но отрасли обработки дерева, бамбука, ротанга, пальмового лыка, соломы; перевозки древисины и бамбука; оптовой и розничной торговли; производства металлических изделий; дорожного и водного транспорта.
3.2 Способность получения предпринимательского дохода лесоперерабатывающей и мебельной промышленности велика, и носит трудоемкий характер. Она играет важную роль в стимулировании развития экономики и общества.
В переоды 1987-2005 гг. абсолютные величины выпуска лесоперерабатывающей и мебельной промышленности постепенно увеличивались, их относительная доля в национальной экономике тоже постепенно росла и стабилизировалась на уровне 1.1%. Через покорреляционный анализ видно, что коэффициент влияния лесоперерабатывающей и мебельной промышленности больше 1, что выше среднего уровня всех отраслей, и также выше коэффициента индукции. Таким образом, можно сделать вывод, что лесоперерабатывающая и мебельная промышленность способствует развитию национальной экономики. Государство должно взять на себя стратегию инициативного развития лесоперерабатывающей и мебельной промышленности и содействие по ее развитию, а не пассивное продвижение других отраслей экономики для лесоперерабатывающей и мебельной промышленности. Это не только будет иметь положительное влияние на лесное хозяйство и смежные отрасли, но и приведет к развитию всего народного хозяйства.
3.3 Политические советы
Развитие взаимо-дополняющего сотрудничества крупных предприятий лесоперерабатывающей и мебельной промышленности с предприятиями лесного хозяйства; перевозки древисины и бамбука; оптовой и розничной торговли; производства металлических изделий; дорожного и водного транспорта и других отраслей в том числе посредством создания производственной цепочки и промышленных групп, что приведет к повышению уровня организации хозяйства, росту расходов на НИОКР, сокращению материальных затрат, в итоге будет способствовать стандартизированному, цепному и масштабному развитию экономики.
Литература:
1. Сун Вэймин, Чжунго муцай чанье цзинчжэнли яньцзю, -Пекин; Чжунго линье чубаньшэ, 2009
2. ИИ;р://ги.’шк1реШа.ог§/’шк1/Межотраслевой_баланс
3. Сох, Brian M, Munn, et al. A comparison of two input- output approaches for investigating regional economic impacts of the forest products industry in the Pacific Northwest and the South. Forest Products Journal, 2001, 51:395-398.
4. Лю Циюнь, Чэнь чжан, Су Жуцзе, Анализ затраты-выпуска,
- Пекин,; 2006:1-54.
5. Люй Цзиньфэй, Цзинь Шэн, Лю Цзюньчан, Лю Бин, Обзор анализа затраты-выпуска лесного хозяйства, - Линье цзинцзи вэнь-ти, Vol. 26 № 2 129 - 130с.
6. Гэн Сяньхуй, Чжунго муцай цзягун цзи цзяцзюй чжицзаое:-цзегоу гуаньлянь, -Линье цзинцзи вэньти, Vol. 29 № 6,2009, 519 -523с.
7. Ци шучан, роль таблицы «Затраты-выпуск». -Чжунго тунци; 2007(10):21-25.
8. Отдел учёта национальной экономики Гусударственного Статистического Управления., таблица затраты-выпуска Китая 1987, -Китайское статическое издательство , 1991, -178 с.
9. Отдел учёта национальной экономики Гусударственного Статистического Управления., таблица затраты-выпуска Китая 1990, -Китайское статическое издательство , 1994, -120 с.
10. Отдел учёта национальной экономики Гусударственного Статистического Управления., таблица затраты-выпуска Китая 1992,
- Китайское статическое издательство , 1996, -128 с.
11. Отдел учёта национальной экономики Гусударственного Статистического Управления., таблица затраты-выпуска Китая 1995,
- Китайское статическое издательство , 1999, -120 с.
12. Отдел учёта национальной экономики Гусударственного Статистического Управления., таблица затраты-выпуска Китая 1997,
- Китайское статическое издательство , 2001, -118 с.
13. Отдел учёта национальной экономики Гусударственного Статистического Управления., таблица затраты-выпуска Китая 2002,
- Китайское статическое издательство , 2006, -123 с.
14. Отдел учёта национальной экономики Гусударственного Статистического Управления., таблица затраты-выпуска Китая 2005,
- Китайское статическое издательство , 2009, -131 с.
