А.Е. Гришина
АМЕРИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С НАРКОТРАФИКОМ
ИЗ МЕКСИКИ
AMERICAN STRATEGY OF THE FIGHT AGAINST DRUG TRAFFICKING
FROM MEXICO
В статье рассматривается история возникновения наркобизнеса в Мексике. Характеризуется стратегия борьбы Соединенных Штатов Америки с мексиканским наркотрафиком. Делается вывод о возможном развитии ситуации в будущем.
Ключевые слова: США, Мексика, наркотрафик, американо-мексиканская граница.
The article presents the history of drug business emergence in Mexico. The strategy of the American fight against drug trafficking is characterized. The conclusion is made on possible development of the situation in the future.
Key words: the USA, Mexico, drug trafficking, the U.S.-Mexico border.
На сегодняшний день Мексика является основным поставщиком наркотиков в США. Как известно, Соединенные Штаты занимают первое место в мире по потреблению наркотиков, соответственно соседней Мексике в один момент стало выгодно использовать эту американскую слабость. Наркобизнес в стране стал процветать, а вместе с ним стали появляться первые наркокартели. Только в период с 2005 по 2010 гг. на южной границе США увеличилось количество изъятий марихуаны на 49 %, метамфетамина - на 54 %, героина - на 297 %, а экстази - на 839 % [1]. Постоянные войны за рынки сбыта и потребителей между картелями привели к внутренним беспорядкам. В результате в 2006 г. правительство Мексики объявляет войну наркокартелям, с целью снизить уровень преступности в стране, а также уменьшить количество транзитов наркотических веществ в США. Однако наркокартели до сегодняшнего дня не исчезли, они нанесли ответный удар, и до сих пор нарковойна в Мексике не дает покоя ни самой стране, ни ее северному соседу.
Чтобы разобраться в данной ситуации, нужно проанализировать истоки возникновения наркотической проблемы. Мексиканский наркотрафик имеет давнюю историю. Еще в XVI в. испанцы завезли на североамериканский континент каннабис, который стал очень популярным и получил масштабное распространение. Кроме того, в Мексике выращивать опиумный мак было таким же привычным делом, как и выращивать сельскохозяйственные культуры.
Под влиянием антинаркотических движений в начале XX в. американский Конгресс принял в 1909 г. закон о запрете опиума в немедицинских целях. Тем не менее, оставалось огромное количество людей, которые готовы были платить втридорога за одурманивающие вещества. Поэтому мексиканцы понимали, что, продавая урожай за границу нелегально, они получают огромную прибыль, на которую могут прокормить свою семью.
Несмотря на то, что Мексика (под давлением США) была вынуждена запретить в 1920-е гг. производство марихуаны и опиума, наркобизнес не исчез: производство оставалось теневым, а доходы наркобаронов стремительно увеличивались. Кроме того, отличительным фактом являлось то, что обычные фермеры, выращивающие товар, находились под покровительством высокопоставленных мексиканских чиновников. Фактически никто не осуждал их действия. К тому же, федеральный центр в любую минуту мог достать компромат на любого неповиновавшегося чиновника. В 1947 г. была создана специальная полиция, главной целью которой была борьба с наркотиками, но фактически ее руководство было замешено в реализации наркотрафика, т.к. полицейских можно было легко подкупить. Поэтому уже с середины XX в. наркомафия и государственная власть пошли в ногу друг с другом. Тем временем США начали давить на своего южного соседа и навязывать мексиканцам меры по борьбе с наркотиками. Но это не принесло ощутимых результатов, поскольку бизнес стал переходить из одного штата в другой.
Так ситуация развивалась только до 1960-х гг. В США в тот период контркультура хиппи и пацифистские движения захватили умы молодежи, а марихуановый бум разрушил антинаркотические идеи американского правительства. Мексика стала основным наркодилером: 75-80 % героина и 99% марихуаны поставлялись через американо-мексиканскую границу в южные штаты. США начали потреблять 3,5-5 т каннабиса в неделю [2], а, как известно, спрос рождает предложение, поэтому рост новых игроков на наркорынке был очевиден. Наркокартели стали вести ожесточенную борьбу за новые маршруты поставки наркотиков. К тому же, уже в 70-80-е гг. из-за экономического кризиса в самой Мексике количество потребителей наркотиков увеличивается, что приводит к большему вовлечению их в производство и торговлю дурманящими препаратами.
