Научная статья на тему 'Аналитическая философия человека (предисловие к публикации статьи П. М. С. Хакера «On having a mind, having a body, and being a person»)'

Аналитическая философия человека (предисловие к публикации статьи П. М. С. Хакера «On having a mind, having a body, and being a person») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
211
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА / P.M.S. HACKER / PHILOSOPHY OF THE HUMAN BEING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ладов Всеволод Адольфович

Излагаются основные идеи сочинений известного современного оксфордского философа П.М. С. Хакера. Особое значение уделяется такому направлению исследований, как философия человека, в рамках которого написана и сама статья П.М.С. Хакера, предлагаемая читателю на языке оригинала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytic philosophy of the Human Being (introduction to publications of the article of P.M.S. Hacker "On having a Mind, having a Body, and being a Person")

The basic ideas of P.M.S. Hacker's writings are considered in the Introduction. The main subject of the considerations is Philosophy of the Human Being. The article of P.M.S. Hacker that is presented in English is devoted to the subject.

Текст научной работы на тему «Аналитическая философия человека (предисловие к публикации статьи П. М. С. Хакера «On having a mind, having a body, and being a person»)»

2009 Философия. Социология. Политология №2(6)

В.А. Ладов

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА (предисловие к публикации статьи П.М.С. Хакера «On having a Mind, having a Body, and being a Person»)*

Излагаются основные идеи сочинений известного современного оксфордского философа П.М. С. Хакера. Особое значение уделяется такому направлению исследований, как философия человека, в рамках которого написана и сама статья П.М. С. Хакера, предлагаемая читателю на языке оригинала.

Ключевые слова: аналитическая философия, философия человека.

Профессор Оксфордского университета Питер Майкл Стефан Хакер широко известен, прежде всего, как историк философии, как витгенштейновед. В соавторстве с Г.П. Бейкером П.М.С. Хакер написал беспрецедентные по масштабу и тщательности проработки материала комментарии к «Философским исследованиям» Л. Витгенштейна. В период с 1980 по 1996 г. им было опубликовано в общей сложности семь книг1 очерков и пошаговых комментариев к главному, по общему мнению, произведению поздней аналитической философии. Также известны обзорные работы Хакера по англоамериканской аналитической традиции ХХ в., по истории развития философии в английском Оксфорде в послевоенное время2.

Тем не менее в последние годы П. М. С. Хакер все больше проявляет себя как оригинальный мыслитель, причем темы интересов философа, в рамках которых он проводит свои исследования, неуклонно смещаются от классической для англо-американской философии логико-лингвистической проблематики к обсуждению феномена человека, его телесности, разумности, его специфики в мире природы. В соавторстве с австралийским нейрофизиологом М.Р. Беннетом П.М.С. Хакер опубликовал объемную работу по философским

* Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ НШ - 5887.2008.6) и гранта РФФИ (08-06-00022-а).

1 Baker G.P., Hacker P.M.S. Wittgenstein: Understanding and Meaning. Oxford: Blackwell, 1980 (см. также: Baker G.P., Hacker P.M.S. Wittgenstein: Meaning and Understanding. Essays on the Philosophical Investigations. Vol. 1. Essays. Oxford: Blackwell, 1983; Baker G.P., Hacker P.M.S. An Analytical Commentary on Wittgenstein’s Philosophical Investigations. Vol. 1. Exegesis. Oxford: Blackwell, 1983); Baker G.P., Hacker P.M.S. Wittgenstein: Rules, Grammar and Necessity. Vol. 2 of an Analytical Commentary on the Philosophical Investigations. Oxford: Blackwell, 1985; Hacker P.M.S. Meaning and Mind. Vol. 3 of an Analytical Commentary of the Philosophical Investigations. Part I: Essays. Oxford: Blackwell, 1990; Hacker P.M.S. Meaning and Mind. Vol. 3 of an Analytical Commentary of the Philosophical Investigations. Part II: Exegesis § 243-427. Oxford: Blackwell, 1993; Hacker P.M.S. Mind and Will. Vol. 4 of an Analytical Commentary of the Philosophical Investigations. Part I: Essays. Oxford: Blackwell, 1996; Hacker P.M.S. Mind and Will. Vol. 4 of an Analytical Commentary of the Philosophical Investigations. Part II: Exegesis § 428-693. Oxford: Blackwell, 1996.

2 Hacker P.M.S. Wittgenstein’s Place in Twentieth Century Analytical Philosophy. Oxford: Blackwell, 1996; Hacker P.M.S. The Rise of Twentieth Century Analytic Philosophy // Ratio (New Series). 1996. IX. 3. December. P. 243-268.

Аналитическая философия человека

проблемам нейронауки1, которая вызвала бурную дискуссию с участием авторитетных современных аналитических философов - Д. Серла и Д. Денне-та2. И, в конце концов, совсем недавно появилось его последнее сочинение, о центральном месте проблематики человека в котором говорит само название: « Человеческая природа: категориальный каркас»2.

