Научная статья на тему 'Американский характер глазами русских в начале XX века'

Американский характер глазами русских в начале XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3101
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКА / ИМАГОЛОГИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / AMERICA / IMAGOLOGY / MENTALITIES / NATIONAL CHARACTER / ETHNIC STEREOTYPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Матвеева Евгения Михайловна

Статья посвящена проблеме формирования национального стереотипа американцев. Анализируются произведения русских обозревателей, посетивших США в начале XX века. Исследуя данные источники, можно выявить специфические особенности менталитета американского народа, определить сферы интересов жителей страны Нового Света, изучить их традиции и привычки. Это позволяет устранить априорно отрицательное отношение к «иным странам и народам», акцентируя внимание на объективном, основанном на реальных фактах представлении наших соотечественников об Америке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Матвеева Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN CHARACTER THROUGH THE EYES OF RUSSIAN PEOPLE

The article is devoted to the problem of the developing the national stereotype of the American people. On the basis of the analysis of the Russian observers works we can identify the specific characteristics of the national mentalities of American people, determine the spheres of their interests and learn their traditions and habits. This allows to eliminate the negative attitude to the strange countries and nations and to focus on the objective criteria and true facts represented by our countrymen.

Текст научной работы на тему «Американский характер глазами русских в начале XX века»

УДК 94(718)

Е.М. Матвеева

АМЕРИКАНСКИЙ ХАРАКТЕР ГЛАЗАМИ РУССКИХ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Статья посвящена проблеме формирования национального стереотипа американцев. Анализируются произведения русских обозревателей, посетивших США в начале XX века. Исследуя данные источники, можно выявить специфические особенности менталитета американского народа, определить сферы интересов жителей страны Нового Света, изучить их традиции и привычки. Это позволяет устранить априорно отрицательное отношение к «иным странам и народам», акцентируя внимание на объективном, основанном на реальных фактах представлении наших соотечественников об Америке.

Америка, имагология, менталитет, национальный характер, этнический стереотип.

Историческая наука рубежа ХХ-ХХ1 веков характеризуется как период поиска новых путей развития, определения иных парадигм исследования. Примером такого направления в исторической методологии является имагология -наука, предполагающая оперирование такими смысловыми понятиями, как «этнические стереотипы» и «национальный характер» '. Каждый человек осознает, что люди, принадлежащие к разным народам и разным этническим группам, отличаются друг от друга своим темпераментом, культурой, нравами, обычаями. Поэтому для понимания истории другого народа необходимо обратиться к изучению интересующей страны. С конца XIX века интерес России к Соединенным Штатам Америки неуклонно растет и постепенно приобретает массовый характер. Страна Нового Света, как часто называют Америку, у русского человека прежде всего ассоциируется с образом свободы - политической, экономической и духовной. Она настолько отличается от привычной России, что невольно пробуждает любопытство русских обозревателей и путешественников. Национальный характер является самым «неуловимым» феноменом этничности, поэтому так часто исследователи из России свои заметки и очерки посвящают именно этой теме.

Американская проблематика вошла в исследовательский круг рубежа XIX-XX веков с творчеством Григория Мачтета, который прожил в Америке несколько лет и, вернувшись в Россию, посвятил Соединенным Штатам цикл рассказов 2. Американцев часто характеризуют как деловых людей, стремящихся облегчить и усовершенствовать свою жизнь. Мачтет считает, что эти черты характера в частности как нельзя лучше определяют жизнь Нью-Йорка в общем. «Об

1 Чугров С.В. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 1. С. 42.

2 Мачтет Г. По белу свету: очерки американской жизни. М., 1889. 366 с.

