Научная статья на тему 'Американские индейцы и их союзники: борьба населения сша против строительства нефтепровода Дакота Эксесс'

Американские индейцы и их союзники: борьба населения сша против строительства нефтепровода Дакота Эксесс Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
338
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРАВО ИНДЕЙЦЕВ США / ТРУБОПРОВОД ДАКОТА ЭКСЕСС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Победаш Дмитрий Иванович, Искендарова Дениз Назимовна

Авторы рассматривают борьбу населения США против строительства нефтепровода Дакота Эксесс в 2014-2017 гг. В противостоянии крупным корпорациям, непосредственно связанным с правительством США, сложился союз индейцев различных племен, экологов, ветеранов вооруженных сил США. В судебной тяжбе со строившим нефтепровод Инженерным корпусом армии США индейцы ссылались на договоры, заключенные между правительством США и племенами, как суверенными нациями и отдававшими спорные территории племенам сиу. В своем решении суд упоминал важность этих договоров, но принял решение, исходя из посылки, что эти земли принадлежат частным владельцам. Наряду с подачей иска, индейцы развернули постоянный лагерь для протестующих против нефтепровода. Законные мирные протесты индейцев жестко подавлялись. Движение, начинавшееся как борьба индейцев резервации племени сиу Стэндинг Рок против одной стройплощадки, превратилось в многотысячный долговременный протест, объединивший различные группы населения США и получивший глобальный отклик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN INDIANS AND THEIR ALLIES: STRUGGLE OF U.S. POPULATION AGAINST DAKOTA ACCESS PIPELINE CONSTRUCTION

The authors analyze struggle of Americans against Dakota Access pipeline in 2014-2017. The confrontation with large corporations connected with the US government resulted in an alliance that included several American Indian tribes, environmentalists and veterans. During their litigation with the US Army Corps of Engineers that builds the pipeline, American Indians referred to the treaties between the US government and sovereign tribes. The treaties gave the lands in question to Sioux tribes. The court mentioned importance of the treaties in its decision, but passed its verdict on the premise that those lands are private property. Apart from the litigation, American Indians set up a permanent camp to protest against the pipeline. Lawful peaceful protests were brutally suppressed. The movement that started as Standing Rock Sioux struggle against one site turned into a long-term protest that involved thousands of people from different social groups and had global repercussions.

Текст научной работы на тему «Американские индейцы и их союзники: борьба населения сша против строительства нефтепровода Дакота Эксесс»

07.00.15

ИСТОРИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

АМЕРИКАНСКИЕ ИНДЕЙЦЫ И ИХ СОЮЗНИКИ: БОРЬБА НАСЕЛЕНИЯ США ПРОТИВ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПРОВОДА ДАКОТА ЭКСЕСС

Победаш Дмитрий Иванович, кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации на иностранных языках Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, почетный гражданин штата Небраска. Екатеринбург, Российская Федерация. E-mail: Dmitry.Pobedash@urfu.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1340-2637 Scopus Author ID: 57191176616 Web of Science Researcher ID: C-5368-2013

Искендарова Дениз Назимовна, студентка магистратуры международных исследований Венской дипломатической академии. Вена, Австрия. E-mail: iskendarovadeniz@gmail.com

Аннотация. Авторы рассматривают борьбу населения США против строительства нефтепровода Дакота Эксесс в 20142017 гг. В противостоянии крупным корпорациям, непосредственно связанным с правительством США, сложился союз индейцев различных племен, экологов, ветеранов вооруженных сил США. В судебной тяжбе со строившим нефтепровод Инженерным корпусом армии США индейцы ссылались на договоры, заключенные между правительством США и племенами, как суверенными нациями и отдававшими спорные территории племенам сиу. В своем решении суд упоминал важность этих договоров, но принял решение, исходя из посылки, что эти земли принадлежат частным владельцам. Наряду с подачей иска, индейцы развернули постоянный лагерь для протестующих против нефтепровода. Законные мирные протесты индейцев жестко подавлялись. Движение, начинавшееся как борьба индейцев резервации племени сиу Стэндинг Рок против одной стройплощадки, превратилось в многотысячный долговременный протест, объединивший различные группы населения США и получивший глобальный отклик.

Ключевые слова: США, коренные народы, экологическое движение, право индейцев США, трубопровод Дакота Эксесс.

В современной борьбе коренного населения США за свои права заметную роль играют индейцы, принадлежащие к группе племен сиу. Одним из наиболее ярких эпизодов в этой борьбе стал конфликт вокруг строительства магистрального нефтепровода Дакота Эксесс (Dakota Access Pipeline, DAPL). Получивший глобальный отклик конфликт стал еще одной иллюстрацией процесса становления коренных народов в качестве акторов международных отношений [1]. По мнению репортера «Гардиан» Сэма Левина, протесты коренных американцев против DAPL объединили борцов за права коренных народов и активистов экологических движений в международном масштабе [20]. ЛаДонна Брейв Булл Аллард из племени сиу Стэндинг Рок, основавшая лагерь протестующих против строительства DAPL, считает, что можно говорить о появлении мирового экологического движения коренных народов, в котором участвуют «саамы Норвегии и Швеции, монголы Китая и России, австралийские аборигены, многие африканские народы, аборигены Индии, маори Новой Зеландии» [37]. Под давлением экологов крупнейшая банковская группа Италии, Интеза Санпа-

оло, инвестировавшая в проект DAPL 120 млн долл. США, была вынуждена публично оправдываться [16]. Еще один иностранный спонсор DAPL, один из самых крупных в Норвегии пенсионных фондов Kommunal Landspensjonskasse, прекратил финансирование строительства трубопровода Dakota Access в размере 58 млн. долл. США. Причина тому - позиция саамского парламента в Норвегии, защищающего интересы коренных народов [35].

