Научная статья на тему '"An Acte for Lawes and justiceto be ministered in Wales in like fourmeas it is in this Realm" и проблемы инкорпорации Уэльса в состав английского королевства'

"An Acte for Lawes and justiceto be ministered in Wales in like fourmeas it is in this Realm" и проблемы инкорпорации Уэльса в состав английского королевства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / УЭЛЬС / WALES / ACT OF UNION / ВАЛЛИЙСКАЯ МАРКА / WELSH MARCH / ИНКОРПОРАЦИЯ / INCORPORATION / КОЛОНИАЛИЗМ / COLONIALISM / ГЕНРИХ VIII ТЮДОР / HENRY VIII / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / STATE FORMATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лошкарева Мария Евгеньевна, Долкова Елизавета Александровна

Статья посвящена анализу статутов «An Acte for Lawes and Justice to be ministered in Wales in like fourme as it is in this Realm» (Act of Union 1535 г.) и «An Acte for Certaine Ordinaunces in the Kinges Majesties Domynion and Principalitie of Wales» (1542 г.), которые завершили процесс инкорпорации Уэльса в Английское королевство, включив его в английскую административную, правовую и судебную системы. Эти акты рассматриваются как часть последовательной колониальной политики Англии и процесса государственного строительства эпохи Тюдоров. В статье анализируются основные причины и предпосылки принятия этих актов, а также этапы подготовки Уэльса к инкорпорации. В качестве основных изменений, внесенных Act of Union, выделяются: упразднение привилегий лордов Марки, новое административное деление Уэльса, отмена валлийского обычая наследования земли, создание парламентского представительства Уэльса и закрепление обязательного использования английского языка чиновниками и судьями. Последующим актом 1542 г. была создана отдельная система судов, в результате чего в Уэльсе появились определенные элементы самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“An Acte for Lawes and Justice to be Ministeredin Wales in Like Fourme as it is in this Realm”and Problems of Incorporation of Walesin the English Kingdom

The article is devoted to “An Acte for Lawes and Justice to be ministered in Wales in like fourme as it is in this Realm” (27 Henry VIII c. 26) and “An Acte for certaine Ordinaunces in the Kinges Majesties Domynion and Principalitie of Wales” (34 and 35 Henry VIII c. 26) which incorporated Wales to England, extended the legal system of England to Wales and introduced the norms of English administration. These Acts are considered as a part of the Tudor’s state formation, which was characterized by colonialism and by the intention to create a single state and a single legal jurisdiction. In this article authors analyze main causes of these acts’ creation and preparation stages for the Wales’ incorporation to England. Act of Union ended the distinction between the principality and the March, abolished privileges of the Lords of the March, established new administrative division into counties and provided Wales with representation in Parliament. According to the Act of Union 1535 English became the only language of the courts of Wales. The next Act of 1542 established new system of courts in Wales, as a result Wales got some elements of self-government.

Текст научной работы на тему «"An Acte for Lawes and justiceto be ministered in Wales in like fourmeas it is in this Realm" и проблемы инкорпорации Уэльса в состав английского королевства»

«AN ACTE FOR LAWES AND JUSTICE

TO BE MINISTERED IN WALES IN LIKE FOURME

AS IT IS IN THIS REALM» И ПРОБЛЕМЫ ИНКОРПОРАЦИИ

УЭЛЬСА В СОСТАВ АНГЛИЙСКОГО КОРОЛЕВСТВА

ЛОШКАРЕВА МАРИЯ ЕВГЕНЬЕВНА, доцент кафедры теории и истории права и государства Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат исторических наук

603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12 E-mail: mloshkareva@hse.ru

ДОЛКОВА ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСАНДРОВНА, студент Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

603005, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Большая Печерская, 25/12 E-mail: eadolkova@edu.hse.ru

Статья посвящена анализу статутов «An Acte for Lawes and Justice to be ministered in Wales in like fourme as it is in this Realm» (Act of Union 1535 г.) и «An Acte for Certaine Ordinaunces in the Kinges Majesties Domynion and Principalitie of Wales» (1542 г.), которые завершили процесс инкорпорации Уэльса в Английское королевство, включив его в английскую административную, правовую и судебную системы. Эти акты рассматриваются как часть последовательной колониальной политики Англии и процесса государственного строительства эпохи Тюдоров. В статье анализируются основные причины и предпосылки принятия этих актов, а также этапы подготовки Уэльса к инкорпорации. В качестве основных изменений, внесенных Act of Union, выделяются: упразднение привилегий лордов Марки, новое административное деление Уэльса, отмена валлийского обычая наследования земли, создание парламентского представительства Уэльса и закрепление обязательного использования английского языка чиновниками и судьями. Последующим актом 1542 г. была создана отдельная система судов, в результате чего в Уэльсе появились определенные элементы самоуправления.

