Научная статья на тему 'Амбивалентность как особый тип бинарных отношений'

Амбивалентность как особый тип бинарных отношений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
878
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / АМБИВАЛЕНТНОСТЬ / ДВОЙСТВЕННОСТЬ / ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ / ДУАЛИЗМ / АНТИНОМИЧНОСТЬ / AMBIVALENCE / DUALITY / DIALEKTICHNOST / DUALISM / ANTINOMICHNOST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цветухина Екатерина Андреевна

Современность демонстрирует человека, отчужденного не только от традиций своей страны и семьи, но и от самого себя. Человек представляет собой мятущееся существо, разрываемое противоречиями и, как следствие, постоянно меняющее собственные представления о себе. В поисках проекта, который бы послужил ключом к разгадке противоречий в человеке, актуально обратиться к понятию «амбивалентность». Для этого необходимо разграничить сферы применения всего комплекса понятий, втянутых в систему бинарных отношений и фиксирующих в своем содержании противоречия какого-либо рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ambivalence as special type of binary relations

The article shows the person, aloof not only from traditions of the country and a family, but also from itself. The person represents a being who is broken off by contradictions, and, as a result, constantly changing own ideas of. In search of the project which would serve as a key to a solution of contradictions in the person, actually to address to the concept «ambivalence». For this purpose it is necessary to differentiate scopes of all complex of the concepts involved in the system of binary relations and fixing in its content a contradiction of any sort.

Текст научной работы на тему «Амбивалентность как особый тип бинарных отношений»

УДК 141.32

Е. А. ЦВЕТУХИНА

Омский государственный педагогический университет

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ТИП БИНАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Современность демонстрирует человека, отчужденного не только от традиций своей страны и семьи, но и от самого себя. Человек представляет собой мятущееся существо, разрываемое противоречиями и, как следствие, постоянно меняющее собственные представления о себе. В поисках проекта, который бы послужил ключом к разгадке противоречий в человеке, актуально обратиться к понятию «амбивалентность». Для этого необходимо разграничить сферы применения всего комплекса понятий, втянутых в систему бинарных отношений и фиксирующих в своем содержании противоречия какого-либо рода.

Ключевые слова: человек, амбивалентность, двойственность, диалектичность, дуализм, антиномичность.

Исследователи отмечают факт повсеместного в архаическом менталитете структурирования мира с помощью бинарных оппозиций в мышлении, фиксирующих полярное устройство бытия: «бинарные структуры, в принципе сходные с теми, которые выявляются в естественном языке, обнаружены в знаковых системах мифа и ритуала...» [1, с. 238]. Согласно структуралистам, оказавшим влияние на становление бинарной логики, архаическое мышление имеет дологическую целостно-образную форму и еще невосприимчиво к аналитике. Древний мир мыслил бинарными оппозициями, структурируя как свой внешний, так и свой внутренний миры, выделяя пары: правда и ложь, свет и тьма, женское и мужское, добро и зло.

Бинарное отношение к миру проистекает из некоторого эпизода в истории филогенеза, когда человек, вобрав противоположности, сделал их частью своего внутреннего мира: «Человек сделал своей составной частью противоположности, вкусив от древа познания добра и зла, но, совершив такой выбор, он оказался диссоциирован: единая изначальная энергия, несущая в себе в слитом виде, в сплавленной форме, распалась на материю и сознание, дав нашему миру, нашей человеческой реальности нематериальное сознание и не сознающую материю» [2, с. 39].

Позже оппозициями стало оперировать не только повседневное мышление, выражая себя поэтически в мифах, но оно становилось необходимым моментом объяснения мира. В тексте оппозиции начали структурироваться в антитезу как прием различения с последующей процедурой противопоставления: «Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать. Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие» [3, с. 22]. В основе антитезы лежит простое разделение на два и более начал в целях структурирования мысли.

