Научная статья на тему 'АМЕРИКАНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ГРАЖДАНОВЕДЕНИЮ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ'

АМЕРИКАНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ГРАЖДАНОВЕДЕНИЮ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СТАНДАРТЫ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В США / АМЕРИКАНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Ольга Евгеньевна

ФГОС 2021 г. предъявляют высокие требования к школьникам как к личностям, обладающим рядом качеств и компетенций, необходимых для активного гражданина. Целесообразным представляется изучать не только отечественный, но и международный опыт гражданского воспитания. США являются одним из примеров стран с высокими показателями гражданской активности населения, что прослеживается в коллективном и индивидуальном участии в протестной и пикетной деятельности, волонтерстве и развитой сети различных общественных организаций. Целью работы является исследование Национальных стандартов США по граждановедческим дисциплинам с точки зрения того, как в них учитываются все компоненты гражданственности как комплексного качества личности. При изучении научно-методической литературы, посвященной вопросам гражданского воспитания, применялся компонентный анализ понятий гражданственности и гражданской активности. В ходе исследования был сформирован список из девяти определителей (компонентов) гражданской активности личности. Показано, что все девять компонентов в разной степени находят отражение в исследуемом документе. Более всего выражены такие компоненты, как критическое мышление, теоретические знания, связанные с социально-политической грамотностью, а также мотивация к объединению и участию в гражданских акциях. В большой степени стандарты направлены на практико-ориентированные знания и умения и на обеспечение понимания школьниками своей личной выгоды от участия в общественно-политических процессах. Определено, что обучение граждановедению в школах США является одним из базовых факторов, влияющих на ту высокую степень гражданской активности американского общества, которую можно проследить в первых десятилетиях XXI века. Исследование может быть использовано для последующих компаративных анализов систем воспитания, а также для более детального изучения всей системы факторов гражданской активности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN NATIONAL STANDARDS FOR CIVICS AS A FACTOR IN EDUCATION FOR CIVIC ENGAGEMENT

Russian Federal Educational Standards 2021 place high demands on schoolchildren as individuals with a number of traits and competencies necessary for an active citizen. It seems expedient to study not only domestic, but also international experience of civic education. The United States is an example of countries with high levels of civic engagement, which can be seen in the collective and individual participation in protests and picketing, volunteering and a developed network of various public organizations. The purpose of the research is to study the US National Standards for Civics and reveal how fully they cover all the components of civicism as a complex characteristic of a person. Component analysis of the concept of citizenship and civic engagement was used in the study of scientific and methodological literature on civic education. In the course of the study, a list of nine determinants (components) of a person’s civic engagement was compiled. It is shown that all nine components are reflected in the Standards to varying degrees. The most pronounced components are critical thinking, theoretical knowledge related to social and political literacy, as well as motivation to unite and participate in civil actions. To a large extent, the Standards are aimed at practice-oriented knowledge and skills and at ensuring that students understand their personal benefits from participating in socio-political processes. It has been determined that civic education in US schools is one of the basic factors influencing the high degree of civic engagement in American society, which can be seen in the first decades of the 21th century. The study can be used for subsequent comparative analyzes of education systems, as well as for a more detailed study of the entire system of factors of civil activity of the population.

Текст научной работы на тему «АМЕРИКАНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ГРАЖДАНОВЕДЕНИЮ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef

Научная статья УДК 37.035.4

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-3-622-636

Американские Национальные стандарты по граждановедению как фактор воспитания гражданской активности

Ольга Евгеньевна САВЕЛЬЕВА

ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет» 214000, Российская Федерация, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4 oe.savelyeva@gmail.com

Аннотация. ФГОС 2021 г. предъявляют высокие требования к школьникам как к личностям, обладающим рядом качеств и компетенций, необходимых для активного гражданина. Целесообразным представляется изучать не только отечественный, но и международный опыт гражданского воспитания. США являются одним из примеров стран с высокими показателями гражданской активности населения, что прослеживается в коллективном и индивидуальном участии в протестной и пикетной деятельности, волонтерстве и развитой сети различных общественных организаций. Целью работы является исследование Национальных стандартов США по граждановедческим дисциплинам с точки зрения того, как в них учитываются все компоненты гражданственности как комплексного качества личности. При изучении научно-методической литературы, посвященной вопросам гражданского воспитания, применялся компонентный анализ понятий гражданственности и гражданской активности. В ходе исследования был сформирован список из девяти определителей (компонентов) гражданской активности личности. Показано, что все девять компонентов в разной степени находят отражение в исследуемом документе. Более всего выражены такие компоненты, как критическое мышление, теоретические знания, связанные с социально-политической грамотностью, а также мотивация к объединению и участию в гражданских акциях. В большой степени стандарты направлены на практико-ориентированные знания и умения и на обеспечение понимания школьниками своей личной выгоды от участия в общественно-политических процессах. Определено, что обучение граждановедению в школах США является одним из базовых факторов, влияющих на ту высокую степень гражданской активности американского общества, которую можно проследить в первых десятилетиях XXI века. Исследование может быть использовано для последующих компаративных анализов систем воспитания, а также для более детального изучения всей системы факторов гражданской активности населения.

Ключевые слова: компоненты гражданского воспитания, стандарты по общественным дисциплинам, формирование гражданской активности, школьное обучение в США, американская система воспитания

Для цитирования: Савельева О.Е. Американские Национальные стандарты по граждановедению как фактор воспитания гражданской активности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 3. С. 622-636. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-3-622-636

Original article

DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-3-622-636

American National Standards for civics as a factor in education for civic engagement

Olga E. SAVELEVA

Smolensk State University 4 Przhevalskogo St., Smolensk 214000, Russian Federation oe.savelyeva@gmail.com

'à*

Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© Савельева О.Е., 2022

Abstract. Russian Federal Educational Standards 2021 place high demands on schoolchildren as individuals with a number of traits and competencies necessary for an active citizen. It seems expedient to study not only domestic, but also international experience of civic education. The United States is an example of countries with high levels of civic engagement, which can be seen in the collective and individual participation in protests and picketing, volunteering and a developed network of various public organizations. The purpose of the research is to study the US National Standards for Civics and reveal how fully they cover all the components of civicism as a complex characteristic of a person. Component analysis of the concept of citizenship and civic engagement was used in the study of scientific and methodological literature on civic education. In the course of the study, a list of nine determinants (components) of a person's civic engagement was compiled. It is shown that all nine components are reflected in the Standards to varying degrees. The most pronounced components are critical thinking, theoretical knowledge related to social and political literacy, as well as motivation to unite and participate in civil actions. To a large extent, the Standards are aimed at practice-oriented knowledge and skills and at ensuring that students understand their personal benefits from participating in socio-political processes. It has been determined that civic education in US schools is one of the basic factors influencing the high degree of civic engagement in American society, which can be seen in the first decades of the 21th century. The study can be used for subsequent comparative analyzes of education systems, as well as for a more detailed study of the entire system of factors of civil activity of the population.