Ключевые слова: законодательство, Уэльс, Act of Union, Валлийская марка, инкорпорация, колониализм, Генрих VIII Тюдор, государственное строительство.

"AN ACTE FOR LAWES AND JUSTICE TO BE MINISTERED IN WALES IN LIKE FOURME AS IT IS IN THIS REALM" AND PROBLEMS OF INCORPORATION OF WALES IN THE ENGLISH KINGDOM

M. E. LOSHKAREVA, associate professor of theory and history of law and state chair of Nizhny Novgorod branch of the National Research University «Higher School of Economics», doctor of historical sciences 25/12, Bolshaya Pecherskaya st., Nizhny Novgorod, Russia, 603005 E-mail: mloshkareva@hse.ru

E. A. DOLKOVA, student of Nizhny Novgorod branch of the National Research University «Higher School of Economics» 25/12, Bolshaya Pecherskaya st., Nizhny Novgorod, Russia, 603005 E-mail: eadolkova@edu.hse.ru

The article is devoted to "An Acte for Lawes and Justice to be ministered in Wales in like fourme as it is in this Realm" (27 Henry VIII c. 26) and "An Acte for certaine Ordinaunces in the Kinges Majesties Domynion and Principalitie of Wales" (34 and 35 Henry VIII c. 26) which incorporated Wales to England, extended the legal system of England to Wales and introduced the norms of English administration. These Acts are considered as a part of the Tudor's state formation, which was characterized by colonialism and by the intention to create a single state and a single legal jurisdiction. In this article authors analyze main causes of these acts' creation and preparation stages for the Wales' incorporation to England. Act of Union ended the distinction between the principality and the March, abolished privileges of the Lords of the March, established new administrative division into counties and provided Wales with representation in Parliament. According to the Act of Union 1535 English became the only language of the courts of Wales. The next Act of 1542 established new system of courts in Wales, as a result Wales got some elements of self-government.

Keywords: legislation, Wales, Act of Union, Welsh March, incorporation, colonialism, Henry VIII, state formation.

DOI: 10.12737/14267

Шестнадцатый век стал периодом государственного строительства Тюдоров, характерными чертами которого являлись колониализм и стремление создать империю, управляемую «единым главой и королем, имеющим достоинство и положение императорской короны»1.

Основы этого процесса были заложены после Столетней войны (1337—1453 гг.), в результате которой Англия лишилась своих территорий на севере и юго-западе Франции. Английская политика и национальное самосознание после 1453 г. приобрели островной характер, что повлияло на ускорение процесса унификации и установления единой правовой системы на оставшихся территориях2.

Следует отметить, что политика Англии имела колониальные черты еще до эпохи Великих географических открытий: по мнению ряда исследователей, первой английской колонией был Уэльс3. Идея отношения к кельтам как к колонизированному народу, зародившаяся в XV в., оставалась неизменной на протяжении нескольких столетий. «Индейцы есть у нас дома—индейцы в Корнуолле, в Ирландии, в Уэльсе», — писал английский теолог Р. Уильямс4 в 1652 г. В свою очередь, завершающий этап колонизации Уэльса и его инкорпорации связан с принятием в период правления Генриха VIII статута "An Acte for Lawes and Justice to be ministered in Wales in like fourme as it is in this Realm" (27 Henry VIII c. 26). В 1948 г. этот документ официально получил сокращенное название The Laws in Wales Act 15355, однако ранее, в 1901 г., валлийским исследователем О. М. Эдвардсом в работе, посвященной истории Уэльса, был впервые использован иной вариант сокращенного наименования данного акта — The Act of Union of 15356, который в итоге стал общепринятым в валлийской историографии7.

1 Блэк Дж. История Британских островов / пер. С. В. Иванова. СПб., 2008. С. 160.

2 См.: Ellis S. G. Civilizing the Natives: State Formation and the Tudor Monarchy // Imaging Frontiers, Contesting Identities. 1990. P. 81.

3 См.: Davies R. R. Colonial Wales // Past & Present. 1974. No. 65. P. 3—23.

4 Цит. по: Miller P. Roger Williams: His Contribution to the American Tradition. N. Y., 1974. P. 200.

5 См.: The Statute Law Revision Act 1948 (11 & 12 Geo VI c. 62) // Halsbury's Laws of England / ed. by Lord Hailsham of Marylebone. L., 2002. 4th ed. Vol. 29. P. 342—501.

