Научная статья на тему 'Альтернативный выбор на рынке препаратов экстремальной медицины'

Альтернативный выбор на рынке препаратов экстремальной медицины Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
361
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / MARKETING RESEARCH / EXTREME MEDICINE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Скопина Ирина Васильевна, Бакланова Юлия Олеговна, Пименова Анна Евгеньевна

После образования новых независимых государств, формирования рыночной экономики и прихода на фармацевтический рынок большого числа зарубежных производителей лекарственных средств у потребителей появилась возможность альтернативного выбора. В статье авторы приводят пример ситуации на российском рынке лекарственных препаратов экстремальной медицины в июне-августе 2007г. Исследования подтвердили факт, что увеличение количества препаратов, представленных на рынке, диктует фармацевтическим компаниям необходимость применения специальных маркетинговых стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

After formation of the new independent states, market economy and arrival formation on the pharmaceutical market of the big number of foreign manufacturers of medical products consumers had a possibility of an alternative choice. In article authors give an example situations in the Russian market of medical products of extreme medicine in June-August 2007г. Researches have confirmed the fact, that the increase in quantity of the preparations presented in the market, dictates to the pharmaceutical companies necessity of application of special marketing strategy.

Текст научной работы на тему «Альтернативный выбор на рынке препаратов экстремальной медицины»

Альтернативный выбор на рынке препаратов экстремальной медицины

Дата: 30/09/2007 Номер: (11) УЭкС, 3/2007

Аннотация: После образования новых независимых государств, формирования рыночной экономики и прихода на фармацевтический рынок большого числа зарубежных производителей лекарственных средств у потребителей появилась возможность альтернативного выбора. В статье авторы приводят пример ситуации на российском рынке лекарственных препаратов экстремальной медицины в июне-августе 2007г. Исследования подтвердили факт, что увеличение количества препаратов, представленных на рынке, диктует фармацевтическим компаниям необходимость применения специальных маркетинговых стратегий.

Abstract: After formation of the new independent states, market economy and arrival formation on the pharmaceutical market of the big number of foreign manufacturers of medical products consumers had a possibility of an alternative choice. In article authors give an example situations in the Russian market of medical products of extreme medicine in June-August 2007г. Researches have confirmed the fact, that the increase in quantity of the preparations presented in the market, dictates to the pharmaceutical companies necessity of application of special marketing strategy.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, экстремальная медицина

Keywords: marketing research, extreme medicine

Скопина Ирина Васильевна доктор экономических наук, профессор

Вятский государственный университет

Бакланова Юлия Олеговна ООО "Международный центр научно-исследовательских проектов", директор

Пименова Анна Евгеньевна НПЦ "Фармзащита" Федерального медико-биологического агенства

Выходные данные статьи: Скопина, И.В. Альтернативный выбор на рынке препаратов экстремальной медицины / И.В.Скопина, Ю.О.Бакланова, А.Е.Пименова // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права

- [Электронный ресурс]. - Киров: ООО "Международный центр научно-исследовательских проектов", 2007. - № 3 (11). - № гос регистрации статьи 0420700034/0017. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

На страницах многих медицинских изданий периодически обсуждаются сравнительные характеристики выпускаемых различными производителями аналогичных лекарственных препаратов. Потребители лекарственных препаратов нередко также при выборе препаратов ориентируются на страну-производителя. Считается, что многие аналоги и синонимы лицензированные в промышленно развитых странах, полностью проходят необходимые этапы жесткого контроля и соответствия всем требуемым стандартам.

После образования новых независимых государств, формирования рыночной экономики и прихода на фармацевтический рынок большого числа зарубежных производителей лекарственных средств у потребителей появилась возможность альтернативного выбора. Успех фармакологических компаний начал напрямую зависеть не только от качества и количества поставляемых на рынок препаратов, но и от маркетинговых инструментов распределения и продвижения продукции.

Рассмотрим ситуацию на рынке лекарственных препаратов экстремальной медицины. Исследование проводилось среди крупных оптовых компаний и производителей лекарственных средств в июне - августе 2007г. Источниками информации послужили официальные прайс-листы компаний производителей и оптовиков, коммерческие предложения компаний.

