■ ■ ■ Американское общественное мнение и российская политика администрации Трампа
Попов Н.П.
ПОПОВ Николай Петрович - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН. Москва, Российская Федерация. E-mail: popovnpkm@ mail.ru
Аннотация. Ряд высказываний нового президента США Дональда Трампа показывают, что он намеревается предпринять далеко идущие шаги в направлении нормализации отношений с Россией, развивать сотрудничество, искать пути решения разногласий в форме переговоров, установить более дружелюбный климат в отношениях двух стран. Этот подход к американо-российским отношениям он продемонстрировал еще во время избирательной кампании и продолжил в первые же недели пребывания в Белом Доме. Однако его победа на выборах и начало президентства встретили растущую негативную реакцию в двух палатах конгресса, со стороны большой части прессы, интеллигенции и значительной части общественного мнения, в том числе по поводу его российской политики. Значительное большинство американцев выражают негативное отношение к России, в то время как они оценивают позицию Трампа по отношению к России как чрезмерно позитивную. Очевидно, что возможные шаги президента по улучшению отношений между двумя странами потребуют изменения массовых настроений в стране по отношению к России и к роли Америки в мире.
Ключевые слова: российско-американские отношения, общественное мнение, президент Трамп, выборы президента, роль Америки в мире, присоединение Крыма, конфликт на Украине.
Для цитирования: Попов Н.П. Американское общественное мнение и российская политика администрации Трампа // Коммуникология. Том 5. № 2. С. 15-28 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-2-15-28
Массовые протесты по поводу победы Д. Трампа на выборах, которую многие считают нечестной, переросли в критику первых же шагов нового президента, особенно его назначений на посты руководителей администрации, жесткой политики в отношении эмигрантов и особенно его чрезмерно мягкого, некритического подхода к отношениям с Россией и В. Путиным. Если Д. Трамп действительно собирается развернуть американскую политику по отношению к России в сторону большей терпимости, сотрудничества и дружелюбия, ему предстоит преодолеть значительное сопротивление влиятельных группировок в конгрессе, в СМИ и преодолеть неприятие этих шагов в общественном мнении.
Первые же исследования общественного мнения после утверждения результатов выборов и инаугурации показали расхождения массовых настроений американцев с основными чертами внутренней и внешней политики Трампа, причем они затронули и тех, кто голосовал за него на выборах.
В результате, первая же неделя пребывания нового президента в Белом Доме показала, что он побил рекорды непопулярности за период вступления в должность - от выборов до инаугурации. Лишь 48% оценили его деятельность положительно, в то время как эта же оценка у Обамы восемь лет назад составила 74%, у Дж. Буша, в соответствующий период, - 65% и Б. Клинтона - 67%. На момент вступления в должность популярность Трампа составила лишь 40% - самая низкая оценка за последние четыре десятилетия [1]. Неудивительно, что американцы в опросах общественного мнения предрекают, что он будет наихудшим президентом за последние полвека (табл. 1). И далее оценки после месяца на посту президента составили 40%, одобряющих деятельность, на 21% ниже среднего уровня для президентов последнего полувека [2].
Таблица 1. Кто, по вашему мнению, будет лучшим президентом - Дональд Трамп или ...?
Трамп
Барак Обама 48 43
Джордж Буш 40 35
Билл Клинтон 51 41
Джордж Х. Буш 47 32
Рональд Рейган 57 17
Джимми Картер 45 42
Джеральд Форд 42 37
Ричард Никсон 40 31
Источник: Public Policy Polling, 26 January, 2017.
Эти низкие оценки популярности новоизбранного президента неминуемо распространяются и на оценки его политических и экономических программ и намерений, это относится и к его российской политике. Отчасти здесь работает эффект, известный в электоральной социологии как «фалды фрака» - одно тащит за собой другое; одновременно, низкая популярность Трампа вызывается неодобрением многих его намерений общественным мнением.
Первые же критические оценки программ Трампа в общественном мнении касались четырех важных тем. Во время кампании и в своем инаугуральном обращении Трамп акцентировал оценку положения дел в США как провальную, катастрофическую. Американцы же в целом считают, что ситуация в стране и в их материальном положении улучшается - 55% полагают, что ситуации лучше, чем в начале президентства Обамы в 2009 г.