15. Отдел учёта национальной экономики Гусударственного Статистического Управления., таблица затраты-выпуска Китая 2007,
- Китайское статическое издательство , 2011, -133 с.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В УПРАВЛЕНИИ КОРПОРАТИВНЫМИ СТРУКТУРАМИ
Сучков Е.В., к.э.н., соискатель кафедры бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный
технологический университет»
Рассматривается концепция сбалансированных показателей, охватывающих стратегические аспекты деятельности корпораций. Обоснованы взаимосвязи между основными составляющими сбалансированной системы на основе факторного моделирования.
Ключевые слова: сбалансированные показатели, факторы роста, взаимосвязь составляющих, показатели, интерпретация.
ANALYTICAL INTERPRETATION OF THE BALANCED SCORECARD TO MANAGE CORPORATE STRUCTURES
Suchkov E., PhD student, PhD, applicant of Accounting and Audit chair FSBEIHPO «Volga State Technological University»
The concept of a balanced scorecard, covering the strategic aspects of corporate activity. Justified by the relationship between the main components of a balanced system based on the factor model.
Keywords: scorecards, growth factors, the relationship of the components, performance, interpretation.
Информационную основу принятия решений в финансовом менеджменте составляют показатели основных бизнес-процессов, которые в научной литературе чаще всего рассматриваются с позиции концепции движения капитала и моделирования показателей отчетности организаций. Для корпоративных структур такой подход является весьма важным, поскольку позволяет формировать показатели отчетности, имеющие стратегическую направленность. Рассмотрим этот подход.
Система сбалансированных показателей, определенных для деятельности таких предприятий как, например, ОАО “Тюменьэнерго”, охватывает важнейшие аспекты - потребительский, хозяйственный, инновационный и финансовый. С помощью системы сбалансированных показателей предприятие рассматривается с четырёх указанных точек зрения, что позволяет выявить её аналитические возможности в этих четырёх важнейших областях. Система направлена на увязку показателей в денежном выражении с операционными измерителями таких аспектов деятельности компании, как удовлетворенность клиента, внутренние хозяйственные процессы, инновационная активность, меры по улучшению финансовых результатов. Таким образом, она призвана дать ответы на четыре важнейших вопроса:
- как оценивают предприятие клиенты (аспект клиента);
- на каких процессах предприятие должно сфокусироваться (внутрифирменный аспект);
- способно ли предприятие совершенствоваться и создавать стоимость (аспект инноваций и обучения);
- как оценивают предприятие акционеры (финансовый аспект).
С точки зрения стратегического развития предприятия важно учитывать динамику финансово-хозяйственной деятельности, переживающую в разные периоды этапы роста и кризиса. Чередование таких этапов образует его жизненный цикл. Переход от одного этапа к другому связан с осуществлением изменений.
В экономической теории принято выделять факторы, лежащие в основе роста крупных экономических образований. К ним относятся [2]:
- количество и качество природных ресурсов;
- количество и качество трудовых ресурсов;
- объем основного капитала;
- уровень научно- технического прогресса (технология).
Важнейшим из факторов роста являются затраты труда. Наиболее точным измерителем затрат труда является показатель количества отработанных человеко-часов, позволяющий учесть суммарные затраты рабочего времени. Увеличение затрат рабочего времени зависит от ряда факторов: от темпов прироста населения, от уровня безработицы, уровня организации труда и т.п. Все факторы меняются во времени, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития.
Наряду с количественными факторами важную роль играет качество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширяться без какого-либо увеличения рабочего времени и численности кадров, а лишь за счет повышения качества рабочей силы.
Другим важным фактором экономического роста является капитал - основной капитал и товарные запасы. Затраты капитала
зависят от величины накопленного капитала. Накопление капитала зависит от нормы накопления: чем выше норма накопления, тем
больше (при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размаха накопленных активов - чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста. При этом следует иметь в виду, что объем основного капитала, приходящегося на одного работника, т.е. капиталовооруженность, является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Если за определенный период возрастал объем капиталовложений, а численность рабочей силы увеличилась в большей степени, то производительность труда будет падать, так как сокращается капиталовооруженность каждого работника.
Важным фактором экономического роста является количество и качество природных ресурсов. Очевидно, что большие запасы природных ресурсов, благоприятные климатические и погодные условия обеспечивают экономический рост корпорации.
Для нефтедобывающих компаний этот фактор имеет первостепенное значение. Научно-технический прогресс, новые технологии нефтедобычи, разного рода инновационные проекты, реализуемые для достижения экономического роста позволяют по-новому комбинировать различные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции.
Для тех предприятий, которые имеют и реализуют планы роста, неизбежны кризисы, хотя при умелом управлении переменами и достаточно благоприятной внешней среде эти кризисы могут быть достаточно сглаженными и внешне не очевидными. Для управления переменами, менеджеры должны отчетливо представлять, какого рода кризисы могут их ожидать в процессе развития.
Стратегическая направленность обеспечивает устойчивое развитие предприятия, а тактическая заключается в поддержании экономического роста и сглаживания кризисных явлений. Это определяет выбор системы сбалансированных показателей, позволяющей оценивать не только стратегические ориентиры, но и тактическую направленность развития предприятия.
Система сбалансированных показателей стратегического уровня. В рамках сбалансированной системы необходимо различать показатели, которые измеряют достигнутые результаты, и показатели, которые отражают процессы, способствующие получению этих результатов. Обе категории показателей должны быть увязаны друг с другом, так как для достижения первых (например, определенного объема производства) нужно реализовать вторые (например, добиться максимальной отдачи ресурсов). На практике внимание менеджеров обычно фокусируется на показателях первой категории.
Сбалансированная система показателей охватывает стратегически важные аспекты деятельности (табл. 1).
Таблица 1. Сбалансированная система показателей стратегического уровня
Аспект деятельности Стратегическая цель Основные показатели
Финансовая Достижение нормы прибыли на капитал выше средней по отрасли Рентабельность капитала Себестоимость Прибыль Дивиденды
Клиентская Стать лидером отрасли по «ценности для клиента» Объем продаж
Процессы Сокращение времени выполнения процессов Капиталоотдача Выработка
Персонал, обучение Соотношение личных целей с целями организации Средняя заработная плата работника Использование рабочего времени
Графически сбалансированную систему показателей можно представить следующим образом (рис. 1)
Составляющая персонала и обучения - это составляющая определения факторов, способствующих повышению эффективности персонала для успешной реализации роста финансовых результатов деятельности предприятия. Важное значение имеют: уровень организации производства, возможности и квалификация работников, соответствие их личных интересов целям развития предприятия. Этим требованиям традиционно отвечают показатели использования рабочего времени персонала и средний уровень оплаты труда.
Составляющая внутренних процессов определяет виды деятельности, наиболее важные для удовлетворения потребностей клиентов. Сбалансированная система показателей позволяет оценить эффективность внутренних процессов на основании ожиданий, запросов и потребностей клиентов. Для этого можно использовать показатели капиталоотдачи и выработки.
Определим взаимосвязь составляющих персонала и процессов. Безусловный интерес вызывает соотношение темпов роста выработки и заработной платы по тому или иному процессу. Опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы ведет к экономии себестоимости продукции и, соответственно, к повышению финансовых результатов. Такое соотношение целесообразно определять как в целом по организации, так и в разрезе отдельных процессов.
Важно определить взаимосвязь показателя выработки с уровнем использования рабочего времени по процессу. Уровень выработки
производственных рабочих за период зависит от действительного фонда рабочего времени на выполнение 1-го процесса (^^ ) и часовой выработки по этому процессу (В.ЧЯС ) [1]:
Рис. 1. Система сбалансированных показателей стратегического уровня
В б. = ¥ д х Вчас
раб ,1 I I
Часовая производительность труда по процессу определяется как:
ВГ = ВП, /(Чраб,. х /,д ), где: вп, - объем выпущенной продукции по 1-му процессу, тыс. руб.;
Чраб , - среднесписочная численность производственных рабочих, занятых на 1-м процессе, чел; •д
(1)
(2)
f
действительный фонд времени одного производственного рабочего на 1-м процессе, час.
Сопоставление индексов часовой выработки и производительности за период позволяет оценить влияние использования рабочего времени на эффективность работы рабочих. Превышение индекса часовой производительности над индексом выработки производственного рабочего, будет свидетельствовать о наличии потерь рабочего времени на анализируемом процессе. Это позволит выявить процессы с наибольшими потерями рабочего времени.
Уровень капиталоотдачи (в части использования основных средств) по процессу можно определить расчетом коэффициентов экстен-
сивной (К") и интенсивной ( К И ) загрузки оборудования с применением следующих формул:
к Э г д.об / г д.об
і Г ф. і ' Г пл. і
КИ _ В
час.об ф.
l В
час.об
, где:
(3)
(4)
fф1 и fпjlliЭ - действительный фонд времени работы единицы оборудования 1 -го процесса соответственно фактический и плановый, час.;
-гучас. об тлчас. об
Вф. і и Впл.і
часовая выработка единицы оборудования (выпуск продукции на станкочас работы) по 1-му процессу,
соответственно, фактическая и плановая.
Показатели позволяют определить процессы с меньшей отдачей ресурсов и принять меры по повышению эффективности использования капитала организации.
