Научная статья на тему 'Американское общество и индейская политика властей в 1877-1881 годах. '

Американское общество и индейская политика властей в 1877-1881 годах. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
455
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СЕКЦИИ / ИНДЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов И. Ю.

В статье показаны принципиальные противоречия между Севером США, с одной стороны, Западом и Югом, - с другой, по индейской проблеме. Общественность Северо-Востока, мало сталкивавшаяся с краснокожими, с позиции гуманизма добивалась окультуривания аборигенов. Аграрные западные штаты, поддержанные южанами, сталкивались с индейцами, которые мешали им в освоении территории. Отсюда - жесткая позиция в отношении краснокожих. Либеральная власть склонялась к политике гуманизации, продолжая, однако, одновременно и переселение племен в резервации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Американское общество и индейская политика властей в 1877-1881 годах. »

УДК - 94.323.13(73)(=1-86)

АМЕРИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ИНДЕЙСКАЯ ПОЛИТИКА ВЛАСТЕЙ

В 1877-1881 ГОДАХ.

И.Ю. Иванов

В статье показаны принципиальные противоречия между Севером США, с одной стороны, Западом и Югом, - с другой, по индейской проблеме. Общественность Северо-Востока, мало сталкивавшаяся с краснокожими, с позиции гуманизма добивалась окультуривания аборигенов. Аграрные западные штаты, поддержанные южанами, сталкивались с индейцами, которые мешали им в освоении территории. Отсюда - жесткая позиция в отношении краснокожих. Либеральная власть склонялась к политике гуманизации, продолжая, однако, одновременно и переселение племен в резервации.

Ключевые слова: американское общество, секции, индейская политика, образование, гуманизация, гражданство.

Противоречия между секциями - основными регионами страны - определили социальный запрос общества к властным структурам в решении индейской проблемы. Промышленно-развитые северовосточные штаты с сильными позициями религиозных и филантропических объединений протестантского толка высказывались за превращение дикаря в цивилизованного человека: настаивали на христианизации племен, введении всеобщего образования, предоставлении гражданских прав. Часто жители Севера проявляли умозрительный, книжный интерес к индейцам, а люди Запада сталкивались с ними в реальной жизни и не разделяли иллюзий о «дружелюбном» дикаре. Для населения аграрных западных штатов аборигены служили препятствием в развитии капиталистического хозяйства региона [15, р.21]. Юг поддерживал Запад в стремлении освоить территории краснокожих. Последние две секции настаивали на переселении или жестоком вытеснении «детей прерий», выражали крайние взгляды на решение проблемы индейцев.

Отметим, что еще в первой половине XIX в. американцы оттеснили аборигенов из прибрежных восточных штатов, и продолжили осваивать континент, продвигать фронтир -подвижную границу, не имевшую четких очертаний, на Запад. Перепись населения 1870 г. документирует 383712 индейцев, из которых 234740 проживало за Аппалачскими горами. Большинство коренных жителей континента было сосредоточено за пределами густонаселенных северных штатов: на Аляске, Аризоне, Неваде, Монтане, Территории Дакота, Индейской территории (позднее штат Оклахома) [10, р.21].

Во второй половине XIX в. рост населения западных штатов, вторжения белых на территории аборигенов, коррупция в агентстве по делам индейцев осложняли отношения с краснокожими. Военные действия и связанные с ними значительные финансовые расходы на содержание армии подталкивали к необходимости пересмотреть индейскую политику. Официальные лица признавали, что американцы находятся в состоянии «постоянной войны» на фронтире, где коренные жители континента вынуждены «искать другую порцию земли пригодную для охоты» [4, р.6]. Элиты США стояли перед выбором: окультуривание и гуманизация или продолжение силовой политики в отношении коренного населения континента. Вопрос можно поставить и по - другому: «Кто будет решать индейский вопрос гражданское общество и интеллигенция или армия, разум или грубая сила?». Эти противоречия влияли на позицию конгресса и действия администрации в 1877-1881 гг.

Особую роль в процессе принятия решений играли образованные верхи Новой Англии, которые призывали полностью передать надзор и управление краснокожими министерству внутренних дел или организовать отдельный департамент. Это не только вело к гуманизации индейской политики, но и покончило с дуализмом в организации административного аппарата. Причину двойственности надо искать в 1849 г.- дате создания министерства внутренних дел, которому передали часть агентств военное министерство, финансов и военно-морское. Армия не желала терять контроль над индейцами, поэтому функции разделили, достигнув необходимого компромисса: военные обеспечивали охрану поселенцев и оживленных маршрутов от воинствующих племен, препятствовали выходу аборигенов из резерваций, в ее обязанности входила также защита индейцев от вторжений белого человека; министерство внутренних дел интересовало соблюдение обязательств по договорам, благосостояние индейцев, образование, христианизация, примирение племен.

