Научная статья на тему 'Американская модель менеджмента в России'

Американская модель менеджмента в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4021
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / РОССИЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МОТИВАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ / БИЗНЕС-СРЕДА / СУРГУТНЕФТЕГАЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горошко О. Н., Фетисова О. В.

Американская модель менеджмента продолжает быть предпочтительной в бизнес среде и является эффективным способом решения управленческих проблем. В данной статье рассмотрены основные этапы возникновения и структура американской модели управления. Проанализировано внедрение в российский менеджмент и дана оценка уровня эффективности. Выявлена необходимость использования данной модели в российских организациях, с целью улучшения деятельности предприятия и максимизации прибыли. На примере ОАО «Сургутнефтегаз» доказывается, что в современной России данный метод управления помогает достичь высокого экономического уровня организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Американская модель менеджмента в России»

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

© Горошко О.Н.*, Фетисова О.В.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Пятигорск

Американская модель менеджмента продолжает быть предпочтительной в бизнес - среде и является эффективным способом решения управленческих проблем. В данной статье рассмотрены основные этапы возникновения и структура американской модели управления. Проанализировано внедрение в российский менеджмент и дана оценка уровня эффективности. Выявлена необходимость использования данной модели в российских организациях, с целью улучшения деятельности предприятия и максимизации прибыли. На примере ОАО «Сургутнефтегаз» доказывается, что в современной России данный метод управления помогает достичь высокого экономического уровня организации.

Ключевые слова менеджмент, американская модель, сравнительный анализ, российский менеджмент, мотивация, управление персоналом, школа управления, стратегия, бизнес-среда, Сургутнефтегаз.

Не смотря на всё многообразие моделей современного менеджмента, Американская модель является наиболее эффективной, потому что именно Американский менеджмент помог стране занять лидирующее положение в мире. Его структура уникальна и соответствует менталитету своей страны. Важно отметить, что данную модель используют большинство ведущих корпораций. Американская модель часто использовалась как основа для различных Европейских моделей менеджмента, но именно она остаётся наиболее продуктивной. В России данную модель стали внедрять совсем недавно, и эта проблема является очень актуальной, т.к. менталитет и привычные формы управления давно установились в нашей стране. В статье мы попробуем разобраться, как Американская модель внедряется в Российское управление бизнесом и насколько это может быть эффективным. Так же рассмотрим историю возникновения данной модели и выявим преимущества и недостатки Американской модели.

Американский менеджмент формировался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали Ф. Тейлор: «Школа научного управления», всё внимание было направленно на работника, его обучение и тренировке. Особое внимание уделялось подбору персонала, впервые при приёме на работу оценивались физические способности и психологический

* Доцент кафедры Иностранных языков, кандидат исторических наук.

* Студент.

фактор. Форд Г. впервые запустил конвейерное производство, тем самым сократив время на производство автомобилей, обеспечив непрерывность и подвижность процесса производства. Сейчас конвейерное производство используют лидирующие компании мира. Мэйо Э. предложил проявлять особую заботу о своих сотрудниках, объясняя это одной из форм мотивации. Бесплатные коллективные обеды и отпуск за счёт компании существенно увеличили производительность труда и преданность организации. Один из важнейших выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку - психологию управления и социальную психологию. На основе этих и других известных учений была сформирована Американская модель менеджмента. В американской школе менеджмента принято считать, что успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторы отходят на второй план. Она предполагает:

- чёткое разграничение управленцев на категории;

- персональную ответственность работника при принятии управленческих решений;

- управление по целям;

- карьерный рост строго в рамках специализации;

- поощрение новых идей.

