Научная статья на тему 'Альтернативные подходы к трансфертному ценообразованию'

Альтернативные подходы к трансфертному ценообразованию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛИ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ВЫБОРА МОДЕЛИ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / TRANSFER PRICING / MODELS OF TRANSFER PRICING / DETERMINANTS OF TRANSFER PRICING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панферова Оксана Олеговна

В данной статье представлен обзор теоретических и эмпирических исследований на тему «Трансфертное ценообразование». Анализ теоретических источников позволил выявить шесть основных подходов к определению трансфертной цены: ориентацию на рыночную цену, затратный подход, определение цены в ходе переговоров, двойное трансфертное ценообразование, множественность трансфертных цен, определение трансфертной цены на основе сложных математических выкладок. В эмпирических исследованиях трансфертного ценообразования, как правило, представлены детерминанты выбора той или иной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alternative Approach to Transfer Pricing

This article presents an overview of various theoretical and empirical investigations on the topic of transfer pricing. The examination of theoretical works allows determining six major models of transfer pricing: market price, cost-based price, double price, multiple price and mathematical approach. Empirical volumes provide the determinants of transfer pricing model chose.

Текст научной работы на тему «Альтернативные подходы к трансфертному ценообразованию»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 1

О.О. Панферова1,

магистр экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

К ТРАНСФЕРТНОМУ ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ

В данной статье представлен обзор теоретических и эмпирических исследований на тему «Трансфертное ценообразование». Анализ теоретических источников позволил выявить шесть основных подходов к определению трансфертной цены: ориентацию на рыночную цену, затратный подход, определение цены в ходе переговоров, двойное трансфертное ценообразование, множественность трансфертных цен, определение трансфертной цены на основе сложных математических выкладок. В эмпирических исследованиях трансфертного ценообразования, как правило, представлены детерминанты выбора той или иной модели.

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, модели трансфертного ценообразования, детерминанты выбора модели трансфертного ценообразования.

This article presents an overview of various theoretical and empirical investigations on the topic of transfer pricing. The examination of theoretical works allows determining six major models of transfer pricing: market price, cost-based price, double price, multiple price and mathematical approach. Empirical volumes provide the determinants of transfer pricing model chose.

Key words: transfer pricing, models of transfer pricing, determinants of transfer pricing.

Трансфертное ценообразование в самом широком смысле предполагает установление цены, по которой происходит взаиморасчет между подразделениями одной компании.

В современных условиях трансфертное ценообразование как механизм внутрифирменного управления организацией приобретает все большую актуальность по двум основным причинам.

Во-первых, стремление компаний расширить свое присутствие на рынке подталкивает их к децентрализации, когда в рамках одной организационной структуры выделяются автономные бизнес-единицы, выполняющие определенные функции на конкретном этапе производства продукта.

Во-вторых, в контексте глобализации увеличивается роль международных компаний, выводящих часть своего бизнеса за пределы страны.

1 Панферова Оксана Олеговна, тел.: + 7 (926) 303-81-25; e-mail: panferovaoksana@ yandex.ru

5 ВМУ, экономика, № 1 65

Все эти факторы актуализируют вопрос о необходимости регулирования деятельности автономных бизнес-единиц в рамках единой организации, о возможных подходах и инструментах координации. Одним из таких инструментов становится трансфертная цена, устанавливаемая при внутренних взаиморасчетах.

Несмотря на важность данной проблемы, основательных теоретических и эмпирических работ пока еще мало, в особенности это касается работ российских исследователей.

Основным достоинством существующих на данный момент исследований является разработанность моделей установления трансфертной цены, т.е. сам механизм трансфертного ценообразования. Однако до сих пор не хватает работ, которые бы включали как теоретический анализ, так и эмпирический материал.

Что касается российских источников, то трансфертное ценообразование в основном рассматривается в разрозненных публикациях, посвященных по большей части проблеме налоговой оптимизации посредством трансфертного ценообразования.

Целью данной статьи является исследование теоретических аспектов трансфертного ценообразования, а именно: описание основной модели трансфертного ценообразования и систематизация детерминанты выбора модели трансфертного ценообразования.

