Научная статья на тему 'Аналитическая деятельность руководителя образовательной организации: выявление проблем'

Аналитическая деятельность руководителя образовательной организации: выявление проблем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1261
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / PROBLEM / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / MANAGEMENT PROBLEM / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ / IDENTIFICATION OF PROBLEMS / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANALYTICAL WORK / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMATIC APPROACH / PROBLEM-SOLVING / HEAD OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Наталья Николаевна

В статье сделан акцент на таком важном качестве руководителя, как способность творчески решать проблемы. Наиболее критической частью аналитической деятельности является та, которая имеет дело с выявлением проблемы и принятием решения. По Г. Минцбергу, когда менеджер имеет дело с принятием решения, то он играет роль устранителя проблем. Представлены различные определения понятия «проблема». Описан подход к правильному формулированию управленческой проблемы. Охарактеризованы типы проблем: внутренние и внешние, частично решаемые и нерешаемые; проблемы, связанные с разрушением, устранением или ограничением того, что существует, но не желательно, и проблемы, связанные с достижением или приобретением того, что желательно, но не существует. Предложены различные авторские технологии решения проблем (Л.И. Фишман, Л.М. Плахова, Ю.А. Конаржевский, А.А. Коростелев). Описанные технологии основаны на системном подходе, который позволяет всем аспектам анализа проблемы выступать в единстве и во взаимодействии. Акцент сделан на свойствах получаемой информации на стадии анализа проблемы: представительность и приоритетность, релевантность, достаточность, достоверность, актуальность, упорядоченность, структурированность и ранжированность, конкретность и точность, ясность, однозначность, наглядность с оптимальной детализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYTICAL ACTIVITY LEADER OF EDUCATIONAL ORGANIZATION: IDENTIFYING PROBLEMS

The article emphasizes The Importance of Such a Leader’s Ability. As the creatively solving problems, the most critical part of the analytical work is that part, which deals with the identification of problems and making decision. According to H. Mintberg, when a manager has to make decision and he plays the role of Expurgation problems. There are presented different definitions of the concept of "problem". The approach to the correct formulation of management problems. There are types of problems: Internal and External, Partially solvable and Unsolvable, Problems Associated with the Destruction, Elimination or Restriction of those way which is not desirable and The Problems associated with something which achieving or purchase what is desirable but not active. Various authors proposed Technology Solutions Problems (L. Fishman, L. Plakhova, Y. Konarzhevsky, A. Korostelev). The Described Technology is based on a systematic approach which allows to all aspects of the problem’s analysis to act in the Unity and Interaction. Emphasis is placed on the information received and the properties of the problem analysis stage: The representativeness and Priority, Relevance, Adequacy, Reliability, Relevance, Ordering, Structuring and Ranking, Specificity and Accuracy, Clarity, Uniqueness, Visibility with Optimum Detail.

Текст научной работы на тему «Аналитическая деятельность руководителя образовательной организации: выявление проблем»

Коваль Наталья Николаевна АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ..

УДК 373.215

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ

© 2016

Коваль Наталья Николаевна, методист центра менеджмента и аттестации Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования (83001, ДНР, Донецк, ул. Артема, 129а, e-mail: koval_n@hotmail.com)

Не бывает нерешаемых проблем, бывают плохо сформулированные проблемы

Аннотация. В статье сделан акцент на таком важном качестве руководителя, как способность творчески решать проблемы. Наиболее критической частью аналитической деятельности является та, которая имеет дело с выявлением проблемы и принятием решения. По Г. Минцбергу, когда менеджер имеет дело с принятием решения, то он играет роль устранителя проблем. Представлены различные определения понятия «проблема». Описан подход к правильному формулированию управленческой проблемы. Охарактеризованы типы проблем: внутренние и внешние, частично решаемые и нерешаемые; проблемы, связанные с разрушением, устранением или ограничением того, что существует, но не желательно, и проблемы, связанные с достижением или приобретением того, что желательно, но не существует. Предложены различные авторские технологии решения проблем (Л.И. Фишман, Л.М. Плахова, Ю.А. Конаржевский, А.А. Коростелев). Описанные технологии основаны на системном подходе, который позволяет всем аспектам анализа проблемы выступать в единстве и во взаимодействии. Акцент сделан на свойствах получаемой информации на стадии анализа проблемы: представительность и приоритетность, релевантность, достаточность, достоверность, актуальность, упорядоченность, структурированность и ранжированность, конкретность и точность, ясность, однозначность, наглядность с оптимальной детализацией.

