Научная статья на тему 'Альтернативные методы управления экономической безопасностью транспортного предприятия'

Альтернативные методы управления экономической безопасностью транспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В УПРАВЛЕНИИ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / TRANSPORT COMPANY ECONOMICS / ECONOMIC SAFETY OF A TRANSPORT COMPANY / TRANSPORT COMPANY SAFETY MANAGEMENT METHODS / ECONOMIC METHODS IN SAFETY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корезин А. С., Поскочинова О. Г.

В статье рассматриваются некоторые операционные и финансовые методы, способствующие реализации унифицированного подхода к управлению факторами угроз экономической безопасности транспортного предприятия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article some operational and financial methods, contributing to an integrated transport company safety management, are considered.

Текст научной работы на тему «Альтернативные методы управления экономической безопасностью транспортного предприятия»

нительными затратами (штрафные санкции, пени).

Антикризисное управление должно быть направлено на поддержание рационального соотношения между уровнем и динамикой дебиторской и кредиторской задолженности. Рациональным следует считать соблюдение следующих соотношений:

1) общая сумма дебиторской задолженности должна превышать или уравновешивать сумму кредиторской задолженности. Это — одно из условий обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, дебиторская

задолженность — важнейший источник погашения кредиторской задолженности. Инкассация дебиторской задолженности по срокам и суммам должна сочетаться с планируемым погашением кредиторской задолженности;

2) оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности должна быть сопоставима. Средняя продолжительность одного оборота в днях должна быть меньше, чем продолжительность оборота дебиторской задолженности, а среднее число оборотов дебиторской задолженности должно превышать оборачиваемость кредиторской.

Список литературы

Электронный ресурс http://www.gks.ru

УДК 614.8(075.8) А. С. Корезин,

д-р. экон. наук, профессор, СПбГУСЭ;

О. Г. Поскочинова,

канд. экон. наук, доцент, СПбГУЭФ

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ALTERNATIVE METHODS OF TRANSPORT COMPANY ECONOMIC

SAFETY MANAGEMENT

В статье рассматриваются некоторые операционные и финансовые методы, способствующие реализации унифицированного подхода к управлению факторами угроз экономической безопасности транспортного предприятия.

In the article some operational and financial methods, contributing to an integrated transport company safety management, are considered.

Ключевые слова: экономика транспортного предприятия, экономическая безопасность транспортного предприятия, методы управления экономической безопасностью транспортного предприятия, экономические методы в управлении безопасностью.

Key words: transport company economics, economic safety of a transport company, transport company safety management methods, economic methods in safety management.

л са

МОГ

университета водных коммуникаций

РАДИЦИОННЫИ подход к управлению экономическими аспектами безопасности транспортных предприятий связан преимущественно с применением систем финансирования убытков: как покрыть их так, чтобы предприятие могло быстро восстановиться после возникновения какого-либо неблагоприятного инцидента. Основными методами реализации данной цели являются страхование и хеджирование, которые могут защищать денежные потоки от внезапных перепадов и обеспечивать непрерывное и достаточное финансирование программы инвестиций. Однако с точки зрения повышения уровня экономической безопасности предприятия эти системы недостаточно эффективны, так как имеют ряд существенных проблем, в частности они:

— применимы только к определенным типам угроз (рисков);

— требуют постоянных и существенных затрат;

— заключают контрагентные риски;

— подвержены рискам рынка деривати-вов и страхового рынка.

Указанные проблемы страхования и хеджирования диктуют необходимость поиска альтернативных, более эффективных методов, основанных на реализации унифицированного (или интегрированного) подхода к локализации факторов угроз экономической безопасности. Среди таких методов можно выделить как операционные, так и финансовые, а также их сочетания, а именно:

— операционные корректировки (модифицирование бизнес-процессов или их параметров);

— стратегические организационные изменения (структурные модификации в масштабе предприятия);

— реальные опционы;

— альянсные стратегии;

— комбинирование финансовой и страховой защиты;

— управление структурой капитала 02 предприятия;

— резервное финансирование. Рассмотрим возможности и особенности применения данных подходов.

