Научная статья на тему 'Альтметрия и научные библиотеки: новая точка пересечения'

Альтметрия и научные библиотеки: новая точка пересечения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
50
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМЕТРИЯ / БИБЛИОМЕТРИЯ / НАУКОМЕТРИЯ / АЛЬТМЕТРИЯ / НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMETRICS / BIBLIOMETRICS / SCIENTOMETRICS / ALTMETRICS / RESEARCH LIBRARIES / SCHOLARLY COMMUNICATION / SOCIAL MEDIA / INFORMATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Галявиева М.С.

Обсуждается новое направление исследований научной коммуникации в среде Web 2.0 альтметрия (altmetrics). Представлены возможные направления деятельности научных и вузовских библиотек в данной области исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTMETRICS AND RESEEARCH LIBRARIES: NEW POINT OF INTERSECTION

In article the new direction of researches of scientific communications in the environment of Web 2.0 altmetrics is discussed. Possible lines of activity of research and academic libraries in the field researches are presented.

Текст научной работы на тему «Альтметрия и научные библиотеки: новая точка пересечения»

М.С.ГАЛЯВИЕВА АЛЬТМЕТРИЯ И НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ: НОВАЯ ТОЧКА

ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

Обсуждается новое направление исследований научной коммуникации в среде Web 2.0

- альтметрия (altmetrics). Представлены возможные направления деятельности научных и вузовских библиотек в данной области исследований.

Ключевые слова: информетрия, библиометрия, наукометрия, альтметрия, научные библиотеки, научная коммуникация, социальные медиа, информационная среда

M. Galyavieva

ALTMETRICS AND RESEEARCH LIBRARIES: NEW POINT OF INTERSECTION

In article the new direction of researches of scientific communications in the environment of Web 2.0

- altmetrics is discussed. Possible lines of activity of research and academic libraries in the field researches are presented.

Keywords: informetrics, bibliometrics, scientometrics, altmetrics, research libraries, scholarly communication, social media, information environment

М.С.ГАЛЯВИЕВА АЛЬТМЕТРИЯ И НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ: НОВАЯ ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

В настоящее время информационная среда научной коммуникации, в которой создается и распространяется научное знание, претерпевает динамичные и глубокие изменения.

Экспертами IFLA выявлены пять основных тенденций, определяющих формирование информационной экосистемы (Information Ecosystem) будущего: (1) новые технологии как расширяют, так и ограничивают круг тех, кто имеет доступ к информации; (2) онлайн-образование способствует демократизации и одновременно деформирует сложившуюся глобальную систему обучения; (3) границы конфиденциальности и защиты персональных данных будут пересмотрены; (4) в гиперсвязанном обществе (hyper-connected societies) будут услышаны и получат значение новые голоса и новые сообщества; (5) глобальная информационная экономика будет трансформироваться под воздействием новых технологий [7].

Среди существенных особенностей современной информационной среды научной коммуникации перечислим [2; 3; 4]: достигнутый уровень развития информационно-коммуникационных технологий; все большее размывание существовавших ранее достаточно четких границ между формальной и неформальной коммуникациями; изменение подходов к понятию «публикация»; открытый доступ; формирование виртуального научного пространства (виртуальное сотрудничество, виртуальные научные коллективы, онлайн-коммуникации и пр.); создание и развитие цифровой научной инфраструктуры (электронные библиотеки, издательства, журналы, архивы, институциональные репозитории и т. п.); формирование системы идентификации авторов и объектов (ResearcherID WoS , Author Identifier Scopus, SPIN код РИНЦ, ORCID, DOI); использование облачных технологий, мобильных устройств и приложений и пр.

Сегодня научные и вузовские библиотеки сталкиваются с необходимостью переосмысления своей роли и функций в системе научной коммуникации, с проблемой поиска новых путей информационно-библиотечного обеспечения научно-исследовательской деятельности и предоставления услуг, отвечающих запросам современных пользователей. Современная информационная среда научной коммуникации способствует реализации новых типов сотрудничества ученых, издателей и библиотекарей и появлению новых ролей для библиотек и библиотекарей. Научные и вузовские библиотеки стремятся занять более активную позицию и выступают активными партнерами на всех стадиях «жизненного цикла» научного исследования: от информирования и предоставления доступа к коллекциям документов до публикации, размещения, распространения, анализа и оценки результатов исследований. В качестве приоритетных направлений деятельности научных библиотек перечислим: создание и сопровождение репозиториев открытого доступа; управление научными данными (research data management, RDM); курирование научных данных

(data curation); информетрия (библиометрия, наукометрия, вебометрия, альтметрия); службы

поддержки электронных публикаций (e-publishing services) и пр. [4].

