Научная статья на тему 'АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В КАЧЕСТВЕ ТРАНСПОРТНЫХ МАРШРУТОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОД И БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА'

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В КАЧЕСТВЕ ТРАНСПОРТНЫХ МАРШРУТОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОД И БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧНОЙ БАССЕЙН / РЕКА / РУЧЕЙ / ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ / РУСЛО / ВОДОХРАНИЛИЩЕ / ТРАНСПОРТНЫЙ МАРШРУТ / ИСТОК / ВОДНЫЙ РЕСУРС / ПРИТОК / РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ / ПРИЧАЛ / РЕЧНЫЕ СУДА / ТЕПЛОХОД

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Затолокина Н.М., Барышенская О.Н.

Рассмотрена и изучена возможность внедрения водного транспорта на территории города Белгород и района с целью рассредоточения пассажиропотока ввиду автомобильных пробок, а также введения туристических и экскурсионных мероприятий на прогулочном речном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERNATIVE USE OF WATER BODIES AS TRANSPORT ROUTES ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF BELGOROD AND THE BELGOROD REGION

The possibility of introducing water transport on the territory of the city of Belgorod and the district in order to disperse passenger traffic due to traffic jams, as well as the introduction of tourist and excursion activities on recreational river transport, is considered and studied.

Текст научной работы на тему «АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В КАЧЕСТВЕ ТРАНСПОРТНЫХ МАРШРУТОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОД И БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА»

DO: 10.24411/2619-0761-2021-10020 УДК 656.629

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В КАЧЕСТВЕ ТРАНСПОРТНЫХ МАРШРУТОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОД И БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА

Затолокина Н.М. *, Барышенская О.Н.

Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, г. Белгород, Россия

*E-mail: nm-zatolokina@yandex. ru

Аннотация. Рассмотрена и изучена возможность внедрения водного транспорта на территории города Белгород и района с целью рассредоточения пассажиропотока ввиду автомобильных пробок, а также введения туристических и экскурсионных мероприятий на прогулочном речном транспорте.

Ключевые слова: речной бассейн, река, ручей, водный объект, русло, водохранилище, транспортный маршрут, исток, водный ресурс, приток, речной транспорт, причал, речные суда, теплоход.

Введение.

Яагрузка на городские дороги с каждым годом увеличивается. Количество машин растёт в геометрической прогрессии, а дорожная сеть утопает ежедневно в многокилометровых пробках. В настоящее время белгородских автолюбителей «спасают» реконструкции перекрестков, двухуровневые развязки, «умные» светофоры, глобальная реконструкция улицы Щорса. Пробки образуются из-за высокой степени автомобилизации населения и ограниченности улично-дорожной сети [6].

Мы предлагаем часть пассажиропотока, которая приходится на рабочее население Белгородского и Шебекинского района, а именно, поселка Разумное, Маслова Пристань и других населенных пунктов, рассредоточить за счет внедрения водного транспорта на неиспользуемый в данный момент участок реки от Железнодорожного вокзала города Белгород до поселка Маслова Пристань. А также этот же участок реки использовать с целью туризма для жителей и гостей города, внедряя прогулочные и экскурсионные мероприятия.

Целью является изучение возможности альтернативного использования водных объектов города Белгорода и Белгородской области в качестве транспортных маршрутов.

Основная часть. Все речные бассейны терр итории Белгородской области относятся к бассейнам Днепра и Дона, соответственно Черного и Азовского морей. В северо-западной части Белгородской области выражен водораздел широтного направления протяженностью 231 км (до бассейна р. Оскол), определяющий направления течения рек к юго-западу и югу, с одной стороны, и к северу и северо-западу, с другой стороны. Он проходит по северной границе таких речных бассейнов, как В орскла и Северский Донец с притоками левобережья его бассейна - реки Разумная, Корень, Нежеголь, Волчья (рис. 1).