Проблемы возникали и в связи с коррупцией. Правительство США ежегодно выплачивало индейцам проценты за проданные земли (примерно 200 тыс. долл.). Во время администрации У. С. Гранта (1869-1877 гг.) только 20 центов с доллара приходили к краснокожим [1, с.53]. Общество настаивало на изменениях в работе госструктур. Борьба за передачу бюро по делам индейцам МВД, предложения по

реформированию аппарата управления являли собой административно-государственную составляющую политики гуманизации.

Направлением работы общественных организаций являлось создание новой системы образования индейцев. До 1877 г. кочевые индейцы считались неспособными к систематическому обучению, что усиливало аргументацию Запада и Юга. Интеллектуалы не могли допустить жесткого притеснения коренного населения, поэтому приступили к инновациям в образовании. В нововведениях просматривались четыре главных взаимодействующих элемента: личная инициатива, активное участие высших образовательных учреждений, работа миссионерских обществ, помощь и покровительство администрации. Локомотивом движения выступил Хамптоновский институт во главе с генералом С. С. Армстронгом, который в апреле 1878 г. организовал школу в Виргинии для чернокожих и одновременно позволил проводить эксперименты по обучению семнадцати пленных индейцев [16, p. 108-111]. Положительные результаты подвигли руководителя индейского направления Р. Г. Пратта (Pratt) попросить разрешения у министра внутренних дел К. Шурца и главы военного департамента Дж. МакКрери открыть отдельную школу для аборигенов в покинутых армией бараках в местечке Карлисл (штат Пенсильвания). Администрация поддержала инициативу и уже в октябре 1879 г. восемьдесят четыре ученика из племени сиу начали обучение [5, р.15]. Число воспитанников росло и к июню 1880 г. в учебномзаведенииполучали образование двести тридцать девять детей разной племенной принадлежности. Отдельным аспектом являлась борьба с язычеством, приобщение к христианству. Вера и образование шли рядом, отсюда -образовательно-религиозное направление работы с индейцами. Важность его в том, что впервые возможность усвоения знаний краснокожими получила подтверждение со стороны гражданского учреждения. Сорок седьмой конгресс, несмотря на негативные моменты (плохие условия и случаи смерти среди воспитанников школы в Карлисл), признал эксперимент удачным [6, р.176].

Благодаря массово-просветительской работе общественности появился устойчивый интерес к ассимиляции, образованию, культуре индейцев со стороны всех слоев населения; аборигены стали неотъемлемой частью народного сознания, в нем укоренилась мысль об уникальности индейцев как атрибута американской цивилизации. На мировоззрение американцев в указанный период оказали влияние две книги, опубликованные в 1879 и 1881 г. Первая «Наша забота об индейцах» ("Our Indian Wards") принадлежит перу Дж. Уи. Менипенни, который служил чиновником по делам индейцев во время администрации Ф. Пирса. Юридические разногласия между военным министерством и внутренних дел в разрешении индейской проблемы находятся в центре повествования [8]. Вторая-творение X. X. Джексон «Век бесчестия» ("A century of Dishonor"). Книга представляет подборку документов. Они иллюстрируют отношения правительства с двенадцатью племенами [9]. Каждый член конгресса получил копию книги [13, р.86-111]. Вплоть до своей смерти в 1885 г. Х.Х. Джексон путешествовала с лекциями по стране, печатала статьи, «изобличающие преступления правительства» против краснокожих.

Выездные лекции и костюмированные шоу несли знания о нравах, быте индейцев простым американцам. О переселении и гибели части племени понка широкие слои населения узнали из выступлений вождя Стоящего Медведя и индейской девушки Ясные Глаза. В Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке, Бостоне граждане США приходили слушать о приключениях понка. Перед началом лекции слово предоставлялось выдающемуся оратору Венделу Филлипсу, который вводил присутствующих в суть проблемы. В 1882 г. Буффало Билл Коуди организовывает индейское шоу и отправляется в турне по стране [11, р. 59]. Инсценировки сражений между белыми и краснокожими производили неизгладимое впечатление на зрителей [14, р.7]. Формируется образ индейца как антипода «дядюшки Сэма»: отважного, честного, преданного, бескорыстного жителя прерий, равнодушного к благам цивилизации. То был миф, воспетый позднее киноиндустрией Голливуда.

