Научная статья на тему 'Аналитическая справка по закону Республики Казахстан от 25 декабря 1997 года № 210-1 «Об энергосбережении»'

Аналитическая справка по закону Республики Казахстан от 25 декабря 1997 года № 210-1 «Об энергосбережении» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитическая справка по закону Республики Казахстан от 25 декабря 1997 года № 210-1 «Об энергосбережении»»

Идрышева С.К.

ведущий научный сотрудник Института законодательства РКУ

к.ю.н., доцент

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОТ 25 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА № 210-1 «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ»

В Решении 1 Республиканского совещания главных энергетиков 2005 г. содержалось общее мнение о необходимости внесения изменений и дополнений в Закон, но оно не было конкретизировано.

Как указано в Преамбуле, целью Закона является создание экономических и организационных условий для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов Республики Казахстан (т.е. энергосберегающая политика) и охраны окружающей среды.

В Указе Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» отмечено, что проблемными вопросами отрасли являются: критическая степень физического износа генерирующих и электросетевых активов и высокая удельная энергоемкость внутреннего валового продукта.

Содержание энергосберегающей политики при производстве электроэнергии закреплено в п. 4 Программы развития электроэнергетики до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 09.04.1999 года № 384 (далее - Программа), где отмечено, что эффективное использование энергии является необходимым условием экономического и социального развития, а также улучшения экологии окружающей среды.

В качестве путей для достижения целей энергосбережения в настоящее время указывается следующее:

1) Основными субъектами по производству электрической и тепловой энергии в РК являются тепловые электростанции (ТЭС), так называемые комбинированные источники электроэнергии, доля которых в электроэнергетике Казахстана составляет более 90%. Одним из показателей работы основного оборудования тепловых электростанций является расход топлива на выработку 1 кВтч электроэнергии, который теплоэнергетика Казахстана превышает мировые показатели на 10-15%, что, в основном, связано с работой станций на низкосортных углях, работой на непроектных топливах, а также тем, что основной парк оборудования требует модернизации и замены. Ввод новых энергетических мощностей, строительство новых ТЭС, модернизация оборудо-

вания и расширение действующих электростанции должны осуществляться за счет использования последних достижений мирового научно-технического прогресса. Следовательно, необходим учет данного условия при лицензировании и регулировании тарифов на цены. Следует внести об этом изменения и дополнения в законодательство о лицензировании и регулировании тарифов. В частно стр!, подпункты 2) и 4) пункта 1 Квалификационных требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, эксплуатацию электрических станций, электрических сетей и подстанций, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 мая 1999 года № 556, предлагается изложить в следующей редакции:

1. Квалификационные требования включают наличие:

2) специализированных производственных зданий и инженерных сооружений, соответствующих проектной документации и действующим санитарным и экологическим нормам, требованиям элек-тропожаровзрывобезопасности, правилам техники безопасности и технической эксплуатации; новых и высокоэффективных технологического оборудования, приспособлений и технологической оснастки; обеспеченности современными приборами учета, распределения и расхода электрической и тепловой энергии;

4) заключения органа госэнергонадзора о выполнении мероприятий по энергосбережению и охране окружающей среды; утвержденных в установленном порядке инструкций, программ и мероприятий по энергосбережению, охране окружающей среды и технике безопасности; для действующих предприятий - графиков текущих и капитальных ремонтов, модернизации оборудования и технологий;

2) Одним их приоритетных направлений развития электроэнергетики и решения экологических проблем Казахстана является использование возобновляемых энергетических ресурсов. Как отмечено в Программе, потенциал возобновляемых энергетических ресурсов (гидроэнергия, ветровая

и солнечная энергия) в Казахстане весьма значителен. Об этом же говорилось в Решении 1 Республиканского совещания главных энергетиков: ^Необходимо в законодательном порядке решить вопрос о малой энергетике, децентрализованном электроснабжении, использовании возобновляемых источников энергии».

2.1 Гидропотенциал Казахстана составляет по оценкам около 170 млрд. кВтч в год, при этом технически возможный к использованию равен 62 млрд. кВтч, экономический - 27 млрд. кВтч, из которых на сегодня используется не более 8 млрд. кВтч в год. Возможности использования энергетических ресурсов рек Казахстана оценены институтом «Алма-тыГидропроект», выявлены возможности создания 564 новых ГЭС и восстановления 14 ГЭС, бывших в эксплуатации. Большое значение имеют небольшие гидроэлектростанции мощностью 30-20 МВт и менее. Некоторые из них предусматривают использование существующих ирригационных каналов, что делает их более готовыми для осуществления при меньших затратах средств, ресурсов и времени. В период с 2000 по 2030 годы должны быть введены новые генерирующие мощности на базе использования гидроэнергетических ресурсов. В Казахстане существуют десятки заброшенных или находящихся на консервации малых ГЭС. Отсюда - необходимость принятия специального законодательного акта «О малой гидроэнергетике».

