Научная статья на тему 'Американские миссионеры в Османской империи (XIX начало XX века)'

Американские миссионеры в Османской империи (XIX начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
686
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКОЕ МИССИОНЕРСТВО / ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ПРОЗЕЛИТИЗМ / ПРАВОСЛАВИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зимина Наталья Григорьевна

В статье исследована политика прозелитизма в Османской империи в XIX начале XX века. Показана деятельность американских протестантских миссионеров среди православных христиан и армян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Американские миссионеры в Османской империи (XIX начало XX века)»

селения, но для этого следует уделять внимание нуждам граждан.

Все критерии демократического лидерства могут быть соблюдены в случае постоянного и критического отношения активных граждан к своим избранникам. Особая роль принадлежит средствам массовой информации, которые рассматривают лидера как обыкновенного человека с его пороками и слабостями. Главным критерием оценки деятельности демократического лидера остается профессионализм и высшие результаты, достигнутые действенным управлением.

Шансы стабильной демократии против формирования модели авторитарной личности могут появиться только в тех странах, где политические лидеры и рядовые граждане оказывают могучую поддержку демократическим идеям, ценностям и процедурам30. Все зависит от того, насколько демократические воззрения укоренены в политической культуре стран и передаются из поколения в поколение.

В целом существование моделей биографической личности не означает написания биографий только в рамках этих моделей. Они не сковывают свободу творчества, потому что только на этом пути возможно совершенствование биографического исследования.

Примечания

1 Мень А. Ветхозаветные пророки. М., 1998. С. 72.

2 Там же. С. 73.

3 Наполеон I, император Франции. Религиозные беседы о божественности Христа // Слово. 1995. № 1. С. 90.

4 Мень А. Сын человеческий. М., 1992. С. 28.

5 Там же.

6 Наполеон I, император Франции. Религиозные беседы о божественности Христа // Слово. 1995. N° 7, 8. С. 92.

7 Хаксли О. Серое преосвященство. М., 2000. С. 294.

8 Оруэлл Дж. Размышление о Ганди // Человек. 2000. № 2. С. 38.

9 Там же. С. 42.

10 См.: Каплан А.Б. Психологические характеристики различных типов абсолютных монархов (историкобиографический аспект) // Человек: образ и сущность. М., 1992. С. 80.

11 См.: Histoire de ГЕигоре. Р., 1990. Р. 248.

12 См.: Кони Ф. Фридрих Великий. Ростов н/Д, 1997. С. 217.

13 Там же. С. 536.

14 Труайя А. Екатерина Великая. М., 1997.С. 323.

15 Там же. С. 231.

16 Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1994. С. 40.

17 Макиавелли Н. Государь. М., 1991. С. 46.

18 Там же. С. 54.

19 Мабли Г. Об изучении истории. СПб., 1812. С. 17.

20 Там же. С. 77.

21 Там же. С. 121.

22 Там же. С. 129.

23 Карлейль Т. Герои и героическое в истории. СПб.,1891. С. 17.

24 Там же. С. 18.

25 Там же. С. 291.

26 См.: Сталин И.В. Краткая биография. М., 1947.

27 Юнг К., Нойман Э. Психоанализ и искусство. М., 1998. С. 214.

28 См.: Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. М., 1989. С. 237.

29 См.: Даль Р. О демократии. М., 2000. С. 72.

30 Там же. С. 150.

УДК 32-94

американские миссионеры в османской империи (XIX -начало XX века)

Н.Г. Зимина

Поволжский кооперативный институт (филиал),

АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», Саратов кафедра истории, философии, социологии и кооперации E-mail: tanyazol@mail.ru

В статье исследована политика прозелитизма в Османской империи в XIX - начале XX века. Показана деятельность американских протестантских миссионеров среди православных христиан и армян.

Ключевые слова: американское миссионерство, Османская империя, протестантизм, прозелитизм, православие.

American Missionaries in the Osmanic Empire in the XIX Century and Beginning of XX Century

N.G. Zimina

The policy of proselitism in the Ottoman Empire in the nineteenth and at the beginning of the twentieth centuries in the article. The activity

© Н.Г. Зимина, 2009

Н.Г. Зимина. Американские миссионеры в Османской империи

of the American Protestant missionaries is shown among the Orthodox Christians and Armenians.

Key words: American missionaries, Osmanic Empire, protestantism, proselitism, orthodoxy.

Период с XIX и до начала XX в. связан с активной деятельностью американских протестантских миссионеров среди христианского населения Османской империи. Чем была обусловлена эта кампания и почему она имела успех? Ответ на этот вопрос предполагает исследование политических событий в данном регионе и особенностей протестантского миссионерства.

