The article presents the results of the development and implementation of digital tools for remote assessment of the quality of work of enterprises of a corporate car service.
Key words: digitalization, quality control, Automotive industry, branded car service.
Blagoveshchenskiy Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, director, Kozlovskiy- 76@mail. ru, Russia, Tula, «Tul'skiy TSSM»,
Gafarov Roman Renatovich, postgraduate, Kozlovskiy- 76@mail. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,
Kozlovskiy Vladimir Nikolayevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, Kozlovskiy- 76@mail. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University
УДК 629.113; 339.137.2
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА КАЧЕСТВА КАК ИНДИКАТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА НА АВТОСБОРОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Д.И. Благовещенский, В.Н. Козловский
В статье проводится обобщенный анализ деятельности аналитических служб качества отечественных и иностранных автопроизводителей, с определением вектора развития соответствующих подразделений служб качества национальных автосборочных предприятий.
Ключевые слова: автомобильная промышленность; управление качеством; аналитическая служба качества.
В настоящее время процессы цифровизации и информатизации различных видов деятельности в компаниях, с целью повышения эффективности, рассматриваются как наиболее актуальные и перспективные. На самом деле развитость и продвинутость информационных инструментов мониторинга, прогнозирования, на предприятиях, во многом и ранее обеспечивала высокий уровень управляемости процессов СМК. На российских предприятиях, где в рамках подразделений службы качества планомерно выстаивался аналитический центр, аккумулирующий разнородную информацию о качестве процессов проектирования, производства, продажи и послепродажного обслуживания, а также данные о маркетинговых в том числе бенчмаркинговых исследования, в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, долгое время проблемы с конкурентоспособностью напрямую не просматривались. Конечно, можно говорить об определенной закрытости национального рынка, которая была присуща России до середины 2000гг. Этот аспект обеспечивал, для национальных автопроизводителей по сути монополию. И конечно, нужно признать наше существенное отставание теории и практики менеджмента относительно западных примеров, особенно на рубеже 1990-х и 2000-х годов. В принципе, именно эта отставание, скорее всего и стало основной причиной резкого падения продаж автомобилей российского производства, в момент, когда национальный рынок стал открытым. Не умение эффективно управлять сложными системами оказалось критическим. Не умение управлять, в данном случае равнозначно связано с: отсутствием опыта работы в кризисных ситуациях; отсутствием или слабой развитости соответствующих методологий управления; отсутствием адекватных систем измерения потребительских рынков; неповоротливостью российских автогигантов с соответствующими огромными коллективами и производственной базой. А по сути все это определяет несовершенство сложившихся уже к этому моменту СМК, которые не были настроены на гибкость, эффективность и учет мнения потребительской среды [1].
Но, тем не менее, определенные и существенные достижения в области аналитической деятельности в рамках СМК российских предприятий автопроизводителей оспаривать сложно.
И первый из рассматриваемых, это опыт национального лидера в области производства легковых автомобилей, который долгое время, по сути определял стандарты развития системы измерения качества, для многих российских предприятий. Здесь, фактически весь комплекс аналитических работ, реализуется в рамках отдела работы с претензиями потребителей и анализа качества автомобилей в гарантийной эксплуатации. В качестве управляющих воздействий в процессе анализа обозначены соответствующие стандарты предприятия по измерению и аналитической деятельности (СТП), а также комплекс руководящих документов, определяющих порядок деятельности при проведении оценки качества работы подразделений по проектированию, производству, продажи и техническому обслуживанию, а также маркетингу, для формирования индексов протекания соответствующих процессов. В качестве источников информации на входе рассматриваются: дирекция по организации продаж и техническому обслуживанию автомобилей; отдел анализа дефектов (ОАД) инженерно-технического центра; дирекция по маркетингу; совокупность источников информации средств массовой информации (СМИ); потребительская среда; канцелярия; юридическая служба [2].
Анализ качества автомобилей в гарантийный период эксплуатации, проводится на основе электронных данных актов гарантийного обслуживания, регистрируемых в специализированной информационной системе (ИС) «Качество по результатам гарантийной эксплуатации автомобилей». Эта же ИС является основным источником данных по анализу данных о качестве технического обслуживания и предпродажной подготовки автомобилей. Соответствующие данные о качестве автомобилей в период гарантийной эксплуатации являются основой для организации процесса назначения целей предприятия в области качества. Результатами аналитической деятельности также являются: ранжированный перечень дефектов автомобилей в эксплуатации; расчет стоимости гарантийного ремонта автомобилей; анализ возвращенных из гарантийной эксплуатации дефектных комплектующих изделий [3].
Рассматривая существующую систему аналитической деятельности национального лидера в области производства грузовой техники, можно сделать вывод, что аналитический функционал заложен в два отдела: отдел испытаний автомобилей; отдел анализа рекламационных дефектов. В первом случае - отдел испытаний автомобилей, речь идет об организации и проведении ресурсных испытаний грузовой автотехники. Отдел анализа рекламаций имеет схожий, но ограниченный функционал, по сравнению с рассмотренными нами выше функциями анализа качества автомобилей в эксплуатации. С другой стороны, сильной стороной производителя грузовой техники является значительный объем деятельности по проведению дорожных испытаний АТС по показателям надежности. Однако основным действующим подразделением, в данном случае является служба главного конструктора. Департамент качества только участвует в данном виде деятельности.