Проект строительства трубопровода DAPL был предложен в июне 2014 г. Трубопровод протяженностью 1172 мили предназначался для транспортировки сырой нефти от нефтяных месторождений Баккен около г. Стэнли в штате Северная Дакота на нефтеперерабатывающее предприятие в г. Патока в штате Иллинойс. Пропускная способность нефтепровода вначале предполагалась до 470 тыс. баррелей сырой нефти в день, а затем до 570 тыс. баррелей в день [7], что составляет от 75 до 90 тыс. кубометров в день соответственно. Сторонники строительства трубопровода указывали, что проект DAPL создаст от 8000 до 12 000 новых рабочих мест и поспособствует увеличению налоговых поступлений;

с политической же точки зрения, трубопровод снизит зависимость США от поставок энергоресурсов из нестабильных регионов мира [30].

Часть трубопровода должна была пройти под водохранилищем Оахе, у которого расположены индейские резервации племени сиу Стэндинг Рок и племени сиу Шайенн Ривер. Неизбежные при работе нефтепровода утечки нефти могли загрязнить воду в единственном источнике водоснабжения этих резерваций - реке Миссури и водохранилище Оахе.

Сразу после обнародования планов о строительстве трубопровода в 2014 г. Дэвид Аршамбо, председатель племенного совета племени сиу Стэндинг Рок, заявил, что в первом проекте планируемого нефтепровода даже не упоминалось племя сиу Стэндинг Рок, хотя маршрут прокладывался через земли племени, а федеральные законы требуют, чтобы Инженерный Корпус Армии США консультировался с племенами перед проведением подобных работ [2]. Кроме того, Вики Грана-до, представитель начинавшей строительство компании с ограниченной ответственностью Дакота Эксесс, в сентябре 2014 г. достаточно подробно разъясняла, как компания будет согласовывать строительство с землевладельцами, через участки которых пройдет трубопровод [18]. При этом она указывала необходимость получения согласия у землевладельцев в штатах Северная и Южная Дакота, Айова, Иллинойс, но не упоминала землю, находящуюся в коллективной собственности индейских племен.

По мнению представителей компании Дакота Эк-сесс, маршрут трубопровода не проходил непосредственно по индейским землям, однако компания провела оценку возможного воздействия строительства на состояние окружающей среды, флору, фауну, объекты исторического и культурного наследия и инициировала письменные консультации с представителями 21 племени, в том числе, с племенем сиу Стэндинг Рок. Кроме того, представители компании неоднократно пытались провести встречи с лидерами племени Стэндинг Рок.

Эти - технически верные - утверждения и действия воспринимаются индейцами как юридические уловки. Так, минимальное расстояние от трубопровода до земель племени Стэндинг Рок составляет всего около 150 м, то есть, любая утечка нефтепродуктов неизбежно повлияет на владения племени [9]. Упоминавшиеся же выше письменные консультации, а также многочисленные попытки организовать встречи между представителями племени Стэндинг Рок, компании Дакота Эксесс и Инженерным Корпусом Армии США не имели успеха. При этом, по мнению председателя племенного совета Дэвида Аршамбо, Дакота Эксесс и Инженерный Корпус не вели «активный и уважительный диалог до того, как принимать решения и начинать действовать» [22]. Подобные утверждения достаточно характерны для представителей коренных народов, пытающихся оспаривать строительство федеральными агентствами объектов, которые могут представлять угрозу для использования племенем своих земельных или водных ресурсов. Так, Фонд защиты прав коренных американцев в ноябре 2016 г. представил в Бюро по делам индейцев свои рекомендации о проведении консультаций с племенами при строительстве инфраструктурных объектов федерального значения. В доку-

менте утверждается, что Инженерный Корпус Армии США не ведет с индейскими племенами консультаций по существу вопроса, ограничивается формальными встречами, которые зачастую проводятся уже после принятия решений о строительстве тех или иных инфраструктурных объектов [26].

Компании, планирующие строительство федеральных инфраструктурных объектов - дорог, нефте-и газопроводов - обязаны проводить консультации с племенами, чтобы избежать разрушения значимых исторических и культурных памятников. Примечательно, что соответствующий закон о защите объектов культурного наследия на федеральном уровне был принят в 1966 г., а поправка, признававшая право племен участвовать в определении таких объектов была принята только в 1992 г.

Выполняя требования закона, 22 июля 2015 г. Инженерный Корпус Армии США разослал информационные письма племенам с предложением провести консультации. От племени Стэндинг Рок официальный ответ на это письмо 21 августа 2015 г. прислала Ваште Вин Янг, директор отдела сохранения культурного наследия племени сиу Стэндинг Рок. Свою позицию Вин Янг также зафиксировала в письменных показаниях под присягой, которые представил Комиссии по вопросам деятельности коммунальных служб штата Южная Дакота 14 августа 2015 г. по делу о запросе компанией Дакота Эксесс разрешения на строительство трубопровода DAPL. В своих показаниях Вин Янг утверждала, что Инженерный корпус армии США не проводил формальных консультаций с племенем сиу Стэндинг Рок, несмотря на посланный ранее племенем запрос о необходимости таких консультаций. Кроме того, она заявила, что в рассмотрении значимости объектов культурного наследия принимали участие люди, компетентность которых не подтверждена, что лица, не принадлежащие ко входящим в группу племен сиу народам лакота и дакота, не могут оценить значимость для этих народов тех или иных мест, что представители племен не привлекались к рассмотрению и оценке таких мест [47].

В письме Ферну Свенсону, заместителю директора отдела защиты исторического наследия штата Южная Дакота, старший археолог Инженерного Корпуса Армии США Ричард Арнуа утверждал, что в ходе проведенных консультаций и совместных инспекционных поездок археологов Инженерного Корпуса и представителей служб защиты объектов культурного наследия штата Южная Дакота и племени Стэндинг Рок в сентябре 2015 г. было установлено: на рассматриваемых территориях нет никаких культурных материалов, нуждающихся в защите, все комментарии и вопросы со стороны органов штата Южная Дакота полностью разрешены, а объекты, упоминающиеся племенем Стэндинг Рок, находятся за пределами территорий, затрагиваемых строительством [12].

Федеральные ведомства, а также службы штата Южная Дакота не оспорили утверждения Инженерного корпуса армии США о том, что строительство нефтепровода не нанесет вреда историческим местам и уже 25 июля 2016 г. Инженерный корпус одобрил проект строительства трубопровода Dakota Access с пересечением водохранилища Оахе [25].

