Научная статья на тему '«Американский стандарт»: образовательная среда, учебный процесс, оценка успеваемости (взгляд изнутри)'

«Американский стандарт»: образовательная среда, учебный процесс, оценка успеваемости (взгляд изнутри) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКИЙ СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КОДЕКС ЧЕСТИ СТУДЕНТА / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ / AMERICAN EDUCATIONAL STANDARD / STUDENTS CODE OF HONOR / CREDIT-BASED SYSTEM / ASSESSMENT SYSTEM / CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ан София Владимировна

В статье описана модель организации учебного процесса в образовательном учреждении, построенном по американскому стандарту. Автор подробно рассматривает принятую в школе систему оценивания знаний студентов. Особое внимание уделено корпоративной культуре, принятой в вузе модели общения и характеру взаимоотношений между преподавателями и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ан София Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"American standard": educational environment, learning process, assessment (view from inside)

The article describes the organization of educational process at "Pericles" ABLE adult educational center built by American standard. The author dwells upon the adopted assessment system and pays particular attention to the corporate culture and social life of the students.

Текст научной работы на тему ««Американский стандарт»: образовательная среда, учебный процесс, оценка успеваемости (взгляд изнутри)»

инженерно-технических кадров // Инженерное образование. 2007. № 4. С. 45-51.

2. Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Модель

системы управления подготовкой научных кадров в области техники и технологии к инновационной деятельности // Инновации в образовании. 2009. № 5. С. 4-13.

3. Новиков Д.А. Теория управления органи-

зационными системами. М.: Изд-во физ.-мат. литературы, 2007. 504 с.

4. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Аристер Н.И.,

Венсковский Н.У. Послевузовское профессиональное образование: состояние, проблемы и тенденции развития // Высшее образование сегодня. 2009. № 12. С. 8-16.

5. Ташкинов А.А. Инновационная инфраструктура университета // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 76-81.

6. Матушкин Н.Н., Гитман М.Б., Столбов

В.Ю., Гитман Е.К. Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 119-127.

7. Петров В.Ю., Кузнецова Т.А., Матушкин

Н.Н., Пахомов С.И. Проблемы развития межвузовской кооперации в сфере подготовки научных кадров // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 14-20.

8. Манушин Э., Добряков А. Модель подго-

товки элитного специалиста // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 3-16.

9. МатушкинН.Н., Столбова И.Д. Роль меж-

дисциплинарного компонента образовательных программ, реализующих компе-тентностную парадигму // Инновации в образовании. 2010. № 11. С. 5-17.

10. Тяпунова Т.Е. Университетское образование в Швейцарии в условиях инновационного развития экономики. URL: Ьпр:// charko.narod.ru/ гек8г/ an14Z14.pdf

11. Как в рамках национального проекта пла-

нируется развить инновационное образование // Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов демографической политики. URL: http://www.rost.ru//

education/ ed3/ cd3/printned31.shtml

GITMANM, KUZNETSOVA T, MATUSHKINN, STOLBOVV, YUZHAKOVA. MECHANISMS AND PROFESSIONAL TRAINING TOOLS FOR INNOVATIVE ACTIVITY The paper shows that innovative activity includes two basic components: preparation of the scientific product and the process of its commercialization. The analysis of the mechanisms applied by theoretical and practical preparation of postgraduates to innovative activity is carried out. The tools realizing these mechanisms are considered.

Key words: preparation of research personnel, innovative activity, scientific product, commercialization, mechanisms, tools.

«Американский стандарт»: СВ- АН> дщет образовательная среда,

Международный славянский учебный процесс, оценка

университет им. Г.Р. Державина г ’

успеваемости (взгляд изнутри)

В статье описана модель организации учебного процесса в образовательном учреждении, построенном по американскому стандарту. Автор подробно рассматривает принятую в школе систему оценивания знаний студентов. Особое внимание уделено корпоративной культуре, принятой в вузе модели общения и характеру взаимоотношений между преподавателями и студентами.

Ключевые слова: американский стандарт организации учебного процесса, кодекс чести студента, кредитная система, система оценивания знаний.

