УДК 519.85+004.92
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТИЛИ В ВЕБ-ДИЗАЙНЕ
© Т.Ю. Китаевская
Ключевые слова: веб-дизайн; стилевая модель; дизан-концепция.
Рассматривается проблема формирования стилевой культуры на учебных занятиях по компьютерной графике, раскрываются основные стилевые направления в веб-дизайне как система визуальных элементов, призванная обеспечить целостность восприятия графики на веб-страницах, дается характеристика альтернативных стилей в веб-дизайне.
Современный веб-дизайн является неотъемлемой частью передовых технологий и представляет собой проектную деятельность, опирающуюся на высокие технологии развитых стран Европы и Америки. Графическая идентификация коммуникативного дизайна заключается в нейтральности стилевых систем, что связано, в первую очередь, с задачей сайтов, принад-лежашдх транснациональным корпорациям, привлечь внимание как можно более широкой аудитории. Таким образом, единые технологии, на основе которых построена система Интернета, стандартные инструменты, с помощью которых создается дизайн и разрабатываются веб-сайты, использование английского как общепринятого языка интернационального общения выступают основными признаками глобализации в вебдизайне и уже закреплены в восприятии разработчиков и пользователей.
Вместе с тем распространение и развитие единого универсального стиля размывается в новых стилевых концепциях и авторских стилях, находящих определенный круг последователей.
Унификация пользовательского интерфейса персонального компьютера, единые стандарты, вырабатываемые веб-разработчиками, призванные сделать доступными и интуитивно понятными веб-сайты как можно большему количеству пользователей, делают Интернет универсальным и наднациональным явлением. В этих условиях все чаще обсуждается проблема сохранения в процессе глобализации национальной идентификации, а также формирования национальных школ дизайна.
Таким образом, возникает вопрос: «Что является стилем в веб-дизайне?», «Как классифицировать стилевые направления в этой области?» и «Как решить проблему сохранения этнической идентификации?»
Эти вопросы встают особенно остро в связи с профессиональной подготовкой специалистов в области веб-дизайна. Наличие стилевой культуры обеспечит правильность выбора стиля и, таким образом, целостность дизайн-концепции разрабатываемого сайта. В процессе формирования стилевой культуры на учебных занятиях необходимо подчеркнуть, что веб-проектирование в части оформления требует специального образования. Это важно и связано с тем, что Интернет, появившийся как способ обмена данными среди уче-
ных, достаточно быстро стал массовым каналом коммуникации, где каждый мог использовать возможности оформления веб-страниц, претендуя на роль дизайнера. В условиях перехода от «постиндустриального общества» к обществу «информационному» глобальная компьютеризация качественно повысила роль таких особенностей мышления дизайнера, как воображение и уровень интуитивности, при моделировании результата проектных и практических действий [1]. В конечном счете, компьютеризация способствовала и социальному нивелированию профессии веб-дизайнера, сделав ее «видимо доступной» для всех желающих работать в сфере дизайна. Среди веб-разработчиков разворачиваются дискуссии о том, нужно ли жестко определять и регламентировать стили, в которых создаются вебсайты. Большая часть разработчиков вообще не может определить, что такое стиль в веб-дизайне и какие стили на данный момент существуют. Возникающее отсюда соединение различных стилистических и графических приемов сопровождается не всегда удачным «изобретением» нового «авторского стиля».
Проблема определения стиля в веб-дизайне заключается как в узости временных рамок самого явления, недостаточных для того, чтобы проследить появление и распространение стилей, так и в сложности определения того, что же является стилем. В дизайне стилевое решение часто носит концептуальный характер, выражает творческую платформу автора. В более узком значении этого слова для веб-сайта стиль - это система визуальных элементов, призванная обеспечить целостность восприятия как веб-сайта в целом, так и отдельной его страницы.
Обращаясь к этой теме в ходе подготовки специалистов целесообразно опираться на работы С. Серова [2], К. Клонингера [3], Д. Бородаева [4] и др., в которых четко обозначены тенденции стилевого развития графического дизайна в целом, поднимаются проблемы стилевой неоднородности в веб-дизайне, а также проблематичности четкого определения стилей. Авторы раскрывают сущность самого понятия «стиль в вебдизайне», приводят типологию и дают характеристику основных стилевых направлений в этой области.
