Научная статья на тему 'Ампир в России'

Ампир в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2684
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМПИР / КЛАССИЦИЗМ / АЛЕКСАНДРОВСКИЙ АМПИР / НАПОЛЕОН / ЖОЗЕФИНА / ГОРТЕНЗИЯ БОГАРНЕ / КРЕСЛА / ДИВАНЫ / ВАЗЫ / ТОРШЕРЫ / ИТАЛИЯ / ГЕРМАНИЯ / АНГЛИЯ / ГЕОРГИАНСКИЙ СТИЛЬ / БИДЕРМАЙЕР / EMPIRE STYLE / CLASSICISM / ALEKSANDR EMPIRE STYLE / NAPOLEON / JOSEPHINE / HORTENSE DE BEAUHARNAIS / ARMCHAIRS / SOFAS / VASES / STAND LAMPS / ITALY / GERMANY / ENGLAND / GEORGIAN STYLE / THE BIEDERMEIER STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махлина Светлана Тевельевна

Ампир (фр. empire империя) поздний классицизм. Наиболее полно этот стиль проявился именно в облике интерьеров. Основные декоративные мотивы стиля ампир: элементы древнеримского военного снаряжения легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучки стрел, ликторские топоры; мотивы египетского искусства и наполеоновская эмблематика монограмма Наполеона, императорские короны, пчел (традиционный символ трудолюбия). Наиболее полно ампир проявился во Франции и России. Типичный элемент декора мебели этого времени лебединые головы кресел и диванов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Empire style in Russia

Empire style is high classicism. It is in interior design where it was expressed at its most. The key motives of the style are elements of ancient Roman ammunition eagle emblems, bundles of spears, shields, bundles of arrows, lictor's axes; Egyptian art, and Napoleon emblems Napoleon monogram, imperial crowns, bees (traditional symbol of hardworking). Empire style was represented to the full in France and Russia. Typical element of furniture decoration of this period is swan-like heads in armchairs and sofas.

Текст научной работы на тему «Ампир в России»

УДК 7.035(470)25

С. Т. Махлина

Ампир в России

Ампир (фр. empire - империя) - поздний классицизм. Наиболее полно этот стиль проявился именно в облике интерьеров. Основные декоративные мотивы стиля ампир: элементы древнеримского военного снаряжения - легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучки стрел, ликторские топоры; мотивы египетского искусства и наполеоновская эмблематика - монограмма Наполеона, императорские короны, пчел (традиционный символ трудолюбия). Наиболее полно ампир проявился во Франции и России. Типичный элемент декора мебели этого времени - лебединые головы кресел и диванов.

Ключевые слова: ампир, классицизм, Александровский ампир, Наполеон, Жозефина, Гортензия Богарне, кресла, диваны, вазы, торшеры, Италия, Германия, Англия, георгианский стиль, бидермайер

Svetlana T. Makhlina

Empire style in Russia

Empire style is high classicism. It is in interior design where it was expressed at its most. The key motives of the style are elements of ancient Roman ammunition - eagle emblems, bundles of spears, shields, bundles of arrows, lictor's axes; Egyptian art, and Napoleon emblems - Napoleon monogram, imperial crowns, bees (traditional symbol of hardworking). Empire style was represented to the full in France and Russia. Typical element of furniture decoration of this period is swan-like heads in armchairs and sofas.

Keywords: Empire style, classicism, Aleksandr Empire style, Napoleon, Josephine, Hortense de Beauharnais, armchairs, sofas, vases, stand lamps, Italy, Germany, England, Georgian style, the Biedermeier style

Когда мы говорим о повседневности, то полагаем, что одним из ее элементов является жилье человека. В своем жилье каждый стремится в зависимости от возможностей сделать внутреннее пространство удобным и комфортным. В зависимости от условий жизни возникают те или иные особенности оформления интерьера. Причем, каждая эпоха привносит свои характерные черты, нередко порождающие конкретный художественный стиль. Одним из таких стилей в интерьере является ампир. В России этот стиль в интерьере оказался очень интересным и ярким, создавшим эпоху, которую впоследствии назвали «золотым веком» российского интерьера.

