Научная статья на тему 'Амбивалентность российской политической культуры и возможности ее преодоления'

Амбивалентность российской политической культуры и возможности ее преодоления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / ПРОСТРАНСТВО / БЮРОКРАТИЯ / ТРАДИЦИИ / ЦЕННОСТИ / POLITICAL CULTURE / AMBIVALENCE / SPACE / BUREAUCRACY / TRADITIONS / VALUES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Демидов Александр Иванович

Введение: в статье рассматривается специфика и влияние российской полити ческой культуры на течение политических процессов как в истории, так и в совре менности. Цель: нахождение путей обеспечения оптимального сочетания противо речивых задач политической культуры: стабильности и развития, общественных и личных интересов, свободы и упорядоченности. Методы: сравнительно-исторический, цивилизационный, системно-структурный. Результаты: обосновывается, что «ко лебательное состояние» российской политической культуры, ее раздвоение между либеральными и консервативными ценностями может быть преодолено в рамках либерально-консервативного мировоззрения, способного обеспечить гармоничное сочетание служения личным и общественным интересам. Выводы: либерально консервативные принципы в их современной трактовке, обеспечивая гармоничное сочетание противоречивых ценностей, позволяют создать идеологические и полити ческие предпосылки реализации важнейших социально-исторических преимуществ России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMBIVALENCE OF THE RUSSIAN POLITICAL CULTURE AND THE POSSIBILITY OF ITS OVERCOMING

Background: the article deals with the specifics and influence of the Russian political culture on the course of political processes both in the historical development and at the pres ent time. Objective: to find the ways to ensure optimal combination of conflicting objectives of the political culture: stability and development, public and personal interests, freedom and order. Methodology: comparative-historical, civilizational, system-structural methods of research. Results: it is proved that the “oscillatory state” of the Russian political culture, its split between liberal and conservative values can be overcome within the framework of the liberal-conservative worldview that can provide a harmonious combination of service to personal and public interests. Conclusions: liberal-conservative principles in their modern interpretation providing a harmonious combination of conflicting values allow to create ideological and political preconditions for the implementation of the most important socio historical advantages of Russia.

Текст научной работы на тему «Амбивалентность российской политической культуры и возможности ее преодоления»

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 320.7

А.И. Демидов

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Введение: в статье рассматривается специфика и влияние российской политической культуры на течение политических процессов как в истории, так и в современности. Цель: нахождение путей обеспечения оптимального сочетания противоречивых задач политической культуры: стабильности и развития, общественных и личных интересов, свободы и упорядоченности. Методы: сравнительно-исторический, цивилизационный, системно-структурный. Результаты: обосновывается, что «колебательное состояние» российской политической культуры, ее раздвоение между либеральными и консервативными ценностями может быть преодолено в рамках либерально-консервативного мировоззрения, способного обеспечить гармоничное сочетание служения личным и общественным интересам. Выводы: либерально-консервативные принципы в их современной трактовке, обеспечивая гармоничное сочетание противоречивых ценностей, позволяют создать идеологические и политические предпосылки реализации важнейших социально-исторических преимуществ России.

Ключевые слова: политическая культура, амбивалентность, пространство, бюрократия, традиции, ценности.

A.I. Demidov

AMBIVALENCE OF THE RUSSIAN POLITICAL CULTURE AND THE POSSIBILITY OF ITS OVERCOMING

Background: the article deals with the specifics and influence of the Russian political culture on the course of political processes both in the historical development and at the present time. Objective: to find the ways to ensure optimal combination of conflicting objectives of the political culture: stability and development, public and personal interests, freedom and order. Methodology: comparative-historical, civilizational, system-structural methods of research. Results: it is proved that the "oscillatory state" of the Russian political culture, its split between liberal and conservative values can be overcome within the framework of the liberal-conservative worldview that can provide a harmonious combination of service to personal and public interests. Conclusions: liberal-conservative principles in their modern interpretation providing a harmonious combination of conflicting values allow to create

© Демидов Александр Иванович, 2018

Доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии (Саратовская государственная юридическая академия)

© Demidov Akeksandr Ivanovich, 2018 256 Doctor of Philosophy, Professor of the Philosophy department (Saratov State Law Academy)

ideological and political preconditions for the implementation of the most important socio-historical advantages of Russia.

Kew-words: political culture, ambivalence,, space, bureaucracy, traditions, values.