В конечном итоге, позиции сторон можно обозначить следующим образом: Инженерный корпус и компания Дакота Эксесс считали, что организовали и провели все необходимые консультации со всеми заинтересованными сторонами, что на территории планируемого строительства отсутствуют объекты исторического и культурного наследия, что строительство не принесет ущерба окружающей среде. В свою очередь, представители племени сиу Стэндинг Рок утверждали, что полноценные консультации с полноправным участием племени не проводились, а решения по оценке объектов культурного наследия народа лакота принимались без учета их мнения.

Индейцы пытались отстоять свою правоту, обратившись в суд [40]. 9 сентября 2016 г. Окружной суд федерального округа Колумбия принял решение по делу «Племя сиу Стэндинг Рок против Инженерного корпуса армии США», постановив, что Инженерный корпус провел требуемые консультации, а племя не продемонстрировало, что строительство DAPL нанесет какой-либо ущерб интересам индейцев [39].

Департамент юстиции, Департамент армии и Департамент внутренних дел выпустили совместное заявление о приостановке строительства Инженерным корпусом трубопровода через прилегающие к водохранилищу Оахе территории. В заявлении признается необходимость проведения дополнительных консультаций с правительствами заинтересованных племен. Кроме того, в заявлении содержался призыв к компании Дакота Эксесс также добровольно приостановить строительство прилегающих к спорным территориям участков трубопровода до проведения консультаций с племенами [17].

Дэвид Аршамбо, председатель племенного совета сиу Стэндинг Рок, следующим образом отозвался о строительстве инфраструктурных объектов в США: «Когда на федеральном уровне принимаются решения, то интересы частных компаний и не-индейцев рассматриваются как жизненно важные, тогда как интересы племен и индейцев признаются только на словах, либо полностью игнорируются» [5]. Примечательно, что в качестве демонстрации того, что интересы племени сиу Стэндинг Рок полностью игнорируются, Аршамбо утверждает, что в плане строительства трубопровода не упоминается пересечение им традиционных земель племени, отведенных индейцам по договору, заключенному в форте Ларами в 1868 г. Сиу постоянно ссылаются на этот договор, требуя его соблюдения, тогда как частные компании и Инженерный корпус полностью его игнорируют, не давая даже каких-либо комментариев. Их пренебрежение условиями договора понятно, поскольку практически сразу после заключения договора он нарушался обеими сторонами, затем в 1871 г. Конгресс запретил заключение договоров с племенами, а к 1877 г. проголосовал за изъятие у индейцев сиу значительной части территорий, указанных в договоре 1868 г. По решению Верховного Суда в 1980 г. это решение было признано незаконным, но вернуть земли теперь невозможно, поэтому индейцам сиу присудили денежное возмещение, которое они отказываются принимать.

С момента принятия этого решения в 1980 г. и по настоящее время, федеральные органы США, с одной стороны, не опровергают законность требова-

ний индейцев сиу соблюдать условия договора 1868 г., а с другой стороны, даже не рассматривают в своих решениях и действиях какие-либо варианты возвращения отобранных у сиу территорий. Так, в упоминавшемся выше решении Окружного суда от 9 сентября 2016 г. судья Джеймс Боасберг отмечает, что осознание несправедливостей, совершенных по отношению к индейцам на протяжении веков, стимулировало суд крайне тщательно анализировать аргументы сиу. Тем не менее, на 58 страницах судебного решения ни разу не упоминается ни договор 1868 г., ни оговоренные им территории [40].

В поисках поддержки индейцы обращались и в ООН. В октябре 2016 г. Дэвид Аршамбо пригласил члена Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, Эдварда Джона, который провел 29-31 октября в лагере протестующих. Видный юрист и вождь племени канадских индейцев Эдвард Джон по результатам поездки написал доклад, в котором излагались многочисленные нарушения прав человека в обращении с протестующими и потенциальные угрозы окружающей среде от трубопровода. Кроме того, Э. Джон отметил, что правоохранительные органы штата считают, что защищают права владельцев частных землевладений, тогда как индейцы сиу утверждают, что эти земли их племя не уступало. Сам Э. Джон полагает, что эти земли должны принадлежать сиу, тогда как власти штата откровенно встали на сторону нефтяников, а правительство США практически игнорирует данный конфликт [32].

После посещения Эдварда Джона, Председатель Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов Альваро Поп Ак опубликовал заявление, в котором вновь было отмечено самоустранение федеральных властей США [43].

Не ограничиваясь обращениями в судебные инстанции США и международные организации, индейцы установили лагерь на реке Кэннонболл и стали проводить демонстрации протеста против трубопровода DAPL рядом со строительной площадкой к северу от резервации Стэндинг Рок около водохранилища Оахе.

Именно на этой территории, невзирая на призыв Департамента юстиции, Департамента армии и Департамента внутренних дел США добровольно приостановить строительство трубопровода, компания Энерджи Трансфер Партнерс, дочерним предприятием которой была Дакота Эксесс, развернула строительные работы. Для охраны своих объектов компания Дакота Эксесс наняла созданную ветеранами спецслужб США частную компанию ТайгерСвон, занимавшуюся до этого обслуживанием операций США в Афганистане, Ираке и обеспечением безопасности на Олимпиаде-2014 в Сочи. По мере того, как число протестующих росло - организатор Священного Камня, первого лагеря индейских активистов, Ла Донна Брэйв Булл Аллард считает, что на пике протестов оно достигло 15 тысяч [36] - к охране строителей трубопровода подключились ФБР, Целевая группа по борьбе с терроризмом, местная полиция, около десятка частных охранных компаний [8].

Кроме того, губернатор Южной Дакоты Джек Далримпл приказал использовать для поддержки местной полиции Национальную гвардию штата с заявленной целью - обеспечить безопасность населения [11].

Точку зрения индейцев на действия правоохранителей выразила участвовавшая в протестах Ваште Вин Янг, директор отдела сохранения культурного наследия племени сиу Стэндинг Рок. По ее словам, представители правоохранительных органов использовали водометы, слезоточивый газ, резиновые пули в том числе против мирных демонстрантов, медиков, молящихся. Она утверждает, что протестующим наносили угрожавшие их жизни травмы [48].

