Научная статья на тему 'Американская публичная библиотека - виды на будущее'

Американская публичная библиотека - виды на будущее Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / "100 ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ИДЕЙ" / БИБЛИОТЕКА КАК "ТРЕТЬЕ МЕСТО" / ПАРТИЦИПАТОРНАЯ БИБЛИОТЕКА / PUBLIC LIBRARY / "100 GREAT IDEAS" / LIBRARY AS "THIRD PLACE" / PARTICIPATORY LIBRARY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Онуфриенко Г.Ф.

Статья посвящена модернизации американских публичных библиотек. В ней описывается эксперимент «Будущее публичных библиотек Майами». Жители города представили «100 замечательных идей», которые с их точки зрения, должна реализовывать библиотека. В статье уделяется внимание модели библиотеки, как «третьего места» и партиципаторной библиотеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

American Public Library - Future Views

The article is devoted to the modernization of American public libraries. It describes the experiment «The Future of Miami Public Libraries». Residents of the city presented «100 great ideas», which, from their point of view, should be implemented by the library. The article pays attention to the library model, as a «third place» and participatory library.

Текст научной работы на тему «Американская публичная библиотека - виды на будущее»

ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ОНУФРИЕНКО Г.Ф. АМЕРИКАНСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - ВИДЫ НА БУДУЩЕЕ Статья посвящена модернизации американских публичных библиотек. В ней описывается эксперимент «Будущее публичных библиотек Майами». Жители города представили «100 замечательных идей», которые с их точки зрения, должна реализовывать библиотека. В статье уделяется внимание модели библиотеки, как «третьего места» и партиципаторной библиотеке.

Ключевые слова: публичная библиотека, «100 замечательных идей», библиотека как «третье место», партиципаторная библиотека Onufrienko G.F.

American Public Library - Future Views

The article is devoted to the modernization of American public libraries. It describes the experiment «The Future of Miami Public Libraries». Residents of the city presented «100 great ideas», which, from their point of view, should be implemented by the library. The article pays attention to the library model, as a «third place» and participatory library.

Keywords: public library, «100 great ideas», library as «third place», participatory library

ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ОНУФРИЕНКО Г.Ф. АМЕРИКАНСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - ВИДЫ НА БУДУЩЕЕ

С позиций ХХ века фраза «Я пошёл в библиотеку за семенами, швейной машинкой и металлодетектором» звучит абсурдно. Чего не скажешь о веке XXI. Сегодня в устах пользователей американских публичных библиотек она имеет вполне конкретный смысл и не вызывает удивления. «У нас, вероятно, всегда будут книги, - объясняет стремление соответствовать вызовам нового времени директор публичной библиотеки города Миллис (штат Массачусетс) Алекс Лент, - однако наш путь -предлагать людям непривычные вещи и занятия, расширяя тем самым представление о том, чем библиотека может быть и заниматься» (7).

На наших глазах исчезли сомнения в том, что если публичная библиотека хочет остаться на плаву, то должна изменить модель своей деятельности, адаптируясь к новым запросам общества. Каковы эти запросы решили выяснить в Майами (штат Флорида), где был поставлен следующий эксперимент. Заявив тему «Будущее публичных библиотек Майами», группа независимых экспертов организовала в социальной сети Facebook десятидневный форум под названием «100 замечательных идей». К участию в нём пригласили всех горожан. За указанное время от жителей Майами поступило более 150 предложений, которые в открытых дискуссиях обсудило 600 человек (3). Полученный материал был объединён в десять тематических групп и ранжирован по степени важности, исходя из частоты упоминаний отдельных идей. Эти данные легли в основу доклада, представленного инициаторами эксперимента руководителям органов местного самоуправления, библиотечной системы округа, фондов и других организаций, влияющих на дальнейшую судьбу публичных библиотек города.

Эксперимент показал, чего хотят жители Майами от своих публичных библиотек. Во-первых, чтобы те выступали в роли парков новейших технологий. Для удовлетворения запросов населения, не имеющего цифровой техники, а также тех, у кого она есть, но кто не умеет ею пользоваться, библиотеки помимо ставших уже традиционными компьютеров и беспроводного интернета, должны располагать широким выбором самых современных высокотехнологичных устройств (смартфон, ноутбук, планшет, цифровой принтер и др.), которые пользователи могут опробовать, освоить на бесплатных занятиях, взять на дом.

Во-вторых, библиотекам отводится роль социокультурных и коммуникационных центров местных сообществ. То есть они рассматриваются как «третье» место, где согласно теории Р. Ольденбурга «происходят регулярные, неформальные, добровольные, радостно ожидаемые встречи индивидов вне рамок дома и работы» (1, с. 58). В библиотеках должны быть созданы нейтральные многофункциональные пространства, в которых жители могут знакомиться, встречаться, обсуждать и решать насущные проблемы. Основными условиями для достижения этой цели являются Wi-Fi, кофе и несколько помещений, где шум приветствуется. Хотя онлайновые платформы удобны и эффективны в объединении большого количества людей, они не могут заменить физические пространства, где граждане собираются вместе и занимаются общественной работой.

В-третьих, библиотеки должны иметь лоббистов на всех уровнях административной вертикали власти, а также активных руководителей, которые способны проводить необходимую модернизацию. Всем лицам, защищающим и реализующим интересы библиотек, следует наладить тесную связь с местной общиной, чтобы можно было выявлять и изучать её потребности и пожелания в отношении библиотек.

В-четвёртых, библиотекам необходимо обладать широким спектром разнообразных услуг, чтобы своевременно и эффективно реагировать на огромный массив потребностей пользователей, чьи запросы чрезвычайно разнообразны. В их числе: бесплатный транспорт до библиотеки и обратно; помещения для занятий мэйкерспэйсеров; возможно бесплатно смотреть и скачивать фильмы, слушать музыку и аудиокниги (по примеру программы «Hoopla»1 овладевать различными ремеслами); получать консультации по широкому кругу вопросов; участвовать в авторских вечерах писателей и художников; учиться онлайн по открытым учебным программам (open learning, programs), брать домой не только книги, но также 3D-принтеры; пилы, дроны, видео-камеры и т.д.

В-пятых, атмосфера в библиотеках должна быть тёплой и дружелюбной, стимулирующей людей остаться или вернуться снова. Сохраняя часть пространства для работы в тишине, библиотекам одновременно необходимо превратиться в динамичные места обучения, коммуникации и сотрудничества. Им надо иметь привлекательный дизайн, создавать «зелёные» зоны отдыха, открывать кафе, устраивать встречи книжного клуба, предоставлять людям возможность проявлять себя в творчестве и т. д. Главная задача библиотекарей - вместо «стражей тишины» стать «душой» местного сообщества.

В-шестых, библиотекам следует развивать партнёрство с учреждениями и организациями, традиционно действующими в качестве их единомышленников и союзников. Партнёрство означает тесное сотрудничество в достижении общих целей. Традиционными партнёрами библиотек являются школы, университеты, музеи. К примеру, публичная библиотека Нью-Йорка (NYPL) осуществляет широкое сотрудничество с городскими школами и их библиотеками - каждый нью-йоркский школьник считается полноправным читателем публичной библиотеки Нью-Йорка, а любая школьная библиотека этого города имеет возможность получать издания из её фондов. Вместо того чтобы школьная и публичная библиотеки в отдельности боролись за свой бюджет и виды на будущее - они могут, объединив усилия, с общими ресурсами осуществлять масштабные программы для детей, молодёжи и семей, внедрять инновации и т. д.

В-седьмых, библиотеки должны оказывать услуги, необходимые местному сообществу. Многим сервис-провайдерам приходится основательно потрудиться, чтобы получить доступ к людям, нуждающимся в их помощи, равно как и те, кто нуждается, зачастую не знают, куда обратиться за советом. В доказательство своей социальной эффективности именно библиотека могла бы стать таким центром, где местные жители имели бы возможность получать разнообразные услуги. В сознании людей библиотека должна ассоциироваться с пунктом доступа к ресурсам. Любым ресурсам.

В-восьмых, библиотеки должны стать экспериментальной лабораторией, где в том числе по вечерам и ночью проводятся мероприятия различного масштаба (литературные чтения, ночи кино и т. д.).

