Научная статья на тему 'Американо-индийская «Ядерная сделка»: причины, проблемы, перспективы'

Американо-индийская «Ядерная сделка»: причины, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
384
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Американо-индийская «Ядерная сделка»: причины, проблемы, перспективы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2008. № 1

С.А. Оборотов

АМЕРИКАНО-ИНДИЙСКАЯ «ЯДЕРНАЯ СДЕЛКА»:

ПРИЧИНЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

18 декабря 2006 г. президент США подписал законопроект под названием «Акт о мирном сотрудничестве США и Индии в сфере атомной энергетики», который позволил американским производителям спустя более 30 лет вновь выйти на атомный рынок Индии. Ровно за год и пять месяцев до этого — 18 июля 2005 г. — в совместном заявлении, сделанном в ходе визита премьер-министра Индии Манмохана Сингха в Вашингтон, президент Буш-младший объявил о том, что Индия как «ответственное государство, обладающее развитыми ядерными технологиями, должна пользоваться равными с другими государствами выгодами и преимуществами... и он готов принять меры для достижения полномасштабного сотрудничества с Индией в сфере мирного использования атомной энергии»1.

Именно индийская ядерная активность подтолкнула мировое сообщество в середине 1970-х гг. к ужесточению норм экспортного контроля над ядерными материалами, технологиями и оборудованием. В ответ на индийское ядерное испытание 1974 г. Соединенные Штаты инициировали создание Группы ядерных поставщиков (ГЯП) и направили значительные усилия на то, чтобы полностью отрезать Индию от любого международного сотрудничества в ядерной сфере2. Контроль над экспортом высоких технологий и различные ограничения на техническое сотрудничество вплоть до применения экономических санкций — характерная черта американо-индийских отношений начиная с середины 1970-х гг. Проблема ядерного нераспространения уже более тридцати лет является одной из доминирующих в контактах между Вашингтоном и Дели.

Обязательства, предписанные в совместном заявлении, стали наилучшей демонстрацией готовности обоих государств к преодолению ядерной отчужденности. Администрация Буша-младшего

1 Joint Statement Between President Geoige W. Bush and Prime Minister Manmohan Singh. White House Press Release. July 18. 2005 // http://www.state.gOv/p/sa/rls/pr/ 2005/49763.htm

2 ГЯП вырабатывает единые правила ядерного экспорта. С 1992 г. Группа приняла заявление о всеобъемлющих гарантиях как обязательном условии экспорта в любое неядерное государство. На сегодняшний день ГЯП включает в себя 45 членов (Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея и Иран не входят в ГЯП).

3

выразила готовность убедить Конгресс и мировое сообщество в необходимости внесения изменений во внутреннее и международное законодательство с целью обеспечения полноценного сотрудничества и торговых отношений с Индией в сфере атомной энергетики, а также включить Индию в международные проекты по разработке ядерных реакторов нового поколения. Индийская сторона выразила согласие на то, чтобы:

— разделить ядерную программу на военную и гражданскую составляющие;

— добровольно поставить гражданские ядерные объекты под гарантии МАГАТЭ и подписать Дополнительный протокол к соглашению о гарантиях3;

— соблюдать односторонний мораторий на ядерные испытания4;

— сотрудничать с США в деле заключения Договора о запрещении производства оружейных расщепляющихся материалов (ЗПРМ);

— воздерживаться от передачи ядерных технологий в не располагающие ими страны;

— укрепить национальную систему экспортного контроля посредством ее согласования с Руководящими принципами ГЯП и Режима контроля над ракетной технологией (РКРТ)5.

В ходе визита президента Буша-младшего в Индию в марте 2006 г. было достигнуто соглашение по плану разделения индийской ядерной программы на военную и гражданскую составляющие. Впоследствии американская администрация обратилась к Конгрессу США с просьбой о внесении поправок в Закон об атомной энергии от 1954 г., который в настоящее время запрещает мирное атомное сотрудничество с Индией. Комиссия по согласованию при Конгрессе, состоящая из представителей обеих палат, к 7 декабря 2006 г. завершила выработку текста единого законопроекта под названием «Акт о мирном сотрудничестве США и Индии в сфере атомной энергетики», после чего он был одобрен палатой представителей (355 — за, 55 — против) и подписан президентом6.

3 Дополнительный протокол — международно-правовое соглашение между МАГАТЭ и государством (в котором, как правило, уже осуществляются всеобъемлющие гарантии), расширяющее возможности Агентства и повышающее эффективность его контроля над ядерной деятельностью.

