УДК 141.32
Е. А. ЦВЕТУХИНА
Омский государственный педагогический университет
№
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ТИП БИНАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Современность демонстрирует человека, отчужденного не только от традиций своей страны и семьи, но и от самого себя. Человек представляет собой мятущееся существо, разрываемое противоречиями и, как следствие, постоянно меняющее собственные представления о себе. В поисках проекта, который бы послужил ключом к разгадке противоречий в человеке, актуально обратиться к понятию «амбивалентность». Для этого необходимо разграничить сферы применения всего комплекса понятий, втянутых в систему бинарных отношений и фиксирующих в своем содержании противоречия какого-либо рода.
Ключевые слова: человек, амбивалентность, двойственность, диалектичность, дуализм, антиномичность.
Исследователи отмечают факт повсеместного в архаическом менталитете структурирования мира с помощью бинарных оппозиций в мышлении, фиксирующих полярное устройство бытия: «бинарные структуры, в принципе сходные с теми, которые выявляются в естественном языке, обнаружены в знаковых системах мифа и ритуала...» [1, с. 238]. Согласно структуралистам, оказавшим влияние на становление бинарной логики, архаическое мышление имеет дологическую целостно-образную форму и еще невосприимчиво к аналитике. Древний мир мыслил бинарными оппозициями, структурируя как свой внешний, так и свой внутренний миры, выделяя пары: правда и ложь, свет и тьма, женское и мужское, добро и зло.
Бинарное отношение к миру проистекает из некоторого эпизода в истории филогенеза, когда человек, вобрав противоположности, сделал их частью своего внутреннего мира: «Человек сделал своей составной частью противоположности, вкусив от древа познания добра и зла, но, совершив такой выбор, он оказался диссоциирован: единая изначальная энергия, несущая в себе в слитом виде, в сплавленной форме, распалась на материю и сознание, дав нашему миру, нашей человеческой реальности нематериальное сознание и не сознающую материю» [2, с. 39].
Позже оппозициями стало оперировать не только повседневное мышление, выражая себя поэтически в мифах, но оно становилось необходимым моментом объяснения мира. В тексте оппозиции начали структурироваться в антитезу как прием различения с последующей процедурой противопоставления: «Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет. Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать. Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие» [3, с. 22]. В основе антитезы лежит простое разделение на два и более начал в целях структурирования мысли.
Бинарным отношениям соответствует и пантеон парных божеств в индуизме, символизирующих полярные качества бытия: как-то тождество и развитие. Об этом красноречиво пишет индийский мыслитель Вивекананда: «Что именно делает мир тем, что он есть? Утраченное равновесие. В первичном состоянии, именуемом хаосом, царит совершенное
равновесие. Вселенная создается путем борьбы, соревнования, столкновения. Неравенство лежит в основе творчества. Тем не менее силы, стремящиеся установить равенство, являются таким же необходимым фактором творчества, как и те, что нарушают его» [4, с. 77].
Взаимодействие двух противоположных начал отражено во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян». Пара «инь-ян» лежит в основе онтологии древнекитайской философии и выражает идею полярности бытия в неограниченном ряду противоположностей: положительное и отрицательное, активное и пассивное, внутреннее и внешнее, мужское и женское.
С точки зрения числового символизма, единица выступает символом целостности и единства. Она — символ активности, потаенной мощи непроявленно-го. «С точки зрения онтологии, единица — символ самого бытия. С точки зрения антропологии, единица выражает активную духовную волю» [5, с. 41]. Двоица же, с одной стороны, символизирует разделение единицы, с другой стороны, наоборот, выражает идею однородности и равнозначности противопоставленных сил.
Таким образом, бинарные отношения представляют собой форму полагания и восприятия мира, в основе которых лежат два противоположных понятия, в которых одно утверждает какое-либо качество, а другое это качество отрицает.
В системе бинарных отношений мы находим ряд терминов, вскрывающих те или иные особенности противоречия.
В отношении к двоице, как выражению противопоставления равнозначности сил, можно говорить о двойственности, когда противоположные начала исключают друг друга, но действуют в рамках целого. В философии сложилось представление, что двойственная природа человека есть следствие сочетания в человеке разумного и животного начал. Человек не способен вырваться за свои пределы. Если бы это было так, то он перестал бы быть человеком, поскольку человек — животное со всем набором инстинктов и страстей.
Классическая логика всегда подразумевает определенность в предпочтении одного из противоположных начал: либо истинно одно, либо — другое.
Эту несводимость одной оппозиции к другой демонстрирует нам дуализм. Дуализмом в философии называют учение, «исходящее из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального» [6]. Например, Р. Декарт строит свою онтологию, исходя из дуалистического представления о бытии, которое предстает у него в виде двух субстанций: протяженной, материальной и мыслящей, духовной.