Аминометилбензойная кислота (МНН) Препараты на рынке: Амбен

Синонимы на российском рынке отсутствуют.

Производитель ОАО НПЦ "Фармзащита". Препарат производится в форме ампулы - амп. 1% 5мл х10.

Основные дистрибьюторы - 4.

На рис. 1. показана ценовая политика ОАО НПЦ "Фармзащита" и дистрибъюторских компаний.

Рис. 1. Ценовая политика дистрибьюторов и производителей препарата Амбен

Ценовая политика дистрибьюторов соответствует статусу фирмы на рынке: в числе самых дорогих дистрибъюторов - ЦВ «Протек», входящий в десятку лидеров по продажам лекарственных препаратов. Незначительное число дистрибьюторов, вероятно, является одним из свидетельств низкого спроса на товар.

Однако следует отметить, что у данного препарата есть аналоги по более низкой цене, имеющее другое международное название - Менадиона натрия бисульфит. И если розничная цена Амбена колеблется в пределах 365 руб., то розничная цена аналогов - в пределах 60-70 руб. Таковым является Викасол: Викасол (р/р для в/м введения 1% 1 мл, амп. 10 шт.), раствор Викасола (р/р

для инъекций 1% р/р для в/м введения 1% 1 мл).

Препарат: Б190 Нет МНН

Препарат Б-190 не имеет синонимов на российском рынке. Также и не имеет крупных дистрибьюторов.

Однако на розничном рынке присутствует аналог данного препарата Этиол (пор лф 500мг, МНН

- Амифостин, ЮСБ С.А., Нидерланды). Стоимость данного препарата (22600 руб.), что во много раз превосходит стоимость российского (1210 руб.).

Натрия дезоксирибонуклеат (МНН) Препараты на рынке: Деринат, Дезоксинат.

Синонимы на российском рынке присутствуют.

Производители:

• ОАО НПЦ "Фармзащита" (Дезоксинат: амп 0,5% 5мл х10, фл 0,25% 50мл)

• ЗАО ФП Техномедсервис (Деринат: р-р д/нар.прим (фл) 0,25% 10мл, амп 1,5% 5мл х5).

Видно, что производители используют различные по объему виды упаковки и оценить объем рынка производителей приходится возможным только при соотнесении количества дистрибьюторов.

Официальных дистрибьюторов у препарата Дезоксинат не обнаружено, в тоже время у препарата Деринат достаточно большой список дистрибьюторов. Возможно такая ситуация возникла в связи с тем, что до 1995 года препарат Дезоксинат имел название Деринат (препарат был перерегистрирован Приказом Минздравмедпрома РФ №277 от 04.10.1995г. уже под наименованием Дезоксинат в связи с регистрацией торговой марки Деринат другой организацией.)

Рассмотрим положение на рынке препарата Деринат (р-р д/нар.прим (фл) 0,25% 10мл).

Рис. 2 - Ценовая политика дистрибьюторов на рынке препарата Деринат (р-р д/нар.прим (фл)

0,25% 10мл)

Рис. 3 - Ценовая политика дистрибьюторов на рынке препарата Деринат (амп 1,5% 5мл х5)

Данные рис. 2 и 3 свидетельствуют о том, что стоимость препарата у дистрибьюторских сетей намного выше, чем у производителя. У некоторых распространителей препарата цена его увеличивается почти в 2 раза, следовательно, можно говорить о популярности препарата на рынке, а соответственно о лидирующем положении в данной группе препаратов. Общее количество крупных распространителей - более 32 организации.

Однако, как видно на рис. 3, часть компаний поставляет препарат Деринат (амп 1,5% 5мл х5) по более низкой цене, чем у производителя, что вызвано либо старыми запасами препарата, либо ценовой политикой данных организаций, пытающихся завоевать рынок данного препарата.

Таким образом, препарат Деринат на рынке занимает довольно весомое место, в то время как его синоним Дезоксинат не имеет крупных оптовых поставщиков на рынок.

Ондансетрон (МНН) Препараты на рынке: Зофран, Латран, Ондансетрон, Эмесет, Эметрон.