Протестантское движение возникло в эпоху Реформации в Европе. В основе его лежала концепция личного общения с Богом, требования перевода Библии на язык, на котором разговаривали верующие. Однако на первом этапе после Реформации протестантские церкви не вели большой работы, они были заняты созданием собственной институциональной структуры.

В Америку протестантские миссионеры попали вместе с первыми переселенцами. После того как были построены дома и возведены церкви, одной из главных забот протестантских миссионеров стало просвещение колонистов. Это было в традиции Реформации, так как и Кальвин и Лютер настаивали на том, чтобы простой человек был грамотным и сам смог читать Библию, а руководители церкви и государства должны были получить соответствующее их служению образование. Протестантские религиозные организации открывали школы и колледжи, а в 1636 г. приняли участие в основании Г арвардского университета1.

Широкий простор для деятельности церкви в Америке способствовал ее творческим устремлениям. Сюда входила щедрая благотворительность, участие в антиалкогольном движении. Деньги на это поступали от акционерных компаний, субсидировавших переселение на Американский континент2.

От Американской революции и до Первой мировой войны США были страной, где протестантизм стал религией большинства. Однако к концу XVII в. и в XVIII в. после прибытия в Америку англичан, испанцев и французов у них появилось желание открыть собственные церкви. В результате отношение к протестантизму изменилось, он постепенно утратил монополию. Это побуждало протестантских миссионеров послать своих агентов в другие страны. Многие из них уже имели опыт обращения в протестантизм индейцев. При этом следует подчеркнуть, что у язычников они искали общность принципов их религий с христианством. У них была идея создания религий, являвшихся одновременно и природными, и научными3. Теперь же, отправляясь в другие страны, американские миссионеры наряду с цивилизаторскими целями были призваны выполнять и специфические политические задания и обращать в протестантскую веру народы, уже

исповедовавшие другие религии, иными словами, заняться прозелитизмом.

Для названных целей в Америке были созданы специальные миссионерские организации. Среди них особо значимыми были: Бюро уполномоченных для иностранных миссий (основано в Бостоне в 1810 г.); Бюро протестантской епископальной церкви в Северной Америке (основано в 1835 г. в Нью-Йорке); Бюро пресвитерианской церкви (основано в 1837 г. в Нью-Йорке); Миссионерский Союз американских баптистов (основан в 1814 г. в Филадельфии)4.

Деятельность миссионеров из Америки, направлявшихся в Османскую империю, началась с 1820 года5. После отплытия их из Бостона в 1819 г. в Сирию и Палестину, в первые годы греческой войны США направили своих миссионеров также и в Грецию, и в приморские города Малой Азии, на остров Крит и в Бейрут6. Здесь они утверждали прозелитизм, распространяя протестантскую литературу, но столкнулись с православными церквами и после восстания в Греции были вынуждены покинуть Сирию в 1828 году. Тем не менее, спустя два года, с 1830 г. они возобновили свою миссионерскую агитацию среди армян, а в 1831 г. ими была открыта протестантская миссия в Константинополе.

Не менее значимым для них было и стремление охватить своим влиянием мусульман Османской империи. Мыслилось, что все это могло бы помочь США осуществить политическое давление на Турцию, в частности, в вопросе о проливах Босфор и Дарданеллы, чтобы обеспечить своим кораблям равные права прохода с другими государствами.

Россия выразила свое недовольство распространением протестантизма среди православных. В 1837 г. русский посол в Турции предупредил миссионеров о том, что Россия «никогда не позволит протестантизму распространиться в Турции»7.

Свою лепту в этот процесс внесла и Великая Порта. В 1847 г. турецкое правительство признало протестантских христиан сепаратистской общиной, присвоившей права, уже имевшиеся у других христиан8.

Протестовали и христианские церкви. Одной из первых выступила православная церковь в Греции. Патриарх Григорий VI в 1835 г. в ответ на распространение американскими миссионерами литературы на ново-греческом языке направил специальное послание к православным и предал протестантских миссионеров анафеме9. Он заявил, что их книги содержат хулу на догматы и обряды православия10.

Поэтому в 1846 г. возник конфликт между миссионерами и армянскими патриархом. Американская миссия в Константинополе, созданная для обращения евреев в протестантство, вместо евреев направила свои усилия на христиан других исповеданий и прежде всего на армян11. И тем не менее, несмотря на недовольство действиями

Всеобщая история

49

протестантских миссионеров, они неуклонно расширяли сферу своего влияния. В Бейруте, где американский консул оказывал им всяческое содействие, они основали свою типографию12.