Противостояние стало столь ожесточенным, что двадцать три члена Конгресса США 14 ноября 2016 г. обратились с письмом к Президенту Б. Обаме, заявляя, что их «шокирует все более агрессивная тактика», используемая правоохранительными органами против мирных демонстраций защитников окружающей среды. Конгрессмены настаивали, что только остановка строительства трубопровода, пересекающего водохранилище Оахе может предотвратить дальнейшее разрастание серьезного конфликта [14].

К индейцам-сиу, составлявшим подавляющее большинство протестующих против DAPL, присоединялись и другие группы населения США, в первую очередь -защитники окружающей среды. Уже в октябре 2014 г. экологические активисты штата Айова передали губернатору данного штата Терри Бранстаду петицию, которую подписали 2300 человек, с просьбой остановить строительство трубопровода. Экологическое движение стало серьезной силой, противостоящей нефтедобывающим компаниям. В разгоравшейся еще с 2011 г. борьбе против строительства нефтепровода Кистоун Эксел, также проходившего через Южную Дакоту, экологи были настолько активны, что 6 ноября 2015 г. президент Б. Оба-ма объявил об отказе от строительства нефтепровода Кистоун [19]. Не собираясь почивать на лаврах, американские экологи только усилили свою борьбу против добычи углеводородных видов топлива на территории США [49].

Нефтяники не могли игнорировать данную угрозу своим интересам. В ноябре 2015 г. компания Дакота Эксесс представила в Инженерный корпус армии США экспертные оценки возможных последствий строительства и работы трубопровода для водоохранных зон, через которые он должен пройти и которые находятся в федеральной собственности, либо принадлежат частным лицам, но будут использованы в рамках земельного сервитута [7]. В декабре 2015 г. компания также направила в Федеральную Службу США по рыбным и животным ресурсам доклад, содержащий оценки того, как проектируемый трубопровод может повлиять на состояние окружающей среды [6]. В обоих этих документах подробно рассматриваются вопросы предотвращения загрязнения различных типов территорий, видов животных, птиц и растений. В отношении же интересов индейцев, только в первом документе одной строчкой упоминается планируемая консультация с агентом Бюро по делам индейцев, отвечающим за резервацию Стэндинг Рок [7].

В протестном движении, помимо индейцев племени сиу и экологов, приняли участие и фермеры, недовольные возможным ущербом природе, а также тем, что строительство трубопровода нанесет непоправимый вред дренажным трубам, необходимым фермерам для полива полей [31].

Наряду с фермерами строительству трубопровода DAPL под озером Оахе противостояли также промысловые рыбаки, поскольку выброс нефти в озеро мог бы нанести серьезный ущерб рыбным ресурсам озера [45]. К тому же, утечка нефти в озере Оахе может далее загрязнить реку Миссури. Эта река служит единственным источником водоснабжения для 8000 человек, проживающих в индейской резервации сиу Шайенн Ривер недалеко от озера Оахе. Индейцы этой резервации также приняли участие в протестном движении [13].

Активное участие в протестном движении приняли ветераны вооруженных сил США. Представляется возможным предположить, что участие ветеранов в данном конфликте определяется, как минимум, причинами. Во-первых, ветераны из числа индейцев сиу получают внутри племени как высокий социальный статус воина, так и традиционно соответствующую этому статусу обязанность защищать свой народ и свои земли. Во-вторых, сейчас в американском обществе остро чувствуется растущая социальная напряженность в связи с положением ветеранов. С одной стороны, редкая политическая речь обходится без ставшего практически ритуальным восхваления «наших мужчин и женщин в форме». С другой, очевидны крайне серьезные проблемы здравоохранения, социального обеспечения и социальной адаптации ветеранов, возвращающихся в США после участия в военных действиях. Впрочем, данная тема заслуживает отдельного анализа.

В ноябре 2016 г. группа ветеранов вооруженных сил США сформировалась для участия в ненасильственном вмешательстве для защиты демонстрантов от того, что группа назвала «нападением и запугиванием со стороны милитаризованных полицейских сил». 2000 ветеранов указали, что они собираются в резервации Стэндинг Рок, чтобы служить «живым щитом» для протестующих. Организаторами этих действий стали ветераны Майкл А. Вуд-младший и Уэс Кларк-младший, сын бывшего Верховного командования НАТО и кандидата в президенты в 2004 г. Уэсли Кларка [34].

24 января 2017 г. новый президент США Дональд Трамп подписал исполнительный указ о перезапуске проектов Дакота Эксес и Кистоун Эксел. Упоминавшийся выше Кистоун Эксел - нефтепровод, пролегающий через американские штаты Северная и Южная Дакота, Небраска, Канзас, Оклахома и Техас, строительство которого было приостановлено ранее указом Б. Оба-мы в связи требованиями экологов, администрации штата Небраска, членов Конгресса и различных групп населения [41]. Подобное развитие событий вполне естественно, поскольку Трамп вкладывал свои капиталы в компанию Энерджи Трансфер Партнерс, а руководство последней, в свою очередь, выделяло деньги на президентскую кампанию Трампа [24].

После приказа Дональда Трампа о возобновлении строительства, ветераны США снова сформировали «человеческий щит» для защиты демонстрантов, выступающих против трубопровода Дакота Эксес [29].

В июне 2017 г. трубопровод заработал на полную мощность, протесты против него непосредственно на прилежащей территории прекратились, но борьба между нефтяниками с одной стороны, экологами и индейцами с другой, продолжилась. При этом среди индейцев сиу уже не было единства и подъема, с какими

они выступали против DAPL в 2016 г. Ярый противник DAPL Дэвид Аршамбо осенью 2017 г. проиграл перевыборы в племенной совет сиу Стэндинг Рок, а новые лидеры вместо продолжения борьбы пообещали сфокусироваться на экономическом возрождении резервации [28]. Новый племенной совет обратился в Бюро по делам индейцев с просьбой об оказании поддержки в обеспечении правопорядка при закрытии лагеря протестующих. Губернатор штата Южная Дакота, новое руководство племени Стэндинг Рок и местная полиция объединили усилия в удалении лагеря протестующих против строительства DAPL [42].