Пожалуй, это самая большая группа в проведенном исследовании лекарственных препаратов. Объясняется данный факт, скорее всего, тем, что данный препарат входит в список препаратов Дополнительного лекарственного обеспечения (таблетки) и Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2007 г. N 376-р) (инъекционная форма, таблетки).

Стоит сказать, что данный препарат входит в группу «Противоопухолевые, иммунодепрессивные и сопутствующие средства», данная группа средств согласно отчету DSM

Group[11 - лидер в стоимостном объеме в списке ДЛО (670,12 млн.дол.), однако доля группы в натуральном объеме 1,24%, тогда как в стоимостном она 28,11%. Из выше сказанного следует вывод, что лекарственные средства в данной группе достаточно дорогие.

Количество производителей: 9 предприятий, из них 4 иностранных.

Количество крупных дистрибьюторов продукции - 38.

Что более важно, что в данном рыночном сегменте появляется зарубежный производитель, что говорит о перспективности и прибыльности лекарственного препарата на рынке вследствие его востребованности оптовиками.

Классификации рассматриваемого продукта можно провести по нескольким направлениям:

1. Данная группировка связана с формами лекарственного препарата.

В таблице 1 представлены данные по наличию у продукта формы производства. В качестве разновидностей были рассмотрены примерно аналогичные формы препарата и объединены в группы.

Таблица 1

Формы лекарственных препаратов Зофран, Латран, Ондансетрон, Эмесет, Эметрон

Препарат Производитель амп 2мг/2мл х5 амп 2мг/мл 2мл х1 амп 2мг/мл 2мл х5 амп 2мг/мл 4мл х1 амп 2мг/мл 4мл х5 амп 4мг/2мл х5 амп 8мг/4мл х5 сироп (фл) 4мг/5мл 50мл супп. 16мг х1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Зофран GlaxoSmithKline, Великобритания + + + +

Латран Фармзащита, Россия + + +

Ондансетрон Лэнс-фарм, Россия + +

Ондансетрон Брынцалов, Россия + +

Ондансетрон Верофарм, Россия + +

Ондансетрон Сотекс, Россия + +

Ондансетрон Okasa Pharma, Индия

Эмесет Cipla, Индия + + +

Эметрон Gedeon Richter, Венгрия + +

ИТОГО 1 1 5 2 5 2 2 1 1

Продолжение таблицы 1

Препарат Производитель таб 4мг х10 таб 4мг х6 таб 8мг х10 таб 8мг х6 таб лингв. 4мг х10 таб лингв. 8мг х10 таб п/о 8мг х10 ИТОГО

1 2 12 13 14 15 16 17 18 19

Зофран GlaxoSmithKline, Великобритания + + + 7

Латран Фармзащита, Россия + 4

Ондансетрон Лэнс-фарм, Россия 2

Ондансетрон Брынцалов, Россия 2

Ондансетрон Верофарм, Россия + + + + 6

Ондансетрон Сотекс, Россия 2

Ондансетрон Okasa Pharma, Индия + + 2

Эмесет Cipla, Индия + + 4

Эметрон Gedeon Richter, Венгрия + 3

ИТОГО 3 2 2 2 1 1 2

Из табл. 1 видно, что наибольший ассортимент одноименной продукции имеет GlaxoSmithKline, причем следует отметить, что данное предприятие производит такие формы продукции, какие больше никто из вышеперечисленных предприятий не производит: сироп, суппозитории ректальные, таблетки лингвальные. Хотя данные формы препарата вряд ли будут закупаться клиниками, но, несмотря на это, данные формы лекарственных препаратов достаточно удобны для населения, не владеющего навыками медицинского работника, в особенности это касается сиропа и суппозиториев. Следует также отметить, что GlaxoSmithKline, по данным DSM Group[2], стоит в рейтинге производителей ГЛС по потреблению ДЛО на 21 месте, то есть ее годовой объем продаж 37,7 млн.дол. Больше ни одна из исследуемых компаний не вошли в данный рейтинг.

