Научная статья на тему 'Амортизирующая подушка для обеспечения безопасной транспартировки контейнеров свежего и отработанного топлива в зоне портала реакторного отделения атомных станций'

Амортизирующая подушка для обеспечения безопасной транспартировки контейнеров свежего и отработанного топлива в зоне портала реакторного отделения атомных станций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
СТАЦИОНАРНАЯ АМОРТИЗИРУЮЩАЯ ПОДУШКА / ПЕРЕДВИЖНАЯ АМОРТИЗИРУЮЩАЯ ПЛАТФОРМА / АТОМНАЯ СТАНЦИЯ / РЕАКТОРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / ПОРТАЛ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Саргсян Акоп Егишович, Гришин Андрей Сергеевич, Шапошников Николай Николаевич

Обоснована применимость амортизирующих свойств стационарной слоистой подушки асфальт гравий песок взамен съемных амортизаторов, используемых при транспортировке ТУК-13 в зоне портала реакторного отделения (РО) атомных станций (АС) и чехла транспортного автотрейлера при падении контейнера с высоты до Н = 40,00 м.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Саргсян Акоп Егишович, Гришин Андрей Сергеевич, Шапошников Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Амортизирующая подушка для обеспечения безопасной транспартировки контейнеров свежего и отработанного топлива в зоне портала реакторного отделения атомных станций»

Безопасность строительных систем. Экологические проблемы в строительстве. Геоэкология

ВЕСТНИК

МГСУ

УДК 692.1

А.Е. Саргсян, А.С. Гришин, Н.Н. Шапошников*

ОАО «Атомэнергопроект», *ФГБОУ ВПО «МИИТ»

АМОРТИЗИРУЮЩАЯ ПОДУШКА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ТРАНСПАРТИРОВКИ КОНТЕЙНЕРОВ СВЕЖЕГО И ОТРАБОТАННОГО ТОПЛИВА В ЗОНЕ ПОРТАЛА РЕАКТОРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ

Обоснована применимость амортизирующих свойств стационарной слоистой подушки асфальт — гравий — песок взамен съемных амортизаторов, используемых при транспортировке ТУК-13 в зоне портала реакторного отделения (РО) атомных станций (АС) и чехла транспортного автотрейлера при падении контейнера с высоты до Н = 40,00 м.

Ключевые слова: стационарная амортизирующая подушка, передвижная амортизирующая платформа, атомная станция, реакторное отделение, портал.

Стационарное амортизирующее устройство предлагается размещать в зоне портала реакторных отделений атомных станций для обеспечения ядерной и радиационной безопасности при транспортировке радиоактивных материалов в аварийных режимах, вызванных падением контейнера в случае обрывов несущих элементов транспортировки, т.е. троса, крюка или траверсы крана.

Прочность и герметичность сертифицированных контейнеров свежего и отработанного топлива гарантированы при падении контейнера с высоты 9,0 м на жесткую бетонную преграду [1, 2].

Верхняя отметка подъема контейнеров в зоне портала современных атомных станций достигает 40 м.

Требования ядерной и радиационной безопасности при транспортировке контейнеров в зоне портала выполняются, так как в случае падения контейнера в различных положениях с высоты до 40 м на стационарную амортизирующую подушку коэффициенты перегрузки достигают меньшего значения, нежели при падении контейнера с высоты 9,0 м на жесткую бетонную преграду.

Стационарная амортизирующая подушка выполняет функции преграды при падении контейнера в аварийном режиме в зоне портала.

Стационарная амортизирующая подушка представляет собой трехслойную среду, состоящую из верхнего слоя асфальта толщиной h1 = 0,15 м, срединного слоя гравия мощностью h2 = 0,45 м и песка мощностью h3 = 5,00 м.

Для обеспечения нахождения амортизирующей преграды в функциональном режиме необходимо содержать слои песка и гравия в неводонасыщенном состоянии. Если уровень грунтовых вод на площадке в зоне размещения портала расположен ниже отметки -5,5 м от свободной поверхности площа-дки, то в данном случае слой асфальта выполняет функции гидроизоляции слоев песка и гравия амортизирующей преграды.