Keywords: components of civic education, standards for civic studies, fostering citizen activism, school education in the US, American system of education

For citation: Saveleva O.E. Amerikanskiye Natsional'nyye standarty po grazhdanovedeniyu kak faktor vospitaniya grazhdanskoy aktivnosti [American National Standards for civics as a factor in education for civic engagement]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 3, pp. 622-636. https://doi.org/ 10.20310/1810-0201-2022-27-3-622-636 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы исследователи в области педагогических процессов в школе приходят к выводу о том, что воспитание подрастающего поколения - неотъемлемая функция любого детского образовательного

учреждения. На государственном уровне приняты решения об организации целенаправленной воспитательной работы в каждой школе. В первую очередь, речь идет о содействии становлению ребенка как личности с высокой гражданской ответственностью и готовностью проявлять патриотизм и граж-

данскую активность. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать Национальные стандарты США по граждановедческим дисциплинам как один из основополагающих документов организации процесса формирования гражданственности у американских школьников на предмет учета в них основных компонентов, составляющих понятие гражданственности и гражданской активности.

Вопросами воспитания гражданственности и гражданской активности в США и анализом проблемы американских стандартов в области граждановедения, занимаются многие современные исследователи. М. Левин-сон приводит различные взгляды американцев на сущность понятия о хорошем гражданине. Ученый говорит, что есть как те, кто подчеркивает исключительную важность патриотических чувств для мотивирования гражданской активности и демократического объединения, так и те, кто указывает на необходимость знаниевого компонента [1]. Н.В. Аллард, говоря о важности воспитания гражданской активности в американском обществе, считает, что «только через глубокое понимание и участие людей всех социальных групп в наших законодательных системах мы можем достичь гармонии в наших странах и в нашем мире» [2].

В.Л. Беннет в своих работах о гражданском воспитании в США подмечает, что оно должно учитывать новый, современный тип граждан ("DotNets"), которым не интересны идеологии, общественные движения, партийные, правительственные и проправительственные структуры, а интересно решение локальных проблем, местное волонтерство, политический консьюмеризм и транснациональная протестная деятельность [3; 4].

Американские исследователи С. Шапиро и К. Браун приводят доказательства важности воспитания гражданской активности: «Штаты с самыми высокими показателями гражданской активности молодежи, как правило, уделяют приоритетное внимание курсам граждановедения и экзамену по правительственной структуре США в своих учеб-

ных программах» [5]. К.Х. Джемисон подчеркивает, что «образование и гражданственность настолько взаимосвязаны, что некоторые историки заявляют, что «самая основная цель школ Америки - это научить детей моральной и интеллектуальной ответственности, которую накладывает на них жизнь и работа в демократической системе» [6].

Э. Уге с соавт. в своем исследовании затрагивают вопросы стандартизации гражданского воспитания в американских школах, подчеркивая ее важность: «Четко разработанные стандарты могут помочь в создании единого подхода к знаниям, навыкам и стремлениям, которые учащиеся должны приобрести, а также они могут фиксировать ожидания относительно того, какие результаты должны быть в приоритете у педагогов» [7].

Л. Гамильтон с соавт. приводят данные о том, что, по состоянию на 2017 г., все штаты приняли стандарты по граждановедению с упором на некоторые аспекты развития гражданственности, включая темы о текущих событиях (все 50 штатов), с обучением на основе общественно полезной работы (11 штатов), с использованием инсценировок общественных процессов (27 штатов), с ме-диаграмотностью (39 штатов) [8]. П. Бауман и Дж. Бреннан, говоря об американских стандартах гражданского воспитания, замечают, что в современном виде они должны быть четкими и в то же время гибкими, ориентированными на учащегося и основанными на обучении путем открытий (inquiry-based) [9].

Многочисленные определения понятий «гражданская активность» и «гражданское воспитание» как в отечественной, так и в зарубежной педагогике расходятся во многих аспектах. Каждый исследователь наполняет эти категории своим набором качеств, навыков и других проявлений. В ряде определений некоторые характеристики совпадают. Нами был проведен анализ различных трактовок гражданской активности и гражданского воспитания для того, чтобы получить набор целевых определителей (знаний, умений, компетенций, качеств и убеждений), на формирование которых должно быть направ-

лено гражданское воспитание. Выявленные определители могут служить в качестве контрольного списка (чек-листа) для формулирования целеполагающего аспекта при разработке программ гражданского воспитания, а также программ по дисциплинам общественного цикла, если они предусматривают формирование у учащихся гражданской активности. Также этот список может применяться при оценке базовых документов (стандартов, программ, планирований, учебников), направленных на гражданское воспитание школьников.

В данном исследовании сформированный нами список компонентов гражданской активности будет применен для оценки американских Национальных стандартов по граждановедческим дисциплинам (National Standards for Civics and Government1) на предмет того, в какой степени эти стандарты направлены на формирование у учащихся гражданской активности. Если стандарты окажутся надежным предиктором формирования у американских школьников всех или большинства компонентов гражданской активности, то можно будет сделать вывод о том, что школьное образование в США является одним из важнейших факторов высокой степени гражданской активности американского общества.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования мы проанализировали работы ряда отечественных и американских ученых, занимающихся исследованием феномена гражданственности, социального и гражданского активизма и его формированием. Был применен компонентный анализ понятий «гражданственность» и «гражданская активность». На основе изучения авторских определений и трактовок был выявлен ряд качеств, убеждений, умений и компетенций, характеризующих гражданственность как комплексное качество личности.

1 National Standards for Civics and Government. 2010. URL: https://studylib.net/doc/8244058/national-standards-for-civics-and-government (accessed: 24.10.2021).

О необходимости такого компонента, как теоретические знания, связанные с социально-политической грамотностью и способами проявления гражданской активности, говорится в работах А.Д. Пилипенко, Р.М. Шамионова и В.Н. Карташовой [10-12].