Большинство не одобряют упорство Трампа в строительстве стены между США и Мексикой, чтобы остановить мексиканских мигрантов, другие антииммигрантские действия, снижение налогов на богатых , ослабление контроля над добычей углеводородного сырья и многие другие его предложения и программы.
Так, лишь 34% выразили поддержку намерения Трампа построить стену на границе с Мексикой, чтобы остановить незаконных мигрантов, а 53% высказались против (13% затруднились дать оценку).
Большие споры во время избирательной кампании вызвал Закон о доступном здравоохранении, принятый администрацией Б.Обамы, которым демократическая администрация гордится, как одним из своих достижений, а Трамп яростно критиковал и обещал отменить, как только придет в Белый Дом. Эта критика не прошла даром - поддержка и неодобрение закона разделились почти поровну и в значительной мере по линии раздела на сторонников Трампа и избирателей-демократов, поддержавших Х.Клинтон. 45% одобряют этот закон и 41% не одобряют, при 14% не уверенных. Но при этом попытки отменить его действие встретят значительное сопротивление населения, поскольку, благодаря ему около 40 миллионов американцев впервые получили доступ к медицинскому страхованию, особенно небогатые граждане, пенсионеры и женщины.
Опрос конца января показал, что 61% американцев выступают за то, чтобы Конгресс оставил те части закона, которые работают, и исправил то, что не работает. Лишь 30% считают, вместе с Трампом, что Конгресс должен закон отменить и разработать новый закон о здравоохранении (не уверены 9%) [3].
В конце избирательной кампании у Трампа разразился конфликт с Центральным разведывательным управлением, которое опубликовало доклад, представившего прошлое Трампа в крайне невыгодном свете. Трамп обвинил агентство в подтасовке. Однако американцы в большей степени поверили разведывательным службам - 58% доверяют им больше, в то время как версии Трампа - лишь 21%.
По чувствительной для многих американцев теме - отчетности о выплате налогов - большинство не приняло сторону Трампа: 58% считают, что он должен обнародовать свои отчеты по налогам, 32% полагают, что он может этого не делать.
Но наибольшее расхождение между общественным мнением и позицией Трампа выявилось в отношении к России (см. табл.2). Некоторые аналитики вообще считают, что основными точками расхождения между Трампом и остальной страной это именно отношения с Россией и назначения Трампа на ведущие посты в правительстве [4].
Таблица 2. Как вы оцениваете отношение к России - свое собственное и президента Трампа; считаете ли вы Россию дружественной или враждебной страной по отношению к Соединенным Штатам, какова, по вашему мнению, оценка Трампа?
Оценка Д.Трампа Все американцы Избиратели Трампа
Дружественной 54 21 28
Недружественной 21 58 56
Нет мнения 25 21 16
Источник: Public Policy Polling, 23-24 January, 2017.
Более детально массовые настроения по отношению к России выглядят так (табл. 3).
Как видно из этих данных, оценки достаточно единообразны. Кроме выделяющейся группы более старшего поколения - старше 65 лет, которые помнят
Таблица 3. Считаете ли вы страны, перечисленные ниже, дружественными или враждебными по отношению к Соединенным Штатам? (Россия) (в %).
Всего Муж. Жен. До 30 лет 30-44 45-64 65+ Белые Негры Испа-нояз. Др.
Союзник 5 6 5 8 6 5 2 6 7 2 7
Друже-ственая 16 18 14 20 16 16 11 17 9 21 7
Недружественная. 37 39 34 34 35 32 50 39 29 29 46
Враждебная 21 21 22 13 15 25 32 21 27 20 19
Не уверен 21 17 26 25 29 22 6 18 28 28 21
Источник: The Economist/YouGov Poll, December 10-13, 2016.
страхи первой, реальной «холодной войны», когда американцы рыли на своих участках бомбоубежища и в школах репетировали навыки, как вести себя при ядерной воздушной тревоге.
Сходное отношение у американского населения к президенту В.В. Путину -21% высказывают положительное отношение и 56% - отрицательное (табл. 4), при том, что сторонники Трампа настроены значительно более положительно к российскому лидеру.