Введение хи и тех фундаментальных катаклизмов,

Проблемы российской образовательной через которые прошла страна, но с другой

системы в целом, с одной стороны, явля- - они являются генетическим наследием

ются порождением новой «рыночной » эпо- советского периода. Если наиболее весомый

вклад в ее кризис внесли рыночные отношения - в виде тотальной коррумпированности, пронизавшей все стороны жизни средней и высшей школы, то от советской эпохи российское образование получило в наследство устаревшую и малоэффективную систему оценивания знаний и скоррелированную с ней отсталость социальных отношений. Становится все более очевидно, что существующая модель образовательной системы должна меняться.

В поисках решения проблем представляется полезным познакомиться с микросоциологией образовательного учреждения, построенного по американскому стандарту. Интересным примером в этом плане может быть учебный центр «Перикл», который действует в Москве уже более десяти лет. «Перикл» был основан в 1996 г. и продолжает существовать как образовательное некоммерческое учреждение, дающее дополнительное юридическое образование, где студенты обучаются по программе Магистра Права (КЬ.М.), принятой в США и Западной Европе. Он сразу занял очень важную нишу в образовательном бизнесе в России, так как рынок остро нуждался в юристах, способных обеспечить должную поддержку бизнесу в сфере международного предпринимательства, и с самого его основания приобрел широкую популярность в профессиональной среде.

Юридическое образование по американскому стандарту и сегодня весьма значимо как для российского рынка, так и для российского общества в целом. Преподавание в школе ведется на английском языке. С учетом того, что большинство студентов - профессиональные юристы, сочетающие учебу с работой, занятия ведутся по вечерам и выходным дням. Преподаватели школы - это, как правило, приглашенные профессора из известных американских и ведущих европейских университетов и школ, люди из мира бизнеса, владеющие английским языком, сотрудники известных юридических фирм, где рабочим является

английский язык. Так, за последние два года в школе читали курсы преподаватели Гарвардского (США) и Оксфордского (Великобритания) университетов. Студентами и слушателями школы в большинстве своем становятся выпускники российских вузов, работающие, как правило, в сфере международного бизнеса, молодые сотрудники западных юридических фирм, студенты старших курсов и аспиранты вузов. Школа поддерживает тесные контакты с ведущими американскими и западноевропейскими университетами. Это позволяет студентам принимать активное участие в летних школах за рубежом, пользуясь льготными стипендиями.

Кодекс чести

Набор студентов проводится каждый семестр. Накануне начала занятий для всех вновь поступивших объявляется сбор. Это событие носит знаковый характер, поскольку на нем студентов знакомят с правилами обучения в школе, со всеми требованиями для получения сертификата или диплома и, что чрезвычайно важно, с системой оценок знаний, принятых в американских университетах. Помимо этого, в процессе сбора проводится тренинг. Также будущие студенты знакомятся с преподавателями и администрацией школы, чтобы они знали, к кому обращаться по тому или иному вопросу. Естественно, во время этого мероприятия есть возможность познакомиться поближе и со своими будущими сокурсниками. Социальные связи между студентами школы всячески поощряются, так как принадлежность к школе и взаимопомощь между студентами будут служить в дальнейшем серьезным фактором их карьерного успеха. Особое внимание студентов обращается на так называемый «Кодекс чести» школы и профессии. Обозначаются основные требования к моральным принципам студентов и выпускников школы. В части, касающейся правил поведения в процессе обучения, отмечается, что сту-

денты должны работать над своими заданиями строго самостоятельно - чтобы у преподавателя была возможность объективно оценивать знания каждого отдельного студента и чтобы никто из студентов не смог скрыть своё незнание за счет списывания у других или за счет подсказки. «Взаимопомощь » при выполнении домашних заданий либо совместное выполнение заданий, когда это специально не оговорено преподавателем, относится к прямому нарушению кодекса чести. Особо прописаны правила поведения во время экзаменов: списывание у других студентов во время экзамена строго карается снижением оценки; в крайнем случае работа исключается из оценивания и экзамен не засчитывается.

Кодекс чести школы тесно связан с кодексом профессиональной чести. Этические проблемы, возникшие у кого-либо из выпускников школы в его профессиональной деятельности, могут негативно сказаться на репутации школы и косвенно повлиять на профессиональную карьеру других выпускников. Студентов, однако, призывают помнить о кодексе чести не только в процессе учебы в школе или в их профессиональной деятельности, но и в быту и общественной жизни, так как отклонения от моральных принципов в этой сфере, связанные с именами студентов и выпускников школы, также могут бросить тень на репутацию школы. Правила обучения в школе и кодекс чести студента раздаются студентам в виде брошюры с рекомендацией подробно ознакомиться с ними.

