Научная статья на тему 'Аналитическая модель автоколебаний плоского предохранительного клапана'

Аналитическая модель автоколебаний плоского предохранительного клапана Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
253
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОСКИЙ КЛАПАН / АНАЛИТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОДЪЁМНАЯ СИЛА / POPPET VALVE / ANALYTIC MODELING / GAS FORCE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Свербилов В. Я., Макарьянц Г. М., Макарьянц М. В., Стадник Д. М.

В статье представлена аналитическая модель динамики плоского предохранительного клапана. При разработке модели учитывалось влияние скорости перемещения тарели на газодинамические параметры истекающего потока. Модель позволяет определять наличие автоколебаний в клапане на этапе его проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Свербилов В. Я., Макарьянц Г. М., Макарьянц М. В., Стадник Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTIC DYNAMIC MODEL OF POPPET VALVE

An analytic dynamic model of poppet valve was presented. An influence of planes velocity on gas dynamic parameters of injection stream was focused during the model creating. A model allowed of calculating self-oscillating in poppet valve through it's design period.

Текст научной работы на тему «Аналитическая модель автоколебаний плоского предохранительного клапана»

УДК 532.5

АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АВТОКОЛЕБАНИЙ ПЛОСКОГО ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО КЛАПАНА

© 2010 В.Я. Свербилов1, Г.М. Макарьянц1, М.В. Макарьянц2, Д.М. Стадник1

1 Самарский государственный аэрокосмический университет 2 Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс", г. Самара

Поступила в редакцию 15.12.2009

В статье представлена аналитическая модель динамики плоского предохранительного клапана. При разработке модели учитывалось влияние скорости перемещения тарели на газодинамические параметры истекающего потока. Модель позволяет определять наличие автоколебаний в клапане на этапе его проектирования.

Ключевые слова: плоский клапан, аналитическое моделирование, подъёмная сила.

Определению аэродинамической подъемной силы, действующей на тарель клапана, посвящено много работ, большая часть которых носит прикладной характер и относится к изучению динамики регуляторов давления [1, 2, 3, 4, 5].

Так как законы распределения давления в щели и на поверхности мало изучены, то аэродинамические силы определяют обычно экспериментально [1], используя в расчетах коэффициент ф подъемной силы

Ра3р =ф(Р1 - Ра )Р1 . (1)

Величина коэффициента подъемной силы ф зависит от формы тарели клапана, высоты подъема, отношения давлений до и после дросселирующего сечения, диаметра седла и т.д.

В некоторых работах [2, 5] отдельно выделяются статическая и динамическая составляющие подъемной силы в виде:

Р = Р + Р

аэр ст дин

(2)

ГДе Рдин = WFi

pW2 2

тарель клапана при малых к/ й1 < 0,1. Установлено, что давление на входе не меняется вдоль радиуса тарели и практически не отличается от давления в ёмкости.

Однако, в процессе свободного движения та-рели в потоке обтекающего её газа необходимо учитывать влияние скорости движения тарели на величину подъемной силы. В этом случае коэффициент ф подъемной силы представляет собой нелинейную функцию не только геометрических параметров и параметров режима течения, но и других переменных состояния: высоты подъема и скорости течения.

Рассмотрим свободное движение тарели клапана с учетом зависимости коэффициента подъемной силы от высоты подъема тарели.

Уравнение движения тарели клапана при отсутствии трения запишем в виде:

d2 х ( \

= 4>Fl(Pl - Pa) - \Рр0 + Jx).

dt

(3)

Коэффициент ф зависит от угла выхода потока из дросселирующей щели.

В работе [2] приводятся значения ф для клапанов различной конфигурации при изменении h/di от 0,1 до 0,4 и получена эмпирическая зависимость ф= ф(h / di). В работе [1] исследовалось действие потока воздуха на

Свербилов Виктор Яковлевич, кандидат технических наук, доцент кафедры "Автоматические системы энергетических установок". E-mail: v.sverbilov@mail.ru. Макарьянц Георгий Михайлович, кандидат технических наук, доцент кафедры "Автоматические системы энергетических установок". E-mail: mak-georgy@yandex.ru. Макарьянц Михаил Викторович, начальник отдела. Стадник Дмитрий Михайлович, студент. E-mail: @mail.ru

Анализ свободного движения тарели проведем, используя линеаризованное уравнение при помощи формулы Тейлора, раскладывая нелинейную функцию ф по степеням малых приращений:

М8с+

J -

11ф

dx.