Американские и российские педагоги Л. Гамильтон, Дж. Кауфман, П. Бауман, А.С. Ортаева, К. Штейнберг, признавая важность теоретических знаний, выделяют отдельно практико-ориентированные знания и умения: способность видеть насущные проблемы вокруг себя, выявлять пути и алгоритмы влияния на ситуацию (от изучения возможностей для волонтерской деятельности до выстраивания своей стратегии пикета), прогнозировать результаты своей гражданской активности [8; 9; 13; 14].

М.С. Начкебия, Д.В. Хрипкова и К.А. Хрипков среди неотъемлемых компонентов гражданской активности называют развитое критическое мышление (умения выявлять, описывать, объяснять, анализировать, оценивать и т. п.) [15].

Исследователь Е.В. Невский вводит такой компонент, как внутреннее стремление (мотивация) к объединению и участию в гражданских акциях [16]. Такую точку зрения поддерживают Н.М. Байков, Ю.В. Бере-зутский и Е.Ю. Юревич [17]. О важности этой составляющей говорится и в работе М. Виднере и С. Роне [18]. Эти же ученые, а также М.С. Круглов выделяют в качестве еще одного компонента гражданской активности понимание личного интереса, выгоды от участия в общественно-политических процессах [19].

О таком определителе, как готовность к волонтерской, общественно полезной деятельности, опыт в ней говорят Т.Н. Мартынова, М.С. Яницкий, А.А. Зеленин, С.А. Пфетцер, а также Ю.Б. Тарасов и В.А. Худик [20; 21]. Выделяется и такой компонент, как знания положительных примеров самоорганизации населения [18].

В.Н. Карташова признает важность навыков взаимодействия (совместного участия) [12]. Такой компонент выделяется и в американской педагогике [8; 9].

Большое внимание американские педагоги уделяют компоненту моральных качеств (ответственность и самодисциплина, уважение к другим людям и закону, культура общения, солидарность, готовность к решению конфликтов [8; 9; 14]. С их мнением согласны и российские исследователи, например, М.М. Курячая [22].

В нашем исследовании мы рассмотрим, насколько выявленному нами целевому списку отвечают американские Национальные стандарты по общественным дисциплинам. Прежде всего, наш выбор документа обоснован тем, что США является примером такого государства, где уровень гражданской активности населения эксплицитно высок. Мы можем наблюдать проявления этого свойства американского общества в широкомасштабных протестных акциях, например, касающихся расовой дискриминации, политических предпочтений, антивоенных настроений и прочих вопросов. Широко распространенные одиночные или групповые пикеты также демонстрируют наличие высокой степени гражданской активности в американском обществе. Такие пикеты даже вызвали определенную дилемму в ряде вузов США: многие студенты высказываются против допущения назойливых ораторов, навязывающих свое мнение в кампусе отдыхающим между занятиями студентам, тогда как запрещение таких выступлений вызывает возмущение самих ораторов, апеллирующих к праву на свободу слова.

Национальные стандарты являются основополагающим документом, на основе которого формируются учебные программы и пишутся пособия по соответствующему предмету. То есть весь ряд знаний, компетенций и качеств, которыми будет обладать личность по прохождении определенного предметного курса, изначально определяется этим нормативным документом. Соответственно, если наш анализ выявит, что действующие Национальные стандарты США по общественным дисциплинам в полной мере направлены на формирование целевого набора знаний, качеств, убеждений и компе-

тенций, присущих граждански активной личности, то можно будет говорить о том, что обучение граждановедению в школах США является одним из главных факторов становления в Америке высокоактивного гражданского общества.

Для своего исследования мы выбрали из стандартов только те положения, которые относятся непосредственно к формированию гражданственности и гражданской активности, не интересуясь теми, которые обеспечивают подготовку только по теоретическим вопросам социальных дисциплин.

Исследование представляет собой анализ того, формирование каких целевых компонентов гражданской активности достигается выполнением того или иного положения стандартов. Наглядно результаты анализа представлены в табл. 1. Сами целевые компоненты пронумерованы для удобства представления:

1 - теоретические знания, связанные с социально-политической грамотностью и способами проявления гражданской активности;

2 - практико-ориентированные знания и умения: способность видеть насущные проблемы вокруг себя, выявлять пути и алгоритмы влияния на ситуацию, прогнозировать результаты своей гражданской активности;

3 - развитое критическое мышление (умения выявлять, описывать, объяснять, анализировать, оценивать и т. п.);

4 - внутреннее стремление (мотивация) к объединению и участию в гражданских акциях;

5 - понимание личного интереса, выгоды от участия в общественно-политических процессах;

6 - готовность к волонтерской, общественно-полезной деятельности, опыт в ней;

7 - знания положительных примеров самоорганизации населения;

8 - навыки взаимодействия (совместного участия);

9 - моральные качества (ответственность и самодисциплина, уважение к другим людям и закону, культура общения, солидарность, готовность к решению конфликтов).

Таблица 1

Компоненты гражданской активности в американских Национальных стандартах

по общественным дисциплинам

Table 1

Components of civic engagement in the US National Standards in social studies

Положения Национальных стандартов. Учащиеся должны уметь: Компоненты

1 2

(1.С.3.а) объяснять важность создания и поддержания условий, помогающих конституционному правительству успешно функционировать, таких как: - гражданское население, которое: - имеет хорошее образование и приемлемый уровень жизни; - понимает и поддерживает конституцию с ее ценностями и принципами; - с готовностью берет на себя гражданские обязанности; - настойчиво требует от правительственных чиновников соблюдения ограничений, которые Конституция накладывает на их полномочия; - лица, служащие в правительстве, которые: - понимают и поддерживают конституцию с ее ценностями и принципами; - соблюдают ограничения, которые Конституция накладывает на их полномочия 1, 3, 5

(П.А.1.а) объяснять основные идеи американского конституционного правительства в их изложении в Декларации независимости, Конституции и других источниках, как то: - правителем является народ, он главный источник власти; - Конституция - это высший закон, который дает правительству власть, ограниченную определенными рамками; - цели правительства, согласно Предисловию к Конституции, таковы: - сформировать более совершенный Союз; - установить правосудие; - гарантировать внутреннее спокойствие; - обеспечить совместную оборону; - содействовать всеобщему благоденствию; - закрепить блага свободы за нами и потомством нашим 1, 3