Таблица 4. Испытываете ли вы положительное или отрицательное отношение к Путину? (%)
Все население Голосовавшие за Клинтон Голосовавшие за Трампа
Положительное 21 8 35
отрицательное 56 80 51
Источник: Public Policy Polling, 23-24 January, 2017.
Расхождение американцев во мнениях с их президентами может иметь кратковременный и преходящий характер, а могут выливаться в растущее неприятие и отторжение - не все президенты получали поддержку избирателей для выдвижения на второй срок. Дж. Кеннеди был убит, не доработав и один срок. Президентами одного срока за последние полвека стали Джонсон, Никсон, Форд, Картер, Буш. Но в большинстве случаев, кроме, возможно, Дж.Кеннеди, причинами снижения поддержки стали внутренние проблемы, а не внешнеполитические. Наоборот, американцам свойственно объединяться - "rally around the flag" при возникновении внешнеполитических проблем.
Так и массовое отношение к СССР и России в значительно степени формировалось под воздействием вновь избранных президентов страны, вместе с ними оно и менялось, иногда радикально. Два примера этого за последние полвека - Никсон и Рейган, возможно, Трамп будет третьим.
Рузвельт установил дипотношения с СССР, развивал торговлю и промышленное сотрудничество, которое затем переросло в союзнические отношения во время второй мировой войны. Эта политика президента, который испытывал, в отличие от Черчилля, значительное личное уважение к Сталину, отразилось и на массовых взглядах во время войны. С программами помощи, распространенными настроениями сочувствия и дружбы. Затем, при Трумэне все изменилось - и политика с ядерным шантажом Сталина и воцарившаяся атмосфера неприязни к России.
Все начало меняться при Эйзенхауэре, уважавшемся в России герое войны и союзником в общей борьбе с нацизмом, который пригласил Хрущева в США. Поездка вылилась в демонстрацию дружбы с обеих сторон, контракты и культурные обмены. Однако инцидент со сбитым американским шпионским самолетом У-2 подорвал начинавшуюся разрядку.
Потом был Кеннеди с медленно возобновлявшимся потеплением, но все изменилось при Хрущеве, «неожиданно» узнавшем об американских ракетных базах в Турции, нацеленных на СССР, и принявшем решение «ответить» американцам, разместив ядерные ракеты на Кубе. Результатом был Кубинский (Карибский) кризис, приведший мир на грань ракетно-ядерной войны, и заморозивший отношения двух стран, как тогда казалось, очень надолго.
Но ситуация опять радикально изменилась с приходом в Белый Дом Никсона. Мало, кто мог ожидать от активиста «холодной войны» времен Маккарти, который обменивался с Хрущевым взаимными оскорблениями во время «кухонных дебатов» на американской выставке в Москве в 1960 году, что десятью годами позже, на посту президента он станет непревзойденным сторонником Советского Союза, можно сказать, другом генсека Брежнева. Ни до, ни после него центр Вашингтона не перекрывался для движения транспорта, чтобы обеспечить бесперебойную езду помощников президентов из Белого Дома в резиденцию Брежнева. Тот уровень сотрудничества и дружелюбия с тех пор не был превзойдет.
Далее все шло примерно на том же уровне общения при Форде - эйфория сотрудничества в космосе, апофеозом которого стала стыковка Апполон-Союз, встреча во Владивостоке, с обменом меховыми подарками - шапкой и полушубком. Дальше все продолжилось при Картере, но потом при Брежневе началось вторжение в Афганистан, которое, впрочем, по многим свидетельствам, спровоцировали американцы.
Унаследовал этот клубок конфликтов и Рейган, доведший противостояние до максимума, назвав Советский Союз «империей зла». Контакты опять заморозились до предела, остались лишь единицы совместных программ, типа программы по сохранению популяции белых медведей в Арктике.
История с «ядерным замораживанием»
Массовые движения за прекращение гонки ядерных вооружений, сокращение запасов ядерного оружия, прекращение ядерных испытаний развивались в Америке и в 60-е и 70-е годы; различные инициативы в этом направлении выдвигали и Д.Эйзенхауэр и Л.Джонсон. Однако с приходом в Белый дом Рональда Рейгана был взят курс на наращивание вооружений, чтобы ликвидировать предположительное отставание США от Москвы в стратегических бомбардировщиках, ракетах дальнего радиуса действия и подводных лодок с ядерными ракетами. В целом - на достижение ракетно-ядерного превосходства над СССР.