Fipi-Pa)

8=qFi8pi-qFafca. (4)

Переходя к относительным значениям параметров и коэффициентов, имеющих размерность времени, и принимая 8ра = 0 , получим уравнение в операторной форме:

pTjs2 +1

^ = K2pi'

где T2 =

М

J -рф/dx )Fi \pi - Pa V

K2 =

PF1

p1

J -(dp/dx )F1 - pa ) x

Переходная функция тарели клапана определяется временной характеристикой x = ), значение которой можно получить, воздействуя на тарель единичным импульсом р1 = 1(V) при нулевых начальных условиях х = хх = х = 0 . Решение уравнения (5) зависит от знака и величины постоянной времени Т2 • Случай 1.

Т2 > 0 , х = К2[1 -(cost/T2)]• (6)

В этом случае тарель будет совершать незатухающие гармонические колебания (рис. 1, кривая 2) с амплитудой К2Х и собственной частотой

= 1 = йф¥1 {р1 - ра ) 2пТ2 2п\ М йх М (7)

Как следует из формулы (7), собственная частота колебаний существенно зависит от скорости и характера нарастания подъемной силы клапана. При й//йх > 0 частота колебаний увеличивается при уменьшении массы подвижных частей и рабочего давления; при й//йх < 0 частота колебаний клапана увеличивается с ростом давления р1.

Расчеты собственной частоты колебаний клапанов, имеющих различные формы (типы) тарелей (конус, тарель, шарик и др.), показали, что использование приближенного коэффициента подъемной силы клапана приводит к ошибкам в определении собственной частоты колебаний клапана примерно в 2 раза.

Случай 2.

Т2 = 0, £ = К2Р1. (8)

В этом случае движение клапана протекало бы идеально (прямая 5). Такой клапан обладал

Рис.1. Переходные функции клапана при свободном движении: 1 - "зависание клапана", 2 - незатухающие гармонически колебания, 3 - клапан недодемп-фирован, 4 - клапан передемпфирован, 5 - идеальная характеристика

бы параметрами J — да;М — 0;(dpdx) —— да,

что практически не осуществимо.

Случай 3.

T2 < 0, х = -K2[chr/T'2)-1], где T2 = iT2. (9)

Клапан находится в неустойчивом равновесии и после нарушения равновесия двигается на расчетную высоту. Быстродействие определяется величиной T2, а зависание клапана - неравенством

J-(d^dx)Fi(pi - pa)< 0 . (10)

Это условие должно выполняться при любом значении x (рис. 1, кривая 1).

При составлении математической модели рассматриваемого взаимодействия примем следующие допущения:

- тарель, плоская пластина, обладает только одной степенью свободы - в направлении оси набегающего потока;

- жидкость - идеальный газ;

- входной импеданс отводящей присоединенной системы равен нулю ( pa = const ).

В общем случае тарель имеет собственную динамическую жесткость, которая может быть представлена механическим импедансом

Zm(S) =

_SPE

Sx

(11)

где 8Р% - изображение по Лапласу равнодействующей внешних сил, действующих на тарель в направлении оси х.

Акустические характеристики подводящей магистрали со стороны набегающего потока определяется её входным импедансом в сечении 1 -1 (рис. 2):

Zi(s) =

SPl

SG1

(12)

Сечение 1 - 1 расположено достаточно близко от пластины, чтобы можно было пренебречь гидравлическими потерями и инерционностью потока на этом участке. Площадь сечения 1 - 1 достаточно велика в сравнении с максимальной площадью дросселирующего сечения

Рис. 2. Расчётная схема истечения потока через клапан

2 — 2, то есть число Маха М1 << 1 даже при установлении критического режима течения в сечении 2 — 2 .

Для определения связи между переменными уравнений (11) и (12) используем уравнение неразрывности и изменения количества движения.