Бинарным отношениям соответствует и пантеон парных божеств в индуизме, символизирующих полярные качества бытия: как-то тождество и развитие. Об этом красноречиво пишет индийский мыслитель Вивекананда: «Что именно делает мир тем, что он есть? Утраченное равновесие. В первичном состоянии, именуемом хаосом, царит совершенное

равновесие. Вселенная создается путем борьбы, соревнования, столкновения. Неравенство лежит в основе творчества. Тем не менее силы, стремящиеся установить равенство, являются таким же необходимым фактором творчества, как и те, что нарушают его» [4, с. 77].

Взаимодействие двух противоположных начал отражено во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян». Пара «инь-ян» лежит в основе онтологии древнекитайской философии и выражает идею полярности бытия в неограниченном ряду противоположностей: положительное и отрицательное, активное и пассивное, внутреннее и внешнее, мужское и женское.

С точки зрения числового символизма, единица выступает символом целостности и единства. Она — символ активности, потаенной мощи непроявленно-го. «С точки зрения онтологии, единица — символ самого бытия. С точки зрения антропологии, единица выражает активную духовную волю» [5, с. 41]. Двоица же, с одной стороны, символизирует разделение единицы, с другой стороны, наоборот, выражает идею однородности и равнозначности противопоставленных сил.

Таким образом, бинарные отношения представляют собой форму полагания и восприятия мира, в основе которых лежат два противоположных понятия, в которых одно утверждает какое-либо качество, а другое это качество отрицает.

В системе бинарных отношений мы находим ряд терминов, вскрывающих те или иные особенности противоречия.

В отношении к двоице, как выражению противопоставления равнозначности сил, можно говорить о двойственности, когда противоположные начала исключают друг друга, но действуют в рамках целого. В философии сложилось представление, что двойственная природа человека есть следствие сочетания в человеке разумного и животного начал. Человек не способен вырваться за свои пределы. Если бы это было так, то он перестал бы быть человеком, поскольку человек — животное со всем набором инстинктов и страстей.

Классическая логика всегда подразумевает определенность в предпочтении одного из противоположных начал: либо истинно одно, либо — другое.

Эту несводимость одной оппозиции к другой демонстрирует нам дуализм. Дуализмом в философии называют учение, «исходящее из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального» [6]. Например, Р. Декарт строит свою онтологию, исходя из дуалистического представления о бытии, которое предстает у него в виде двух субстанций: протяженной, материальной и мыслящей, духовной.

В теологии дуализм обычно обозначает дитеизм, то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Один представляет собой силы света, а другой — тьмы; один подчиняет мир порядку, а другой — хаосу. Широко известными учениями подобного толка являются зороастризм и манихейство. Они, являясь яркими представителями дуалистических религий, все же содержат и монотеистические черты, поскольку в основание бытия кладут первопринцип, из которого проистекают две равные, но противоположные сущности.

Говоря о двух началах, ответственных за двойственную природу человека, мы не можем не упомянуть об антиномии, которая, напротив, ограничивает сферу применимости логического мышления, разбивающего бытие на эти противоположности. М. С. Уваров выделяет в истории философии три модели применения антиномического дискурса для обоснования принципов знания [7, с. 214]:

1) древнегреческая риторика и апоретика;

2) средневековое антиномичное богословие в лице П. Абеляра;

3) критическая философия Им. Канта.

Г. В. Ф. Гегелю, представляющему собой апогей рациональности, наличие двух противоположных начал в истории культуры «не давало покоя», поэтому в его философии эти начала и борются, и «мирятся» в единстве, и отрицают друг друга. Сам же Г. В. Ф. Гегель не смог мириться с сосуществованием противоречивых мотивов и, в конечном счете, снял их в синтезе: «всеобщее объемлет в себе и единичное, и особенное, а единичное есть, вместе с тем, всеобщность в самом себе» [8, с. 28]. Г. В. Ф. Гегель хаосу существования предпочел порядок диалектики. Диалектика имела прямое воздействие и на антропологию: на уровне человека снять противоположности можно путём развития сознания, в ходе которого субъективный дух повторяет путь объективного. В итоге в сознании человека должна «сложиться картинка» абсолютного тождества бытия и мышления. Как известно, это область чистой логики, где правит свободное от существования человека чистое понятие.