2.2 Казахстан располагает также значительным потенциалом ветровой энергии. Проект «Ускорение развития ветроэнергетики в Казахстане» по исследованию ветропотенциала в районе Джунгар-ских ворот и Шелекского коридора осуществляется Глобальным Экологическим Фондом совместно с казахстанской стороной. Проект «Казахстан: изучение развития рынка ветровой энергии» по исследованию ветропотенциала в Центральном Казахстане осуществляется голландскими специалистами и финансируется Правительством Голландии. Целью этих проектов, выполняемых по общепринятым мировым стандартам, является устранение барьеров на пути коммерческого производства ветровой энергии, подача ее в сеть энергоснабжения в Казахстане и разработка ТЭО демонстрационных ВЭС.

2.3 Ресурсы солнечной энергии в стране также являются стабильными и приемлемыми благодаря благоприятным климатическим условиям. При таком уровне энергии солнечного излучения солнечные нагреватели воды (СНВ), особенно в отдаленных районах, не имеющих доступа к природному газу, также должны быть жизнеспособными. При этом технологии СНВ могут быть приобретены на коммерческой основе, либо могут быть использованы отечественные разработки. Одной из перспек-

тивных разработок могут быть СНВ, разработанные в Казахском НИИ энергетики, которые более чем на порядок дешевле традиционных. Расчеты специалистов КазНИИЭнергетики показывают, что использование таких СНВ может быть экономически выгодно даже в условиях города, где имеется большое количество разнообразных источников энергии. При годовой потребности Казахстана 2,0 млн. кв.м СНВ, КазНИИЭнергетики способен выпускать их до 150 тыс. кв.м. В связи с этим предлагается принятие специального Закона «О возобновляемых источниках энергии».

3) В числе нетрадиционных источников энергии, которые могут быть учтены в балансе, является попутный газ нефтедобычи. Балансовые запасы газа малых месторождений и попутного газа нефтедобычи на 112 месторождениях Казахстана оцениваются в 2380 млрд. м3. Современная добыча попутного газа составляет 946 млн.м3 в год, сжигается в факелах 658 млн.м3, что эквивалентно 2 млрд. кВтч.

4. Пункт 5 Программы «Научно-технический прогресс и новые технологии» также направлен на осуществление энергосберегающей политики. Основу электроэнергии Казахстана составляют угольные электростанции, на которых вырабатывается более 80% энергии. В обозримой перспективе уголь по-прежнему будет играть значительную роль в энергетике. Угли, используемые в настоящее время в электроэнергетике Казахстана, большей частью низкосортные, что требует реализации мероприятий по получению более конкурентоспособного топлива, а также применение новейших технологий в котельной технике. Основной проблемой является замена имеющегося оборудования на оборудование нового поколения.

Повышение эффективности электростанций, работающих на газообразном и жидком топливе, должно осуществляться за счет перевода их на работу в парогазовом цикле, с установкой бинарных ПГУ. В связи с этим, модернизация и реконструкция башенных градирен должна осуществляться с применением наиболее эффективных конструкций и полимерных материалов. В области электротехнического оборудования должна вводиться автоматизация технологических процессов на электростанциях

5. Пункт 6 Программы регламентирует вопросы охраны окружающей среды, также непосредственно связанные с энергосбережением, т.к. решение этих проблем возможно путем модернизации существующих станций, рационализации энергоиспользования, внедрения и совершенствования систем оборотного и замкнутого водоснабжения и т.д. В связи с этим предлагается дополнить содержащееся в статье 1 Закона определение термина «энергосбереже-

ние» - «деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), направленная на рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов и снижение техногенного воздействия на окружающую среду».

При разработке технологических нормативов выбросов для вновь сооружаемых котельных агрегатов, и/или подлежащих глубокой модернизации на действующих ТЭС, необходимо основываться на мировом опыте технического нормирования, достигнутом уровне развития техники, экологических особенностях Казахстана. Приоритетными направлениями по снижению выбросов парниковых газов в Казахстане в сфере производства и потребления электроэнергии также являются:

разработка механизма реализации политики энергосбережения;

повышение эффективности использования энергии в промышленности и в коммунальном хозяйстве, совершенствование отопительной системы путем внедрения энергосберегающих и экологически чистых технологий;

реконструкция и модернизация электростанций с применением современных энерготехнологий;

увеличение доли природного газа в энергобалансе;

вовлечение в энергобаланс возобновляемых бестопливных источников энергии.

Как отмечено в Программе, целесообразно максимально сохранить комбинированную выработку электроэнергии и тепла на действующих ТЭЦ и ориентировать перспективное развитие теплоснабжения на внедрение этой технологии там, где это экономически будет оправдано, учитывая ее высокую энергоэффективность, энергосберегающий потенциал.

Изложенное приводит к выводу о том, что энергетика Казахстана нуждается в привлечении крупных инвестиций для замены устаревшего оборудования, модернизации и вводу новых мощностей. Всем заинтересованным иностранным и местным инвесторам, решившим инвестировать свои средства в электроэнергетику, необходимо предоставить льготы и преференции в соответствии с законодательством, независимо от объема и форм собственности. Такие льготы и преференции законодательством предусмотрены. Раздел 5 Налогового кодекса РК предусматривает инвестиционные налоговые преференции по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу и налогу на имущество (ст. 138 НК РК).