В случаях, когда уровень грунтовых вод на площадке в зоне размещения портала расположен выше отметки -5,5 м от свободной поверхности площадки, то для снижения уровня грунтовых вод ниже отметки 5,5 м от свободной поверхности площадки применяется дренажная система. При этом гидроизоляцию амортизирующей подушки по боковой поверхности осуществляет металлический или пластмассовый герметичный короб, который изолирует всю боковую поверхность преграды от окружающей грунтовой среды.

© Саргсян А.Е., Гришин А.С., Шапошников Н.Н.,2012

145

ВЕСТНИК

3/2012

Рассматривается падение контейнера с заданной высоты Н на податливую преграду. Из консервативных сображений контейнер рассматривается как абсолютно твердое тело с одной степенью свободы. В данном случае при соударении вся кинетическая энергия превращается в потенциальную энергию деформации преграды. Уравнение равновесия контейнера при взаимодействии с преградой имеет вид шй() + R(t) - Q = 0. (1)

Выражение результирующей реакции преграды на контейнер, возникающей при их взаимодействии, имеет вид

0+ть •*-</)' (2)

где uz (t) — перемещение центра тяжести контейнера за счет деформации преграды в процессе их взаимодействия.

За начало отсчета времени принимается начальный момент соударения контейнера с преградой. Следовательно, начальные условия задачи записываются в виде t = 0, uz (0) = 0, uz (0) = v0 =j2gH. (3)

Квазистатическая и мгновенная жесткости преграды определяются по следующим выражениям [3]: 4GR

с- = (4)

Первое слагаемое в выражении мгновенной жесткости преграды характеризует излучение энергии в преграду, а второе слагаемое — рассеяние энергии за счет внутреннего трения в среде преграды

Здесь приняты следующие обозначения: М — масса контейнера; Q — вес контейнера; у0 — скорость падения контейнера с высоты Н, или то же самое, что начальная скорость движения контейнера при соударении с преградой; Я — радиус подошвы контейнера при вертикальном падении, или радиус контактной поверхности взаимодействия с преградой; р — плотность материалов среды преграды; д — коэффициент Пуассона материалов среды преграды; О — динамический модуль сдвига материалов среды преграды.

Из совместного рассмотрения уравнения равновесия и выражения результирующей реакции преграды получим уравнение движения контейнера в процессе взаимодействия с преградой в виде

!/(/)+ 2П ■ й (/)+ ОГ

П-

где g — ускорение силы тяжести; п = ; со =

(6)

Решение уравнения движения контейнера в процессе взаимодействия с преградой при начальных условиях I = 0, и 2 (0) = 0, и,г (0) = ^2gH имеет вид

Q , „-

+ е

nt

f \

1 Q

v0 -n —

C01 с

z у

Sin COjf -

Q

COSCOjf

(7)

где Ю] = V (О — п .

Выражение для результирующей реакции, действующей на контактной поверхности контейнера с преградой в процессе их взаимодействия принимает вид

(9)

R,{t)=Q + Ае nt sin(coji + а);

Безопасность строительных систем. Экологические проблемы в строительстве. Геоэкология

ВЕСТНИК

МГСУ

Выражение для определения максимального значения результирующей реакции преграды или ударной нагрузки на контейнер принимает вид

Я™ = 0 + Ае-4,

где tt =

1

со.

argt q

ю,

-a

Выражение для коэфс

Rmax A

K = = 1 + -e-n

Q Q

)ициента перегрузки окончательно приобретает вид

(10)

(11)

На рисунке изображены графики функции коэффициента перегрузки контейнера ТК-13 Квозникающей при соударении с преградой, в зависимости от высоты падения контейнера в вертикальном положении при различных значениях приведенного динамического модуля сдвига материалов трехслойной преграды.

Коэффициент перегрузки контейнера K , возникающей при соударении с преградой, в зависимости от высоты падения H при различных значениях динамического модуля сдвига материалов преграды G, мПа.

Из приведенных на рисунке результатов вытекает, что для обеспечения прочности и герметичности контейнера при его падении с высоты до Н = 40 м необходимо обеспечить для приведенного динамического модуля сдвига материалов трехслойной преграды выполнение условия G < 100 МПа.