Правительство США и местные власти продолжают преследовать активистов протестного движения. Департамент юстиции США выдвинул обвинения против шести человек, штат Южная Дакота - против более восьмисот [21]. При этом сроки тюремного заключения по предъявляемым обвинениям могут достигать десятков лет.

Компания Энерджи Трансфер Партнерс, владеющая DAPL, подала в суд на Гринпис Интернешнл и другие экологические группы, обвинив их в разжигании эко-терроризма. По мнению Анни Леонард, исполнительного директора американского отделения Гринпис, этот иск стал типичным примером стратегического судебного дела против общественного участия, попыткой криминализировать справедливый и законный протест. При этом, термин «экотерроризм» сознательно применяется, чтобы очернить использование активистами своего конституционного права свободы слова [10]. Интересно, что в данном деле иск Энерджи Трансфер Партнерс ведет юридическая компания Kasowitz, Benson, Torres & Friedman. Эта фирма известна тем, что часто представляла интересы Дональда Трампа, а ее руководитель Марк Касовиц всегда был для Трампа «тем парнем, к которому обращаешься для решения сложных, запутанных юридических проблем» [46].

Борьба индейцев и экологов против крупной корпорации не остается исключительно внутренним американским делом. Как отмечалось выше, индейцы обращаются за помощью в международные организации, а экологи объединяются в глобальные сети. Весьма любопытный международный аспект в противостоянии нефтяников и их противников нашли и федеральные органы США.

Так, например, конгрессмен-республиканец из штата Техас, Председатель Комитета Конгресса США по науке, космосу и технологии Ламар Смит представил в июле 2017 г. докладную записку, в которой безапелляционно заявил: «ясно, что Россия финансирует экологические группы в США с целью подорвать нашу нефтегазовую отрасль. Они разработали хитроумную схему перевода денег через подставные компании на Бермудах. Эта схема, вероятно нарушает американские законы и точно подрывает энергетический рынок США» [37].

В марте 2018 г. тот же Л. Смит утверждал: «Агенты России создают и распространяют пропаганду на американских платформах социальных медиа с очевидной целью повлиять на энергетический рынок США. Агенты России пытаются манипулировать мнением американцев о нефтепроводах, углеводородных видах топлива, добыче сланцевого газа, изменении климата.

Американцы должны знать, что то, что они видят в социальных сетях - плод усилий иностранной державы, стремящейся подорвать нашу внутреннюю энергетическую политику» [38].

В целом доклад Комитета Конгресса США по науке, космосу и технологии резюмирует, что нефтепроводы Дакота Эксесс и Кистоун, а также другие объекты энергетической инфраструктуры США стали главной целью российских агентов. Примечательно, что российские пользователи социальных сетей могут приводить аргументы в пользу строительства этих нефтепроводов. В этом случае Кремль, по мнению авторов докладной записки, стремится использовать неприязнь к экологам, чтобы посеять раздор в американском обществе [23]. Даже британский медиа-сайт «Гардиан», который трудно заподозрить в пророссийских симпатиях, признает, что докладная записка приводит весьма скудные доказательства российского манипулирования мнением американцев в социальных сетях [33].

Вряд ли имеет смысл комментировать весомость вклада «российских агентов» в развитие ситуации вокруг нефтепровода DAPL. Данный вопрос не имеет отношения к борьбе отдельных групп населения США против деятельности нефтяных компаний, а связан, скорее, с межпартийной политической борьбой на федеральном уровне.

Итак, трубопроводы Кистоун и Дакота Эксес работают, лагеря протестующих нет уже более года - может сложиться впечатление, что нефтяники одержали полную победу, а индейцы и экологи потерпели полное и окончательное поражение в обоих случаях. Тем не менее, борьба продолжается, как на местном и федеральном, так и на глобальном уровнях.

В США существуют три типа суверенных субъектов права: федеральные, на уровне штата и племенные. При этом правительства племен обладают особым суверенитетом, формально так и не инкорпорированным в конституционный строй США. Занимающиеся «индейским правом» американские юристы отмечают, что суды США стремятся преодолеть данное исключительное положение племен и ввести их в общую структуру конституционного строя США, пытаясь трактовать вовлеченных в судебные процессы индейцев как индивидов [15].

В ситуации вокруг DAPL на федеральном уровне и на уровне штата индейских активистов преследуют как индивидов, не принимая в расчет правосубъектность племени. При рассмотрении же исков племен суды встают на защиту интересов частных землевладельцев, тем самым фактически признавая ничтожными основополагающие договоры, заключенные с племенами, которые считаются суверенными, но зависимыми нациями.

Считая сложившееся положение дел «фундаментально порочным и несправедливым» [27], индейцы продолжают бороться за свои права различными способами, опираясь как на собственные традиции, так и на «правила игры», принесенные белыми колонизаторами.

Индейцы все чаще становятся юристами, политиками, участвуют в работе ООН, других международных организаций. Широко распространяются и приобретают популярность традиционные верования и практики,

причем их распространение идет среди всего коренного населения США, не ограничиваясь рамками одного племени. Растет ощущение общей индейской идентичности среди представителей различных племен. К серьезному изменению политического ландшафта США может привести осознание своей связи с коренными народами испаноязычных американцев. Индейцы все более активно отстаивают свои интересы совместно с другими группами населения США, обращаются в международные организации. Как выразился вождь группы племен сиу Арвол Смотрящий Конь, события в резервации Стэндинг Рок положили начало мирному международному движению за защиту водных ресурсов по всей Земле [4]. Впрочем, пока из практических результатов работы этого движения можно упомянуть, пожалуй, создание Декларации Найзул, связавшей воедино борьбу за права коренных народов и защиту окружающей среды [44].