Инвестиционные налоговые преференции - это освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога либо предоставление права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода налогоплательщиков - юридических лиц, осущест-

вляющих реализацию инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, освобождение таких налогоплательщиков от уплаты налога на имущество по вновь введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств, а также освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, используемым для реализации инвестиционного проекта. Для применения инвестиционных налоговых преференций вновь вводимыми признаются впервые введенные в эксплуатацию фиксированные активы в рамках инвестиционного проекта, включая реконструированные объекты в части фактически произведенных расходов на реконструкцию.

Под фиксированными активами ст. 105 НК подразумевает основные средства и нематериальные активы, учитываемые в бухгалтерском балансе налогоплательщика в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также стандартами бухгалтерского учета и используемые для получения совокупного годового дохода, за исключением основных средств и нематериальных активов, вводимых в эксплуатацию недропользователем до момента начала добычи после коммерческого обнаружения и учитываемых в целях налогообложения в соответствии со статьей 101 Налогового Кодекса.

Кроме того, законодательство об инвестициях и таможенное законодательство предусматривают таможенные льготы для инвесторов.

Вместе с тем «Перечень приоритетных видов деятельности на уровне классификатора подвидов деятельности, по которым предоставляются инвестиционные преференции», утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 мая 2003 № 436, содержит лишь небольшое количество видов деятельности в сфере энергетики, по которым предоставляются такие льготы. Представляется целесообразным дополнить данный Перечень в целях стимулирования энергосбережения, поручив данный вопрос Правительству РК.

6. Энергетика во всем мире является фондообразующей отраслью. Однако в Казахстане, ввиду неразвитости фондового рынка и соответствующего законодательства, не создаются условия возникновения подобных фондов. С этой целью инициативу по созданию условий появления подобных фондов должно взять на себя Правительство Республики Казахстан путем издания соответствующего постановления с определением доли участия государства.

7. Статья 14 Закона «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 года «Права уполномоченного органа» в подпункте 20 пункта 1 и подпункте 16 пункта 2 закрепляет права уполномоченного органа согласовывать инвестиционные программы и (или) инвестиционные проекты, учитываемые при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней, тарифных смет, а также утверждать порядок осуществления мониторинга эффективности реализации инвестиционных программ и инвестиционных проектов субъектов естественных монополий. Инвестиционная программа - это программа вложения и возврата средств, направленных на создание новых активов, расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств субъекта естественной монополии, на краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный период с целью получения технико-экономического эффекта, включающая в себя один или несколько инвестиционных проектов (ст.1 Закона «О естественных монополиях»).

Представляется целесообразным дополнить указанные выше подпункты статьи 14 правом уполномоченного органа истребовать документы о ходе реализации инвестиционных проектов с подтверждением сумм вложенных инвестиций.

8. Статья 15-1 Закона «О естественных монополиях» предусматривает порядок формирования тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии:

«2. Уполномоченный орган при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня применяет особый порядок формирования затрат, предусматривающий следующие положения:

5) согласование применяемых методов начисления износа основных средств;

6) согласование переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной монополии.»

Представляется, что методы начисления износа основных средств и переоценки основных средств не подлежат субъективной оценке, о каком их согласовании тогда может идти речь. Что касается направлений использования амортизационных отчислений, то они могут быть только целевыми и утверждаются в тарифной смете. В соответствии с подпунктом 21) статьи 3 Закона РК «О естественных монополиях» тарифная смета - это утверждаемые уполномоченным органом ежегодно и (или) на среднесрочный (от 1 до 5 лет) или долгосрочный период (более 5 лет) в разрезе регулируемых услуг (товаров, работ) показатели о статьях доходов и рас-

ходов, объемах оказываемых регулируемых услуг (товаров, работ) и другие экономические показатели деятельности субъекта естественной монополии по форме, утвержденной уполномоченным органом. А переутверждение тарифов может происходить каждые 6 месяцев. Процессы «согласования» длятся очень долго и нудно, отнимают время как у субъектов рынка, так и у антимонопольных органов, вносят элемент субъективизма в решении данного вопроса, влекут судебные споры. Поэтому представляется необходимым закрепить в законе и применять иные критерии., основанные на законодательстве о бухгалтерском учете и отчетности. Уполномоченный орган должен не согласовывать, а проверять представленные в заявке сведения.

9. В целях реализации Закона «Об энергосбережении» (ст. 9) важное значение должно придаваться мерам по учету производимой и потребляемой энергии, учету ее непроизводительных затрат, в связи с чем обязательным требованием к субъектам должно быть наличие средств коммерческого учета. Нормативных правовых актов по этому вопросу достаточно, дело за реальным их внедрением.

