Научная статья на тему 'АМИР ТЕМУР-ВЛАДЕЛЕЦ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ'

АМИР ТЕМУР-ВЛАДЕЛЕЦ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
духовность / культура / дворец / "Тимур тузуклари" / справедливость / созидание / spirituality / culture / Palace / "Timur tuzuklari" / justice / creation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жаббарова Ё.Х.

В данной статье научно освещены вопросы созидательной работы, духовности и культуры, осуществленные в период Великого государственного деятеля Амира Темура и Темуридов. также была представлена информация о текущем значении материального и духовного наследия, созданных Амиром Темуром и темуридами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMIR TEMUR - OWNER OF CREATIVE WORKS

This article provides scientific coverage of the issues of creative work, spirituality and culture carried out during the period of the Great statesman Amir Temur and the Temurids. information was also provided on the current significance of the material and spiritual heritage created by Amir Temur and the Temurids.

Текст научной работы на тему «АМИР ТЕМУР-ВЛАДЕЛЕЦ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ»

УДК 908

Жаббарова Ё.Х. преподаватель Школа №40 Чартакского района Узбекистан, Наманган

АМИР ТЕМУР-ВЛАДЕЛЕЦ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Аннотация: В данной статье научно освещены вопросы созидательной работы, духовности и культуры, осуществленные в период Великого государственного деятеля Амира Темура и Темуридов. также была представлена информация о текущем значении материального и духовного наследия, созданных Амиром Темуром и темуридами.

Ключевые слова: духовность, культура, дворец, "Тимур тузуклари", справедливость, созидание

Jabborova Yo.Kh.

teacher Uzbekistan

AMIR TEMUR - OWNER OF CREATIVE WORKS

Abstract: this article provides scientific coverage of the issues of creative work, spirituality and culture carried out during the period of the Great statesman Amir Temur and the Temurids. information was also provided on the current significance of the material and spiritual heritage created by Amir Temur and the Temurids.

Key words: spirituality, culture, Palace, "Timur tuzuklari", justice, creation

В то же время, обращая внимание на дальнейшее повышение духовности нашего народа, очень важно наслаждаться богатым, духовным наследием наших предков, являющихся образцами духовного совершенства. Они превосходные, уникальные, бесценнее и несравнимо больше, чем месторождения дюралювиальных руд.

Духовность эпохи Темуридов - это огромное сокровище, украшенное изящными буквами в истории нашей страны. Изучение таких духовных наследий, получение духовных питательных веществ из их бесчисленных значений, наслаждение таким духовным питанием и молодым поколением и, таким образом, вклад в развитие народа, нации, Родины, общества - наши священные обязанности.

Мы можем видеть, что Сахибкиран Амир Темур был совершенным человеком, когда он говорил: "я следовал за ним, если бы я назвал". Амир

Темур добился всего лишь благодаря своим благородным качествам в жизни, деятельности и царстве нашего деда. За этим последовали армия и народ, завоевавшие уважение и следовавшие за ними.

Амир Темур всячески поощрял людей науки, культуры и искусства, создавал благоприятные условия для их творческой деятельности. В течение своей многолетней деятельности Амир Темур ценил талантливых деятелей общества и активно привлекал их к широкомасштабной созидательной работе. Особое значение для славы государства Тимуридов придают благоустроенность его центральной части-Мавераннахра, особенно столицы-Самарканда. Власть государства Тимуридов особенно проявилась в архитектуре. Сахибкиран имел обычай отмечать каждое торжество, радостное событие, воздвигая величественный памятник архитектуры. С этой целью сотни умелых кирпичовщиков, привезенных из Индии, среди известных мастеров Шероза, Исфакона и Дамаска, местные мастера возводят в стране красивые замки-сооружения. Амир Темур построил в Тебризе мечеть, дворец в Шерозе, медресе в Багдаде, мавзолей на могиле известного в Туркестане Ахмада Яссави.