Уравнение неразрывности потока между сечениями 1 — 1 и 2 — 2 с учетом движения таре-ли имеет вид:

01 = 02 + ¥01^

(13)

Отсюда скорость потока в сечении 1 — 1: 01

У1 =

02 йх 2 ■ + ■

(14)

* = р1(р1— р">+а2(¥р+. (16)

Расход газа через дросселирующее сечение 2 — 2 выражается формулами Сен - Венана -Ванцеля:

02 =И212Р1.

2 к

ЯТ0 к — 1

к+1

/ N Ра к г \ Ра

1 Р1 1 Р1 )

при Ра >в

Р1

кр>

(17)

0 2 = М2/2Р1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при ^ <Р . Р1

к+1

к

2

ЯТ0 К к + 1

2(к—1)

(18)

вой расход, определяется конфигурацией проточной части.

В соответствии с рекомендациями в работе

[1] можно принять вКр = 0,945\ркр) при х/й < 0.25 иливкр = 0,57вкр)

х/й > 0.25 , где (вкр)с =

2 1 к—1

к +1.

для

кри-

¥р1 йг

Полагая, что скорость потока в сечении 2 — 2 направлена перпендикулярно оси х, запишем уравнение количества движения среды, ограниченной стенкой подводящего канала, сечениями 1 — 1 и 2 — 2 и плоскостью тарели:

= ¥1(Р1 — Ра) + 01(У1 — . (15)

Подставляя в последнее выражение уравнение (13) и (14), получим силу воздействия среды на тарель в виде:

тическое отношение давлений, соответствующее соплу Лаваля.

Подставляя выражение для расхода 02 в уравнение (16), получим замкнутую систему уравнений (11), (12) и (16), описывающую свободное движение тарели в потоке рабочей среды при заданных динамической жесткости таре-

ли 2м (ж) и акустической характеристики потока 21 (ж) в сечении 1 — 1.

Рассмотрим простейший вариант данной системы в сосредоточенных параметрах: тарель массой М подвешена на упругой связи, обладающей жесткостью J и линейным демпфированием В. На входе расположена пневматическая ёмкость V. Расход газа устанавливается дросселем на входе в ёмкость ¥0 со сверхкритическим перепадом давления.

Полагая, что состояние газа в ёмкости изменяется по политропическомы закону, можем записать:

С^ = 0 — 0

йг 01,

(20)

где С =

пКТ,

пневматическая ёмкость.

0

Уравнение равновесия пластины, как динамического звена с сосредоточенными параметрами М, J, В представим в виде:

М

й2х

йх

йг

2 + В—+Jx + Р0 — Рх = 0.

(21)

При сверхкритическом перепаде давления Ра/Р1 < Ркр , полагая 02 = АхР1, из соотношений (16) и (20) получим:

При малом перепаде давлений ( Ра/ Р1 > Ркр ) расход газа можно определять по более простой формуле:

02 =М2/^2ра(Р1 — Ра) . (19)

Критическое отношение давлений вКр , при котором достигается наибольший весо-

Р2=Ь>1 — Ра )¥1 — АхР1

К ¥1

х + -

йх

йг

С^ = 00 — АхР1 — ¥1р1 —. йг йг

(22)

(23)

Полученная система уравнений (21), (22) и (23) описывает свободное движение системы тарель-ёмкость с учетом изменения количества

к

2

к

движения. Её исследование с использованием МаЙаЬ/ЗтиНпк проведено ниже.

Исследование динамических процессов проводилось с использованием программного комплекса МаЫаЬ/БтуИпк. В качестве математической модели рассмотрены два варианта:

1) математическая модель с известным распределением давления по поверхности пластины (с известным коэффициентом подъемной силы, определенным экспериментально);

2) модель с неизвестной подъемной силой, построенная с учетом изменения количества движения.

В тех случаях, когда отсутствуют достаточные экспериментальные данные о величине подъемной силы, целесообразно использовать модель (рис. 3). Математическая модель подвижного блока учитывает возможность соударений клапана и седла и приведена на рис. 4.

С помощью модели исследовалось влияние демпфирования подвижного блока и гидравлического сопротивления на входном участке.

Исходные данные для расчета приведены в табл. 1.