удобствах жизни и говорить нечего. Нью-Йорк совсем новый город, все в нем приспособлено так, чтобы удовлетворять потребности человека возможно легче и удобнее. Как бы ни был взыскателен человек, он не найдет причин для жалоб» 3. Без доли иронии автор подчеркивает законопослушность американцев и их уважение к гражданским свободам, замечая, что «в целом свете, может быть, не уважают граждане своей конституции и законов так свято, как в Америке» 4 Весьма поучительным является эпизод с русским эмигрантом, который проявил неуважение к элементарному требованию со стороны американских властей и немедленно оказался перед судьей, отделавшись при этом легким испугом и нотацией. Наряду с законопослушностью, одной из главных черт американского характера является ярко выраженный патриотизм. Известный немецкий писатель-романист Вильгельм Поленц отмечает это в своем очерке «Страна будущего». По наивному воззрению янки, пишет В. Поленц, «Америка - единственная страна, где можно жить, это Божья страна». Этот патриотизм сказывается не только во внешних проявлениях, в овациях и демонстрациях, он лежит гораздо глубже в сердцах американцев. Американский патриотизм распространяется на все: на законы, на государственные установления, даже на признанные недостатки страны. По мнению их, все американское хорошо. Американского худого ничего быть не может. Янки - патриот, когда спит, когда бодрствует, когда пьет и когда ест, патриот всегда и везде» 5. Писатель однажды в дороге познакомился с одним пожилым человеком, который прожил 10 лет в Германии у своих детей. Однако, несмотря на свою болезнь, он отправился в Америку, чтобы там умереть.

Примером выражения ярких чувств любви к Америке является традиционное празднование «Страны Свободы». Знаменитый публицист П.И. Попов, уехавший в США в 1872 году, сумевший без знания языка не потеряться в чужой стране и добиться литературного успеха, уделял теме национального характера особое внимание. Он описывал, как масштабно американцы отмечали главный праздник -4 июля - День Независимости Америки. «Каких только гуляний не было здесь устроено: горы, леса, реки, морские берега, острова - все огласилось радостными криками празднующего янки. Всюду держали короткие митинги, на которых произносили патриотические спичи, и непременно читалась Декларация независимости» 6. На вопрос о том, не лучше ли было бы потратить средства, вложенные в праздник, на строительство университета, Попов получил следующий ответ от своего знакомого американца: «Никакими университетами вы не разовьете в целой стране таких сильных патриотических чувств, как нашим торжеством 4-го июля» 7. Потряс публициста День украшения могил, названный им «праздником чисто американского национального характера». Целью этого события является

3 Кубанев Н.А. Образ Америки в русской литературе: из истории русско-американских литературных связей конца XIX - первой половины XX в. М. : Арзамас, 2000. С. 177.

4 Там же. С. 178.

5 Поленц В. Страна будущего. СПб., 1904. С. 39.

6 Попов П.И. В Америке. Очерки американской жизни по личным наблюдениям автора, прожившего в Америке безвыездно 23 года (1872-1895). Пб., 1906. С. 261.

7 Там же. С. 262.

выражение почестей солдатам, погибшим во времена Гражданской войны. В конце мая «американцы считают своим священным долгом убрать цветами могилы воинов, павших на поле сражения» 8. Попова восхитило то, что украшать мемориалы южан могли не только их потомки, но и представители северных штатов: «Всеврачующее время сгладило отчасти «недоразумения» и сблизило людей Севера и Юга, людей разных убеждений и темперамента» 9. Однако подчас патриотические чувства граждан США бывают несколько чрезмерными, порождая несколько сатирическое отношение к американскому патриотизму. В.Г. Короленко, путешествуя по стране Нового Света был знаком с человеком, который уверял, «что Америка - лучшая страна в мире, Иллинойс - лучший штат в Америке, его квартал - лучший квартал в городе, а его дом - лучший дом этого квартала» 10. Таким образом, русский писатель, объективно рассуждая о чувстве любви к своей родине, дает понять читателю, что оно не должно пересечь грань разумного. Точное определение американскому патриотизму дает немецкий психолог Г. Мюн-стерберг: «Он направлен не на землю и не на людей, а на систему идей, касающихся общественной жизни, на систему, проникнутую потребностью в самоопределении. Быть американцем - значит быть носителем этой системы. Не общность происхождения и истории... не прошедшее связывает американцев между собою, а будущее, над которым они сообща работают» п. Германский ученый отмечает, что американцы очень уважительно относятся к любому честному виду деятельности: «С первого взгляда поражает та готовность, с которою признается полноценною всякая полезная работа, и если европеец, принадлежащий к высшим классам, находясь в затруднительных обстоятельствах, мучается над вопросом, каким образом можно работать и все же пользоваться уважением, то американцу гораздо труднее бывает понять, каким образом можно не работать и пользоваться уважением» 12. Автор описывает случаи, когда не имеющие средств американские студенты не стесняются и не стыдятся в течение летних каникул подрабатывать швейцарами в гостинице или кучерами на конно-железной дороге, чтобы заплатить за следующий год обучения в университете. Стоит обратить внимание на то, что никто из числа более обеспеченных однокурсников не станет высокомерно относиться к вынужденному работать учащемуся. «Презрительное отношение к себе заслужил только легкомысленный человек, живущий в доме, а не сын поденщика, рано поутру разносящий молоко, чтобы в течение дня иметь возможность заниматься наукой» 13. Становится понятным, как многие американцы, не обладающие большим состоянием, смогли в будущем добиться прекрасных результатов. Ярким примером этому является Эндрю Карнеги, прошедший путь от