Идея теоретического анализа трансфертной цены первоначально возникла в работе Г. Сиджвика «Принципы политической экономии», в которой автор отмечает возможность производителей потреблять часть собственного продукта2. Данное предположение в свое время разрушило предпосылку о том, что продажа произведенного продукта компаниями происходит только на внешнем относительно самой организации рынке. Однако основательного анализа внутрифирменной торговли, в том числе трансфертной цены, в данной работе нет.

Серьезное внимание проблеме трансфертного ценообразования в научных трудах начинает уделяться примерно в 50—60-е гг. ХХ в., когда ученые помимо определения трансфертной цены начинают заниматься вопросом о том, каким образом организации ее устанавливают и какие факторы на это влияют.

Все научные работы, посвященные данной проблематике, можно условно разделить на две группы: теоретические и эмпирические исследования.

В теоретических исследованиях проблема трансфертного ценообразования анализируется на основе уже имеющихся теоретических разработок и при помощи теоретических методов анализа. При этом к практике в таких работах обращаются редко (только для иллюстрации построенной теоретической модели).

2 Sidgwick H. The Principles of Political Economy. 3rd ed. London, 1901.

В ходе эмпирических исследований, напротив, основные выводы о трансфертном ценообразовании получаются в результате анализа определенной выборки из реально существующих организаций.

Следует отметить, что в теоретических работах в большей степени разрабатываются модели и определяются цели трансфертного ценообразования, в то время как в эмпирических исследованиях анализируются факторы выбора организацией той или иной модели.

Поэтому, чтобы полно рассмотреть понятия трансфертной цены и существующих моделей трансфертного ценообразования, проанализируем сначала теоретические работы.

Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод, что, в сущности, практически все исследователи дают схожее определение трансфертной цены, поэтому дадим ей собственное определение в широком смысле этого слова.

Под трансфертной ценой в рамках данной статьи будем понимать расчетную цену или стоимость, устанавливаемую в ходе взаиморасчетов между отдельными бизнес-единицами одной компании по поводу купли-продажи продукта. Под продуктом в данном случае понимается любой товар или услуга, по поводу которого возникают отношения между автономными структурами одной организации.

Соответственно под трансфертным ценообразованием будем понимать процесс установления трансфертной цены.

Прежде чем переходить к существующим теоретическим моделям трансфертного ценообразования, немаловажно отметить тот факт, что в теории можно найти позицию, которая отрицает необходимость внедрения трансфертных цен как инструмента внутрифирменного управления. Одним из ярких представителей данной позиции является М. Уэллс3.

Однако в современных условиях, когда трансфертное ценообразование играет все более заметную роль в реальной практике компаний, данный подход становится неоправданным. Поэтому проанализируем существующие теоретические разработки по проблеме трансфертного ценообразования.

Анализ теоретических работ показывает, что можно выделить как минимум шесть подходов к расчету трансфертной цены: ориентация на рыночную цену, затратный подход, определение цены в ходе переговоров, двойное трансфертное ценообразование, множественность трансфертных цен, определение трансфертной цены на основе сложных математических выкладок. Рассмотрим каждый из названных подходов более подробно.

3 Wells M.C. Profit Centers, Transfer Prices and Mysticism // Abacus. 1968. Vol. 4. N 2.

67

Некоторые ученые, к примеру Дж. Хиршлейфер, предлагают приравнивать внутреннюю трансфертную цену к существующей рыночной цене данного продукта4.

При этом сами авторы отмечают ограниченность данного подхода, так как его реализация возможна только в определенных условиях. Во-первых, это наличие конкурентного рынка того продукта, на который устанавливается трансфертная цена, что довольно редко встречается на практике. Во-вторых, наличие на рынке точно такого же трансфертного продукта или его аналога, что также не всегда выполняется, особенно если этот продукт уникален по своим свойствам и характеристикам. Следовательно, данный подход будет крайне редко применяться на практике.

Проблемы отсутствия конкурентного рынка и аналога самого трансфертного продукта при установлении трансфертной цены могут быть решены при помощи затратного подхода.

В рамках затратного подхода можно выделить два основных метода расчет трансфертной цены: экономический и бухгалтерский методы.

Экономический метод предполагает приравнивать трансфертную цену либо к предельным (Дж. Хиршлейфер), либо к альтернативным издержкам производства (М. Онси, Г.Л. Хольструм, И.Ш. Саульс).