Пришедший к власти в 1969 г. 37-й президент США Ричард Никсон изначально был настроен на проведение политики, направленной на выведение наркотиков с американских рынков: он планировал ужесточить санкции за сбыт и хранение наркотиков, жестко критиковал правящий аппарат за лояльное отношение к наркотикам, а также считал, что одной из причин поражения американских войск во Вьетнамской войне является употребление наркоти-
ков военнослужащими. Администрация Никсона начала проводить тотальные досмотры на границе, тем самым затормаживая законную торговлю и миграцию. Однако это не было причиной для замедления наркотрафика: у дилеров всегда оставалось множество путей транзита наркотиков, будь то небо, море или тоннели. Возможно, единственным совместным методом борьбы в XX в. с наркотрафиком между Мексикой и США была операция по зачистке плантаций северных мексиканских штатов, которая также не получила успеха, т.к. наркомафия переориентировалась на транзит наркотиков с юга, что способствовало росту цен на них.
В 1970-1980-е гг. мексиканская мафия переключается с производства наркотиков на их импорт и начинает контактировать с колумбийскими наркокартелями для дальнейшей переправы наркотиков в США. Но после того как в 90-е гг. колумбийские наркокартели были разгромлены, мексиканцы получили первенство в наркобизнесе на американских континентах.
Еще одним сторонником политики против наркотиков был Рональд Рейган и его жена Нэнси, которая развернула общенациональную кампанию Just Say No. Основной смысл программы заключался в том, чтобы отбить у детей стремление попробовать наркотики, предлагая при этом различные способы сказать «нет» запретным веществам. Кампания способствовала большей информированности населения. Уровень потребления незаконных препаратов значительно снизился во время президентства Рейгана. К тому же, Федеральное бюро по наркотикам неоднократно предлагало ввести для наркодилеров смертную казнь (сегодня в США к смертной казни могут быть приговорены наркобароны, по вине которых произошла смерть того или иного человека и вина которых доказана) [3].
В 1990-е гг. в Мексике произошел резкий подъем торговли кокаином. Одной из причин, как ни парадоксально, стало Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), которое было заключено Канадой, США и Мексикой в 1994 г. Многие фермеры из-за появления дешевых американских товаров на мексиканском рынке не смогли реализовать продажу своих товаров, за чем последовали разорение и бедность большинства населения. Бедным крестьянам ничего не оставалось делать, как податься в наркокартели, чья контрабанда наркотиков приносила хорошие доходы. После того как наркокартели стали разрастаться и делить рынки сбыта между собой, а незаконное проникновение американского оружия в Мексику способствовало быстрой милитаризации картелей, в Мексике развернулась настоящая нарковойна. Картели начали вести войну не только друг с другом, но и с мирными жителями. Их похищали, убивали, запугивали, а жестокость мексиканцев не знала предела. В 2006 г. президент Мексики Фелипе Кальдерон решил положить
конец беспорядкам в стране и объявил наркокартелям войну. Он пытался противостоять коррупции полиции, которая выросла до немыслимых пределов и объяснялась, прежде всего, минимальным заработком мексиканских полицейских. Также Кальдерон добавил десятки тысяч военнослужащих в помощь местной полиции мексиканских штатов, а в большинстве случаев полностью заменял местные полицейские силы.
В рамках этой программы военные произвели несколько громких арестов и убийств лидеров картелей. Так, например, в октябре 2012 г. был убит Эриберто Ласкано - лидер одного из самых могущественных мексиканских картелей Los Zetas. В рамках двустороннего сотрудничества с США мексиканцам удалось захватить 25 из 37 самых разыскиваемых наркобаронов в Мексике [4]. Однако в результате таких действий особых успехов достигнуть не удалось, т.к. большие картели раскололись на множество мелких организаций, которые стали поставлять наркотики через американо-мексиканскую границу. Кроме того, в результате политики, проводимой Кальдероном, количество жертв только увеличилось.
Все это время Соединенные Штаты видели проблему в основном только в Мексике, на своем населении, потребляющем наркотики, они акцентировали значительно меньше внимания. Поэтому очередной программой поддержки внутригосударственной борьбы Мексики с наркокартелями стала программа предоставления фондов для закупки вооружения и техники, а также проведения военной подготовки, которая получила название «Инициатива Мерида» или «План Мексика». Фактически она должна была помочь Мексике искоренить проблемы с беззаконной преступностью, а также нормализовать ситуацию на общей границе, как в отношении миграции, так и в вопросах наркотрафика. Но в отличие от предыдущих двусторонних действий «Мерида» основывалась на том, что США занимают первое место в мире по количеству потребления наркотиков, поэтому инициатива борьбы с наркотрафиком по плану должна была быть общей.
