Научная статья на тему 'Американские печатные СМИ как канал политической коммуникации России и США'

Американские печатные СМИ как канал политической коммуникации России и США Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
654
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКИЕ ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НОВОСТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ / РОССИЯ / США / AMERICAN PRINT MEDIA / POLITICAL COMMUNICATION / NEWS / RUSSIA / USA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волковский Д.В.

В статье анализируется влияние американских печатных СМИ на процесс политической коммуникации России и США. Приводятся примеры и тематики новостных публикаций о России в американских СМИ, а также направление новостного информационного потока за определённый период. Даётся сравнительная характеристика американских новостных публикаций за осенний и зимний периоды 2016-2017 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

American print media as a political communication channel of Russia and the USA

The influence of American print media on the political communication process between Russia and the USA is analyzed in the article. The examples of the news topics about Russia in the media of the United States, the direction of the information flow for a certain period of time are revealed. The comparative characteristics of American news about Russia for autumn and winter periods of 2016-2017 are given.

Текст научной работы на тему «Американские печатные СМИ как канал политической коммуникации России и США»

Американские печатные СМИ как канал политической коммуникации России и США American print media as a political communication channel of Russia and the USA

Волковский Д.В.

Студент 3 курса, ф-т прикладных коммуникаций Санкт-Петербургский государственный университет,

Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: daniil. volkovskii@yande. ru

Volkovskii D.

3rd year student faculty of communications Saint-Petersburg State University Russia, Saint-Petersburg e-mail: daniil. volkovskii@yande. ru

Аннотация.

В статье анализируется влияние американских печатных СМИ на процесс политической коммуникации России и США. Приводятся примеры и тематики новостных публикаций о России в американских СМИ, а также направление новостного информационного потока за определённый период. Даётся сравнительная характеристика американских новостных публикаций за осенний и зимний периоды 2016-2017 годов.

Annotation.

The influence of American print media on the political communication process between Russia and the USA is analyzed in the article. The examples of the news topics about Russia in the media of the United States, the direction of the information flow for a certain period of time are revealed. The comparative characteristics of American news about Russia for autumn and winter periods of 2016-2017 are given.

Ключевые слова: американские печатные СМИ, политическая коммуникация, новостные публикации, Россия, США.

Key words: American print media, political communication, news, Russia, the USA.

Начиная ещё с середины XX века, печатные СМИ заявили о себе, как о мощной и бурно развивающейся силе, способной не просто информировать население той или иной страны, но и использовать «безграничные трансляционные возможности» для внедрения в массовое сознание определённых ценностей и моделей поведения [1].

Сегодня источники массовой информации являются крупнейшим игроком в мировом межкультурном пространстве, который, с одной стороны, сглаживает конфликты, тем самым обеспечивая стабильность и безопасность «культурно усложнённого и плюралистического мира» [2], с другой, разжигает и приводит к интенсифицированной эскалации напряжённости.

Особую роль в современных российско-американских отношениях и их развитии играют печатные средства массовой информации, оказывающие всё более интенсивное воздействие на социально-культурный и политический диалог между Россией и США, а также формирующие образ государств и отвечающие за их позиционирование на международной арене.

Важное место в информационном взаимодействии двух стран занимает американская периодическая печать, ставшая подлинной «четвёртой властью» в Соединенных Штатах и инструментом формирования общественного мнения американцев [3].

Анализ в печатных СМИ общественно значимых для развития России проблем, её прошлого и будущего, а также истории российско-американских отношений в целом на протяжении нескольких веков сформировал у американских читателей представления о России, знания о ней и русских, их образа жизни.

Очевидно, что между Россией и США существует информационная война [4]. Заявленная тема является актуальной, поскольку разрешение противоборства этих государств в информационной сфере сыграет огромную

Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017

роль в решении глобальной проблемы современности - проблемы мирного сосуществования государств.

Целью работы является изучение американских печатных СМИ как канала межкультурной политической коммуникации России и США. Соответственно для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать американские печатные источники массовой информации и тематику их новостей о России за период с 01.12.2016 по 01.02.2017;

2) определить направление информационного потока американских новостей о России за указанный период;

3) дать сравнительную характеристику американских новостных публикаций о России, их информационного потока за осенний и зимний периоды 2016-2017 годов, опираясь на предыдущее исследование.

Исследование было проведено на примере таких печатных американских СМИ, как The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal и Daily News.

Для сбора информации и изучения заявленной проблематики был использован метод контент-анализа. Полученные в ходе исследования данные помогли проанализировать основные аспекты и темы американских новостей о России, информационный поток предлагаемых новостей за период 2016-2017 годов.

Контент-анализ показал, что политическую тематику новостей о России, освещённых в печатных американских СМИ, можно разделить на внутри (5%) и внешнеполитическую (95%). Во внутриполитическом аспекте освещались проблемы России, связанные с информационной политикой государства и спортивной допинговой системой.

Во внешнеполитическом аспекте новостей можно выделить две классификации. Первая из них связана с темами новостных сообщений о России. Здесь выделяются четыре категории: информационная (37,5%), куда вошли российское хакерство, кибератаки и их влияние на информационную безопасность США, вмешательство России в избирательную кампанию США; международная (37,5%), которая включила российско-американские отношения, отношения между Россией и предыдущим президентом США Бараком Обамой, Россией и нынешним президентом Соединённых Штатов Дональдом Трампом, Россией и другими странами; личностная (19%), связанная с влиянием личности В. Путина на США, отношениями между нынешними президентами России и США; спортивная (6%), в которой освещались темы, связанные с допинг-скандалами.