(П.А.1.е) оценивать, принимать и отстаивать позиции по актуальным вопросам конституционной защиты прав личности, таким как: - ограничение свободы слова, например, выражений ненависти, рекламы, клеветы и злословия, провокационных высказываний; - отделение церкви от государства, например, вопросы школьных ваучеров, молитв в государственных школах и т. п.; - жестокие и необычные наказания, например, смертная казнь; - обыски и аресты, например, необоснованные обыски; - защита личных данных, например, взятие отпечатков пальцев у детей, национальные идентификационные карточки, прослушивание телефонов, банки ДНК 1, 3, 9

(П.В.1.а) объяснять важные факторы, способствовавшие формированию американского общества: - отсутствие аристократии или системы наследуемых каст; - религиозная свобода; - иудейско-христианская этика; - история рабства; - относительная географическая изоляция; - обилие земель и распространенное владение собственностью; - социальная, экономическая и географическая мобильность; - влияние пограничной жизни переселенцев; - высокая степень иммиграции; - этническое разнообразие населения; - индивидуализм; - трудовая этика; 1, 3

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

1 2

- рыночная экономика; - относительное социальное равенство; - всеобщее государственное образование

(II.B.2.a) объяснять факторы, склонившие американцев в сторону волонтерства, например, колониальные условия, традиции пограничья, религиозные верования [а также]: - выяснять, какие услуги предоставляются в их районе религиозными, благотворительными и гражданскими объединениями, например, охрана здоровья, уход за детьми и пожилыми, помощь при стихийных бедствиях, консультирование, обучение, обеспечение основными средствами, такими как еда, одежда, приют; - выяснять, какие возможности стать волонтером предлагает их школа и район 2, 6, 7, 8

(II.B.3.b) объяснять, почему этническое разнообразие желательно и полезно, например, оно увеличивает возможности выбора, повышает вариативность мнений, стимулирует культурное творчество 3, 9

(II.B.3.d) оценивать пути решения конфликтов, возникающих на почве этнического разнообразия, мирным путем, уважая права личности и содействуя общественному благу 3, 9

(II.D.1 .a) выявлять фундаментальные ценности и принципы, которые отражены в: - основных документах, например, в Декларации независимости и Конституции Соединенных Штатов; - значимых политических речах и письмах, например, «Федералист», прощальное послание Вашингтона, Геттисбергская речь Линкольна, речь Кинга "I Have a Dream"; - индивидуальных или групповых действиях, которые претворяют в жизнь фундаментальные ценности и принципы, например, суфражизм или движение за гражданские права 1, 3, 7

(II.D.2.a) описывать конфликты между фундаментальными ценностями и принципами и приводить исторические или современные примеры этих конфликтов, такие как: - конфликты между свободой и равенством, например, правом исключать других из частных клубов и правом человека на обращение с собой как с равным; - конфликты между правами личности и общественным благом, например, между свободой курить в общественных местах и защитой здоровья других граждан 1, 3, 9

(II.D.2.b) объяснять, почему люди могут соглашаться с ценностями и принципами в теории, но не соглашаться с их применением в некоторых особых случаях; - признание ценности свободы самовыражения, но несогласие по поводу того, как долго следует терпеть выражение неприятных или оскорбительных взглядов, например, неонацистские демонстрации, расовые оскорбления, богохульство, песни с пропагандой насилия; - согласие по поводу ценности равенства, но несогласие по поводу программ affirmative action (меры поддержки расовых меньшинств) 3, 9

(II.D.3.d) описывать исторические и современные попытки уменьшить расхождение между идеальным и реальным в американской общественной жизни, например, отмена рабства, суфражизм, движения за гражданские права и в защиту окружающей среды 1, 4, 7

(II.D.3.e) объяснять способы того, как можно уменьшить расхождение между реальностью и идеалами американской конституционной демократии путем: - индивидуальных акций; - социальных акций; - политических акций 2, 3, 4, 5

(III.C.1 .e) объяснять, как граждане могут менять конституцию своего штата, и приводить примеры таких изменений 1, 2

(III.C.2.d) объяснять, почему правительство штата и местные органы власти оказывают большое влияние на собственную жизнь учеников 3, 5

(III.D.1.c) объяснять, как они [ученики] могут связаться со своими членами палаты представителей, а также когда и почему важно это делать 2, 5

(III.D. 1 .d) объяснять, с какого уровня правительством нужно связываться, чтобы выразить свое мнение или получить помощь в той или иной проблеме, например, мнение относительно комендантского часа для лиц младше 16 лет, повышения регионального налога с продаж, помощи другой стране; проблема со светофором, водительским удостоверением, федеральными подоходными налогами 2, 5

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

1 2

(III.E.2.a) выявлять сильные и слабые стороны правила или закона, определяя, является ли он: - достаточно продуманным, чтобы достичь своей цели; - понятным, то есть ясно изложенным, с четко сформулированными требованиями; - возможным к исполнению, то есть не требует того, что невозможно; - справедливым, то есть не пристрастным ни к какой, ни против какой личности или группы; - разработанным для защиты прав личности и содействия общественному благу 1, 3

(III.E.2.b) разработать проект правил для своей школы или района, отвечающих критериям хорошего правила или закона 1, 3

(III.F.l.c) объяснять, как каждый может помочь в формировании списка общественно важных вопросов, например, путем вступления в группы по интересам или политические партии, подготовки презентаций на общественных встречах, написания писем чиновникам и в газеты 2, 4, 5, 8

(III.F.2.d) объяснять, как граждане могут оценивать информацию и аргументы из разных источников для того, чтобы принимать разумные решения по общественным вопросам и выбирать кандидатов на политические посты 3

(III.F.2.f) оценивать возможности, предоставляемые СМИ гражданам для озвучивания их позиций по актуальным вопросам, например, письма редактору, ток-шоу, колонки комментатора, опросы общественного мнения 2

(III.F.4.a) описывать исторические роли известных сообществ и групп в местной, региональной или национальной политике, например, аболиционисты, суфражистки, профсоюзы, сельхозорга-низации, группы по защите гражданских прав, религиозные организации 1, 4, 7

(III.F.4.b) описывать современные роли известных сообществ и групп в местной, региональной или национальной политике, например, AFL-CIO (АФТ-КПП), Национальная ассоциация образования, Торговая Палата, «Общее дело» (Common Cause), Лига женщин-избирателей, Американская медицинская ассоциация, Национальная стрелковая ассоциация, Гринпис, Национальная ассоциация по улучшению положения цветного населения (NAACP), Public Citizen («Гражданский активист»), Всемирная федерация дикой природы 1, 4, 7