С середины ХХ в. понятие политической культуры активно используется как эффективное средство представления и исследования политических процессов, позволяя отразить не только стабильные, устойчивые формы регуляции поведения, но и их динамику, изменения, которые в сфере политики всегда бывают весьма значительны. Ведь именно через механизм политической культуры осуществляется перевод идейно-психологических мотивов в устойчивые ориентации, а затем и действия людей в определенном направлении. Находящиеся во взаимодействии структурные компоненты политической культуры (ценности, ориентации, установки, обычаи, традиции) как раз фиксируют сложный механизм перевода накопленных и приобретенных духовных импульсов в практические действия.

Политическая культура как реализующийся в повседневной политической практике комплекс устойчивых исторических впечатлений того или иного народа, конечно, отражает как особенности пройденного им исторического пути, так и актуальные задачи, стоящие перед политической общностью. Благодаря этому политика из игры разнородных эгоистических группировок, ничего, кроме хаоса, не порождающих, получает возможность перехода в пространство реализации долговременных интересов, устойчивых ориентаций. Это стоит учитывать в ходе ведущихся в настоящее время дискуссий о необходимых условиях и наиболее эффективных путях обеспечения экономической и технологической модернизации России: «В мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления. Насколько эффективно мы сможем использовать колоссальные возможности технологической революции, как ответим на ее вызов, зависит только от нас. И в этом смысле ближайшие годы станут решающими для будущего страны»1.

В значительной степени именно политическая культура задает черты своеобразия политики того или иного государства, в т.ч. и негативные. Как отмечают многие исследователи, для России характерна высокая степень неоднородности политической культуры, ее амбивалентность, вызывающая взаимодействие власти и народа без посредствующего участия гражданского общества. Неразвитость институтов как укорененных правил поведения предопределяет высокую ценность определенности [1, с. 6-8], порождая такое известное качество российской истории и политики, как « вечное колебание между анархией и деспотизмом» (Н.А. Бердяев). «Именно поэтому самый безгосударственный народ создал самую жесткую централизованную бюрократическую систему» [ 2, с. 7 ].

Такая система возникает на гребне взаимодействия двух противоположных начал человеческой истории: обеспечения стабильности: через передачу опыта, удержание традиций, продолжение рода, формирование норм, сохранение культуры; и движения к обновлению: через инициирование изменений, поддержку инноваций, внедрение открытий, освоение территорий.

1 Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 1 марта 2018 г. URL: kremlin.ru >d/56957 (дата обращения: 15.10.2018). 257

Политическая культура, как «практический разум, базирующийся на структуре согласованных ценностей» [3, с. 321], как раз обеспечивает гармоничность отношений традиции и новаторства, личности и общества, укореняя одни, или, наоборот, отторгая другие модели поведения в политике. При этом в силу действия тех или иных фундаментальных и долговременных для данной исторической общности причин, более или менее гармоничное сочетание этих начал нарушается, обеспечивая на достаточно длительном отрезке истории выраженное доминирование одной из сторон.

В России потребность преодоления колебательного состояния между устойчивостью и изменением осуществляется на путях централизации. Среди причин, определяющих именно такой выбор, в первую очередь следует отметить неразвитость гражданского общества: слабость экономических, социальных связей, отсутствие развитой экономической кооперации, других связей, объединяющих людей помимо государственной власти. Гражданское общество предполагает наличие условий решения самими людьми возникающих у них проблем, исходя из имеющихся у них ресурсов и руководствуясь четкими правилами при разрешении возникающих конфликтов. Если ресурсы, которыми они располагают, скудны, и проблема решается только с привлечением внешней силы (в данном случае — государства) — самостоятельность оказывается ограниченной.

Дееспособность такой системы власти обеспечивается ее нарастающей централизацией, выстраиванием жесткой вертикали. Как только она ослабляется, в жизни организуемого ею общества возникают «проблемы» в виде, например, сепаратизма, конфессиональных трений и т.д. Ведущей силой управления, а главным интерпретатором государственного интереса здесь служит бюрократия,

° О О

? а право рассматривается не как независимый и нормативно организованный

я институт, а как инструмент, направление использования которого зависит от

| того, кто его использует.