В целом, рост экологического движения в мире и в США и укрепляющиеся связи с ним индейцев ведут к усилению политических позиций защитников как окружающей среды, так и прав коренных народов и позволяют испытывать определенный оптимизм по поводу перспектив борьбы индейцев США за свои права.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ / LIST OF REFERENCES

1. Победаш Д.И. Индейцы Соединенных Штатов как акторы международных отношений [Pobedash D.I. Indians of the United States as actors of international relations // Electronic Supplement to the Russian Law Journal] // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. № 3, 2014. URL: https://electronic.ruzh.org/?q=ru/system/ files/1.%20%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0 %B0%D1%88.pdf (дата обращения: 18.04.2019).

2. Archambault D. Taking a Stand at Standing Rock // The New York Times. 2016. August 24. URL: https://www.nytimes. com/2016/08/25/opinion/taking-a-stand-at-standing-rock. html (дата обращения: 17.01.2018).

3. Army takes action on Dakota Access Pipeline // The Federalist Papers. U.S. News. 2017. February 10. URL: https://thefeder-alistpapers.org/us/army-takes-action-on-dakota-access-pipe-line (дата обращения: 03.08.2017).

4. Chief Arvol Looking Horse. Standing Rock is everywhere: one year later // The Guardian. 2018. February 22. URL: https:// www.theguardian.com/environment/climate-consensus-97-per-cent/2018/feb/22/standing-rock-is-everywhere-one-year-later (дата обращения: 03.03.2018).

5. Comments of Chairman Dave Archambault, II, Standing Rock Sioux Tribe on Federal Consultation with Tribes on Infrastructure Decision Making // U.S. Department of the Interior. Indian Affairs. 2016. November 22. URL: https://www.bia.gov/sites/ bia.gov/files/assets/as-ia/raca/pdf/idc2-055454.pdf (дата обращения: 08.04.2018).

6. Dakota Access, LLC. U.S. Fish and Wildlife Service. Environmental Assessment: Grassland and Wetland Easement Crossings // U.S. Fish & Wildlife Services. 2015. December. URL: https://www.fws.gov/uploadedFiles/DAPL%20Ease-ments%20Draft%20EA%20%2012.17.15.pdf (дата обращения: 22.01.2018).

7. Draft of Environmental Assessment of Dakota Access Pipeline Project Crossings of Flowage Easements and Federal Lands Prepared for U.S. Army Corps of Engineers - Omaha District // U.S. House of Representatives. Document Repository. 2015. November. URL: http://docs.house.gov/meetings/IF/ IF03/20170215/105567/HHRG-115-IF03-20170215-SD036.pdf (дата обращения: 30.01.2018).

8. Eco-terrorism prompted Dakota Access Pipeline to hire security firms to assist law enforcement at Standing Rock protest

site // American Security News. 2017. March 24. URL: https:// americansecuritynews.com/stories/511412336-eco-terror-ism-prompted-dakota-access-pipeline-to-hire-security-firms-to-assist-law-enforcement-at-standing-rock-protest-site (дата обращения: 22.01.2018).

9. Freeman M. Standing Rock 2017 and the Dakota Access Pipeline (DAPL): The Fight is Not Over // Global Research. 2017. January 07. URL: http://www.globalresearch.ca/standing-rock-2017-and-the-dakota-access-pipeline-dapl-the-fight-is-not-over/5566609 (дата обращения: 22.01.2018).

10. Greenpeace & Indigenous Water Protectors Respond to Lawsuit Accusing DAPL Activists of Eco-Terrorism // Democracy Now! 2017. September. URL: https://www.democracynow. org/2017/9/1/greenpeace_indigenous_water_protectors_re-spond_to (дата обращения: 22.01.2018).

11. Grueskin C., Emerson B. North Dakota National Guard to provide backup to law enforcement // Bismarck Tribune. 2016. September 08. URL: https://bismarcktribune.com/news/ state-and-regional/north-dakota-national-guard-to-provide-backup-to-law-enforcement/article_57090461-12d0-5376-bf6b-041a4511ce4f.html (дата обращения: 22.01.2018).

12. Harnois R.D. Letter to F. Swenson // Department of the Army. Corps of Engineers. Oahe Project. 2016. April 22. P. 8-9. URL: https://www.documentcloud.org/documents/3463182-Exhibit-29-Letter-April222016.html (дата обращения: 22.01.2018).

13. Heim J. Showdown over oil pipeline becomes a national movement for Native Americans // The Washington Post. 2016. September 7. URL: https://www.washingtonpost.com/nation-al/showdown-over-oil-pipeline-becomes-a-national-move-ment-for-native-americans/2016/09/06/ea0cb042-7167-11e6-8533-6b0b0ded0253_story.html?utm_term=.d259607161e2 (дата обращения: 12.05.2018).

14. Huffman J., Grijalva R. et al. Letter to President Obama / Congressman Raul M. Grijalva. Official website. 2016. November 14. URL: https://grijalva.house.gov/uploads/2016_11_15DAPL.pdf (дата обращения: 22.01.2018).

15. Indian Law Handbook. Second edition. Federal Law Enforcement Training Centers. Office of Chief Counsel, Artesia Legal Division. Artesia, NM. 2017. March. 278 р.

16. Intesa Sanpaolo and the Dakota Access Pipeline Financing. // Intesa Sanpaolo Group. 2017. May. URL: https://www. group.intesasanpaolo.com/scriptIsir0/si09/contentData/view/ DAPL_052017_EN.pdf?id=CNT-05-00000004D915B&ct=appli-cation/pdf (дата обращения: 22.01.2018).

17. Joint Statement from the Department of Justice, the Department of the Army and the Department of the Interior Regarding Standing Rock Sioux Tribe v. U.S. Army Corps of Engineers // The United States Department of Justice. Office of Public Affairs. 2016. September 9. URL: https:// www.justice.gov/opa/pr/joint-statement-department-justice-department-army-and-department-interior-regarding-stand-ing (дата обращения: 22.01.2018).

18. Keenan Ch. Texas energy company releases more details on pipeline. More discussions to come: utilities officials // The Gazette. 2014. October 1. URL: https://www.thegazette. com/subject/news/texas-energy-company-releases-more-details-on-pipeline-20141001 (дата обращения: 17.07.2018).

19. Korte G., Jackson D. Obama administration rejects Keystone pipeline // USA Today. 2015. November 6. URL: https:// www.usatoday.com/story/news/politics/2015/11/06/obama-reject-keystone-pipeline/75293270/ (дата обращения: 22.01.2018).

20. Levin S. Dakota Access pipeline: the who, what and why of the Standing Rock protests //The Guardian. 2016. November 3. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2016/ nov/03/north-dakota-access-oil-pipeline-protests-explainer (дата обращения: 17.07.2018).

21. Levin S. "He's a political prisoner": Standing Rock activists face years in jail // The Guardian. 2018. June 22. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2018/jun/22/stand-ing-rock-jailed-activists-water-protectors (дата обращения: 22.01.2018).

22. Lynn D. Everything You Need to Know about Standing Rock // The Little London Show. 2016. November 1. URL: https://the-littlelondonshow.com/2016/11/01/everything-you-need-to-know-about-standing-rock/ (дата обращения: 22.01.2018).

23. Majority Staff Report. United States House of Representatives Committee on Science, Space, & Technology. 2018. March 1. URL: https://science.house.gov/sites/republicans.science. house.gov/files/documents/SST%20Staff%20Report%20-%20 Russian%20Attempts%20to%20Influence%20U.S.%20Domes-tic%20Energy%20Markets%20by%20Exploiting%20Social%20 Media%2003.01.18.pdf (дата обращения: 22.01.2018).

24. Milman O. Dakota Access pipeline company and Donald Trump have close financial ties // The Guardian. 2016. October 26. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2016/oct/26/ donald-trump-dakota-access-pipeline-investment-ener-gy-transfer-partners.

25. Mitigated Finding of No Significant Impact / Dakota Access Pipeline Project. Environmental Assessment. 2016. July 25. URL: https://assets.documentcloud.org/documents/3460832/ DAPL-EnviroAssessment-July252016.pdf (дата обращения: 22.01.2018).

26. Native American Rights Fund. Letter to the Office of the Assistant Secretary - Indian Affairs. 2016. November 30. URL: https://www.bia.gov/sites/bia.gov/files/assets/as-ia/raca/pdf/ idc2-055633.pdf

27. Native Land Law. Can Native American People Find Justice in the U.S. Legal System? // Indian Land Tenure Foundation. 2010. URL: https://iltf.org/wp-content/uploads/2016/11/ native_land_law_2010.pdf (дата обращения: 05.06.2018).

28. North Dakota: Standing Rock Tribal Chair Who Fought Pipeline Loses Election // Democracy Now! 2017. September 29. URL: https://www.democracynow.org/2017/9/29/headlines/ north_dakota_standing_rock_tribal_chair_who_fought_pipe-line_loses_election (дата обращения: 05.06.2018).

29. Osborne S. US veterans return to Standing Rock to form human shield to protect Dakota Access pipeline protesters // Independent. 2016. August 31. URL: https://www.independent. co.uk/news/world/americas/us-politics/us-army-veterans-hu-man-shield-dakota-access-pipeline-standing-rock-a7576291. html (дата обращения: 10.02.2018).

30. Park M. 5 things to know about the Dakota Access Pipeline // CNN. 2016. August 31. URL: https://edition.cnn. com/2016/08/31/us/dakota-access-pipeline-explainer/index. html (дата обращения: 17.07.2018).

31. Petroski W. Should farmers make way for the Bakken pipeline? // Iowa City Press-Citizen. 2014. August 22. URL: http:// www.press-citizen.com/story/news/2014/08/22/farmers-make-way-bakken-pipeline/14426829/ (дата обращения:

04.08.2017).

32. Report and Statement, Chief Edward John, Expert Member of the U.N. Permanent Forum on Indigenous Issues, Firsthand Observations of Conditions Surrounding the Dakota Access Pipeline (Nov. 1, 2016) // United Nations. Indigenous Peoples. Department of Economic and Social Affairs. URL: http://www. un.org/esa/socdev/unpfii/documents/2016/Docs-updates/ Report-ChiefEdwardJohn-DAPL2016.pdf (дата обращения:

25.04.2018).

33. Republican-led committee says Russia funded "useful idiot" environmentalists // The Guardian. 2018. March 2. https:// www.theguardian.com/environment/2018/mar/02/dakota-ac-cess-pipeline-russia-congress (дата обращения: 05.06.2018).

34. Reversz R. Dakota Access Pipeline: thousands of veterans are heading to Standing Rock to stand in solidarity with protesters // Independent. 2017. February 12. URL: https://www. independent.co.uk/news/world/americas/standing-rock-da-kota-access-pipeline-military-veterans-event-capacity-fund-raising-police-assault-a7443831.html (дата обращения: 10.02.2018).

35. Sami people persuade Norway pension fund to divest from Dakota Access // The Guardian. 2017. March 17. URL: https:// www.theguardian.com/us-news/2017/mar/17/sami-dako-ta-access-pipeline-norway-pension-fund-divest (дата обращения: 20.03.2018).

36. Schlossberg J. Standing Rock: Where the Movement Is Now, From First Protester on the Front Lines // Westword. 2017. May 26. URL: https://www.westword.com/news/stand-ing-rocks-ladonna-brave-bull-allard-wins-conservation-col-orado-award-9097986 (дата обращения: 05.06.2018).

37. SST Committee Probes Russian Attempts to Influence U.S. Energy Market // U.S. House of Representatives Committee on Science, Space, & Technology. Press Release. 2017. Jul 7. URL: https://science.house.gov/news/press-releases/sst-com-mittee-probes-russian-attempts-influence-us-energy-market (дата обращения: 05.06.2018).

38. SST Committee Staff Report Reveals Russia's Social Media Meddling in U.S. Energy Markets // U.S. House of Representatives Committee on Science, Space, & Technology. Press Release. 2018. March 1. URL: https://science.house.gov/news/press-re-leases/sst-committee-staff-report-reveals-russia-s-social-me-dia-meddling-us-energy (дата обращения: 05.06.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Standing Rock Sioux Tribe v. U.S. Army Corps of Engineers, Memorandum opinion // Government Publishing Office. Case 1:16-cv01534 JEB. Document 39. URL: https://www.gpo.gov/ fdsys/pkg/USC0URTS-dcd-1_16-cv-01534/pdf/USC0URTS-dcd-1_16-cv-01534-0.pdf (дата обращения: 29.01.2018).

