящем повышении цены на монопольный товар и о причинах их повышения. Таким образом, налицо коллизия двух НПА - об электроэнергетике и о конкуренции. В связи с этим считаем, что Закон «О конкуренции...» необходимо дополнить нормой об освобождении субъектов, занимающих доминирующее положение, от соблюдения процедуры изменения цен при реализации товаров (эл. энергии) через централизованные торги.

Далее, отпускная цена на эл. энергию зависит от ряда «сквозных» составляющих, уровень которых имеет тенденцию периодически меняться (будь то стоимость закупаемой эл. энергии или затраты на ее транзит по сетям энергопередающих организаций, др. составляющие). После проведенной реоргани-

зации РЭКов выделенные энергоснабжающие организации являются гарантирующими поставщиками и, как следствие, занимают доминирующе положение на соответствующем рынке. Таким образом, сложилась ситуация, при которой гарантирующий поставщик должен согласовывать изменение уровня цены при изменении уровня тех затрат, которые складываются либо на централизованных торгах, либо утверждаются антимонопольными органами -на услуги субъектов естественной монополии либо по инициативе других контрагентов энергоснабжа-ющей организации. При этом заявка о согласовании повышения цены подается за 30 дней до ее изменения. Таким образом, за указанный период разница в уровнях цен составляющих ложится на убытки энергоснабжающей организации, в связи с чем необходимо в п. 3 ст. 16 Закона РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и в п.6 Правил введения государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов рынка, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, утвержденных постановлением Правительства 14.09.2001 г. за № 1212 внести изменения о необходимости согласования повышения не цены на монопольно поставляемый товар, а торговой надбавки.

Конкурентные условия вынуждают энергоснабжающие организации искать пути привлечения клиентов, поэтому они предлагают законодательно наделить их возможностью предоставления скидок для некоторых категорий потребителей, для чего внести изменения в Закон РК «Об электроэнергетике» (ст. 18), Гражданский кодекс РК (ст. 387).

Возникла также необходимость создания единого регулятора для субъектов естественных монополий в лице Агентства РК по регулированию естественных монополий без территориальных департаментов, что исключит противоречивые решения, формальный подход, постатейное копание в заявках вместо оценки эффективности и качества, внедрения передового опыта, и максимального упрощения процедуры.

Но упразднение тер.комов и создание централизованного регулирующего органа должно быть осуществлено параллельно с разработкой недискриминационных передовых методик тарифообра-зования, что позволит исключить убытки субъектов естественных монополий. Следовательно, отпадет необходимость подачи заявок при каждом возможном случае. Если будет разработана долгосрочная тарифная методология, дающая возможность осуществления реальных проектов при повышении тарифов, повышения качества и эффективности, если не нужно будет ежемесячно и ежеквартально носить кипы информации, РЭКи вместо того, чтобы всем вместе прилагать усилия по выбиванию тарифов, займутся производственной деятельностью, а единый регулирующий орган вместе с КЗК, парал-

лельно работая, осуществляя мониторинг, будут способствовать развитию рынка.

Энергия как объект договора энергоснабжения является особым, своеобразным видом вещей, данное мнение является устоявшимся в науке гражданского права, что явилось основанием включения договора энергоснабжения в качестве вида договора купли-продажи (а не оказания услуг), поместив его в главу 25 ГК РК. Однако иные законодательные и подзаконные акты, а вслед за ними и субъекты данных договорных правоотношений именуют данный объект как «услуги», что по классификации имущества является неверным и противоречит структуре Гражданского кодекса. Так, в соответствии со ст. 4 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 8 июля 1998 года к монопольно предоставляемым (продаваемым) товарам и услугам относятся услуги (так в законе) по электро-, газо-, теплоснабжению, услуги по снабжению водой питьевого качества и отводу сточных вод. Аналогично и в других НПА.

Энергоснабжающая организация именуется в нормативно-правовых актах также «Поставщиком» и «Услугодателем», что является не совсем корректным и требует внесения редакционных поправок в НПА.

Исходя из назначения договора энергоснабжения, энергоснабжающие и энергопередающие организации однозначно должны быть предпринимателями и нести все связанные с этим статусом риски. Однако НПА в рассматриваемой сфере (ст. 491 ГК РК, ст. 16 Закона «Об электроэнергетике») возлагают на энергоснабжающие организации в качестве мер ответственности возмещение только реального ущерба абонента. Тогда как упущенная выгода (неполученный доход) на практике оказывается во много крат выше реального ущерба.

