Научная статья на тему 'Альтернативные пути развития отечественного автомобильного сектора'

Альтернативные пути развития отечественного автомобильного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ СЕКТОР / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ТЕХНИКА / AUTOMOTIVE SECTOR / DOMESTIC PRODUCTION / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротун О. Н.

В значительной степени развитию отечественного автомобильного производства и выходу его на уровень лучших мировых фирм должно способствовать внедрение современных технологий и оборудования во всех технологических переделах предприятий автопромышленности. В статье описаны возможные пути развития автомобильной техники российского производства, выявлены основные факторы, стимулирующие данное развитие и поставлены стратегические цели необходимые для этого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERNATIVE WAYS OF DEVELOPMENT OF DOMESTIC AUTOMOBILE SECTOR

The development of domestic automobile manufacture and its output on a level of the best world firms should be promoted by introduction of modern technologies and the equipment in all technological repartitions of the enterprises of an automobile industry. There are possible ways of development of automobile techniques of the Russian manufacture, the described major factors stimulating given development are revealed and laid down the strategic aims necessary for this purpose in clause.

Текст научной работы на тему «Альтернативные пути развития отечественного автомобильного сектора»

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО АВТОМОБИЛЬНОГО СЕКТОРА

Коротун О.Н., аспирант кафедры «Маркетинг и менеджмент» Московского государственного технического университета МГТУ-МАМИ

В значительной степени развитию отечественного автомобильного производства и выходу его на уровень лучших мировых фирм должно способствовать внедрение современных технологий и оборудования во всех технологических переделах предприятий автопромышленности.

В статье описаны возможные пути развития автомобильной техники российского производства, выявлены основные факторы, стимулирующие данное развитие и поставлены стратегические цели необходимые для этого.

Ключевые слова: автомобильный сектор, отечественное производство, техника.

ALTERNATIVE WAYS OF DEVELOPMENT OF DOMESTIC AUTOMOBILE SECTOR

Korotun O., The post-graduate student, Marketing and Management Department, Moscow State Technical University, MSTU-MAMI

The development of domestic automobile manufacture and its output on a level of the best world firms should be promoted by introduction of modern technologies and the equipment in all technological repartitions of the enterprises of an automobile industry.

There are possible ways of development of automobile techniques of the Russian manufacture, the described major factors stimulating given development are revealed and laid down the strategic aims necessary for this purpose in clause.

Keywords: automotive sector, domestic production technique.

Стремительно растущие требования рынка и отсутствие необходимого количества средств для перехода к выпуску автомобильной техники нового поколения требуют найти новые пути в развитии отечественного автомобилестроения. Как уже многократно отмечалось в различных источниках и, уже из реализованных на практике сборочных производств с участием ведущих автомобильных компаний, это вектор пути сокращения образовавшегося разрыва в уровнях автомобильной техники. Это, без сомнения, обеспечивает использование передовой технологии производства автомобилей и, как следствие, при минимальных инвестиционных затратах, сокращение технологического отставания российской автомобильной промышленности. Это позволяет организовать выпуск перспективных конкурентоспособных автомобилей для внутреннего и внешнего рынка. Одной из стратегических целей таких производств является освоение выпуска современных автомобильных компонентов и материалов на отечественных заводах.[1] При этом создание дополнительных рабочих мест в ряде отраслей промышленности несет в себе решение социальной проблемы, в том числе с использованием потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса. Основными факторами, стимулирующими развитие сборочных производств в России, являются:

• рост автомобильного рынка России;

• сохранение на длительный срок достаточно высокого уровня таможенных пошлин на импортные автомобили;

• использование других защитных мер, регулирующих импорт автомобильной техники;

• регулирование уровня освоения автомобильных компонентов для промышленной сборки автомобилей с помощью применения различных таможенных режимов, в частности, режима свободного склада с особенностями правового регулирования этого режима и обеспечение роста доли затрат, осуществленных на территории России, в себестоимости конечной продукции;

• снижение таможенных пошлин на ввозимое прогрессивное оборудование на производство автомобильных компонентов.

Стратегической целью совместных производств должна быть организация сборочных производств автомобилей с освоением компонентов на отечественных предприятиях, что будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест и использованию потенциала конверсионных предприятий оборонного комплекса и других отраслей.

При создании новых сборочных производств необходимо отдавать предпочтение тем видам автомобильной техники, по которым отсутствует или недостаточно развито отечественное производство (например, производство универсалов повышенной вместимости, автобусов особо большой и малой вместимости легковых автомобилей особо малого класса, магистральных автопоездов и большегрузных самосвалов).