Заметно из общего списка выделяются такие формы лекарственных препаратов, как ампулы 2мг/мл 2мл х5 и ампулы 2мг/мл 4мл х5, их производят более 50% указанных предприятий (то есть 5 предприятий из 9). Популярность, вероятно, связана с программой ДЛО, так как это наиболее возможный способ лечения в клиниках и более действенный по сравнению с любыми таблетками.

2. Данная группировка связана с количеством дистрибьюторов, работающих с каждым производителей, которое рассчитывается из максимально возможного количества поставщиком при условии не дублирования их в случае повторения при рассмотрении различных форм препаратов.

Таблица 2

Количество дистрибьюторов, распространяющих лекарственные средства определенного

производителя

Препарат Производитель Количество дистрибьюторов в соответствии с числом распространяемых форм (ф.) лекарственного препарата ИТОГО

1 (ф.) 2 (ф.) 3 (ф) 4 (ф.) 5 (ф) 6 (ф) 7 (ф.)

Зофран GlaxoSmithKline, В еликобритания 2 3 7 1 6 10 2 31

Латран Фармзащита, Россия 2 1 6 1 10

Ондансетрон Лэнс-фарм, Россия 1 1 2

Ондансетрон Брынцалов, Россия 6 6

Ондансетрон Верофарм, Россия 1 1

Ондансетрон Сотекс, Россия 4 6 10

Ондансетрон Okasa Pharma, Индия 2 2

Эмесет Cipla, Индия 6 12 5 3 26

Эметрон Gedeon Richter, Венгрия 8 3 1 12

Как показано в табл. 2, наибольшее количество каналов оптового распространения имеет опять же GlaxoSmithKline (31 организация), далее за ней идет Cipla (26 организаций). Из табл. 2 также определенно выявляется, что наименьшее число каналов распространения имеют отечественные производители лекарственных средств.

3. Третья группировка лекарственных препаратов будет по определенным формам лекарственных средств получивших наибольшее распространение на рынке.

В табл.3 указаны средние цены оптового рынка наиболее часто производимых форм препаратов, которые были выявлены ранее.

Таблица 3

Средние цены оптового рынка лекарственных препаратов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Препарат Производитель амп 2мг/мл 2мл х5 амп 2мг/мл 4мл х5 таб + таб лингв. 4мг х10 таб + таб лингв. 8мг х10

Зофран GlaxoSmithKline, Великобритания 1644,595 2663,384 1919,253 3403,272

Латран Фармзащита, Россия 396,358 584,431 531,037

Ондансетрон Лэнс-фарм, Россия

Ондансетрон Брынцалов, Россия 259,128 550,000

Ондансетрон Верофарм, Россия 268,290 442,680 281,925 337,010

Ондансетрон Сотекс, Россия 184,648 352,706

Ондансетрон Okasa Pharma, Индия 620,165 702,3

Эмесет Cipla, Индия

Эметрон Gedeon Richter, Венгрия 1040,648

Табл. 3 четко разграничивает отечественного производителя от зарубежного. Цены у отечественного производителя меньше в 2-3 раза (а иногда и больше), однако каналы распределения продукции желают быть лучшими. Похоже, что российский рынок играет по своим правилам, а зарубежный по своим. Можно констатировать, что западные компании действуют намного эффективнее и имеют возможность продавать дорой элитный продукт, в

отличие от отечественного синонима.

4. Четвертая группировка будет построена на выявлении наиболее частого оптовика в данном направлении и самого крупного покупателя.

