УДК 572 (433)
Н.В. Клягин,
Институт философии Российской академии наук
Американское чудо.
Или почему не будет Третьей
мировой войны?
Статья первая
В начале XVII века началось заселение территории будущих США. Переселенцы из Европы образовывали неоднородный социальный спектр. Среди них были не только искатели лучшей доли и авантюристы, но и серьезные люди с капиталами, стремящиеся укрыться в Новом Свете от превратностей феодальной жизни в Европе, где во времена трех мушкетеров о гражданских правах в их современном понимании речи не было, если не считать маленькой Голландии, где в 1566-1609 годах произошла первая в истории буржуазная революция с установлением первой в истории буржуазной республики. Отцы-основатели
© Клягин Н.В., 2014
будущих США в антропологическом отношении являлись неоте-никами. Сейчас мы поясним это.
НЕОТЕНИЯ И АКСЕЛЕРАЦИЯ
Профессиональные историки исходят из того, что субъекты исторического процесса, т.е. люди, делающие историю, были идентичными в нейрофизиологическом и социально-психологическом отношении. Это убеждение не соответствует действительности, и вот почему. Эволюция предков человека, гоминин, шла по пути неотении, т. е. торможения индивидуального развития организма [1; 2, с. 339-341; 3, с. 1719; 8, с. 89-93; 12, р. 257-260; 13].
В результате неотении человек развивается примерно в 3,8 раза медленнее, чем равновеликие ему млекопитающие, например леопарды, которые даже в тепличных условиях неволи живут всего 2124 года. В пересчете на человека это соответствует 80-91 году, что отвечает нормальной человеческой старости.
Из-за неотенического торможения онтогенеза (индивидуального развития) люди на всю жизнь сохраняют детские и даже эмбриональные (зародышевые) особенности телесной организации, которые отличают человека от других млекопитающих. Так, плод млекопитающих лишен волосяно-
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КЛЯГИН
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора истории антропологических учений Института философии Российской академии наук. Сфера научных интересов: антропогенез, происхождение цивилизации, современная научная картина мира. Автор более 80 публикаций
Рассматривается население США, представляющее собой акселератов с инфантильной психикой. Это обстоятельство объясняет сочетание выдающихся конкретных достижений США с наивностью общих представлений основной массы населения и политической элиты.
Ключевые слова: акселерация, отец-основатель, финансовая зависимость, личная зависимость, мировая война, теоремы Гёделя, неотения.
The article discusses the U.S. population, representing accelerates with infantile psyche. This circumstance explains the combination of outstanding individual achievement USA with naivety general idea of the main mass of the population and the political elite.
Key words: acceleration, father-founder, financial dependence, personal dependence, world war, Gedel's theorems, neoteny.
го покрова. Он (волосяной покров) появляется перед рождением детеныша или сразу после него, т.е. в пренатальный или постнаталь-ный период. Человек же сохраняет эмбриональную обезволошен-ность тела на всю жизнь, если не считать некоторых участков тела, покрытых волосами.
Большое затылочное отверстие у эмбрионов млекопитающих смещено под основание черепа. Но в пренатальный период оно перемещается к затылку, в чем нуждается четвероногий способ передвижения. У людей большое затылочное отверстие остается под основанием черепа, чего требует двуно-гость. Наконец, у зародыша млекопитающего животного свод черепа вздут и совершенно подавляет лицевую область черепа. В пренатальный и постнатальный период морда у млекопитающих стремительно разрастается и затмевает собой мозговой отдел черепа, из-за чего эти животные кажутся нам узколобыми. У людей этого не происходит, и купол черепа пожизненно остается огромным по сравнению с лицевой частью, как у эмбриона. Самолюбивые люди полагают, что их мозг велик не поэтому, а в силу высокого человеческого интеллекта. Разочаруем их.
Во-первых, мозг человека активно задействован всего на 4,106%, что позволяет людям переносить смертельные, на первый взгляд, травмы головы: они
зачастую поражают неактивные области мозга, а потому не влекут смерти. А во-вторых, за время бурного интеллектуального развития человечества последних 2,5 тыс. лет наш мозг не вырос ни на йоту, что говорит о том, что его размер не имеет непосредственного значения для интеллекта.