Создание глобальной сети дало начало новым формам научного дискурса. Инструменты Web 2.0 предоставляют ученым еще более быстрые и менее формальные пути к коммуникации внутри и вне научного сообщества. В последние годы все большее количество ученых использует в профессиональных коммуникациях разнообразные социальные медиа, такие как, блоги, микроблоги (Twitter), социальные сети (Facebook, Google+), научные сети

(Academia.edu, Mendeley, ResearchGate), онлайновые платформы для работы с библиографическими данными (CiteULike, Zotera и др.) и пр. [2; 3].

Заметим, что изменения претерпевают не только традиционная модель публикации и распространения научного знания, но и модель его оценки. Сегодня, наряду с традиционной экспертной оценкой широко используются наукометрические (библиометрические) показатели (количество публикаций, их цитируемость, импакт-фактор журнала, h-индекс автора и др.) и сетевые подходы (вебометрия, альтметрия и др.).

Новое, активно развивающееся направление исследований получило название «altmetrics» (alternative metrics, англ. яз.) или «альтметрия» (альтернативные метрии, русс. яз.). Альтметрия рассматривается как подобласть более широкого понятия «информетрия». Становление и развитие данного направления информетрических исследований берет начало от вебометрии, онлайн-наукометрии, наукометрии 2.0 и т. п. [1; 3].

Термин «altmetrics» был введен Дж. Примом (J. Priem) в 2010 г. и использован в хештеге twitter#altmetrics. Понятие «altmetrics» понимается как создание и исследование новых «метрик» для анализа научной коммуникации (научного воздействия, коммуникационного поведения ученых) вне традиционных каналов системы научной коммуникации, а именно, в социальных и профессиональных сетях, блогах, форумах и т. п. При этом альтметрики (альтернативные показатели) рассматриваются как дополнение к традиционным библиометрическим показателям [10].

Среди потенциальных преимуществ альтметрик перечисляют [6; 9; 10]:

- более детальное понимание воздействия, демонстрирующее, какие «научные продукты» прочитаны, обсуждены, сохранены и рекомендованы (по аналогии с «процитированы»);

- получение оперативных данных, предоставляющих доказательство воздействия в днях вместо

лет;

- просмотр воздействия таких «научных продуктов», как наборы данных, программное обеспечение, сообщения в блоге, презентация, видео и др.;

- отражение признаков воздействия на более разнообразную аудиторию, включая не только ученых, практиков, педагогов, но и широкую общественность.

Существует большое количество разнообразных альтметрик, а именно: количества читателей, просмотров, загрузок, закладок, упоминаний, число комментариев, количество «нравится/не нравится» и т. п.

В качестве примеров программ (altmetrics-инструментов), используемых при проведении исследований, назовем Altmetric (www.altmetric.com/), ImpatStory (www. impactstory.org/)

и Plum Analytics (www.plumanalytics.com/). Например, ImpactStory (www.impactstory.org/) - программа, воспользоваться которой может любой желающий. Ученому-исследователю необходимо загрузить свои статьи и другие «научные продукты» с помощью Google Scholar, ORCID (Open Researcher and Contributor ID) или указать DOI (Digital Object Identifier) статей. Программа сформирует отчет, содержащий информацию, как о традиционных ссылках, так и altmetrics-данные.