Таким образом, следует различать следующие важнейшие для понимания противоречия четыре понятия, а также связанные с ними стратегии мышления: двойственность и диалектичность, дуализм и антиномичность. Двойственность и диалектич-ность разделяют противоположности, но соединяют их в синтезе на основе правил классической логики. В этих процедурах акцент делается на взаимодействии противоположностей, под объединяющим их началом. Дуализм и антиномичность фиксируют особое значение баланса и нейтралитета противопоставленных сил. При этом отмечается принципиальная несводимость одной оппозиции к другой.

Мы видим, что философия оказалась втянута в корпус бинарных отношений, в рамках которых серьезно размышляла над противоречием. При этом можно констатировать, что бинарные оппозиции, даже если они и признаются существующи-

ми в человеке (Платон, Овидий, Августин, Абеляр и др.), рассматриваются с позиции онтологии как одна из закономерностей бытия, которая отражается и на человеке (например, онтологические свет и тьма, в случае объяснений противоречий в человеке, экстраполируются на него и выражаются этическими понятиями добро и зло). Такое упорядочение бытия и человека, согласно логике противопоставления, проистекает из структуры мифа, оперирующего неразделенными полярными понятиями.

Каждая из перечисленных стратегий правомерна, но все перечисленные понятия, активно использовавшиеся в истории философии, работали исключительно на онтологию. Однако такой интерес к противоречию со стороны онтологии и эпистемологии и в то же время игнорирование антропологической стороны вопроса, сегодня дает право начать дискурс другого качества, позволяет посмотреть на противоречие шире, при этом обогатив и область бинарных отношений, и понятие человека. Имеется в виду не умножение категорий, а, наоборот, — сужение и конкретизация сферы применений каждой из них.

Если противоречие устраняется синтезом или тождеством в онтологии, то как возможно устранение противоречия в рамках антропологии, необходимо еще исследовать. Для описания противоречий с позиции антропологии необходим особый термин.

Человек не абстрактное философское понятие, но существующее здесь и сейчас многообразие всех своих проявлений. Его бытие видится нам как последовательное развитие жизни. В неосознанном, неполагающем состоянии она предстает как тотальность, вбирающая все многообразие бытия. Затем из тотальности выделяется сущность (эссенция), когда жизнь начинает себя осознавать и полагать свое бытие. В этот момент появляется человек как знаковая сущность в структуре бытия. Это развитие бытия в итоге знаменует собой собственно само бытие человека (экзистенция), на котором сознание стремится расшириться, развиться еще интенсивнее, при этом сущность стремится сохранить свою тождественность, полагать себя и жизнь в-себе.

В итоге бытие человека оказывается заключенным между двух областей: полаганием себя и полаганием мира, тождественностью и развитием соответственно. Такое бытие человека названо в философской традиции экзистенцией, а область, в которой эти две интенции сосуществуют, названа нами амбивалентностью, поскольку в понятии «амбивалентность», экстраполированном из психологии, заключено необходимое для исследования противоречия в человеке содержание. Амбивалентность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentía — «сила») демонстрирует переживание человека, выражающееся в том, что одно событие вызывает у человека одновременно два противоположных чувства. На наш взгляд, во-первых, это переживания человека как эссециального существа, во-вторых — как экзистенциального.

Так, мы приходим к открытию нового термина, фиксирующего противоречия именно в человеке.