Предлагаемая читателю статья представляет собой переработанный для публикации материал лекции, которую профессор Хакер прочел в университете Утрехта в Голландии 23 ноября 2007 г. Эта лекция, в свою очередь, была краткой презентацией его последней книги, указанной выше.

Несмотря на смещение интересов и уход от наиболее распространенных для англо-американской традиции тем, П.М.С. Хакер продолжает философствовать в чисто аналитическом стиле, подтверждая тем самым, что специфика аналитической философии состоит, скорее, в методе, нежели в предмете исследования. Этот метод состоит в концентрации на терминологическом и концептуальном анализе. Когда, к примеру, Хакер берется за обсуждение проблем нейронауки, то речь в его философском исследовании идет о терминологическом аппарате данной области знания, о прояснении значений терминов, об истории их введения, о корректности их употребления и т. д. Этот же «аналитический почерк» характерен и для данной статьи.

В этом смысле последние сочинения профессора Хакера можно охарактеризовать как исследования по аналитической философской антропологии или по аналитической философии человека, по аналогии с аналитической философией сознания, аналитической философией истории, аналитической философией морали и т.д. Такой тематический поворот выглядит оригинальным и непривычным для англо-американской традиции. Скажем, проблематика тела, телесности, как известно, является одной из наиболее обсуждаемых в континентальной философии. Здесь в пример можно привести знаковые работы М. Мерло-Понти4 и Ж.-Л. Нанси5. Среди англоязычных философов вопросы телесности если и обсуждались, то только в наукообразном ключе, в рамках так называемой mind-body problem - характерной темы для когнитивных наук. В последней книге П. М. С. Хакера, как и в данной в статье, предлагаемой вниманию читателя, тема телесности звучит несколько иначе. Здесь появляются характерные экзистенциалистские тона: жить в теле, стареть в теле, умирать в теле. Все это сближает мысль Хакера с проблематикой континентальной философской антропологии.

И тем не менее характерный аналитический стиль, как уже было сказано, дает о себе знать. В статье рассматриваются термины «mind», «body» и «person», история их появления в античной культуре, трансформация их значений на протяжении развития европейской философии. Для прояснения семантических нюансов подробно обсуждается употребление данных терминов в

1 BennettM., HackerP.M.S. Philosophical Foundation of Neuroscience. Oxford: Blackwell, 2003.

2 Bennett M., Hacker P.M.S., Searle J., Dennett D. Philosophy of Neuroscience. New York: Columbia University Press, 2007.

3 Hacker P.M.S. Human Nature: The Categorial Framework. Oxford: Blackwell, 2007.

4 Мерло-Понти М. Философия восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999.

5 Нанси Ж.-Л. Корпус. М.: Ad Marginem, 1999.

идиоматических выражениях современного английского языка. И в этом смысле публикация статьи Хакера на языке оригинала выглядит, возможно, более предпочтительной и оправданной, нежели перевод, поскольку позволяет читателю продвигаться вслед за автором с постоянной привязкой к употреблению обсуждаемых терминов в повседневном языке, на основе чего и выстраивается все исследование.

Преимущество оригинального текста проявляется и тогда, когда речь заходит о конкретных случаях интерпретации-перевода. Всем известна проблема с переводом термина «mind». Этому английскому слову, представленному в философских текстах, не находится адекватного эквивалента в русском. Когда «mind» переводят как «сознание», то это неоправданно сужает значение данного термина. Можно было бы попытаться представить «mind» как «дух» или «разум», но для этих русских слов существуют иные слова в английском, которые имеют более явное соответствие. Иногда «mind» переводят объемным русским «ум», но в таком случае исчезает определенная наукообразность, которая характерна для английского термина, используемого не только и даже не столько в философских, сколько в научных исследованиях, чего относительно русского «ум» сказать никак нельзя. В итоге мы остаемся лишь с тавтологией: «mind» - это «mind», и прояснить нюансы значения данного английского термина нам может помочь только оригинальный текст.

Кратко характеризуя основные тезисы автора статьи, можно сказать следующее. Хакер предлагает концепцию некоего антропологического монизма, заявляя в противовес ученым-естественникам, что человек не может быть редуцирован к телу, но и тело, вопреки идеалистическим представлениям, не является лишь простым вместилищем для человека как сознания. Человек есть целостность, которую философ пытается зафиксировать при помощи концепта «person» («личность»). В частности, Хакер утверждает, что все фантазии по перемещению сознания (или, точнее, по перемещению «mind») из одного тела в другое, сама идея метапсихоза, когда сохраняется человек, просто меняя тела, логически невозможна, ибо личность укоренена в теле, в уникальном и единственном теле, с изменением тела изменяется и личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.