Эволюция активно протекает по возможности в небольших популяциях [10, с. 93-96]. Если они разрастаются, новые мутации (неоморфы) тонут в море традиционного генетического материала, и эволюция тормозится. Поэтому когда человечество переживает демографический взрыв, его эволюция в форме неотении останавливается и сменяется противоположным состоянием ускорения индивидуального развития, или акселерацией. Наша история знает 5 демографических взрывов: 2,6 млн лет назад и 1,835 млн лет назад в Восточной Африке, 50 тыс. лет назад и 16 тыс. лет назад на Ближнем Востоке и в 1096 году в Западной Европе, когда начался современный демографический взрыв. Все эти демографические взрывы сопровождались явлениями акселерации, предполагающей заметное (на 8,(3)%) увеличение размеров тела.
Так, акселерация 2,6 млн лет назад породила высокорослого для своего времени кениантропа с озера Рудольфа (Кепуап^гориз гиСо№епз1з, 2,43-1,84 млн лет на-
зад, рост 154 см, как у парантро-пов, крупнейших древних гоми-нин). Акселерация 1,835 млн лет назад дала человека-мастера (Homo ergaster, 1,835-1,41 млн лет назад, рост до 2 м). Акселерация 11,2-11,5 тыс. лет назад породила высокорослых протокроманьонцев и кроманьонцев (Homo sapiens, 473,5 тыс. лет назад - ныне, рост у акселератов 185 см). Акселерация 7,98-3,13 тыс. лет назад вызвала к жизни высокорослых западных семитов (гигантов Библии) и индоевропейцев, в том числе героев знаменитой Троянской войны (11931184 годы до нашей эры). Наконец, современная акселерация началась в 1760 г. в Норвегии [3, с. 390392, 423-427] и в 1960 г. - в бывшем СССР. Следует оговорить, что начало акселерации датируется по ее зримым проявлениям (например, высокорослости). Последняя акселерация должна была начаться за 13 лет до этого, т.е. не позже 1747 года.
Основным отличием акселератов от неотеников является не только средний рост у мужчин: 185 см у акселератов против 170 см у неотеников. Важнее различие в темпах индивидуального развития у неотеников и акселератов. Гормональное развитие неотеников завершается в среднем в 17,5 года. За это время полученные ими впечатления (так называемый гормональный жизненный опыт) приобретают столь яркую эмоциональную (гормональную) окраску, что запечатлеваются на всю жизнь и определяют характер человеческой личности, а главное - наделяют ее способами (методами) усвоения нового жизненного опыта и новых знаний вообще.
Акселераты гормонально взрослеют в среднем в 13 лет (девочки - на год позже). До 13 лет они стремительно взрослеют, производя на окружающих впечатление вундеркиндов, или детей индиго (по синему цвету ауры, которую усмотрели у них некие американские умельцы). Однако в 13 лет актив-
ное гормональное развитие прекращается и бурное психологическое развитие обрывается тоже, что называется «трагедией детей индиго». В это время прочное накопление жизненного опыта прекращается, и акселераты успевают твердо усвоить школьную программу только первых шести классов. Именно это непонятное для широкой аудитории обстоятельство объясняет отечественные реформы образования.
Допустим, акселераты выходят из 10-го класса шестиклассниками. Тогда надо добавить им 11-й класс. Реформаторы не понимают, что и из 11-го, и из 12-го, и из 13-го, и из пожизненного класса акселераты выйдут все теми же шестиклассниками. Если реформаторы хотят их подтянуть, начальную школу надо открывать с 5-летнего возраста, что даст на выходе не шестиклассников, а восьмиклассников (девочек - даже девятиклассниц). Ней-рофизиологически это возможно, поскольку к пяти годам человеческий мозг структурируется уже на 90% [4, с. 428].
В пересчете на гормональный жизненный опыт неотени-ков (17,5 года) акселераты усваивают гормональный жизненный опыт всего 10,13 года. В результате происходит удивительная вещь. Сталкиваясь с рослым мужчиной 185 см, мы имеем дело с психологическим тинейджером (10,13 года), шестиклассником, который именно в силу своей инфантильности любит называть себя настоящим мужчиной-мачо. Поясним, что дети-неотеники стыдились подобной нескромности и, стараясь вести себя по-мужски, избегали это озвучивать.
АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ
Теперь представим себе, как развивались описываемые события в Новом Свете. Подчеркнем, что мы будем излагать не колониальную английскую историю, а гипотетическое видение началь-
ного этапа истории США. Взвешенные (неотеничные) отцы-основатели будущих США с начала XVII века (с 1607 года) строили в Северной Америке страну-мечту, не испытывая нехватки ни в намерениях, ни в силах,ни в капиталах. Во всяком случае, о пробуксовке строительства государства США нам ничего не известно. Трудности, конечно, были, но у отцов-основателей все получалось. Но совершенно неожиданно для себя они в 1760 году заметили странную вещь. Их дети поколения 1747 года (если не раньше) непонятным образом стали на 6 дюймов (15 см) выше ростом, но остановились в развитии на 13-летней отметке и остались вечными детьми. Подчеркнем, что современные американцы-акселераты этого не замечают в силу ограничений теорем Гёделя.
Теоремы К. Гёделя (1906-1978) в математической логике, именуемые теоремами о неполноте и непротиворечивости формальных систем, известны с 1931 года. [11, р. 145-195]. Их смысл состоит в том, что средствами формальных систем нельзя оценить сами системы адекватно. Так, например, средствами таблицы умножения нельзя доказать состоятельность этой таблицы. Средствами периодической системы элементов тоже нельзя доказать ее состоятельность. Поэтому человек, чья психика рассматривается как формальная система, не может с ее помощью дать ей оценку. И оценку себе подобным вообще. Но в 1760 году неотеничные отцы-основатели Америки давали оценку своим детям-акселератам, а неотени-ки и акселераты представляли собой разные формальные системы, что позволяло неотеникам обойти ограничения теорем Гёделя.
Однако следует пояснить, что в те времена учение о неотении и акселерации не было известно, а потому отцы-основатели Америки не имели возможности адекватно разобраться в постигшей их детей
метаморфозе. Им ясно было лишь одно: то, что страна-мечта вот-вот окажется в руках формально взрослых, но по сути незрелых граждан. Мы бы им не позавидовали (не акселератам, конечно, а неотеничным отцам-основателям). Что можно было сделать?
Отцы-основатели, являлись практичными и, по-видимому, мудрыми людьми. В то время кибернетической терминологии не существовало, но, по факту, отцам-основателям не оставалось ничего, кроме как запрограммировать свою молодежь таким образом, чтобы она не отступала от курса «американской мечты» и продолжала возводить страну-мечту в соответствии с принципами свободного предпринимательства и демократии. Но как этого можно было добиться? Провести с инфантилами назидательную беседу и ждать, пока они изменятся к лучшему? Излишне говорить, что этот шаг был бы утопичным, а как мы помним, отцы-основатели являлись умными и практичными людьми, чуждыми утопизма.
В полном соответствии с подобным представлением, отцы-основатели воздержались от пустых увещеваний (так сказать, засекретили проблему) и решили поместить грядущие поколения в обстановку такой действительности, которая, словно детский «манеж», не позволила бы инфантильным поколениям-преемникам свернуть с пути построения страны-мечты. Отечественный читатель этих слов ни во что подобное не поверит потому, что у нас, по-видимому, начали бы не с дела, а с какого-нибудь заседания с пылкими речами.
УСТОИ
Прежде всего необходимо было оградить юный американский народ от реакционного влияния феодальной Европы. И в самом деле, легко внушаемые инфантилы вполне могли поддаться давлению со стороны могущественной королевской Англии и погубить дело
отцов-основателей. Поэтому, когда первые американские инфан-тилы возмужали: им исполнилось 18 лет (1765 год), начались нешуточные события. В силу этой и, как принято считать, других причин (политических, экономических) отцы-основатели исторически быстро начали Войну за независимость (1775-1783 годы) с метрополией, т. е. с Англией. Уже в 1776 году Второй Континентальный конгресс принял Декларацию независимости, а в 1783 году по Версальскому мирному договору Великобритания признала независимость Североамериканских Соединенных Штатов.
Более того, в 1823 году президент-республиканец Дж. Монро (1817-1825) выдвинул доктрину, направленную против вмешательства Европы в дела Западного полушария, ни больше ни меньше. Эта доктрина успешно проводится в жизнь по сей день.
Встает вопрос: почему столь молодое государство, как США, энергично пошло на перечисленные меры, обнеся себя, так сказать, политической китайской стеной? Не надо быть профессиональным политологом, чтобы сообразить, что молодому демократическому государству с европейской культурой изоляция не подходила ни в какой форме. Собственно, ее и не было. Было «полупроводниковое» общение с внешним миром, так сказать, в один конец: США проявляли и проявляют активность во внешнем мире, не допуская никого к себе. С этим вряд ли можно спорить.