I Среди и отечественных, и зарубежных исследователей идет давний спор о при-

| чинах таких совпадений: в разные исторические эпохи настойчиво проявляет

! себя склонность к воспроизведению сходных черт не только экономики, быта

§ или культуры, но и политики, государственного управления. Причем, сходство

| это демонстрируют своими решениями и действиями люди, принадлежащие к

| абсолютно разным эпохам, мировоззренческим и политическим ориентациям. 'I Обновление и в технике, и в политике связано с человеком, личностью. Если

I

| условия для ее существования появляются — личность (личности) выдвигается | из массы, проявляет такие качества, как самостоятельность, изобретательность, новации, новые формы организации жизни и их обоснования, в т.ч. и религиозные. Благодаря их усилиям и напору происходит разрыв циклизма, формируются § элементы прогресса — обновления и поступательного движения. § Именно с ней связано появление особых периодов в истории, названных

| К. Ясперсом «осевым временем» — состояниями, «где возникли предпосылки, | позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое независимо от определенного религиозного содержания могло стать настолько убедительным — если не своей эмпирической неопровержимостью, то, во всяком случае, некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще» [4, с. 32].

История укореняет в психологии и поведении граждан комплекс историче-258 ских впечатлений, формируемых как условиями обитания, так и историческим

опытом, и устойчиво воспроизводящих сходные, но реализующиеся в разные эпохи модели решения проблем общественной жизни. Для отражения этого сложного переплетения взаимодействий физической, исторической, социальной и психологической сред, создающих укорененную в сознании устойчивую совокупность исторических впечатлений, эффект воздействия которых приобретает «силу очевидности», в социологии используют различные термины со сходными значениями: «архетип» (К. Юнг), «социально-историческая память», «социокод». Известный французский политолог и социолог Пьер Бурдье предложил термин «габитус» как совокупность черт, диспозиций и свойств, регулирующих присвоение индивидом социального опыта [5, с. 46].

Такими архетипами (габитусами) русского исторического сознания служат понимание зависимости образа правления от размеров государства (Ф. Проко-пович, В.Н. Татищев) [6, с. 41, 52], отношение к государству как объединяющей силе и сформировавшаяся в течение веков этика служения ему, что делает его безусловной ценностью. Как пишет Н.А. Нарочницкая, «Самое несовершенное государство, лучше, чем его отсутствие» [7, с. 63].

Особая роль государства в исторических судьбах России, делающая его не «надстройкой», а стержнем ее политического развития, экономического роста и обеспечения безопасности определяется формированием и действием следующего «социокода».

Россия занимает центральное место на огромной территории, заселенной разными народами с разными культурами и даже расами. Никаких естественных препятствий для взаимодействия этих народов (в т.ч. и конфликтных), кроме больших расстояний, не существует. С учетом этих условий необходимость е сильной и централизованной власти для обеспечения эффективной защиты и очевидна. Ослабление централизации оборачивается расколом, провоцирующим п внешнюю агрессию, угрозу уничтожения и длительную борьбу за выживание о как политической и культурной общности. К

Неустойчивость социальных институтов как регулируемых общепринятыми о

с

правилами отношений между людьми в значительной мере предопределяется | пространственной разряженностью социальной среды, чрезвычайной рас- в

е

тянутостью транспортных и иных коммуникаций, суровыми условиями их о

эксплуатации. Исторические и геостратегические условия России таковы, что р

государство, выбирая путь концентрации и централизации власти, во многих |

ситуациях оказывается наиболее эффективным компенсатором недостаточности К

развития гражданского общества, интегратором общественных отношений и а

интересов социальных групп. Это ведет к доминированию централизованного |

начала перед гражданским обществом в России, делает государство и его при- ии

датки моносубъектом властных отношений. №

Следует иметь в виду, что власть лишь частично компенсирует разряженность 1

географического и социального пространства, низкий уровень интенсивности )

человеческого общения и не отменяет необходимости развития гражданского 8 общества, его способности самостоятельно решать многие социальные проблемы, что требует последовательного наращивания усилий по обеспечению реальной целостности страны. К важнейшим факторам, которые его обеспечивают, относят: снижение логистических издержек во внутренних коммуникациях; приверженность жителей окраин включенности в общение, целое; рост экономических

выгод для окраин взаимодействовать с другими регионами страны [8, с. 130]. 259

Динамика современной политической культуры российского общества в значительной степени определяется историческим разочарованием ее населения в радикальных социалистических и либеральных проектах, практическая реализация которых не сильно нас продвинула в развитии, по сравнению с другими народами, действовавшими не столь радикально.