Ампир (фр. empire - империя) - поздний классицизм. Наиболее полно этот стиль проявился именно в облике интерьеров. Связано это был с тем, что Наполеон хотел показать значимость своей империи не только как военной державы, но выделяющейся своим образом жизни. И вскоре после своего провозглашения императором стал возрождать аристократические элементы этикета двора Людовика XVI. С 1801 по 1812 г. архитекторы Ш. Персье и П. Фонтена опубликовали «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки», ставшее руководством для украшения своих домов не только во Франции, но и во многих европейских странах, в том числе и России. Основные декоративные мотивы стиля ампир: элементы древ-

неримского военного снаряжения - легионерские знаки с орлами, связки копий, щитов, пучки стрел, ликторские топоры; мотивы египетского искусства и наполеоновская эмблематика - монограмма Наполеона, императорские короны, пчел (традиционный символ трудолюбия), которых Бонапарт избрал своим символом. Орлы становятся не только геральдическим символом, но используются как орнаментальный декоративный элемент, вписывавшийся в декоративную канву разнообразных предметов и вещей, предметов искусства: в плафонах, на стенах, в коврах, мебели, серебре, фарфоре. Столь же распространен мотив звезд, заполнявших орнаментальные плоскости наряду с пчелами. Как верно считает М. Б. Пиотровский, ампир «исподволь готовил стиль историзма»1.

Действительно, мы видим, что в интерьерах ампира одни комнаты делаются в восточном вкусе (турецкий будуар Гортензии, королевы Голландии в отеле Евгения Богарне), зал Совета в любимом дворце Наполеона Мальмезоне решен в виде шатра, поддерживаемого пиками, фасциями, значками-инсигниями. Многие комнаты отделываются в «египетском» духе, наряду с примыкающими к ним чисто классицистическими комнатами. И все же интерьер этого периода обладал чертами органичности и цельности. Эстетическое начало доминировало над практическим, что делало эти интерьеры не-

С. Т. Махлина

достаточно комфортными. Т. В. Раппе убедительно показывает, что «в хронологические границы этого стиля следует включить самые последние годы XVIII в. после Французской революции до первой четверти XIX в. стиль - Директории 1795-1799, Консульства 1799-1804, собственно ампир 1804-1815 и Реставрации в самом его начале, когда она является ничем иным, как продолжением эволюции европейского неоклассицизма»2. Одним из авторов, способствовавших становлению стиля ампир, был живописец Ж.-Л. Давид, заказавший Ж. Жакобу мебель по сделанным им рисункам. Именно Давид разрабатывал не только эскизы мебели, но и детали оформления интерьера. Большое значение в этом стиле играли светильники и бронзовые детали мебели. Одним из ярких бронзовщиков этого стиля был П.-Ф. Томир. Он делал зеркальные плато с многочисленными канделябрами, конфектурами, скульптурными группами, конечно же, часы, получившие название по его имени. Ампир использует в интерьерах огромное количество предметов из бронзы - торшеры, бра, сюрту де табли, часы и т. п.

Наиболее полно ампир проявился во Франции и России. Однако господство Наполеона в Италии, Испании и Австрии способствовало тому, что Франция заимствовала в искусстве покоренных стран новые идеи, что плодотворно сказалось на стиле ампир. За образец брались не утонченные произведения искусства Греции и Этрурии, что было характерно для классицизма. В противовес классицизму, ампир следовал величественному искусству Римской империи. По сравнению с интерьерами классицизма, изысканными и легкими, интерьеры ампира несколько тяжеловесны, монументальны и нарочито статичны. Суровая лаконичность полированных поверхностей красного дерева оживляется рельефной, вызолоченной бронзой, но повторение одних и тех же мотивов создает некую монотонность, все же приобретая некую величественность. Основная цветовая палитра интерьеров этого стиля - пурпур, изумрудная зелень, золото, создающих дорогую тяжеловесную атмосферу. Часто соединяются красный и зеленый. Используют смелое сочетание сиреневого и бежевого цветов. В обилии используются желтые ткани, хорошо сочетавшиеся с золоченой резьбой потолка и стен. Для интерьеров ампира характерны парадность и торжественность. Потолки делались белоснежными, украшаясь золотой резьбой. Стены же по контрасту покрывались интенсивно окрашенными тканями. На полы клали яркие ковры. Для интерьера ампира характерно обилие драпировок и декоративных тканей на стенах, окнах, над кроватя-

