Научная статья на тему 'АМИР ТЕМУР - ПОКРОВИТЕЛЬ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ'

АМИР ТЕМУР - ПОКРОВИТЕЛЬ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЯЯ АЗИЯ / АМИР ТЕМУР / НАУКА / КУЛЬТУРА / УЗБЕКСКИЙ НАРОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жабборов З.А.

На основе исследования предлагается определить основные направления деятельности Амира Темура как покровителя науки и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMIR TEMUR - PATRON OF SCIENCE AND CULTURE

On the basis of the study, it is proposed to identify the main activities of Amir Temur as a patron of science and culture.

Текст научной работы на тему «АМИР ТЕМУР - ПОКРОВИТЕЛЬ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ»

Жабборов З.А. студент кафедра истории Наманганский государственный университет Республика Узбекистан, г.Наманган

АМИР ТЕМУР - ПОКРОВИТЕЛЬ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

Аннотация: На основе исследования предлагается определить основные направления деятельности Амира Темура как покровителя науки и культуры.

Ключевые слова: Средняя Азия; Амир Темур; наука; культура; узбекский народ.

Jabborov Z. student department of hisrory Namangan state University Uzbekistan, Namangan

AMIR TEMUR - PATRON OF SCIENCE AND CULTURE

Abstract: On the basis of the study, it is proposed to identify the main activities of Amir Temur as a patron of science and culture. Keywords: Central Asia; Amir Temur; science; culture; Uzbek people.

Амир Темур внес огромный вклад в восстановление национальной экономики, отстройку городов и благоустройство страны, пришедшей в упадок в результате многолетних феодальных конфликтов и междоусобных войн. Хорошо известно, что многие города Мавераннахра, разрушенные после нашествия Чингисхана, лежали в руинах или в полуразрушенном состоянии.

В 1371-1372 годах были восстановлены крепость Самарканда и ее стены, Шахристан и его шесть ворот (Шахзаде, Аханин, Феруза, Сузангаран, Кариз-гах, Чорсу). По приказу Темура в Самарканде были построены два больших четырехэтажных здания: Кок-сарай и Бустон-сарай. В Кок-сарае располагались казначейство, мастерские и тюрьмы. При Темуре были перестроены улицы города, благоустроены базары. В Самарканде ежегодно продавались товары, привезенные из Китая, Индии, Татарстана и других мест, а также из богатейших царств Самарканда. Поскольку город был не особенно шумным и в нем было легко торговать, Темур приказал проложить в городе улицу с магазинами и палатками по обеим сторонам для продажи товаров [2, с. 56].

Амир Темур уделял особое внимание благоустройству мест, которые были священными для каждого мусульманина. Одним из таких мест был Шахи-Зинда - мавзолей, где во времена Темура были похоронены Ульджа Айим, Туглук текин, его старшая сестра Кутлуг Туркан-ага и младшая сестра Ширин-ака. Известно также, что в Шахи-Зинде по приказу Туман-аги, старшей жены Амира Темура, был построен ряд зданий: мечеть, жилище для аскетов, святилище и чалтак, а в Чорсу - крытый торговый зал в Самарканде. Знаменитый Рухабад (гробница Бурханид-дина Согарджи), гробница шейха Ходжи Нуриддина Басира, известная как Кутби чахардахум, и семейная гробница Гур-Эмир также были построены в эпоху Темура.

Благодаря усилиям Амира Темура в Самарканде было построено множество общественных зданий, включая мечети, медресе, аскетические монастыри, караван-сараи и бани. Медресе Бибиханум (1399-1404) было построено в конце XIV - начале XV веков [1, с. 88].

Вблизи Самарканда новые города были основаны Амиром Темуром. В этом есть глубокое сознание и политический расчет. Амир Темур пытается сказать, что Самарканд и его страна были центром мира, а столицы других стран - спутниками, вращающимися вокруг него. В период 1378-1404 годов Амир Темур создал в Самарканде и его окрестностях прекрасные загородные сады: Баджи Биеншт, Баджи Дилкуша, Баджи Шамал, Баджи Бурди, Баджи Нава, Баджи Заханума, Баджи Тахти Карача и Баджи Дафлатабад. Посреди них был построен великолепный дворец с фонтанами и цветочными клумбами перед ним. Особняки, были красивыми и величественными. Эти дворцы, как правило, были двухэтажными, с мраморными колоннами, внешние стены были украшены разноцветными изразцами, а внутренние - красивыми пейзажами и картинами [3, с. 117].