Простой пример операционных корректировок — это когда судоходная компания по-

средством изменения структуры фрахтовых контрактов может снизить свою зависимость от колебаний цен на топливо. Когда цены растут, компания может изменить соотношение в пользу тайм-чартера, а когда цены относительно стабильны — увеличивать долю спотовых контрактов (это зависит также и от конъюнктуры фрахтового рынка). Кроме того, высокому расходу топлива могут способствовать устарелость судов, а также их класс, поэтому своевременная продажа такого флота и предусмотрительные контракты на поставку новых судов нужного класса также помогают решить данную проблему.

Наиболее известный метод стратегических организационных изменений — диверсификация деятельности предприятия — может служить средством нейтрализации и локализации факторов угроз экономической безопасности различного характера в масштабе всего предприятия. В этом аспекте ее можно рассматривать как метод распределения рисков и угроз безопасности в пределах предприятия с целью снижения их концентрации. Для нефинансовых компаний диверсификация означает разработку сегмента бизнеса, напрямую не связанного с традиционной специализацией. Так, наиболее актуальным для транспортных компаний видом диверсификации является сочетание перевозок с логистическим бизнесом (распространением товаров — дис-трибьюцией, ведением складского хозяйства, комиссионными проверками и т. п.), для чего развивается соответствующая инфраструктура. Также перевозки могут осуществляться в одном географическом регионе или в различных регионах, на различных фрахтовых рынках. Можно говорить и о диверсификации флота, диверсификации по видам грузов или по маршрутам, а также о диверсификации по капиталу (собственному и заемному).

Когда материальные или нематериальные активы предприятия используются для производства нескольких видов услуг или в нескольких географических точках, возникает эффект экономии на масштабах. Материальные активы могут включать мощности, обеспечивающие услуги сезонного, переменного спроса, и даже услуги, спрос на которые характеризуется долговременными снижени-

ями, а также основные фонды с избыточной производственной мощностью. В состав нематериальных активов могут входить компетенция менеджеров, технические знания, существующие системы логистики, деловая репутация.

В управлении стратегическими организационными изменениями в целях обеспечения и развития системы экономической безопасности транспортного предприятия значительной ценностью могут обладать реальные опционы [1, 3, 6]. В этом контексте целесообразность их использования основывается на той предпосылке, что исследование и резервирование возможностей (опционов) содействует многовариантному устойчивому развитию предприятия и является, таким образом, фактором повышения его экономической безопасности. Поэтому если при оценке любого проекта изменений учитываются гибкие варианты развития, менеджеры получают вознаграждение за поиск и использование всех возможностей усовершенствования и роста, а не за затратное страхование на случай провалов проекта.

Представим, что мы следим за ходом развития проекта и, в случае если дела пойдут плохо, можем отказаться от него (опцион отказа). Можно исключить худшие исходы проекта и тем самым увеличить его ожидаемую ценность. С другой стороны, мы в состоянии отслеживать возможности и, если они возникают, корректировать используемый подход и тактику проекта, чтобы воспользоваться ими (опцион усовершенствования), что также увеличивает ожидаемую ценность проекта. Наконец, может случиться так, что мы сумеем выявить возможности, которые сначала даже не прогнозировались (и поэтому не включены в «возможный диапазон»). Если мы их каким-либо образом выявим и воспользуемся ими, то еще более увеличим ценность проекта.

В проектах широко используются формальные решения типа «годен / не годен». Работа ведется этапами, такими как выработка требований к проекту, оценка осуществимости, составление спецификаций, детальная разработка, испытания и запуск или внедрение. В конце каждой фазы находится

«шлюз» — точка, в которой управляющие проектом могут повторно оценить вероятность достижения поставленных целей и в свете этой оценки решить, стоит ли продолжать. Когда достижение определенных «требуемых» критериев или получение дохода становятся маловероятными, принимается официальное решение прекратить проект. Такое прекращение может оказать сильное положительное воздействие на бизнес: ранний отказ от проигрышных проектов высвобождает дефицитные и ценные ресурсы для проектов с более высокой потенциальной ценностью. Это позволяет предприятию увеличивать число начатых проектов — ведь до стадии осуществления доходят только самые ценные.