На территории Белгородской области насчитывается 217 речных бассейнов с о б ще й площадью 27133 км2. На бассейны рек Дона приходится 79 % площади Белгородской области, а на бассейны рек Днепра - 21 %.

В Белгородской области насчитывается 45 8 р ек и ручьев различной длины общей протяженностью 4025 км, из них 105 в од отоков имеют длину более 10 км (рис. 2) [1].

Белгородская область относится к малообеспеченным водным ресурсам регионам России. По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области 0,924 % территории

© ®

Содержимое этой работы может использоваться в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution 4.0. Любое дальнейшее распространение этой работы должно содержать указание на автора (ов) и название работы, цитирование в журнале и DOI.

области находится под водой, кроме того на площади 22570 га (0,83 % от общей территории области) представлены болота.

В Белгородской области построено более 1000 прудов и водохранилищ, из них 421 объемом 100 тыс. м3 и более. Наиболее

крупными водохранилищами являются Старооскольское на реке Оскол объемом 97 млн. м и Белгородское на реке С еверский Донец - 76 млн. м3, которые построены для целей промышленного водоснабжения [2].

Рис. 1. Основные речные бассейны в границах Белгородской области

Рис. 2. Основные реки и ручьи Белгородской области

В данной работе мы рассмотрим характеристику рек Северский Донец и Везелка, так как именно эти реки мы будем предлагать для использования в качестве транспортных маршрутов.

Северский Донец - самый крупный приток Дона. Северский Донец пересекает область в направлении с северо-востока на юго-запад до города Белгород, а затем поворачивает на юго-восток. Свое начало берет на Среднерусской возвышенности,

около села Подольхи в Прохоровском районе. Исток расположен на высоте около 200 м над уровнем моря. Водные ресурсы бассейна реки Северский Донец представлены водотоками, прудами и родниками. В Белгородской области Северский Донец течет по землям Прохоровского, Яковлевско-го, Белгородского и Шебекинского районов. Затем пересекает границу России и Украины, но снова возвращается в Россию и уже в Ростовской области впадает в Дон (рис. 3).

Рис. 3. Бассейн реки Северский Донец

Река Везелка (Болховец) - правый приток Северского Донца. Площадь бассейна составляет 409,5 км2, общая длина реки -28,1 км. Она является основной рекой города Белгород: на ее водосбор приходится 55 % площади городских земель. Из общей длины

реки в границах города находится 10-ти километровый участок низовья (9,75 км). Имеет притоки: Искринка (левый приток, впадает возле села Стрелецкое) и Гостенка (правый приток, впадает на окраине Белгорода) (рис. 4) [3].

Рис. 4. Река Везелка

Белгород - организационный центр транспортной системы области. Большая часть занятых в транспортных организациях, зарегистрированных как юридические лица в Белгороде, функционирует вне города. Из общей численности занятых на транспорте и связи 28 тыс. чел. в самом Белгороде работает всего 9,3 тыс. чел. или 1/3 (табл.) [5].

В городе Белгород широко развит наземный транспорт, который является основным средством передвижения населения; а также используется воздушный транспорт вследствие нахождения международного

аэропорта и другие виды транспорта. Таким образом, абсолютно отсутствует речной транспорт, несмотря на то, что есть возможности для его внедрения и развития в качестве еще одного средства передвижения населения [4].

Город склонен к автомобильным пробкам, которые наносят негатив гражданам и отнимают их время (рис. 5).

Учитывая рост автомобилистов и не принимая никаких действий для улучшения обстановки, следует ждать лишь ухудшения ситуации на дорогах.