Уместно отметить, что в американских учебных заведениях принято поощрять, так сказать, обратную связь, дающую возможность учитывать и мнение студентов о школе или университете. В «Перикле», к примеру, в конце каждого курса проводится опрос студентов, который позволяет выяснить их мнение о преподавателе, качестве курса, а также их пожелания. Опрос проводится строго конфиденциально, поэтому студенты могут абсолютно свободно

выразить свое мнение, не опасаясь каких-либо последствий. Результаты такого опроса обязательно доводятся до сведения преподавателя, чтобы он смог подкорректировать читаемый курс либо свою манеру преподавания. Для администрации же школы такой опрос служит важным ориентиром для решения вопроса, стоит ли продлевать контракт с тем или иным преподавателем.

Процесс обучения

В традициях американской культуры образования - предоставлять своим студентам всевозможные технические и иные приспособления для обучения. В школе имеется прекрасная библиотека книг на английском языке по всем разделам юриспруденции, а также тематическая фильмотека. Студенты всегда могут прийти в библиотеку для самостоятельных занятий. Усердие в обучении всегда приветствуется.

Сам процесс преподавания представляет собой некое сочетание лекции в российском понимании и семинара, когда студенты должны принимать активное участие в обсуждении рассматриваемой темы. В ходе семестра студенты выполняют домашние задания и сдают промежуточные экзамены. Всегда доступны персональные консультации преподавателей.

В целом в администрировании школы используются все последние достижения в коммуникации. Так, студенты передают выполненные домашние задания, загружая их в специальную программу в Интернете, которая построена по принципу анонимности оценивания работ. В дополнение к обычной форме общения связь студентов с преподавателями и администрацией школы поддерживается также через Интернет. Студентам, которые предпочитают не писать от руки, а печатать на клавиатуре, предоставляется возможность сдавать экзамены на компьютере, для чего перед экзаменом на их компьютеры устанавливаются специальные программы. Школа организу-

ет и оплачивает доступ всех студентов к наиболее важным профессиональным базам данных в Интернете.

Для получения диплома о квалификации по специальности студент за время обучения должен пройти ряд обязательных и определенное количество факультативных курсов, которые он выбирает в соответствии с будущими карьерными планами. За обязательные курсы студент не может получить оценку ниже требуемого уровня. В случае если оценка за какой-либо из обязательных курсов неудовлетворительна, его предстоит прослушать заново, иначе он не засчитывается - с соответствующими последствиями. В зависимости от продолжительности курса и количества часов каждому курсу присваивается соответствующее число зачетных (кредитных) баллов. Для того чтобы получить диплом Магистра Права, студент к окончанию школы должен набрать 36 кредитных баллов, при этом 20 кредитов студент набирает за счет обязательных курсов, а остальные 16 - за счет факультативных. Однако для того чтобы получить диплом, набрать необходимое количество кредитных баллов недостаточно. Необходимо, чтобы уровень оценок за пройденные курсы был не ниже определенного уровня, который определяется специальным коэффициентом - так называемым средним коэффициентом успеваемости. О нем мы скажем ниже.

Процедура проставления оценок

Подход к проставлению оценки за пройденный курс значительно отличается от того, который практиковался в советской и поныне используется в российской системе образования. Если у нас оценка за ответ студента на экзамене ставится эмпирически и полностью зависит от мнения преподавателя, причем она ставится непосредственно после ответа студента, то американская система оценивания экзаменационных ответов максимально объективизирована, так как в ее основу положены законы