В теологии дуализм обычно обозначает дитеизм, то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Один представляет собой силы света, а другой — тьмы; один подчиняет мир порядку, а другой — хаосу. Широко известными учениями подобного толка являются зороастризм и манихейство. Они, являясь яркими представителями дуалистических религий, все же содержат и монотеистические черты, поскольку в основание бытия кладут первопринцип, из которого проистекают две равные, но противоположные сущности.
Говоря о двух началах, ответственных за двойственную природу человека, мы не можем не упомянуть об антиномии, которая, напротив, ограничивает сферу применимости логического мышления, разбивающего бытие на эти противоположности. М. С. Уваров выделяет в истории философии три модели применения антиномического дискурса для обоснования принципов знания [7, с. 214]:
1) древнегреческая риторика и апоретика;
2) средневековое антиномичное богословие в лице П. Абеляра;
3) критическая философия Им. Канта.
Г. В. Ф. Гегелю, представляющему собой апогей рациональности, наличие двух противоположных начал в истории культуры «не давало покоя», поэтому в его философии эти начала и борются, и «мирятся» в единстве, и отрицают друг друга. Сам же Г. В. Ф. Гегель не смог мириться с сосуществованием противоречивых мотивов и, в конечном счете, снял их в синтезе: «всеобщее объемлет в себе и единичное, и особенное, а единичное есть, вместе с тем, всеобщность в самом себе» [8, с. 28]. Г. В. Ф. Гегель хаосу существования предпочел порядок диалектики. Диалектика имела прямое воздействие и на антропологию: на уровне человека снять противоположности можно путём развития сознания, в ходе которого субъективный дух повторяет путь объективного. В итоге в сознании человека должна «сложиться картинка» абсолютного тождества бытия и мышления. Как известно, это область чистой логики, где правит свободное от существования человека чистое понятие.
Таким образом, следует различать следующие важнейшие для понимания противоречия четыре понятия, а также связанные с ними стратегии мышления: двойственность и диалектичность, дуализм и антиномичность. Двойственность и диалектич-ность разделяют противоположности, но соединяют их в синтезе на основе правил классической логики. В этих процедурах акцент делается на взаимодействии противоположностей, под объединяющим их началом. Дуализм и антиномичность фиксируют особое значение баланса и нейтралитета противопоставленных сил. При этом отмечается принципиальная несводимость одной оппозиции к другой.
Мы видим, что философия оказалась втянута в корпус бинарных отношений, в рамках которых серьезно размышляла над противоречием. При этом можно констатировать, что бинарные оппозиции, даже если они и признаются существующи-
ми в человеке (Платон, Овидий, Августин, Абеляр и др.), рассматриваются с позиции онтологии как одна из закономерностей бытия, которая отражается и на человеке (например, онтологические свет и тьма, в случае объяснений противоречий в человеке, экстраполируются на него и выражаются этическими понятиями добро и зло). Такое упорядочение бытия и человека, согласно логике противопоставления, проистекает из структуры мифа, оперирующего неразделенными полярными понятиями.
Каждая из перечисленных стратегий правомерна, но все перечисленные понятия, активно использовавшиеся в истории философии, работали исключительно на онтологию. Однако такой интерес к противоречию со стороны онтологии и эпистемологии и в то же время игнорирование антропологической стороны вопроса, сегодня дает право начать дискурс другого качества, позволяет посмотреть на противоречие шире, при этом обогатив и область бинарных отношений, и понятие человека. Имеется в виду не умножение категорий, а, наоборот, — сужение и конкретизация сферы применений каждой из них.
Если противоречие устраняется синтезом или тождеством в онтологии, то как возможно устранение противоречия в рамках антропологии, необходимо еще исследовать. Для описания противоречий с позиции антропологии необходим особый термин.
Человек не абстрактное философское понятие, но существующее здесь и сейчас многообразие всех своих проявлений. Его бытие видится нам как последовательное развитие жизни. В неосознанном, неполагающем состоянии она предстает как тотальность, вбирающая все многообразие бытия. Затем из тотальности выделяется сущность (эссенция), когда жизнь начинает себя осознавать и полагать свое бытие. В этот момент появляется человек как знаковая сущность в структуре бытия. Это развитие бытия в итоге знаменует собой собственно само бытие человека (экзистенция), на котором сознание стремится расшириться, развиться еще интенсивнее, при этом сущность стремится сохранить свою тождественность, полагать себя и жизнь в-себе.