4 Индия отказывается подписывать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, однако добровольно ввела односторонний мораторий на дальнейшие ядерные испытания менее чем через две недели после ядерных тестов в мае 1998 г.

5 Joint Statement Between President Geoige W. Bush and Prime Minister Manmohan Singh...

6 Henry J. Hyde United States-India Peaceful Atomic Energy Cooperation Act of 2006 // http://frwebgate.access.gpo.gov/cgi-bin/getdoc.cgi?dbname= 109_cong_bills& docid=f:h5682enr.txt.pdf

4

Признавая исключительность американо-индийской «ядерной сделки» для режима нераспространения, следует отметить, что природа этой инициативы Вашингтона носит в значительно большей степени политический и экономический характер. При подготовке к реализации данного соглашения администрация Буша-млад-шего руководствовалась не одним лишь стремлением освободить Индию от ядерной изоляции и вернуть ее в главное русло международного режима.

Непосредственной целью ядерного соглашения была попытка решить энергетический вопрос. Сохранение высоких темпов экономического роста Индии (в среднем более 6% в течение последних 15 лет) требует постоянного увеличения выработки энергии. По данным 2003 г., Индия была шестой страной в мире по энергопотреблению после США, КНР, России, Японии и Германии. На сегодняшний день доля атомной энергетики в Индии составляет лишь 2,6% (менее 3000 МВт в год) от общего энергопроизводства в стране. Правительство Индии поставило задачу значительного увеличения мощностей атомной энергетики — до 20 000 МВт к 2020 г. Эта задача будет невыполнима без масштабного сотрудничества с другими странами, прежде всего в вопросе о поставках ядерного топлива и строительстве новых энергоблоков. Для реализации столь амбициозных планов Дели планирует до 2012 г. закупить 8 реакторов по 1000 МВт7.

Проблема поставок ядерного топлива — один из основных побудительных мотивов индийской стороны в деле заключения «ядерной сделки». Индия располагает крайне скудными запасами природного урана (около 0,8% общемировых) и богатейшими запасами тория (около 32% от общемировых). Именно поэтому еще в 1950-е гг. основоположник индийской ядерной программы Хоми Бхабха разработал долгосрочный план развития атомной энергетики Индии, направленный на использование тория в качестве воспроизводящего материала для обеспечения полной энергетической независимости страны. Индийское руководство до сих пор сохраняет верность «плану Бхабхи» по освоению торие-вого ядерного цикла, при этом испытывая острую необходимость в природном уране, что даже вынудило Дели снизить операционную мощность своих энергоблоков до 76% в 2004 — 2005 гг.

7 Индийская ядерная энергетика сильно пострадала от практически полного отсутствия международного сотрудничества после испытания 1974 г. Еще в 1971 г. было запланировано довести выработку ядерной энергии до 2700 МВт/год к 1980—1981 гг. Однако заданной планки удалось достичь лишь 25 лет спустя (Perkovich G. Faulty Promises. The US-India Nuclear Deal // Policy Outlook. Carnegie Endowment. September 2005. P. 7).

5

В 2005 г. Индия импортировала около 1,7 млн баррелей нефти в день. Причем более 90% поставок нефти и газа приходится на страны Персидского залива. Несложно предположить, что в течение ближайших лет объем индийского импорта углеводородного сырья будет неуклонно расти, что также не может не вызывать обеспокоенности Соединенных Штатов. Согласно расчетам Вашингтона, в долгосрочной перспективе быстрое развитие атомной энергетики в Индии сократит зависимость ее экономики от поставок нефти и газа, что в свою очередь должно ослабить давление на мировой рынок энергоносителей и уменьшить мотивацию Дели в вопросах о заключении нефтяных/газовых контрактов с нежелательными для США государствами (прежде всего Ираном).

Перспективы выхода американских компаний на бурно растущий атомный рынок Индии также представляются весьма заманчивыми для Вашингтона. По словам госсекретаря США Кондолизы Райс, в случае получения американскими компаниями хотя бы двух контрактов на строительство энергоблоков в Индии экономика США получит от трех до пяти тысяч прямых рабочих мест и от десяти до пятнадцати тысяч непрямых8. Выход на индийский атомный рынок повысит конкурентоспособность и международный престиж американских компаний, увеличит их шансы на получение новых контрактов в борьбе, прежде всего с Россией и Францией.