(III.F.4.c) объяснять, как и почему американцы вступают в ассоциации и группы 3, 4, 5, 8

(III.F.4.d) объяснять, как граждане могут участвовать в политическом процессе посредством членства в ассоциациях и группах 2, 4, 8

(III.F.5.d) объяснять, почему конфликты по поводу ценностей, принципов и интересов могут осложнить или исключить путь к согласию по определенным вопросам общественной политики, например, поддержка цветного населения, контроль оружия, защита окружающей среды, смертная казнь, равные права 3, 9

(V.B.l.d) выявлять и оценивать современные вопросы, касающиеся прав личности, например, ограничение членства в частных организациях, молитва в школах, стандарты в одежде (dress codes), комендантский час, сексуальные домогательства, право отказаться от медицинской помощи 3, 9

(V.B.2.b) объяснять значение политических прав в отличие от личных прав, например, право выражать свое мнение в политической дискуссии в сравнении с правом свободно выражать свои вкусы и интересы, право регистрироваться избирателем в сравнении с правом выбирать местожительство 1, 3

(V.B.3.d) выявлять и оценивать современные вопросы, касающиеся экономических прав, например, занятость, социальное обеспечение, общественная безопасность, минимальная оплата труда, здравоохранение, равная плата за равный труд, свобода вступать в договоры 1, 2, 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(V.C.2.a) оценивать важность общепринятых гражданских обязанностей, таких как: - подчинение закону; - оплата налогов; - уважение прав других; - информированность и внимание к общественным вопросам; - контроль политических лидеров и правительственных органов и принятие соответствующих мер, если те отступаются от конституционных принципов; - принятие решения о голосовании и способе голосования; - членство в гражданских группах; - выполнение общественно-полезной работы; 3, 4, 5, 6, 9

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

1 2

- исполнение обязанностей присяжного; - служба в армии

объяснять важность для гражданина и общества следующих качеств или черт характера: - личная ответственность - исполнение моральных и правовых обязанностей члена общества; - самодисциплина/самоконтроль - добровольное следование самостоятельно возложенным на себя стандартам поведения, что снимает необходимость внешних рычагов контроля; - культура общения - обращение с другими людьми уважительно независимо от согласия с их взглядами; готовность слушать другую точку зрения; избегание враждебных, оскорбительных, эмоциональных и нелогичных споров; - смелость - готовность отстаивать свои убеждения, когда к тому призывает совесть; - уважение к правам других граждан - проявление уважения к праву других быть услышанным в правительстве, быть равным перед лицом закона, формулировать и защищать различные идеи и вступать в ассоциации для продвижения своих взглядов; - уважение к закону - готовность соблюдать законы, даже если не вполне согласен с каждым из них, готовность разрабатывать мирные, легальные способы изменить те законы, которые кажутся непродуманными или несправедливыми; - честность - готовность к поиску и высказыванию правды; - широта взглядов - внимание к точкам зрения других людей; - критическое мышление - склонность ставить под вопрос состоятельность различных позиций, включая свои собственные; - переговоры и компромисс - попытки прийти к согласию с тем, с кем не согласен, когда эти попытки разумны и морально оправданы; - настойчивость - готовность снова и снова совершать попытки достичь достойных целей; - гражданственность - внимание и неравнодушие к общественным делам; - сочувствие - забота о благосостоянии других, в особенности малоимущих; - патриотизм - приверженность ценностям и принципам, на которых зиждется американская конституционная демократия, отличая их от национализма и шовинизма 3, 4, 5, 6, 9

(У.Е. 1 .а) приводить примеры своих личностных целей и объяснять, как участие в гражданской и политической жизни может помочь их достижению, например, жить в безопасном и спокойном районе, получить хорошее образование, жить в здоровой окружающей среде 4, 5

(У.Е.2.Ь) объяснять важность как политического, так и социального участия для американской конституционной демократии 3, 4, 5,6

^.Е.З.а) объяснять, как американцы могут использовать следующие средства для того, чтобы контролировать и влиять на правительство на местном, региональном и национальном уровнях: - голосование; - получение информации по общественным вопросам; - обсуждение общественных вопросов; - общение с государственными должностными лицами; - вступление в политические партии, группы по интересам и другие организации, предпринимающие попытки влиять на общественную политику и выборы; - посещение собраний административных органов; - участие в кампаниях; - участие в мирных демонстрациях; - распространение и подпись петиций; - финансовая поддержка партий и инициатив 2, 3, 4, 8

^.Е.З.Ь) приводить исторические и современные примеры гражданских движений, стремящихся продвигать права личности и общественное благо, например, аболиционисты, суфражистки, профсоюзы, движение за гражданские права 1, 4, 7

(У.Е.З.с) объяснять, что значит гражданское неповиновение, как оно отличается от других форм протеста, каковы могут быть его последствия, а также обстоятельства, когда оно может быть оправдано 1, 3

Окончание таблицы 1 End of table 1

1 2

(У.Е.3Л) объяснять, почему информированность по поводу общественных дел, ценностей и принципов американской конституционной демократии, а также информирование об этом других является формой политического участия 3

(У.Е.4Л) определять возможности побыть политическим лидером в своей школе, районе, штате и государстве 2, 8

(У.Е.4^) объяснять важность общественно полезной работы в конституционной демократии 3, 5, 6, 9

(^.Е.4Л) выявлять возможности заниматься общественно-полезной работой в школе, районе, штате и стране 2, 6, 8

(У.Е.5.с) проанализировать утверждение о том, что конституционная демократия требует участия внимательных, грамотных и компетентных граждан 3, 9

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Подсчитав, насколько часто исследованные нами пункты стандартов затрагивают тот или иной компонент гражданской активности, мы наглядно представили степень ориентированности стандартов на формирование каждого из компонентов.

Итак, представив наглядно процент того, как в американских Национальных стандартах по общественным дисциплинам отражены выявленные нами компоненты гражданской активности, мы можем сделать следующие наблюдения (рис. 1).

Прежде всего, мы видим, что каждый из компонентов нашей классификации в той или иной степени находит свое отражение в анализируемом документе, составляя минимум 15 %. Таким образом, уже можно сделать вывод о значимости школьного образования (по крайней мере, в части преподавания обществоведческих дисциплин) в формировании высокой степени гражданской активности современных американских граждан.