Более того, если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании законодательства, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энерго снабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины (п. 2 ст. 491 ГК РК). Тем самым законодатель предусматривает возложение имущественной ответственности на энергоснаб-жающую/энергопередающую организацию только за виновное поведение (действие или бездействие). При этом не учитывается, что деятельность таких организаций относится к источнику повышенной опасности, сфера их деятельности - коммерческая, они являются субъектами естественной монополии, поэтому такое ограничение имущественной ответственности вряд ли оправданно. Перерыв в подаче электрической или тепловой энергии может повлечь катастрофические последствия для потребителей.

Пункт 1 статьи 483 ГК РК «Заключение и продление договора энергоснабжения» гласит:

1. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него необходимого оборудования, присоединенного к сетям энергоснабжаю-щей организации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В связи с изложенным встает вопрос о правовом положении трейдерных организаций в качестве энергоснабжающих организаций. Ведь указанная выше норма дает основание для вывода о том, что энергоснабжающая организация сама обязана иметь соответствующее оборудование и сети, к которым присоединяется потребитель. Иначе требование для абонента иметь сети, присоединенные к сетям снабжающей организации, является бессмысленным и неосуществимым. Если снабжающей стороной будет выступать трейдерная компания, то абонент присоединяется не к ее, а к чужим сетям, в частности, к сетям энергопроизводящей или энер-гопередающей организации. Здесь возникает проблема, требующая решения. То есть, либо следует внести изменения в указанную статью ГК РК, либо запретить организациям-перекупщикам, не имеющим своих собственных сетей и иных технических устройств, быть субъектами оптового и розничного рынков.

До 2004 года РЭКи, не желая утрачивать своего монопольного положения владельца передающих сетей, то есть энергопередающей организации, и одновременно статуса энергоснабжающей организации, развернули активную деятельность против появления на оптовом и розничном рынке трейдерных компаний, мотивируя указанным выше обстоятельством и иными причинами (до издания Правил ведения раздельного учета затрат в региональных электросетевых компаниях и энергопередающих организациях по видам деятельности и передачи сбытовой деятельности энергоснабжающим организациям от 30 сентября 2004 г.). В современных условиях политика РЭКов изменилась. Теперь они согласны, что трейдеры могут быть энергоснабжа-ющими организациями, но резко выступают против создания нескольких РЭКов на одной территории, в одном регионе.

В связи с этим они предлагают изложить пункт 18 статьи 1 Закона «Об электроэнергетике» в части определения термина «региональная электросетевая компания» в следующей редакции: «энергопереда-ющая организация, содержащая и эксплуатирующая большую по протяженности часть электрической сети регионального уровня и осуществляющая функцию оператора розничного рынка субъектов, пользующихся ее сетями».

Если же изменения в Закон об этом уже приняты, то в связи с разрешением существования на одной территории более одной РЭК, предлагается дать определение «региональные электрические сети», дополнив ст. 1 Закона пунктом 18-1 следующего содержания:

Региональные электрические сети - сети напряжением 110 кВ и ниже, расположенные на территории административной области, связанные общей электрической схемой и присоединенные к национальной электрической сети и к энергопроизводящим организациям.

Кроме того, в НПА отсутствует понятие «Оператор розничного рынка электрической сети». Предлагается дополнить ст. 1 Закона пунктом 18-2) следующего содержания:

«Оператор розничного рынка электрической энергии - организация, осуществляющая коммерческую и техническую диспетчеризацию режимов производства и потребления электрической энергии, составляющая коммерческий баланс поставки и потребления электрической энергии на розничном рынке (это необходимо в целях приведения в соответствие с Правилами розничного рынка)»:

- в пункте 1 статьи 1 Закона изменить понятие «операционные сутки» следующим образом: операционные сутки - это текущие сутки, в течение которых оператор рынка электрической энергии осуществляет операции по оперативно-диспетчерскому управлению исполнением заключенных субъектами рынка электрической энергии договоров купли-продажи и передачи электрической энергии;

- в пункте 7 статьи 1 также исключить слова «системный оператор»;

- в пункте 19 статьи 1 Закона исключить слово «оптового»;

- пункт 29 ст. 1 Закона - суточный график утверждается оператором рынка электрической энергии (п. 11), а не системным оператором, и не только в соответствии с договорами купли-продажи, но и договорами по передаче электроэнергии. Следовательно, требует внесения соответствующих изменений;

- из пункта 30 статьи 1 также предлагается исключить термин «системный оператор», заменив его на «оператора рынка».

В статью 9 Закона предлагается внести изменение следующего характера: поскольку «согласование» уже является уведомлением уполномоченного органа, то исключить слово «уведомления и» и заменить «системного оператора» на «оператора рынка» эл. энергии.