Всего в Османской империи существовало семь миссионерских протестантских организаций из США, в том числе три отделения американских обществ функционировали в Сирии и Палестине. При этом особое значение придавалось созданию в Бебеке, пригороде Константинополя, духовных и светских школ. Там же с 1845 г. была открыта школа для девочек, работавшая до 1862 года. Одновременно в Константинополе появилась евангелическая церковь, специально для привлечения армян13.

В результате общее число американских миссионеров к началу XX в. в Османской империи увеличилось до 60 тысяч14. Число протестантских церквей с 1845 по 1900 г. возросло с 7 до 133, количество функционировавших школ - с 7 до 425, а учеников в них - с 135 до 23 тысяч15. Общие расходы на миссионерскую деятельность к 1891 г. достигли 1665 турецких лир16.

Главным источником средств для осуществления протестантского миссионерства были поступления от американских торговых фирм, в которых миссионеры нередко числились торговыми агентами. Иногда за определенную плату к миссионерской деятельности привлекались и выходцы из местного населения17.

Миссионеры редко селились в городах, предпочитали глухие и малодоступные провинциальные уголки, где без конкуренции и противодействия со стороны других конфессий добивались своих целей.

В 1890 г. в Нью-Йорке состоялся общий конгресс всех протестантских миссий, на котором было представлено 249 миссионерских обществ, охвативших 6000 миссионеров. Ежегодный бюджет организаций составил 19 млн долларов, или 5 млн франков18.

Остается выяснить, почему протестантский прозелитизм стал возможным на территориях Османской империи, заселенных, прежде всего, армянами и православными христианами. Одна из причин состояла в том, что в прошлом эти этносы и верующие входили в состав Византийской империи, которая была оплотам православия, или восточного христианства. Оно возникло в Греции, тоже бывшей тогда в составе Византии, где церковь находилась под управлением императора19. Только армяне в 300 г. приняли христианство сами и в Армении после разрыва с западным христианством в 506 г. была образована григорианская церковь. В IX в. Армения была завоевана Турцией.

После падения Византии в 1453 г. Константинополь стал столицей Османской империи, на территории которой был введен ислам. В 1516 г. Ливан, Сирия и Палестина вошли в ее состав наряду с другими государствами.

Конфронтация с исламом, начиная с VII в., и сокращение ареала влияния не прошли бесследно для православной церкви. Кроме того, у нее не было единого центра, подобного Ватикану. Важным было и то, что с падением Византии православная церковь лишилась поддержки государства.

Вторая причина была обусловлена тем, что православная Россия, которая постоянно претендовала на роль объединительницы всех православных христиан, так и не стала реальной защитницей своих единоверцев в Османской империи. Русской православной церкви прозелитизм как явление был чужд. Только в 30-40-е гг. XIX в. он появился, но не как церковная, а как государственная стратегия в царствование Николая I в его политике на Ближнем Востоке. Почвой для его появления было стремление к сплочению Восточных христианских церквей вокруг России и русского православия для отпора протестантскому прозелитизму. Однако после поражения в Крымской войне все прозелитистские установки быстро сошли на нет20. У самой Русской православной церкви, которая была тесно связана с государством и зависела от него, не хватало ни опыта, ни денег для миссионерства и религиозной экспансии.

Третья причина состояла в том, что и сама Турция не сумела противостоять протестантскому прозелитизму. Османскую империю называли «больным человеком Европы». XIX в. и начало XX в. стали для нее периодом серьезного кризиса и распада. После поражения в войне с Россией и Грецией и их европейскими союзниками она уже не обладала военным и культурным потенциалом, который был у нее раньше. США и европейские державы были заинтересованы в дележе ее территорий.

С 1828 г. северо-восточная часть Армении вошла в состав России, а затем после поражения в Русско-турецкой войне 1877-78 гг. начался рост национального самосознания народов, в том числе армян в Анатолии, где волнения жестоко подавлялись. Среди турок возродились настроения воинствующего панисламизма. В 1894-1895 гг. турецкие правители организовали серию погромов. Но самым трагическим событием для армян была резня 1915 года.

До 1914 г. на территории Турции проживало 2,3 млн армян и 1,5 млн - в Российской империи. Однако накануне Первой мировой войны перед армянами, проживавшими в Турции, встала проблема политического выбора: поддержать Россию, традиционно покровительствовавшую христианам, или сохранить лояльность по отношению к Порте. Они выбрали Турцию. Тем не менее турецкое правительство, опасаясь пророссий-ских настроений среди армян, приняло решение

о депортации армянского населения из районов, которые могли оказаться в зоне боевых действий.