6 См.: Edwards O. M. Wales. L., 1901.

7 См.: Baker J. H. The Oxford History of the Laws of England:

1483—1558. Oxford, 2003. Vol. VI. P. 105—106; Davies J. A History of Wales. L., 2007. P. 225—233; Evans G. Land of my

Fathers: 2000 Years ofWelsh History. Ceredigion, 2008; Jenkins D. Law and Government in Wales before the Act of Union // Celtic Law Papers: Introductory to Welsh Medieval Law and Government.

1973. P. 23—48; Watkins T. G. The Legal History of Wales.

Cardiff, 2012.

Политике Англии по отношению к Уэльсу были свойственны шесть основных черт колонизации: завоевание, заселение, культурная ассимиляция, политическое подчинение, экономическая эксплуатация и «национальная дискриминация»8.

В целом выделяется три основные волны колонизации, во время каждой из которых существенно менялся статус Уэльса: нормандская, тюдоровская и викторианская.

На первом этапе произошло частичное завоевание валлийских территорий и разделение Уэльса на три части—Исконный Уэльс (находившийся под властью валлийских династий), Коронный Уэльс (земли, принадлежавшие английской короне) и земли Марки, которые после завоевания в 1066 г. управлялись англонормандскими лордами по Обычаю Марки.

В первый период, характеризующийся политикой культурной ассимиляции и завершением процесса подчинения валлийских земель, произошло завоевание Уэльса в 1283 г. Эдуардом I. Хритланским статутом 1284 г. Уэльс был окончательно передан во владение короля, а валлийские нормы уголовного права заменялись английскими9. В то же время валлийское обычное право и нормы Закона Хауэла Доброго продолжали использоваться в Исконном Уэльсе в гражданских правоотношениях. Кроме того, в землях Марки сохранились иные, особенные, нормы права — Обычай Марки. Несмотря на существенные изменения в системе управления, сформированной в результате принятия Хритланского статута, она характеризуется как раздробленная, оказавшаяся неудобной даже больше для английских чиновников и властей, чем для жителей Уэльса10.

Политике Англии по отношению к Уэльсу присуща «дискриминация» завоеванного народа. Здесь следует обратиться к теории «цивилизованности» и «победы над варварством», которая была достаточно распространена в Европе в это время. Еще в 1125 г. Уильям Малмсберийский в книге "Gesta Regum Anglorum"11 развил идею о том, что история Англии представляет собой триумф «цивилизации над дикостью». Традиционно христианские авторы использовали слово «варвар» как синоним слова «язычник». Уильям Малмсберийский, однако, отходит от исключительно религиозного контента и заменяет его показателями развития культуры, экономики и хозяйства. Таким образом, теория могла быть применена к давно христианизированным валлийцам, ирландцам и шот-

8 Price A. Wales, the First and Final Colony // The Speech, Presented to the Institute of Welsh Politics. 2009. Nov. 16. URL: http://www.walesonline.co.uk/news/wales-news/wales-first-final-colony---2070487.

9 Ibid.

10 Cm.: Evans G. Op. cit. P. 294.

11 Cm.: William of Malmesbury. Chronicle of the Kings of England / translate by Rev. JohnSharpe,ed. by J. A. Giles. L., 1904.

ландцам12. Критерии «дикости» изменялись с годами, однако с 1100 до 1600 г. мнение о валлийцах и других кельтских народах (которые не соответствовали характеристикам «цивилизованности»), а также достаточно пренебрежительное и недоверчивое к ним отношение оставались практически неизменными. Эдуард I с момента коронации и принесения клятвы стремился искоренить все «дурные обычаи и законы» на границах своего королевства, в том числе валлийские правовые нормы. Похожую характеристику он дал и ирландским законам, которые «ненавидимы Богом» и «не могут быть названы правом»13. Кроме того, теория «цивилизованности» предполагала, что переход от состояния «дикости» определяется и использованием английского языка14.

Введение в действие английских правовых норм и создание новой административной и судебной систем на территории Уэльса во время второго — Тюдоровского — этапа колонизации выглядели в глазах английских чиновников как способ «научить диких людей с кельтских окраин жить в мире и в цивилизованном обществе»15.

Меры по созданию новых административной и судебной систем представляли собой последовательность постепенных изменений и грамотную подготовку Уэльса к инкорпорации. Х. Т. Эванс в качестве одного из таких подготовительных шагов отмечает деятельность Звездной палаты, в полномочия которой по отношению к Уэльсу c 1486 г. входили пресечение междоусобиц, тайных сговоров и защита от притеснений лордов; она могла накладывать все виды наказаний, кроме смертной казни16.