Компонент 1. При том, что его представленность в выбранных нами пунктах стандартов составляет 39 %, отметим, что его итоговый процент в полном тексте стандартов логически гораздо выше. Из выборки мы исключили те пункты стандартов, которые как раз касаются только теоретических знаний по общественным дисциплинам. Не рассмотренные нами пункты содержат требова-

ния к знаниям по следующим вопросам: «Что такое гражданская жизнь, политика и правительство?», «Каковы основы американской политической системы?», «Как правительство, установленное Конституцией, реализует цели, ценности и принципы американской демократии?», «Каковы отношения Соединенных Штатов с другими государствами и международными делами?». Таким образом, 39 % - это соотношение компонента 1 ко всем тем пунктам, которые нацелены не только на формирование теоретических знаний, но и других сторон гражданской активности.

Компонент 2 - практические знания -представлен почти в трети рассмотренных пунктов. Можно сделать вывод о том, что разработчики стандартов уделяют довольно большое внимание разъяснению молодым американским гражданам алгоритмы социальных и политических процедур, конкретных действий по широкому ряду практических ситуаций, связанных с их собственным влиянием на общественно-политическую жизнь своего сообщества, от малой родины до страны в целом.

Компонент 3 занимает наибольшее количество анализируемых пунктов (66 %). Формирование критического мышления является важнейшей составляющей американской системы образования на разных этапах обучения. Американские исследователи в принципе сами являются родоначальниками и идеологами концепции развития критического

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

66 %

27 %

17 %

Компонент 1 Компонент 2 Компонент 3 Компонент 4 Компонент 5 Компонент 6 Компонент 7 Компонент 8 Компонент 9

Рис. 1. Представленность компонентов гражданской активности в Национальных стандартах по общественным дисциплинам

Fig. 1. Representation of the components of civic engagement in the National Standards for social disciplines

мышления: Дж. Дьюи, М. Липман, Д. Клу-стер, Р.У. Поль, С. Плаус, В.Р. Руджиеро и др. Критическое мышление является также неотъемлемым компонентом гибких навыков (soft skills), наличие которых оценивается, в частности, при поступлении на работу на многие современные должности. Оценивание претендентов на различные должности, посты и учебные места на развитость у них навыков критического мышления становится все более популярным. Ввиду этого, система школьного образования стремится дать юным гражданам наилучшие возможности для развития таких навыков посредством, в частности, дисциплин обществоведческого цикла.

Компонент 4 представлен в трети всех упомянутых в исследовании пунктов. Таким образом, довольно большое, на наш взгляд, место отводится в стандартах по созданию у граждан мотивации к объединению и участию в различных общественно-политических акциях. Внимание школьников привлекается к оценке важности объединения в группы и совместного отстаивания своих прав, интересов и идей. Такая широкая пред-

ставленность этого компонента в стандартах, возможно, является весомым детерминантом массового участия американских граждан в общественно-политических протестах, демонстрациях, пикетах и других подобных акциях.

Компонент 5 также приближен к трети от общего числа пунктов (29 %). Американские педагоги и методисты считают важным показать молодым людям личную значимость для каждого из них как собственной информированности по вопросам, касающимся гражданско-политической жизни, так и своего активного участия в общественных процессах. Индивидуализм как стереотипная черта, системно культивируемая у американских граждан, проявляется и в случае с Национальными стандартами: информация и побуждения усвоятся гораздо лучше, если показать непосредственную связь формируемых знаний, навыков, качеств и компетенций с личным интересом и их практической значимостью для каждого обучаемого.

Компонент 6 представлен в стандартах на 15 %. Такой невысокий процент, по срав-

нению с другими компонентами, может объясняться тем, что побуждение граждан к волонтерской деятельности и разъяснение важности участия в общественно-полезной работе вполне может ограничиться формулировкой в нескольких пунктах. В стандартах декларируются наиболее, на наш взгляд, действенные и исчерпывающие компетенции в области формирования готовности к волонтерской и общественно-полезной деятельности: объяснять факторы, склонившие американцев в сторону волонтерства, объяснять важность общественно полезной работы в конституционной демократии, проявлять внимание и неравнодушие к общественным делам, выяснять, какие услуги предоставляются в их районе религиозными, благотворительными и гражданскими объединениями, выявлять возможности заниматься общественно-полезной работой в школе, районе, штате и стране.

Компонент 7 также занимает 15 % рассмотренных пунктов. В данном случае причина такого относительно невысокого процента, на наш взгляд, состоит в очень узкой формулировке самого компонента: «знания положительных примеров самоорганизации населения». Но даже при такой ограниченности содержания этого компонента он все же повторяется в нескольких пунктах, что привлекает внимание к его важности с точки зрения разработчиков стандартов.

Компонент 8 составляет 17 %. С нашей точки зрения, такая доля его присутствия в стандартах достаточно высока. Следует принять во внимание тот факт, что школьные дисциплины больше ориентированы непосредственно на работу в классе. Таков принцип классно-урочной системы обучения, что основное предметное содержание предполагается усваивать во время работы на уроке. Ввиду этого, сформировать навык совместного участия детей, в особенности в решении общественно значимых проблем, представляется задачей повышенной сложности на фоне необходимости дать теоретические и практические знания по предмету, а также сформировать способность критически мыслить. Тем не менее американские стандарты

по общественным дисциплинам декларируют этот навык в целом ряде пунктов, что говорит о придании этому компоненту гражданской активности довольно большого значения.

Компонент 9 составляет 27 %. На наш взгляд, это недостаточно высокий результат представленности компонента моральных качеств. Во-первых, формулировка компонента довольно широка и охватывает целый спектр различных качеств, необходимых активному и эффективному гражданину. Во-вторых, сами идеологи концепции гражданского воспитания в США придают формированию моральных качеств довольно большое значение, выделяя этот компонент (civic dispositions) в числе трех основных составляющих гражданского воспитания: гражданские знания, гражданские умения, гражданские умонастроения (civic knowledge, civic skills, and civic dispositions) [4]. Однако в самих стандартах этот показатель не представлен даже в трети проанализированных пунктов, хотя и приближается к этой доле.

ВЫВОДЫ

1. На основе анализа научно-методической литературы мы разработали контрольный список целевых компонентов -детерминантов успешной системы воспитания гражданской активности. Выявлено 9 таких определяющих компонентов.