Эта политика и риторика Рейгана, направленная против России, вызвала достаточно внезапную и мощную реакцию населения. Кампанию начала Рэндалл Форсберг, опубликовавшая в 1980 году обращение ко всем странам, и прежде всего к СССР и США, остановить, «заморозить» испытание, производство, накопление и совершенствование ядерного оружия, которое вызвало массовую поддержку, кампанию «замораживания ядерных вооружений» (Nuclear Weapons Freeze Campaign). Она вылилась в многотысячные марши, петиции, включение в бюллетени для голосования на выборах в конгресс и местных органов власти вопросов о поддержке предложения избирателями. Пиком кампании стал марш миллиона сторонников «замораживания» в Нью-Йорке в июне 1982 года [5]. Многочисленные опросы общественного мнения того времени показали массовую поддержку инициативы населением США. В частности, опросы Гэл-лапа этого периода выявили следующее отношение американцев к идее ядерного замораживания (таб. 5).
Таблица 5. Ответы на вопрос: «Вы одобряете или не одобряете соглашение между Соединенными Штатами и Советским Союзом о немедленном, проверяемом замораживании испытаний, производства и развертывания ядерного оружия?
Ноябрь 1982 г. Март 1983 г. Май 1983 г. Декабрь 1983 г.
Одобряю 71 70 75 77
Не одобряю 20 21 16 13
Нет мнения 9 9 8 10
Источник: Gallup Reports 1982-1984.
Сходные результаты показывали опросы исследовательских служб Л.Харриса, Д. Янкеловича, CBS/NewYork Times, ABC/Washington Post, NDC/Associated Press -от 60 до 80 процентов выступали за сокращение, замораживание, прекращение производства, испытания и размещения ядерного оружия, прежде всего в США и СССР Движение было столь мощным и всеохватывающим, что один из ведущих аналитиков общественного мнения в США, П.Каделл охарактеризовал его как «наиболее значительное движение граждан за последнее столетие... Только лишь численность его потрясает; ничего похожего не было в массовых движениях, ни слева, ни справа, которые подняли такие массы людей» [6].
Однако, это массовое движение, антивоенный настрой большинства населения не остановили воинственный пыл Рейгана, министра обороны Уайнбер-гера, которые назвали движение делом «рук Москвы». В отличие от сегодняшней ситуации, когда президент выступает за смягчение противостояния с Россией, а население настроено более негативно по отношению к Москве, в то время, тридцать лет назад, большинство населения Америки требовало договоренностей с СССР в области ядерных вооружений, а президент выступал за жесткую политику по отношению к Москве.
Основными аргументами администрации против «замораживания» были: оно закрепит «отставание» в ядерном оружии США; подорвет политику сдерживания, основанную на американской мощи; неосуществимо, поскольку СССР не будет соблюдать договоренности, не согласится на контроль.
Несмотря на протесты и марши, Рейган избрал политику усиления конфронтации с «империей зла», подержания ядерного превосходства над Советами, а в 1983 году объявил о запуске программы «Стратегической оборонной инициативы» (Star Wars), предполагавшей вывод ядерного оружия на космические орбиты.
Фактически, Рейган преодолел массовое движение за смягчение противостояния с СССР, продолжив жесткий курс в отношении СССР. Он смягчился лишь в 1985-86 гг. с приходом к власти в СССР М.Горбачева с его политикой «нового мышления». Началась перестройка, распался Восточный блок, а затем и коммунистический режим в СССР, начался новый период дружбы с Америкой.