Еще одним подготовительным этапом стало создание Совета Уэльса и Марки. Суд главы Совета был создан Эдуардом IV для реформирования правосудия17. Генрих VII узаконил его, сделал работу органа, находившегося с этого времени в Ладлоу, более эффективной. Его юрисдикция распространялась на Исконный Уэльс и земли Марки, Честер, Шропшир, Вустер, Херефорд, Глостер и Бристоль. В состав этого суда входили лорд-председатель, главный судья Честера, три судьи Уэльса и другие члены, назначенные лордом-председателем. Основными целями это-

12 См.: S0nnesynS. O. William of Malmesbury and the Ethics of History. Woodbridge, 2012. P. 123—124; Gillingham J. Civilizing the English? The English Histories of William of Malmesbury and David Hume // Historical Research. L., 2001. Vol. 74. Iss. 183. P. 31—38.

13 Otway-RuthvenA. J. A History of Medieval Ireland. L.,1986. P. 189.

14 См.: Ellis S. G. Op. cit. P. 83—85.

15 Ibid. P. 85.

16 См.: Evans H. T. An Analysis of the History of Wales. L., 1907. P. 130.

17 См.: Tanner J. R. Tudor Constitutional Documents A. D. 1485—

1603 with an Historical Commentary. Cambridge, 1922. P. 331.

го суда стали сдерживание междоусобиц и их последствий; исправление должностных преступлений шерифов; подавление восстаний и волнений; наказание судей за вынесение несправедливых решений; вынесение решений в качестве апелляционной инстанции по делам, полученным из обычных судов; решение вопросов, связанных с собственностью на землю. Иски по таким делам стали частыми с введением принципа майората18.

В качестве основных моментов его деятельности можно отметить запрет провоза людей и товаров по реке Северн ночью, передача рассмотрения апелляций из судов лордов Марки главе Совета Уэльса и Марки, запрещение сходок и собраний в Уэльсе, за исключением организованных чиновниками, в присутствии которых они должны были проводиться.

Важнейшую роль в процессе объединения сыграло отношение валлийцев к династии Тюдоров. По словам Х. А. Л. Фишера, «объединению двух народов способствовала лояльность валлийцев к монархии Тюдоров»19, которая была связана с происхождением первого представителя этой династии на английском троне — Генриха VII. Этот монарх, являвшийся на четверть валлийцем, стремился в своей политике не столько ассоциировать себя с Уэльсом, сколько создать эту связь в глазах самих валлийцев. Он успешно использовал их ожидания, основанные на мифах и связанные с возвращением к валлийцам власти над Британией. Победа Генриха VII в битве при Босворте была названа валлийскими историками «величайшим благословением, которого удостаивался валлийский народ»20. Кроме того, своего наследника он назвал Артуром, желая создать ассоциацию с легендарным королем Артуром, главным героем валлийской мифологии. В возрасте трех лет старший сын Генриха VII стал принцем Уэльским; после его ранней смерти титул унаследовал его младший брат, будущий король Генрих VIII, при котором и произошла окончательная инкорпорация Уэльса21.

По своей сути Act of Union является статутом — он был принят на парламентской сессии 1534—1535 гг. и введен в действие в День всех святых 1 ноября 1536 г. согласно ст. II22. Внимание правительства и парламента к преступлениям и отсутствию порядка в Уэльсе было привлечено сообщениями Р. Ли, епископа Ковентри, назначенного главой Совета Уэльса и Марки в мае 1534 г. «Решительный по натуре, находчивый, грубый в речи, испытывающий непри-

18 См.: Evans H. T. Op. cit. P. 131.

19 Fisher H. A. L. The Story of England from the Accession of Henry VII to the Death of Henry VIII. L., 1906. P. 377—378.

20 Davies J. Op. cit. P. 212.

21 См.: Edwards O. M. Op. cit. P. 311.

22 См.: The Statutes of Wales / coll. and arr. by I. Bowen. L., 1908. P. 76.

язнь к валлийцам, чрезвычайно строгий к преступникам»23, Р. Ли был «типичным продуктом» школы Т. Уолси, первого советника английского короля, предшественника Т. Кромвеля. Его постоянные доклады Кромвелю, подготавливаемые по результатам поездок с судьей Честера и «искоренений беспорядка», впервые после подавления восстания О. Гле-нудра позволили английскому правительству быть прекрасно информированным о положении дел в Уэльсе24. Следует отметить, что часть упомянутых подготовительных мер была проведена также благодаря Р. Ли — серия актов, принятых в 1534 г. и нацеленных на пресечение «краж, убийств, поджогов домов и других преступных деяний», основывалась на его донесениях25.