8 Попов П.И. В Америке. С. 261, 263.

9 Там же.

10 Бурин С.Н. Американские впечатления Владимира Короленко // Размышления об Америке. Исторический альманах. М. : ИВИ РАН, 2001. Вып. 1. С. 174.

11 Мюнстерберг Г. Американцы. Политическая и экономическая жизнь. М., 1906. Т. 1. С. 46.

12 Там же. С. 203.

13 Там же.

«смотрителя бобин» на ткацкой фабрике до сталепромышленника и мультимиллионера. О своем жизненном пути он рассказал в книге «История моей жизни» 14

Писатель Шолом-Алейхм, приехавший в Америку в октябре 1907 года, способствовавший росту еврейской эмиграции из России в США, опубликовал первые главы своей повести «Мальчик Мотл». Это произведение посвящено судьбе бедного еврейского подростка, оказавшегося с семьей в Нью-Йорке в поиске счастья. Повесть отвечает и на один из самых актуальных вопросов Америки: что такое американская мечта и как ее достичь? Ответ на это дает один из персонажей книги, страстно уверяющий, что достичь наивысшего успеха в Америке может каждый, ибо эта страна равных возможностей, где тяжелый и упорный труд всегда вознаграждается. «О! Вы темные, дикие люди! Глубоко еще сидят в вас отсталые взгляды! Но Америка - это не страна жандармов! Все миллионеры и миллиардеры Америки в молодости работали тяжело и трудно. Кто на фабрике, кто на улице. Спросите Рокфеллера, Карнеги, Моргана, Вандер-бильдта, кем был каждый из них в свое время? Не подметали они улиц? Не продавали газет? Не чистили чужих сапог за пятак?» 15. Следует акцентировать внимание и на такой особенности американского общества, как возможность продвигаться по социальной лестнице, подчас недоступной жителям иного государства. Вильгельм Поленц в своем очерке «Страна будущего» писал: «У нас выбирают какое-нибудь занятие, если только уже не принадлежат к какому-нибудь сословию, и благодаря этому занятию остаются в известном сословии до конца своей жизни. Демократы по ту сторону океана берутся за какое-нибудь занятие и бросают его по желанию. Сколько богачей разоряются ежегодно и снова опускаются в низшие, беднейшие классы для того, чтобы при первом счастливом случае снова подняться по социальной лестнице. Очень часто встречаются в Северной Америке люди, прожившие два или три состояния. Необыкновенный оптимизм янки не признает полнейшей гибели человека» 16.

Такие широко известные черты американского характера, как предприимчивость, практицизм, умение считать деньги, деловитость, находят отражение практически во всех заметках и книгах путешественников. Стремление найти выгоду везде и во всем - свидетельство о преобладании в обществе Америки материального начала над духовным 17. «Несомненно, - писал об этом Поленц, -все практичное является коньком американца, поэтому он до известной степени пренебрегает идеальным. Машина, которую он довел до высокой степени совершенства, мстит ему теперь тем, что, если так можно выразиться, механизирует его. Он прежде спрашивает о деле и пользе какого-нибудь предмета. Но зато он относится без всякого внимания к тому, что не может быть вымерено и взвешено, к внутренней красоте и гармонии людей и вещей. Глубокий смысл искус-

14 Карнеги Э. История моей жизни. М. : Манускрипт, 1994. 224 с.