40. Standing Rock Sioux Tribe v. U.S. Army Corps of Engineers, Motion for Preliminary Injunction // Government Publishing Office. Case 1:16-cv01534 JEB. Document 6. URL: https://www. documentcloud.org/documents/3460833-StandingRockSioux-vUSACE-August2016.html (дата обращения: 29.01.2018).

41. Statement by the President on the Keystone XL Pipeline // The White House. Office of the Press Secretary. 2015. November 6. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/11/06/statement-president-keystone-xl-pipeline (дата обращения: 20.04.2018).

42. Statement of Acting Assistant Secretary Michael S. Black on the Standing Rock Sioux Tribe and BIA Law Enforcement Assistance // U.S. Department of the Interior. News Release. 2017. February 3. URL: https://www.bia.gov/sites/bia.gov/files/ assets/public/news/pdf/idc2-060689.pdf (дата обращения: 05.06.2018).

43. Statement A., Pop A., Chairperson U.N. Permanent Forum on Indigenous Issues / Dr. D. Dorough & Chief E. John, Expert Members. Permanent Forum on Indigenous Issues on November 9, 2016 // United Nations. Department of Economic and Social Affairs. November 4. URL: http://www.un.org/esa/socdev/ unpfii/documents/2016/Docs- updates/StatementDAPL_4N-ov-2016.pdf (дата обращения: 25.04.2018).

44. The Nayzul Declaration. International Center for Dialogue & Peacebuilding. Oslo, Norway. 2018. February 22. URL: https:// icdpb.org/2018/02/22/nayzul-declaration/ (дата обращения: 22.01.2018).

45. Volovici V. Last stand: Nebraska farmers could derail Keystone XL pipeline // Reuters. 2017. April 19. URL: https://www.reu-ters.com/article/us-usa-trump-keystone-insight-idUSKBN-17L2HK (дата обращения: 12.05.2018).

46. Weiss D.C. Meet Marc Kasowitz, the litigator who often represents Donald Trump // ABA Journal. American Bar Association. 2017. January 11. URL: http://www.abajournal.com/news/ article/meet_marc_kasowitz_the_litigation_lawyer_who_of-ten_represents_donald_trump (дата обращения: 22.01.2018).

47. Win Young W. Prefiled rebuttal testimony of waste win young, standing rock sioux tribe on behalf of indigenous environmental network and dakota rural action. // South Dakota Public Utilities Commission. 2015. August 14. URL: https://puc.sd.gov/ commission/dockets/HydrocarbonPipeline/2014/HP14-002/ rebuttal/ien/win.pdf (дата обращения: 22.01.2018).

48. Win Young. W. One Water Protector's First-hand Account of Sunday's Attack by Law Enforcement // Currents. Native News Online. 2016. November 22. URL: http://nativenewsonline.net/ currents/one-water-protectors-first-hand-account-sundays-attack-law-enforcement/ (дата обращения: 22.01.2018).

49. Worland J. Environmental Activists Prepare for Next Fight After Keystone Victory // Time. 2015. November 6. URL: http:// time.com/4103421/keystone-pipeline-next-fight/ (дата обращения: 22.01.2018).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата исторических наук, доцента Д.И. Победаша и магистранта Д.Н. Искендаровой «Американские индейцы и их союзники: борьба населения США против строительства нефтепровода Дакота Эксесс»

Статья написана на крайне актуальную тему борьбы отдельных групп населения против проводимого государством и крупным бизнесом строительства на общественно значимых территориях. Отдельные эпизоды борьбы за право на защиту окружающей среды во всем мире политизируются и приобретают глобальное измерение, однако данная тематика пока остается малоизученной.

Цель статьи - проследить, как выступления группы индейцев против одной стройплощадки превратилось в многотысячный долговременный протест, объединивший различные группы населения США и получивший глобальный отклик.

Авторы показывают, как крупный бизнес США при поддержке государственных институтов, формально соблюдая законы, ставит под угрозу здоровье и благополучие широких слоев населения США. Отмечаются действия зарубежных политических и экономических игроков, принятие международно-правовых документов. Интересно упоминание о том, что в Конгрессе США звучали обвинения протестующих в том, что они являются «агентами Кремля».

Работа опирается на широкий круг англоязычных источников. Выводы представляются обоснованными и адекватными

Статья соответствует требованиям к научным публикациям. Рекомендую статью к печати.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и международных отношений ТюмГУ Н.А. Третьякова

AMERICAN INDIANS AND THEIR ALLIES:

STRUGGLE OF U.S. POPULATION AGAINST DAKOTA ACCESS

PIPELINE CONSTRUCTION

Pobedash Dmitry Ivanovich, Ph.D (Candidate of Science in History); associate professor at Chair of Linguistics and Professional Communication, Ural Federal University, Honorary citizen of Nebraska. Yekaterinburg, Russian Federation Iskendarova Deniz Nazimovna, student at the Master of Advanced International Studies Programme, the Diplomatic Academy of Vienna. Vienna, Austria

Abstract. The authors analyze struggle of Americans against Dakota Access pipeline in 2014-2017. The confrontation with large corporations connected with the US government resulted in an alliance that included several American Indian tribes, environmentalists and veterans. During their litigation with the US Army Corps of Engineers that builds the pipeline, American Indians referred to the treaties between the US government and sovereign tribes. The treaties gave the lands in question to Sioux tribes. The court mentioned importance of the treaties in its decision, but passed its verdict on the premise that those lands are private property. Apart from the litigation, American Indians set up a permanent camp to protest against the pipeline. Lawful peaceful protests were brutally suppressed. The movement that started as Standing Rock Sioux struggle against one site turned into a long-term protest that involved thousands of people from different social groups and had global repercussions.

Key words: USA, indigenous people, environmental movement, American Indian law, Dakota Access pipeline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.