Неудивительно, что представители десятков крупнейших американских компаний активно лоббировали «ядерную сделку», оказывая всестороннюю помощь администрации в «проталкивании» соглашения в Конгрессе. Так, в сентябре 2006 г. Индо-аме-риканский деловой совет и Коалиция за партнерство с Индией отправили каждому из сенаторов совместное письмо с призывом не упустить возможности укрепить растущее партнерство между самой старой и самой густонаселенной демократиями мира. По оценкам бизнесменов, потенциал атомного рынка Индии превышает 100 млрд долларов. В дополнение к этому Вашингтон рассчитывает получить у Индии оружейные контракты на 15 млрд. Под этим посланием подписались пять ведущих бизнес-ассоциаций США, 28 компаний, 9 организаций индо-американцев и 22 эксперта по международным делам. Среди подписавших были такие бренды, как «IBM», «Вестингауз», «Локхид Мартин», «Боинг», «Дженерал Моторс», «Дженерал Электрик».

8 Remarks of Secretary of State Condoleezza Rice at the House International Relations Committee. April 5, 2006 // http://foreign.senate.gov/testimony/2006/ RiceTestimony060405.pdf

6

Однако главной мотивацией администрации Буша-младшего в заключении ядерного соглашения с Индией являются долгосрочные геополитические расчеты на то, что более мощная и дружественно-настроенная Индия будет представлять идеальный противовес Китаю в системе нового мирового порядка.

1990-е гг. были отмечены увеличением дипломатической активности между двумя «отчужденными демократиями» времен «холодной войны». Значительное усиление позиций КНР на международной арене заставило многих в Вашингтоне по-новому оценить стратегическое значение Индии как «возникающей великой державы» (emerging power) в системе нового мирового порядка. Перспективы развития экономики и вооруженных сил, а также демографический потенциал Индии стали дополнительным аргументом для сближения. Однако, несмотря на провозглашение США и Индии «естественными союзниками» в 2000 г., изменения в отношениях между странами носили преимущественно «бумажно-декларативный» характер. Администрация Клинтона продолжала рассматривать ядерную деятельность Индии в первую очередь как угрозу режиму нераспространения, направив основные усилия на то, чтобы «приостановить, затем сократить и полностью устранить» индийскую военную ядерную программу. Даже полный провал этого политического курса после индийских ядерных испытаний 1998 г. не изменил отношения демократов к перспективам «вписывания» Индии в режим. Проблема нераспространения по-прежнему являлась определяющей в двусторонних отношениях.

Республиканцы более скептически относятся к режиму нераспространения, называя предыдущие соглашения в этой сфере на 3/4 идеалистическими и только на 1/4 реалистичными. Главным приоритетом администрации Буша-младшего стал контроль над ядерным оружием и технологиями с целью не допустить обладания ими «странами-изгоями» или террористическими группировками. При республиканцах Вашингтон окончательно признал ядерный статус Индии как объективную реальность. Важно отметить и изменившийся подход к Китаю, который был открыто назван «стратегическим соперником» США9. При Буше-младшем идея об использовании Индии в качестве будущего противовеса КНР обрела много сторонников в Госдепартаменте, Конгрессе и Пентагоне. Стратегическое партнерство между двумя странами начало приобретать реальные очертания после 2001 г. США впервые за последние 30 лет выразили готовность удовлетворить давнее стремление Индии к взаимодействию в сфере ядерных исследова-

9 Republican Platform 2000 // http://www.mclife.org/platfoIm/platform2000.html

7

ний, космической промышленности, обмену высокими технологиями, военно-техническому сотрудничеству.

Важно отметить, что еще с середины 1980-х гг. официальный Дели не раз обращался к Вашингтону с предложениями о возобновлении сотрудничества в сфере высоких технологий (в том числе и ядерных). Активизация полноценного взаимодействия в высокотехнологичной сфере воспринималась индийцами в качестве «лакмусовой бумажки» американо-индийских отношений, выявлявшей реальное желание Вашингтона к сближению. Неудивительно, что Кондолиза Райс охарактеризовала «ядерную сделку» как ключ, который позволит открыть двери прогрессу в американо-индийских отношениях.

