Научная статья на тему 'АМЕРИКАНСКИЕ КАТОЛИКИ КАК РЕЛИГИОЗНОЕ МЕНЬШИНСТВО'

АМЕРИКАНСКИЕ КАТОЛИКИ КАК РЕЛИГИОЗНОЕ МЕНЬШИНСТВО Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозные меньшинства / религиозная демография / католики / США / religious minority / religious demographics / Catholics / USA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Д.С. Богданов

Статья фокусируется на американских католиках. Её цель – изучить положение католического населения США в качестве религиозного меньшинства в американском обществе, в котором проявляется высокий уровень религиозной неоднородности, а также появляется возможность выделить религиозные группы и изучить их положение в модели американского религиозного плюрализма. В работе раскрывается содержание понятия «религиозное меньшинство» и его проявления в американской демографии, а также рассматриваются количественные и качественные характеристики католического населения США. Для выявления демографических характеристик американского общества и католической группы населения используются дескриптивный и компаративный методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN CATHOLICS AS A RELIGIOUS MINORITY

The article focuses on American Catholics. Its purpose is to study the position of the Catholic population of the United States as a religious minority in American society, which exhibits a high level of religious heterogeneity, and also makes it possible to identify religious groups and study their position in the model of American religious pluralism. The study reveals the content of the concept of “religious minority” and its manifestations in American demography, and also examines the quantitative and qualitative characteristics of the Catholic population of the United States. Descriptive and comparative methods are used to identify the demographic characteristics of American society and the Catholic population.

Текст научной работы на тему «АМЕРИКАНСКИЕ КАТОЛИКИ КАК РЕЛИГИОЗНОЕ МЕНЬШИНСТВО»

АМЕРИКАНСКИЕ КАТОЛИКИ КАК РЕЛИГИОЗНОЕ МЕНЬШИНСТВО Д.С. Богданов, бакалавр

Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-3-21-24

Аннотация. Статья фокусируется на американских католиках. Её цель - изучить положение католического населения США в качестве религиозного меньшинства в американском обществе, в котором проявляется высокий уровень религиозной неоднородности, а также появляется возможность выделить религиозные группы и изучить их положение в модели американского религиозного плюрализма. В работе раскрывается содержание понятия «религиозное меньшинство» и его проявления в американской демографии, а также рассматриваются количественные и качественные характеристики католического населения США. Для выявления демографических характеристик американского общества и католической группы населения используются дескриптивный и компаративный методы.

Ключевые слова: религиозные меньшинства, религиозная демография, католики, США.

Понятие «религиозное меньшинство» неразрывно связано с довольно масштабной и продолжительной дискуссией по определению критериев и признаков групп меньшинств. Большинство авторов выделяют два основных критерия меньшинства: количественный и качественный [2, с. 35].

Количественный критерий построен на том, что меньшинство обязательно должно быть меньшим по численности, чем остальная часть населения. Критерий выглядит достаточно обоснованным, но при этом возникают ситуации, когда сложно выявить положение группы, основываясь исключительно на её количественных характеристиках, когда ни одна из групп в обществе не является абсолютным большинством или когда большинство рассредоточено.

По этой причине современные исследователи не склонны рассматривать количественный критерий, как определяющий. Признается, что меньшинству не обязательно быть численно меньше какой-либо группы населения. Тем не менее, эта характеристика способна оказывать значительное влияние на эффективность участия меньшинства в политических и культурных процессах государства [1, с. 125].

С количественным критерием непосредственно связан критерий недоминиро-

вания, то есть невозможности в полной мере развивать в обществе свои этнические, религиозные или культурные особенности. Другими словами, меньшинство не должно занимать господствующего положения в обществе [4, с. 125].

В свою очередь, качественным критерием меньшинства является обладание устойчивыми этническими, религиозными и языковыми характеристиками, а также самовосприятием в качестве отдельной группы.

Таким образом, понятию «меньшинство» можно дать следующее определение: группа граждан государства, численно меньшая основной части населения и занимающая не доминирующее положение, обладающая устойчивыми этническими, религиозными, языковыми и культурными характеристиками и имеющая желание сохранить свою самобытность [2, с. 38].

Помимо этого, могут быть выделены менее значимые и общепринятые признаки меньшинств, такие как: неравное обращение, отличительные культурные черты, принудительное членство, осознание подчиненного положения и внутригрупповые браки [11, р. 569].