В-девятых, в своей работе библиотекам необходимо использовать брэндинг и маркетинг. Чтобы привлечь и удержать пользователей, библиотеки предлагают немало инновационных программ и услуг, но люди практически не осведомлены о существующих предложениях. Информационные ограничения являются серьёзным сдерживающим фактором. Библиотекам следует больше общаться с населением и позиционировать себя как место, где предлагают разнообразные услуги всему сообществу. Им следует активнее работать над своим имиджем и шире информировать население о собственных услугах и достижениях. Вызвать интерес и способствовать посещению библиотек можно участвуя в рекламе. Например, как та, что размещена в аэропорту Лас-Вегаса: «Библиотека - это книги, фильмы, музыка, загрузки, интернет-ресурсы, компьютеры, помощь в выполнении домашних заданий, программы для всех возрастов, творческие встречи с авторами, книжные клубы, бесплатный Wi-Fi».

В-десятых, библиотеки должны быть более самостоятельными в финансовом отношении и сами создавать независимые источники своего дохода. Это могло бы стать не только финансовым подспорьем, но также содействовать определённому снижению их зависимости от финансирования учредителями. По мнению жителей Майами, в библиотеках для этого можно продавать напитки/еду, предлагать наиболее востребованные услуги за номинальную плату, организовывать кампании по сбору денежных средств, сдавать в аренду помещения и оборудование, продавать книги, журналы и

поздравительные открытки, нарисованные детьми и т. д. Самое популярное предложение - продажа кофе («кофе + чтение = счастье!») (5).

Результаты эксперимента в Майами свидетельствуют об изменении парадигмы мышления населения о публичной библиотеке, отказе от традиционной модели её функционирования, как пассивного пространства, где ничего не происходит. Заново определяя место публичной библиотеки в социуме граждане отдают предпочтение модели, в которой «жизнь бьёт ключом», а пользование книжными фондами является лишь одной из возможных опций (2, с. 13).

Вопреки прогнозам аналитиков, связывавших будущее библиотек с модернизацией по форме «Bricks and Clicks» (кирпичи и клики)2, гораздо большую популярность у населения получила их трансформация под девизом «from Collection to Connection» («от создания библиотечных фондов к установлению связей») (6, с. 588). Согласно данным эксперимента, люди высказываются за то, чтобы библиотека была не только домом для книги, но, прежде всего, местом социальных контактов, динамичным и привлекательным форумом общественной жизни.

Население хочет видеть публичные библиотеки развивающимися в качестве социального института, максимально отвечающего общественным потребностям. Например, роль парка новых технологий, то есть ресурсного и обучающего центра в области ИКТ, выдвигает библиотеки на передовые позиции борьбы с «цифровым неравенством», которое наносит серьёзный вред малообеспеченным гражданам, поскольку технологические достижения затрагивают сегодня все аспекты жизни человека. Доступ к интернету и его контенту являются двумя необходимыми факторами, благодаря которым библиотека приобретает важное значение в построении информационного общества.

Деятельность библиотек в качестве «третьего места» способствует «исцелению» американского общества от атомизации - негативной тенденции последних десятилетий - иными словами помогает США «восстановить вид человеческого общения, необходимый для любой демократии» (1, с. 13). Таким образом, из библиотечных функций (информационная, культурно-просветительская, образовательная, досуговая и др.), приоритетной становится социоинтеграционная, а читатели из пассивных получателей информации превращаются в ключевой элемент этого общественного института.

Для удовлетворения их интересов и потребностей применяется инспирированный методами торговой сети проклиентский подход, суть которого заключается в ориентировании всей деятельности библиотеки на пользователей, а также подчинение им всех действий сотрудников библиотеки. Под девизом «библиотека существует прежде всего для людей, а не для книг» меняется характер её взаимодействия с читателями. Последние становятся совместно с библиотекарями конструктивными и активными создателями нового контента и услуг, в массе своей «не библиотечных». Например, в публичной библиотеке Солт-Лейк-Сити (штат Юта) действуют цветочный магазин, парикмахерская, кафе и центр общения; в библиотеке Остина (штат Техас) открыты кулинарные курсы; а в библиотеке Беркли (штат Калифорния) можно взять напрокат молотки, пилы и косилки. «Сегодня от 90 до 95% публичных библиотек Соединённых Штатов уже свыклись с мыслью, что людям надо предлагать нечто большее, чем только книги», - говорит Сара Хафтон, директор публичной библиотеки в Сан-Рафаэле (штат Калифорния) и ведущий техно-блогер проекта Librarian in Black (4).