В техническом отношении предлагаемое конструктивное решение варианта стационарной амортизирующей подушки по отношению к передвижной амортизирующей платформе несопоставимо проще для реализации, экономично, функционально более надежно, а также обладает более высоким уровнем показателей для обеспечения безопасности при аварийных режимах при транспортировке контейнеров в зоне портала.

Библиографический список

1. Нормы МАГАТЭ по безопасности. Правило безопасной перевозки радиоактивных веществ. Вена, 1991. 132 с.

2. НП-053-04. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов. М., 2004. 134 с.

3. ASCE STANDART. Seismic Analysis of Safety Related Nuclear Structures. Aproved September. 1998. 65 р.

Поступила в редакцию в феврале 2012 г.

Safety of building systems. Ecological problems of construction projects. Geoecology

147

вестник 3/2012

Об авторах: Саргсян Акоп Егишович — доктор технических наук, профессор, начальник отдела динамики и сесмостойкости, ОАО «Атомэнергопроект», 105005, Москва, ул. Бакунинская, д. 7, 8-(495)-315-91-74, sargsian_ae@aep.ru;

Гришин Андрей Сергеевич — главный научный сотрудник отдела динамики и сесмостойкости, ОАО «Атомэнергопроект», 105005 Москва, ул. Бакунинская, д. 7, 8-(495)-315-91-74, sargsian_ae@aep.ru;

Шапошников Николай Николаевич — член-корреспондент РААСН, доктор технических наук, профессор кафедры системы автоматизированного проектирования транспортных конструкций и сооружений, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (ФГБОУ ВПО «МИИТ»), 127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, acad_miit@ mail.ru.

Для цитирования: Саргсян А.Е., Гришин А.С., Шапошников Н.Н. Амортизирующая подушка для обеспечения безопасной транспортировки контейнеров свежего и отработанного топлива в зоне портала реакторного отделения атомных станций // Вестник МГСУ 2012. № 3. С. 145—148.

References

1. Normy MAGATE po bezopasnosti. Pravilo bezopasnoy perevozki radioaktivnykh veshchestv. Vena, 1991, 132 p.

2. NP-053-04. Pravila bezopasnosti pri transportirovanii radioaktivnykh materialov. IVIoscow, 2004. 134 p.

3. ASCE STANDART. Seismic Analysis of Safety Related Nuclear Structures. Aproved September. 1998. 65 p.

About the authors: Sargsyan Akop Egishovich — Candidate of Technical Sciences, Professor, Head of Department of Dynamics and Earthquake Resistance, Atomenergoproekt Research, Design and Development Institute, Joint Stock Company (JSC AEP), 7 Bakuninskaya st., Moscow, 105005, Russia; sargsian_ae@aep.ru; 8 (495) 315-91-74;

Grishin Andrey Sergeevich — Principal Researcher, Department of Dynamics and Earthquake Resistance, Atomenergoproekt Research, Design and Development Institute, Joint Stock Company (JSC AEP), 7 Bakuninskaya st., Moscow, 105005, Russia; sargsian_ae@aep.ru; 8 (495) 315-91-74;

Shaposhnikov Nikolay Nikolaevich — Doctor of Technical Sciences, Associate Member of the Russian Academy of Architectural and Civil Engineering Sciences, Professor, Department of Systems of Computer-Aided Design of Transportation Structures and Constructions, Moscow State University of Railroad Engineering (MSURE), Office 7720, Building 9, 9 Obraztsova St., Moscow, Russia; acad_miit@mail.ru.

For citation: Sargsyan A.E., Grishin A.S., Shaposhnikov N.N. Amortiziruyushchaya podushka dlya obespecheniya bezopasnoy transportirovki konteynerov svezhego i otrabotannogo topliva vzone portala reaktornogo otdeleniya atomnykh stantsiy [Absorbing Bag Designated for Safe Transportation of Containers Full of Fresh or Spent Fuel in the Portal Section of the Reactor Compartment of Nuclear Power Plants]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering], 2012, no. 3, pp. 145—148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.