Понятие «религиозного меньшинства», соответственно, должно выделяться на основании устойчивых религиозных характеристик группы, когда прочие её характе-

ристики имеют второстепенное значение. Так, религиозное меньшинство - это группа граждан государства, численно меньшая основной части населения и занимающая не доминирующее положение, обладающая устойчивыми религиозными характеристиками и имеющая желание сохранить свою самобытность [3, с. 777].

Стоит отметить, что изучение религиозных меньшинств в американской демографии требует особого подхода. В США трудно выделить доминирующую конфессию. Это связано как с конституционными основами американского государства, в частности с первой поправкой Конституции, гласящей, что «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное её исповедание...» [13], так и с некоторыми характеристиками американского религиозного ландшафта, которые часто рассматриваются в рамках американской модели религиозного плюрализма.

Американской религии присущи следующие специфические черты:

- отделенность от государства;

- культурный плюрализм, предполагающий многообразие, пластичность и изменчивость религиозных форм;

- конкуренция на религиозном рынке;

- структурная адаптивность [15].

Тем не менее эта специфика не исключает дальнейшей возможности рассмотрения католического населения Соединенных Штатов, как в качестве составной части плюралистического религиозного ландшафта страны, так и в качестве религиозного меньшинства.

Начать стоит с изучения количественных показателей католического населения Соединенных Штатов. По оценкам католической церковной организации в 2017 году в стране проживали 70 412 021 католиков, что составляло около 22% населения [8, p. 72]. По данным Pew Research Center на 2021 год доля католиков от населения США составила 21% [12].

Стоит также отметить, что католическое население распределено по стране крайне неравномерно. Так, можно выделить как штаты с более крупной долей католиков,

чем в общенациональном показателе, такие как Род-Айленд (42%), Нью-Мексико и Нью-Джерси (34%), так и штаты с куда более низкими значениями - Миссисипи (4%), Западная Вирджиния (6%) [7]. Более того, в крупных американских городах можно найти районы компактного проживания католиков, как правило, носящие диаспоральный характер.

Заслуживающими внимая также могут показаться некоторые данные, касающиеся структуры американского католического населения. С точки зрения гендерной структуры, 54% американских католиков -женщины, 46% - мужчины. Абсолютное большинство из них, а именно 59% являются белыми американцами. 34% имеют латиноамериканское происхождение и 3% азиатское, преимущественно выходцы из Кореи и Филиппин. Отдельный интерес для исследователей представляет группа католиков-афроамериканцев, которая составляет 4% от католического населения, и является этническим меньшинством в своих церковных приходах, в отличие от аф-роамериканцев-мусульман и протестантов [10].

Важно отметить, что при изучении динамики в американской религиозной демографии можно выделить яркую отличительную характеристика католической доли населения. В последние десятилетия наблюдается явная тенденция к дехристи-анизации американского общества. На её начальных этапах предполагалось, что снижение числа христиан будет происходить за счет увеличения доли нехристианских религиозных конфессий [5, с. 49]. На деле наиболее заметен рост числа неаффилированных с религиозными конфессиями людей. С 2007 года их доля увеличилась в 2 раза и составляет около 30% от населения [12].

На этом фоне примечательным может показаться то, что американская католическая церковь не ощущает на себе этой тенденции. Так, с 2007 по 2021 доля католиков уменьшилась на 3%, а если считать с 2014 года по 2021 - осталась неизменной. Для сравнения, за указанные периоды времени доля протестантов сократилась на 12% и 6% соответственно, демонстрируя стреми-

тельное и последовательное ежегодное снижение с 52% в 2007 году до 40% в 2021 [10; 12]. Эта тенденция в равной степени наблюдается среди как Основных, так и Евангельских протестантов [10; 14].

В некоторых исследованиях основной причиной снижения религиозности американского общества считается отказ повзрослевших американцев от религии, в которой они были воспитаны. Отмечается, что современные молодые американцы с большей вероятностью перейдут в группу религиозно-неаффилированных или останутся в ней, чем станут или останутся христианами [9, р. 2]. При попытке прогнозировать дальнейшую динамику в религиозной демографии исследователи приходят к мнению, что процесс дехристи-анизации США продолжится, споры ведутся только об его интенсивности [9, р. 1].

На этом фоне логично ожидать увеличения доли католиков среди американского религиозного населения, при условии сохранения характерной для них тенденции к незначительному изменению их численности по отношению к численности остального населения. Такая устойчивость должна быть связана с некоторыми качественными характеристиками католиков как религиозного меньшинства.