Дальнейшая эволюция предполагает преобразование публичной библиотеки в партиципаторную (participatory), или библиотеку участия, в которой члены местного сообщества действуют как просьюмеры (prosumers) - потенциальные потребители, активно участвующие в разработке и производстве продукта или услуги. Это место, где доминирующая форма коммуникации - диалог, а пользователь является не столько клиентом, сколько партнёром, сотрудничающим с персоналом во всех аспектах деятельности библиотеки, организации мероприятий и внедрении новых решений. Партиципаторная библиотека представляет собой модель библиотечных услуг, важнейшими компонентами которой являются постоянные и целенаправленные изменения, а также участие пользователей в формировании библиотечных ресурсов. Среди её целей - непрерывное расширение круга получателей библиотечных услуг (для чего, например, используется пришедшая из маркетинга теория «Длинного хвоста»3, которая в библиотечном контексте означает активизацию имеющихся нишевых ресурсов или запуск услуг для нишевых потребителей, чаще всего таких, которые обычно не используют предложения библиотеки).

Словом, публичные библиотеки в Соединённых Штатах стремительно и радикально меняют характер своей деятельности. Сегодня это активный общественный институт с установкой на потребителя, совмещающий функции домов культуры, домов быта и социокультурных центров, причём до такой

степени, что их можно было бы назвать «культуротеками». Однако погоня за новизной чревата потерей идентичности: до сих пор не получен ответ на вопрос - до какой степени может меняться публичная библиотека, чтобы продолжать оставаться библиотекой.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Hoopla - это инновационная цифровая медиа-служба, которая позволяет в библиотеке бесплатно скачивать фильмы, музыку, аудиокниги, электронные книги, комиксы и телепередачи на компьютер, планшет или телефон.

2. «Bricks and Clicks» (кирпичи и клики) - интегрированная модель ведения бизнеса, подразумевающая совмещение его традиционных способов (часто с использованием прямого, личного контакта с клиентами) и онлайн-способов взаимодействия с клиентами (часто через вебсайты, электронную почту и другие технологии интернета).

3. «Длинный хвост» (The Long Tail) - устоявшийся термин, пришедший из маркетинга. Это продажи многого понемногу: предложение большого количества нишевых товаров, каждый из которых продается относительно редко. Впервые термин был использован в октябре 2004 года Крисом Андерсоном (Chris Anderson) в статье журнала Wired. В ней отмечено: для многих новых экономик характерно существенное влияние продаж специфичных, нишевых продуктов, причем, прибыль от их реализации сопоставима с выручкой от продаж бестселлеров.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ольденбург Р. «Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества», 1989-1999. М: НЛО, 2014 г. - 456 с.

2. Berndtson M. «What and why libraries»: looking at what libraries might look like and why we still need them now and into the future// Library Hi Tech News - 2012.Vol. 29, nr 4, s. 13-15.

3. Fishman Lipsey R., Madera F. 100 Great Ideas for the Future of Libraries - A New Paradigm for Civic Engagement [Электронный ресурс] . -Режим доступа: http://www.huffingtonpost.com/rebecca-fishman-lipsey/100-great-ideas-for-the-for-the-future-of-libraries_b_6551440.html (дата обращения: 11.08.2017).

4. Houghton S. Czego mozemy nauczyc si? od amerykanskich bibliotek? Wywiad z Sarah Houghton [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://artykuly.bibliosfera.net/2014/01/czego-mozemy-nauczyc-sie-od-amerykanskich-bibliotek-wywiad-z-sara-houghton/ (дата обращения: 11.08.2017).

5. Jekabsone М. Musdieniga biblioteka amerikanu gaume. [Электронный ресурс] .-Режим доступа: http://www.biblioteka.lv/News/ArticleItem.aspx?article=31012&type=0 (дата обращения 11.08.2017).

6. Jochumsen, H., Rasmussen, C.H., Skot-Hansen, D. The four spaces — a new model for the public library.//New Library World. - 2012, Vol. 113, nr 11-12. P. 586-597.

7. Taylor S.J. Beyond Books: Why Some Libraries Now Lend Tools, Toys and More [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://money.usnews.com/money/personal-finance/articles/2016-02-02/beyond-books-why-some-libraries-now-lend-tools-toys-and-more. (дата обращения: 11.08.2017).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Онуфриенко Галина Федоровна - ведущий научный сотрудник ФГБУ «Российская государственная библиотека»

onufriyenko@inbox.ru

РЕЦЕНЗЕНТ

Статья рекомендована к печати начальником Управления научной и методической деятельности -заведующеим Центром по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки Ириной Петровной Тикуновой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.