Еще в марте 2005 г. Райс представила индийскому лидеру американский план «глобального партнерства» с Дели, основной задачей которого было «способствовать утверждению Индии в качестве великой державы в XXI веке»10. Соглашение о ядерном сотрудничестве является одной из составляющих этого партнерства, основанного, цитируя заместителя госсекретаря по политическим вопросам Николаса Бернса, «на стратегическом планировании, которое выходит за пределы даже самых острых сегодняшних проблем обеспечения безопасности»11. С этой точки зрения попытки Вашингтона включить Индию в международный режим ядерного нераспространения, помощь в развитии экономики, военные поставки, научно-техническое сотрудничество — все это является «долгосрочным вкладом» США в формирование благоприятного для себя геополитического климата в Азии, основанного на китайско-индийском равновесии.

Среди краткосрочных политических выгод «ядерной сделки» для Вашингтона следует отметить ту, что была связана с Ираном. Несмотря на отсутствие упоминаний об Иране в тексте совместного заявления, очевидно, что индийская поддержка позиции США по иранскому «ядерному досье» являлась одним из неофициальных условий ядерной сделки. Несмотря на то что Дели опровергает какую-либо связь между перспективами ядерного соглашения и своей позицией в отношении Тегерана, на заседаниях Совета управляющих МАГАТЭ в сентябре 2005 г. и феврале 2006 г. Индия совместно с США голосовала за резолюции, признававшие невыполнение Ираном международных обязательств, при том, что большинство стран—членов Движения неприсоединения

10 Background Briefing by Administration Officials on U.S.-South Asia Relations. Washington D.C. March 25. 2005 // http://www.state.goV/r/pa/prs/ps/2005/43853.htm

11 Remarks by Undersecretary of State for Political Affairs Nicholas Burns for the House International Relations Committee. September 8, 2005 // http://wwwc.house. gov/international_relations/109/Bur090805.pdf

8

воздерживались. Вашингтон также продолжает оказывать давление на Дели, выражая свое недовольство относительно проекта стоимостью более 7 млрд долларов по строительству газопровода из Ирана в Индию через Пакистан.

Несмотря на важность политических и экономических факторов, американо-индийская «ядерная сделка» по сути является первой решительной попыткой Вашингтона и всего мирового сообщества «сдвинуть с мертвой точки» решение проблемы Индии — страны, находящейся вне рамок Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), — и найти для нее место в структуре режима нераспространения. Данная инициатива вызвала легко прогнозируемый поток критики и бурных дискуссий по всему миру. Основные спорные моменты ядерного соглашения можно сформулировать следующим образом:

— статус Индии в мировой «ядерной иерархии»;

— исполнение США обязательств по статье I ДНЯО;

— адекватность плана разделения индийской ядерной программы;

— выработка Индией соглашения о гарантиях;

— получение поддержки в ГЯП;

— прекращение производства расщепляющихся материалов.

Совместное заявление не содержит признания Индии как государства, обладающего ядерным оружием, но в то же время однозначно признает факт наличия у Индии военных ядерных объектов. Более того, право самостоятельного определения гражданской и стратегической частей ядерной программы принадлежит лишь пяти законным ядерным державам.

В соответствии с положениями ДНЯО каждое из государств— участников Договора, не обладающих ядерным оружием, добровольно отказалось от его обретения, получив при этом доступ к мирным ядерным технологиям. Державы, обладающие ядерным оружием, со своей стороны приняли (пусть и номинальные) обязательства в духе доброй воли способствовать полному ядерному разоружению в неопределенной перспективе. В случае претворения «ядерной сделки» в жизнь Индия, не являющаяся участницей ДНЯО, получит доступ к ядерным технологиям, одновременно сохранив свой ядерный арсенал и имея возможность его совершенствовать, и при этом не будет связана даже формальными обязательствами по разоружению.

В тексте совместного заявления индийская сторона выразила готовность принять на себя равные с ядерными державами обязательства. Все пять членов «ядерного клуба» подписали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и ввели односторонние моратории на производство оружейных рас-

9

щепляющихся материалов. Индия отказывается пойти на аналогичные меры.

Несмотря на то что Вашингтон неоднократно подтверждал, что не рассматривает Индию как официальное ядерное государство и не собирается вносить поправки в ДНЯО, «ядерная сделка» не только признает легальность индийской военной ядерной программы, но и предоставляет Дели большую часть преимуществ, закрепленных за ядерными державами, при более низком уровне обязательств.

