ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / POLITOLOGY
DOI: 10.18454/IRJ.2016.52.150 Войнов А. С.
Аспирант, Астраханский государственный университет АМЕРИКАНСКИЕ THINK TANK - ФАБРИКИ КОРПОРАТИВНОГО ЛОББИЗМА ИЛИ МЫСЛИ
Аннотация
Целью работы является рассмотрение актуального вопроса - скрытый, корпоративный лоббизм осуществляемый «фабриками мысли». Тонкая граница отделяет независимые «фабрики мысли» от мозговых центров, выходящих на рынок корпоративного лоббизма. В статье отражены общие особенности характерные для современных «фабрик мысли». Выделена проблемная ситуация, связанная с сокращением финансирования общей деятельности «фабрик мысли». Выявлена особенность современных «фабрик мысли» - потенциальная возможность к трансформации в лоббистские организации.
Ключевые слова: фабрики мысли, политические решения, лоббизм.
Voynov A.S.
Postgraduate student, Astrakhan State University THE AMERICAN THINK TANK - FACTORIES OF CORPORATE LOBBYISM OR THE THOUGHT
Abstract
The purpose of work is consideration of topical issue - the hidden, corporate lobbyism which is carried out by "factories of a thought". The thin border separates independent "factories of a thought" from the think-tanks entering the market of corporate lobbyism. The general characteristics for modern "factories of a thought" are reflected in article. The problem situation connected with reduction of financing of the general activity of "factories of a thought" is allocated. Feature of modern "factories of a thought" - a potential opportunity to transformation in the lobbist organizations is revealed.
Keywords: think tank, political decisions, lobbyism.
Для чего необходимы фабрики мысли? Формулируя такой вопрос, мы пытаемся осознать цель существования подобных организаций, их задачи, функции. Понятие фабрики мысли трансформировалось из термина мозговые тресты, которое было артикулировано журналистом Джеймсом М. Кираном. В статье газеты New York Times мозговыми трестами он назвал группу советников, способствующих победе Ф. Рузвельта на выборах президента США 1932 года [1].
В настоящее время не выработано единого определения фабрики мысли. Однако можно выделить общие черты подобных организаций:
• независимые или связанные с другими структурами, некоммерческие организации;
• выполняют научно-прикладные, политико-ориентированные исследования;
• свободные в выборе и направлений анализа;
• являются посредниками между наукой и политикой, а также между гражданским обществом и лицами, принимающими политические решения;
• используют различные методы влияния на выработку и принятия политических решений;
• реализуют просветительско-образовательные программы;
• осуществляют консультирование по общественно-политическим вопросам;
• кузнеца кадров для государственных органов власти.
Фабрики мысли в идеальном представлении - некоммерческие, организации, объединения, которые становятся представителями общественных и государственных интересов, отражают независимый взгляд на внешнюю и внутреннюю политику государства, посредством выработки определенных политико-ориентированных положений, идей, альтернативных решений проблемных ситуаций, оказывающие влияние на формирование политической повестки дня.
Также можно сказать, что фабрики мысли это организации, которые являются актором процесса выработки и принятия политических решений, относительно общественных благ. Отмечено что некоторые исследователи называют фабрики мысли пятой ветвью власти [3].
Отличие от исследовательских институтов заключается в том, что фабрики мысли, не только проводят анализ по инициативы заинтересованных сторон (правительственных структур, общественных структур), но осуществляют самостоятельные исследования, с дальнейшим продвижением его результатов целью которого, является принятие определенного варианта политического решения.
Одним из способов оказания влияния на процесс принятия политических решений и продвижение определенных интересов является лоббизм. В России этот термин получил отрицательную характеристику и не всегда имеет границу с коррупцией, но в американском истеблишменте имеет широкое распространение, кроме того законодательно урегулирован.
Отмечено, что в настоящее время существует ряд проблемных особенностей связанных с функционированием мозговых центров. Среди них сокращение финансирования общей поддержки деятельности. Для того чтобы получить средства для функционирования основной деятельности, think tank привлекают ряд краткосрочных грантов [4]. Деятельность многих фабрик мыслей финансируется за счёт пожертвований.
Однако в настоящее время провести грань между объективным, независимым исследованием и лоббизмом, ориентированным на отражение интересов компаний является весьма сложным делом. Подобного рода проблема неоднократно обсуждалась как в научных кругах, так и в СМИ. В статье Нью-Йорк Таймс Think tank scholar or corporate
consultant? It depends on the day [5] данная ситуация была вновь актуализирована, что оживило интерес к указанной проблематике.
В статье было отмечено, что Роджер Закхейм является приглашенным сотрудником Американского института предпринимательства один из авторов доклада The rebuild Americas military опубликованный Американским институтом предпринимательства [6]. Следует обратить внимание на основные положения данного доклада: в настоящее время военное оборудование и техника армии США устарели и не готовы к длительности ведения военных действий; снижение военной мощи США имеет серьёзные последствия для безопасности и процветания не только в Америке, но и в Европе, в Восточной Азии и особенно на Большом и Ближнем Востоке; для следующей администрации США планирование обороны должно иметь долгосрочную перспективу, увеличить военный потенциал, увеличение военного бюджета; укрепление сухопутных войск новой военной техникой способствует сдерживанию русской и китайской агрессии. Можно сделать вывод о том, что исследование направлено на перевооружение вооруженных сил США, это ведёт за собой увеличение финансовых затрат.