Президент Барак Обама, который стал инициатором данного плана, отметил, что США будут нести ответственность за нарковойну наравне с Мексикой. Конгресс США выделил на реализацию плана 2,5 млрд долл. Он предусматривал создание антикоррупционной программы, в которую должны входить проверка сотрудников полиции и органов правосудия; создание безопасной, трансграничной коммуникационной системы между десятью городами-побратимами, создание судов по делам о наркотиках в пяти мексиканских штатах, создание межведомственных оперативных групп, включающих подготовку кадров муниципальной и государственной полиции, обмен разведданными по наркотикам между правительствами и т.д. [5]
Однако «Мерида» не дала желаемых результатов, хотя в 2010 г. Конгресс выступил с предложением продлить проект. Опять прослеживалась одна и та же проблема: американский спрос на наркотики не сокращался и не учитывался в возможном решении в полной силе.
Практически параллельно с «Меридой» в 2006 г. правительства начинают проводить «Проект Коронадо», который длился почти 4 года и закончился известной операцией по уничтожению мексиканского наркокартеля La Familia. Суть ее была примерно та же, что и у вышеуказанной операции. За время проведения программы было поймано 1200 человек, которые тем или иным образом были задействованы в наркобизнесе. Со стороны США более 3000 федеральных и муниципальных агентов участвовали только в итоговой двухдневной операции, направленной против La Familia, в течение которой было изъято 729 фунтов метамфетамина, 62 килограмма кокаина и 967 фунтов марихуаны [6].
Фактически в обеих операциях США большей частью помогали материально и посылали небольшие отряды агентов для уничтожения наркокартелей и ареста наркобаронов. Но со своей стороны они также провели ряд действий. Так, например, в 2006 г. президент США Джордж Буш-младший санкционировал строительство механического заграждения на американо-мексиканской границе, с целью предотвратить проникновение нелегальных иммигрантов и наркотиков. Всего на общей протяженности границы было построено около 700 миль забора, которого впоследствии стали называть Великой Американской стеной. А 25 января 2017 г. новоизбранный 45-й президент США Дональд Трамп подписал указ об охране государственной границы, в соответствии с которым планируется продолжить строительство стены на границе с Мексикой [7]. Если указ будет реализован, то отношения между двумя государствами могут значительно испортиться, а такие проблемы как миграция и наркотрафик никуда не исчезнут.
Кроме того, на южной границе США увеличилось количество вооруженных столкновений мексиканцев с американскими таможенными службами, что повлекло за собой высокую концентрацию пограничников и специальных агентов не только в переходных пунктах, но и на всей протяженности границы. Так, например, в результате одного инцидента, в котором бандиты открыли огонь по американским пограничным агентам, пытавшимся задержать грузовики с контрабандой, власти Соединенных Штатов были вынуждены на определенное время закрыть границу между двумя странами.
Однако, несмотря на все предпринятые действия, нарковойна в Мексике идет по сей день, и односторонних действий даже при поддержке США Мексике не достаточно. Поэтому представляется рациональным предприни-
мать меры в самих Соединенных Штатах, т.к. уровень потребления наркотиков американцами остается очень высоким, спрос не понижается и американцы продолжают продавать огнестрельное оружие мексиканцам. Конечно же, в качестве решения многие предлагают отмену уголовной ответственности за употребление и хранение наркотиков, в частности марихуаны - одного из самых употребляемых наркотиков в США. Но такое развитие событий вряд ли поможет, поскольку потеря на рынках наркокартелей марихуаны, конечно же, скажется на финансах картеля, но незначительно: смекалистые дилеры найдут другой способ наживы. Кроме того, необходимо учитывать разницу в законодательствах штатов США. В некоторых из них налоги на те или иные товары ограниченного потребления могут разниться, поэтому их также продают на так называемом сером рынке. Аналогичная ситуация может произойти и с наркотиками.
Еще одним вариантом решения этой проблемы является декриминализация употребляющих наркотики и предоставление им в обязательном порядке медицинских услуг. Спорная точка зрения, но в докладе, в котором изложены эти идеи, Комиссия по вопросам наркополитики ссылалась на успешную реализацию программ декриминализации в Португалии и Австралии [8].