Зигзаги отношений
Во взаимоотношениях Америки с Россией выработался некий шаблон - каждый новый президент (в России/СССР смены лидеров редки, поэтому цикл задают США) начинает с успокоения страхов американцев, улучшая отношения с Советским Союзом/Россией. Но затем обстоятельства меняются, «Россия все портит», отходит от договоренностей, отношения ухудшаются. Цикл повторяется заново. Так произошло, после описанной истории с Рейганом, во время президентства Клинтона, который, как считается рядом аналитиков, помогал пе-реизбраться Ельцину, с Дж.Бушем младшим, который, заглянув в глаза Путину, «увидел его душу», с Обамой, который начал «перезагрузку» отношений с Россией, окончившуюся конфликтами по поводу Украины и Сирии.
Каждый президент начинал свою «разрядку», «потепление», «перезагрузку» отношений с Россией, и каждый раз затем американское общественное мнение в целом повторяло изгибы президентской политики и риторики отношений с Россией.
Приведенные ниже графики, основанные на исследованиях компании Дж.Гэллапа. показывают изменения положительного и отрицательного отношения к России. По ним можно проследить зависимость этих отношений от избирательных циклов в США (рис. 1). В то же время в эти кривые вклиниваются некоторые резкие зигзаги, вызванные мировыми событиями.
Americans' Opinions of Russia
What is your overall opinion of Russia? Is it very favorable, mostly favorable, mostly unfavorable or very unfavorable?
■ % Favorable ■ % Unfavorable
66 70 70
* 24 28
1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015 2017 GALLUP
Рис. 1. Отношение американцев к России (с 1989 по 1992 гг. - к СССР). Темная кривая - положительные оценки, светлая - отрицательные. Источник: Gallup Topics. Politics, February 21, 2017, http://www.gallup.com/poll/1642/russia.aspx
На стратегию отношений президентов с Россией периодически накладывались международные кризисы, которые вызывали провалы в положительном отношении американцев к России, правда, как правило, кратковременные, после которых оценки выходили на более усредненный уровень (рис. 2).
Americans have shifting opinions on Russia
Russia's favorability rating among Americans
80% 60 40 20
^ FIVETHIRTYEIGHT SOURCE: GALLUP
Рис. 2. Уровень положительного отношения к России, по данным Гэллапа. (выделенные события слева направо: бомбардировка НАТО в Косово; встреча президента Буша с Путиным; вторжение США в Ирак, Россия осуждает вторжение; военный конфликт России с Грузией; госсекретарь Х.Клинтон вручает России кнопку «перезагрузки»; вето России на первую резолюцию ООН по Сирии; Эдвард Сноуден получает убежище в России; российское вмешательство на Украине).
Источник: Gallup. Politics. February 18, 2016.
100 so 60 40
20 о
rresiue meets U DUo Putin 1 Russia vet UN resolutic Russian invasion nf fipornia oes first n on Syria
Russian Ц. of Uk nvasion raine
NAT0 HQ in bombing Sec. Clinton presents Russia vasion with a "reset' button
of Kosovo or iraq; rcussia opposed Edward S granted asyk nowden m in Russia
1996 2000 '04 08 12 '16
За последние годы кривая идет с понижением, но в целом, за прошедшие полвека в ней случились два пика, взлета положительного отношения - распад Варшавского блока и Советского Союза в 1991 году и выражение солидарности с Америкой после террористического нападения в сентябре 2001 года. Тогда положительное отношение к России высказывали по 66%. Напротив, резкие вспышки неприязни, критики были вызваны событиями в Югославии в 1999 году, американским вторжением в Ирак, вызвавшем резкую критику России, столкновением России с Грузией в 2008 году и конфликт на Украине, в частности, присоединение Крыма к России, начавшиеся в 2014 г.
Наряду с этими тенденциями, связанными с политическими событиями, отношения американского населения к России формировалось под влиянием более долгосрочных представлений о «добре и зле», демократии, «американском кредо», роли Америки в мире. На них американцы опираются, оценивая другие страны и народы.
Отношение американцев к России, претензии к России в долгосрочном плане складывались из нескольких составляющих, которые не всегда укладываются в официальную риторику государственного департамента или президента. Составляющие этих критических воззрений по отношению к России можно определить следующим образом.
1. Опасения ядерной войны с Россией, внезапного нападения.
2. Геополитические амбиции России, стремление лишить США лидирующей роли в мире.
3. Конкретные геополитические притязания России - союз с Китаем, лидерство в Центральной Азии, внедрение в Латинскую Америку,
4. Притязания России на особую роль на Ближнем Востоке.