Ключевые слова: проблема, управленческая проблема, выявление проблем, решение проблем, аналитическая деятельность, анализ, образовательная организация, руководитель образовательной организации, системный подход.

ANALYTICAL ACTIVITY LEADER OF EDUCATIONAL ORGANIZATION:

IDENTIFYING PROBLEMS

© 2016

Koval Natalia Nikolaevna, methodist of attestation and management center Donetsk Republican Institute of Additional Pedagogical Education (Donetsk Republican Institute of Additional

Pedagogical Education (83001, DPR, Donetsk, st. Artem, 129a, e-mail: koval_n@hotmail.com)

Abstract. The article emphasizes The Importance of Such a Leader's Ability. As the creatively solving problems, the most critical part of the analytical work is that part, which deals with the identification of problems and making decision. According to H. Mintberg, when a manager has to make decision and he plays the role of Expurgation problems. There are presented different definitions of the concept of "problem". The approach to the correct formulation of management problems. There are types of problems: Internal and External, Partially solvable and Unsolvable, Problems Associated with the Destruction, Elimination or Restriction of those way which is not desirable and The Problems associated with something which achieving or purchase what is desirable but not active. Various authors proposed Technology Solutions Problems (L. Fishman, L. Plakhova, Y. Konarzhevsky, A. Korostelev). The Described Technology is based on a systematic approach which allows to all aspects of the problem's analysis to act in the Unity and Interaction. Emphasis is placed on the information received and the properties of the problem analysis stage: The representativeness and Priority, Relevance, Adequacy, Reliability, Relevance, Ordering, Structuring and Ranking, Specificity and Accuracy, Clarity, Uniqueness, Visibility with Optimum Detail.

Keywords: problem, management problem, identification of problems, problem-solving, analytical work, analysis, educational organization, the head of educational organization, systematic approach.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Р. Акофф в своей книге «Искусство решения проблем» перечислил наиболее важные качества, которые должны быть присущи хорошему руководителю [1, с. 9]:

- компетентность;

- коммуникабельность, или способность устанавливать контакты;

- внимательность по отношению к подчиненным;

- смелость в принятии решений;

- способность творчески решать проблемы.

По мнению автора, последнее из этих качеств является самым важным, поскольку руководитель, не способный творчески решать проблемы, лишен способности вывести организацию в передовые. Такой руководитель уповает на счастливый случай или благоприятное стечение обстоятельств, что является препятствием на пути развития организации.

С точки зрения Ю.А. Конаржевского [2, с. 16], мышление менеджера-лидера должно носить творческий характер: умение отбросить стандартные решения и искать новые, нестандартные; видеть суть основных взаимосвязанных проблем; предвидеть несколько возможных вариантов решения проблем, то есть мыслить вариативно; выбирать оптимальное решение. Как мы видим, ученый также делает акцент на таком качестве руководителя, как творческий характер мышления, включающий в себя

оригинальность решения проблем.

Согласно Г. Минцбергу [3], менеджеры выполняют разнообразные управленческие роли в зависимости от объема и содержания работы и независимо от характера организации. Ученый выделил 10 ролей и сгруппировал их в три области:

- межличностную: роли охватывают связи, которые менеджер имеет с другими людьми; внутри этой категории три роли - глава, лидер, связующее звено;

- информационную: в этих ролях менеджерам приходится собирать, распространять и передавать информацию; внутри этой категории существуют три соответствующие роли - получатель, распространитель, представитель;

- область принятия решений: менеджер имеет дело с принятием решения; к этой категории относятся четыре роли, которые основываются на различных классах решения: инициатор, устранитель проблем, распределитель ресурсов, ведущий переговоры.

Г. Минцберг утверждает, что наиболее критической частью менеджерской деятельности является та, которая имеет дело с принятием решения. Умение устранять проблемы, то есть принимать решения в непредсказуемой ситуации, реагировать на события, осуществлять коррекцию планов является высшим менеджерским мастерством, считает автор.

По мнению А.М. Моисеева, управление школой - ре-

Коваль Наталья Николаевна АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

шение задач и проблем; подготовка, принятие и реализация управленческих решений [4, с. 27].

Таким образом, важной частью искусства управления людьми является умение творчески решать возникающие проблемы. Реалии современного менеджмента таковы, что данное умение - серьезная проблема для руководителя образовательной организации.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В.В. Дудников, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, М.Л. Портнов, М.М. Поташник, Н.В. Рогожкина,

B.К. Терентьев, П.И. Третьяков, Л.И. Фишман, Т.И. Шамова, В.Н. Чупин и др. в своих работах осуществляли исследование вопросов педагогического менеджмента.