Начав и закончив ХХ в. в революционных конвульсиях [9, ^ 31], затратив громадные человеческие и экономические ресурсы, Россия сохраняет значительное технологическое отставание от стран-лидеров (США, Англия, Германия, Франция) по следующим показателям:

по количеству установленных за один год многофункциональных роботов на 10 тыс. работников статистика выглядит следующим образом: 478 роботов — в Южной Корее, 36 — в Китае и только 2 — в России2;

уровень производительности труда достигает примерно 1/3 от производительности труда в указанных странах;

наши нынешние экономические конкуренты и партнеры по развитию: Китай, Индия, Иран, Турция;

как и в начале ХХ в., сохраняется резкое, предельно жесткое социальное расслоение. «Официальный децильный коэффициент (отношение доходов 10% самых бедных и 10% самых богатых) без учета доходов топ-менеджеров и олигархов составляет 1:16, хотя, по экспертным данным, он составляет 1:30, а в Москве — 1:45/50. 3% населения владеют 70% национального богатства и этот показатель имеет устойчивую тенденцию к увеличению, а в распоряжении 110 олигархов находится 35% активов» [10, с. 11];

«в России был совершен коррупционный прорыв, но не было прорыва модер-низационного. Невроз идентичности, вызванный примитивизацией экономики, отсутствием за все пореформенные годы каких-либо попыток модернизации производства, не мог не привести к определенной ущербности общественной психологии» [11, с. 106].

Приватизация, проведенная самым грубым и корыстным образом, как «прихватизация», резкое социальное расслоение и обнищание значительной части населения сформировали стойкое негативное отношение к либеральным ценностям у людей, столкнувшихся с обратной стороной свободы, индивидуализма, прав человека, что предопределило выраженный поворот к ценностям консервативным. Массовый носитель консервативного сознания не принимает крайностей аморализма, цинизма, показного и чрезмерного потребления, всех форм отказа от заботы о будущем — «жизнь сегодняшним днем». Он выражает очевидное недоверие к глобализации, привязан к родным «гнездам» и людям, ценит свою культуру и историю, не доверяет действующим элитам, прежде всего потому, что они перестали себя идентифицировать со своими народами, выражать их интересы.

Как исторический опыт, так и современные политические реалии, требуют внимательного отношения к теории и практике либерального консерватизма — достаточно мощного и влиятельного течения в мировой и отечественной политической практике и теории, в рамках которого извечная, в общем-то проблема соотношения стабильности и изменения решается без втягивания общества в радикальные перемены. «Консервативный либерализм устремляется к осторожным, медленным реформам, соизмеряющим свои шаги с реакцией общества на проводимые преобразования, так как быстрые изменения могут привести к

2 См.: Кудрин А. Выступление на Гайдаровском форуме 2017 г. URL: https//www. novayaga-zeta. ru |articles/2017/01/13/71132 (дата обращения: 15.10.2018).

разрушению существующего порядка с соответствующими представлениями о справедливости, что является взрывоопасным для общества. Он считает необходимым сохранить для большинства народа психологически комфортное состояние .... Его особенностью является стремление воплотить либеральные идеи через обращение к массовым ценностям, поэтому избирательно относится к опыту западных обществ, отбирая лишь то, что соответствует органически сложившимся потребностям страны»3.

Представителями данного течения в российской политической мыслительной традиции были М.М. Сперанский, А.С. Пушкин, К.Д. Кавелин, Б.И. Чичерин, В.С. Соловьев, П.Б. Струве, С.Л. Франк. В России либеральный консерватизм был не столько идеологией — более или менее стройной системой идей, сколько позицией, разделяемой многими и совпадающей по сути дела со здравым смыслом. Какие-то элементы их практического воплощения можно было найти в политике П.А. Столыпина, С.Ю. Витте.

Ясно, что в современных условиях фундаментальные и известные идеи могут эффективно работать только в преобразованном в свете полученного исторического опыта виде, учитывающем эти новые реалии. Но в любом случае речь может идти об обеспечении взаимодействия и реализации взаимодополняющих принципов, следование которым способно обеспечить гармоничное сочетание частного и общего начал, интересов личности и общности:

демократии — здесь взаимодействие обоих начал (человека и государства) институционально регламентируется таким образом, что они не подавляют или разрушают, а дополняют друг друга, благодаря чему люди знают, что от них зависят дела государства, и активно участвуют в отправлении его функций;

правового государства — что предполагает способность власти изначально ориентировать себя на действие в детерминированной законом среде, принятие приоритета прав человека как комплекса нерасторжимых с его существованием характеристик жизни;

социального государства — которое обеспечивает не только защиту личности со стороны государственной власти, но и нацеленность государственного механизма на формирование реальных гарантий их соблюдения и защиты; наличие в обществе эффективной системы планирования экономики, создающей необходимые условия для повышения уровня культуры и образования, способствующей развитию личностных задатков его членов;

солидарности, служащей важнейшей предпосылкой долговременного существования социальной общности, способности решения ею насущных проблем; при этом следует учитывать, что «в России идея свободы способна консолидировать массовые оппозиционные движения лишь в сочетании с идеей социальной справедливости, гораздо более близкой простым людям» [12, с. 16];

это общественное единство, не подавляющее различия и выражающееся во взаимозависимости интересов, мотивов, действий различных людей; в этом видел смысл гражданского общества С.Л. Франк: «ответственность общества за судьбу и благосостояние его членов» [13, с. 72].