В условиях несовершенной конкуренции Дж. Хиршлейфер, рассмотрев двухпродуктовую фирму, предложил находить оптимальную трансфертную цену на основе классических методов оптимизации (максимизации прибыли): трансфертная цена рассчитывалась из условия равенства предельного дохода и предельных издержек производства единицы продукта. Однако в данном случае не учитываются такие факторы, как технология производства, степень автономности подразделений, организационная структура компании, а также возможность оппортунизма со стороны менеджеров (например, искажение информации об издержках своего подразделения), риск и неопределенность.

Расчет трансфертной цены на основе альтернативных издержек предполагает, что трансфертная цена данного конкретного продукта приравнивается к альтернативным издержкам наилучшего использования ресурсов на производство данного продукта в рамках одной компании5.

Экономический метод расчета трансфертной цены логичен и теоретически обоснован, однако его использование на практике имеет ряд ограничений. В реальной экономической действитель-

4 Hirshleifer J. On the Economics of Transfer pricing // J. of Business. 1956. N 29. P. 172—184.

5 Onsi M. A Transfer Pricing System Based on Opportunity Cost // Accounting Review. 1970. N 45. P. 535—543.

ности довольно трудно оценить функции спроса и затрат, необходимых для расчета предельного дохода и предельных издержек. Кроме того, расчет альтернативных издержек использования ресурсов является затруднительной задачей в пределах одной организации, особенно если эта компания международная.

Бухгалтерский метод предлагает рассчитывать трансфертную цену на основе внутрифирменной информации об издержках. В одних работах трансфертная цена просто приравнивается к издержкам без каких-либо дополнительных отчислений в пользу продающего подразделения6. В других же исследованиях, напротив, говорится о необходимости учета интересов продающих подразделений, в результате чего расчет трансфертной цены происходит по формуле — издержки производства плюс некоторые отчисления в пользу продающего подразделения7.

Достоинством бухгалтерского метода становится простота расчета, а главное — возможность практической реализации. В качестве недостатка можно отметить тот факт, что при помощи данного метода ведется расчет только на основе анализа затрат и прибыли без учета других факторов, например, социологических или психологических. В данном случае, с одной стороны, получается универсальная формула расчета, с другой же — этот расчет является упрощенным и в какой-то степени грубым.

Другой подход определения трансфертной цены базируется на том, что трансфертная цена должна устанавливаться в результате переговоров между менеджерами бизнес-единиц, в упрощенном варианте — между менеджерами продающего и менеджерами покупающего подразделений. Сторонниками данного подхода являются такие экономисты, как Дж. Дин, Д. Ли, Т. Хайдингер, Р. Куэрт, Дж. Марч, Д. Ватсон, Дж. Баумлер, Р. Акельсберг, Ж. Юкл и др.

В рамках данного подхода фирма рассматривается как коалиция, участники которой имеют различные, а порой даже противоположные интересы, в результате чего каждый из участников настаивает на том уровне трансфертной цены, который выгоден именно ему. Разрешение данных противоречий происходит в результате длительных переговоров.

Сторонники данного подхода утверждают, что трансфертные цены, достигнутые в результате переговоров, будут способствовать мотивации менеджеров отдельных автономных подразделений компаний. Большая автономность подразделений от центра делает

6 Goetz B. Transfer Prices: an Exercise in Relevancy and Goal Congruence // Accounting Review. 1967. N 42. P. 435—470.

7 Gordon M.J. A Method of Pricing for a Socialist Economy // Accounting Review. 1970. N 45. P. 427—443.

менеджеров более ответственными, так как их доход начинает зависеть от их действий. Так, Дж. Дин отмечает, что такой подход к установлению трансфертной цены поддерживает автономность каждого подразделения, так как для менеджеров подразделений появляется возможность в какой-то степени реализовывать свои интересы, высказать их на переговорах8. Исследования Р. Акель-сберга и Ж. Юкла показали, что определение трансфертных цен путем переговоров способствует «интеграционному, направленному на решение проблем и менее агрессивному поведению менеджеров подразделений»9.