Р. Акофф, Ю.А. Конаржевский, Г. Минцберг,

C. Оптнер, А.А. Коростелев свои научные работы посвятили процессу совершенствования решения проблем.

Идеи теории систем, системного подхода, системного анализа развивали такие ученые, как Р. Акофф, О. Ланге, Р. Мертон, М. Месарович, Т. Парсонс, У. Росс Эшби и др. (представители зарубежья); проблемами системо-логии в российской науке занимались В.Г. Афанасьев, В.М. Глушков, В.П. Кузьмин, Ю.Г. Марков, И.Б. Новик, Л.А. Петрушенко, В.Н. Садовский, М.И. Сетров,

B.С. Тюхтин, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин и другие ученые.

В работах В.И. Бондаря, Б. Канаева, В.М. Кожухар,

Ю.А. Конаржевского, А.А. Коростелева, К.Л. Крутий, Г.О. Савченко, В.А. Сластенина, В.Д. Федорова, Г.В. Федорова, В.В. Ягупова, О.Н. Ярыгина центральное место занимает аналитическая деятельность руководителя общеобразовательной организации.

Формирование целей статьи (постановка задания). Обосновать важное и необходимое качество руководителя образовательной организации, как способность творчески решать управленческие проблемы. Сформулировать понятия: проблема, управленческая проблема. Описать ключевые этапы решения проблем.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Американский приверженец системного подхода

C. Оптнер [5, с. 47] писал о величайшей задаче, которая встанет перед руководителями второй половины 20 столетия: усиление их способности выделять критические проблемы и постигать решение этих проблем. Можно с уверенностью утверждать, что и в 21 веке выше названная задача не утратила свою актуальность. При этом автор подчеркивал, что кроме всего прочего, для обнаружения проблемы в ходе анализа необходимо еще и воображение, а для решения проблемы достаточно профессионального умения руководителя, что первое делает гораздо труднее.

Инструментом обнаружения и оконтуривания проблемы является анализ. Самое главное в ходе аналитической деятельности - выявить проблему [2, с. 171].

Аналитическая деятельность руководителя образовательной организации направлена на выявление проблем, постановку задач, решение задач, как справедливо отмечает Л.М. Плахова [6, с. 20].

Анализ выявленных противоречий и проблем -основополагающий этап аналитической деятельности, именно отсюда берут свое начало цели и задачи, варианты способов разрешения проблем, считает и А.А. Коростелев [7-15], и предлагает использовать формулировку «выявленные противоречия» вместо «выявленные проблемы», объясняя это так:

- в основании любой проблемы лежит противоречие (противоречие между требуемым и достигнутым, планируемым и осуществленным и т.д.);

- руководителю образовательной организации сформулировать противоречие значительно легче, чем проблему;_

- формулировка «выявленные противоречия» свидетельствует о том, что директор школы не в состоянии выявить все возможные противоречия;

- позволяет руководителю образовательной организации использовать наиболее эффективный принцип педагогического анализа - принцип главного звена.

Данная технология получила название «технология анализа результатов работы образовательной системы» (ТАРРОС) «Landrail» [16-19].

Как отмечает Ю.П. Сурмин [20, с. 254], существующие технологии осуществления аналитической деятельности отличаются многообразием и неповторимостью, но вместе с тем они имеют и общие блоки операций. Он предложил универсальную схему технологии анализа, поставив на первое место такую операцию, как определение объекта, предмета и проблемы анализа.

Таким образом, любой анализ начинается с выявления, определения проблемы.

В древнегреческом языке слово «проблема» означает «нечто брошенное вперед».

Проблема есть разница между существующим и идеальным состоянием системы. Приближение существующего, сегодняшнего состояния системы к идеальному позволяет разрешить проблему [2, с. 172].

Проблема - это проявившееся в параметрах состояния управляемого объекта противоречие между тем, как должно быть, и тем, как есть на самом деле; вопрос, требующий исследования и разрешения [21, с. 59].

Проблема есть указание на противоречие между представлениями об идеальной и реальной ситуациями [22, с. 83].

Под управленческой проблемой понимается указание на препятствие для достижения цели (целей). Очень важно, чтобы формулировка проблемы была субъектной, то есть содержала указание на субъект ее решения, и формулировка проблемы должна давать четкое представление о ситуации, когда проблема будет решена [21, с. 84].