Размещение на территории России заводов (производств) по сборке автомобилей и производству комплектующих изделий предпочтительно ориентировать на регионы с развитой инфраструкту-

рой автомобильной отрасли: Центр европейской части России, Поволжский, Волго-Вятский и Уральский регионы и осуществлять с учетом Основных положений Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации.

Особое внимание должно быть уделено созданию таких производств в Сибири и на Дальнем Востоке совместно с зарубежными фирмами.

Приближение сборочных производств, в том числе филиалов отечественных предприятий, к местам значительного потребления автомобильной техники позволит, с одной стороны, сократить затраты на транспортировку и обеспечение сохранности готовой продукции, а с другой стороны, придать дополнительный импульс развитию экономики в регионах, усилить межрегиональные связи.

Кроме того, с целью расширения экспорта целесообразно размещать предприятия по сборке отечественной автомобильной техники за рубежом, прежде всего, в странах СНГ.

В целом, развитие сборочных производств автомобилей нужно рассматривать как необходимую тактику в общей стратегии развития автомобильного производства России.

Итогом освоения совместного сборочного производства будет достижение при небольших затратах уровня, соответствующего изготовлению перспективных конкурентоспособных автомобилей для последующего расширения собственного производства и освоения автомобильных компонентов, что повлияет на развитие экономики в регионах.

Существенный капитал, накопленный российскими металлургическими компаниями за счет выгодной конъюнктуры и экономических условий, создавшихся в отечественной промышленности, начал инвестировать в развитие автомобильного производства.

При этом наиболее вероятно создание холдинговых структур комбинированного типа, когда в холдинги входят предприятия, выпускающие как легковые, так и грузовые автомобили, автобусы и их важнейшие компоненты.

При создании такого типа холдингов отпадают вопросы монополизма, решаются вопросы унификации ряда агрегатов и систем по грузовым автомобилям и автобусам.[2] Определенное влияние на состав холдингов будет оказывать и территориальное расположение предприятия в одном или рядом находящихся регионах, что будет способствовать сокращению транспортных расходов.

Мировой практикой автомобилестроения доказано, что технический уровень и конкурентоспособность автомобильной техники, все ее многообразие по модификациям, а также удешевление продукции зависят, главным образом, от развитости производства автомобильных компонентов (агрегатов трансмиссии, тормозных систем, рулевых механизмов, элементов подвески, электронных систем и электрооборудования и т.п.) и их уровня.

За рубежом, разработку и производство автомобильных компонентов, как правило, осуществляют специализированные фирмы, которые поставляют свою продукцию нескольким изготовителям. Больший объем сбыта позволяет быстро окупать инвестиции в про-

изводство, направлять крупные инвестиции в сферу научно-исследовательских разработок и в расширение производства, динамично и быстро внедрять инновации технологии и поддерживать потенциал конкурентоспособности своих изделий. Важно, что совершенствование компонентов специализированными фирмами зачастую опережает и стимулирует совершенствование комплектной автомобильной техники.

Китай, например, создал «тепличные условия» для взращивания национального автопрома, сначала установил высокие барьеры для ввоза иномарок, а затем их снизил, в результате чего автоимпорт в эту страну в прошлом году уже вырос вдвое. На фоне всего этого можно утверждать, что и в развивающихся странах, которым прочили роль локомотива, разгоняющего авторынок, не все так уж просто.[3]

Тем не менее выделить вектор создания предприятий по производству иностранных автомобилей не будет считаться полным.

Необходимо рассматривать возможность создания производства, закупив оборудование уже известного бренда. Например по этому пути шел АВТОВАЗ в 60-х, и этого не надо стыдится, его «копейка» - известный «Фиат» снискала славу у всей страны и за рубежом. При создании такой системы мы получили по тем временам комфортабельный автомобиль, люди - рабочие места, экономика- прибыль.

В этой сфере на сегодняшний день АвтоГАЗ поступил, на мой взгляд, очень правильно. У всемирно известной компании «Chrysler» «Группа ГАЗ» приобрела права на выпуск универсальной платформы Chrysler Sebring, которая, вместе с купленной тогда же лицензией на выпуск известного автомобиля Dodge Stratus, и легла в основу Siber. Оригинальный дизайн, который получил Сайбер - заслуга известного британского автомобильного ателье UltraMotive, причем при проектировании облика Siber использовались самые модные и яркие на сегодняшний день линии. Унаследовав от предшественника в целом удачную конструкцию подвески, Сайбер получил ее в модифицированном варианте, усиленную, с увеличенным клиренсом и полностью адаптированную к российским дорогам. Надежность ГАЗ Siber обеспечивается тем, что требуемую для сборки комплектацию поставляют такие западные компании, как американская Chrysler и канадская Magna Steyer. Кроме того, автозавод при выпуске ГАЗ Siber (Сайбер) не только использует систему контроля качества сборки, аналогичную той, что применяется на заводах США, но и в ее работе заняты сами представители компании Chrysler. На конвейере, выпускающем Siber, применяется американское сборочное оборудование, а рабочие, занятые в процессе производства новых автомобилей Volga Siber, проходят профессиональную подготовку на аналогичных заводах США и Канады.