5. Попытки «отколоть» США от Европы, расколоть Атлантический Союз, НАТО.
6. Присоединение («аннексия») Крыма, конфликт на Украине.
7. Претензии России на особую идейную роль в мире, превосходство «русской идеи» над западным либерализмом, культурное мессианство.
8. Отсутствие демократии в России, авторитарный режим, преследование инакомыслия, оппозиции.
9. Коррупция, преступность, «русская мафия» в мире, отмывка преступных капиталов за границей.
Часть этих претензий свойственна в основном экспертному сообществу, представителям правящих кругов и мало беспокоит массовое сознание. Другие больше исповедовались широкими слоями населения и не разделялись экспертами. Сейчас трудно убедить американцев, что их ждет внезапный удар через Северный полюс российских ядерных ракет, но, в то же время, многие верят во внедрение российских хакеров в компьютеры штаба демократической партии.
Наряду с этим в американском массовом сознании сформировался определенный набор положительных черт, ассоциируемых с Россией и русской цивилизацией, который стал частью американского менталитета, американской культуры, по крайней мере, среди образованной части. Наряду с банальностями, типа
'vodka', 'matryoshka', 'kazachok', для многих слоев американцев популярными, привычными именами, 'household items', стали Чайковский, Достоевский, Толстой, Станиславский, Эйзенштейн. Эти положительные ассоциации имеют глубокие корни, опираются на длительные культурные связи между двумя странами и народами. Временами это может приводить к преобладанию положительных отношений над отрицательными, причем к достаточно быстрым изменениям под влиянием президентской политики и российских действий. Хотя одновременно, при упоминании России, в памяти других слоев американцев будут всплывать словосочетания 'CheKa', 'Gulag', 'nomenklatura', 'politbyuro', KGB, 'tsenzura'.
Как в массовом сознании других стран, в американском общественном мнении сосуществуют и те и другие оценки, настроения по отношении к России, часто они уживаются в сознании одних и тех же людей. Примерами могут служить такие оценки России в социальных сетях, комментариях к статьям аналитиков.
«Большинство американцев полагают, что после того как «холодная война» закончилась и Советский Союз распался, русские политики по-прежнему думают, что их страну должны уважать и бояться, как в «старые добрые времена». И сейчас Россия похожа на маленькую лающую собаку, которая думает, что она большая собака».
«Большинство американцев не хочет, чтобы наше правительство совало свой нос в дела других правительств. Если вы меня убедите, что на карту поставлены наши жизненно важные интересы, тогда другое дело. А если вы начнете «скрипичный концерт» по поводу гуманитарных проблем, тогда увольте. Это не наше дело».
«Хотя у американцев и русских разные ментальности, две страны могут мирно сосуществовать, если они уважают национальные интересы друг друга».
«Я знаю русских, которые работают со мной здесь в Нью-Йорке. Они, похоже, такие же, как и мы - зарабатывают на жизнь, заботятся о своих семьях и т.п. Люди есть люди, в основном они похожи, независимо от того, откуда они родом».
Приоритеты внешней политики в общественном мнении
В первые же недели своего правления Д.Трамп был вынужден оправдываться за многие высказывания во время кампании. В том числе по поводу России и Путина. Упомянул уже о возможности (необходимости?) возврата Крыма Украине. Примеры озабоченности американцев некоторыми высказываниями Трампа приведены в табл.6.
Вероятно, самыми сложными - для восприятия российского истеблишмента будут объяснения Трампа по поводу Крыма - возвращать или не возвращать его Украине.
Необходимо отметить, что, хотя вопросы внешней политики, в том числе отношений с Россией, являются одними из наиболее популярных для освещения прессой, в том числе в критике Трампа, они не самые главные в заботах американцев. Это неоднократно выявлялось в опросах общественного мнения в ходе избирательной кампании (таб. 7).
Таблица 6. Политические оппоненты Дональда Трампа выразили беспокойство по поводу некоторых высказываний Трампа. Беспокоят ли вас эти высказывания Трампа? (в %)
Сильно Нем- Совсем Не
беспо- ного не бес- уверен
коит беспокоит покоит
Восхваление Трампом российского 42 27 27 4
Президента Владимира Путина
Предложение Трампа, чтобы российские хакеры нашли стертые письма в почте Хилари Клинтон 45 21 33 1
Заявление Трампа, что если он будет президентом, 50 24 24 3
то США не будут в любом случае оборонять все страны НАТО
Источник: Bloomberg Politics National Poll. Aug. 10, 2016.
Таблица 7. Какая, по вашему, самая главная проблема, стоящая сегодня перед страной? (в%)
Безработица, занятость 17
Терроризм 14
Снижение доходов рабочих 13
Исламское государство, ИГИЛ 11
Дефицит федерального бюджета 10
Здравоохранение 8
Иммиграция 6
Изменение климата 6
Налоги 4
Торговля 1
Другое, ничего, з/о 6
Источник: Bloomberg Politics National Poll. Aug. 10.
Фактически лишь одна внешнеполитическая тема - терроризм и ИГИЛ - серьезно беспокоит американцев, «российской военной угрозы», как это было в 50-е, 60-е и 70-е годы в этом наборе опасений нет.
При более детальном анализе внешнеполитических беспокойств американцев «российский след» также явно не прослеживается (см. табл. 8).
Хорошо это или плохо, но американское общество в большей степени поддерживает американские национальные, «имперские» интересы и притязания за границей, нежели распространение демократии в мире, что нередко провозглашали американские президенты в качестве важных целей американской внешней политики. Во всяком случае, российские лидеры не раз указывали на эти американские «культуртрегерские» цели как на препятствия нормализации отношений между двумя странами. Как видно из таблицы, эти цели не являются приоритетными для американского населения.
Таблица 8. Отметьте, насколько важными должны быть для США следующие цели внешней политики (в %).
Очень важными Довольно важными Не слишком важными/
совсем неважными
Предотвращение актов 85 12 3
международного терроризма
Предотвращение распространения ядерного оружия/оружия массового 84 9 6
поражения
Обеспечение США достаточным 80 16 3
количеством энергии
Развитие внешнеторговой политики, 71 25 3
выгодной США
Обеспечение безопасности наших 66 29 5
союзников
Работа с организациями, такими как 63 21 16
ООН, для развития международного со-
трудничества
Развитие и защита гражданских прав в 53 34 13
других странах
Помощь другим странам в развитии де- 29 43 27
мократии
Источник: Gallup Politics, February 16, 2017.
В этой связи интересны оценки перспектив нового американо-российского сближения. «Может ли еще одна «перезагрузка» и обновленное сотрудничество повернуть эти цифры в противоположном направлении? - спрашивают авторы в журнале The national Interest. - Не так быстро. Хотя данные показывают, что улучшающийся характер в официальных отношениях может привести к потеплению отношений русских к США, американское общественное мнение может оказаться более упорным. Подтвержденные сведения о российском хакин-ге, предоставление убежища Эдварду Сноудену, скандал с государственной допинговой программой в России, вдобавок к негативной оценке американцами Путина, говорит о том, что в конгрессе будет значительная двухпартийная поддержка политики сдерживания России» [7].
«Следующий американский президент обязательно попытается наладить отношения с Россией - считает известный аналитик Л.Арон, - Проблема лишь в том, как их режим воспримет это. Я думаю, такая попытка со стороны США будет абсолютно тщетной, потому что нет никакой надежды на российскую экономику, и режиму будет необходимо продолжать политику «осажденной крепости». Так что не следует ожидать новой «разрядки» между Россией и Западом» [8].
Выводы
Во время избирательной кампании «пророссийские» высказывания Трампа не принесли ему особых преимуществ в избирательной борьбе, во многом они
не соответствовали распространенным взглядам американцев. Может быть, несколько больше они импонировали ядру избирателей Трампа, консервативным республиканцам, служили «раздражителем» прессы, добавляя флер к имиджу кандидата как яркого, нестандартного политика, идущего наперекор замшелым, консервативным взглядам вашингтонского «болота».