При сравнении принятия этого акта с присоединением к Англии Шотландии в 1707 г. и Северной Ирландии в 1801 г. особое внимание уделяется тому факту, что подобные изменения были одобрены шотландским и ирландским парламентами соответствен-но26, в отличие от Уэльса, который в 1283 г. потерял основные элементы своей политической и правовой самостоятельности и для которого это объединение прошло в одностороннем порядке.

В первой части Act of Union — преамбуле — отражены состояние валлийских земель на тот момент и причины принятия документа. Несмотря на то что княжество уже было присоединено к Англии по Хритланскому статуту 1284 г., на территории Уэльса в этот период действовали и использовались «другие обычаи и законы, отличные от права и обычаев Королевства»27. В качестве еще одного отличия отмечалось использование валлийского языка, «не совпадающего c языком, используемым в Королевстве»28. Третьим несовпадением, согласно Act of Union, является по-прежнему сохранявшаяся разница между владениями короля и землями Уэльса, которая становится причиной споров, слухов и мятежей29. Принимаемый акт был призван устранить эти различия и разногласия.

Главной целью этого документа было законодательное закрепление окончательного объединения Англии и Уэльса — как политического, так и правового. Издание данного акта означало политическую реорганизацию Уэльса30: он стал частью Англии, поэтому английские статуты и законы начали действовать на его территории, вводился запрет на

23 Skeel C. A. J. The Council in the Marches of Wales. L., 1904. P. 60.

24 Cm.: Fisher H. A. L. Op. cit. P. 376.

25 Ibid.

26 Cm.: Price A. Op. cit.

27 The Statutes of Wales / coll. and arr. by I. Bowen. P. 75—76.

28 Ibid.

29 Ibid.

30 Cm.: Evans H. T. Op. cit. P. 133.

дальнейшее использование валлийского права в су-допроизводстве31.

Кроме провозглашения инкорпорации Уэльса Act of Union установил ряд принципиальных изменений, которые отразились на дальнейшей истории Уэльса. Во-первых, лорды Марки были лишены большинства их привилегий, а королевские суды заменили суды Марки32. Во-вторых, еще одним важнейшим положением Act of Union является уничтожение исключительного статуса Марки и присоединение ее к Уэльсу (ст. III)33. Это деление возникло после норманнского завоевания 1066 г., когда земли Марки получили особенный статус (как политический, так и правовой) и стали феодальными держаниями норманнских графов и валлийских лордов от английской короны. В Хритланском статуте 1284 г. эта разница была сохранена.

Как следствие устранения различий между Княжеством и Маркой возникла необходимость нового административного деления на графства, которое впервые было сделано также по статуту 1284 г.

Act of Union вводил следующие изменения (ст. IV— XIX)34. Во-первых, из территорий Марки были созданы пять графств — Денбишир, Монтгомеришир, Радноршир, Бреконшир и Монмутшир, при этом часть пограничных территорий была включена в состав английских графств. Во-вторых, часть земель Марки вошла в состав английских графств Шропшир (графство Салоп), Глостершир и Херефордшир. В-третьих, к графству Гламорган и пфальцграфству Пембрук были присоединены земли соседних графств. В-четвертых, был изменен состав территорий, входящих в графства Исконного Уэльса — Кармартена, Кардигана и Мерионета.

Кроме того, Act of Union обозначил границу между Англией и Уэльсом, которая в общих чертах сохранилась до наших дней. Возможно, была совершена попытка следовать историческому принципу обозначения пограничной линии по Валу Оффы, а также использовать географическое различие между гористой местностью Уэльса и следовавшими за ней восточными равнинными территориями. Кроме того, учитывались границы, сформированные небольшими владениями лордов в горах. Но за пределами установленной пограничной линии остались города, имевшие значительное влияние на Уэльс: Честер, в свое время оказывавший давление на северные валлийские земли; Шрусбери, который поддерживал тесные торговые связи с центральным Уэльсом и половина населения которого во времена Тюдоров разговаривала на валлийском языке; Херефорд, являвшийся центром торговли с южным Уэльсом;

31 Cm.: The Statutes of Wales / coll. and arr. by I. Bowen. P. 76.

32 Cm.: EvansH. T. Op. cit. P. 134.

33 Cm.: The Statutes of Wales / coll. and arr. by I. Bowen. P. 77.

34 Ibid. P. 78—87.

Глостер, который достаточно долгое время осуществлял управление Гламорганом. Как отмечается, новая граница не имела отношения к разделению населения по национальному признаку. К тому же на ее формировании не отразилась и разница языков: земли с англоговорящим населением были включены в состав Уэльса, в то время как некоторые территории, жители которых говорили на валлийском языке, не вошли в него35.