ми. Помимо тканей, широко используются обои, шпалеры, ковры.

В моде в интерьере ампира были настольные фарфоровые украшения, сервизы и вазы из фарфора и бисквита. «Материал как таковой мало интересует художников, стюк имитирует мрамор, расписные обои - живопись, окраска поверхностей предметов - порфир, вещи часто золотятся, что придает им еще более помпезный характер»3. Большое влияние на стиль ампир оказал поход Наполеона в Египет. Во многом способствовал «египтомании» Виван Денон, один из организаторов научной египетской экспедиции Наполеона, в молодости служивший при русском дворе. Опубликованные Деноном изображения египетских древностей вдохновляли многих мастеров прикладного искусства ампира. «Египетские» фигуры встречаются в мебели, в бронзовых деталях декора канделябров, часов, в сервизах, в тканях. Чаще всего в египетском стиле обставлялись спальни и будуары. В Государственном Эрмитаже хранится множество предметов обстановки этого стиля. Таков, например, стол, созданный мастером М.-Г. Бьенне по рисунку Ш. Персье и Ф.-Л. П. Фон-тена. Типичный элемент декора мебели этого времени - лебединые головы (это был атрибут Жозефины) кресел и диванов. В. Денон, став советником Наполеона по делам искусства, расширил собрание Лувра, создал там уникальный отдел античной коллекции.

В России имперская идея ампира была заменена идеей национального достоинства и народного единства. В ансамбле из 26 предметов мебели и 4 шпалер, исполненном по проекту А. Руска для Александра I в 1805-1806 гг., проявляется своеобразие русского ампира. Здесь использовались не только военные орнаментальные мотивы - связки стрел, колчаны, валторны, щиты, но и хлебный сноп с двумя серпами, аппелировавшие к народной стихии. Заметим, это было закономерно перед войной. Тем самым декларировалось равноправие античной и русской культуры.

Влияние Франции было так велико, что стиль ампир распространился на Италию, Германию и даже подчинил себе Англию.

В Англии ампир называют георгианским стилем (стиль Георга IV, 1820-1830 гг.), наступившим после стиля Регентства.

В Пруссии и Австрии этот стиль не стал определяющим, а после падения Наполеона получил развитие бидермайер, контрастировавший со стилем ампир своим тяготением в первую очередь к комфортности. Но все же он директивно насаждался при всех дворах Европы. Понятно, что сторонники Наполеона - неапо-

74

Вестник СПбГУКИ • декабрь • 2011

Ампир в России

литанские короли Жозеф Бонапарт (1806-1808) и Иоахим Мюрат (1808-1815) способствовали распространению этого стиля. В Швеции, где правил с 1813 г. Карл XIV Юхан, бывший в армии Наполеона маршалом Ж.-Б. Бернадотом, естественно, стиль этот имел государственную поддержку.

В Париже в гостиной Германтов происходит следующий разговор:

- Комод, на котором стоит цветок, тоже великолепный. Наверное, ампир? - спросила принцесса... - Правда, красивый? Я очень рада, что вы его оценили, - сказала герцогиня. -Чудная вещь. Признаюсь, я всегда обожала стиль ампир, даже когда он был не в моде. Помню, как была возмущена в Германте моя свекровь, когда я велела спустить с чердака весь дивный ампир, который Базен получил в наследство от Монтескью, и обставить им флигель, где я жила. - Ваше высочество! Поверьте мне: я не подберу слов, чтобы выразить восторг, в какой вы от всего этого придете! Признаюсь, я всегда была поклонницей стиля ампир. Это. то, что выбросила на берег, отхлынув, волна египетской экспедиции, и потом то, что доплеснулось до нас от античности, все, что наводнило наши дома: сфинксы на ножках кресел, змеи, обвивающие канделябры, громадная Муза, протягивающая вам маленький подсвечник для игры в буйот или же преспокойно взобравшаяся на ваш камин и облокотившаяся на часы, и потом, все эти помпейские светильники, кроватки в виде лодок, словно найденные на Ниле, такие кроватки, что кажется, будто из одной из них сейчас покажется Моисей, античные квадриги, скачущие по ночным столикам. - На мебели ампир не очень удобно сидеть, - набравшись храбрости, вставила принцесса. - Неудобно, - согласилась герцогиня Германтская, - но, - продолжала она с улыбкой, - я люблю, когда мне плохо сидится в креслах красного дерева, обитых гранатовым бархатом или зеленым шелком. Мне нравятся неудобства, которые испытывали воины, не признававшие ничего, кроме курульных кресел, скрещивавшие в огромном зале пучки прутьев с секирой и складывавшие лавры. Уверяю вас, что у Иенских вы ни секунды не думаете о том, удобно ли вам сидеть или неудобно, когда видите перед собой фреску, а фреска изображает здоровенную бабищу Победу. вот почему в этих воинах, приносивших так много венков, что они увешивали ими даже ручки кресел, я не могу не видеть некоторого блеска!4

О стиле ампир в романе Марселя Пруста много очень точных замечаний, которые автор

вкладывает в уста герцогини Германтской: «.это такая красота!.. Какие это дивные вещи, полуэтрусские, полуегипетские. Египет стиля ампир ничего общего не имеет с подлинным Египтом, так же как их римляне с настоящими римлянами.»5.

Так же высмеивал ампир современник этого стиля, Ф. Вигель, писавший об интерьерах критикуемого направления в обустройстве интерьера в России: «Все те вещи, кои у древних были для обыкновенного домашнего употребления, у французов и у нас служили одним украшением: например, вазы не сохраняли у нас никаких жидкостей, треножники не курились, и лампы в древнем вкусе, со своими длинными носиками, никогда не зажигались»6.

В России стиль ампир проявился в полной мере. Его называли Александровский ампир. Способствовало этому и то, что сын Евгения Богарне (пасынок Наполеона), Максимилиан, был женат на дочери Николая I. Часть вещей из наследства отца, принадлежавшая Жозефине, была перевезена в Россию.

Мебель часто обивалась красным сафьяном, соответствуя моде того времени. Мебелью такого рода часто обставлялись гостиные. Пример тому - описанная А. Н. Гречем гостиная в усадьбе «Покровское-Стрешнево». Но была она не совсем удобной, часто в ущерб комфорту стремились сделать ее парадной и помпезной. Вот почему она больше подходила для гостиных, но редко использовалась в спальнях. Здесь по-прежнему были иконы, лампады, сундуки. Для ампира характерно использование в интерьере больших зеркал. Производством мебели для обстановки комнат в стиле ампир в России занимались мастерские Г. Гамбса, Тура, И. И. Баумана - в Санкт-Петербурге, в Москве - мастерская Пика.

Для современной жизни стиль ампир -весьма показательная и интересная страница в истории интерьера, которая может служить идеальной отправной точкой для создания современных жилых интерьеров.

Примечания

1 Пиотровский М. Б. Ампир как продолжение Тильзита // Под знаком орла. Искусство ампира. СПб.: Славия, 1999. С. 7.

2 Раппе Т. В. Ампир. Искусство на службе Империи Наполеона // Там же. С. 32-33.

3 Там же. С. 36.

4 Пруст М. В поисках утраченного времени. У Германтов. М.: Крус, 1992. С. 447, 448-449.

5 Там же. С. 450.

6 Цит. по: Соколова Т. М. Очерки по истории художественной мебели ХУ-ХІХ вв. Л., 1967. С. 146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.