В самом деле, ни политических, ни экономических причин для столь странной внешней политики, по-видимому, не существует. Средневековый Китай отгородился Великой Китайской стеной от северных стран по той причине, что расценивал их население как агрессивное и варварское. Но при этом Китай не вел внешнеполитической активности на Севере [7, с. 76-80,108-109, 133-136,147-
148, 174-175]. Европа же по сравнению с юной Америкой являлась высококультурным регионом, отделенным от США Атлантическим океаном, а потому не являющимся источником реальной опасности. Поэтому вполне возможно, что доктрина Дж. Монро была выдержана в духе идейных традиций неотеничных отцов-основателей, которые стремились оградить своих инфантильных наследников от влияния «старушки Европы». Что, как известно, им удалось.
ДЕМОКРАТИЯ
Современная американская демократия представляется некоторым наблюдателям образцом «свободного мира». И, если исходить из реальности, а не из абстрактных идеалов свободы, подобный взгляд на вещи оправдан. Однако всегда ли Америка была такой, какой мы знаем ее ныне, если говорить о демократии? На этот вопрос придется дать отрицательный ответ.
Английские поселения на территории нынешних США появились в 1607 году. «Первая партия переселенцев Лондонской компании была высажена в 1607 году» [5, с. 708]. Естественно, европейское население будущих США поначалу было мизерным, и вставал вопрос о рабочей силе для построения грядущего великого государства на этой территории. Вставший вопрос был решен не только не в буржуазно-демократическом и даже не в феодальном, а, прямо скажем, в рабовладельческом ключе. «Превратить местное население в рабов англичане не смогли, так как свободолюбивые индейцы предпочитали смерть рабству. Поэтому в качестве рабов в английские колонии ввозились в XVII веке вначале англичане, продавшие себя или обращенные в рабство (преступники, пленники гражданской войны середины XVII века), а позднее негры из Африки» [5, с. 708]. Уже в начале XVII века из Афри-
ки были доставлены первые партии рабов для работы на сельскохозяйственных плантациях. Поэтому складывается естественное впечатление, что отцы-основатели Америки сразу после ее колонизации имели план установления на новых землях не демократических, а, наоборот, рабовладельческих порядков. Можно возразить, что в демократической античной Греции дело обстояло точно так же: свободные греки жили по демократическим законам, а обслуживающие их рабы были вообще этих законов лишены. Аналогичным образом отцы-основатели Америки жили в согласии с демократическими законами, а работающие на них африканские рабы существовали вне этого законодательства. Мы не беремся даже комментировать подобное положение вещей.
Однако для демократических рабовладельческих плантаций требовались земельные угодья. Но американские земли были давно поделены и закреплены за племенами американских индейцев, аборигенов Нового Света. Решение вопроса строилось двояко. С одной стороны, отцы-основатели скупали у них земли, а с другой стороны, индейцы попросту уничтожались. «В течение XVIII и XIX веков индейское население было почти полностью истреблено. Если ко времени появления англичан в Северной Америке насчитывалось более 2 млн индейцев, то к началу ХХ века их оставалось не более 200 тыс.» [6, с. 351], т.е. убыль живого материала составила 90%, и всего за пару сотен лет американские индейцы были избавлены от бремени земельной собственности, которое приняли на себя наследники отцов-основателей.
Встав на ноги в промышленном и финансовом отношении, Северные штаты США осудили рабовладельческие порядки. Решение этого вопроса тоже трудно назвать демократическим. Став
президентом в юбилей акселерации, в 1860 году, А. Линкольн (1809-1865) повел антирабовладельческую политику, которая вызвала отделение от Севера Южных рабовладельческих штатов США, что немедленно привело к Гражданской войне между Севером и Югом (1861-1865 годы). Победа северян над южанами стоила А. Линкольну жизни: он был смертельно ранен агентом южан.
Нынешней акселерации подвержено только Северное полушарие нашей планеты в его северной части. По этой причине разбираемый нами вопрос совершенно по-другому выразился в Латинской Америке, которая тоже боролась с метрополией. По той же причине конфликт Севера и Юга США в определенном смысле являлся борьбой северных акселератов с южными неотеника-ми. Акселераты-инфантилы менее дисциплинированы и более свободолюбивы - они естественные противники рабства. Поэтому в подоплеке гражданской войны в США могли лежать антропологические причины.
ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Гуманный ХХ век ознаменовался двумя ужасными мировыми войнами 1914-1918 и 1939-1945 годов, в первой из которых приняли участие американские добровольцы, пополнившие ряды «потерянного поколения» [9]. Дело в том, что психологически десятилетние участники Первой мировой войны с западной стороны были так потрясены современными боевыми действиями, что вышли из боев психологически надломленными. Поэтому тактическая военная мысль в Америке обратилась к поиску таких приемов ведения войны, которые бы по возможности исключили личное участие военнослужащих в боевых действиях. Эти поиски благополучно увенчала война в Персидском заливе 1991 году, в которой американские военнослужащие не вступали в непо-
средственный контакт с противником: потери со стороны западных союзников составили всего 234 человека, тогда как потери их противника достигли около 33 тыс. убитых и захваченных в плен кувейтцев и 85-100 тыс. иракских солдат. Общественность видела в данном достижении гуманистический успех военной мысли. Не отрицая этого очевидного обстоятельства, мы полагаем, что немаловажную роль здесь сыграла невозможность для инфантильного личного состава непосредственного участия в жестоких современных военных действиях. Для сравнения напомним, что Афганская (1979-1989 годы) и чеченские (1994-1996 и 19992000 годы) войны, в которых с российской стороны участвовали военнослужащие, претерпевшие ин-фантилизацию, привели их к так называемому посттравматическому синдрому, вызванному ужасом перед современными боевыми действиями.
Создание ракетно-ядерного оружия и боевое применение атомной бомбы в 1945 году привело мировую общественность к ожиданию Третьей мировой ядерной войны. Казалось бы, всякий реалист должен внимательно отнестись к этим ожиданиям. Однако научный подход к ним приводит к иному результату. Как мы помним, современное население США на 95,894% состоит из ин-фантилов. Они последовательно придерживаются заветов своих отцов-основателей. Последние же превыше всего ценили свое великое и благополучное государство. Поэтому о том, чтобы бросить его в горнило Третьей мировой термоядерной войны, не может быть и речи. Их идейные наследники, современные американцы, несомненно, придерживаются именно таких взглядов. Отсюда следует, что США сделают все, чтобы не допустить мировой войны потому, что она будет термоядерной и независимо от своего исхода нанесет США непоправимый урон.
Литература
1. Аршавский И.А. К проблеме продолжительности жизни человека в свете данных сравнительного онтогенеза // Вопросы антропологии. 1962. Вып. 12. С. 72-91.
2. Берг Л.С. Эмбриональные черты в строении человека // Труды по теории эволюции: 1922-1930. Л.: Наука, 1977. 387 с.
3. Биология человека / Харрисон Дж., Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барни-кот Н., Рейнолдс В. М.: Мир, 1979. 611 с.
4. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории: физика в поисках самых фундаментальных законов природы. М.: УРСС, 2004. 256 с.
5. Всемирная история: в 10 т. М.: Соцэкономиздат, 1958. Т. IV. 823 с.
6. Всемирная история: в 10 т. М.: Соцэкономиздат, 1958. Т. V. 782 с.
7. История Китая с древнейших времен до наших дней. М.: Наука, 1974. 534 с.
8. Клягин Н.В. Современная научная картина мира: учеб. пособие. М.: Университетская книга, Логос, 2007. 264 с.
9. Клягин Н.В. Потерянные поколения // Высшее образование для XXI века. V международная научная конференция (Москва, 13-15 ноября 2008 г). Духовное развитие человека и содержание высшего образования. М.: МГУ, 2008. Ч. 2. С. 33-51.
10. Оно С. Генетические механизмы прогрессивной эволюции. М.: Мир, 1973. 227 с.
11. GodelK. On formally undecidable propositions of Principia mathematica and related systems I // Godel K. Collected works. Vol. I. Publications 1929-1936. Oxford university press, New York; Clarendon press, Oxford, 1986. XVI, 474 p.
12. Montagu M.F.A. The meaning of neonatal and infant immaturity in man // The Origin & Evolution in Man: Readings in physical anthropology. N.Y: T.Y Crowell C°, Inc., 1973. XII, 588 p.
13. Morris D. The naked ape. L.: Gorgi books, 1975. 219 p.