Во всех описанных подходах — ориентация на рыночную цену, затратный подход, определение цены в ходе переговоров — предполагается установление единой рыночной цены. В то же время существуют теоретические работы, предполагающие установление двух (Ал. Дребин, Г. Грир, Дж. Эдвардс и др.) или нескольких трансфертных цен (Г. Биерман). Как утверждают сторонники данных подходов, в рамках одной компании невозможно установить одну единственную трансфертную цену, которая бы отвечала всем целям компании. Однако множественность трансфертных цен усложняет процесс выбора уровня трансфертной цены, управление и контроль над работой подразделений.

Наконец, подход, в рамках которого трансфертная цена вычисляется при помощи математического моделирования. При помощи методов линейного и целевого программирования уровень трансфертной цены определяется как переменная, зависимая от множества факторов10. Однако данные работы зачастую остаются чисто теоретическими, так как не обращаются к эмпирическим данным. Кроме того, построение математических моделей предполагает введение ограничений и предпосылок, что в свою очередь искажает реальное положение дел.

Следует отметить, что современные теоретические исследования, посвященные проблеме трансфертного ценообразования, в основном придерживаются последнего подхода к определению трансфертной цены. Изобилие формул и сложных математических выкладок становится обязательной частью каждой теоретической работы, в которой предполагается, что именно математическое моделирование может наиболее адекватно описать экономическую реальность.

8 Dean J. Decentralization and Intracompany Pricing // Harvard Business Review. 1955. N 33. P. 65—74.

9 Ackelsberg R., Yukl G. Negotiated Transfer Pricing and Conflict Resolution in Organizations // Decision Sciences. 1979. N 10. P. 387—398.

10 Baumol W.J., Fabian T. Decomposition, Pricing for Decentralization and External Economies // Management Science. 1964. Sept. P. 1—31.

Основные детерминанты выбора той или иной модели определения трансфертной цены в большей степени представлены в эмпирических исследованиях. Рассмотрим основные из них.

На установление трансфертной цены влияет несколько факторов. Например, организационная структура компании. В данном случае можно рассмотреть модель Экклеса. На основе анализа данных о тринадцати американских компаниях Р. Экклес выявил, в каком случае необходимо прибегать к установлению трансфертной цены. Так, основной вывод заключается в том, что в случае вертикальной интеграции компании неизбежно прибегают к внутренним транзакциям, в том числе к установлению трансфертной цены, по которой происходит взаиморасчет между подразделениями11.

Кроме организационной структуры компании на выбор модели трансфертного ценообразования влияют непосредственно характеристики продукта12. Если трансфертный продукт является инновационным, не имеющим аналогов на рынке, то предлагается использовать затратный метод определения трансфертной цены, в то время как для широко распространенных на рынке товаров трансфертная цена приравнивается к рыночной цене как самой оптимальной.

Следующий фактор, влияющий на выбор трансфертной цены, — организация производства. Так, например, в соответствии с подходом Томпсона, можно выделить три типа организации произ-

13

водства13.

Первый тип предполагает, что производство последующего компонента начинается только после производства предыдущего, что характерно для стандартизованной продукции (к примеру, на сборочных линиях). В данных условиях наилучшая координация, как утверждает Дж. Томпсон, достигается при помощи установления трансфертной цены на основе затратного подхода.

Второй тип производства предполагает наличие конкуренции между отдельными бизнес-единицами внутри одной компании. В таких условиях, как предполагает тот же Дж. Томпсон, существует возможность использования рыночных цен в качестве основы расчета трансфертной цены.

Наконец, третий тип организации производства предполагает наличие не только прямых, но и обратных связей между производителями и покупателями (зачастую в данных условиях производство осуществляется на заказ). Как отмечает Дж. Томпсон, для продуктов, производимых на заказ, не существует внешних рынков,

11 EcclesR. The Transfer Pricing Problem: A Theory for Practice. Lexington, 1985.

12 Adler R. Transfer Pricing for World-Class Manufacturing // Long Range Planning. 1996. N 29 (1). P. 69—75.

13 Thompson J. Organizations in Action. Social Science Bases of Administrative Theory. N.Y., 1967.

где бы производились их аналоги, поэтому в данном случае трансфертная цена устанавливается в результате переговоров между заказчиком и поставщиком, так как сильна обратная связь между ними.