Таблица

Структура транспортного комплекса, базирующегося в Белгороде

Отрасли транспорта и связи Количество предприятий Численность занятых, тыс. чел. Структура по числу занятых, %

Транспорт: 221 19,0 68,7

железнодорожный 13 14,3 51,9

автомобильный 53 2,4 8,5

городской электротранспорт (троллейбусный) 1 0,9 3,2

трубопроводный 1 0,2 0,8

авиационный 5 0,5 1,7

Погрузо-разгрузочные работы 71 0,5 2,0

Обслуживание транспорта 77 0,2 0,7

Связь 62 8,6 31,2

Итого транспорт и связь 283 27,6 100,0

Рис. 5. Загруженность автодорог в городе Белгород

Поэтому мы предлагаем внедрить вод- Маслова Пристань Шебекинского района в

ный транспорт на неиспользуемый в данный качестве маршрута для передвижения

момент участок реки от Железнодорожного пассажиров (рис. 6). вокзала города Белгород до поселка

Рис. 6. Предполагаемый маршрут и его протяженность

А также использовать водный транспорт не только для пассажироперевозок из-за автомобильных пробок, но и ввести экскурсионные и прогулочные мероприятия для жителей и гостей нашего края.

Для предлагаемых вариантов использования водного транспорта данный маршрут протяженностью 23,3 км может использоваться. Планируется обустройство семи причалов (остановок) (рис. 7):

1. Первая остановка вблизи Железнодорожного вокзала по причине его месторасположения в центре города с доступом для большинства граждан;

2. Вторая остановка вблизи улицы Волчанской. нахождения рядом важного промышленного района «Крейда», на заводах и предприятиях которого задействовано рабочее население города Белгород и близлежащих поселений. А также рядом расположена рекреационная зона лесопарка «Сосновка», откуда отдыхающие и туристы смогут переправляться вдоль всего урочища по нашему маршруту;

3. Третья остановка находится вблизи улицы Песчаной по причине доступности к

располагается По причине

самой улице и поселку Разумное. Здесь также продолжается рекреационная зона;

4. Четвертая остановка находится вблизи села Соломино Белгородского района, которая будет удобна для жителей села Соломино, поселков Разумное, Таврово, Дубовое. Также рядом располагается рекреационная зона «Пикник-парк», куда возможно добраться только на личном автомобиле, либо на общественном транспорте. Водный транспорт будет дополнять существующие виды транспорта и, как никогда удобен жителям города, чтобы беспроблемно отправиться к месту отдыха;

5. Пятая остановка располагается вблизи улицы Придорожной села Нижний Ольшанец. Она также позволит жителям села добираться до своих мест проживания, а туристам изучать окрестности;

6. Шестая остановка будет располагаться вблизи села Пуляевка, которая будет следовать предыдущим целям;

7. Седьмая остановка, заключительная, будет располагаться вблизи поселка Маслова Пристань Шебекинского района.

Рис. 7. Расположение остановок по пути следования водного транспорта

К сожалению, не по всему маршруту река имеет широкое русло, в некоторых местах, а именно, вблизи первой и второй остановки, его требуется расширить, а в некоторых и углубить.

Предлагаемые суда, которые могут использоваться в качестве речного транспорта:

- Каштан (проект Д-055) - двухпалубный пассажирский теплоход для местных линий («речной трамвай»). Они строились

в С оветском Союзе, начиная с 1970-х годов. Большинство выпущенных «Каштанов» эксплуатируется в Киеве. Длина - 34 метра, шири на - 5,5 метров, пассажировмести-мость - 210 человек (рис. 8);

- «Москвич» (проекты 515, 544) - серия прогулочных речных теплоходов (речных трамваев). Длина - 27,25 м, ширина - 4,80 м, пассажировместимость: до 150 человек (рис. 9) [7].

Рис. 8. Теплоход «Каштан»

Рис. 9. Теплоход «Москвич»

Заключение. На основании данных было предложено использование бассейна рек Северский Донец и Везелка как маршрута перевозок пассажиров с целью улучшения ситуации загруженности дорог города Белгород. А также для проведения экскурсионных мероприятий для жителей и гостей города. Особенности водного транспорта заключаются в наличии естественных путей, не требующих больших затрат. Для нашего города такое введение было бы нечто новое, к чему бы потянулось население.