Американский менеджмент предполагает «выжимать» максимум денежных средств из созданного дела. Время - это деньги, а деньги, в свою очередь, - это время. Это обуславливает организацию работы таким образом, что напрасно не тратятся время, деньги, силы и материалы. К организации любого дела американский менеджер подходит довольно тщательно, учитывая по возможности все стороны, которые определяют успех (или неуспех) дела. В организации нет мелочей! Ещё одним важнейшим определением модели является создание доверия между начальником и подчинённым. Предоставляются условия работы подходящие именно этому работнику, поощряется конкуренция сотрудников и личные стимулы к труду. Каждый работник знает главную миссию организации и должен корректировать своё поведение согласно с миссией организации. За счет высокого организационного уровня обеспечивается высокая продуктивность работы, эффективное использование оборудования, времени, сырья, материалов и, конечно, самого человека. Использование любого организационного фактора, любой организационной системы, так или иначе, связано с поддержанием и / или повышением эффективности. Американцы умеют найти, разработать и внедрить такую организационную систему, которая ставит работника в определенные условия и «заставляет» его делать то, что нужно, а не то, что хочет делать сам работник. Данная модель подразумевает иерархичность управ-

ления и основным принципом является единоначалие. У одного работника может быть только один начальник. Такой менеджмент подразумевает полную отдачу работника и менеджеры американской фирмы обладают меньшей свободой в определении индивидуальных ставок заработной платы, которые зависят в основном от штатного расписания и выслуги лет, а низкие гарантии для работников говорят о частой смене места работы. Характерна высокая нетерпимость к неопределенности. Приоритет отдается не устным инструкциям, а писаному праву. Большое значение придается соблюдению правил, написанию регулярных письменных отчетов. Люди должны быть напористы и амбициозны. Преобладающими личными целями менеджера является прибыть и высокая оплата труда. В целом основной ценностью общества является материальный успех и прогресс. На основе этих принципов многие крупные корпорации добились успеха.

К сожалению, многие предприятия в нашей стране неохотно меняют выработанную годами «советскую» стратегию. Это связанно с менталитетом Россиян, с историческими фактами, говорящими о размеренном управлении с минимальными рисками, что противоречит Американской модели. Нашим организациям присущ авторитарный стиль управления, и смена его на демократический происходит медленно. Как показывает опыт американских корпораций, в компании должны быть задействованы оба стиля управления с разделением власти. Не многие отечественные фирмы уделяют должное внимание на работу с персоналом, проводя чёткие границы между начальником и подчинённым тем самым устанавливая напряжённые отношения с отсутствием доверия. Предполагается только материальное вознаграждение, не прививая преданности к компании и установления доверительных отношений. Специалисты, работающие, в компаниях зачастую не могут проинформировать рабочих об изменениях в компании, потому что не существует правильной коммуникационной политики. И руководство не нуждается проинформировать своих подчинённых, а зачастую не знает, как именно это сделать. Сегодня российский предприниматель знает, что привлечь настоящего профессионала можно только с помощью сильной мотивации. Многие отечественные компании внедряют различные системы поощрения сотрудников. Например, материальные премии, семинары, корпоративные мероприятия и т.д. Рассмотрим на примере открытого акционерного общества (ОАО) «Сургутнефтегаз» применение американской модели. Здесь в целях создания в корпорации атмосферы соревновательности, корпоративного патриотизма, заинтересованности сотрудников не только в достижении личных производственных успехов, но и в делах всего коллектива и его структурных подразделений разработана и действует продуманная, развернутая и гибкая система материальных и нематериальных стимулов, мотивирующих работников на эффективный и высокопроизводительный труд, на приверженность к рабочему месту, на постоянное повышение про-