На выбор той или иной модели трансфертного ценообразования влияет также социальная среда внутри компании, а именно — уровень доверия в организации между отдельными подразделениями. В работах, посвященных данной проблематике (М. Грановеттер), утверждается и доказывается, что в условиях высокого доверия между подразделениями информация о деятельности компании распространяется быстро, что в свою очередь ослабляет требование обязательного вмешательства центра. Поэтому появляется возможность устанавливать трансфертную цену в результате переговоров между менеджерами подразделений, которые будут менее длительными, так как доверие друг к другу высоко14.

Низкий уровень доверия между отдельными подразделениями препятствует свободному распространению информации, вызывает необходимость вмешательства центра, следовательно, трансфертные цены должны устанавливаться административно, т.е. либо приравниваться к рыночной цене, либо определяться на основе использования затратного подхода.

Немаловажен фактор стабильности окружающей среды. Подразумевается, что фирмы, функционирующие в относительно более стабильных условиях, могут делать более реалистичные прогнозы как относительно собственного развития, развития конкурентов, так и изменений в отраслевом спросе. В более стабильных условиях фирмам предпочтительнее использовать рыночно-ориентирован-ные цены15.

Кроме того, стабильность условий предполагает также стабильность используемых технологий, а значит, производимый продукт или полуфабрикат становится все более стандартизованным, поэтому применение рыночной цены при взаиморасчетах становится оправданным.

При нестабильности и неопределенности, напротив, расчет трансфертной цены на основе рыночной, невозможен. Рыночные условия постоянно меняются, прогнозы сделать практически невозможно, также часто меняются технологии. В таких случаях предполагается расчет трансфертной цены на основе затратного подхода.

Наконец, можно отметить фактор внешней социальной сре-ды16. Выбор той или иной модели трансфертного ценообразования

14 Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embedded-ness // American J. of Sociology. 1985. N 3. P. 481—510.

15 Brews P., Hunt M. Learning to Plan and Planning to Learn: Resolving the Planning School (learning school debate) // Strategic Management J. 1999. N 20 (10). P. 889—913.

16 Granovetter M. Op. cit. P. 481—510.

зависит от таких институциональных факторов, как регулирующие деятельность данной компании нормативы, нормы и правила поведения в данной отрасли.

Таким образом, анализ теоретических источников и эмпирических исследований показал, что проблема трансфертного ценообразования является объектом анализа многих ученых-экономистов, начиная с 50—60 гг. двадцатого века. Все шесть подходов к определению трансфертной цены, предложенные в теории, имеют как свои достоинства, так и недостатки, которые следует учитывать при выборе той или иной модели на практике. Кроме того, на выбор модели трансфертного ценообразования влияют факторы как микроуровня, касающиеся внутренних характеристик организации, так и макроуровня, характерные для отрасли в целом, как в пределах одной страны, так и за ее пределами, в особенности это значимо для международных компаний.

Список литературы

Ackelsberg R., Yukl G. Negotiated Transfer Pricing and Conflict Resolution in Organizations // Decision Sciences. 1979. N 10.

Adler R. Transfer Pricing for World-Class Manufacturing // Long Range Planning. 1996. N 29 (1).

Baumol W.J., Fabian T. Decomposition, Pricing for Decentralization and External Economies // Management Science. 1964. Sept.

Brews P., Hunt M. Learning to Plan and Planning to Learn: Resolving the Planning School (learning school debate) // Strategic Management J. 1999. N 20(10).

Dean J. Decentralization and Intracompany Pricing // Harvard Business Review. 1955. N 33.

Eccles R. The Transfer Pricing Problem: A Theory for Practice. Lexington, 1985.

Goetz B. Transfer Prices: an Exercise in Relevancy and Goal Congruence // Accounting Review. 1967. N 42.

Gordon M.J. A Method of Pricing for a Socialist Economy // Accounting Review. 1970. N 45.

Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness // American J. of Sociology. 1985. N 3.

Hirshleifer J. On the Economics of Transfer Pricing // J. of Business. 1956. N 29.

Onsi M. A Transfer Pricing System Based on Opportunity Cost // Accounting Review. 1970. N 45.

Sidgwick H. The Principles of Political Economy. 3rd ed. London, 1901.

Thompson J. Organizations in Action. Social Science Bases of Administrative Theory. N.Y, 1967.

Wells M.C. Profit Centers, Transfer Prices and Mysticism // Abacus. 1968. Vol. 4. N 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.