Литература

1. Лисецкий Ф.Н., Дегтярь А.В.,. Буряк Ж.А. [и др.] Реки и водные объекты Белого-рья. Белгород: Константа, 2015. 362 а

2. Белеванцев В.Г. Лесистость и речная с еть среднерусского Белогорья в 1780-х, 1880-хи 1980-х гг. // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6.

3. Болото Моховое (Белгородская область) // Водно-болотные угодья России. URL: http://www.fesk.ru/

4. Генеральный план городского округа «Город Белгород». URL: https:// fgistp.economy. gov. ru.

5. Структура транспортного комплекса. URL: https://belapk.ru.

6. Дорожная ситуация. URL: https:// bel.ru/news/city/.

7. Водный транспорт. URL: http://sea-transport.ru/teplohodi/.html.

Контактные данные:

Затолокина Наталья Михайловна, эл. почта: nm-zatolokina@yandex.ru Барышенская Ольга Николаевна, эл. почта: olyabaryshenskaya@mail.ru

© Затолокина Н.М., Барышенская О.Н., 2021

ALTERNATIVE USE OF WATER BODIES AS TRANSPORT ROUTES ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF BELGOROD AND THE BELGOROD REGION

N.M. Zatolokina*, O.N. Baryshenskaya

Belgorod state technological university named after V.G. Shoukhov, Belgorod, Russia

*E-mail: nm-zatolokina@yandex. ru

Abstract. The possibility of introducing water transport on the territory of the city of Belgorod and the district in order to disperse passenger traffic due to traffic jams, as well as the introduction of tourist and excursion activities on recreational river transport, is considered and studied.

Keywords: river basin, river, stream, water body, riverbed, reservoir, transport route, source, water resource, tributary, river transport, berth, river vessels, motor ship.

References

1. Liseckij, F.N., Degtyar', A.V., Buryak, Zh.A. [i dr.]Reki i vodnye ob"ekty Belogor'ya [Rivers and water bodies of Belogorye]. Belgorod: Konstanta, 2015. 362 p. (rus)

2. Belevancev, V.G. Lesistost' i rechnaya set' srednerusskogo Belogor'ya v 1780-h, 1880-hi 1980-h gg. [Forest cover and river network of the Central Russian Belogorie in the 1780s, 1880s and 1980s] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 6. (rus)

3. Boloto Mohovoe (Belgorodskaya oblast') [Swamp Mokhovoe (Belgorod region)] // Vodno-bolotnye ugod'ya Rossii. URL: http://www.fesk.ru/. (rus)

4. General'nyj plan gorodskogo okruga «Gorod Belgorod» [General plan of the urban district "City of Belgorod"]. URL: https:// fgistp.economy.gov.ru. (rus)

5. Struktura transportnogo kompleksa [The structure of the transport complex]. URL: https://belapk.ru. (rus)

6. Dorozhnaya situaciya [Traffic situation]. URL: https://bel.ru/news/city/. (rus)

7. Vodnyj transport [Water transport]. URL: http://sea-transport.ru/teplohodi/.html. (rus)

Contacts:

Natalya M. Zatolokina, nm-zatoiokina@yandex.ru Oiga N. Baryshenskaya, oiyabaryshenskaya@maii.ru

© Zatolokina, N.M., Baryshenskaya O.N., 2021

Затолокина Н.М., Барышенская О.Н. Альтернативное использование водных объектов в качестве транспортных маршрутов на примере города Белгород и Белгородского района //Вектор ГеоНаук. 2021. Т.4. №2. С. 63-69. DOI: 10.24411/2619-0761-2021-10020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zatolokina, N.M., Baryshenskaya O.N., 2021. Alternative use of water bodies as transport routes on the example of the city of Belgorod and the Belgorod region. Vector of Geosciences. 4(2). Pp. 63-69. DOI: 10.24411/2619-0761-2021-10020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.