Таблица 4

Рейтинг оптовых организаций на рынке препаратов экстремальной медицины

Оптовая организация Количество наименований товара

ЦВ "Протек" 22

ООО "Форум" 19

ЗАО НПК КАТРЕН 15

ООО "Фарм Синдикат" 13

ЗАО НПК КАТРЕН-Москва 12

ЗАО НПК КАТРЕН-ННовгород 12

ЗАО НПК КАТРЕН-Орел 10

ЗАО НПК КАТРЕН-Самара 10

ЗАО НПК КАТРЕН-Ярославль 10

ООО "Аленфарм" 10

СИА Нижний Новгород 10

ЗАО НПК КАТРЕН-Уфа 9

ООО "Витта компани" 9

ООО "Мегакалор" 9

ЗАО НПК КАТРЕН-Екатеринбург 8

ЗАО НПК КАТРЕН-Тюмень 8

ЗАО НПК КАТРЕН-Ставрополь 7

РоссибФармация-Нск 7

ЗАО "СИА Интернейшнл Ростов-на-Дону" 6

ЗАО "Трэдис" 6

ЗАО "СИА Интернейшнл-Ярославль" 5

ЗАО НПК КАТРЕН-Краснодар 5

ЗАО НПК КАТРЕН-Пермь 5

ЗАО НПК КАТРЕН-Челябинск 5

Компания "Аптека-Холдинг" 5

МедТ ехНовации 5

ООО "Биотэк" 5

Русская Тройка 4

СИА Интернейшнл 4

ООО "САИ Интернешнл" 3

Фармацевтическая компания ООО "Вита" (Самара) 3

ЗАО НПК КАТРЕН-Омск 2

ЗАО НПК КАТРЕН-Хабаровск 2

ООО "Фармацевтическая компания "Биокад" 2

Протек-СВМ 2

ЗАО "Арал Плюс" 1

ЗАО НПК КАТРЕН-Владивосток 1

ООО "Онкорос" 1

Как видно из табл.4 лидирующее положение занимает ЦВ «Протек», как в принципе и по рынку

лекарственных препаратов в целом согласно отчету DSM Group за 2006 год[3]. На рис. 4 показана доля рынка ведущих дистрибьюторов лекарственных средств а 2005-2006гг.

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

Пропек СИА Роста Биотэк Катрен Агтпека-

Холдинг

Рис. 4 - Доли ведущих дистрибьюторов в 2005-2006 гг.

Источник: DSM Group

Рассмотрев рынок оптовый, где действуют свои правила необходимо взглянуть на рынок розничный. Там количество конкурентов возрастает с появлением аналогов продукта.

Например, для препарата Ондансетрон имеются следующие заменяющие или частично заменяющие лекарственные препараты (табл. 5).

Таблица 5

Аналоги лекарственного препарата ондансетрон

Шзвание препарата Форма выпуска MHH Производитель Цена

Церукал таб10 мг, 50 шт. Mетоклопрамид Арцнаймиттельверк Дрезден, Г ермания 77,3

Mетоклопрамид амп 5 мг/мл 2 мл, 10 шт. Mетоклопрамид ПроМед 97,33

Торекан супп. 6,5мг х6 Тиэтилперазин Крка, Словения 129

Швобан раствор для инъекций 5 мг 5 мл, амп 1 шт. Тропизетрон Новартис, Швейцария 1021

Швобан капс 5 мг, 5 шт. Тропизетрон Новартис, Швейцария 4699

Китрил амп 3 мг 3 мл х5 м/н Гранизетрон SmithKline BCH 5529,43

Китрил таб 1мг х10 м/н Гранизетрон SmithKline BCH 4032,292

Mетоклопрамид амп 5мг/мл 2мл х10 Mетоклопрамид Promed Export, Индия 61,6

Mетоклопрамид амп 5мг/мл 2мл х10 Mетоклопрамид МЭЗ, Россия 46,706

Как видно из табл. 4, есть аналоги дорогие, а есть достаточно дешевые по сравнению с исследуемым препаратом. В качестве аналогов выбирались лекарственные препараты, сходные в назначении, согласно инструкции. Таким образом, на розничном рынке данные лекарства могут заменяться очень быстро, что необходимо учитывать, как производителям лекарственных препаратов, так и дистрибьюторам.

Таким образом, данные исследования показали, что увеличение количества препаратов, представленных на рынке, диктует фармацевтическим компаниям необходимость применения специальных маркетинговых стратегий. Одним из мощных средств, позволяющих повысить потребление продукта за счет формирования устойчивой дифференциации его от аналогов, является брэндинг, технологиям которого применительно к фармацевтической отрасли в мире уделяется большое внимание.

[1] Фармацевтический рынок России. Итоги 2006 года. Аналитический отчет. DSM Group

[2] Там же

[3] Там же

№ гос регистрации статьи 0420700034/0017

Это статья Электронный научный журнал "Управление экономическими системами"

http://uecs.mcnip.ru

ЦКЬ этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.