Вторая классификация выделяется на основании тех новостей о России, которые имеют какое-либо отношение к США. Здесь мы встречаем прямо американскую категорию новостных публикаций (87%), куда вошли практически все выше указанные темы, и косвенно американскую (13%), освещавшую отношения России и других стран, допинг-скандалы.

Наиболее популярными темами являются российское хакерство, кибератаки и их воздействие на информационное политическое пространство США (22%), вмешательство России в избирательную кампанию США (14%). Этот факт, зафиксированный в американских печатных СМИ, можно объяснить тем, что США, как и любая страна, заинтересованы в личной информационной безопасности, нормальном функционировании государственного аппарата без вмешательства посторонней силы, а ещё тем, что США пытаются доказать виновность России в тех действиях, которые были предприняты по отношению к ним во время американских президентских выборов 2016 года. Также наиболее упоминаемыми темами стали отношение Трампа к России (14%), российско-американские отношения (12%) и личность Путина (11%). Освещение в новостном политическом дискурсе таких тем, как отношение Обамы к России (8%), отношения между Россией и другими странами (4%), российский допинг-скандал (6%), было незначительно.

Положительный информационный поток американских новостей о России, зафиксированный в печатных источниках, составляет 15%, в то время как отрицательный - 85%. Исследование, проведённое в ноябре 2016 года, дало данные 4% и 96% соответственно, поэтому заметим, что изменения новостного информационного потока о России в американских СМИ в позитивную сторону указывает на положительную динамику российско-американских отношений.

Теперь дадим сравнительную характеристику тем внутриполитического и внешнеполитического направлений американских новостей о России за осенний и зимний периоды 2016-2017 годов.

Внешнеполитический аспект американских новостей осенью составил 97%, что не сильно превышает процент, полученный зимой, в то время как внутриполитический составил 3% и включил в себя публикации, освещающие политический строй России и функционирование её государственного аппарата. В зимнем внутриполитическом аспекте новостей США уделяется больше внимания внутренним проблемам России, чем это было осенью, ввиду избрания Дональда Трампа на должность нового президента США, который рассматривает возможность выстраивания конструктивных двусторонних отношений с Россией.

Внешнеполитический аспект новостей с 1 сентября по 1 ноября 2016 года делился на три направления: первое из них - вооружённое (61%), в которое вошли такие темы, как конфликт Украины и России, боевые действия России в Сирии, военный потенциал России, её агрессивная политика в отношении всего мирового сообщества. Второе - информационное (29%), затрагивающее проблемы российского хакерства и вмешательства России в избирательную кампанию США. Во внешнеполитическом спортивном направлении новостей (10%) освещались темы, связанные с допинг-скандалами и российской допинговой системой.

Во внешнеполитическом аспекте зимнего периода мы чётко можем увидеть, что количество его направлений увеличилось, и некоторые из них отличаются от предыдущих. Во-первых, возросло освещение информационного аспекта, поскольку в американских печатных СМИ стали больше анализироваться темы, связанные с информационной безопасностью страны, недопущением в неё вмешательства других государств. К тому же, начались проводиться расследования по избирательной кампании в США и стали проверяться личные данные кандидатов (Трамп и Клинтон). Во-вторых, вооружённый аспект сменился международным, что говорит о постепенной нормализации российско-американских отношений, так как вооружённые конфликты и очаги военных столкновений стали освещаться меньше. Более того, некоторые американские публикации стали посвящаться роли России в борьбе с международным терроризмом, признавать её силу и пользу в решении этой глобальной проблемы. В-третьих, возникло личностное направление новостей, которое сначала мы не выделяли. Помимо анализа роли личности В.В. Путина, появились публикации, затрагивающие отношения президента РФ и нынешнего президента США Д. Трампа, что указывает на возрастающее взаимодействие лидеров обеих наций.

Наиболее популярными темами осеннего периода являлись личность президента РФ В.В. Путина, боевые действия России в Сирии и агрессивная политика России по отношению ко всему миру. Однако в зимнем периоде количество публикаций, освещающих личность президента РФ, уменьшилось, а также мы можем наблюдать изменение вектора тем от «российской вооружённой агрессии» к «информационной» и анализу взаимодействия российской и американской сторон, что даёт основание для будущего решения проблем, касающихся российско-американских отношений, и выстраивания диалога между странами и их лидерами в конструктивном русле.

Таким образом, с определенной долей уверенности можно говорить о том, что американские печатные СМИ по-прежнему негативно влияют на ход межкультурной политической коммуникации между Россией и США, однако их информационное воздействие медленно начинает приобретать положительный оттенок, что в конечном итоге может способствовать нормализации двусторонних отношений.

Список используемой литературы:

1. Васильева Л.А. Мифотворчество и мифологизация в печатных СМИ: ретроспектива и современность. Спб, 2017. С.3.

2. Николаева Л.Ю. Процессы межкультурных коммуникаций СМИ в современную эпоху. URL: http://confer.hses-online.ru/pdf/5-08.pdf (дата обращения 01.04.2017)

3. Журавлева В.И. Понимание России в США: образы и мифы. М, 2012. С. 39.

4. Мартыненко Е.В. Характер информационной войны между Россией и США в Сирии. // Общество: политика, экономика, право. № 9. Краснодар, 2016. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv zhurnala/pep/2016/9/politics/martynenko.pdf (дата обращения 01.04.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.