Либерально-консервативные принципы в их современной трактовке, обеспечивая гармоничное сочетание противоречивых ценностей, позволяют создать идеологические и политические предпосылки реализации важнейших социально-исторических преимуществ России. К ним относятся:

3 Afonasova A.V. Liberal conservatism in the system of ideologies // Вопросы управления. Vestnik.uapa.ru/en/issue /2012/01/02. 261

самодостаточность, богатство ресурсами: Россия ни в чем по большому счету не нуждается и ни к кому не имеет никаких претензий, а ее вмешательство в тот или иной конфликт всегда резко меняет расстановку сил, четко определяя перевес ее союзника. И то и другое делает ее важным фактором стабилизации, установления баланса сил в международных отношениях;

традиционно Россия служит пространством культурного, религиозного взаимодействия и цивилизационного обогащения разных народов;

невозможность установления силовыми методами полноценного тотального контроля над ее громадной территорией и предельно рассредоточенным населением, который возможен только через подчинение ее элиты, изменение ее культурного кода (такие попытки предпринимаются в истории постоянно).

Либеральный консерватизм дает возможность этот культурный код сохранить.

Библиографический список

1. Грин С. Природа неподвижности российского общества // Pro et Contra. 2011. № 1-2. С. 6-19.

2. Бердяев Н.С. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. 256 с.

3. Plant R. Modern Political Thought. Oxford UK & Cambridge USA Univ. Press, 1992. 456 p.

4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527 с.

5. Бурдье П. Социология политики. М.: «Socio-Logos», 1993. 336 с.

6. Политическая мысль России: от истоков до февраля 1917 года. Антология. М.: Гардарики, 2008. 815 с.

7. Нарочницкая Н.А. Русский мир. СПб.: Алетейя, 2007. 304 с.

8. Розов Н.С. Теории исторической динамики Рэндалла Коллинза и контекст российской политики // Полис. 2012. № 6. С. 125-135.

9. Демидов А.И. Две революции в России: 1917 год и «перестройка» // 1917 год в истории России / под ред. С.Ю. Наумова. Саратов: Изд-во ССЭИ, 2017. С. 30-41.

10. Тощенко Ж.Т. Прекариат — новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 8-22.

11. Симонян Р.Х. Россия после реформ: истоки формирования массового сознания // Полис. 2013. № 5. С.100-111.

12. Лукин А.В. Диктатура и жизнь // Полис. 2004. № 1. С. 12-16.

13. Франк С.Л. Политика и идеи (О программе «Полярной звезды») // Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 65-77.

References

1. Green S. The Nature of Immovableness of the Russian Society // Pro et Contra. 2011. № 1-2. P. 6-19.

2. Berdyaev N.S. Destiny of Russia. M.: MSU Press, 1990. 256 p.

3. Plant R. Modern Political Thought. Oxford UK & Cambridge USA Univ. Press. 1992. 456 p.

4. Jaspers К. Sense and Purpose of History. M.: Republic, 1994. 527 p.

5. Ibidem: Bourdieu P. Sociology of Politics. М.: Socio-Logos, 1993. 336 p.

6. Political Thought of Russia: From the Origins to February 1917. Anthology. М.: Gardariky, 2008. 815 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Narochnitskaya N-А. Russian World. SPb: Aleteya, 2007. 304 p.

8. Rozov N.S. Theories of Historical Dynamics of Randall Kollins and the Context of the Russian Politics // Polis. 2012. № 6. P. 125-135.

9. Demidov A.I. Two Revolutions in Russia: 1917 and the "Perestroika" // 1917 in the History of Russia. Saratov: SSEI Press, 2017. P. 30-41.

10. Toschenko J-Т. Precariat — New Social Class// Sociological Researches. 2015. № 6. P. 8-22.

11. Symonyan R.H. Russia after Reforms: the Sources of Forming the Mass Conscience // Polis. 2013. № 5. P. 100-111.

12. Lukin A.V. Dictatorships and Life // Полис. 2004. № 1. С. 12-17.

13. Frank S.L. Policy and Ideas // Collection of works. М.: Pravda, 1990. P. 65-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.