В дальнейшем производство комплектующих для модели Volga Siber будет всецело передано отечественным производителям.

Основные тенденции развития мирового конкурентоспособного автомобилестроения можно подразделить на 3 основные категории:

• конструкция автомобиля

■ возможность изменять внутреннее пространство автомобиля;

■ использование альтернативных видов топлива.

Исследование и оценка уровня качества различных моделей

отечественных автомобилей проведенных показывает, что они отстают практически по всем параметрам от аналогичных моделей ведущих зарубежных автомобилестроительных компаний.

Подготовка производства новой модели включает в себя такие этапы как прикладные научные исследования (НИР), разработка конструкции, изготовление и испытание опытных образцов или партий, проектирование технологических процессов, проектирование и изготовление технологического оснащения. Вся совокупность этих этапов подготовки производства может быть определена как научно-техническая подготовка производства. Уровень качества закладывается на стадии подготовки производства новой модели, обеспечивается в процессе производства и проявляется в сфере эксплуатации.

В современных условиях для обеспечения конкурентоспособности и новизны модели в ней должны найти воплощение технические решения на уровне изобретений, а такие решения появляются в результате проведения НИР и ОКР. Кроме этого, конкурентоспособность модели - это и степень соответствия ее основных технико-эксплуатационных параметров требованиям сферы эксплуатации, которые определяются еще на этапе разработки технического задания на проектирование.

Наряду с требованиями конкурентоспособности и новизны модели необходимо учитывать и такое требование как производственная технологичность конструкции, т.е. степень соответствия конструкции модели оптимальным производственно-технологическим условиям ее серийного производства, что позволит обеспечить требуемый уровень качества изготовления.

Инновационная деятельность осуществляется как на уровне государства, отрасли, так и на уровне предприятий. При этом направления инноваций в общем случае могут быть следующими:

- нововведения в конструкцию автомобиля

- нововведения в технологию производства автомобиля

- нововведения в организацию производства, сбыта и сервиса автомобиля

- нововведения в управление производством - на уровне предприятия и на уровне отрасли.

Инновации в конструкции автомобиля в основном направлены на совершенствование их конструкции с учетом возрастающих требований по экологии (обеспечение требований по крайней мере Евро-4), безопасности, ресурсосбережению, эксплуатационной надежности, комфортабельности и т.п.

Ведущие автомобилестроительные фирмы интенсивно проводят по соответствующим программам работы, направленные на уменьшение массы автомобилей, повышение безопасности конструкций, совершенствование конструкции АТС и их узлов на базе технологических процессов производства, снижение расхода топлива и выбросов вредных веществ в окружающую среду, а также быструю разборку АТС, что необходимо для экономически целесообразной ее переработки.

Очень перспективно применение композиционных материалов на основе высокопрочных стеклянных органических и углеродных волокон. Эти волокна, обладающие высоким модулем упругости при малой плотности, позволяют создавать легкие, прочные и жесткие конструкции, которые невозможно получить при использовании стали (большая масса) и алюминия (малая жесткость). Композиционные материалы могут широко применяться для изготовления различных автомобильных деталей, таких, как кабины, кузова, бамперы, рессоры, карданные валы и т. п. В настоящее время промышленное использование композиционных материалов в серийном и массовом производстве лимитируется высокой стоимостью волокон и трудностями технологического порядка, в том числе трудностями утилизации и рециклирования.

В значительной степени развитию отечественного автомобильного производства и выходу его на уровень лучших мировых фирм должно способствовать внедрение современных технологий и оборудования во всех технологических переделах предприятий автопромышленности.

Поскольку автомобиль является сложной технической системой, то для его успешного продвижения на рынок наряду со сбытовой сетью необходимо создание сервисной сети (системы фирменного сервиса), обеспечивающего и гарантийное и постгарантийное обслуживание.

Использованные источники:

1. http://www.prime-tass.ru

2. http://www.autoizvestia.ru

3. http://www.rbcdaily.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.