Можно утверждать, что, в основном, создаваемые веб-сайты находятся в русле трех основных течений, условно обозначенных Д. Бородаевым [5] как:
- «интерфейсный», или «унифицированный» дизайн;
- «авторский», или «альтернативный» дизайн;
- «этнический», или «региональный» дизайн.
Эти модели имеют ряд характеристик, уникальных
критериев и особенностей.
Характерными чертами стилевой модели «интерфейсного», или «унифицированного» дизайна являются: функциональность веб-сайта, однородность графического решения и шаблонность, в основе которой -стремление приблизить графический интерфейс вебсайта к уже ставшим привычными для пользователей персональных компьютеров программным оболочкам. В своей основе эта стилевая модель опирается на т. н. модель дизайна, ориентированного на пользователя (User-Centered Design).
Модель «авторского», или «альтернативного» дизайна характеризуется, прежде всего, нестандартностью решения как функциональной, так и графической сторон веб-сайта. Именно в этой модели используются все программные новшества и проводятся эксперименты с пользовательским интерфейсом, против которых выступают сторонники «дружественного» интерфейса. В отличие от модели «интерфейсного» дизайна здесь на первый план выступает не столько смысл самого сообщения, сколько создание сплошной виртуальной среды, где важна сама причастность к ней, а возможность получения информации как таковая важнее конкретных сообщений [1].
Для модели «этнического», или «регионального» веб-дизайна, в первую очередь, характерна этнокуль-турологичность в формировании стилевых и коммуникативных особенностей веб-сайта. Этнический стиль -это совокупность характерных черт искусства и культуры определенной страны, народности или территории. В настоящее время признаки формирования данной стилевой модели наиболее заметны в регионах Интернета ряда стран Востока и Северной Африки. В настоящее время эта модель более перспективна, чем функциональна. В то же время именно данный стиль может быть альтернативой стремлению к унификации и универсализации в ущерб самоопределению и национальной идентификации.
Таким образом, будущему специалисту в области веб-дизайна необходимо освоить основные признаки
этнической модели. Подобная модель со временем может получить дальнейшее развитие на региональных уровнях как компенсаторный фактор всеобщей глобализации и интернационализации в графическом дизайне. Характерными признаками данной модели являются:
- расположение элементов навигации, не ориентированное на американские стандарты;
- шрифтовое своеобразие веб-сайтов, обусловленное использованием традиционных шрифтовых систем, ориентированных на пользователей внутри культурного этнического пространства;
- использование мотивов национального искусства (прежде всего, графически оформленных традиционных текстов, орнаментальных стилизаций) в графическом оформлении веб-сайта;
- приоритетное использование традиционных для данной культуры цветовых моделей в оформлении вебсайта.
Правильное использование стиля дает целостную концепцию дизайна, и созданная этническая атмосфера работает на создание должного восприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бородаев Д. Тенденции возникновения и развития стилей в вебдизайне. ЦЕЬ: http://i2г.гu/static/255/out_23054.shtml#7. Загл. с экрана.
2. Серов С. Стилевые процессы в советском графическом дизайне 1960-80-х годов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1990. 16 с.
3. Клонингер К. Свежие стили веб-дизайна. Как сделать из вашего сайта «конфетку». М.: ДМК Пресс, 2007. 224 с.
4. Бородаев Д. Веб-сайт как объект графического дизайна: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Харьков: ХГАДИ, 2004.
5. Бородаев Д. Особенности формирования «этнической» стилевой модели веб-дизайна в условиях глобализации. ЦКЬ: http://i2r.ru/static/255/out_23080.shtml. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 20 ноября 2013 г.
Kitayevskaya T.Y. ALTERNATIVE STYLE IN WEB DESIGN
The problem of forming a style of culture at computer graphics lessons are considered, the main stylistic trends in web design as a system of visual elements designed supplying the integrity of graphics on web pages are disclosed, the alternative styles in web design are described.
Key words: web design; stylistic model; design-concept.
Китаевская Татьяна Юрьевна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры компьютерного и математического моделирования, e-mail: [email protected]
Kitayevskaya Tatyana Yuryevna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Computer and Mathematical Simulation Department, e-mail: [email protected]