Переходим к анализу деятельности аналитической службы, действующей у одного из лидеров мирового автопрома имеющего французские корни. В рамках решения задачи научно-технического анализа существующей практики аналитической деятельности, мы сможем сопоставить отечественный опыт с опытом лидеров мирового авто-прома. Вообще, обращаясь к мировой практике аналитической деятельности в области качества, следует выделить, что соответствующие службы в корпорациях имеют значительную роль в вопросах стратегического планирования. Корпорации - мировые лидеры уделяют развитию своих аналитических подразделений большое внимание. В работе служб занято значительное число экспертов-аналитиков по разным направлениям анализа качества, а кроме этого в рамках деятельности по мониторингу качества привлекаются маркетинговые институты, которые являются поставщиками информации в области потребительской удовлетворенности для подразделений дирекции по качеству.
Анализ деятельности таких подразделений, сразу же вскрывает позиции, которые при рассмотрении отечественного опыта нами не фиксировались и связаны они с наличием в структуре корпоративной дирекции качества полноценных подразделений, занимающихся вопросами разработки и реализации методик и инструментов измерения качества. В рамках вертикальной связи, за дирекцией по организации методик качества, находятся международные подразделения по обеспечению удовлетворенности потребителей, а также подразделения, занимающиеся реализацией методов и инструментов оценки удовлетворенности потребителей, на практике.
Рассмотрим структуру дирекции по организации и методик качества. В рассматриваемой структуре, кроме вертикальных, действуют и горизонтальные связи на уровне директора по организации и методик качества, а также подразделениями международных дирекций по качеству стран основных и наиболее перспективных рынков. Также, параллельно, функционалу директора соответствует работа двух экспертных подразделений: группа по связям с партнерами; группа по разработке документации. В первом случае, под партнерами подразумеваются крупные маркетинговые институты, реализующие бенчмаркинговые проекты в области качества. Во втором случае, речь идет о разработке технических заданий (документации) на проведение новых видов исследований качества продукции.
Рассматривая вертикальные связи, получаем несколько департаментов и дирекций, реализующих аналитические функции измерения качества, а также функции аудита и контроля качества, на корпоративном уровне Renault: дирекция обеспечения удовлетворенности международных потребителей; дирекция по качеству продукции; дирекция по аудиту процессов; дирекция по качеству процессов снабжения; служба технической информации и гарантии; департамент надежности и инцидентологии.
Возвращаясь к проблеме анализа деятельности аналитических служб качества корпораций - лидеров автопрома, переходим к рассмотрению структуры дирекции обеспечения удовлетворенности международных потребителей.
В состав дирекции входят три укрупненных блока экспертных групп: по разработке инструментов и методов измерения качества; проведению экспериментов по измерению качества (новые виды исследований); по проведению исследований.
Следующим подразделением, имеющим непосредственное отношение к аналитической службе качества, является служба технической информации и гарантии. Дирекция делится на три укрупненных блока: служба гарантии; служба технической и информационной поддержки гарантии; группа инциндиентологов. Функционал службы гарантии включает в себя: обобщенный анализ дефектов в гарантийной эксплуатации; инспекционные аудиты технических служб предприятий фирменного автосервиса; анализ существующей и координация в разработке новой нормативно-технической документации используемой при техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств (АТС) в эксплуатации. Основной задачей службы технической поддержки, является информационное и консультационное сопровождение процессов обслуживания автомобилей, а также координация работ при экспертном анализе новых видов дефектов фиксируемых в период эксплуатации автомобилей.
Третий блок работы по технической и информационной гарантии, по сути, отражает функции углубленного анализа впервые возникших в практике эксплуатации АТС инцидентов (отказов) в гарантии, их экспертному сопровождению, техническому описанию соответствующих процессов, а также оценке инцидентов с точки зрения необходимости организации и проведения отзывных кампаний (OTS). Также функционал, данного направления работы дирекции по качеству включает экспертный анализ и юридическое сопровождение досудебных процессов, а также дел, дошедших до судебного разбирательства и связанных со сложными рекламациями.
Структура департамента надежности и инцидентологии. Департамент состоит из экспертных групп разработки методологии измерения надежности; обобщенного анализа и контроля надежности. Также в структуру департамента входят отделы: статистики и отчетов; инцидентологии; анализа надежности; кризисного менеджмента.
Особенности функциональных обязанностей, заложенные в структуру вполне очевидны. Однако, следует уделить внимание отличиям функций экспертных групп от функций отделов, которые заключаются в обобщении и формализации информации, поступающей с нижнего уровня на уровень директора. Также в структуре департамента существует отдел кризисного менеджмента, основной задачей которого является решение кризисов, связанных с качеством и надежностью продукции в эксплуатации, через координацию работ по разработке и реализации планов корректирующих и предупреждающих действий, а также наработке и реализации мероприятий по устранению выявленных на автомобилях несоответствий в эксплуатации.
Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать вывод, что ни одна из рассмотренных структур управления качеством и соответствующих функциональных особенностей отечественных предприятий, не соответствует в полной мере практике ведущих мировых автоконцернов, в плане организации аналитической деятельности по направлениям: измерения удовлетворенности потребителей; измерения надежности автотехники в эксплуатации; развития методов, методик и инструментальной базы соответствующих видов исследований.
Представляется, что наиболее важными направлениями развития аналитических служб качества отечественных предприятий должны стать направления углубленного анализа вопросов потребительской удовлетворенности качеством автомобилей, а также вопросов кризисного управления качеством в случае возникновения острых проблем качества на этапах жизненного цикла продукции. С учетом решения задач по цифровиза-ции и информатизации данных аспектов деятельности автомобильных компаний, возможно решение более сложных проблем связанных с улучшением показателей скорости и адекватности реагирования автопроизводителей на проблемы возникающие в процессе эксплуатации автомобилей.
Работа подготовлена при поддержке гранта Президента РФ НШ-2515.2020.8.
Список литературы
1. Айдаров Д.В., Шанин С. А., Козловский В.Н. Цифровизация системы менеджмента качества автосборочного предприятия: Процесс мониторинга качества автомобилей в эксплуатации: монография. Самара: АНО «Издательство СНЦ». 2020. 208 с.
2. Козловский В.Н., Горбачевский Н.И., Сорокин А.Г., Кислинский В.Б., Миф-тахова Л.Х. Аналитический комплекс прогнозирования надежности электромобилей и автомобилей с комбинированной силовой установкой // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 3. С. 227-229.
3. Козловский В.Н., Строганов В.И., Клейменов С.И. Модели аналитических исследований качества и надежности легковых автомобилей в эксплуатации // Автомобильная промышленность. 2013. № 9. С. 2 - 5.
Благовещенский Дмитрий Иванович, канд. техн. наук, доцент, директор, [email protected], Россия, Тула, Тульский ЦСМ,
Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет
ANALYTICAL SERVICE OF QUALITY AS AN INDICATOR OF THE EFFECTIVENESS OF SOLVING QUALITY PROBLEMS AT AUTO ASSEMBLY PLANTS
D.I. Blagoveshchenskiy, V.N. Kozlovskiy 30
The article provides a generalized analysis of the activities of analytical quality services of domestic and foreign car manufacturers, with the definition of the vector of development of the corresponding divisions of quality services of national car assembly enterprises.
Key words: automotive industry; quality control; analytical quality service.
Blagoveshchenskiy Dmitry Ivanovich, candidate of technical sciences, docent, director, Kozlovskiy- 76@mail. ru, Russia, Tula, «Tul'skiy TSSM»,
Kozlovskiy Vladimir Nikolayevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, Ko-zlovskiy- 76@mail. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University
УДК 658.562.42
АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВХОДНОГО
КОНТРОЛЯ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ
В УСЛОВИЯХ АО «КБП»
Д.Б. Белов, А.А. Гореликов
Предложен комплексный подход к анализу процесса входного контроля в условиях АО «КБП». Рассмотрен набор универсальных методов управления качеством для сокращения времени выполнения входного контроля и его оптимизации. Разработана функциональная модель процесса входного контроля в рамках организации.
Ключевые слова: брак, входной контроль, гироскоп, диаграмма Ганта, диаграмма Парето, дефектность, закупаемая продукция, контроль качества, функциональное моделирование.
В настоящее время проблема обеспечения высокого качества и конкурентоспособности отечественного вооружения и военной техники стала особенно актуальной. Сложность её решения обусловлена необходимостью проведения совокупности мероприятий, опирающихся на уже существующие элементы производственной системы.
Изделия, относящиеся к военной технике, являются сложными и состоят из множества деталей и узлов. Часть комплектующих, по ряду экономических причин, предприятия - изготовители закупают у внешних поставщиков, что делает актуальным вопрос входного контроля качества.
Несмотря на то, что процесс входного контроля является стандартным и порядок его реализации четко прописан в нормативной документации, для каждого предприятия он все равно является уникальным. Для постоянного совершенствования процесса, повышения его эффективности и результативности необходимо с учетом современного подхода к управлению качеством (основанном на процессном подходе и бережливом производстве) проводить комплексный анализ и планировать мероприятия по улучшению, что поможет избежать возникновения потенциальных проблем в процессе изготовления и выпуска продукции [ 1].
Чтобы определить перечень мероприятий и направлений по улучшению процесса необходимо: описать процесс, идентифицировать его владельца, установить недостатки существующей системы контроля и предложить методы их устранения.
Практическое исследование по улучшению процесса входного контроля было проведено на базе АО «КБП», которое является научно-производственный центром, создающим системы высокоточного оружия ближней тактической зоны и современное
31