15 Кубанев Н.А. Образ Америки в русской литературе ... С. 205.

16 Поленц В. Страна будущего. С. 66.

17 Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. Россия глазами американцев 1850-1880 гг. М. : Изд-во МГУ, 1998. С. 273.

ства остался для него сокрытым» 18, «полезное предпочитается прекрасному» 19. Спокойное отношение, если не сказать равнодушие, к культуре, истории неизбежно вытекали из подобного рода деловитости. Как замечала в своем исследовании Павловская, «наивность американцев в вопросах истории поразительна» 20. Их понимание многих исторических событий поражает своей простотой. Например, американцу присущи такие суждения: «Петр I был полезным императором для России», а Павел I «был тиран, поэтому его друзья посчитали необходимым уничтожить» 21. Подчас характеристики менталитета американцев очень резки, подобно словам русского мыслителя и литературного критика В.В. Розанова, по мнению которого, народ Америки представляет собой «последнюю ми-

22

нерализацию духа, его окостенение, «выветривание» .

Однако не все авторы столь критичны в своих оценках, особенно те, кто воочию видел страну Нового Света и кто лично был знаком с ее представителями. В описании их характера важно дать целостный портрет американца, жившего на рубеже веков. Вильгельм Поленц, суммируя свои знакомства, рисует следующий образ: «Прежде всего, это сангвинический темперамент, но в совершенно ином роде, чем темперамент галльский. Француз при всей своей живости остается пессимистом, янки же является безусловным оптимистом. У американцев способность легко одушевляется, уравновешивается выдержанной, упорной энергией»23. Автор рассуждает о том, что характер жителя США подобен ландшафту этой страны - такой же неровный, странный, иногда резкий и грубый. Схожее описание находим в произведении «Мальчик Мотл»: «Истого американца можно узнать за версту: иной облик, иные повадки, иные манеры и даже язык как будто другой. Тогда как англичанин это угрюмый меланхолик, страдающий хроническим сплином, американец - веселый, жизнерадостный янки, с умными, пронизывающими глазами, приятными свободными манерами, с золотыми зубами.» 24 Образ американца так и дышит оптимизмом и жизнеутверждающей силой. Он уверен в своем успехе, стремится много работать для достижения поставленной цели, рассчитывает только на свои силы. Во многих очерках и записках об Америке русских путешественников и исследователей часто указывается, что правило «помогай себе сам» служит одним из основных принципов американской жизни. Дух самостоятельности пронизывает весь американский народ. Родители рано приучают своих детей думать об экономической независимости; дети даже из состоятельных семей должны начинать с небольшого содержания и собственными силами добиваться большего. Рассказывая о воспитании детей в Америке, Попов отмечал такую особенность: «американцы придерживаются того мнения, что полезно детям, с самого раннего воз-

18 Поленц В. Страна будущего. С. 56.

19 Попов П.И. В Америке. С. 251.

20 Павловская А.В. Россия и Америка. С. 273.

21Там же. С. 273-274.

22 Розанов В.В. О писательстве и писателях. М. : Республика, 1995. С. 166.

23 Поленц В. Страна будущего. С. 37-38.

24 Кубанев Н.А. Образ Америки в русской литературе. С. 207.

раста, иметь собственные деньги и даже открывать в банке свой собственный счет» 25. Мюнстерберг добавляет: «Эта привычка к самопомощи много способствовала тому, чтобы закалить американца, и можно ожидать, что в качестве воспитательного принципа она и дальше будет жить в американских воззрениях» 26. Дух самостоятельности порождает такие характерные черты американского менталитета, как предприимчивость и индивидуализм. По словам Поленца, «сама природа страны возбудила в этом народе дух предприимчивости» 27. Известный ученый Н.К. Руссель-Судзиловский, переехавший в Сан-Франциско в 1887 году, в своей статье «Две Америки» называл три обстоятельства, которые способствовали развитию американского индивидуализма. Во-первых, это освобождение от прошлого, от уз традиций: «Самым большим врагом будущего является прошедшее» 28. Во-вторых - это возможность чувствовать себя свободным от всякой опеки, которую предоставляет страна Нового Света: «В первый раз (западный человек) увидел себя не ребенком, а взрослым и полным распорядителем своей судьбы, вольным направлять, куда захочет, свою утлую ладью, творить свои политические и общественные формы» 29. В-третьих, это «влияние развития техники и механики на американский характер, на американскую психику»: «Изобретательное соперничество в погоне за быстротой и совершенством родило «святое недовольство» изобретателя, побуждающего его после хорошего добиваться «еще лучшего», что в свою очередь явилось источником механического гения, отличающего американцев от многих других народов» 30.