Амир Темур проявил свою щедрость и покровительство при возведении высших имений в Шахрисабзе и Самарканде. Он построил мавзолей на могиле своего отца и сына Джахангира в Шахрисабзе. Он также построил большую мечеть джомеу. В Шахрисабзе вырос знаменитый Аксарайский Кади, перешедший в мир. Крыша, рвы и стены этого величественного дворца были украшены синими, арабскими узорами золотистого цвета, цветочными резными заклепками. Среди цветочных узоров печного и парчового потолка знаменитой резиденции Оксарой в Шахрисабзе стоит восклицательный знак: "если вы не верите в нашу силу и мощь, вы будете поклоняться нашим замкам". Такая же цель предусмотрена при строительстве мавзолея Ахмада Яссави в городе Туркестане. Этот мавзолей является самым уникальным среди архитектурных памятников мусульманского Востока.

Город Самарканд, полностью разрушенный во время монгольского нашествия во времена Амира Темура, был заново отстроен заново по -новому, от своего прежнего местоположения на юге. Город был окружен крепкой новой крепостной стеной с шестью воротами, носящей такие названия, как тевараги Оханин, Шайхзода, Чорсу, Коризгох, Сюзангаран и Феруза. За городом были построены казармы Эмира Темура, построены казармы и Бастионы.

Во время церемонии передачи ханов на царский трон в Куксарой был установлен трон из камня - утка, который переносил их на белую овцу. Кроме того, в арке располагались такие замки, как государственная канцелярия, оружейная мастерская и оружейная лавка, монетный двор, тюрьма.

Амир Темур обратил внимание на строительство в Самарканде дворцов, мечетей, медресе, мавзолеев. А за пределами города строятся сады и рощи. Находившийся в Самарканде в 1403-1404 годах испанский посол Клавихо Амир был поражен созидательной работой Темура. В этот же период был построен такой архитектурный памятник, как Шахизинда, мечеть "Бибиханим" джомеу. В этот период в Самарканде, кроме новых, красивых и величественных зданий, увеличилось количество махаллей ремесленников различных профессий. Амир Темур создал все условия для ремесленников в этих махаллях.

Райские сады, созданные Сахибкиран Амиром Темуром, были реальной реальностью без фантазии. Это особо отмечено в работах историков о садоводческой промышленности Темура. Сад, построенный с умом, трудолюбием, мастерством умелых архитекторов, опытных владельцев, таких как Дилкушо, сад кленов, сад ветров, сад Бихишт, сад высоких, сад Нави, Сад мира, Садовая площадь и красивая зелень в них являются образцами искусства того времени. По строению сады делятся на 2 вида. Сады первого типа представляют собой прямоугольные скаты, вытянутые почти на 1 км с каждой стороны. Сады второго типа не имеют геометрической формы, они построены на естественном стволе деревьев и кустарников. Такие сады предназначены для того, чтобы сделать правителя шикарным. Растительный и животный мир этих видов садов невероятно богат. Летом 1402 года Амир Темур отправил письма на имя Карла VI и Генриха IV через специальных послов во Францию и Англию. Послы прибывают в Париж в мае 1403 года. Послы предлагают обеспечить, чтобы торговцы обеих стран вели свободные торговые отношения, и если король и герцог согласятся, то эта свободная торговля будет подкреплена соответствующим соглашением или соглашением. Поэтому Сахибкиран Амир Темур в письме королю Франции Карлу VI особо подчеркивает это: "после этого мы были бы очень рады, если бы ваши(люди) пошли на наши земли и наши(люди) в вашу страну в эпоху предков, когда они аплодировали вам и нашему имени повсюду, когда торговцы нашей страны приносили прибыль. Надо сказать, что теперь в нашей стране будет обеспечена безопасность ваших трейдеров".

В ответном письме, адресованном королю Франции Карлу VI 15 июня 1403 года Амиру Темуру, было сказано, что предложения Амира Темура были с удовлетворением приняты Францией.

Материальное и духовное наследие, созданное в период Темура и Темуридов, имеет важное значение для развития культуры эпохи Возрождения в Центральной Азии, а также в последующие периоды, сохранение такого огромного наследия является обязанностью как наших, так и будущих поколений.

Использованные источники:

1. Ахмедов Н. Амир Темур: легенда и правда. -Ташкент, 1996.

3. Дадабоев Х.. Военные походы Амира Темура. -Ташкент, 1996.

4. Назаров К. (коллектив авторов). Национальная идея: словарь пропагандистских технологий и терминов. Ташкент, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.