Также в качестве решения может выступать ликвидация и поимка наркобаронов и лидеров картелей, но это уже пройденный этап и нужных результатов он не показал. На место одних главарей приходят другие, а арестованные доказали, что способны управлять их наркоорганизациями, находясь в заключении. Стоит привести в пример лидера наркокартеля Sinaloa Хоакина Гузмана по прозвищу Коротышка, которого неоднократно арестовывали, но он умудрялся сбегать из самых защищенных тюрем как США, так и Мексики. Но 19 января 2017 г. Коротышка все же был передан американским властям и получит пожизненный срок, это означает, что всемирно известному наркокартелю придется искать нового главаря [9].
Усиление охраны границы, ужесточение миграционной политики, а также массовые аресты тоже не повлияли на бизнес наркокартелей, т.к. дилеры не только стали осуществлять транзит наркотиков наземными путями, но и воздушными, водными и подземными. Кроме того, согласно отчету пограничной службы США, каждый четвертый из пяти задержанных с наркотиками оказывается гражданином США [10]. Дилеры вербуют обычных американских граждан, угрожают им, предлагают огромные деньги и т.д.
Остается действовать против главной мотивации наркобизнеса - денег, проводить действия, направленные на финансовые ограничения, не давать тратить полученную прибыль, замораживать счета и т.д. Но здесь опять же большую роль играет коррупция, которая может способствовать переходу оп-
ределенных банков на сторону преступников: чему можно найти множество подтверждений.
Таким образом, можно сделать вывод, что, возможно, только латиноамериканские страны, в числе которых и Мексика, могут остановить этот наркотический бум и сопровождающую его нарковойну. Стоит Мексике легализовать кокаин, как его волна опустится на Соединенные Штаты, которые будут не в силах это остановить. Перемещая наркотики с черного рынка, правительство тем самым сможет уничтожить источник огромных доходов наркокартелей, что сильно ослабит их позиции. Если это произойдет, то рухнет весь режим мирового контроля над наркотиками и наркотрафиком. Соответственно, война за наркотики станет бессмысленной. Конечно, развитым странам вместе с США, которые являются основными потребителями, придется выбирать пути решения вытекающей из этого проблемы, которые могут свестись к той же легализации и одновременному развитию национального института здравоохранения в области наркотиков, а также декриминализации потребителей, т.е. в будущем для Америки, возможно, будет более рациональным проведение политики, направленной на сведение к минимуму вреда от наркотиков, а не попытки ограничить наркотрафик.
Список использованных источников и литературы
1. Isacson А., Meyer М. Beyond the Border Buildup. Security and Migrants Along the U.S.-Mexico Border. - Washington D.C.: Washington Office on Latin America, 2012. - P. 7.
2. Асташенков А. Мексика: сто лет наркотрафика // Русская планета. - 20.05.2013. - URL: http://rusplt.ru/world/mexica_narc.html
3. Дейвенпорт-Хайнс Р. В поисках забвения. Всемирная история наркотиков 1500-2000. - М.: АСТ, 2004.
4. Grant W. Heriberto Lazcano: The fall of a Mexican drug lord // BBC News. - 13.10.2012. - URL: http://www.bbc.com/news/magazine-19922962
5. Merida Initiative // U.S. Department of State. - URL: https://www.state.goV/j/inl/merida/
6. More than 300 alleged La Familia cartel members and associates arrested in two-day nationwide takedown // The U.S. Department of Justice. -22.10.2009. - URL: https://www.justice.gov/opa/pr/more-300-alleged-la-familia-cartel-members-and-associates-arrested-two-day-nationwide
7. Как Трамп будет строить стену на границе с Мексикой // РБК. -26.01.2017. - URL: http://www.rbc.ru/politics/26/01/2017/5889d28b9a7947a59f1d2a67
8. Мексиканцы не виноваты: наркотики в США привозят американские граждане // Russia Today. - 28.03.2013. - URL: https://russian.rt.com/article/6421
9. Наркобарона Гусмана экстрадируют в США // ВестиЯи. -20.01.2017. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2845020&tid=109364
10. Мексиканцы не виноваты: наркотики в США привозят американские граждане // Russia Today. - 28.03.2013. - URL: https://russian.rt.com/article/6421
Коротко об авторе
Гришина Анастасия Евгеньевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: nastya.grishinal 9.11.96@yandex.ru
Briefly about the author
Grishina Anastasiya Evgenievna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: nastya.grishina19.11.96@yandex.ru