Клиентская составляющая - определяет круг клиентов и сегменты потребительского рынка на котором работает корпорация. Выбранные сегменты - это есть тот источник доходов, определяющих стратегическую цель развития корпорации. Ключевые показатели клиентской составляющей, а именно удовлетворение потребностей клиента, его прибыльность, сохранение и расширение клиентской базы, позволяют соотнести их с состоянием ценовых потребительских групп и сегментов рынка, а также определить потребительскую ценность предложений, которые являются важнейшими индикаторами при оценке результатов работы с клиентами.
Показателем удовлетворенности потребностей клиентов выступает объем продаж продукции соответствующего качества и ее цены. Необходимо определить взаимосвязь между клиентской и процессной составляющей системы сбалансированных показателей.
Связь показателей объема продаж (ОП) и выработки определяется известной формулой:
ОП _ Ч, xВ,
(5)
В приведенной формуле выработка - качественный фактор, численность - количественный. Для анализа используются традиционные приемы - индексный, цепных подстановок и другие.
Подставляя в формулу (5) выражение (1) получаем следующую модель:
ОП _ Ч гав х£ д х В“‘
і
Объем продаж как результат использования капитала выражается следующей моделью:
ОП _ К X К о , где:
К - стоимость капитала организации, тыс. руб.;
капиталоотдача, руб./руб.
Применяя метод индексов, получим:
К о -
J on J к x J
КО где:
J
on
соответственно индексы объема продаж, капитала и капиталоотдачи.
Используя метод дифференцирования, получим:
А ОП = К о хАК + К хДК о, где:
ДК и АК о - прирост стоимости капитала и капиталоотдачи.
Капиталоотдача является качественным фактором, поэтому, влияние капиталоотдачи на увеличение объема продаж соответствует стратегическим целям.
Финансовая составляющая определяет последовательность действий, которые необходимо выполнять в рамках всех четырех составляющих системы сбалансированных показателей для достижения определенного долгосрочного результата. Общий показатель - рост рентабельности капитала. В рамках анализа финансовой составляющей объединяются показатели всех составляющих, что позволяет определить показатель рентабельности капитала. Для этого сформируем следующую шестифакторную модель, используя прием расширения при факторном моделировании показателей:
Rr _
Пч - Д _ П^ _ Пкап x Пч x CC x ОП x Ч раб x ЗП К К К x Пч x CC x ОП x Ч раб x ЗП
П
x
Пч CC ОП ЗП
x
-x-
x
К
d
' раб
' раб
Пч -Д -
Пкап -
СС -
r
прод -
Зед -ЗПо -
ЗПср -К-
СС ОП ЗП
чистая прибыль; дивиденды;
капитализированная прибыль;
себестоимость продукции;
доля капитализированной чистой прибыли;
рентабельность продукции;
затраты на единицу продукции;
зарплатоотдача;
средняя заработная плата на одного рабочего за период; капиталовооруженность.
x Rnpod x Зед x ЗПо x ЗПср I К
в , где:
Учитывая, что показатель капиталовооруженности может быть представлен в виде:
К в _ В раб I К о ,
показатель рентабельности капитала примет вид:
d
x Rnpод x Зед x ЗПо x ЗПс, x Ко I Враб
Таким образом, в модели можно отразить основные характеристики сбалансированной системы показателей, где показатель рентабельности капитала выступает как коэффициент стратегического роста корпорации.
Методом цепных подстановок можно определить факторы, оказывающие отрицательное воздействие на стратегический показатель развития предприятия. При этом можно выделить сферу деятельности корпорации для принятия тактических решений по устранению негативных явлений. Так показатели зарплатоотдачи и средней заработной платы характеризуют сферу работы с персоналом, капиталоотдачи и выработки - сферу производства, рентабельности продаж - работу с клиентами, а затраты на единицу продукции и доля капитализированной чистой прибыли - финансовую сферу.
Для устранения отрицательных факторов важно иметь не только общее проявление этих факторов, но и знать в каких предприятиях они возникают. Для определения этого можно использовать индексы переменного состава.
Объем выпущенной продукции по головному предприятию можно рассчитать как
ВП _ X Враб і Х Ч раб, і, где:
і - показатель і-го предприятия.
Средняя производительность труда по корпорации
В раб _ ВП / Ч раб _ X В раб і Х Ч раб,і / X Ч ^аб ,і _ X В раб ,і Х Лі , где:
І і - удельный вес і -го предприятия в общей численности работающих.