Амбивалентность — это особый тип бинарных отношений, порожденный человеком в своем самоосуществлении и фиксирующий противоречия в его экзистенции. Амбивалентность имеет ряд особенностей:

— дана как разрыв экзистенциальных и эссен-циальных влечений;

— выражена в сосуществовании исключающих друг друга логик;

— предполагает три типа: интеллектуальную, волевую, эмоциональную;

— ее преодоление лишает экзистенцию присутствия, а человека — смысла.

Итак, мы намеревались рассмотреть амбивалентность в системе бинарных отношений. Оказалось, среди терминов, фиксирующих противоречия в системе бинарных отношений, нет ни одного, который бы улавливал именно антропологическое противоречие на уровне экзистенции. Рассмотрев особенности бытия человека, мы обнаружили его экзистенциально-эссенциальную обусловленность, в рамках которой человек влечется одновременно и силами эссенции, и силами экзистенции. Амбивалентность фиксирует это противоречие.

лиз) ; под ред. Герасимовой И. А. — М. : Канон + , 2008. — С. 36-70.

3. Книга притч царя Соломона — М. : Астрель, 2012. — 416 с.

4. Свами, Вивекананда. Философия. Йога / Вивекананда Свами. — Магнитогорск : Амрита, 1992. — 522 с.

5. Ключников, С. Ю. Священная наука чисел / С. Ю. Ключников. — М. : Беловодье, 1996. — 192 с.

6. Философский энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.

7. Уваров, М. С. Бинарный архетип. Эволюция идеи анти-номизма в истории европейской философии и культуры / М. С. Уваров. — СПб. : БГТУ, 1996. — 214 с.

8. Гегель, Г. В. Ф Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 2 / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль, 1975. — 695 с.

>

Библиографический список

1. Иванов, В. В. Бинарные структуры в семиотических системах / В. В. Иванов // Системные исследования: Ежегодник. 1972. — М. : Наука, 1972. — С. 238 — 240.

2. Бескова, И. А. Природа двойственности / И. А. Бескова // Противоположности и парадоксы (Методологический ана-

ЦВЕТУХИНА Екатерина Андреевна, аспирантка кафедры философии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.06.2014 г. © Е. А. Цветухина

Информация

Всероссийский конкурс прессы «Лучшее корпоративное медиа-2015»

Всероссийский конкурс корпоративной прессы «Лучшее корпоративное медиа» проводится ежегодно при поддержке Гильдии издателей периодической печати, Ассоциации независимых региональных издателей, Российской ассоциации по связям с общественностью. Полный перечень организаций, участвующих в проведении конкурса, представлен на странице конкурса.

Конкурс 2015 года проводится с 13 октября 2014 по 10 апреля 2015 года.

К участию в конкурсе принимаются печатные и электронные корпоративные издания, выходящие не реже одного раза в полугодие и удовлетворяющие условиям конкурса. Для участия в конкурсе необходимо направить заявку в Оргкомитет до 2 апреля 2015 года.

В перечне номинаций конкурса для печатных изданий такие позиции, как внутрикорпоративная газета и журнал; клиентская газета и журнал; медиа вуза; медиа СНГ; государственного учреждения; годовой отчет (каталог); корпоративный календарь; сувенирно-полиграфическая продукция (например, изготовление ежедневников).

Для электронных СМИ предусмотрены следующие номинации: внутрикорпоративная электронная газета и журнал; клиентская газета и электронный журнал; радио; телевидение, фильм; интранет; интернет-портал; социальные медиа. Дополнительно в конкурсе будут предложены специальные номинации, меняющиеся год от года. Перечень специальных номинаций текущего года формируется, в положении о конкурсе перечислены спецноминации прошедшего конкурса 2014 года.

Специальная премия конкурса — приз зрительских симпатий вручается по итогам голосования посетителей сайта www.corpmedia.ru

Полная информация о конкурсе представлена на сайте www.corpmedia.ru в разделе «Конкурсы».

Источник информации: 25.09.2014 г.).

http://www.rsci.ru/grants/grant_news/287/236902.php (дата обращения:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.