Е.В. ВАРЛАМОВА
«АМЕРИКАНСКИЙ ГЕРОЙ» ТОРНТОНА УАЙЛДЕРА
Ключевые слова: американский герой, Торнтон Уайлдер, организация.
Торнтон Уайлдер выделяется из числа остальных классиков литературы ХХ в. Все творчество Торнтона Уайлдера - это стремление убедить читателя вновь поверить в красоту мира и в величие Человека. В романах «День Восьмой» и «Теофил Норт» Торнтон Уайлдер воплощает свою концепцию американца, и шире - Человека. Определить тип героя Уайлдера и сравнить его концепцию Человека с концепцией «американского героя» в целом является целью данного исследования.
E.V. VARLAMOVA «AMERICAN HERO» THORNTON WILDER Key words: American hero, Thornton Wilder, organization.
Thornton Wilder is considered among majority of critics to be one of the most unusual authors in the literature of the XXth century. Struggling against typical for his contemporaries feeling of total disappointment in the world’s organization and its supreme wisdom he still believes, being almost lonely in «desperate chaos», in some hidden order of Life. This urgent belief creates a specific type of Wilder’s literary hero: an unusual for the XXth century type of «American hero».
Первые произведения Торнтона Уайлдера - роман «Каббала» (1926) и повесть «Мост короля Людовика Святого» (1927) - были горячо приняты читателями: в них писатель вновь напоминает о непреходящих, общечеловеческих истинах. Однако после выхода следующего романа «Мартовские иды» (1948) интерес к его творчеству ослаб: современники упрекали его в том, что он слишком отдалился от проблем американской действительности, поместив место действия «Ид» в Древний Рим. Поэтому на первый взгляд название доклада - «Американский герой» Торнтона Уайлдера - звучит парадоксально. В ранних произведениях писателя образа Америки нет вообще. Но, упоминая имя Торнтона Уайлдера, редко вспоминают о двух его последних романах - «День Восьмой» (1967) и «Теофил Норт» (1973). Из-за забвения, последовавшего после выхода в печать романа «Мартовские иды», а затем двадцатилетнего периода молчания эти романы писателя долгое время не являлись объектом изучения ни отечественных, ни зарубежных исследователей. В них действие происходит в Америке, и главные герои - американцы.
В романах «День Восьмой» и «Теофил Норт» Торнтон Уайлдер воплощает свою концепцию американца, и шире - Человека. Определить тип героя Уайлдера и сравнить его концепцию Человека с концепцией «американского героя» в целом является целью данного исследования.
У Торнтона Уайлдера есть свой тип героя, сквозной образ его произведений. Это герой, который пытается изменить мир. В романе «День Восьмой» два таких героя - отец Джон Эшли и его сын Роджер. В романе «Теофил Норт» этот герой Теофил Норт.
Тема изменения мира характерна для американской литературы. Она связана с темами «американской мечты» и «американского героя».
В настоящий момент существуют два общеизвестных штампа: «американская мечта» - это стремление к богатству, к «Раю на земле», созданному с помощью миллионов, а «американский герой» - это ловкий и удачливый делец, который достигает своей цели, преодолевая любые препятствия. Это стереотипы, созданные средствами массовой информации. Изначально же «американская мечта» понималась как мечта об идеальном обществе, в котором царит равенство, и отношения между людьми строятся на взаимном доверии и согласии, исключая коммерческую заинтересованность. Создание
именно такого общества являлось целью «отцов-пилигримов» первой колонии - Нового Плимута. На девственной почве Америки они стремились создать «совершенное» государство, изменив тем самым и весь мир.
Становление «американского героя» можно датировать XVIII в. Появление этого образа связано с периодом романтизма в американской литературе. Эволюция литературного образа «американского героя» началась с героя Фенимора Купера - Натти Бампо. Характерными чертами образа «американского героя» Купера являются простодушие и честность, больше всего в жизни этот герой ценит то, что дает общение с природой. Это непременно молодой герой, который не отделяет от себя своего естественного окружения; ему чужда психология потребителя или покорителя природы, он живет с ней в гармоническом союзе. Как и каждый романтический герой, «американский герой» противостоит обществу, но противостоит тем, что просто уходит из него. Для Америки эта типичная зона бегства - фронтир.
Появление в литературе США героя, который стремится уйти из общества, знаменует новый этап в становлении американского сознания. Уже в XVIII в. вера в «американскую мечту», т.е. в возможность существования справедливого общества, несколько ослабла. Р.Э. Эмерсон выдвинул идею о том, что «истинный прогресс возможен только тогда, когда совершенствуется внутренний мир личности» [1, с. 83]. Иными словами, пошатнулась уверенность в «природных свойствах» человеческой натуры, среди которых как дань эпохе Просвещения были вера в природную разумность человека, основанную на доброте и любви к ближнему. Человек более не представляется непогрешимым, его внутренний мир необходимо совершенствовать, только тогда откроется путь к новому обществу.