В соответствии со статьей I ДНЯО, государство, обладающее ядерным оружием, обязуется «ни коим образом не помогать, не поощрять и не побуждать» какое бы то ни было государство к производству или приобретению ядерного оружия. Доступ на международный урановый рынок предоставит Индии возможность увеличить количество отечественного урана, используемого для военных нужд, ускорив процесс пополнения своего ядерного арсенала. Важно отметить и то, что в отсутствие всеобъемлющих гарантий будет невозможно доказать, что зарубежные ядерные ноу-хау не будут использованы в военной сфере. Инспекции МАГАТЭ могут обеспечить контроль над использованием ядерных материалов и оборудования, однако они не смогут гарантировать невозможность утечки информации и технологий.

Дать однозначный ответ на вопрос о соблюдении Соединенными Штатами статьи I ДНЯО затруднительно, аргументация при этом будет носить, скорее, субъективный характер. С одной стороны, ядерную инициативу Вашингтона можно интерпретировать как косвенную помощь и поощрение Индии в производстве ядерного оружия, как предоставление Дели потенциальной возможности использовать международное сотрудничество для совершенствования своей военной программы. С другой — лишь подписание Индией ДНЯО в качестве неядерного государства и введение на ее территории всеобъемлющих гарантий МАГАТЭ сможет окончательно устранить поток критики по этому вопросу. Индия обладает развитой ядерной инфраструктурой, огромным штатом специалистов высокого класса, большим количеством технологических разработок за более чем полувековой период развития национальной ядерной программы. Будет преувеличением утверждение о том, что реализация «ядерной сделки» сможет оказать какое-либо ощутимое воздействие на развитие индийской военной ядерной программы.

Представители администрации Буша-младшего неоднократно подчеркивали, что индийский план разделения должен быть «заслу-

10

живающим доверия, прозрачным и способным выдержать критику со стороны нераспространения», однако не объясняли какие именно требования они вкладывают в это понятие. Тем не менее в марте 2006 г. президент Буш охарактеризовал согласованный план как жест доброй воли со стороны индийского правительства, который он сможет представить перед Конгрессом.

В соответствии с выработанным планом Индия отнесла к категории гражданских 8 атомных реакторов, которые будут поставлены под гарантии поэтапно до 2014 г.12 Таким образом, из 22 действующих и строящихся на территории Индии энергоблоков 14 будут поставлены под гарантии МАГАТЭ в течение ближайших 8 лет. Дели также принял обязательства определиться к 2008 г. со списком других объектов ядерной инфраструктуры, которые будут отнесены к категории гражданских.

При этом 8 тяжеловодных реакторов индийского производства были причислены к категории стратегических наравне с бридера-ми, объектами по обогащению урана, переработке ядерного топлива и целым рядом предприятий, связанных с научно-исследовательскими разработками. Очевидно, что Дели сумел сохранить за собой свободу маневра в своем стратегическом ядерном планировании, и большая часть индийской ядерной инфраструктуры остается вне международного контроля.

По мнению многих специалистов в области нераспространения, прекращение Индией производства расщепляющихся материалов в военных целях (в виде одностороннего моратория или регионального соглашения) могло бы послужить убедительным подтверждением того, что сотрудничество в сфере атомной энергетики не будет способствовать совершенствованию индийского ядерного арсенала. Позиция Дели по этому вопросу категорична: индийцы не собираются ограничивать выработку оружейного урана и плутония до заключения универсального и недискриминационного договора по ЗПРМ. Принятие Индией моратория на производство оружейных расщепляющихся материалов будет означать приостановку ее военной ядерной программы — то, чего Вашингтон безуспешно пытался добиться при Буше-старшем и Клинтоне. Администрация Буша-младшего предпочитает исходить из реалистичных соображений, отмечая, что в данной ситуации лучшее — враг хорошего.

12 Implementation of the India-United States Joint Statement of July 18, 2005: India's Separation Plan. // http://www.indianembassy.org/newsite/press_release/2006/ Mar/sepplan.pdf

11

Выбор Дели соглашения о гарантиях применительно к гражданским ядерным объектам — одна из наиболее острых проблем «ядерной сделки». Изначально индийцы настаивали на праве выработать соглашение с МАГАТЭ по примеру добровольных соглашений официальных ядерных держав о постановке под гарантии их мирной ядерной деятельности. В соответствии с таким добровольным соглашением Дели мог бы вывести любой объект (или ядерный материал) из-под гарантий по соображениям национальной безопасности. Вашингтон и ведущие члены ГЯП, со своей стороны, недвусмысленно дали понять, что добровольный тип соглашения о гарантиях, аналогичный соглашениям ядерных держав, неприемлем для Индии.