математической статистики. Отличие состоит и в том, что если в российской практике на экзамене ставится одна совокупная оценка за весь ответ и таким образом эта оценка становится оценкой за весь пройденный курс, то в американской системе общая совокупная оценка за курс формируется на основе оценок за три компонента: участие в дискуссиях в классе, промежуточный экзамен, проводимый в середине семестра, экзамен за семестр, проводимый в конце семестра. Важно, что последний экзамен в семестре проводится только письменно. Обычно он подразделяется на две части: тестовую, в которой требуется отметить правильные ответы из нескольких предложенных, и написание текста в формате эссе на заданную тему. Вес каждого из трех компонентов в окончательной оценке за курс различен и заранее объявляется в программе курса, так что студенты уже до начала занятий знают, какой раздел занятий будет иметь для них наибольшее значение в плане получения наилучшей оценки за весь курс. В отличие от системы проставления оценок, принятой в России, когда преподаватель не ограничен никакими требованиями в отношении того, сколько можно поставить в классе наивысших оценок, сколько наихудших или иных оценок, в американской системе число тех или иных оце-нокв классе ограничивается требованиями математической статистики: это количество должно соответствовать кривой нормального распределения. Преподаватель может поставить высший бал только 15% лучших студентов, а самую низкую оценку получат 15% сдавших экзамен хуже всех.

Отличие американской системы состоит и в том, что здесь практикуется не цифровая, а буквенная форма оценок: А, В, С, D, F (А означает «отлично » и равноценно 4 пунктам, В - «хорошо», равноценно 3 пунктам, С - «удовлетворительно»,равноценно 2 пунктам, D - «неудовлетворительно », равноценно 1 пункту, F - «совсем неудовлетворительно», равно 0). При этом исполь-

зуются знаки «+» и «-» для повышения или понижения степени оценок. Знак «+» повышает оценку на 0,3 пункта, знак «- » понижает ее на столько же пунктов. То есть фактически оценки могут быть: А-, В+, В-, С+, С-, D+, D-, F. Оценка А+ не используется. Процедура проставления оценок представляет собой последовательность расчетов и ранжирования исходных оценок, которые студенты получают за каждый раздел. Исходная оценка за экзамены проставляется в процентах (процент правильно выполненной работы). Затем эта исходная оценка пересчитывается в соответствии с весом, который тот или иной раздел имеет в итоговой оценке за курс. В итоге все частные оценки, а именно: за промежуточный экзамен, финальный экзамен в конце семестра, за участие в дискуссиях в классе - суммируются и дают итоговую оценку. Итоговые показатели всех студентов в классе ранжируются, т.е. выстраиваются в ряд по мере убывания, от самого высокого показателя наверху списка до самого низкого в конце списка, после чего, собственно, и расставляются буквенные оценки (А, В, С, D, F с плюсами и минусами). До 15% студентов, оказавшиеся навер-хусписка, получают оценку А, от 15 до 30% студентов, показатели которых попали в середину списка, получают оценку В, от 30 до 50% студентов, показатели которых оказались ниже, чем упредыдущих, получают оценку С, от 5% до 30% студентов с еще более низкими показателями, получают оценку D и, наконец, до 5% студентов, оказавшиеся в самом низу списка по показателям успеваемости, получают неудовлетворительную оценку F. В основе этого подхода - закон нормального распределения, согласно которому наибольшие и наименьшие варианты оценок встречаются реже, чем средние показатели.

Помимо этих оценок есть и другие, связанные с тем, что кто-либо из студентов может начать слушать курс, но по каким-то причинам прекращает учебу. Если сту-

дент «сходит с дистанции» в самом начале курса, после первых двух-трех занятий, когда домашние задания еще не задавались, этот курс ему не засчитывается без каких-либо последствий для его оценки. Однако если студент бросает курс, уже пройдя его часть и выполнив несколько домашних заданий, курс ему не засчитывается; при этом его уход с середины курса может привести к снижению коэффициента его успеваемости, если преподаватель сочтет, что его уход, судя по качеству выполненных домашних заданий, связан с неспособностью студента овладеть материалом. Тогда за этот курс студент получает неудовлетворительную оценку.

У студентов также имеется возможность заранее оговорить, что тот или иной курс он хочет засчитать на основе оценок «кредит/ нон-кредит», что соответствует российскому «зачет-незачет. Эта опция удобна в тех случаях, когда у студента уже имеется достаточный уровень коэффициента успеваемости, но недостаточен уровень зачетных часов. Поскольку этот вариант не предполагает сдачи экзамена, а положительная оценка ставится на основе посещаемости, домашних заданий и участия в дискуссиях в классе, студенты могут выбрать его только в случае факультативных курсов.