Таким образом, из приведенного анализа можно заключить, что пропаганда американских

50

Научный отдел

миссионеров привнесла в Османскую империю определенные ценности и достижения американской цивилизации, она «была сильна своими образовательными средствами, материальными и нравственными, своей рациональной постановкой обучения»21. Миссионеры получали поддержку американских и английских консулов. Для вовлечения армян-христиан в протестантство использовалась финансовая заинтересованность, за них уплачивали налог, заменявший для христиан воинскую повинность22. В то же время, несмотря на очевидную цивилизаторскую роль, налицо был явный прозелитизм, когда в протестантство обращали уже исповедовавших другую религию: армян-христиан и православных в Бейруте, Сирии и Палестине. Их церкви не имели достаточно сил, чтобы этому противостоять. Все это подготовило почву для политического проникновения в Османскую империю европейских держав и США.

Примечания

1 См.: Эрл К. Дорогами христианства. М., 1992. С. 309.

2 Там же. С. 301.

3 Там же. С. 314.

4 См.: Христианство. Энциклопедия. М., 1995. Т. П.С. 117.

5 См.: Sousa N. The Capitulatory regime of Turkey. Baltimore, 1933.P 140.

УДК 94 (437) [14]

образ яна гуса в творчестве тараса шевченко

А.н. Галямичев

Саратовский государственный университет, кафедра истории средних веков E-mail: galyaman@rambler.ru

В статье рассматривается поэма великого украинского поэта Т.Г. Шевченко «Еретик» как памятник исторической мысли. Выявляются особенности трактовки Т.Г. Шевченко деятельности Яна Гуса и её исторического значения.

Ключевые слова: Ян Гус, историография гуситского движения, Тарас Шевченко.

The Image of John Hus in Creation of Taras Shevchenko A.N. Galyamichev

This article describe the poem Heretic by T.G. Shevchenko. Author examine the poem like historical origin and discover peculiarity of Shevchenko's understanding John Hus and his activity.

Key words: John Hus, historiography of the Hussite movement, Taras Shevchenko.

Поэма «Еретик», написанная в 1845 г., является одним из самых известных произведений Тараса

6 См.: Базили К. Сирия и Палестина под турецким правлением. Одесса, 1862. Т. II. С. 301.

7 Hamlin Kyrus Among the Turks. L., 1878. P 34.

8 См.: Sousa N. Op. cit. P. 142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 См.: Архимандрит Иона. Свет Востока. СПб., 1910. С. 16.

10 См.: Базили К. Указ. соч. С. 301.

11 См.: Березин И. Православная и другие христианские церкви в Турции. СПб., 1885. С. 66-67.

12 См.: Базили К. Указ. соч. С. 302.

13 См.: William Webster Hall Y.K. Puritans in the Balkans. Ph. D. Sofia, 1938. P. 9.

14 Ibid. С. 24.

15 См.: Архимандрит Иона. Протестантская пропаганда среди православных христиан Востока. СПб., 1911. С. 7.

16 Там же. С. 14.

17 Там же. С. 26.

18 См.: PisaniP. Les missions Protesfantes a la fin XX siecle. Paris, 1908. P. 22.

19 См.: Эрл К. Указ. соч. С. 160.

20 См.: Соколов А. Православный прозелитизм на Ближнем Востоке и Эфиопии: мифы и реальность // Азия и Африка сегодня. 2005. № 10. С. 65.

21 Архив внешней политики Российской империи (далее - АВПРИ). 1888. Д. 1629. Л. 25.

22 АВПРИ. 1881/84. Д. 1625. Л. 39.

Шевченко. Исследователи творчества Шевченко, высоко оценивая литературные достоинства поэмы, вместе с тем с полным основанием отмечали и глубину представленного в ней осмысления исторического значения судьбы великого сына чешского народа - Яна Гуса, жизненному подвигу которого и было посвящено это произведение1.

При этом признание смелости и самобытности Шевченко-историка сочеталось, как нам представляется, с ярко выраженной тенденцией свести новизну и саму ценность предложенной поэтом трактовки драматических событий начала XV в. к признанию им социального, точнее - антифеодального содержания учения и деятельности Яна Гуса. Кроме того, заключительные строки поэмы, напоминающие о последовавшей после гибели Гуса грозной эпопее гуситских войн2, представлялись в качестве квинтэссенции содержания

© А.Н. Галямичев, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.