Приведем примеры сформулированных управленческих проблем (таблица 1).

Талица 1 - сравнение сформулированных проблем

Недостаточно корректно сформулированная управленческая проблема Целесообразно сформулированная управленческая проблема

Недостаток финансов. Недостаточный уровень деятельности руководства образовательной организации по привлечению дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения реализации интересов обучаемых и возможности выбора ими образовательных программ.

В образовательной организации здоровье детей ухудшается. Недостаточно высокий уровень психологической и профессиональной готовности педагогического коллектива к использованию здоровьесбе-регающих технологий, что ведет к ухудшению здоровья учащихся.

В школе не хватает высококвалифицированных педагогов. Недостаточно высокая обеспеченность образовательного процесса кадрами, способными реализовывать профильное обучение в старших классах.

Л.И. Фишман справедливо отмечает, что выделение упорядоченного комплекса проблем образовательной организации («дерева» проблем) позволяет руководителю определить сложность движения к намеченным целям, а с другой стороны, дает возможность обоснованно сформулировать стратегические задачи, связывающие миссию и сегодняшнее состояние школы. Автор предлагает при построении «дерева» проблем выполнять последовательно несколько шагов [22, с. 85]:

- разделить проблемы на внешние и внутренние (внутренние проблемы те, которые школа может решить самостоятельно, внешние - проблемы, которые руково-

Коваль Наталья Николаевна педагогические

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ... науки

дитель школы не имеет возможности решить самостоятельно);

- структурировать внутренние проблемы;

- разделить внешние проблемы на частично решаемые и нерешаемые (частично решаемые проблемы должны быть переформулированы во внутренние проблемы).

По Р. Акоффу [1], проблемы бывают двух видов. Проблемы первого типа связаны с разрушением, устранением или ограничением того, что существует, но не желательно. Решение таких проблем предполагает избавление от источника неудовлетворенности существующим положением дел. Проблемы второго типа связаны с достижением или приобретением того, что желательно, но не существует, а их решение направлено на получение доступа к источнику удовлетворения. Ученый пришел к выводу, что даже в совокупности общая методология и научные методы не могут обеспечить вполне удовлетворительный подход к решению проблем. «Красивое», неожиданное решение проблемы может быть получено только при таком подходе, который содержит элементы искусства, т. е. элементы творчества.

Л.М. Плахова предлагает к решению проблемы применять системный подход. Сделан акцент на следующих ключевых этапах [6, с. 31-32]:

1. На стадии анализа проблемы собирается информация для определения реальности существования проблемы, причин возникновения, оценивается ее важность.

2. Постановка цели и определение критериев успеха предполагают наличие четкой цели и набора показателей для оценивания успеха в ее достижении.

3. На этапе накопление информации требуется собрать данные и выдвинуть идеи, из которых затем можно будет выбрать полезные варианты.

4. Принятие решения предполагает принятие решения в пользу наилучшего направления деятельности.

5. На стадии реализации и осуществления планируется все то, что нужно сделать, происходит реализация плана действий.

6. На последнем важном этапе рассмотрения достигнутых успехов дается оценка тому, что прошло хорошо, что менее хорошо, и высказываются замечания на будущее.

Далее автор подчеркивает, что для успешного решения проблемы необходимо ответить на четыре ключевых вопроса: почему проблема является важной, насколько важен результат решения проблемы в сравнении с другими вещами, также требующими внимания, кто будет участвовать в решении проблемы, с каким реальным давлением и ограничениями придется столкнуться.

Важно, чтобы на стадии анализа проблемы получаемая информация обладала рядом необходимых свойств [4, с. 123-124]:

- представительность и приоритетность (информация действительно представляет объект отражения в его существенных и важных характеристиках);

- релевантность (необходимая и имеющая отношение к делу информация);

- достаточность, достоверность, актуальность;

- упорядоченность, структурированность и ран-жированность (информация обеспечивает различение главных и второстепенных проблем, видение общей, целостной картины состояния дел);

- конкретность и точность (информация обеспечивает переход от выявленных проблем и их причин к поиску идей их разрешения, преодоления);

- ясность, однозначность, наглядность с оптимальной детализацией.

Ю.А. Конаржевский, сторонник системного подхода, очертил условный и приблизительный контур одного из алгоритмов системного анализа для разрешения проблем в менеджменте [2, с. 173]:

1. Уяснить проблему, подлежащую анализу.

2. Рассмотреть анализируемый объект как систему. 242

3. Сформулировать цель анализа.