Студентам дается право ознакомиться со своей экзаменационной работой, после того как преподаватель поставил в ней оценку, ознакомиться с его замечаниями и самим сделать вывод о правомерности и справедливости поставленной оценки. В случае если у студента возникают вопросы или сомнения в этом плане, он может обратиться за пояснениями к самому преподавателю либо с соответствующим заявлением к декану школы. Процедура апелляции носит следующий характер. Декан отдает спорную экзаменационную работу, предварительно ее закодировав, другому преподавателю этого же предмета. Это может быть и преподаватель, который читал этот

курс ранее. Если и в этом случае оценка не меняется, а студент продолжает настаивать на своей правоте, процедура апелляции продолжается: работа (естественно, закодированная) отдается на рассмотрение двум другим преподавателям. Если оба этих преподавателя приходят к выводу, что первоначальная оценка все-таки была справедливой, а студент продолжает настаивать на ее повышении, работа передается следующему преподавателю уже особым образом. Этот преподаватель получает на рассмотрение пять работ, среди которых находится и спорная работа. Он должен расставить эти работы по степени слабости. В зависимости от того, на каком месте окажется спорная работа, и будет поставлена окончательная оценка. Студенту при этом хорошо известно, что эта процедура в определенной степени рискованна для него, т.к. преподаватели, участвующие в этой цепочке, имеют право пересмотреть оценку как в сторону ее увеличения, так и в сторону понижения.

При проставлении оценок за курс учитывается и то, как студент посещал занятия. Присутствие или отсутствие студента на занятии преподаватель отмечает дифференцированно: «присутствие », «отсутствие по неуважительной причине», «отсутствие по уважительной причине», «опоздание по уважительной причине», «опоздание по неуважительной причине». В конце курса все эти показатели у студентов суммируются и, соответственно, учитываются в итоговой оценке за курс.

Студентов еще в самом начале курса (на общем сборе, а затем в описании курса, которое раздается им перед началом курса) информируют о том, как будет оцениваться их посещаемость. Как правило, студентам разрешается пропустить 25% от числа занятий без каких-либо последствий для их итоговой оценки за курс. При пропуске более этого количества занятий студент должен выполнить дополнительные домашние задания, чтобы компенсировать

пропущенные уроки. При пропуске более половины занятий студент отчисляется. В ведомости посещаемости преподаватель на каждом занятии скрупулезно отмечает присутствующих, опоздавших более чем на определенное количество времени, отсутствующих по уважительной или по неуважительной причине. В конце курса общая посещаемость каждого студента суммируется, и этот показатель также служит ориентиром при проставлении итоговой оценки. Вес показателя посещаемости в итоговой оценке также объявляется в начале курса в его описании.

Добавим, что на итоговую оценку за курс могут повлиять не только объективные факторы. Так, оценка может быть снижена по усмотрению преподавателя за какой-либо проступок, совершенный в процессе обучения. К примеру, одному из студентов оценка была снижена за то, что он был уличен в обмане: чтобы скрыть неоправданное отсутствие в классе своего друга-однокурсника, студент ответил при перекличке за него. Когда это было обнаружено, оценка сту-денту-обманщику за этот курс была снижена.

Общий уровень успеваемости оценивается по среднему коэффициенту оценок, который рассчитывается по формуле:

0 ЛИЛ + БИб + СИС + ПИп + РИР

Б =----Л-----Б------с-----п-Р-, где

N. + Иб + Ис + Ип + МР

А, В, С, D, F - буквенные оценки,

N - количество курсов.

К окончанию школы этот коэффициент у студента должен быть не ниже 2,0. Из формулы расчета коэффициента видно, что его величина меняется не только пропорционально количеству пройденных курсов, но и в зависимости от полученной за этот курс оценки. При низкой оценке за курс количество кредитных баллов, которые отражают число пройденных курсов, увеличивается, но уровень коэффициента оценок снижается. Тем самым этот коэффи-

циент побуждает студентов к тому, чтобы они не только старались пройти как можно больше курсов, но и при этом стремились получить за них возможно более высокую оценку. Таким образом, совокупный показатель готовности студента к получению диплома на основе кредитных баллов и коэффициента оценок за пройденные курсы позволяет установить объективный критерий подготовки специалиста.