Позднее были внесены незначительные изменения в административное деление Уэльса, но система графств, а также их разделение на сотни и коммоты36 были установлены актами 1535 и 1542 гг.

Новое административное деление Уэльса способствовало созданию точной и стройной системы управления, которая отвечала стремлениям Тюдоров к унификации. Более того, новые графства привнесли единство не только в плане управления, они были необходимы и для установления парламентского представительства Уэльса (ст. XXVIII—XXIX). С момента издания Act of Union в состав английского парламента стали входить:

один рыцарь от каждого из 12 графств, исключая Монмут, который был представлен двумя рыцарями;

один житель от каждого центрального города графства, кроме Мерионета, который не имел отдельного представительства.

Двумя столетиями ранее Эдуард II уже совершал попытки обеспечить участие представителей Уэльса в заседаниях парламента, но они не увенчались успехом. Несмотря на то что английский парламент собирал налоги с жителей Уэльса и определял размеры податей, которые платили лучники, Уэльс не имел там представительства до издания Act of Union в 1535 г. Следует отметить значительную устойчивость этих нововведений: с момента принятия статута и до 1832 г. представительство Уэльса в парламенте не изменялось (кроме времен Английской революции 1649—1660 гг.).

Следующее важнейшее для средневекового общества изменение затрагивало наследственное право. По ст. II валлийский обычай gavelkind, согласно которому происходил раздел имущества в равных долях между наследниками, был заменен принципом майората — теперь землю и титул после смерти отца получал старший сын. Если, однако, можно было бы доказать, что в области, в которой этот обычай действовал, он существовал и был в силе с незапамятных времен, тогда он оставался действующим по Act of Union. Это постановление было отменено в 1542 г. вместе с валлийскими порядками наследования37.

Данное положение Act of Union отражает общее направление рассматриваемой деятельности Тюдоров,

35 См.: Edwards O. M. Op. cit. P. 318—319.

36 Коммот — единица административного деления средневекового Уэльса.

37 См.: Evans H. T. Op. cit. P. 134.

в частности Генриха VIII. Упорство, с которым проводилась политика объединения, говорит и об отказе от прежних порядков и правил, которым раньше следовала власть. Человек, обладавший средневековой ментальностью и живший на присоединенной (в данном случае завоеванной) территории, желал, чтобы им управляли по законам его земли. Короли, в свою очередь, считали вполне нормальным и приемлемым подтверждать обычаи и правовые нормы, существовавшие у народов, попавших под их власть. Эту тенденцию можно увидеть и в законодательной деятельности Эдуарда I, а именно в нормах Хритлан-ского статута, который, с одной стороны, в ст. XIII внес существенные изменения в наследственное право, запретив наследование бастардами и разрешив наследование женщинам при отсутствии мужчин-наследников, а с другой стороны, сохранил раздел наследственной массы между сыновьями38. С изданием Act of Union произошел отказ от этого порядка: английский монарх перестал считаться даже с уже подтвержденными местными нормами, полностью заменяя их английским правом39.

Еще одно положение, которое привлекает внимание всех исследователей данного вопроса, касается языка. Согласно ст. XX, английский стал языком, используемым в суде, клятвы также стали приноситься на английском. Ни один человек, говорящий на валлийском, не мог занять должность чиновника в Англии, Уэльсе или в других королевских владениях, если он не использовал английский40. Обращаясь к этому нововведению, можно отметить, что исследователи неоднозначно относятся к данному положению Act of Union. Для валлийцев запрет на использование родного языка не только в суде, но и должностными лицами (в парламенте в том числе) являлся сильнейшим ударом по национальной культуре41: «Валлийский язык — язык королей и ученых, поэтов и правоведов был приравнен к патуа (местному наречию) без какого-либо статуса. С этого времени до XX в. политика Лондона заключалась в том, чтобы разрушить язык и национальную традицию»42.

Однако здесь следует отметить общую тенденцию унификации в эпоху Тюдоров, в том числе и языка: замена латинского на английский язык в период Реформации также относится к этому направлению деятельности Генриха VIII43.

Act of Union стал главным этапом в процессе инкорпорации Уэльса в Английское королевство, од-

38 См.: The Statutes of Wales / coll. and arr. by I. Bowen. P. 36—37.

39 См.: Ellis S. G. Op. cit. P. 83.

40 См.: The Statutes of Wales / coll. and arr. by I. Bowen. P. 87.