Католицизм принято рассматривать, как одну из иммигрантских религий, сформировавших американскую модель религиозного плюрализма. «Больше века католики считались изгоями, и лишь способность представителей различных этнических сообществ (ирландских, итальянских, германских, польских и др.) преодолеть различия и противоречия внутри данной конфессии и объединиться помогла им до-

биться для католицизма статуса общенациональной религии» [5, с. 14].

Имеются основания полагать, что католицизм и в современном американском обществе сохранил роль иммигрантской религии, важного сообщества для адаптации мигрантов. Об этом не в последнюю очередь говорит доля мигрантов среди американских католиков. Так, 28% католического населения США сами являются иммигрантами и ещё 15% - дети иммигрантов (второе поколение) [6]. Видна тенденция к увеличению доли мигрантов среди американских католиков, а католическая церковь и связанные с ней благотворительные организации играют важную роль в их адаптации.

Все это позволяет прийти к определенным выводам. Несмотря на то, что не существует универсального и общепризнанного определения понятию «религиозного меньшинства», а в рамках американской плюралистической религиозной картины дать это определение ещё сложнее, существует возможность выдвинуть условные критерии группы религиозного меньшинства.

Католическая часть американского населения, в свою очередь, в известной степени этим критерием соответствует, являясь относительным меньшинством с количественной точки зрения и устойчивой группой, которую можно отделить от остальных по ряду характеристик, с точки зрения качества.

Таким образом, американские католики являются примером устойчивого религиозного меньшинства в религиозной системе США, и их влияние на политическую и социальную жизнь страны может быть рассмотрена с этой перспективы.

Библиографический список

1. Дехканов С.А. Международно-правовые критерии меньшинств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. - 2010. - №3. - С. 122-131.

2. Катько Н.С. Критерии определения меньшинства // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2001. - № 2. - С. 35-38.

3. Мухаметзянова-дуггал Р.М. Религиозные меньшинства России: теоретико-правовой и социальный аспекты // Вестник Башкирск. ун-та. - 2010. - №3. - С. 776-780.

4. Пунжин С.М. Проблема защиты прав меньшинств в международном праве / С.М. Пунжин // Государство и право. - 1992. - № 8. - С. 123-126.

5. Руткевич Е.Д. Влияние иммигрантских религий на характер религиозного плюрализма в США и западной Европе // Социологический журнал. - 2019. - №2. - С. 8-32.

6. Стецкевич М.С. Религиозный фактор в современной политической жизни США // Управленческое консультирование. - 2010. - №3. - С. 47-58.

7. Catholics. Religious Landscape Study // Pew Research Center. 2014. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pewresearch.org/religion/religious-landscape-study/religious-tradition/catholic/.

8. Diocese of Reno Directory 2016-2017 / Diocese of Reno. - 2017. - 78 p. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://renodiocese.org/documents/2016/9/2016%202017%20directory.pdf.

9. Modeling the Future of Religion in America // Pew Research Center. - 2022. - 7 p. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pewresearch.org/religion/2022/09/13/modeling-the-future-of-religion-in-america/.

10. Religious Landscape Study // Pew Research Center. 2014. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.pewresearch.org/religion/religious-landscape-study/

11. Schaefer R.T. Minorities // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). - 2015. - P. 569-574.

12. Smith G.A. About Three-in-Ten U.S. Adults Are Now Religiously Unaffiliated // Pew Research Center. 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pewresearch.org/religion/2021/12/14/about-three-in-ten-u-s-adults-are-now-religiously-unaffiliated/.

13. The Bill of Rights: A Transcription / National Archives. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.archives.gov/founding-docs/bill-of-rights-transcript.

14. U.S. Religious Landscape Survey: Religious Affiliation // Pew Research Center. 2008. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pewresearch.org/religion/2008/02/01/u-s-religious-landscape-survey-religious-affiliation/.

15. Warner S.R. Work in Progress toward a new paradigm for the Sociological Study of Religion in the United States // American Journal of Sociology. - 1993. - № 98 (5). - P. 1044-1093.

AMERICAN CATHOLICS AS A RELIGIOUS MINORITY

D.S. Bogdanov, Bachelor Far Eastern Federal University (Russia, Vladivostok)

Abstract. The article focuses on American Catholics. Its purpose is to study the position of the Catholic population of the United States as a religious minority in American society, which exhibits a high level of religious heterogeneity, and also makes it possible to identify religious groups and study their position in the model of American religious pluralism. The study reveals the content of the concept of "religious minority" and its manifestations in American demography, and also examines the quantitative and qualitative characteristics of the Catholic population of the United States. Descriptive and comparative methods are used to identify the demographic characteristics of American society and the Catholic population.

Keywords: religious minority, religious demographics, Catholics, USA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.