Концепция «американского героя» Торнтона Уайлдера отличается от всех предыдущих. Его герои не бегут из общества и не замыкаются в себе, оставаясь в нем. Они пытаются изменить общество, каждого его члена в отдельности, а вместе с ним и весь мир.
В образе Джона Эшли Торнтон Уайлдер выразил свои размышления о возможности существования общества «Мечты». Создавая тип героя, который не ощущает необходимости совершенствовать человека, автор вступает в диалог с идеями литературы американского романтизма. Восхищаясь Джоном Эшли, он одновременно и осуждает его за ограниченность взглядов. Уайлдер солидарен с американскими романтиками в том, что человека нужно менять, и, в отличие от своих предшественников, он говорит о том, как это нужно сделать.
Джон Эшли не является «американским героем» Торнтона Уайлдера, так как не находит ключа к совершенствованию общества. На то, что не он настоящий «герой», указывает и его возраст: ему уже далеко за сорок, - а по традиции «американский город» должен быть молод.
«Молодые герои» Торнтона Уайлдера Роджер Эшли и Теофил Норт представляют иной тип героя, отличный от типа, воплощенного в образе Джона Эшли. Именно они являются «американскими героями» Торнтона Уайлдера. Они исцеляют и изменяют души людей, приобщая их к культуре, к искусству, заново уча их состраданию, помощи ближнему и любви. Символично, что у этих героев творческие профессии, посредством которых можно влиять на сознание людей: Роджер Эшли журналист, а Теофил Норт преподаватель.
Так же, как и Джон Эшли, Роджер и Теофил герои гуманисты, но их любовь к людям глубже и мудрее. Они видят то, что необходимо менять в человеке, в этом их сила, этим обусловлен их успех: люди откликаются на их попытки, становясь великодушнее и мудрее.
Результат действий героев, т.е. новое общество, не показан ни в романе «День Восьмой», ни в романе «Теофил Норт». Однако автор отмечает, что людей, которые меняются, постигая высшие законы бытия, скорее даже, вспоминая об этих законах, становится все больше и больше. Торнтон Уайлдер уверен, что строительство Нового Города, государства высшей справедливости, когда-нибудь, пусть даже через миллионы лет, придет, потому что, согласно Торнтону Уайлдеру, мы находимся на пороге нового дня миротво-рения - Дня Восьмого. «Природа не ведает сна. Жизнь никогда не останавливается. Сотворение мира не закончено. Библия учит нас, что в день шестой Бог сотворил человека и потом дал себе отдых, но каждый из шести дней длился миллионы лет. День же отдыха был, верно, очень коротким. Человек -не завершение, а начало. Мы живем в начале второй недели творения. Мы -дети Дня Восьмого» [2, с. 117]. Героями этого дня, нового этапа в жизни человечества писатель видит «новых людей», таких, как Роджер Эшли и Теофил Норт, готовых повести остальных к Городу Восьмого Дня, опираясь на то вечное, прекрасное, что было в истории человечества за Семь Дней минувших.
В романах «День Восьмой» и «Теофил Норт» гуманистическая концепция Человека Торнтона Уайлдера выражена особенно ярко. Содержание образа «американского героя», созданного в образах Роджера Эшли и Теофила Норта, во многом напоминает нам основные идеи эпохи Возрождения. Главные герои двух последних романов писателя уверены в себе и преобразуют мир вокруг себя, сея разумное и доброе начало в человеческих сердцах. Именно такими, как Роджер Эшли и Теофил Норт, писатель призывает быть всех американцев. Уайлдеровская концепция «американского героя» направлена на то, чтобы еще раз напомнить Америке об ее великой цели - построить новый мир и воплотить в жизнь «Мечту» всего человечества.
Таким образом, Торнтон Уайлдер отрицает характерное для его предшественников суждение о Зле и невежестве как о доминантах человеческой природы. Писатель верит в силу доброго, преобразующего все и вся начала, поэтому «американского героя» Торнтона Уайлдера можно назвать носителем не только конкретно американских, но и общечеловеческих ценностей.
Литература
1. Цит. по: Морозова Т.Л. Спор о человеке в американской литературе: История и современность. М.: Наука, 1990. 336 с.
2. Уайлдер Т. Мост короля Людовика Святого. День Восьмой / Т. Уайлдер. М.: Прогресс, 1976. 513 с.
3. Чайнард Д. Американская мечта / Д. Чайнард // Литературная история Соединенных Штатов Америки. М.: Прогресс, 1977. Т. 1. С. 244-269.
ВАРЛАМОВА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА родилась в 1982 г. Окончила Казанский государственный университет. Ассистент кафедры романо-германской филологии Казанского университета. Область научных интересов - филология. Автор 10 научных публикаций.