У транспортной компании или судостроительного предприятия есть по крайней мере две возможности воспользоваться новым поворотом событий в процессе инициирования изменений — три «опциона усовершенствования»:

— опцион на смену целевого рынка;

— опцион на улучшение каких-либо технических характеристик;

— опцион на улучшение свойств конечного продукта.

Для использования этих опционов необходимо, чтобы была отодвинута точка, после которой уже запрещено изменение характеристик продукта. Любое изменение спецификации в ходе проекта влечет за собой увеличение расходов, так как работу по созданию спецификации приходится выполнять повторно. Страх перед таким дублированием ведет к широкому применению следующего правила: «Замораживаем спецификации как можно раньше». Как только команда поняла характер опциона усовершенствования, она может, взвесив издержки и выгоды, принять решение о необходимости изменений. На практике использование опционов усовершенствования затрудняется к концу проекта, так как именно в это время резко увеличиваются расходы.

Возьмем, к примеру, компанию «Cargo Lifter» — германского разработчика воздушных судов для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. При разработке своего первого судна компания до последнего

капитала после понесенных убытков, когда цена на акции снижена, компания выпускает опцион на продажу своих собственных акций другой стороне по оговоренной цене (опцион может включать и второе условие, например потерю собственности или убытки в результате выполнения обязательств). Это позволяет компании привлечь капитал на выгодных для нее условиях так, что она может полностью использовать свои инвестиционные возможности.

Перспективы описанных выше инструментов обусловлены тем обстоятельством, что в последние несколько десятилетий в корпоративном страховании, особенно страховании крупных предприятий (среди которых крупные морские перевозчики), наблюдается спад.

В целом предприятия с более низким долговым рычагом реже прибегают к достаточно дорогим формам защиты активов — хеджированию и страхованию. В то же время предприятия, которым невыгодно отказываться от преимуществ заимствований, должны искать пути и способы снижения искажающего влияния долга (усугубляющегося непредвиденными потерями) на финансовые потоки.

Таким образом, с финансовой точки зрения в целях управления своей экономической безопасностью транспортным предприятиям необходимо, с одной стороны, постоянно искать альтернативные источники финансовых ресурсов и, с другой — искать способы сокращения издержек и повышения стоимости бизнеса.

Список литературы

1. Huchzermeier A., Loch C. Project management under risk: using the real options approach to evaluate flexibility in R&D. Management Science, 2000.

2. Loch C. Cross-Air, Case Study. INSEAD, 1999.

3. Loch C., Bode-Greuel, K. Expansion options: evaluating strategic opportunities from research projects, working paper. INSEAD, 2000.

4. Meulbroek L. Total Strategies of Corporate Risk Control, in Pickford, J. (ed.); Mastering Risk, Volume 1: Concepts. — London: Pearson, 2001.

5. Punter A. New solutions for the financing of risk // Journal of Insurance Research & Practice. — Chartered Insurance Institute. — 2000. — № 2, July.

6. Trigeorgis L. Real Options, Cambridge. — MA: MIT Press, 1997.

УДК 338.24 Т. В. Санжиева,

аспирант, СПГУВК

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

И РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА

MANAGEMENT OF RISKS OF THE SHIPPING COMPANY ON THE BASIS OF INTEGRATION OF THE BALANCED SCORECARD AND RISK-MANAGEMENT Í169

В статье рассматривается концептуальный подход к формированию интегрированной модели управления рисками на основе использования инструментария сбалансированной системы показателей судоходных компаний. Определен ряд особенностей функционирования судоходных компаний в процессе их развития в условиях современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.