При проведении экзаменов функции так называемых «прокторов», которые, собственно, проводят экзамены в организационном плане, и функции тех, кто оценивает экзаменационные работы, а именно преподавателей, которые вели тот или иной курс, четко разделены. Проктор организует и проводит процедуру сдачи экзаменов: раздает собравшимся студентам экзаменационные вопросы, наблюдает за их работой, следит за временем, собирает экзаменационные работы устудентов, строго следит за тем, чтобы никто не списывал. Преподаватели же оценивают работы и проставляют оценки. Экзамены проходят в «слепом» формате, то есть имена студентов скрыты за идентификационными кодами, которые раздаются студентам в начале экзаменационной сессии, поэтому преподаватели не знают, чьи именно работы они оценивают. Студентов предупреждают заранее, что коды являются строго конфиденциальными и они ни в коем случае не должны сообщать о них никому.

Администрация школы ведет постоянный мониторинг успеваемости студентов, и, если кто-либо из студентов регулярно демонстрирует низкие показатели, с ним ведется беседа с целью поисков решения проблемы. В крайнем случае студент отчисляется из программы, особенно в тех случаях, когда неуспеваемость студента связана с его недисциплинированностью либо другими неуважительными причинами. Тот факт, что школа в этом случае несет материальные потери, не играет роли. Во главу угла ставятся долгосрочные интересы, свя-

занные со стремлением поддерживать престиж школы и доверие к ее диплому со стороны работодателей. Школа обязана предоставлять информацию об успеваемости выпускников школы работодателям (если они это затребуют) на правах конфиденциальности.

Дипломы выпускников различаются по цвету: красные - дипломы с отличием, остальные - синие. Отличниками становятся 2-3 студента, набравшие наибольшее количество баллов по совокупности всех пройденных предметов. К диплому прилагается ведомость всех оценок за пройденные курсы, в которой, помимо прочего, отмечены предметы, по которым студент был лучшим в классе. Эти детали важны, т.к. на них может опираться работодатель, когда будет решаться вопрос о принятии выпускника на работу.

Обучение в школе платное. Система оплаты строго регламентирована, и потенциальные студенты заранее извещены во всех деталях о процедуре оплаты обучения. Практикуется поощрение как можно более ранней подачи заявлений о поступлении. Школа предоставляет большое количество стипендий, так что наиболее одаренные студенты получают возможность учиться с минимальной оплатой. Лучшие из абитуриентов могут быть полностью освобождены от платы за учебу.

В целом программа обучения составлена таким образом, чтобы студенты за три года или менее, прослушав все обязательные и факультативные курсы, могли набрать необходимое количество зачетных баллов, показав соответствующий уровень успеваемости. Превышение срока обучения без уважительной причины не допускается.

Социальная жизнь школы

Школа создает все условия для того, чтобы все так или иначе причастные к школе - студенты, выпускники, преподаватели и администрация школы - чувствовали себя некой единой социальной общностью,

поэтому всячески поощряются и поддерживаются возможности социальных контактов и общения. Взаимоотношения между преподавателями и студентами носят заметно менее формальный характер, нежели в российских вузах. Это скорее взаимоотношения наставников и подопечных, чем просто преподавателей и студентов. Так, студентов всячески поощряют обращаться к преподавателям за консультациями, обсуждать с ними трудности в обучении и совместно искать пути их преодоления. Интересно в этом плане отметить, что студенты обращаются к преподавателю по имени, как это в целом принято в американском обществе, за естественным исключением тех случаев, когда обращение должно в силу тех или иных конкретных обстоятельств носить строго формальный характер. Поступив в школу, студент как бы становится членом большой семьи, с которой он будет поддерживать связи длительное время, если не пожизненно, так как бывшие студенты имеют возможность продолжать учебу уже за половинную плату и полноправно участвовать во всех социальных мероприятиях: праздновании Нового года, встречах с интересными людьми и проч. Фактором сплочения в коллективе служит и возможность установления собственно деловых связей.

Вечер пятницы, как правило, освобождается от занятий. Это время отводится для специальных лекций и выступлений с участием преподавателей из других американских вузов, людей из мира бизнеса и политики, персон, имена которых известны и популярны в обществе. Тема выступлений обычно представляет как профессиональный, так и общий интерес. Лекции бесплатны, и на них могут прийти как нынешние, так и бывшие студенты школы. Можно пригласить и своих друзей и коллег. Эти вечера проходят в стиле casual, т.е. после лекции всегда можно выпить чашку чая и побеседовать с преподавателем, обменяться информацией со своими сокурсниками,

просто приятно провести вечер среди единомышленников. В целом школа поощряет взаимопомощь и солидарность между студентами. На ежегодном праздновании Нового года традиционно проводится благотворительная акция. При этом каждый может принять участие в выборе организации (детский дом, больница и т.п.), которой будут перечислены собранные средства. Все время в школе на ресепшне стоит благотворительная копилка, куда студенты могут кинуть мелочь.