На рис. 5 показаны графики изменения высоты подъема тарели над седлом (рис. 5а) и давления в ёмкости (рис. 5б) по времени при постоянном расходе газа. Как следует из рис. 5а,

при малом гидравлическом сопротивлении ( Я < 104 Па • С/кг ) при открытии клапана устанавливаются незатухающие колебания с амплитудой, равной величине Хо. Эти колебания сопровождаются колебаниями давления Р1 в ёмкости.

При увеличении гидравлического сопротивления на входе в клапан амплитуда колебаний уменьшается. При Я = 2 • 104 Па • с/кг колебания становятся незатухающими.

На рис. 6 показано влияние коэффициента демпфирования подвижного блока на динамические свойства системы. При отсутствии демпфирования (С = 0 ) в системе устанавливаются незатухающие автоколебания. С ростом £ колебания затухают, и процесс стабилизируются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бугаенко В.Ф. Пневмоавтоматика ракетно-космических систем. М.: Машиностроение, 1979. 168 с.

2. Кондратьева Т.Ф. Предохранительные клапаны. Л.: Машиностроение, 1976. 232 с.

3. Дмитриев В.Н., Градецкий В.Г. Основы пневмоавтоматики. М.: Машиностроение, 1973. 360 с.

4. Цай Д.Г., Касиди Е.Ц. Динамические характеристики воздушного редуктора давления // Труды Американского общества инженеров механиков. (пер. с англ.). Серия Д. 1961. № 2. С. 57-80.

Рис. 3. Модель движения тарели с учетом изменения количества движения потока рабочей среды

Таблица 1. Исходные данные

Рис. 4. Модель механического звена системы

МЬсса м 05кг

Жёсткость пружины У 20 •103 Н\м

Плэпвць седла Ъ 0,007235м2

Усилиепружины Рпр0 2700Н

Давление перед расходам шайбой Ро 0,9МПа

Давление на выходе Ра 0,1МПа

Коэффициент расхода м 0,6

йкем

iffiEffl

« JME.D3

акс.оз

НЕЙ

юе»и

■■■■ RinaMPa'ifc] -filiiOM Р0-5*Д

-? P. hi! ■-'!!' !

i P T! : ' ■ ,

-¡Vtro : 1 rJ 1 i f i :: h „ i, 1 i-i ч. , -

If 1 ^'U'i;^ i? 1 i i .'V i... ; : ■;

il 1 1 1 ¡.ft f 1! ' 1 ! i : i ! 1 ' L ! J L

Рис. 5. Влияние гидравлического сопротивления на входном участке на динамику системы: а - на изменение высоты подъема тарели; б - на изменение давления в ёмкости

ttlLuli

«Ci«

¿760«

-PÎOW

«eût»

» i

jjS |.......£ Û.ÎS- с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

; r> : . i V - À • ii

V _ t'. , ¡Vv

I ! J

DIS Oî OK ПЗ 035 Oi

Рис. 6. Влияние линейного демпфирования подвижного блока на динамику системы: а - на изменение высоты подъема тарели; б - на изменение давления в ёмкости

5. Макарьянц Г.М., Прокофьев А.Б. Математическая модель динамики системы с дозирующим предохранительным клапаном // VIII М1жнародна молод1жна

науково-практична конференцгя "Людина i Космос": Зб1рник тез. Дншропетровськ, Украина. НЦАОМУ, 2007. С. 19.

ANALYTIC DYNAMIC MODEL OF POPPET VALVE

© 2010 V.Ya. Sverbilov1, G.M. Makariyants1, M.V. Makariyants2, D.M. Stadnik1

1 Samara State Aerospace University 2 Federal State Unitary Enterprise TsSKB-Progress, Samara

An analytic dynamic model of poppet valve was presented. An influence of planes velocity on gas dynamic parameters of injection stream was focused during the model creating. A model allowed of calculating self-oscillating in poppet valve through it's design period. Keywords: poppet valve, analytic modeling, gas force

Viktor Sverbilov, Candidate of Technics, Associate Professor. E-mail: v.sverbilov@mail.ru

Georgy Makariyants, Candidate of Technics, Associate Professor. E-mail: mak-georgy@yandex.ru.ru. Mikhail Makariyants, Chief of Division. Dmitry Stadnik, Student. E-mail: @mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.