41 См., например: Davies J. A History of Wales. L., 2007; Edwards O. M. Wales. L., 1901.

42 Evans G. Op. cit. P. 295.

43 См., например: Ellis S. G. Op. cit. P. 1400—1603.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нако в нем не было подробно регламентировано новое устройство судебной системы. Это было сделано еще одним актом, принятым в 1542 г., — «An Acte for certaine Ordinaunces in the Kinges Majesties Domynion and Principalitie of Wales» (34 and 35 Henry VIII c. 26). Сокращенный вариант названия данного документа — The Laws in Wales Act, 1542 — был законодательно установлен в 1948 г. 44

Главным нововведением стало создание Великих королевских сессий в Уэльсе45. Данный документ устанавливал отдельную систему судов. Заседания созданных судов проводились дважды в год в каждом из 12 графств. Графства были объединены в четыре округа следующим образом:

Денби, Флинт, Монтгомери (заседания проводились судьей Честера);

Карнарвон, Мерионет, Англси (заседания проводились судьей Северного Уэльса);

Раднор, Брекон, Гламорган (заседания проводились судьей, которого назначал король);

Кармартен, Пембрук, Кардиган (заседания проводились судьей, которого назначал король).

Мировые судьи должны были назначать и проводить суд квартальных сессий четыре раза в год, а шерифы — заседания судов графства ежемесячно. Шерифы избирались королем на один год из трех кандидатов, выдвинутых главой Совета, Советом Уэльса и судьями Уэльса.

Графства, в свою очередь, делились на сотни. Судебные споры менее чем в 40 шиллингов решались в судах сотен шерифами, которые должны были совершать объезды дважды в год, во время которых они занимались расследованием преступлений.

В каждом графстве фригольдерами выбирались два коронера, которые занимались расследованием убийств, а в каждую сотню назначались два констебля. Для того чтобы следить за правами и имуществом Короны, появилась должность escheator (от escheat— выморочное имущество).

44 The Statute Law Revision Act 1948 (11 & 12 Geo VI c. 62) // Halsbury's Laws of England / ed. by LordHailsham ofMarylebone. L., 2002. Vol. 29. P. 342—501.

45 См.: The Statutes of Wales / coll. and arr. by I. Bowen. P. 135—136.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Уэльс до некоторой степени сохранил самостоятельность судебной системы до тех пор, пока суд не был упразднен актом парламента в 1830 г.46 и не произошло окончательное включение Уэльса в английскую систему судов47. Отдельная система судов была необходима из-за удаленности от Вестминстера, а также из-за невысокого уровня достатка обращавшихся в суд людей48.

Кроме этих основных изменений, в данном акте регулируются некоторые процессуальные положения, регламентируются полномочия должностных лиц, а также дублируются и подробнее раскрываются нормы Act of Union. Еще одно важное положение содержится в ст. XCIII, которая разрешала продажу земельных владений. Упразднение валлийского права и введение в действие английских норм по Act of Union затронуло вопрос отчуждения земель. С момента принятия Хритланского статута оставался нерушимым валлийский обычай, который не позволял отчуждать землю. С одной стороны, валлийское право было важнейшим элементом национальной самобытности и государственности, с другой стороны, оно оказалось в данном случае сковывающим развитие фактором.

Таким образом, The Laws in Wales Act 1542 стал завершающей стадией процесса, начатого Act of Union, — с этого момента Уэльс, объединенный с Англией в политическом и правовом аспектах, получил отдельную систему судов. В результате этих нововведений, с одной стороны, были частично изъяты функции главы Совета и Совета Уэльса и Марки, с другой стороны, в Уэльсе появились определенные элементы самоуправления.

Act of Union является ярким примером претворения в жизнь колониальной политики Тюдоров, связанной с их имперскими амбициями и стремлением к унификации. Длительный процесс инкорпорации Уэльса, который начался после завоевания его в 1282—1283 гг., был практически завершен.

46 Cm.: The Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland / coll. by N. Simons. L., 1832. Vol. 12. P. 234—240.

47 Cm.: Baker J. The Oxford History of the Laws of England. Oxford, 2003. Vol. VI. P. 108.

48 Cm.: Edwards O. M. Op. cit. P. 329.

Baker J. H. The Oxford History of the Laws of England: 1483—1558. Oxford, 2003. Vol. VI.

Baker J. The Oxford History of the Laws of England. Oxford, 2003. Vol. VI.

Davies J. A History of Wales. L., 2007.

Davies R. R. Colonial Wales // Past & Present. 1974. No. 65.

Edwards O. M. Wales. L., 1901.