Несмотря на традиционные штампы в отношении характера американца, приписывающие ему скупость и расчетливость, многие авторы дают иную оценку этих качеств. «Во многих недостатках можно справедливо упрекнуть янки, но только не в мелочности и скупости. Что достоинства его точно так же, как и недостатки, сказываются в грандиозных размерах, доказывает его отношение к деньгам. Нигде не зарабатывают таких колоссальных состояний, не гнушаясь средствами для достижения богатства, как в Америке, но зато нигде так щедро не раздают на дела благотворительности миллионов, как в этой стране, где библиотеки и университеты основываются частными людьми», - читаем мы в «Стране будущего» В. Поленца 31. Так, например, Эндрю Карнеги, когда состояние его компании «United States Steal Corporation» достигло ежегодного дохода в 60 миллионов долларов, решил, что должен посвятить оставшуюся жизнь распределению своих богатств: 4 миллиона долларов в знак «глубокой благодарности» 32 он вложил в создание фонда помощи рабочим, «так много содействовав-

25 Попов П.И. В Америке. С. 246.

26 Мюнстерберг Г. Американцы. Т. 2. С. 211.

27 Поленц В. Страна будущего. С. 87.

28 Руссель-Судзиловский Н.К. Две Америки // Государственный архив Российской Федерации. Ф. 5825. Оп. 1. Д. 76. Л. 3.

29 Там же.

30 Там же. Л. 4.

31 Поленц В. Страна будущего. С. 42-43.

32 Карнеги Э. История моей жизни. С. 179.

шим успеху компании» 33; 1 миллион долларов пожертвовал на содержание библиотек и читален. Это лишь один из примеров благотворительности «стального» короля. Если принимать во внимание исключительно денежные пожертвования, предназначенные только для общественных учреждений, то в 1903 году они составили сумму в 7б 935 000 долларов 34 «О народе, который так щедро дает, можно, пожалуй, сказать, что он стремится к золоту, но нельзя сказать, что он за золото цепляется» 35. Несмотря на это, американский народ часто упрекают в страсти к наживе и спекуляции, что, по мнению большинства русских обозревателей страны Нового Света, «скорее является своего рода спортом» 3б. В. По-ленц отмечает: «Его (американца) энергичный, подвижной дух побуждает его вечно рисковать, пытать счастья» 37. Исследователь Америки А.В. Бабин, написавший обобщающий труд «История Северо-Американских Соединенных Штатов», соглашается с подобными выводами: «Эти энергия и самоуверенность дали Соединенным Штатам их пионеров, исследователей, изобретателей, государственных деятелей, железнодорожных, стальных и других «королей» и сделали имя Америки синонимом самого передового прогресса. Те же качества ума и духа создали многомиллионные частные состояния. Создала эти состояния не слепая погоня за долларом: последний ценится американцем только как символ концентрированной энергии, способный со своей стороны вызывать и передавать энергию на расстояние в процессе разнообразного человеческого творчества» 38. Г. Мюнстерберг в своем исследовании замечал: «.интерес добывания денег заключается, собственно, для американца не в обладании деньгами, а в самом процессе добывания» 39. Естественно, что на помощь в этом случае приходит его неистребимый оптимизм - он никогда не теряет надежды и верит, что потерянное снова скоро будет обретено. «Американец гоняется за деньгами точно так же, как при игре в теннис из всех сил гонится за мячом; но удовольствие ему доставляет игра, а не награда за борьбу. И когда ему случается потерять, то не чувствуешь себя так, как будто вместе со своим достоянием лишился до известной степени части своего «я»; он только как бы проиграл в спорте последнюю партию» 40. Когда на нью-йоркской бирже происходит очередное падение акций и теряются сотни миллионов, одна из парижских газет вполне правильно писала бы: «Если бы подобный кризис произошел у нас во Франции, то у нас в один день оказались бы паника, катастрофы, падение государственной ренты, множество самоубийств, уличные беспорядки, министерский кризис и насилия над

33 Там же.