Президент, министр внутренних дел, администрация, относились к индейцам снисходительно, патерналистски. Они надеялись, что благодаря элементарному образованию, в особенности трудовому обучению, индейцы станут фермерами, пастухами, рабочими, перевозчиками грузов, обзаведутся собственностью, получат право гражданства, примут участие в политической жизни страны. Глава государства придерживался умеренной позиции в отношении аборигенов, стремился к смягчению индейской политики, и в этом был близок к штатам Севера.

В начале его правления осенью 1877 г. возобновились слушания конгресса по индейскому вопросу. Законодательная власть в декабре склонилась к решению передать аборигенов военному министерству. Карл Шурц (глава МВД) выступил перед сенаторами и высказался за обучение дикарей сельскому хозяйству в резервациях, как первому шагу к самостоятельности и получению земельных участков в частную собственность. Такая политика, по его мнению, будет способствовать сохранению мира при минимальных финансовых расходах [17, с.386]. Окончательное решение было отложено, и после долгих дебатов в 1879 г. законодательная власть отвергла предложение о передаче военному министерству коренных жителей континента по нескольким причинам: количество войн с краснокожими уменьшилось; министерство внутренних дел эффективно лоббировало интересы в

конгрессе, указывая на положительные изменения в приобщении дикарей к цивилизованному образу жизни; народные избранники осознали, что управлять силой племенами неприемлемо. Положительное решение стало результатом успешной административно-государственной и образовательно-религиозной работе общества.

Запад в реализации неоправданно жестокой политики в отношении индейцев опирался на армию. Но в исследуемый период ее влияние слабеет. Исполнительная власть находилась в руках либеральных республиканцев, которые придерживались мирных методов решения проблемы индейского населения. Существовали и политические причины ослабления армии: демократическая партия стремилась реанимировать доктрину суверенитета штатов, минимизировать контроль федерального центра. С 1879 г. она получила большинство в обеих палатах конгресса и определяла законодательную политику государства. Разрешить использовать войска против индейцев значило автоматически усилить влияние центральной исполнительной власти в штатах, что вступало в противоречие с общим курсом демократов. Компромиссное решение было найдено в процедуре натурализации, предоставления гражданства.

Идея тесно увязывалась с получением образования индейцами, приобщением к цивилизованной жизни по англо-саксонскому образцу. Вопрос не считался новым в законодательстве. Конгресс наделял этими правами племена, порвавшие племенные связи, начиная с нации чокто в 1830 г., которая проживала в штате Миссисипи и Алабама, и ваяндотами в 1855 г. Во время и после войны Севера и Юга правительство продолжило процедуру натурализации индейцев. К 1878 г. гражданство США приняли почти 10 тыс. коренных жителей континента [2, р. 1130]. На предоставлении индейцам гражданства настаивали западные и южные штаты. Их интересовали земли краснокожих. Жители штата Небраска обратились к сенату с просьбой предоставить индейцам сенти сиу ^аПее) право обладать земельным участком площадью сорок акров, на оговоренной резервации [3, р. 1678]. После проведения данной операции остаток территорий переходил бы в общее пользование и подлежал распределению среди белых.

Противники предоставления гражданства индейцам акцентировали внимание на случаях распродажи переданной в собственность краснокожим земли. Например, граждане Потаватоми (штат Канзас) распродали земельные участки, возобновили статус племени и ушли на Индейскую территорию. Комиссар по делам индейцев во время первой администрации У. С. Гранта (18691873 гг.) Уолкер Ф. А. предостерегал американцев: «Эксперимент по предоставлению гражданства индейцам приведет к тому, что половина или, по меньшей мере, две трети попадут в состояние безнадежной нищеты и бедности... следствием разрыва племенных связей будет рост бродяжничества и преступлений» [7, р. 141]. Противники равенства краснокожих с белыми выступали против любого насилия и видели сам процесс превращения в цивилизованного гражданина как долгий, с учетом особенностей каждого племени и под покровительством системы резерваций [7, р.147].