Можно сказать, что все аспекты деятельности школы нацелены на то, чтобы выпускники школы не только получили возможно более хорошие знания по специальности, но и выросли как социально зрелые и добропорядочные граждане. Именно такие личности в будущем продемонстрируют более высокие показатели роста в своей профессиональной карьере и пойдут дальше всех по социальной лестнице. Поскольку эти успехи так или иначе будут ассоциироваться с тем учебным заведением, которое они окончили, престиж школы в глазах потенциальных абитуриентов и общества в целом будет расти. А это все отражается, понятно, на финансовых и прочих результатах ее деятельности. В конце концов, высшая школа по американскому стандарту - это не только образовательное учреждение, но и деловое предприятие, деятельность которого должна быть эффективной, а значит, прибыльной.

Ежегодное торжество по поводу очередного выпуска студентов с дипломом Магистра Права проводится в конце весеннего семестра и носит характер некоего таинства посвящения. Происходит оно, как правило, в хорошем ресторане, соответствующем престижу школы. Выпускники облачаются в знаменитую черную робу, их головы венчает всем теперь знакомая шляпа магистра. Такая же форма и на преподавателях, с той только разницей, что у преподавателей, помимо просто робы, на плечах лежит мантия. Часто преподаватели приходят на выпуск-

ной вечер в форме робы того университета, который они когда-то окончили.

На торжестве присутствуют не только выпускники, но и их родители, члены семьи, друзья. Церемониал соблюдается строго в соответствии с устоявшейся традицией: за общим поздравлением и приветствием студентов от имени руководства школы следует процедура выдачи дипломов. Выпускники, получив из рук декана диплом, проходят вдоль ряда преподавателей, которые облачают их в мантии. Затем по протоколу следуют речи студентов. Первым произносит речь лучший студент выпуска, которого определяет админист-

рация школы по окончании последнего семестра строго по показателям успеваемости. Затем дают слово студенту, который произносит речь от имени всех выпускников. Этого студента выбирают сами выпускники путем общего голосования. На торжестве объявляют также лучшего профессора года, которого выбирают сами студенты. Общая фотография выпуска, на которой запечатлены студенты и преподаватели, публикуется на сайте школы, а также хранится в архиве для будущих поколений студентов. Торжество завершается, как правило, далеко за полночь общим весельем и общением.

ANS. “AMERICAN STANDARD”: EDUCATIONAL ENVIRONMENT, LEARNING PROCESS, ASSESSMENT (VIEW FROM INSIDE)

The article describes the organization of educational process at “Pericles” ABLE adult educational center built by American standard. The author dwells upon the adopted assessment system and pays particular attention to the corporate culture and social life of the students.

Key words: American educational standard, student’s code of honor, credit-based system, assessment system, corporate culture.

О.В. МАКАРЕНКО, доцент Новосибирский государственный технический университет

Интерактивные образовательные технологии в вузе

В статье автор предлагает рекомендации по использованию интерактивных технологий в образовательном процессе вуза, делится с читателями собственным опытом многолетней работы с ними. Применение интерактивных форм проведения занятий рассматривается как одно из основных условий реализации ФГОС.

Ключевые слова: интерактивные образовательные технологии, работа в малых группах, компетенция социального взаимодействия, совместная деятельность участников образовательного процесса вуза.

В отечественных учреждениях высшего профессионального образования наметилось обновление не только программного, но и технологического обеспечения образовательного процесса в плане переосмысления применяемых образовательных технологий, в том числе и технологий взаимодействия субъектов образовательного процесса. В ФГОС ВПО, в частности, заявлено: «Реализация компетентностного

подхода должна предусматривать широкое

использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий ... с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся».

Между активными и интерактивными формами проведения занятий допустимо ставить знак равенства; есть мнение, что интерактивные технологии являются составляющими активных, считается также, что интерактивные технологии - это современ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.