34 Мюнстерберг Г. Американцы. Т. 2. С. 293.

35 Там же.

36 Поленц В. Страна будущего. С. 43.

37 Поленц В. Страна будущего. С. 43.

38 Бабин А.В. История Северо-Американских Соединенных Штатов. 1829-1910. СПб., 1912. С. 419-420.

39 Мюнстерберг Г. Американцы. Т. 2. С. 293.

40 Там же. С. 294.

иностранцами» 41. Америка же, наоборот, спокойна, и участники игры вновь стараются прийти в себя для очередной битвы.

Каков американец для русского обывателя начала XX века? Анализируя произведения и очерки путешественников из России, посетивших Америку, можно сделать вывод, что внимание обозревателей привлекали определенные образы, которые «давали возможность современникам понять «душу» граждан Америки» 42. «Мне хотелось показать русскому читателю, что самые оригинальные типы американского народа - политикан, агент и репортер. проникают всю его жизнь и служат выразителями воли, потребностей и идей не отдельных классов или слоев, а целого народа; на них лежит печать американского гения более рельефно, чем на представителях каких-либо других профессий или религий», - подчеркивал П.И. Попов 43.

Неудивительно, что на первом месте в классификации автора политическая ориентация. По словам Мюнстерберга, «американец - прирожденный политик. Каждый мальчуган вполне знаком с парламентарными формами, и вносить поправки, участвовать в голосованиях - это для него такое удовольствие, пристрастие к которому он получает по наследству» 44 Конечно, не каждый человек может стать политиком, хотя «американцы вообще мастера говорить» 45, необходимо наличие определенных способностей. По словам Попова, «они должны обладать недюжинным даром слова и прекрасными организаторскими способностями; кроме того, они должны превосходно знать дела своего штата и уметь влиять на местных вожаков» 46. Естественно, что «политиканы» отличаются друг от друга так же, «как звезда от звезды разнится во славе» 47. Они, как манометры, служат верным показателем общественного мнения: когда общество обеспокоено мелкими вопросами, политик «мелко плавает» 48; в моменты же государственных кризисов в роли политиков появляются великие люди. Попов приводит яркий пример, иллюстрирующий данный вывод. Он сравнивает политических деятелей конца XIX века и дипломатов времен Гражданской войны, обобщая, что «политикан - верное отражение политического состояния народа в данный момент» 49.

Агент, названный Поповым вторым типом американского народа, является результатом процесса роста экономической мощи и коммерциализации Соединенных Штатов, олицетворяя «промышленный дух янки» 50. Характеризуя агента, нужно помнить, что этот тип американца отличается от продавца. Пер-

41 Там же.

42 Сергеев Е.Ю. Образ США в представлениях россиян (начало XX века) // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. М. : ИРИ РАН, 2000. Вып. 1. С. 240.

43 Попов П.И. В Америке. С. 240.

44 Мюнстерберг Г. Американцы. Т. 1. С. 103.

45 Попов П.И. В Америке. С. 154.

46 Там же. С. 160.

47 Там же. С. 153.

48 Там же. С. 165.

49 Там же.

50 Там же.

вый служит связующим звеном между производителем и потребителем, удовлетворяя потребности обоих. Второй же - просто посредник, стремящийся выгоднее продать товар, его философия - «купить подешевле, продать подороже» 51. Попов сообщает: «Агенты здесь вездесущи: строится новый дом, даже еще и не дом, а едва станут копать землю под фундамент, смотришь, уже с полдюжины агентов предлагают свои услуги застраховать дом, мебель» 52. Агент является прекрасным показателем, с одной стороны, высокой производительности, а с другой -высокого развития потребностей граждан.