Необходимо подчеркнуть, что Роджер Закхейм ранее занимал должности: заместителя помощника министра обороны США, юрисконсульта по делам вооруженных сил палаты представителей. Кроме того, он действующий сотрудник лоббистской компании Covington Burling LLP.
В Нью-Йорк Таймс подчеркивается, что Р. Закхейм лоббировал интересы крупных производителей военной техники BAE Systems, Northrop Grumman. Он призывал Конгресс и министерство обороны к увеличению расходов на наземные и военно-воздушные транспортные средства. Впоследствии BAE Systems заключила контракт, с военным ведомством США на перевооружение в размере 28 млн. долларов [7].
Freedom house организация со штаб квартирой в Вашингтоне занимается исследованиями политических и гражданских свобод. Несмотря на заявленную независимость, получает финансирование от правительственных структур США. Freedom house неоднократно подвергалась обвинению, что она лоббирует интересы Белого дома, вмешивается во внутреннеполитические дела других государств, публикует ангажированные доклады [2].
Согласно американскому законодательству запрещено заниматься лоббизмом и участвовать в избирательных компаниях исследовательским институтам, которые освобождены от уплаты налогов. По этой причине в дополнение к Центру за американский прогресс был создан фонд - Center for American Progress Action Found - самостоятельная организация, что позволяет помимо аналитической работы заниматься проведением различных общественных компаний.
Подводя, итог наших рассуждений мы приходим к выводу, что фабрики мысли - организации, созданные для проведения исследований и анализа государственной политики по внутриполитическим и внешнеполитическим проблемам. Они повышают уровень качества вырабатываемого альтернативного варианта и принимаемого политическими лидерами решения. Создают условия для дополнительного учета мнений и интересов населения, общественных структур, научно-академических кругов.
Кроме того необходимо подчеркнуть, что фабрики мысли как структуры со значительным интеллектуальным и организационным потенциалом в настоящее время становятся объектом, посредством, которого создаются условия для осуществления скрытого корпоративного лоббизма. В результате чего отражаются интересы определенных кругов, в свою очередь это приводит к снижению уровня учёта общественных интересов, отражения мнения научных кругов. Впоследствии это оказывает влияние на принятие политического решения с низким уровнем эффективности и повышенными финансовыми тратами и как результат появление новых, дополнительных проблемных ситуаций. Возникает потенциальная возможность трансформации фабрик мысли в лоббистские организации, с вытекающими из этого последствиями.
Список литературы / References
1. Балаян А.А., Сунгуров А.Ю. Фабрики мысли: международный и российский опыт / А.А. Балаян, А.Ю. Сунгуров - СПб.: отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2014 - с. 7.
2. Стецко Е.В. Американские неправительственные организации: их виды, роль и оценка влияния на формирование гражданского общества // Общество. Среда. Развитие - 2015, № 1- С. 52.
3. Сунгуров А.Ю. Как возникают политические инновации: «фабрики мысли» и другие институты-медиаторы / А.Ю. Сунгуров - М.: Политическая энциклопедия, 2015. - с. 108.
4. 2015 Global Go To Think Tank Index Report [электронный ресурс] http://repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1009&context=think_tanks
5. The new York times Think tank scholar or corporate consultant? It depends on the day [электронный ресурс http://www.nytimes.com/2016/08/09/us/politics/think-tank-scholars-corporate-consultants.html?_r=0
6. The rebuild Americas military [электронный ресурс] https://www.aei.org/wp-content/uploads/2015/10/To-Rebuild-Americas-Military.pdf
7. Army aims for bradley replacement or upgrade [электронный ресурс]. - URL: https://goo.gl/y1eNaU
Список литературы латинскими символами / References in Roman script
1. Balayan A.A., Sungurov A.YU. Fabriki mysli: mezhdunarodnyj i rossijskij opyt [Think Tanks: International and Russian Experience] / A.A. Balayan, A.YU. Sungurov - SPb.: otdel operativnoj poligrafii NIU VSHEH, 2014 - s. 7. [in Russian]
2. SteckoE.V. Amerikanskie nepravitel'stvennye organizacii: ih vidy, rol' i ocenka vliyaniya na formirovanie grazhdanskogo obshchestva [US non-governmental organizations: types, role and assessment of the impact on the formation of civil society] // Obshchestvo. Sreda. Razvitie - 2015, № 1- S. 52. [in Russian]
3. Sungurov A.YU. Kak voznikayut politicheskie innovacii: «fabriki mysli» i drugie instituty-mediatory [As there are political innovations, "think tanks" and other mediators institutions] / A.YU. Sungurov - M.: Politicheskaya ehnciklopediya, 2015. - s. 108. [in Russian]
4. 2015 Global Go To Think Tank Index Report [Electronic resource]. - URL: https://goo.gl/y1eNaU [in Russian]