2. При применении полученного контрольного списка к оценке американских Национальных стандартов по общественным дисциплинам выявлено следующее:

- все компоненты оказались представленными в документе той или иной пропорции;

- наиболее существенными предикторами гражданской активности американских граждан явились компоненты: 1 (теоретические знания, связанные с социально-политической грамотностью и способами проявления гражданской активности), 3 (развитое критическое мышление) и 4 (внутреннее стремление (мотивация) к объединению и участию в гражданских акциях). Большую роль в формировании портрета современного

американского гражданина также играют компоненты 2 (практико-ориентированные знания и умения) и 5 (понимание личного интереса, выгоды от участия в общественно-политических процессах);

- не в достаточной степени, на наш взгляд, уделяется внимание компоненту 9 (моральные качества), хотя при этом его представленность в стандартах показывает не низкий процент (27 %). Однако процент мог бы быть выше, учитывая важность формирования качеств личного и общественного характера для активного гражданина.

Таким образом, цель исследования, состоящая в анализе Национальных стандартов США по граждановедческим дисциплинам с точки зрения учета ими всех компонентов

гражданственности и гражданской активности, достигнута. Выявленные положения могут в дальнейшем быть использованы по нескольким направлениям. Прежде всего, для проведения компаративных анализов систем гражданского воспитания, систем воспитания в целом и преподавания отдельных предметов в частности (например, в России и США, в США и других странах). Кроме того, исследование может быть использовано для более детального изучения системы школьного образования в США, системы нравственного, гражданского, патриотического и другого рода воспитания в США, а также для выявления всей системы факторов, детерминирующих высокий процент гражданской активности американского населения.

Список источников

1. Levinson M. Citizenship and civic education // Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy / ed. by D.C. Phillips. Thousand Oaks: Sage, 2014. https://doi.org/https://dx.doi.org/10.4135/9781483346229. URL: http://nrs.harvard.edu/um-3:HUL.InstRepos: 12701475 (accessed: 20.11.2021).

2. Allard N. W. Civic education is the best practice // Kutafin University Law Review. 2016. Vol. 2. № 2 (6). P. 382-387. https://doi.org/10.17803/2313-5395.2016.2.6.382-387

3. Bennett W.L. Civic Learning in Changing Democracies: Challenges for Citizenship and Civic Education. URL: https://depts.washington.edu/ccce/civiceducation/bennettciviclearning.pdf/ (accessed: 04.12.2021).

4. Bennett W.L., Wells C., Rank A. Young citizens and civic learning: two paradigms of citizenship // Citizenship Studies. 2019. Vol. 13 (2). P. 103-118. https://doi.org/10.1080/13621020902731116

5. Shapiro S. The State of Civics Education. 2018 / Center for American Progress. URL: https://cdn.ame-ricanprogress.org/content/uploads/2018/02/19091809/020618_CivicsEducation-UPDATED.pdf (accessed: 04.12.2021).

6. Jamieson K.H. The challenges facing civic education // Daedalus, Journal of the American Academy of Arts and Sciences. 2013. Vol. 142 (2). P. 65-83.

7. Huguet A., Baker G., Hamilton L., Pane J. Media Literacy Standards to Counter Truth Decay. Santa Monica: RAND Corporation, 2021. URL: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA112-12.html (accessed: 20.11.2021).

8. Hamilton L., Kaufman J., Lynn H. Preparing Children and Youth for Civic Life in the Era of Truth Decay: Insights from the American Teacher Panel. Santa Monica: RAND Corporation, 2020. 166 p. https://doi.org/10.7249/rra112-6

9. Baumann P., Brennan J. State Civic Education Policy: Framework and Gap Analysis Tool. Special Report / Education Commission of the States. 2017. 36 p. URL: https://www.ecs.org/wp-content/uploads/State-Civics-Education-Policy-Framework-and-gap-analysis-tool.pdf (accessed: 04.12.2021).

10. Пилипенко А.Д. Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования // Молодой ученый. 2018. № 23 (209). С. 366-368.

11. Shamionov R.M. The role of civic identity in the preferences of civil and political forms of social activity in Russian youth // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020. № 17 (3). P. 459-472. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-459-472

12. Карташова В.Н. Развитие гражданской активности обучающихся в организациях среднего профессионального образования средствами студенческого самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2018. 24 с.

13. Ортаева А.С. Критерии и показатели гражданской активности школьников-подростков // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2013. № 1 (24). С. 236-238.

14. Steinberg K.S., Norris K.E. Assessing civic mindedness // Diversity and Democracy Fall. 2011. Vol. 14. № 3. P. 12-14.

15. Начкебия М.С., Хрипкова Д.В., Хрипков К.А. Факторы развития гражданской активности населения в современных условиях // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 69-2. С. 130-134. https://doi.org/10.18411/lj-01-2021-75

16. Невский Е.В. Структура гражданской активности молодежи // Страховские чтения. 2020. № 28. С. 238-242.

17. Байков Н.М., Березутский Ю.В., Юревич Е.Ю. Социальная активность жителей городского округа: политическая и гражданская самоорганизация // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 1 (94). С. 128-138. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2021-94-1-128-138

18. Виднере М., Роне С. Гражданская активность молодежи на распутье перед выбором // Учитель и время. 2020. № 15. С. 34-46.

19. Круглов М.С. Современные формы гражданской активности в политическом процессе Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. C. 233-236.

20. Мартынова Т.Н., Яницкий М.С., Зеленин А.А., Пфетцер С.А. Добровольческая деятельность как форма социальной и гражданской активности студенческой молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 160-167.

21. Тарасов Ю.Б., Худик В.А. Воспитание гражданской активности к участию в общественно полезной деятельности учащейся молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6 (49). С. 146-148.

22. Курячая М.М. Социальное проектирование как способ формирования правосознания и позитивной гражданской активности студентов и школьников // Очерки новейшей камералистики. 2021. № 1. С. 65-69.

References

1. Levinson M. Citizenship and civic education. Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy. Thousand Oaks, Sage Publ., 2014. https://doi.org/https://dx.doi.org/10.4135/9781483346229. Available at: http://nrs.harvard.edu/urn-3:HUL.InstRepos: 12701475 (accessed 20.11.2021).

2. Allard N.W. Civic education is the best practice. Kutafin University Law Review, 2016, vol. 2, no. 2 (6), pp. 382-387. https://doi.org/10.17803/2313-5395.2016.2.6.382-387

3. Bennett W.L. Civic Learning in Changing Democracies: Challenges for Citizenship and Civic Education. Available at: https://depts.washington.edu/ccce/civiceducation/bennettsiviclearning.pdf/ (accessed 04.12.2021).

4. Bennett W.L., Wells C., Rank A. Young citizens and civic learning: two paradigms of citizenship. Citizenship Studies, 2019, vol. 13 (2), pp. 103-118. https://doi.org/10.1080/13621020902731116

5. Shapiro S. The State of Civics Education. 2018. Available at: https://cdn.americanprogress.org/con-tent/uploads/2018/02/19091809/020618_CivicsEducation-UPDATED.pdf (accessed 04.12.2021).

6. Jamieson K.H. The challenges facing civic education. Daedalus, Journal of the American Academy of Arts and Sciences, 2013, vol. 142 (2), pp. 65-83.

7. Huguet A., Baker G., Hamilton L., Pane J. Media Literacy Standards to Counter Truth Decay. Santa Monica, RAND Corporation Publ., 2021. Available at: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RRA112-12.html (accessed 20.11.2021).

8. Hamilton L., Kaufman J., Lynn H. Preparing Children and Youth for Civic Life in the Era of Truth Decay: Insights from the American Teacher Panel. Santa Monica, RAND Corporation Publ., 2020, 166 p. https://doi.org/10.7249/rra112-6

9. Baumann P., Brennan J. State Civic Education Policy: Framework and Gap Analysis Tool. Special Report, 2017, 36 p. Available at: https://www.ecs.org/wp-content/uploads/State-Civics-Education-Policy-Frame-work-and-gap-analysis-tool.pdf (accessed 04.12.2021).

10. Pilipenko A.D. Grazhdanskaya aktivnost' v sovremennoy Rossii: sushchnost' ponyatiya, formy proyavle-niya, faktory formirovaniya [Civic activity in modern Russia: the essence of the concept, forms of manifestation, factors of formation]. Molodoy uchenyy Young - Scientist, 2018, no. 23 (209), pp. 366-368. (In Russian).

11. Shamionov R.M. The role of civic identity in the preferences of civil and political forms of social activity in Russian youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2020, no. 17 (3), pp. 459-472. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-459-472

12. Kartashova V.N. Razvitiye grazhdanskoy aktivnosti obuchayushchikhsya v organizatsiyakh srednego profes-sional'nogo obrazovaniya sredstvami studencheskogo samoupravleniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Development of Civic Activity of Students in Organizations of Secondary Vocational Education by Means of Student Self-Government. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Maykop, 2018, 24 p. (In Russian).

13. Ortayeva A.S. Kriterii i pokazateli grazhdanskoy aktivnosti shkol'nikov-podrostkov [Criteria and indicators of civic engagement of adolescent schoolchildren]. Vestnik Bishkekskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Bishkek University for the Humanities], 2013, no. 1 (24), pp. 236-238. (In Russian).

14. Steinberg K.S., Norris K.E. Assessing civic mindedness. Diversity and Democracy Fall, 2011, vol. 14, no. 3, pp. 12-14.

15. Nachkebiya M.S., Khripkova D.V., Khripkov K.A. Faktory razvitiya grazhdanskoy aktivnosti naseleniya v sovremennykh usloviyakh [Factors in the development of civil activity of the population in modern conditions]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the Development of Science and Education], 2021, no. 69-2, pp. 130-134. https://doi.org/10.18411/lj-01-2021-75. (In Russian).

16. Nevskiy E.V. Struktura grazhdanskoy aktivnosti molodezhi [The structure of youth civic engagement]. Strakhovskiye chteniya [Strahov Readings], 2020, no. 28, pp. 238-242. (In Russian).

17. Baykov N.M., Berezutskiy Y.V., Yurevich E.Y. Sotsial'naya aktivnost' zhiteley gorodskogo okruga: politi-cheskaya i grazhdanskaya samoorganizatsiya [Social activity of the inhabitants of the urban district: political and civil self-organization]. Vlast' i upravleniye na Vostoke Rossii [Power and Management in the East of Russia], 2021, no. 1 (94), pp. 128-138. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2021-94-1-128-138. (In Russian).

18. Vidnere M., Rone S. Grazhdanskaya aktivnost' molodezhi na rasput'ye pered vyborom [Civil activity of youth at the crossroads before the choice]. Uchitel' i vremya [Teacher and Time], 2020, no. 15, pp. 34-46. (In Russian).

19. Kruglov M.S. Sovremennyye formy grazhdanskoy aktivnosti v politicheskom protsesse Rossiyskoy Fede-ratsii [Modern forms of civic engagement in the political process of the Russian Federation]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 2014, no. 3, pp. 233-236. (In Russian).

20. Martynova T.N., Yanitskiy M.S., Zelenin A.A., Pfettser S.A. Dobrovol'cheskaya deyatel'nost' kak forma sotsial'noy i grazhdanskoy aktivnosti studencheskoy molodezhi [Volunteer activity as a form of social and civic activity of student youth]. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom - Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 1 (33), pp. 160-167. (In Russian).

21. Tarasov Y.B., Khudik V.A. Vospitaniye grazhdanskoy aktivnosti k uchastiyu v obshchestvenno poleznoy deyatel'nosti uchashcheysya molodezhi [Education of civic activity to participate in socially useful activities of student youth]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - World of Science, Culture, Education, 2014, no. 6 (49), pp. 146-148. (In Russian).

22. Kuryachaya M.M. Sotsial'noye proyektirovaniye kak sposob formirovaniya pravosoznaniya i pozitivnoy grazhdanskoy aktivnosti studentov i shkol'nikov [Social design as a way of forming legal consciousness and positive civic activity of students and schoolchildren]. Ocherki noveyshey kameralistiki [Essays on the Latest Cameralistics], 2021, no. 1, pp. 65-69. (In Russian).

Информация об авторе

Савельева Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, Смоленский государственный университет, г. Смоленск, Российская Федерация, ORCID: 00000002-6838-7198, oe.savelyeva@gmail.com

Статья поступила в редакцию 14.01.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одобрена после рецензирования и доработки

08.04.2022

Принята к публикации 13.05.2022

Information about the author

Olga E. Saveleva, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of English Language Department, Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-6838-7198, oe. savelyeva@gmail.com

The article was submitted 14.01.2022 Approved after reviewing and revision 08.04.2022 Accepted for publication 13.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.