Мнение правительства в вопросе о предоставлении гражданства индейцам выразил президент в обращении к законодательной власти в 1881 г. Подготовительным этапом в получении гражданства является получение индейцами обоих полов, как профессионального, так и общего образования, которое поможет обеспечить и защитить себя в цивилизованном обществе. Земли следует разделить и передать в частную собственность, неотчуждаемую на определенный период. Индейцы должны получить значительную компенсацию за свои земли, не только необходимую для приобретения индивидуальных земельных участков, но для вложений, с достаточными гарантиями получения прибыли. Если все вышеуказанные пункты соблюдены, то аборигенам необходимо предоставить гражданство [12, р.4485].

Передовая общественность США активно проводила административно-государственную, образовательно-религиозную и массово-просветительскую работу по гуманизации индейской политики. Президент разделял лучшие побуждения народа и высказывался за переход индейцев от общинной к частной собственности на землю, от кочевого к оседлому способу жизни, обучение за государственный счет, предоставление гражданских прав. Элиты через соответствующие институты отстаивали права индейцев, подталкивали правительство к реформам, христианизации племен, и в этом государственная политика отражала интересы Севера, а если узко, то Северо-Востока. С другой стороны, сельские районы Запада и Юга решительно выступали за изъятие земель краснокожих. Министерство внутренних дел прислушивалось к мнению этих регионов страны и продолжало переселение племен в резервации. Процедура предоставления гражданства как две стороны одной медали указывала путь к окультуриванию коренных жителей и, одновременно, к экспроприации земель. По сути это компромисс между Северо-Востоком и штатами Запада и Юга. Общественность прибрежных штатов желала видеть индейцев в школах, затем полноправными гражданами страны, в то время как большая часть территории краснокожих перешла бы к белым на Западе. Она не в силах была остановить давление цивилизации на племена, но смогла предотвратить большие жертвы среди индейцев, повернуть государственную политику в сторону гуманизации.

The article describes the contradiction of principle between the North, on the one hand, the West and the South - on the other, in Indian problem. The community of the North-East has a few deals with the Redskins, with the position of humanism try to get cultivation of Aborigines. The agricultural western states have been supported by the Southerners, faced with the Indians, which prevented them from the development of the territory. Hence - a tough stand against the Redskins. The Liberal government inclines to the politics of humanization, continuing, however, at the same time the relocation of the tribes to the reservations.

The key words: american society, sections, indian policy, education, humanization, citizenship.

Список литературы

1. Be. Мирополъский. Очерки столицы и правительства Соединенных Штатов Америки. Из наблюдений русского путешественника в 1878 г. // Вестник Европы. Т.6. Ноябрь 1879.

2. 45th Congress. 2nd Session. W.: GPO, 1878. 2278 p.

3. 46th Congress, 1st Session. W.: GPO, 1879. 2286 p.

4. Annual report of the commissioner of Indian affairs to the secretary of the interior for the year 1876. W.: GPO, 1876. 404 p. (Далее - Annual report for the year ...)

5. Annual report for the year 1880. W.: GPO, 1880. 568 p.

6. Annual report for the year 1883. W.: GPO, 1883. 546 p.

7. F. A. Walker. The Indian Question. Boston: James R. Osgood and Company, 1874. 265 p.

8. G. W. Manypenny. Our Indian Wards. Cincinnati: R. Clarke, 1880. 473 p.

9. H. H. Jackson. A Century of Dishonor. N.Y.: Harper & Bros., 1881. 487 p.

10.Historical census statistics on population totals by race, 1790 to 1990, and by Hispanic origin, 1970 to 1990, for the United States, regions, divisions, and states. Population Division Working Paper No.56. / ed. Campbell Gibson, Kay Jung. W.: U.S. Census Bureau, 2002. 177 p.

11.L. S. Warren. Buffalo Bill's America: William Cody and the Wild West Show. N.Y.: Alfred A. Knopf, 2005. 652 p.

12. Messages and papers of Rutherford B. Hayes. A compilation of the messages and papers of the presidents. / ed. Richardson J.D. N.Y.: Bureau of National Literature, 1897. V.10. 514 p.

13.N. Schmitz. White Robe's dilemma: tribal history in American literature. Amherst: University of Massachusetts Press, 2001. 181 p.

14.New York Times. Jan. 2. 1887.

15.P. Smith. The rise of industrial America. N.Y.: McGraw- Hill Book Co., 1984. V.6. 965 p.

16.R. H. Pratt. The Indians: Origin and History of Work at Carlisle // The American Missionary. V. 37. Issue 4. Apr. 1883.

17. The reminiscences of Carl Schurz. N.Y.: Doubleday, Page and Co., 1907. V.3. 542 p.

Об авторе

Иванов И.Ю. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.