- Пункт 5 статьи 13 содержит общую формулировку «...несут взаимные обязательства за финансовое урегулирование...». В связи с чем предлагается дополнить ст. 13 пунктом 5-1 следующего содержания: «Энергопередающие организации обязаны оплачивать региональной электросетевой компании стоимость купленной РЭКом электроэнергии для компенсации потерь электроэнергии в сетях энергопередающей организации (издержки), определяемых в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан». В Законе не закреплена обязанность ЭПО компенсировать потери электроэнергии в своих сетях региональной электросетевой компании. Порядок расчета издер-

жек (потерь) определен в п. 53 Правил организации и функционирования розничного рынка.

- пункт 2 статьи 16 Закона изменить следующим образом: «Региональные электросетевые компании осуществляют функции передачи электрической энергии по электрическим сетям в границах ее балансовой принадлежности, а так же функции оператора розничного рынка электрической энергии». Основание: РЭК фактически выполняет эти функции.

- пункт 4 статьи 22 Закона направлен на сохранение важных для государства и общества объектов энерго- и теплоснабжения и содержит запрет на отчуждение таких объектов без согласия уполномоченного и антимонопольного органов. Однако имеется лазейка для их беспрепятственного отчуждения - это возможность подарить или обменять энергетические объекты. Поэтому представляется необходимым перечислить все сделки на отчуждение «купля-продажа, мена, дарение, рента (?)», а также передача в аренду или доверительное управление», либо назвать их «договорами на отчуждение» указанных объектов.

Особенностью договора энергоснабжения является то, что он не порождает обязанности покупателя (потребителя) принять обусловленное количество ресурсов. Пункт 2 ст. 484 ГК РК предусматривает для абонента право изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энерго снабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

Практика заключения и исполнения договоров показывает, что энерго снабжающие организации взимают с абонентов грабительские штрафы за невыборку договорной величины энергии. Для чего тогда нужен Закон «Об энергосбережении» и Государственная программа об этом? Следовательно, НПА должны содержать поощрительные меры за меры по энергосбережению, либо запрет на применение санкций.

Кроме того, в договорах часто встречается условие об ответственности абонента за потребление энергии сверх договорной величины, например, в виде уплаты пятикратного тарифа и введения различных ограничений. Хотя Гражданский кодекс РК (статьи 484, 485) предусматривает иной подход к регулированию правоотношений в таких случаях. Представляется, что энергоснабжающие организации в таких случаях должны не диктовать свои условия, а во исполнение нормативных принципов гражданского права и, исходя из толкования договора как соглашения равноправных участников, предъявить потребителям расчеты в обоснование сумм, подлежащих уплате за сверхлимитное количество потребленной энергии и ресурсов.

Поскольку случаи превышения потребителями договорных величин энергии на практике встречаются не так уж часто, это не будет обременением для снабжающих организаций и даст возможность абонентам получить необходимое им количество энергии за разумную плату.

Это мнение подтверждается и тем, что ответственность за нарушение условий договора энергоснабжения о количестве законодатель устанавливает только для энергоснабжающей организации.

Глава 4 Закона «Об электроэнергетике» названа «Организация энергоснабжения на основе функционирования рынка электрической энергии», в том числе статья 14 данной главы называется «Рынок электрической и тепловой энергии», а статья 15 - Оптовый рынок электрической энергии, статья 16 - Розничный рынок электрической энергии, статья 17 - Договоры на оптовом рынке электрической энергии, статья 18 - Договоры на розничном рынке электрической и тепловой энергии и т.д. Тем самым содержание главы 4 представляется шире по объему, чем наименование заголовка главы.

Требуют унификации определения одних и тех же понятий (терминов) в различных нормативных правовых актах, например, термин «национальная электрическая сеть» в разных НПА трактуется по-разному:

1) национальная электрическая сеть - совокупность линий электропередачи, подстанций и распределительных устройств напряжением 220. 500 и 1 150 кВ, обеспечивающих межгосударственную и (или) межрегиональную передачу электрической энергии, выдачу мощности электрических станций и не подлежащих приватизации и ее предварительным стадиям;

2) национальная электрическая сеть - совокупность линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих межгосударственные и межрегиональные перетоки электрической энергии и мощности;

Термин «уполномоченный орган»:

1) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий регулирование отношений, связанных с электроэнергетикой;

2) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий контроль и регулирование в области электроэнергетики;

и т.п.

Анализ положений Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике» проведен по состоянию законодательства Республики Казахстан на 01.04.2006 г.

Анализ положений Закона Республики Казахстан «Об электроэнергетике» выполнен по заказу ТОО «Институт законодательства Республики Казахстан»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.