Наконец, печатное дело являлось одной из крупнейших отраслей американской промышленности. Как пишет русский обозреватель в одном из номеров «Вестника финансов, промышленности и торговли», «американскую газету можно сравнить с гигантской фабрикой» 53. Путешественник, будучи в Соединенных Штатах, приводит такой пример: «Каждая американская деревушка с населением в 300-400 душ уже непременно имеет свою небольшую ручную типографию, в которой издается еженедельная местная газетка, содержащая местные новости, понемногу играющая в местную политику и посвящающая много места земледельческим новостям» 54. Неудивительно, что третий тип американского народа представляет именно репортер, так как «в какую бы часть Соединенных Штатов вы не отправились, везде вы встретите газету на первом плане. Действительно, с раннего утра до поздней ночи здесь приходится видеть американцев, старых и юных, мужчин и женщин, богатых и бедных, читающих всевозможные газеты и журналы» 55. Американский репортер - не обычный хроникер, он - общественный деятель, ежедневно дающий отчет публике о том, что происходит «в городе и мире» 56. Помимо корреспондентов, пишущих на общие темы, существуют репортеры-специалисты. Биржа, театр, опера, суд, полиция, мода, спорт - все это составляет предмет специалистов. «Случится какое-нибудь астрономическое явление - астрономы являются в качестве газетных репортеров. Поднимется вопрос о подделке питательных продуктов - химики пишут в газеты», - сообщает нам автор очерка «В Америке» 57. Кроме регулярных и специальных репортеров, есть и волонтеры. Каждый, кто умеет писать, имеющий собственное мнение и желающий его выразить, может сделать это на страницах газет и журналов. Становится понятным тот факт, что на рубеже веков каждое из 10 000 американских периодических изданий «буквально завалено письмами, сообщениями, возражениями» 58. Естественно, что большая часть этих заметок не будет опубликована, но некоторые из них с удовольствием помещаются и щедро оплачиваются.

51 Там же. С. 166.

52 Там же. С. 154.

53 Периодическая печать в Америке // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1904. № 11. С. 470.

54 Периодическая печать в Америке. С. 471.

55 Сергеев Е.Ю. Образ США в представлениях россиян (начало XX века) // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Вып. 1. М. : ИРИ РАН, 2000. С. 241.

56 Попов П.И. В Америке. С. 172.

57 Там же. С. 176.

58 Там же.

Какие отличительные черты у настоящего американского работника прессы? По словам русских обозревателей, он достаточно амбициозен, практичен, бесцеремонен и любопытен. «Некоторые репортеры долгой практикой развивают в себе умение выведывать, что называется, самую подноготную до виртуозности; неудивительно, что часто они побивают даже тайных агентов полиции при открытии следов преступлений и самих преступников» 59. В целом вполне закономерен тот факт, что Попов выделил репортеров в третий тип представителя американского характера, так как они «представляют публику, а потому они и действуют в духе самой публики» 60.

Подводя итог анализу американского характера, можно сказать, что под влиянием времени исторически «выработался тип людей с железной волей и независимым характером, прямых и правдивых, честных, выдержанных, справедливых, гуманных, почтительных без заискивания, дружелюбных без фамильярности, полных заслуженного самоуважения и ожидавших уважения к себе со стороны других» 61. Проведенное исследование свидетельствует о том, что на рубеже XIX-XX веков в русском обществе шло активное формирование представлений об Америке и национальном характере ее народа, складывался тот образ страны, который во многих своих чертах остался неизменным и по сей день, несмотря на естественные перемены в жизни двух государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабин, А.В. История Северо-Американских Соединенных Штатов. 1829-1910 [Текст]. - СПб., 1912. - 472 с.

2. Витковский, В. За океан. Путевые записки [Текст]. - 2-е изд. - СПб., 1901. -

590 с.

3. Из истории русско-американских связей в начале XX века [Текст] // Американский ежегодник. - М. : Наука, 2004. - С. 293-298.

4. История США [Текст]. - Т. 2 : 1877-1918. - М. : Наука, 1985. - 590 с.

5. Карнеги, Э. История моей жизни [Текст]. - М. : Манускрипт, 1994. - 224 с.

6. Коммейджер, Г.С. Американское сознание. Интерпретация американской мысли и характера с 1880-х годов. Главы из книги [Текст] // США: экономика, политика, идеология. - 1993. - № 9. - С. 84-93.

7. Короленко, В.Г. Полное посмертное собрание сочинений. Неизданные произведения [Текст]. - Киев : Гос. изд-во Украины, 1923. - Т. 18. - 167 с.

8. Кубанев, Н.А. Образ Америки в русской литературе: из истории русско-американских литературных связей конца XIX - первой половины XX в. [Текст]. - М. : Арзамас, 2000. - 400 с.

9. Матросов, Е.Н. История и современное состояние литературной цензуры в Соединенных Штатах Северной Америки [Текст] // Исторический вестник. - 1908. - № 9. -С. 1024-1066.

59 Там же. С. 177.

60 Там же.

61 Бабин А.В. История Северо-Американских Соединенных Штатов. С. 415-419.

10. Матросов, Е.Н. Общественное положение и материальное вознаграждение американских журналистов [Текст] // Исторический вестник. - 1907. - № 5. - С. 569-601.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Мачтет, Г. По белу свету. : очерки американской жизни [Текст]. - М., 1889. -

366 с.

12. Мюнстерберг, Г. Американцы. Политическая и экономическая жизнь [Текст]. -М., 1906. - Т. 1. - 423 с.

13. Мюнстерберг, Г. Американцы. Духовная и социальная жизнь [Текст]. - М., 1906. - Т. 2. - 288 с.

14. Николюкин, А.Н. Америка глазами наших соотечественников. История и современность в культурных связях СССР и США [Текст] // Взгляд в историю - взгляд в будущее: русские и советские писатели, ученые, деятели культуры о США. - М. : Прогресс, 1987. - С. 608-615.

15. Павловская, А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. Россия глазами американцев 1850-1880 гг. [Текст]. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 303 с.

16. Периодическая печать в Америке [Текст] // Вестник финансов, промышленности и торговли. - 1904. - № 11. - С. 470-477.

17. Поленц, В. Страна будущего [Текст]. - СПб., 1904. - 188 с.

18. Попов, П.И. В Америке. Очерки американской жизни по личным наблюдениям автора, прожившего в Америке безвыездно 23 года (1872-1895) [Текст]. - Пб., 1906. -323 с.

19. Розанов, В.В. О писательстве и писателях [Текст]. - М. : Республика, 1995.

20. Российско-американские связи: 300 лет сотрудничества [Текст]. - СПб. : Академический проект, 2004. - 4б4 с.

21. Руссель-Судзиловский, Н.К. Две Америки [Текст] // Государственный архив Российской Федерации. Ф. 5825. Оп. 1. Д. 76. 13 л.

22. Святловский, В.В. По белу свету. За Атлантическим океаном [Текст]. - Екате-ринослав, 1898. - 477 с.

23. Сергеев, Е.Ю. Образ США в представлениях россиян (начало XX века) [Текст] // Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. - М. : Изд-во ИРИ РАН, 2000. - Вып. 1. - С. 240.

24. Тверской, П.И. Очерки Северо-Американских Соединенных Штатов [Текст]. -СПб., 1895. - 471 с.

25. Хольцов, Л.С. Современная Америка [Текст] // Американский ежегодник. Историко-географический, политический и экономико-статистический очерк Северо-Американских Соединенных Штатов. Год I. - Нью-Йорк, 1907. - 775 с.

26. Чугров, С.В. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения [Текст] // Мировая экономика и международные отношения. - 1993. - № 1. -С. 41-53.

E.M. Matveeva

AMERICAN CHARACTER THROUGH THE EYES OF RUSSIAN PEOPLE

The article is devoted to the problem of the developing the national stereotype of the American people. On the basis of the analysis of the Russian observers’ works we can identify the specific characteristics of the national mentalities of American people, determine the

spheres of their interests and learn their traditions and habits. This allows to eliminate the negative attitude to “the strange countries and nations” and to focus on the objective criteria and true facts represented by our countrymen.

America, imagology, mentalities, national character, ethnic stereotype.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.