Издатели одними из первых активно включились в процесс использования альтернативных показателей. В 2009 г. публичная научная библиотека PLoS (Public Library of Science) стала первым издательством, запустившим приложение Article-level Metrics (ALM, см. http://article-level-metrics.plos.org/alm-info/) или «метрики на уровне статьи». ALM включают периодически обновляемый набор разнообразных показателей для оценки академической (scholarly visibility) и социальной видимости (social visibility) отдельно взятой научной статьи, а именно, цитирований (Cited), просмотров (Viewed), сохранений (Saved), обсуждений (Discussed) и рекомендаций (Recommended). Например, для каждой опубликованной статьи PLOS доступны такие данные, как число цитирований (ISI Web of Science, Scopus, GrossRef, PMC, Europe PubMed Central, Google Scholar), просмотров и загрузок (отдельно в PDF, HTML, XML форматах для PLoS и PMC), закладок (Mendeley, CiteULike), комментариев и обсуждений в социальных медиа (Twitter, Facebook, Wikipedia, Google blogs и пр.) [3].

Важность и признание ALM-показателей в научном сообществе подчеркивает тот факт, что в настоящее время многие крупнейшие издательства мира используют их для документирования и отображения влияния статей, которые они издают. Например, издательская группа Nature Publishing Group (см.http://www.nature.com/press_releases/article-metrics.html), издательства Elsevier (http://elsevier.ru), Copernicus Publications (http://publications.copernicus.org/services /article_level_metrics.html), IOP Publishing (http://iopscience.iop.org/info/page/article-level-metrics) и др.

Подчеркнем, что современные библиотеки реализуют исследования в различных подобластях информетрии:от библиометрии до вебометрии и альтметрии [5].С

развитием альтметрии для библиотек появляются новые возможности участия в динамичных процессах создания, распространения и оценки научного знания. Среди перспективных направлений деятельности библиотек в данной области называют: (1) предоставление библиотекам дополнительной информации при рассмотрении вопроса управления ресурсами (подписка, стоимость и пр.); (2) предоставление

информации о рентабельности инвестиций в формирование библиотечного фонда (коллекций); (3) участие в формировании собственной информационной среды научного учреждения (вуза, факультета); (4) информирование ученых, аспирантов и студентов о последних исследованиях в данной области; (5) поддержка и проведение исследований с помощью altmetrics-инструментов; (6) обучение альтметрии на начальном уровне (altmetrics просвещение и пропаганда) [6; 8; 9].

Полагаем, что библиотекари имеют хорошую возможность, чтобы использовать новые инструменты для обеспечения обратной связи с исследователями; информирования научного сообщества о целях и способах использования альтметрик; участия в процессе формирования новой исследовательской культуры специалистов в современной информационной среде научной коммуникации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галявиева М.С. О становлении понятия «информетрия» (обзор)// НТИ. Сер. 1. - 2013. - № 6.

- С. 1-10.

2. Галявиева М.С. Altmetrics и библиотеки: тенденции, возможности и проблемы// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 4-1. - С. 27-32.

3. Галявиева М.С. Альтметрия или новые показатели научной коммуникации в среде Web 2.0// Ученые записки ИСГЗ. - 2014. - № 1-2 (12). - C. 241-247.

4. Галявиева М.С. О новой роли научных библиотек в современной информационной среде научной коммуникации// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2014. - № 1. - С. 104-109.

5. Галявиева М.С. Информетрические исследования в библиотеках: от библиометрии до альтметрии// Труды ГПНТБ СО РАН. - 2015. - № 8. - С. 46-51.

6. Galligan F., Dyas-Correia S. Altmetrics: Rethinking the Way We Measure// Serials Review. - 2013.

- Vol. 39. - P. 56-61.

7. IFLA Trend Report Examines the Future of the Information Ecosystem. - URL: http://trends.ifla.org (дата обращения: 01.02.2016).

8. Lapinski S., Piwowar H., Priem J. Riding the crest of the altmetrics wave: How librarians can help prepare faculty for the next generation of research impact metrics// College & Research Libraries News. - 2013.

- Vol. 74, No. 6. - P. 292-300.

9. Meaningful metrics: a 21st century librarian's guide to bibliometrics, altmetrics, and research impact / ed. by R.C. Roemer, R. Borchardt. - Chicago, Illinois 2015. - 251 p.

10. Priem J., Taborelli D., Groth P., Neylon C. Altmetrics: A manifesto. - URL: http://altmetrics.org/manifesto/ (дата обращения: 01.02.2016).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ГАЛЯВИЕВА Миляуша Саляхутдиновна, доцент кафедры информатики Казанский государственный институт культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.