10. Не работают нормы статьи 14 «Стимулирование энергосбережения» Закона «Об энергосбережении», которая предусматривает распространение условий стимулирования потребителей и производителей энергетических ресурсов, осуществляющих мероприятия по энергосбережению, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Во-первых, мероприятия по энергосбережению должны проводиться не только потребителями и производителями, но и всеми участниками сферы энергоснабжения как на оптовом рынке, так и на розничном рынке. Во-вторых, в чем выражаются меры стимулирования? В каких НПА они закреплены? Норма представляется декларативной. Поэтому мы предлагаем статью 14 Закона изложить в следующей редакции:

«На субъектов оптового и розничного рынков энергоснабжения, осуществляющих мероприятия по энергосбережению, распространяются условия стимулирования этой деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

В качестве мер стимулирования потребителей на розничном рынке можно установить следующие:

А) Особенностью договора энергоснабжения является то, что он не порождает обязанности покупателя (потребителя) принять обусловленное количество ресурсов. Практика же заключения и исполнения договоров энергоснабжения на розничном рынке показывает, что энергоснабжающие организации взимают с абонентов грабительские штрафы за невыборку договорной величины энергии. Для чего тогда нужен Закон «Об энергосбережении» и Государственная программа об этом? Следователь-

но, НПА должны содержать поощрительные нормы за меры по энергосбережению, либо запрет на применение санкций за цевыборку энергии. Поэтому нами предложено внесение соответствующего дополнения в статью 485 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (см. далее).

Б) Тарифная политика Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции в целях стимулирования энергосбережения должна основываться также на учете энергосберегающих мероприятий субъектов оптового и розничного рынков энергии. Поэтому необходимо поручить Агентству внести соответствующие изменения и дополнения в принятые им подзаконные нормативные правовые акты об утверждении тарифов.

Аналогичные поощрительные меры предлагается включить в нормативные правовые акты, принимаемые в целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2005 года № 455 «О Концепции развития тарифной политики в сферах естественных монополий»

11. Вместе с тем в НПА необходимо уточнить и четко обозначить критерии, учитываемые и не учитываемые при утверждении тарифов (цен) на услуги, товары субъектов естественных монополий и субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

В частности, внести изменения в Приказ Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 6 августа 1999 года № 59-ОД «Об утверждении Инструкции о порядке утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии». Аналогично - в «Правила введения государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке», утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2001 года № 1212 (подпункт 10 пункта 11).

Так, пункт 9 упомянутой Инструкции от 6 августа 1999 г. предусматривает перечень документов, прилагаемых к заявке на утверждение цен, в том числе подпункт 19: документы, подтверждающие планируемый объем товаров (протокола намерений, договора, расчеты объемов производства товаров, исходя из принципа всеобщего обслуживания и возможностей субъекта, недопустимости снижения объемов с целью поддержания монопольно высоких цен, материалы маркетинговых исследований потребительского спроса). Предлагается исключить «протокола намерений», либо заменить их на «предварительные договоры», т.к. протокол намерений не является юридически значимым документом. не влечет никаких юридических последствий в случае неисполнения изложенных в нем намерений сторон, в отличие от предварительного договора.

12. Кроме того, «Сводные данные (тарифная смета) для расчета проекта цен (тарифов)», являющиеся Приложением к данному приказу, дважды предусматривают расходы на оплату труда - в пунктах 18 и 20, причем в пункте 20 оплата труда административного персонала включена в графу «общие и административные расходы», а не в пункт 18, что не показывает наглядно истинные размеры расходов на оплату труда.

18) Расходы на оплату труда - всего***

Заработная плата, включая выплаты в натуральной форме в том числе:

Производственный персонал

Вспомогательный персонал

19) Отчисления от оплаты труда

3. Расходы периода - всего (млн. тенге)

20) Общие и административные расходы***

в том числе:

Оплата труда:

Административный персонал

Из него:

головной офис и т.д.

Тогда как именно оплата труда административного персонала составляет львиную долю расходов на оплату труда сотрудников субъектов естественных монополий и субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. Предлагается объединить все расходы по оплате труда в один пункт в целях прозрачности непроизводительных расходов субъектов естественных монополий и учета данного показателя при утверждении тарифов.

13. Необходимо также внести изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 ноября 1998 года № 1118 «О нормативах потребления электроэнергии, тепла на отопление, горячей и холодной воды и других коммунальных услуг по организациям, финансируемым из средств бюджета», с учетом технических и иных изменений, происшедших за прошедшее время.

14. В Решении главных энергетиков и Законе «О техническом регулировании» говорится о необходимости принятия Закона «Об электромагнитной совместимости», что необходимо реализовать, поручив разработку проекта в первую очередь специалистам-энергетикам, а затем - юристам.

15. Комитет по государственному энергетическому надзору Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан должен в полной мере реализовать свои функции в сфере энергосбережения и максимально использовать полномочия, предоставленные ему постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1106 «Вопросы Комитета по государственному энергетическому надзору Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан».

ПРОЕКТ ЗАКОНА «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ»:

Нижним подчеркиванием выделены предлагаемые изменения и дополнения.

Закон Республики Казахстан от 25 декабря 1997 года № 210-1

Об энергосбережении

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области энергосбережения с целью создания экономических и организационных условий для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов Республики Казахстан и охраны окружающей среды.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

энергосбережение - деятельность (организационная, научная, практическая, информационная), направленная на рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов и снижение техногенного воздействия на окружающую среду:

политика в области энергосбережения - правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения;

энергосберегающие технологии, оборудование и материалы - технологии, оборудование и материалы, позволяющие повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов по сравнению с достигнутым уровнем;

топливно-энергетический ресурс - носитель энергии, который при данном уровне развития техники и технологий используется или может быть полезно использован;

экологически чистые энергетические ресурсы - носители энергии солнца, ветра, термальных вод, тепла земли, энергии движущихся потоков воды, волн;

вторичные энергетические ресурсы - энергетические ресурсы, получаемые в качестве побочного продукта или отхода основного производства;

эффективное использование топливно-энергетических ресурсов - достижение высокорезультативного, технически возможного, экономически выгодного использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и одновременно снижении техногенного воздействия на окружающую среду;

показатель эффективности использования топливно-энергетических ресурсов - регламентируе-

мая в нормативах и стандартах величина удельного расхода топлива и энергии для данной продукции, работ и услуг;

непроизводительные расходы топливно-энергетических ресурсов - потери топлива и энергии, вызванные отступлением от требований стандартов (технических условий) для вновь вводимого оборудования, нарушением требований нормативных актов, технологических регламентов и паспортных данных для действующего оборудования;

возобновляемые источники энергии - источники постоянно существующих или периодически возникающих в окружающей среде потоков солнца, ветра, тепла земли, биомассы и рек;

объекты энергосбережения - процессы, связанные с добычей, переработкой, транспортировкой, производством, хранением и использованием всех видов топливно-энергетических ресурсов, тепловой и электрической энергии;

условное топливо - принятая при технико-экономических расчетах и регламентируемая в нормативах и стандартах единица, служащая для сопоставления тепловой ценности различных видов органического топлива.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области энергосбережения

Законодательство Республики Казахстан в области энергосбережения основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области энергосбережения

Основными принципами государственной политики в области энергосбережения являются:

приоритет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов над ростом объемов их добычи и производства тепловой и электрической энергии;

приоритетность обеспечения безопасности и здоровья человека, социально-бытовых условий его жизни, охраны окружающей среды при добыче, производстве, переработке, транспортировке и использовании топливно-энергетических ресурсов и (или) энергии;

осуществление государственного регулирования в области энергосбережения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

необходимость экономической поддержки энергосбережения, стимулирования использования возобновляемых источников энергии;

обязательность достоверного учета производимых и расходуемых топливно-энергетических ресурсов;

сочетание интересов производителей, поставщиков и потребителей топливно-энергетических ресурсов;

системный подход в энергосбережении; реализация информационной, образовательной и научно-исследовательской деятельности в области энергосбережения.

Статья 4. Основные направления энергосбережения

Основными направлениями энергосбережения являются:

стабилизация производства и потребления энергии, необходимой для интенсивного развития национальной экономики;

оптимизация режимов производства и потребления энергии, организация ее учета и контроля;

организация обследований энергетической эффективности предприятий, учреждений и организаций;

проведение экспертизы энергосбережения продукции, действующих и реконструируемых объектов, технологий и оборудования;

развитие возобновляемых источников энергии; утилизация вторичных энергетических ресурсов и отходов;

реализация проектов по внедрению энергоэффективной техники и продукции, передовых технологий;

внедрение научных исследований и новых способов управления в этой области;

сокращение потерь топливно-энергетических ресурсов при их добыче, преобразовании, транспортировке, хранении и потреблении;

обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов;

внедрение новых и совершенствование действующих строительных норм и правил, обеспечивающих сбережение энергоресурсов.

Глава 2. Государственное регулирование в области энергосбережения

Статья 5. Организация системы энергосбережения

Система энергосбережения является средством реализации единой государственной политики и самоуправления в области энергосбережения и включает в себя совокупность: правовых норм, регулирующих общественные отношения в области энергосбережения; объектов энергосбережения; центральных и местных исполнительных органов, физических и юридических лиц, а также лиц, участвующих в реализации программ энергосбережения; средств и мер, обеспечивающих рациональное и экономное использование топливно-энергетических ресурсов и охрану окружающей среды.

Структура региональных и локальных (для всех юридических лиц) систем энергосбережения формируется на основе государственной системы, структура которой определяется Правительством Республики Казахстан.

Система энергосбережения реализуется посредством государственной, региональных и отраслевых программ, а также программ, разрабатываемых юридическими лицами.

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области энергосбережения

Правительство Республики Казахстан в области энергосбережения:

разрабатывает основные направления единой государственной политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению;

определяет структуру государственной системы энергосбережения и уполномоченный орган;

определяет политику в области стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений при производстве и потреблении топливно-энергетических ресурсов;

осуществляет международное сотрудничество. Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области энергосбережения

Уполномоченный орган в области энергосбережения:

проводит единую государственную политику в области энергосбережения;

осуществляет контроль и координацию соответствующих служб министерств, ведомств и организаций в части обеспечения выполнения программ энергосбережения;

разрабатывает Положение об экспертизе энергосбережения;

организует государственный надзор за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов;

участвует в международном сотрудничестве; разрабатывает программы энергосбережения; разрабатывает нормативно-методический, правовой и экономический механизмы энергосбережения и стимулирования использования возобновляемых экономических ресурсов;

организует научные исследования в области энергосбережения.

Статья 8. Компетенция местных представительных и исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) в области энергосбережения

1. Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы):

утверждают программы энергосбережения в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;

рассматривают отчеты руководителей местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) о выполнении программ энергосбережения.

2. Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы):

обеспечивают реализацию программы энергосбережения;

организуют научные исследования в области энергосбережения;

рассматривают деятельность расположенных на их территории физических и юридических лиц по исполнению программ энергосбережения.

Статья 9. Учет энергетических ресурсов

Количество потребляемых и хранимых физическими и юридическими лицами топливно-энергетических ресурсов в обязательном порядке подлежит учету и контролю в соответствии с нормативными документами и установленными законодательством Республики Казахстан стандартами и нормами.

Статья 10. Государственная отчетность о производстве, потреблении и эффективности использования топливно-энергетических ресурсов

Уполномоченный орган разрабатывает форму государственной статистической отчетности и по согласованию с компетентным органом в области государственной статистики обеспечивает введение государственной статистической отчетности об объеме и номенклатуре производства и потребления топливно-энергетических ресурсов и показателей эффективности их использования для предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

Статья 11. Нормирование, стандартизация и сертификация в области энергосбережения

1. Нормативы энергопотребления устанавливаются Правительством Республики Казахстан и подлежат пересмотру каждые пять лет с учетом достижений передовых технологий.

Нормативы расходов топливно-энергетических ресурсов в обязательном порядке включаются в энергетические паспорта, технологические инструкции по эксплуатации и технические условия оборудования, зданий и сооружений, потребляющих топливно-энергетические ресурсы.

Контроль за соблюдением нормативов расходов топливно-энергетических ресурсов осуществляется уполномоченным органом.

2. Требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, обязательны для выполнения на всей территории Республики Казахстан.

Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности. Обязательная сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении топливно-энергетических ресурсов, а также при их сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор.

Статья 12. Экспертиза энергосбережения

1. Экспертиза энергосбережения проводится в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами.

2. Экспертизе по энергосбережению подлежат:

проекты схем развития и размещения производительных сил,

проекты развития отраслей народного хозяйства, территориальные схемы энергосбережения, техническая документация, связанная с энергосбережением;

технико-экономические обоснования и проекты строительства новых и расширения (реконструкции, технического переоборудования, модернизации) действующих объектов и предприятий с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в 500 и выше тонн условного топлива;

проекты инструктивно-методических и нормативно-технических актов, строительные нормы и правила, документация на создание и приобретение новой энергоемкой техники, технологии и материалов деятельности в сфере энергосбережения. Обязательная экспертиза энергосбережения проводится на действующих предприятиях и в организациях с размером годового потребления топливно-энергетических ресурсов 500 тонн и выше условного топлива.

3. Положение по проведению экспертизы энергосбережения утверждается Правительством Республики Казахстан.

Глава 3. Экономический механизм энергосбережения

Статья 13. Финансирование программ в области энергосбережения

Источниками финансирования программ в области энергосбережения являются бюджетные средства, собственные и заемные средства предприятий, организаций, иные источники, не противоречащие законодательству.

Статья 14. Стимулирование энергосбережения

На субъектов оптового и розничного рынков энергоснабжения, осуществляющих мероприятия по энергосбережению, распространяются условия стимулирования этой деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 4. Возобновляемые источники энергии

Статья 15. Возобновляемые источники энергии

1. Использование возобновляемых энергетических ресурсов является приоритетным направлением при разработке программ развития энергетики и решении экологических проблем Казахстана.

2. В Республике Казахстан создаются необходимые правовые и организационно-экономические условия для вовлечения в энергобаланс возобновляемых энергетических ресурсов, развития на их базе энергетических объектов.

3. Координация и ответственность за разработку и реализацию программ по вовлечению в энергобаланс возобновляемых энергетических ресурсов возлагается на уполномоченный орган.

Глава 5. Образование, информационное обеспечение и научные исследования в области энергосбережения

Статья 16. Образование в области энергосбережения

Распространение знаний в области энергосбережения осуществляется через средства массовой информации, в системе образования и в ином порядке, не противоречащем законодательству.

Статья 17. Информационное обеспечение и научные исследования в области энергосбережения

1. Информационное обеспечение в области энергосбережения осуществляется путем:

доведения до организаций и населения Республики Казахстан программ энергосбережения;

издания учебной и методической литературы по энергосбережению;

разработки, демонстрации проектов и объектов высокой энергетической эффективности;

пропаганды и рекламы энергосберегающего оборудования, материалов, технологий и средств обеспечения энергосбережения, организации выставок;

пропаганды оборудования и способов эффективного использования возобновляемых энергетических ресурсов;

пропаганды использования вторичных энергетических ресурсов и бытовых отходов;

доведение до населения, предприятий, учреждений, организаций директивных нормативно-методических и справочно-информационных документов и материалов.

2. Научные исследования и опытно-конструкторские работы в области энергосбережения в Республике Казахстан проводятся на конкурсной основе специалистами любых стран с обязательным привлечением специалистов Республики Казахстан.

Статья 18. Исключена в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г.

Глава 6. Заключительные положения Статья 19. Международное сотрудничество в области энергосбережения

1. Международное сотрудничество в области энергосбережения осуществляется с целью реализации совместных проектов в области энергосбережения, взаимного обмена энергоэффективными технологиями, согласования показателей энергоэффективности с требованиями международных стандартов, а также взаимного признания результатов сертификации.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в зако-

нодательстве Республики Казахстан об энергосбережении, то применяются правила международного договора.

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении

Лица, виновные в нарушении законодательства об энергосбережении, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Предложения о совершенствовании действующего законодательства Республики Казахстан в целях приведения в соответствие с Законом «Об энергосбережении» и иными НПА в сфере энергосбережения.

В целях приведения в соответствие с предлагаемыми изменениями и для устранения имеющихся пробелов и коллизий, предлагается (нижним подчеркиванием выделены предлагаемые изменения и дополнения):

1. Гражданский кодекс Республики Казахстан: статью 485 дополнить абзацем вторым:

Статья 485. Последствия нарушения условия договора о количестве энергии

Если энергоснабжающей организацией подано через присоединенную сеть абоненту меньшее количество энергии, чем предусмотрено договором, применяются правила, предусмотренные статьей 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено законодательными актами, договором или не вытекает из существа обязательства.

Абонент не несет имущественной ответственности за потребление меньшего по сравнению с договорным количества энергии, явившегося результатом энергосберегающих мероприятий абонента.

2 Подпункт 20 пункта 1 и подпункт 16 пункта 2 статьи 14 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 года «Права уполномоченного органа» дополнить словами «с истребованием документов о ходе реализации инвестиционных проектов, подтверждающих суммы вложенных инвестиций».

3 Подпункты 5 и 6 пункта 2 статьи 15-1 Закона «О естественных монополиях» «Порядок формирования тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней на регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии» изложить в следующей редакции:

«2. Уполномоченный орган при утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня применяет особый порядок формирования затрат, предусматривающий следующие положения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) проверку применяемых методов начисления износа основных средств;

6) проверку переоценки основных средств и направлений использования средств амортизационных отчислений, предусматриваемых тарифной сметой субъекта естественной монополии».

4. Разработать Законы Республики Казахстан:

- «Об электромагнитной совместимости», предусмотренный Законом РК «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 г.;

- «О малой энергетике»;

- «О децентрализованном электроснабжении»;

- «О возобновляемых источниках энергии».

5. Разработать следующие подзаконные нормативные правовые акты:

- Правила устройства и технической эксплуатации электроустановок;

- Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей;

- Стандарт о кондуктивных электромагнитных помехах в электрических сетях общего назначения (в целях координации электротехнических стандартов Казахстана с МЭК, странами Евросоюза и России).

- Положение о сертификации и качестве электрической энергии.

6. Внести следующие изменения в действующие подзаконные НПА:

6.1. Подпункты 2) и 4) пункта 1 Квалификационных требований к хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, эксплуатацию электрических станций, электрических сетей и подстанций, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 мая 1999 года № 556, предлагается изложить в следующей редакции:

«1. Квалификационные требования включают наличие:

2) специализированных производственных зданий и инженерных сооружений, соответствующих проектной документации и действующим санитарным и экологическим нормам, требованиям элек-тропожаровзрывобезопасности, правилам техники безопасности и технической эксплуатации; новых и высокоэффективных технологического оборудования, приспособлений и технологической оснастки; обеспеченности современными приборами учета, распределения и расхода электрической и тепловой энергии;

4) заключения органа госэнергонадзора о выполнении мероприятий по энергосбережению и охране окружающей среды; утвержденных в установленном порядке инструкций, программ и мероприятий по энергосбережению, охране окружающей среды и технике безопасности; для действующих предприятий - графиков текущих и капитальных ремонтов, модернизации оборудования и технологий;».

6.2 Поручить Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции внести изменения и дополнения в ведомственные НПА в части стимулирования энергосберегающих мероприятий при утверждении

тарифов на услуги, работы, товары в сфере энергоснабжения:

- Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 6 июня 2003 года № 149-ОД «Об утверждении Правил закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2005 г.).

- Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 30 июля 2003 года № 185-ОД «Об утверждении Правил об особом порядке формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цен, ставок, сборов) на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественной монополии с изм., внесенными приказом № 78-ОД от 17 марта 2006 г.

- Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 22 декабря 2003 года № 334-ОД «Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям регионального и/или местного уровней по классам напряжения» (с изменениями, внесенными приказом и.о. Председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 24.06.04 г. № 277-ОД) и другие НПА.

Аналогичные поощрительные меры предлагается включить в нормативные правовые акты, принимаемые в целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2005 года № 455 «О Концепции развития тарифной политики в сферах естественных монополий»

6.3 Внести изменения в «Инструкцию о порядке утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии», утвержденную Приказом Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 6 августа 1999 года № 59-ОД. Так, пункт 9 Инструкции от 6 августа 1999 г. предусматривает перечень документов, прилагаемых к заявке на утверждение цен, в том числе: подпункт 19) документы, подтверждающие планируемый объем товаров (протокола намерений, договоры, расчеты объемов производства товаров, исходя из принципа всеобщего обслуживания и возможностей субъекта, недопустимости снижения объемов с целью поддержания монопольно высоких цен, материалы маркетинговых исследований потребительского спроса). Предлагается исключить «протоколы намерений», либо заменить их на «предварительные договоры», т.к. протокол наме-

рений не является юридически значимым документом, не влечет никаких юридических последствий в случае неисполнения изложенных в нем намерений сторон.

6.4 В Приложении к приказу Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 6 августа 1999 года № 59-ОД «Сводные данные (тарифная смета) для расчета проекта цен (тарифов)» пункт 18 изложить в следующей редакции:

18) Расходы на оплату труда - всего*** Заработная плата, включая выплаты в натуральной форме в том числе:

Административный персонал Из него: головной офис Производственный персонал Вспомогательный персонал

Из пункта 20) исключить:

(Административный персонал Из него: головной офис)

6.5 В «Правилах введения государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2001 года № 1212 (подпункт 10 пункта 11) также исключить «протоколы намерений», либо заменить их на «предварительные договоры»

7. Поручить Правительству:

- Внести изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 2 ноября 1998 года № 1118 «О нормативах потребления электроэнергии, тепла на отопление, горячей и холодной воды и других коммунальных услуг по организациям, финансируемым из средств бюджета».

- Дополнить Перечень приоритетных видов деятельности на уровне классификатора подвидов деятельности, по которым предоставляются инвестиционные преференции, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 мая 2003 № 436, иными видами деятельности в сфере энергетики в целях стимулирования энергосбережения.

8. Признать утратившими силу целый ряд подзаконных НПА, в том числе:

- Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 апреля 1996 г. № 474 «О мерах по реализации энергосберегающей политики в Республике Казахстан»;

- План мероприятий по улучшению управления и подготовительным мерам по приватизации региональных электросетевых компаний на 2001-2002 годы (утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 октября 2001 года № 1307);

- Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2000 года № 1700 «Об утверждении Плана мероприятий до 2005 года по обеспечению электроэнергетической независимости Республики Казахстан»;

- Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 1996 года № 1404 «О Программе действий по обеспечению устойчивой работы предприятий энергетической отрасли Республики Казахстан»;

- Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 мая 1996 г. № 663 «О Программе приватизации и реструктуризации в электроэнергетике» (с изменениями от 3.10.96 г.; от 25.08.97 г.) и другие.

- Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2000 года № 1700 «Об утверждении Плана мероприятий до 2005 года по обеспечению электроэнергетической независимости Республики Казахстан»

Для уточнения и дополнения предлагаемого выше перечня подзаконных НПА, подлежащих постановке на утрату, поручить Правительству Республики Казахстан и иным уполномоченным органам провести соответствующую работу.

9. Рекомендовать Комитету Госэнергонадзора Республики Казахстан:

- проводить ежегодный анализ эффективности использования энергоресурсов на промышленных предприятиях. Данные анализа стоимостных показателей регулярно публиковать в СМИ;

- способствовать повышению темпов вывода из работы изношенного и устаревшего неэкономичного электрооборудования;

- с целью снижения потерь в электрических сетях обязать предприятия обеспечить ввод в эксплуатацию необходимого количества компенсирующих устройств реактивной мощности;

- потребовать от предприятий и организаций обязательного проведения энергетических обследований и составления Энергетического паспорта потребителя в соответствии с Законом «Об энергосбережении». Это позволит выявить источники и потенциал энергосбережения на каждом объекте, разработать программу и план мероприятий по энергосбережению и тем самым снизить энергозатраты, включенные в стоимость товаров и услуг.

Анализ положений Закона Республики Казахстан «Об энергосбережении» проведен по состоянию законодательства Республики Казахстан на 01.05.2006 г.

Анализ положений Закона Республики Казахстан «Об энергосбережении» выполнен по заказу ТОО «Институт законодательства Республики Казахстан»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.