В итоге бытие человека оказывается заключенным между двух областей: полаганием себя и полаганием мира, тождественностью и развитием соответственно. Такое бытие человека названо в философской традиции экзистенцией, а область, в которой эти две интенции сосуществуют, названа нами амбивалентностью, поскольку в понятии «амбивалентность», экстраполированном из психологии, заключено необходимое для исследования противоречия в человеке содержание. Амбивалентность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentía — «сила») демонстрирует переживание человека, выражающееся в том, что одно событие вызывает у человека одновременно два противоположных чувства. На наш взгляд, во-первых, это переживания человека как эссециального существа, во-вторых — как экзистенциального.
Так, мы приходим к открытию нового термина, фиксирующего противоречия именно в человеке.
Амбивалентность — это особый тип бинарных отношений, порожденный человеком в своем самоосуществлении и фиксирующий противоречия в его экзистенции. Амбивалентность имеет ряд особенностей:
— дана как разрыв экзистенциальных и эссен-циальных влечений;
— выражена в сосуществовании исключающих друг друга логик;
— предполагает три типа: интеллектуальную, волевую, эмоциональную;
— ее преодоление лишает экзистенцию присутствия, а человека — смысла.
Итак, мы намеревались рассмотреть амбивалентность в системе бинарных отношений. Оказалось, среди терминов, фиксирующих противоречия в системе бинарных отношений, нет ни одного, который бы улавливал именно антропологическое противоречие на уровне экзистенции. Рассмотрев особенности бытия человека, мы обнаружили его экзистенциально-эссенциальную обусловленность, в рамках которой человек влечется одновременно и силами эссенции, и силами экзистенции. Амбивалентность фиксирует это противоречие.
лиз) ; под ред. Герасимовой И. А. — М. : Канон + , 2008. — С. 36-70.
3. Книга притч царя Соломона — М. : Астрель, 2012. — 416 с.
4. Свами, Вивекананда. Философия. Йога / Вивекананда Свами. — Магнитогорск : Амрита, 1992. — 522 с.
5. Ключников, С. Ю. Священная наука чисел / С. Ю. Ключников. — М. : Беловодье, 1996. — 192 с.
6. Философский энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
7. Уваров, М. С. Бинарный архетип. Эволюция идеи анти-номизма в истории европейской философии и культуры / М. С. Уваров. — СПб. : БГТУ, 1996. — 214 с.
8. Гегель, Г. В. Ф Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 2 / Г. В. Ф. Гегель. — М. : Мысль, 1975. — 695 с.
>
Библиографический список
1. Иванов, В. В. Бинарные структуры в семиотических системах / В. В. Иванов // Системные исследования: Ежегодник. 1972. — М. : Наука, 1972. — С. 238 — 240.
2. Бескова, И. А. Природа двойственности / И. А. Бескова // Противоположности и парадоксы (Методологический ана-
ЦВЕТУХИНА Екатерина Андреевна, аспирантка кафедры философии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.06.2014 г. © Е. А. Цветухина
Информация
Всероссийский конкурс прессы «Лучшее корпоративное медиа-2015»
Всероссийский конкурс корпоративной прессы «Лучшее корпоративное медиа» проводится ежегодно при поддержке Гильдии издателей периодической печати, Ассоциации независимых региональных издателей, Российской ассоциации по связям с общественностью. Полный перечень организаций, участвующих в проведении конкурса, представлен на странице конкурса.
Конкурс 2015 года проводится с 13 октября 2014 по 10 апреля 2015 года.
К участию в конкурсе принимаются печатные и электронные корпоративные издания, выходящие не реже одного раза в полугодие и удовлетворяющие условиям конкурса. Для участия в конкурсе необходимо направить заявку в Оргкомитет до 2 апреля 2015 года.
В перечне номинаций конкурса для печатных изданий такие позиции, как внутрикорпоративная газета и журнал; клиентская газета и журнал; медиа вуза; медиа СНГ; государственного учреждения; годовой отчет (каталог); корпоративный календарь; сувенирно-полиграфическая продукция (например, изготовление ежедневников).
Для электронных СМИ предусмотрены следующие номинации: внутрикорпоративная электронная газета и журнал; клиентская газета и электронный журнал; радио; телевидение, фильм; интранет; интернет-портал; социальные медиа. Дополнительно в конкурсе будут предложены специальные номинации, меняющиеся год от года. Перечень специальных номинаций текущего года формируется, в положении о конкурсе перечислены спецноминации прошедшего конкурса 2014 года.
Специальная премия конкурса — приз зрительских симпатий вручается по итогам голосования посетителей сайта www.corpmedia.ru
Полная информация о конкурсе представлена на сайте www.corpmedia.ru в разделе «Конкурсы».
Источник информации: 25.09.2014 г.).
http://www.rsci.ru/grants/grant_news/287/236902.php (дата обращения: