Научная статья на тему 'АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ'

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ НАСЕЛЕНИЯ / ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИСТРЫ / POPULATION CENSUS / ALL-RUSSIAN POPULATION CENSUS / ALTERNATIVE METHODS OF POPULATION CENSUS / REGISTERS / STATISTICAL DATA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Здравчева А.К., Кононова Ю.В.

Автором статьи высказаны соображения по поводу перехода российской статистики к альтернативным методам переписи населения, связанной с использованием комбинированных методов, созданию регистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERNATIVE POPULATION CENSUS METHODS

The authors of the article expressed views on the transition of Russian statistics to alternative census methods associated with the use of combined methods and the creation of registers.

Текст научной работы на тему «АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ»

механизмом установления режима законности во всех сферах современной правовой действительности.

УДК 311.213

Здравчева А.К. студент 3 курс направление подготовки «Экономика»

Кононова Ю.В. студент 3 курс направление подготовки «Экономика» Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе

Россия, г. Севастополь АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ Аннотация: автором статьи высказаны соображения по поводу перехода российской статистики к альтернативным методам переписи населения, связанной с использованием комбинированных методов, созданию регистров.

Ключевые слова: учет населения, Всероссийская перепись населения, альтернативные методы переписи населения, регистры.

Zdravcheva A.K student 3 year, "Economics" Kononova Yu. V. 3year, "Economics" Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol ALTERNATIVE POPULATION CENSUS METHODS Annotation: the authors of the article expressed views on the transition of Russian statistics to alternative census methods associated with the use of combined methods and the creation of registers.

Keywords: population census, All-Russian population census, alternative methods of population census, registers, statistical data.

Вопросы методологии и организации переписи населения являются причинами неутихающих споров в Российской Федерации, а также во многих странах мира. Дискуссии вызваны нецелесообразно огромными затратами на проведение данной статистической операции, а также переоценкой точности и правдоподобности данных, полученных в результате переписи населения.

Перепись - это процесс сбора информации о составе и численности населения. Целью переписи является получение социальных, экономических и демографических данных о людях, проживающих в данной стране. Перепись населения проводится каждый 10 лет (2010 год, 2020 год, 2030 год и т.д.) согласно решению Правительства Российской Федерации. Данный

учет необходим для получения конкретных демографических показателей, а именно численности и состава населения на критический момент времени, данных об условиях жизни. Периодическая перепись населения позволяет отслеживать динамику этих факторов, а также является базой для прогнозных расчетов численности населения и перспектив социально-экономической ситуации в стране. На основе результатов переписи административная единица решает важные стратегические вопросы, связанные с образованием, здравоохранением и транспортом.

Перепись населения, несомненно, одна из самых дорогостоящих статистических операций, проводимых в нашей стране. По данным Федеральной службы государственной статистики, расходы на перепись населения в 2020 году будут составлять порядком 50 млрд рублей. Насколько сопоставимы данные затраты с точностью традиционной переписи населения? Для того чтобы ответить на поставленный вопрос рассмотрим типичные ошибки данного типа переписи:

1) Недоучет детей до одного года.

2) Аккумуляция возрастов. Возрастная аккумуляция, то есть значительное, по сравнению с другими возрастами, сосредоточение людей в возрастах, оканчивающихся на 0 или 5, возникает из-за предрасположенности людей округлять свой возраст в вопросах переписи или же из-за того, что опрашиваемый не знает точный возраст переписываемого лица.

3) Завышенная численность пожилых.

4) Двойной учет подвижных групп населения. Это относится к мужчинам, призванным на службу в армию, студентам, обучающимся за пределами города проживания родителей, людей, имеющим несколько мест постоянного проживания и др.

Также имеет место проблема «закрытых дверей». Проявляется в нежелании лиц участвовать в переписи, открывать двери и общаться с незнакомыми лицами, а также предоставлять какую-либо информацию о численности и составе домохозяйства. В таких случаях распространена практика самостоятельного внесения переписчиком недостоверных фактов о домохозяйстве.

В связи с этими недостатками стоит обратить внимание на альтернативные способы переписи.

Регистр населения - перечень населения, предназначенный для административного учета жителей. Регистры значительно сокращают трудовые затраты по сбору данных о народонаселении, так как многие сведения могут собираться автоматически. В регистрах чаще всего содержатся данные пенсионного фонда, полиции, медицинского страхования и др. Расширенные регистры могут содержать сведения о семейных и родственных связях; об умерших; лицах, временно находящихся на территории.

Для введения регистров; для поддержания качества хранящейся в них информации; для обеспечения четкого взаимодействия административных инстанций и для обеспечения надлежащего юридического контроля требуются значительные финансовые вложения.

Но на примере Дании и Финляндии, использующих регистры при переписи населения, можно продемонстрировать экономию и эффективность данного метода. Эти страны отработали механизм, который позволяет переписывать население без его непосредственного участия, что в свою очередь позволяет значительно сократить расходы, связанные, например, с оплатой труда переписчикам, которые посещают домохозяйства. Из-за перманентной доступности данных регистров перепись населения может проводиться ежегодно. Что в свою очередь позволит составлять более четкие перспективные прогнозы.

Существует еще один метод, который является более эффективным по сравнению с переписью на местах. Это комбинирование традиционной переписи с регистрами. Некоторые сведения, которые представляют интерес для статистики или требуются для специальных прогнозов, могут отсутствовать в регистрах, поэтому это вынуждает сочетать сведения, полученные из переписи на местах, со сведениями, находящимися в регистрах. Но комбинация данных методов является очень дорогостоящей и более времязатратной по сравнению с традиционной переписью или ведением регистров, зато этот способ является самым эффективным. Данный метод в 2001 году был применен такими странами, как Испания, Эстония, Италия, Литва, Латвия и Чешская Республика.

Такой дорогостоящий, но весьма эффективный метод можно сделать более экономным, сочетая регистры со сведениями из уже существующих обследований. Это позволит избежать переписи населения на местах. Но данный метод предполагает четкое совмещение данных на одного человека, находящихся в материалах различных обследований, что может вызвать трудности. Данный способ опробовали Нидерланды в 2001 году и Словения в 2011.

Таким образом, Россия может последовать примеру других стран посредством модернизации в области сплошного обследования населения. Несомненно, приведенные выше способы так же являются весьма затратными, но создание регистров и, например, сочетание их с уже имеющимися данными из существующих обследований, позволят проводить ежегодные переписи и получать актуальные данные, которые, в свою очередь, дадут возможность для более качественных прогнозов и оценок демографического состояния в населенном пункте/регионе/стране.

Использованные источники:

1. Этнологический мониторинг переписи населения //Под редакцией В.В. Степанова. -М.: ИЭА РАН, 2011. С. 478-483

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. 1999.

3. Пьянкова А.И. Традиционный и альтернативные методы проведения переписей населения: диссертация кандидата социологических наук / Высшая школа экономики, Москва, 2015

УДК 37.02 +378

Зимакова Е. С.

Старший преподаватель кафедры ИЯПК Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н. Г. Столетовых Россия, г. Владимир МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В

НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Аннотация. В данной публикации рассматривается вопрос о применении инновационных технологий в обучении иностранным языкам. Это не только новые формы и методы обучения, но и новый подход к процессу обучения. На сегодняшнем этапе развития науки, техники, международной торговли используется много традиционных методов преподавания иностранных языков, которые достаточно эффективны.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, иностранный язык, метод проектов, личностно-ориентированное обучение, интегративная учебная программа.

Zimakova E.S.

Senior Tutor of the Department FLPC Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs

Russian Federation, Vladimir METHODS AND TECHNOLOGY FOR STUDENT-CENTRED LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

IN NOT LANGUAGE HIGH SCHOOL Annotation. This publication discusses the use of innovative technologies in teaching foreign languages. This is not only new forms and methods of teaching, but also a new approach to the learning process. At the present stage of development of science, technology and international trade many traditional methods of teaching foreign languages are used, which are quite effective.

Keywords: innovative teaching methods, foreign language, project method, personality-oriented learning, integrative curriculum.

Иностранный язык как учебный предмет имеет большой потенциал для создания условий для культурного и личностного развития учащихся. Социальный порядок общества в области образования ставит задачу развития личности учащегося, повышения гуманистического содержания обучения, более полной реализации образовательного и развивающего потенциала предмета по отношению к индивидуальности каждого учащегося. Поэтому не случайно, что основной целью обучения на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.