Учитывая сильное давление со стороны США и мирового сообщества, Индии пришлось пойти на уступки. По словам Ман-мохана Сингха, между Дели и МАГАТЭ будет выработан новый тип гарантийного соглашения, учитывающий специфику исключительного индийского статуса относительно режима нераспространения (India—specific agreement)13. В настоящее время согласование гарантийного соглашения между Индией и МАГАТЭ еще не завершено. Официальный Дели не представил четкого объяснения, что именно вкладывается в понятие «гарантии с индийской спецификой».

Тем не менее индийскими представителями было озвучено, по-видимому, главное отличие гарантий с индийской спецификой от типовых гарантийных документов МАГАТЭ, которое заключается в заверении о бесперебойных поставках ядерного топлива, создании стратегического резерва топлива для обслуживания поставленных под гарантии реакторов и главное — в праве Индии принимать «корректирующие меры» в случае прерывания поставок. Иными словами, гарантии на индийские гражданские объекты будут применяться бессрочно, однако Индия будет иметь возможность вывести объект из-под гарантий в случае перебоев в поставках топлива. Данный тип соглашения является по сути аналогичным соглашениям членов «ядерного клуба» с той лишь разницей, что для Индии определение «соображения национальной безопасности» ограничивается прерыванием поставок топлива. Стремление Дели обезопасить себя от ядерного шантажа и добиться максимальной свободы действий понятно и объяснимо. Однако являются ли такие гарантии неограниченными — вопрос весьма спорный.

13 Prime Minister Singh's Address to Parliament. February 26. 2006 // http:// ia.rediff.com/news/2006/feb/27bush8.htm

12

США не могут развивать ядерное сотрудничество с Индией исходя из положений как внутреннего законодательства, так и Руководящих принципов ГЯП, в соответствии с которыми члены Группы не вправе осуществлять экспорт в неядерные государства, не заключившие с МАГАТЭ соглашения о всеобъемлющих гарантиях. В связи с тем что все решения в ГЯП принимаются на основе консенсуса, Вашингтону придется убедить оставшиеся 44 страны-участницы в необходимости внесения изменений или поправок в организационные принципы работы Группы с целью обеспечения возможности сотрудничества с Индией.

Реакция России, Франции и Великобритании на американо-индийское ядерное соглашение была позитивной. Франция и Россия — главные конкуренты США на индийском атомном рынке и не менее заинтересованы в «открытии» Индии для мировой ядерной торговли. Реакция остальных стран—членов ГЯП была неоднозначной. В то время как Бразилия, Италия, Испания, Германия, ЮАР и ряд других стран поддержали инициативу Вашингтона, такие государства, как Швеция, Ирландия, Япония, Австралия, Нидерланды, скептически отнеслись к возможности ослабления норм ядерного экспорта и выразили сомнения относительно целесообразности американо-индийского ядерного соглашения и его пользы для режима нераспространения. Реакция КНР была подчеркнуто осторожной. Пекин не решился открыто выступить против «ядерной сделки», однако неоднократно намекал на возможность заключения аналогичного пакистано-китайс-кого соглашения.

Таким образом, реализация положений совместного заявления от 18 июля явится большим шагом вперед в юридическом оформлении ядерного статуса Индии, завершении тридцатилетней «ядерной изоляции» и преодолении очередного барьера на пути Индии к утверждению в качестве великой державы. Инициатива администрации Буша-младшего — часть масштабной долговременной задачи по развитию глобального стратегического партнерства с Индией, необходимого для формирования благоприятного для США геополитического климата в Азии, основанного на равновесии между Дели и Пекином.

В своем стремлении к осуществлению достигнутых договоренностей Вашингтон столкнулся с большими, чем ожидалось, трудностями, вызванными сильной оппозицией из числа сторонников нерушимости режима как внутри США, так и на международной арене. Согласование всех проблемных вопросов «ядерной сделки» будет непростой задачей. Однако в случае претворения данного соглашения в жизнь окончательное вступление Индии в «ядерный клуб» станет лишь вопросом времени.

13

Список сокращений:

ГЯП — Группа ядерных поставщиков

ДВЗЯИ — Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний ДНЯО — Договор о нераспространении ядерного оружия ЗПРМ — запрещение производства расщепляющихся материалов МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии РКРТ — Режим контроля за ракетной технологией

Поступила в редакцию 26.04.2007

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.