фессиональной квалификации, на сознательное соблюдение трудовой и общественной дисциплины, на ведение и в быту, и на работе здорового образа жизни. Премиальное вознаграждение выплачивается также по итогам работы компании за год. Существует и перечень из 28 производственных упущений, за которые премии могут быть работнику снижены от 30 до 100 процентов. Могут быть полностью лишены премиального вознаграждения сотрудники, по чьей вине допущены следующие упущения: несоблюдение норм и правил охраны окружающей среды; отсутствие контроля за выполнением объемов работ и режимов электропотребления; нарушение трудовой и общественной дисциплины; нарушение условий трудового договора. В коллективном договоре ОАО «Сургутнефтегаз» представлена также система социальных льгот, гарантий и компенсаций, выделенная в специальный раздел, содержащий около 40 пунктов, обязательных для исполнения как профсоюзными организациями, так и всеми уровнями менеджмента компании в рамках их компетенции. Так, работникам, награжденным почетным знаком «За трудовые заслуги» ежегодно предоставляются бесплатные лечебные или туристические путевки, полностью возмещаются расходы на оплату услуг медицинских учреждений. Семьи работников «Сургутнефтегаза», вступившие в первый брак и живущие на съемных квартирах, в первые три года после бракосочетания раз в квартал получают по 5100 рублей на каждого члена семьи. Обладают правом на компенсационные выплаты сотрудники, направленные структурными подразделениями в очные и заочные высшие и средние профессиональные образовательные учреждения. Предоставляются бесплатные путевки в санатории и другие оздоровительные учреждения детям сотрудников компании. Для того чтобы сотрудники чувствовали себя членами одной команды, все работники работают в специальной форме, используются механизмы планирования для установления ориентиров, согласования действий и контроля. Профессионалы давно разложили секрет успеха ОАО «Сургутнефтегаз» по полочкам. За счёт сильной корпоративной культуры, высокого уровня ответственности, стимулировании труда, персональной ответственности работника при принятии управленческих решений - организация добилась сплочённого коллектива, умеющего отвечать стандартам современной организации и быть патриотом компании. Что является наиболее важным составляющим фактором при формировании организации.

Во всём многообразии теорий остаётся наиболее мощной «Американская модель управления». Её значение в мире неоспоримо, а влияние на управление очень велико. И как свидетельство многообразие компаний добившихся успеха. Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического планирования, не менее важная идея о привлечении работников к управлению. Именно в США появляются компании с наёмными управленцами, возникает и сама система управления. Американская модель до сих пор совершенствуется и действует не только в своей стране,

но также в Европе, Азии. Развитые российские компании начинают применять опыт данной модели в построении бизнеса, и как показывает практика, это продуктивно влияет на развитие организаций.

Список литературы:

1. Веблен Т. Теория делового предприятия. - М.: Эксмо, 2007. - 192 с.

2. Дорофеева Л.И. Менеджмент. - М.: Эксмо, 2007. - 192 с.

3. Кэррисон Д., Уолш Р. Всегда уверен! Управленческие секреты самой эффективной организации в мире. - М.: Добрая книга, 2006. - 320 с.

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Дело, 2003. - 607 с.

5. Огвоздин В.Ю. Менеджмент в России и за рубежом. - 2002.

6. ОАО «Сургутнефтегаз» [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http ://www. surgutneftegas.ru.

МЕТОДЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ НПЗ

© Максимов А.В.*

Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа

Разработка теоретико-методических основ практического способа управления интенсивным использованием оборудования НПЗ на основе фактически установленных соотношений между экономическими показателями и уровнем интенсивной нагрузки установок.

Ключевые слова НПЗ, АВТ, термический крекинг, висбрекинг, Л-35, технологическая установка, оптимизация нагрузки, суточная производительность.

Большинство российских НПЗ были построены 50-60 лет назад и имеют в основном старое оборудование и низкую, по сравнению с экономически развитыми странами, долю вторичных процессов переработки тяжелого нефтяного сырья. В силу конструктивных особенностей и технико-экономической значимости в наибольшей степени деградации подвержен самый совершенный из материальных элементов - технологическое оборудование. Известна его особенность - оно устойчиво, сохраняет свои эксплуатационные свойства при оптимальных режимах работы, соответствующих эффективному использованию его технологических характеристик [6].

При общей большой изученности рассматриваемой проблемы в ней остаются слабо освещенные области, относящиеся к вопросам практического управления уровнем использования оборудования. общая рекомендация

* Магистрант кафедры Экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промыш-лености.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.