Индекс выработки переменного состава может быть определен из выражения:
З ,Г6 _ В\ф / В Іаб _ X В'раб X І ' / X В іаб X і " _ (X В'раб X І' / X В ^б X і ‘) X
Х (X В іаб X Л ‘/ X В І»' X Л “) _ 3 ™ X 3 Т , г»':
З пост - индекс выработки постоянного состава (характеризует влияние динамики выработки одного рабочего без учета структурных сдвигов);
3 стр - индекс выработки, отражающий влияние структурных сдвигов.
Расчет индексов покажет проблемные предприятия, снижающие производительность труда. Следующая задача анализа разобраться в причинах такого снижения. Аналогично индексы переменного состава можно рассчитать и по другим показателям и выявить причины отклонений от стратегической линии развития корпорации, а также «виновников» и разработать мероприятия для принятия тактических мер по устранению отклонений в будущем.
Оценка деятельности предприятия может быть достигнута двумя методами: 1 - анализом системы показателей; 2 - оценкой рейтингового показателя.
Первый подход можно выразить через систему сбалансированных показателей характеризующих эффективность различных аспектов деятельности организации на разных стадиях воспроизводственного цикла.
Анализ показателей по стадиям воспроизводственного цикла можно осуществить на основе выделения предпочтительных показателей на каждой стадии воспроизводственного цикла (становление, ускорение роста, замедление роста, стабилизация, спад). Среди показателей в соответствии с выбранными нами по каждой стадии следует оценить: 1 - долю капитализированной чистой прибыли; 2 - рентабельность продаж; 3 - затраты на единицу выпущенной продукции; 4 - капиталоотдачу, зарплатоотдачу; 5 - выработку (объем выпущенной продукции) на одного рабочего); 6 - среднегодовую заработную плату.
На этапе становления деятельности корпорации предпочтение следует отдавать показателям затрат. Если организация не найдет возможности вывести на рынок продукт с наименьшими затратами, следовательно, быстро потеряет конкурентоспособность, что может привести ее к банкротству уже на стадии становления. С ускорением роста важно включить в анализ дивидендную политику корпорации, поскольку хорошие дивиденды на капитал могут привлечь новых акционеров и расширить возможности развития деятельности. На этом этапе не так важно включать в анализ показатели отдачи ресурсов, т.к. понятно, что с ускорением объемов продаж эти показатели имеют тенденцию к росту.
На стадиях замедления темпов роста и стабилизации в анализ необходимо включать всю совокупность показателей, чтобы выявить симптомы возможного приближающегося кризиса. На стадии спада происходит дестабилизация всех показателей, однако первые сигналы о возможном спаде производства дают показатели рентабельности (и не только рентабельности продаж) и отдачи ресурсов. К ним можно отнести следующие показатели.
В процессе интерпретации показателей рентабельности необходимо учитывать, что:
- уровень рентабельности продаж характеризует степень прибыльности организации: она является рентабельной, если ее хозяйственная деятельность является прибыльной.
- уровень рентабельности активов отражает степень кредито-способности организации: она кредитоспособна, ес-ли рентабельность ее активов превышает процент по привле-каемым финансовым ресурсам;
- уровень рентабельности собственного капитала отражает ин-вестиционную привлекательность организации: рентабельность собственного капитала должна превышать отдачу от альтерна-тивных вложений с сопоставимым уровнем риска.
Источниками роста для организации выступают умение максимально задействовать внутренние ресурсы, наличие хорошо развитых видов деятельности и рынков сбыта, постоянный процесс обновления основного капитала, способность быстро реагировать на изменения на рынке и использовать предоставленные возможности. Рост деятельности проявляется в наращивании производственной мощности, увеличении объемов продаж и прибыли. При эффективном управлении и благоприятных макроэкономических условиях темпы роста прибыли должны опережать темпы роста выручки, а темпы роста выручки должны быть выше темпов роста активов организации. Более высокие темпы роста выручки по сравнению с темпами роста активов организации свидетельствуют о повышении интенсивности использования ресурсов предприятия, об ускорении оборачиваемости капитала. Более высокие темпы роста прибыли по сравнению с темпами роста выручки означают повышение уровня рентабельности продаж и снижение себестоимости единицы продукции. Обратная ситуация указывает на спад деятельности организации. Даже в самых благоприятных экономических условиях сохраняется возможность наступления кризисных явлений. Такая возможность ассоциируется для собственников предприятия и инвесторов с риском потери средств.
Литература:
1. Лапенков В.И., Сангадиев З.Г. Технико-экономический анализ деятельности предприятия: Учебное пособие. - Улан-Удэ.: Изд-во ВСГТУ, 2000. - 240 с.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том 1. - М.: Республика, 1992.