Ellis S. G. Civilizing the Natives: State Formation and the Tudor Monarchy // Imaging frontiers, contesting identities. 1990.

Evans G. Land of my Fathers: 2000 Years of Welsh History. Ceredigion, 2008. Evans H. T. An Analysis of the History of Wales. L., 1907.

Fisher H. A. L. The Story of England from the Accession of Henry VII to the Death of Henry VIII. L., 1906.

Gillingham J. Civilizing the English? The English Histories of William of Malmesbury and David Hume // Historical Research. L., 2001. Vol. 74. Iss. 183.

Jenkins D. Law and Government in Wales before the Act of Union // Celtic Law Papers: Introductory to Welsh Medieval Law and Government. 1973.

Miller P. Roger Williams: His Contribution to the American Tradition. N. Y., 1974. Otway-Ruthven A. J. A History of Medieval Ireland. L.,1986.

Price A. Wales, the First and Final Colony // The Speech, Presented to the Institute of Welsh Politics. 2009. Nov. 16. URL: http://www.walesonline.co.uk/news/wales-news/wales-first-final-colony---2070487. Skeel C. A. J. The Council in the Marches of Wales. L., 1904. S0nnesyn S. O. William of Malmesbury and the Ethics of History. Woodbridge, 2012.

Tanner J. R. Tudor Constitutional Documents A. D. 1485-1603 with an Historical Commentary. Cambridge, 1922. The Statute Law Revision Act 1948 (11 & 12 Geo VI c. 62) // Halsbury's Laws of England / ed. by Lord Hailsham of Marylebone. L., 2002. 4th ed. Vol. 29.

The Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland / coll. by N. Simons. L., 1832. Vol. 12. The Statutes of Wales / coll. and arr. by I. Bowen. L., 1908. Watkins T. G. The Legal History of Wales. Cardiff, 2012.

William of Malmesbury. Chronicle of the Kings of England / translate by Rev. John Sharpe, ed. by J. A. Giles. L., 1904. Блэк Дж. История Британских островов / пер. С. В. Иванова. СПб., 2008.

REFERENCES

Baker J. H. The Oxford History of the Laws of England: 1483—1558. Oxford, 2003. Vol. VI.

Baker J. The Oxford History of the Laws of England. Oxford, 2003. Vol. VI.

Davies J. A History of Wales. L., 2007.

Davies R. R. Colonial Wales // Past & Present. 1974. No. 65.

Edwards O. M. Wales. L., 1901.

Ellis S. G. Civilizing the Natives: State Formation and the Tudor Monarchy // Imaging frontiers, contesting identities. 1990. Evans G. Land of my Fathers: 2000 Years of Welsh History. Ceredigion, 2008. Evans H. T. An Analysis of the History of Wales. L., 1907.

Fisher H. A. L. The Story of England from the Accession of Henry VII to the Death of Henry VIII. L., 1906. Gillingham J. Civilizing the English? The English Histories of William of Malmesbury and David Hume // Historical Research. L., 2001. Vol. 74. Iss. 183.

Jenkins D. Law and Government in Wales before the Act of Union // Celtic Law Papers: Introductory to Welsh Medieval Law and Government. 1973.

Miller P. Roger Williams: His Contribution to the American Tradition. N. Y., 1974. Otway-Ruthven A. J. A History of Medieval Ireland. L.,1986.

Price A. Wales, the First and Final Colony // The Speech, Presented to the Institute of Welsh Politics. 2009. Nov. 16. URL: http://www.walesonline.co.uk/news/wales-news/wales-first-final-colony---2070487. Skeel C. A. J. The Council in the Marches of Wales. L., 1904. S0nnesyn S. O. William of Malmesbury and the Ethics of History. Woodbridge, 2012.

Tanner J. R. Tudor Constitutional Documents A. D. 1485-1603 with an Historical Commentary. Cambridge, 1922. The Statute Law Revision Act 1948 (11 & 12 Geo VI c. 62) // Halsbury's Laws of England / ed. by Lord Hailsham of Marylebone. L., 2002. 4th ed. Vol. 29.

The Statutes of the United Kingdom of Great Britain and Ireland / coll. by N. Simons. L., 1832. Vol. 12. The Statutes of Wales / coll. and arr. by I. Bowen. L., 1908. Watkins T. G. The Legal History of Wales. Cardiff, 2012.

William of Malmesbury. Chronicle of the Kings of England / translate by Rev. John Sharpe, ed. by J. A. Giles. L., 1904.

Blek Dzh. Istoriya Britanskikh ostrovov / per. S. V. Ivanova. SPb., 2008.

-♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.