Самарканд во время правления Темура стал богатым и красивым городом. По словам историка Хафиза Абуллу, «Темур отстроил Самарканд из глины и возвел здания из камня».

Амир Темур также улучшил состояние своего родного города Шахрисабз. Он восстановил разрушенные стены, оборонительные сооружения и гробницы святых, построил величественные дворцы, мечети, медресе, гробницы, базары и бани. Аксарай, построенный между 1380 и 1404 годами, и гробница семьи Дар уус Саадат, построенная в 1380 году, сохранились до наших дней.

Амир Темур благоустроил города Яссы (современный Туркестан), Бухару и др. В 1398 году по его приказу над могилой Ходжи Ахмада Ясави, великого отца всех тюрков и поэта, было построено великолепное сооружение мавзолея с двумя куполами. в 1388 году он восстановил город Бенакерт, разрушенный во время вторжения в Чинже, под названием

Шахрухия (назван Темуром в честь своего младшего сына Шахруха) [4, с. 54].

Благодаря поддержке и усилиям Темура в городах Мавераннахра, особенно в Самарканде, Бухаре и Яссах, широко развивались искусства и ремесла. Живописные рисунки, выполненные на стенах гробниц Ширин-бека-ага (1385) и Туман-ага (1405) в Шах-и-Зинда, свидетельствуют о виртуозной работе кисти мастеров Мавераннахра.

Искусство миниатюрной живописи также развивалось в Самарканде в течение XIV и XV веков. Миниатюры, украшающие «Шахнаме» Абулкасыма Фирдоуси и «Избранные иранские поэты» (конец XIV века), являются результатом большого таланта художников Мавераннахра.

Среди художников и каллиграфов Самарканда особое место занимают мастера Абдулхой, Пир Ахмад Багишамали и Ходжа Бангир Табризи.

В этот период дальнейшее развитие получило прикладное искусство. Ремесленники Центральной Азии прославились резьбой по дереву и камню, изготавливали предметы быта и украшения из золота, серебра, меди и драгоценных камней. Об этом свидетельствуют большие железные горшки и подсвечники в гробницах Ходжи Ахмада Ясави в Туркестане и Шай-Зинде, а также подсвечники в гробнице Гуль Амира (с выгравированным на них именем Амира Темура) и кольцо на двери в Шай -Зинде [2, с. 117].

Наука, особенно теология, право, математика, астрономия, медицина, история, философия, литература, музыковедение и поэтика, получили широкое развитие в эпоху Темуридов. «Зафарнама»" Шарафиддина Али Йезди и «Аджаиб уль-Макдур фи тарихи Темур» Ибн Арабшаха (Предсказанные чудеса в истории Темура) дают краткую, но очень ценную информацию об этих представителях науки. Это ученый -богослов Джалаледдин Ахмад Хорезми, правоведы Абд аль-Малик, Исамеддин и шейх Шамседдин Мухаммад аль-Джазари, талантливый астролог Маулана Ахмад, музыковед Абд аль-Кадир аль-Марадж. Сафиадин и Ардаше Чанджи, отец и сын, художники Абдулкай Багдади и Пир Ахмед Баджи Самоли, философы Саадеддин Тафтазани и Мирсаид Шариф Джургани [1, с. 99].

В целом, очевидно, что Амир Темур, в отличие от своих предшественников не жалел сил на заботу о тех, кто посвятил себя науке, культуре и искусству, и на их финансирование.

Использованные источники:

1. Абдунабиев А.Г. Этническое формирование узбекского народа / А.Г Абдунабиев. - Т.: Наука, 1998. - 332 с

2. История Узбекистана / под ред. П.Р. Иващенко. - М.: Наука, 2017. - 516 с.

3. Мандральская Н.В. Узбекистан / НВ. Мандральская. - СПб: Питер, 2018. - 215 с.

4. Саидова М.М.Средняя Азия - один из очагов мировой цивилизации / М.М. Саидова. - СПб: Питер, 2015. - 623 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.