Однако, судя по исследованиям общественного мнения, в стране, в американском массовом сознании сложилось достаточное устойчивое представление о России, как о стране, напрямую не угрожающей сегодня США в военном отношении, но представляющей постоянные препятствия Америке в мировой политике, в гегемонии США в мире как наиболее могущественной страны в военном, экономическом и идейном отношениях. Не представляя прямую угрозу Америке, как в 50-е и 60-е годы, Россия в той или иной степени препятствует осуществлению американской политики в Иране, Ираке, Ливии, в целом на Ближнем Востоке, в ситуации с ценами на нефть; в Европе в целом и в Восточной Европе, в частности, на Кавказе и в Центральной Азии, и во все большей степени в Китае, Индии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.
Не обладая достаточной информацией в этих областях, американское общественное мнение, тем не менее, поддерживает активность США в этих сферах, готово поддержать противодействие российским претензиям на состязание с США. Стремление «исправить», «научить» Россию на ее пути к демократии в последнее время снизилось, либо из-за сомнений в ее готовности к этому, либо в связи с сомнениями в способности Америки играть роль главного носителя демократии в последнее время.
Эти массовые настроения будут и дальше ограничивать возможности президента Трампа значительно менять политику в отношении России, хотя, как показывает опыт последнего полувека, такие возможности существуют.
Источники
1. Gallup Politics. January 23, 2017.
2. Gallup Politics. February 17, 2017.
3. Public Policy Polling, 23-24 January, 2017.
4. Today//YouGov.com/news/2016/12/14/Americans-and-trump-part-ways-over-russia/
5. Lisnoff, H. The legacy of the Nuclear Freeze Movement. Counterpunch. June12, 2012.
6. Caddell, P.H. The State of American Politics, October 25, 1983.//Western Historical Manuscript Collection, University of Missouri, St.Louis, MO.
7. Goncharov, S., Smeltz, D., WoJtowicz, L. Could a U.S.-Russia 'Reset' Change Public Distrust? // Thenationallnterest. December 15, 2016.
8. Aron, L. "Don't Expect a New Détente Between Russia and the West". //Institute of Modern Russia, 26 July 2016.
■ ■ ■ American public opinion and Russian policy of Trump administration
Popov N.P.
POPOV Nikolay Petrovich, Doctor of History, Principal Researcher, Institute of USA and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences. Moscow, Russian Federation. E-mail: popovnpkm@mail.ru
Abstract. A number of statements of the new US President Donald Trump show that he intends to take far-reaching steps towards the normalization of relations with Russia, to develop cooperation, to seek solutions to disputes in the form of negotiations, to establish a friendlier climate in relations between the two countries. This approach to U.S.-Russian relations he demonstrated during election campaign and continued in the first weeks of stay in the White House. However, his victory in the elections and the beginning of the presidency met significant resistance in both houses of Congress, with the majority of the press, intellectuals and a large part of public opinion, including about his Russian policy. A large majority of Americans expressed a negative attitude towards Russia, while they assess Trump's position as overly positive. Obviously, the possible steps of the President to improve relations between the two countries will require a change of popular sentiment in the country toward Russia and in general to the role of America in the world.
Keywords: Russian-US relations, public opinion, President Trump, America's role in the world, reunion with Crimea, the conflict in Ukraine, the civil war in Syria.
For citation: Popov, N.P. American public opinion and Russian policy of Trump Administration. Communicology. Volume 5. No. 2. Pp. 15-28 DOI 10.21453/2311-3065-2017-5-2-15-28
References
1. Gallup Politics. January 23, 2017.
2. Gallup Politics. February 17, 2017.
3. Public Policy Polling, 23-24 January, 2017.
4. Today//YouGov.com/news/2016/12/14/Americans-and-trump-part-ways-over-russia/
5. Lisnoff, H. The legacy of the Nuclear Freeze Movement. Counterpunch. June12, 2012.
6. Caddell, P.H. The State of American Politics, October 25, 1983.//Western Historical Manuscript Collection, University of Missouri, St.Louis, MO.
7. Goncharov, S., Smeltz, D., WoJtowicz, L. Could a U.S.-Russia 'Reset' Change Public Distrust? // The national Interest. December 15, 2016.
8. Aron, L. "Don't Expect a New Détente Between Russia and the West". //Institute of Modern Russia, 26 July 2016.