- люди, не имеющие возможность найти работу по независимым от них обстоятельствам;
- пожилые люди;
- студенты.
Однако стоит отметить недостаток данного подхода, заключающегося в том, что население, получающее финансовую поддержку, тратит ее не на продовольствие, а на оплату жилья.
Одним из приоритетных направлений государственной политики Канады является поддержка продовольственного снабжения населения, проживающего в северных территориях и в арктическом регионе страны. Северные регионы, расположенные выше 60 параллели, в состав которых входят Юкон, Северо-западные территории и Нунавут, занимают около 40% территории страны. В настоящее время там проживает около 110 тыс. человек, что составляет только 0,3% от численности всего населения Канады (35 млн. человек).
С 2007 по 2012 гг. правительством Канады была реализована государственная программа «Канадская северная стратегия» (Canada's Northern Strategy), которая включала четыре приоритетных направления:
- защита канадского суверенитета в Арктическом регионе;
- охрана окружающей среды;
- социальное и экономическое развитие;
- улучшение системы управления северными территориями.
Общее финансирование «северной стратегии» на пять лет составляло около 3 млрд.
долларов. В частности, для улучшения продовольственного обеспечения населения северных территорий была разработана новая программа субсидирования поставок продуктов питания «Продовольствие для Северной Канады» (Nutrition North Canada).
В соответствии с планами правительства Канады новая система должна способствовать улучшению качества питания населения северных регионов, а также повысить экономическую эффективность поставок продовольствия.
По официально опубликованной информации [1] за 2012-2013 гг. финансовый год (начинается с 1 апреля) было поставлено около 25,6 тыс. тонн продовольственных и непродовольственных товаров и выплачено около 61 млн. долл. субсидий.
Выводы. Опыт Канады показывает, что обеспечение продовольственной безопасности населения в отдаленных поселениях является одним из центральных элементов канадской политики по социальному и экономическому развитию арктического региона.
Несмотря на то, что Канада в последние 50 лет является страной с достаточным количеством продовольствия, в основу мероприятий положена идея уверенности в обеспеченности продовольствием населения как важного элемента обеспечения жизненных стандартов.
Источник
1. Данные официального сайта http://www.nutrition-northcanada.gc.ca/eng/1383681317978/1383681469 736
АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИКИ АПК РОССИИ
Балашенко В.А., к.э.н., докторант Самарской государственной сельскохозяйственной академии
Проведенные инвестиционные расчеты по сельскохозяйственному закону США за 20022008 гг. показывают, что фермеры и ранчеры за указанный период платят налог на прибыль в размере 59 млрд долл. за шесть лет, при этом чистый доход составляет 272,1 млрд для них. Учитывая, что внутреннее потребление за указанный период находится на уровне 555,4 млрд. долларов, агробизнес США идет с плюсом на уровне 100 млрд долл., т.е. в стране существует государственный заказ, который окупается [5]. Это говорит о социальном и политическом эффекте мультипликатора агробизнеса США, страны имеющей уникальную экономику, построенной на рыночных регуляторах.
США поддерживает аграрный сектор посредством различных программ, входящих в государственное регулирование агропродо-вольственной системы. Эти программы обеспечивают наряду с прямыми, косвенные меры государственного регулирования производителей и потребителей. Выделяют как программы поддержки цен, так и государственные программы поддержки доходов для зерновых, маслосемян, волоконных культур, молока и сахара. Целью данных программ является обеспечение поддержки и стабилизация доходов производителей перед лицом многих рисковых ситуаций, складывающихся на рынках. Другие государственные программы предна-
значены для регулирования окружающей среды, развития сельских территорий, решения насущных экологических проблем, модернизации инфраструктуры агропродовольствен-ной системы, поддержка отдельных слоев граждан с низкими доходами, а также существуют различные программы поддержки детей и людей старшего поколения.
Первичный процесс государственного регулирования с целью осуществления надлежащей политики является законодательная деятельность на протяжении пяти лет. Конгресс США участвует в законотворческом процессе по осуществлению и применению аграрного законодательства в сотрудничестве с Президентом и его администрацией. Фермеры, производственные организации, представители агробизнеса, потребительские организации и организации по охране окружающей среды, лидеры сельских территорий, группы налогоплательщиков разделяют и отстаивают свои льготы и преференции посредством открытых выступлений и через медиа средства и соответственно они способны свои собственные интересы, рассматриваемые Конгрессом, позиционировать как новое законодательство. Текущий закон (акт от 2002 г. по Аграрной защите и сельским инвестициям) пролонгировался в 2007 г.
Основные законодательные инициативы как первоисточники законотворческой деятельности по аграрной политике датируются с начала 1930-х гг.
Государственные программы поддержки культур, доходов, программы помощи и пищевых талонов, аграрная политика торговли, маркетинг и политика поддержки сельских территорий регламентированы различными законами. Центр Бюджета Конгресса (ЦБК) (Congressional Budget Office (CBO)) оценивают бюджет по сельскохозяйственному закону 20082012 гг. в размере 284 млрд долл. и на последующие года 2008-2017 на уровне 604 млрд долл. Суммы по статьям Сельскохозяйственного закона США подвержены изменению в зависимости от форс-мажорных условий.
Американская государственная товарная программа состоит из программ поддержки цен и доходов. Глобализация американской экономики способствовало динамичному развитию наряду с программой поддержки цен через интервенции и программы поддержки доходов, что отчасти взаимозависимо и влияет на производственную гибкость фермеров и ранчеров. Одним из недостатков государственной программы поддержки цен является ограниченное число товаров в ней задействованных.
Государственные меры по поддержке доходов служат отличным гарантом стабилизации фермерских доходов вследствие неблагоприятных цен на рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Эти программы включают в себя прямые выплаты и контрациклические платежи, которые выплачиваются производителям на основе их исторических начал в производстве и особенностях товарной группы, а также выплаты по потерям доходов от производства и реализации молока, которые обеспечивают ограниченную поддержку молочным производителям, маркетинговая поддержка кредитования, недостаточность платежей по кредитам, которые выплачиваются по текущему состоянию дел в производстве, когда цены стремятся к снижению.
Программы поддержки цен сокращаются и касаются в основном двух агропродуктов -молока и сахара. Цены на молоко поддерживаются по государственным программам закупок сырого молока. Корпорация по кредитованию товаров (Commodity Crédit Corporation) осуществляют закупки по поддерживающим ценам масло, сыр чеддер и сухое обезжиренное молоко, продуктам, которые требуют соответствующих качественных спецификаций. Государственная поддержка цен держит цены на сырое молоко на уровне 9,9 долларов за сотню веса [1, 3, 7].
Программа поддержки цен по сахару включают три базисных элемента: система уровня тарификации квоты (TRQ), программа распределения внутреннего маркетинга, программа по поддержке кредитования по ценовой политике.
Меры государственной поддержки товаров, связанных торговлей заключаются в том, что некоторые производители также получают высокие рыночные цены через торговые меры такие как, тарифы и уровень тарифных квот, а также экспортные субсидии, которые являются пороговыми и влияют на цены на товары. Министерство сельского хозяйства США администрирует три количественные программы -внутренне потребление американцев с низкими доходами, а, именно, программа пищевых талонов (Food Stamp Program), специальная программа для женщин, младенцев и детей (Spécial Supplementary Nutrition Program for Women, Infants, and Children (WIC)). Одной из старейшей является Программа школьных ланчей (National School Lunch Program), которой более 60 лет. Программа пищевых талонов - крупная национальная программа внутреннего потребления для американцев с низкими доходами и является источником спроса на
продукты фермеров и пищевой индустрии США. Программа предусматривает обеспечение выгод каждый месяц, что позволяет приобретать определенные продукты в диктуемых Министерством сельского хозяйства США дискаунт-центрах и магазинах. Данная программа пищевых талонов охватывает свыше 25 миллионов американцев каждый месяц. Специальная программа для женщин, младенцев и детей, спонсируемая Министерством сельского хозяйства США поддерживает определенный рацион и диету, первичное образование и медицинское здоровье и другие социальные услуги для женщин с низкими доходами, а также младенцев и детей старше до и старше 5 лет с социальным риском. Программа покрывает свыше 5 миллионов участников ежемесячно, включая, разумеется, свыше половины младенцев страны [1, 2, 4, 6].
Стоит отметить, что за последние 15-20 лет программы ориентированы с учетом фактора - минимизации государственной поддержки сельского хозяйства, а также осуществление адресной государственной аграрной политики в США. Данные тренды могут быть актуальны и применимы для сельского хозяйства России [6].
Источники
1. Farm Bill 2002-2008, 2008-2012. 14000 pp. 2014 7000 pp.
2. Markusen J.R. 1997. Trade versus Investment Liberalization, NBER Working Paper No. 6231.
3. R. Johnson, C. Hanrahan, R. Schepf Comparing U.S. and EU Program Support for Farm Commodities and Conservation. CRS Report for Congress. Washington D.C. 2010.
4. Hitt M.A., Ireland R.D., Hoskisson R.E. Strategic management: competitiveness and globalization. South-Western College Publishing, 2001. - 1044p.
5. Балашенко В.А. Государственная аграрная политика США: опыт интеграции. Монография. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2013. - 308 с.
6. Балашенко В.А., Камалян А.К., Пшихачев С.М., Руденко Н.Р., Пашкина О.В., Машков С.В. Управление качеством в агропродовольственной системе региона: интеграционные тенденции, возможные стратегии, риски. Москва, НИПК Центр Восход-А. 2013. - 335 с.
7. Пшихачев С.М. Сельское хозяйство США: основные тенденции развития и эколого-экономическая устойчивость отрасли. Москва: ВИАПИ им. А.А. Никонова, Энциклопедия российских деревень, 2003 - 346 с.
8. Нечаев В.И., Хатуов Д.Х., Ворошилова И.В. Государственная поддержка и регулирование региональной агроэкономики. Краснодар: «Атри», 2009 - 160 с.
9. International Agricultural Trade Research Consortium (IATRC). 2001. Issues in Reforming Tariff-Rate Import Quotas as in the Agreement on Agriculture in the WTO. Paper No. 13, May IARTC. 52 pp.
10. Российское Сельское Хозяйство: На Перепутье или на Баррикадах? Речь Аллана Мастарда, Полномочного министра, советника посольства по вопросам сельского хозяйства, Посольство США, Москва, Россия на конференции «Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы», Академия Народного Хозяйства при Правительстве РФ, Москва, 14 сентября 2004 г. Американский опыт развития сферы агробизнеса и экономического образования // Материалы конференции участников американской программы обмена профессорско-преподавательскими составами FEP-2004 г. - Вашингтон. - 2005. С. 4-16.