4. Декомпозировать систему, выделить элементы и ее составляющие.

5. Выделенным элементам дать качественную и количественную характеристику.

6. Вычленить системообразующие связи, проанализировав и оценив способы, характер связей элементов системы; дать характеристику связям системы.

7. Охарактеризовать функции и функциональные связи элементов.

8. Проанализировать связи системы с внешней средой.

9. Охарактеризовать интегративный результат функционирования системы.

10. Сравнить исходное и конечное состояние системы, показать пути формирования конечного результата ее функционирования.

Ученый подчеркивает необходимость понимания преимущества системного анализа, которое заключается в том, что все его аспекты выступают в единстве и во взаимодействии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существующие технологии выявления и решения проблем призваны помочь современному руководителю образовательной организации качественно и эффективно осуществлять аналитическую деятельность, искусно управлять педагогическим коллективом. Какую технологию выбрать, решать руководителю, но неумение выявлять, а затем и творчески решать проблемы приводит к конфликтным ситуациям, накоплению неразрешенных проблем, застою в развитии организации.

Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований по этому направлению. Способность творчески и оригинально решать проблемы является самым важным качеством руководителя образовательной организации.

Высшее менеджерское мастерство - это умение устранять проблемы, то есть принимать решения в непредсказуемой ситуации, реагировать на события, осуществлять коррекцию планов.

Инструментом обнаружения и оконтуривания проблемы является анализ. Самое главное в ходе аналитической деятельности - выявить проблему, затем необходимо осуществить постановку задачи и ее решить.

Проблема - это проявившееся в параметрах состояния управляемого объекта противоречие между тем как должно быть и как есть на самом деле; вопрос, требующий исследования и разрешения. Управленческая проблема - указание на препятствие для достижения цели (целей).

Формулировка проблемы должна содержать указание на субъект ее решения и давать четкое представление о ситуации, когда проблема будет решена.

Для решения проблем в управлении образовательной организацией используют системный подход.

Ключевые этапы решения проблем по Л.М. Плаховой: анализ проблемы, постановка цели и определение критериев успеха, накопление информации, принятие решения, реализация и осуществление рассмотрения достигнутых успехов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акофф Р. Искусство решения проблем: Пер. с англ.- М.: Мир, 1982.- 224 с.

2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутриш-кольное управление / - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.

3. Henry Mintzberg. The Nature of Managerial Work. -HarperCollins College Div, 1973. - 298 p.

4. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. - М.: Сентябрь, 2001. - 160 с.

5. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Советское радио, 1969. - 216 с.

6. Плахова Л.М., Решетников Н.Н., Шимутина Е.Н. Организация труда руководителя образовательного уч-

Коваль Наталья Николаевна

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

реждения: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПК и ППРО, 2007. - 64 с.

7. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность управления: теоретический аспект // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 35-39.

8. Коростелев А.А., Комар Т.В. Управление информационными потоками в аналитической деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 42-45.

9. Коростелев А.А. Теоретический аспект ролевого значения аналитической деятельности руководителей образовательных учреждений во внутришкольном управлении // Вестник психотерапии. 2007. Т. 29. № 24. С. 96-100.

10. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.

11. Коростелев А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 334-337.

12. Коростелев А.А. Регламентация осуществления аналитической деятельности руководителями образовательных учреждений // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 64-70.

13. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность внутришкольного управления: понятийный аспект // Вюник Черкаського Ушверситету. Серiя: Педагопчш науки. 2010. № 179. С. 15-18.

14. Коростелев А.А. Порядок осуществления аналитической деятельности внутришкольного управления // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 88-92.

15. Коростелев А.А. Определение уровней и качества аналитической деятельности управления на основе технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 153-155.

16. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность : выявление противоречий на основе ТАРРОС «Landrail» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 123-127.

17. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность : оценка уровня информационного обеспечения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 36-42.

18. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность : планово-организационное содержание на основе ТАРРОС «Landrail» // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2. С. 54-59.

19. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность : целевое содержание на основе ТАРРОС «Landrail» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4. С. 388-395.

20. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2003. - 368 с.

21. Канаев Б.И. Педагогический анализ результата образовательного процесса: практико-ориентированная монография. - Москва-Тольятти: ИИО РАО, 2003. - 272 с.

22. Л.И. Фишман, Н.В. Рогожкина, В.Н. Чупин, В.В. Дудников. Сам себе инспектор: самооценка качества управления школой. - М.: Сентябрь, 2005. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.